О РОССИИ С ОКСФОРДСКИМ АКЦЕНТОМ Рец. на: BordjugovG., DevyatovS., Kotelenets E., TitkovA.
Russia: A History of the Twentieth Century:
Мат-лы к курсу лекций / Transl. ed. By M. Kupriyanova. -M., 2009. - 288 p. - Тир. 1000 экз.
Книга российских историков Геннадия Бордюгова, Сергея Девятова, Елены Котеленец и Алексея Титкова представляет собой один из первых удачных опытов краткого англоязычного изложения истории России XX в. в одном учебнике.
Авторы учебника, имеющие опыт работы в крупнейших университетах и исследовательских центрах Англии, Германии, Дании, США, Франции, Южной Кореи и Японии, ставят своей целью представить на суд зарубежных читателей лишь основные контуры истории нашей страны в прошлом столетии, которая была чрезвычайно богата как героическими, так и трагическими событиями. Книга предназначена как для преподавателей и студентов, так и для иностранных исследователей, занимающихся Россией.
Акцент делается на осмыслении истории, на извлечении из нее уроков для настоящего, на проблемах исторической мифологии и памяти. Вероятно, эта книга будет полезна и российским историкам, так что стоит издать ее и на русском языке.
Авторы учебника исходят из того, что в XX в. «Россия искала альтернативу капитализму». При этом, как утверждается в книге, в советское время «промышленная модернизация и фантастическая социальная мобильность не только изменили образ страны, но и помогли победить в смертельной битве против нацистской Германии».
В то же время, по мнению авторов книги, большевики использовали насилие как орудие создания нового режима и радикального изменения общества и его отдельных членов. Результатом такой политики стала находящаяся под полным государственным контролем экономика, задыхавшаяся в тисках централизованного планирования, административная мобилизация в ка-
честве единственного средства развития, Большой террор и ГУЛАГ, а также интеллектуальная изоляция от окружающего мира.
Как подчеркивается в книге, в 1991 г. был совершен внезапный для подавляющего большинства населения поворот в направлении установления неолиберальной формы капитализма в России.
Учебник, названный «материалом для курса лекций», призван, по замыслу его авторов, дать новое видение и новое понимание динамики исторического процесса. Авторами сделана попытка объяснить, почему Россия, несмотря на колоссальные людские и материальные ресурсы, постоянно сталкивается с большими трудностями в своем развитии. При этом история России рассматривается как неотъемлемая часть всемирной истории, и в то же время показан уникальный образ жизни и менталитет народа.
Новаторской является структура книги. Ее авторы отказались от традиционного для университетских учебников хронологического принципа построения курса в пользу проблемного принципа. Книга начинается с обзора основных историографических тенденций в изучении истории России. При этом делается вывод о том, что ныне история официально не используется Российским государством в качестве политического инструмента, хотя предпринимаются попытки оживить советскую практику и «защитить» российскую историю от «искажения» и «неверных подходов». Последняя мысль особенно актуальна в свете создания Президентской комиссии по борьбе с фальсификациями истории и намерением принять закон, карающий за отрицание советской победы в Великой Отечественной войне.
В книге подчеркивается, что в СССР была создана собственная священная история со своими пророками, святыми и мучениками, ритуалами и церемониями. Из этой истории проистекали политические мифы, оказывавшие существенное воздействие на общественное развитие. Великая Октябрьская революция дала возможность построить новый мир, но эту возможность приходилось отстаивать в постоянной борьбе с внешними и внутренними врагами. Такова была основная схема советской мифологической истории. Она помогала мобилизовать массы на решение тех или иных задач в интересах правящего класса, оправдывала чрезвычайное напряжение усилий и скудость жизни. Но уже в конце 1980-х гг. эта советская священная история начала вытесняться национальными историческими мифами союзных республик, начинавших приобретать статус официальных историографий. Именно тогда миф «советского народа» как новой исторической общности перестал существовать. В современной же России существует достаточно сложная смесь досоветских, советских и постсоветских исторических мифов.
Авторы учебника рассматривают революцию 1917 г. как закономерный результат неспособности царского правительства провести жизненно необходимые стране реформы. Февральская революция характеризуется как следствие глубокого экономического и политического кризиса, усугублен-
ного поражениями Первой мировой войны. При этом подчеркивается, что непосредственной причиной революции послужила нехватка продовольствия в Петрограде. Октябрьская революция представлена как результат неспособности Временного правительства справиться с общенациональным кризисом, который проявился прежде всего в нерешенности аграрного и национального вопросов и был усугублен тем, что Россия продолжала участвовать в Первой мировой войне.
Авторы книги настаивают, что наследие революции невозможно просто отбросить в современной России, поскольку оно сохраняется как в институтах современной российской власти, так и в массовом сознании. Сам образ революции становится все более размытым, но символы революции никуда не исчезли даже из повседневной жизни. Авторы книги согласны с определением революции как «варварской формы прогресса», данным Жан-Жаком Руссо, и вслед за французским философом далеко не уверены, что человечество когда-нибудь придет к такому состоянию, когда прогресс будет осуществляться в истинно гуманистической форме.
Авторы курса предпочитают уйти от излишней фактографичности. Они учитывают специфику аудитории, для которой многие факты российской истории, весьма значимые для россиян, остаются китайской грамотой. Авторы учебника также отказались от систематического изложения событий политической и социально-экономической истории, понимая невозможность сделать это в одном курсе лекций, а сосредоточили внимание на отдельных проблемах, имеющих интернациональное значение и близких и понятных людям в самых разных странах. По поводу хрущевской оттепели в книге сообщается, в частности, что оттепель кончилась, а весна, т. е. подлинное освобождение советского общества, так и не наступила. При этом подчеркивается, что для сталинистов Хрущев был разрушителем их идеалов.
В то же время, как отмечают авторы, причины неудачи, которую потерпел творец политики десталинизации, заключаются в том, что он боролся с бюрократией бюрократическими же методами и разрушал культ Сталина, воздвигая вместо него собственный культ. Общий же вывод сводится к тому, что сегодня все больше и больше людей в российском обществе понимают, что Хрущев был выдающимся человеком и сделал много хорошего. Он представляется нам чересчур оптимистичным, учитывая несомненный рост симпатий в российском обществе к Сталину и традиционное восприятие Хрущева как взбалмошного неудачника, практически все начинания которого окончились крахом. Суждение авторов книги о том, что дети XX съезда стали вождями перестройки после 1985 г., справедливо, но и популярность идей перестройки в сегодняшнем российском обществе близка к нулевой отметке.
Большой террор рассматривается в книге как орудие «превентивной чистки» общества в преддверии войны от всех «неблагонадежных», с точки зрения Сталина, элементов.
Относительно Великой Отечественной войны в книге говорится, что в российской историографии часто цитируется тост Сталина, произнесенный в мае 1945 г. в честь многострадального и долготерпеливого русского народа. При этом забывают, что всего лишь месяцем позже генералиссимус назвал представителей того же русского народа «маленькими винтиками» государственной машины. Победа же в войне справедливо рассматривается в учебнике как результат взаимодействия двух сил - народа и тоталитарной системы.
По мнению авторов, парадоксальным образом Великая Отечественная война оживила надежды людей на лучшее будущее, что было связано с определенным ослаблением идеологического давления в военное время. Эти надежды рассеялись как дым с началом послевоенной кампании закручивания гаек в идеологии и борьбы с «безродными космополитами». Как подчеркивают авторы учебника, даже после краха СССР День Победы остался единственным праздником советской эпохи, который до сих пор празднуется как на официальном, так и на народном уровне. При этом отмечается, что многие мифы Великой Отечественной войны были разоблачены историками еще в годы перестройки.
В заслугу В.В. Путину авторы учебника ставят то, что большинство россиян восприняли его реформы как в целом позитивные, несмотря на обозначившийся неуспех некоторых из них. Путин стал первым российским лидером после 1991 г., который озаботился мерами по развитию России и предотвращению ее тотального развала. Как представляется, авторы учебника чересчур большое внимание придают провозглашенной Путиным в начале второго президентского срока программе национальных проектов, которая на поверку оказалась всего лишь тактической акцией и тихо канула в лету в период кризиса.
Следует сказать, что каждая тема сопровождается глоссарием и краткой хронологией относящихся к ней событий. К книге приложены краткие биографии политиков, от Андропова до Черненко (что интересно, биографии расположены в соответствии с русским, а не с английским алфавитом). Жаль, что отсутствует список литературы. Он был бы весьма полезен читателям книги.
Журналист, историк Б.А. Соколов
ABOUT RUSSIA WITH OXFORD' ACCENT Book review: Bordjugov G., Devyatov S., Kotelenets E., Titkov A. Russia: A History of the Twentieth Century:
Мат-лы к курсу лекций / Transl. ed. By M. Kupriyanova. -M., 2009. - 288 p. - 1000 copies.