О РОЛИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Т.К. Камоева,
аспирант Всесоюзного заочного финансового института (Москва)
В статье рассматривается влияние розничной торговли на социальные и экономические показатели страны. Приводятся аналитические прогнозы краткосрочного развития данного сектора. Дается определение видов торговли и приводится деление ключевых функций розничной торговли по принципам, оказывающим влияние на участников процесса.
Ключевые слова: рынок, розничная торговля, ВВП, занятость населения
ББК 33.339.1; УДК 65.05
В период глобализации и активного роста и развития рыночных отношений, торговля становится одним из важнейших секторов экономики, который относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения. Розничная торговля играет важную роль в экономике государства, поскольку затрагивает ключевые бизнес-процессы, связанные с продажей товаров и услуг и их доведения до конечного потребителя.
Являясь источником поступления денежных средств, торговля формирует основы стабильности государства, являясь важной бюджетообразующей составляющей, которая вносит серьезный вклад в развитие отдельных районов страны. За последние 20 лет сильно изменился и вид торговли за счет насыщенности рынка товарами. Современный потребительский рынок отличается высокой концентрацией товаров различного назначения, большого количества производителей и высокой конкуренцией на рынке. Изменилась система поступления товаров на рынок, на текущие момент на рынке преобладают сетевые организации, а динамика объемов и структуры реализации товаров именно в этом канале приобретает все более устойчивый характер.
Существует масса определений термина розничная торговля. Наиболее распространенное содержится в нормативноправовых документах и звучит следующим образом: «Розничная торговля — вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего ис-пользования»[1]. Американские экономисты Т. Кент и О. Омар смотрят на розничную торговлю не только как на вид деятельности, но сужают ее понятие до ключевых элементов, одним из которых являются торгово-розничные компании, оперирующие на рынке: «Торгово-розничные компании — это коммерческие организации, продающие потребителю товары и услуги для личного и домашнего потребления» [2].
Автор рассматривает розничную торговлю, как масштабную отрасль, объединяющую в себе три основные группы субъектов: потребителей, производителей и сетевых операторов, взаимодействующих в равнозначных условиях своего рынка с целью достижения взаимовыгодного товарно-денежного обмена и получения максимальной экономической выгоды.
По данным Госкомстата оборот розничной торговли в феврале 2010 года составил 1 154,8 млрд руб., что на 101,3% выше того же показателя 2009 г. Данные цифры говорят о том, что розничная торговля остается одной из ключевых отраслей, обеспечивающая и поддерживающая стабилизацию экономических показателей внутри страны. Это одна из первых отраслей экономики, которая ожила после мирового экономического кризиса и стала подтягивать за собой остальные области.
Говоря о прогнозах, необходимо отметить, что по данным Минэкономразвития, по итогам 2010 г. прогнозируемый рост розничной торговли составит 2,1% по сравнению с 2009 г., а в 2011 г. прирост будет равняться 3,2% по отношению к 2010 г.
Функции розничной торговли
Существует множество различных функций розничной торговли, которые играют определенную роль как для динамичного развития рынка сбыта, так и для формирования спроса. Автор предлагает разделение функций розничной торговли на три вида по факторам влияния на определенные сегменты, включенные в эту деятельность. Все функции, безусловно, являют-
ся единой и неотъемлемой частью розничной торговли, но при этом каждая из них является наиболее важной и влияющей на определенного участника.
Функции, приносящие выгоду для государства
• Привлечение иностранных инвестиций. Благодаря активному развитию розничной торговли Россия стабильно занимает первые строчки в рейтингах привлекательности для инвестиций иностранного капитала. По рейтингу Global Retail Development Index (GRDI) по итогам 2008 г., Россия занимает второе место в списке самых привлекательных рынков для предприятий, которые занимаются торговлей товарами массового спроса и продуктами питания. Наиболее привлекательными для международных корпораций выглядят регионы, в большинстве из которых современные торговые форматы представленные не так существенно как в Москве, Санкт Петербурге и крупных городах. Свои серьезные намерения о выходе на Российский рынок делают многие иностранные ритейлеры, некоторые из которых присутствуют на российском рынке, например, «Метро групп», в состав которой входят магазины «Метро» и «Реал» или «Ашан».
• Развитие региональной инфраструктуры. Приходя на российский рынок, сетевые ритейлеры берутся в кратчайшие сроки покрыть максимальное количество региональных городов. Это связано с тем, что в прошлом году оборот розничной торговли на 86,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, которые работали в стационарной торговой сети. Доля же розничных рынков и ярмарок составила 13,5%. Это значит, что количество развитых торговых сетей в регионах минимально. Крупные же игроки, приходя на региональный уровень, не только развивают торговые сегменты, но и инфраструктуру.
Функции, играющие роль для потребителей
• Удовлетворение потребностей населения в товарах продовольственного и бытового назначения. Розничная торговая сеть является конечным звеном, где потребитель может приобрести товар, таким образом, она замыкает на себе цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от производителя к потребителю. Это происходит путем купли-продажи товаров. Именно здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, т.к. именно на этом этапе товар превращается в деньги.
• Информирование покупателей о товаре, появившемся на полках магазина.
Функции несущие ключевую роль для производителей товаров
• Оказание транспортно-экспедиционных услуг товаров по регионам страны и доведение их до конечного потребителя. Данная функция является одной из ключевых на данном рынке, поскольку без розничных сетей ни один производитель не способен реализовать свой товар и доставить его в определенные регионы страны. Для этого требуются определенные знания, подготовка и штат персонала, отвечающий за данное направление. Зачастую функцию логистического оператора могут выполнять и дистрибьюторы, но это лишь увеличивает цепь поставок товара, что не является выгодным ни для потребителя, ни для производителя, ни для розничной сети, поскольку в данном случае наценка на приобретаемый товар будет выше, чем при условии покупки его напрямую у компании производителя этого товара.
• Реализация товара приобретенного у производителя.
• Установление цен на товар.
• Определение спроса и предложение на определенный товар или вид товаров.
• Воздействие на производство в целях увеличения производительности товара компаниями-производителями.
• Предоставление аналитической информации о потребителях .
Розничная торговля обладает набором функций, которые являются важными для разных участников взаимодействия рыночного процесса купли-продажи.
Для государства важны данные функции не только как для регулирующего органа, но и как для экономического субъекта, страны, рейтинг которой должен поддерживаться на мировой экономической арене. В данном случае розничная торговля является одним из инструментов по привлечению западных инвестиций и развития инфраструктуры регионов РФ. Для потребителей розничная торговля способна повысить качество и уровень жизни населения. Говоря о производителях товаров, розничная торговая сеть является той самой артерией, по которой товар от производства поступает на полки и доходит до конечной точки реализации. Розничная торговля так же является уникальным поставщиком информации о конечных потребителях, о смене их предпочтений, об изменениях поведения и т.д. Она является конечным звеном, где потребитель может приобрести товар и замыкает на себе цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от производителя к потребителю. Это происходит путем купли-продажи товаров. Именно здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения. На этом этапе товар превращается в деньги. Отсюда значение розничной торговой сети в экономике страны следует рассматривать в процессе кругооборота всего продукта, где стадии производства, распределения и обмена и потребления тесно связаны между собой.
Место розничной торговли в ВВП страны
ВВП принято считать одним из ключевых макроэкономических показателей развития экономики той или иной страны. Он характеризует не только конечный результат в материальной и нематериальной сфере, но в рамках макроэкономических отношений говорит о состояние дел и динамике развития данной страны.
На протяжении трех последних лет среди отраслей-лидеров, дающих самый большой рост валовой прибавочной стоимости, неизменно находилась торговля. Так, следуя ниже приведенной таблице можно увидеть, что доля розничной и оптовой торговли в ВВП страны остается практически неизменной и стоит на первом месте в общей структуре. Отрасль сохраняет лидирующее положение и в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников. Второе место занимает обрабатывающее производство, третье занимает операции с недвижимым имуществом.
Таблица 1
Структура ВВП страны в динамике с 2006 по 2009 г.
Валовой внутренний продукт в основных ценах 2006 2007 2008 2009
в том числе:
Сельское хозяйство 5% 4% 4% 4%
Добыча полезных ископаемых 11% 10% 9% 9%
Обрабатывающие производства 19% 18% 17% 15%
Производство и распределении электроэнергии, газа и воды 3% 3% 3% 3%
Строительство 5% 6% 6% 6%
Оптовая и розничная торговля 21% 20% 21% 20%
Гостиницы и рестораны 1% 1% 1% 1%
Транспорт и связь 10% 10% 9% 10%
Финансовая деятельность 5% 4% 4% 5%
Операции с недвижимым имуществом 10% 11% 11% 13%
Гос. управление и обеспечение военной безопасности 5% 5% 5% 6%
Образование 3% 3% 3% 3%
Здравоохранение 3% 3% 3% 4%
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2% 2% 2% 2%
Источник: Государственный комитет статистики Российской Федерации / Раздел: «Национальные счета»
Занятость населения в торговле
Одним из важнейших внутренних экономических показателей страны является информация о количестве работающих и безработных в стране. Каждая страна старается бороться с безработицей, а торговля — это отрасль с высоким уровнем занятости населения, которая в любой период может обеспечить местами значительную часть трудоспособного населения. По данным официальных источников в России задействовано около миллиона хозяйствующих субъектов розничной торговли, в которой на конец 2008 года было занято 4,8 млн человек, что составляет 17,3% от общего занятого населения страны (см. рис.1).
Развивая инфраструктуру, в понятие которой входит не только материально вещественное обеспечение процесса купли продажи товаров, но и интеллектуальное и трудовое обеспечение данного процесса. Таким образом, розничная торговля создает и рабочие места для населения.
Необходимо отметить, что недооценивать значимость розничной торговлидля экономики страны нельзя. Она является не только абсорбентом рабочей силы, но и вовлекает в себя практически все бизнес-процессы, принося наибольший вклад в ВВП
20.0
15.0
10.0 5.0 0.0
17.9
Л 2006
□ 2007
□ 2008
Рис. 1. Занятое население страны по видам экономической деятельности
страны. Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку это одна из немногих сфер, которая имеет непосредственное отношение к конечному потребителю, она обладает возможностью наиболее оперативно реагировать на любые изменения. Торговля связывает между собой бизнес
и государственные структуры, оказывая положительное влияние на экономику. Постоянные положительные изменения в этой отрасли все больше привлекают иностранных инвесторов, что, несомненно, носит положительный характер для развития экономики страны.
Литература
1. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.
2. Кент Т. и Омар О. Розничная торговля. — М.: Юнити, 2007.
3. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. — СПб.: Наука, 1996.
4. Даненбург В. и др. Основы оптовой торговли. — СПб.: Нева-Ладога-Онега, 1993.
5. Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними. — М.: Вершина, 2007.
6. Чкалова О.В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 4.
7. Шмален Г. Основы планирования сбыта // Основы и проблемы экономики предприятия. — М.,1996.
8. www.gks.ru Официальный сайт Государственного Комитета Статистики РФ
МАЛЫЙ БИЗНЕС В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
А.В. Красильников,
директор Института дополнительного образования Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск),
кандидат экономических наук [email protected]
В.В. Коростелева,
аспирант кафедры экономики и управления на предприятии Института экономики и финансов Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск)
В статье представлена специфика малого бизнеса в нефтяной промышленности. Рассмотрены критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса в России и в США. Изучаются основные проблемы функционирования российских малых нефтяных предприятий. Предлагаются мероприятия по созданию благоприятных условий по деятельности малых нефтедобывающих компаний.
Ключевые слова: малые предприятия, нефтяной сектор, фирма, нефтяная промышленность
ББК У9(2)0-551.1
Мировая практика промышленно развитых стран показывает, что малый бизнес — важный и необходимый сегмент нефтяной промышленности. Согласно наиболее известному методу классификации предприятий — оно определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. В качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год) [4]. В мировой практике встречаются весьма разнообразные варианты использования количественного метода в целях классификации компаний.
В классификации разных стран предусматривается более детальная разбивка торгового оборота или количество занятых внутри отрасли в зависимости от конкретного вида основной деятельности компании (см. табл. 1).
Нефтяная промышленность США — представляет пример сосуществования вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и малых нефтедобывающих предприятий. Если первым подконтролен весь производственный цикл от геологоразведочных работ до реализации нефти и нефтепродуктов, то вторые занимаются исключительно разведкой и добычей нефти [5]. Малые нефтяные компании многочисленны, их насчитывается порядка 7400. Большинство из них работают в глубине континента на низкорентабельных скважинах, однако в общей сложности на малые компании приходится около 40% американской нефтедобычи [6]. Часть из них добывает менее 10
баррелей в сутки. В то же время лидеры среди «малых» (производящие 20-320 тыс. баррелей в сутки) обладают разветвленной сетью зарубежных активов, добыча нефти с которых, правда, не достигает значительных объемов.
Среднестатистическая малая нефтяная компания в США молода — 24 года и в ее штате трудятся 12 человек; валовой доход такой компании в 2000 г. составил 4,6 млн долл., чистая прибыль — 0,6 млн долл., объем капиталовложений — около 2 млн долл. Малая компания в среднем эксплуатирует 50 скважин, из которых 25 относится к малодебитным (0,5 т в сутки, т.е. 3,5 барреля), при этом 60% общего количества добываемой нефти добывается из малодебитных скважин.
Различия между ВИНК и малыми нефтедобывающими компаниями особенно ярко проявились в период низких мировых цен на нефть. Крупные компании США начали снижать уровень добычи, консервировать скважины, свертывать разведку и разработку новых месторождений. Уровень их запасов снизился почти на 20%. Сокращение запасов также произошло из-за массовой продажи месторождений. Крупные компании предпочли переместить капитал в другие сектора бизнеса. Малые компании не так остро прореагировали на изменение мировой конъюнктуры. Их доля в нефтедобыче росла и в 1997- 1998гг. даже превысила долю крупных компаний. Переместить капитал из одной отрасли в другую они не могли, поэтому покупали, разведывали и разрабатывали новые месторождения, их запасы увеличились в 2 раза.