ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Ахметова Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 18 г. Нижний Тагил E-mail: [email protected]
J V.
О РОЛИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Л
г
Аннотация. Автор рассматривает литературные гостиные как форму внеурочной работы по предмету, выявляет их роль в процессе формирования компетентной личности.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетентностный подход, самореализация личности, литературные гостиные.
На протяжении последнего десятилетия в гимназии № 18 реализуется инновационный проект «Развитие детской одаренности в условиях открытой образовательной среды». В рамках проекта организовано сотрудничество не только с вузами Нижнего Тагила и Екатеринбурга, но и с другими социальными институтами: системой библиотек и музеев, общественными организациями. Например, с городской поэтической студией «Ступени». С 2005 года в гимназии при содействии Регионального отделения Союза писателей России проводятся литературные гостиные, способствующие успешному формированию универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных, что предусматривают требования нового федерального государственного образовательного стандарта.
Дидактическая модель образовательного процесса гимназии № 18 ориентирована на реализацию компе-тентностного подхода, в котором важное место занимает компетенция личностного самосовершенствования ученика, направленная на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Ученик при этом овладевает универсальными учебными действиями в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, что позволяет ему стать успешным не только в стенах гимназии, но и во взрослой жизни, обеспечивает успешную социальную адаптацию.
Процесс постоянного самопознания, самовыражения и саморазвития невозможен вне творчества. Ведь «единственную возможность поспеть за калейдоскопом изменений в мире дает человеку по-настоящему творческая адаптация... Если отдельные индивиды,
группы и целые нации не смогут вообразить, придумать и творчески пересмотреть, как по-новому подойти к сложным изменениям, то мы погибнем. Если человек не сможет по-новому, оригинально адаптироваться к окружающему его миру так же быстро, как его изменяет наука, наша культура погибнет. Расплатой за отсутствие творчества будет не только плохое приспособление индивида и групповая напряженность, но и полное уничтожение всех народов» [2, 412].
С точкой зрения Роджерса сходны взгляды других известных психологов: Рубинштейна, тесно связывавшего творчество и социальную компетентность личности; Обуховского, считавшего, что «именно существованием потребности смысла жизни можно объяснить явление творчества человека»; Г. Иванова, утверждавшего, что творчество - это «не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто неосознаваемая нами» [1,25].
Итак, мы не только тесно связываем творчество и социальную компетентность, значимость и успешность, но и объясняем исчезновение культурных цивилизаций потерей «творческой адаптации».
Думается, что такая точка зрения сейчас наиболее актуальна, так как примеры потери творческой адаптации, ведущей к самоограничению, конформизму и самоуничтожению, в постсоветском пространстве налицо. Роджерс, таким образом, рассматривает творчество как социальную потребность, определяет элементы, ее составляющие: фантазия; предмет, в котором она воплощается; новизна этого предмета, хотя бы для производителя; продукт творчества как результат отношений между творцом и материалом. Мотивацию творчества он видит в стремлении человека к актуализации и самореализации. Значит, компетенция личностного самосовершенствования может формироваться только в атмосфере творчества, ведь самосовершенствование - это и есть творческий про-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
57
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
цесс, направленный на «творение себя», «сотворение».
Роджерс выделяет внутренние условия творчества: экстенсиональность (открытость и внутреннему, и внешнему опыту); внутренний локус - источник оценивания; способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий (отсутствие ригидности, игровой настрой, выдвижение гипотез, нахождение проблем, любовь к метаморфозам); внешние: психологическая безопасность (признание безусловной ценности индивида); создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание; понимание, сопереживание; психологическая свобода; ответственность.
Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно- урочной системе, например - «отсутствие внешней оценки», невозможно. Однако во внеклассной работе по литературе это вполне воплотимо.
Предмет «литература» соединяет в своих границах два противоположено организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука. Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить прежде всего развитие ученика как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.
Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода.
Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода - интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности.
Считаем, что литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:
• информационно-предметная цель - расширение литературного образования, предусмотренного программой;
• деятельно-коммуникативная - формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
• ценностно-ориентационная - усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.
Более близкая, но не менее важная цель - выявление интересов ученика, раскрытие индивидуальных творческих способностей и их развитие, дальнейшее соотнесение притязания на успех с реальными возможностями, формирование умения соразмерять силы и желания, без чего невозможен путь к самосовершенствованию.
Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена (еще в советской методике преподавания литературы) к формам художественно - творческой ориентации. Существует множество пособий внеклассной работы по литературе с готовыми разработками сценариев
литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто, в том числе и в известных сборниках методистов Н. Ю. Ганжиной и Н. Ф. Назаровой, происходит (как мы считаем) подмена методического термина «литературная гостиная» понятием «литературный вечер» или «литературно- музыкальная композиция». Ведь литературная гостиная - более гибкая форма работы, предполагающая:
• свободное общение на литературном материале;
• действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей - критиков, журналистов;
• «живой» диалог «на равных».
Мы в своей педагогической деятельности попытались вернуть исконное понимание термина «литературная гостиная», оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. Поскольку при изучении курса классической литературы 18-19 веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс. Таким образом, гостиная гимназии № 18 приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и начинающий - в лице ученика. Здесь (в отличие от уроков литературы, где классик как бы «надстоит» над учеником, диктуя свое мнение, подкрепленное «поддержкой учителя» и «авторитетом мирового уровня», а также невозможностью спора в силу временного эпохального разрыва между писателем и читателем) возможен разговор «на равных», а значит - и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и школьник становятся равноответственными соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех. Кроме того, литературная гостиная гимназии № 18 успешно реализует этнокультурный компонент образования, знакомя учащихся с творчеством уральских поэтов-современников: Евгения Туренко, Любови Новак, Екатерины Ермаковой, Елены Баянгуловой, Евгении Извариной, Яна Разливинского, Николая Жеребцова, Елены Михеевой, Екатерины Симоновой, Елены Хомяковой, Натальи Стародубцевой, Галины Коркиной, Алексея Санникова. Встречи с этими поэтами, писателями проходили в стенах гимназии № 18.
Практическая работа по проведению литературных гостиных переосмыслена в теории. Мы различаем следующие виды литературных гостиных:
58
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
По охвату аудитории
Камерные Масштабные
задействованы учащиеся одного класса или творческая группа заинтересованных учеников (15-30 человек) большая аудитория
По доминирующему принципу общения
Диалоговые Монологовые
живое общение, включающее и элементы дискуссии Преобладает рассказ поэта о себе с ответами на вопросы аудитории
По содержанию
Свободные Тематические
Проведение литературных гостиных включает в себя несколько этапов:
• Этап подготовки (определение целей, задач, содержания работы; заочное знакомство с поэтом или писателем; выбор детьми произведений для интерпретации; осмысление тем, проблем, ключевых образов в творчестве; выразительное чтение или чтение наизусть; анализ вариантов творческих интерпретаций; подготовка вопросов; оформление аудитории; выбор музыкального сопровождения; разработка и окончательное утверждение сценария творческой группой учащихся).
• Этап проведения мероприятия (после очного знакомства с поэтом проводятся конкурсы, предложенные либо учителем, либо приглашенным: конкурс на самую удачную (понравившуюся автору) интерпретацию художественного текста, конкурс на самый интересный вопрос, детских стихотворных опытов).
• Заключительный этап (рефлексия, где проводятся социологические опросы, как участников, так и приглашенных с целью введения мониторинга развития учащихся).
Считаем, что подготовительный и заключительный этапы не менее важны, чем само мероприятие, ведь именно при подготовке к встрече происходит формирование навыков компетенции личностного самосовершенствования: подросток среди огромного разнообразия поэтического багажа выбирает созвучное собственному душевному состоянию произведение; осмысливая его, формирует свое понимание (интерпретацию) идейной и образной структуры; познает свои возможности, представляя собственные поэтические опыты, презентуя свое «я», открывая свой мир перед аудиторией. Безусловно, этот этап наиболее сложный, ведь именно здесь участник литературной гостиной усваивает способы духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самостимулирования, переступая через собственную застенчивость, борясь с заниженной самооценкой, преодолевая страх.
Анализ итогов литературных встреч проводится (на заключительном этапе) как учителем, так и участниками - детьми и психолого-социологической службой гимназии. Он показывает: 40% учащихся считают, что литературные гостиные раскрывают творческие способности, формируют потребности в самовыра-
жении и самосовершенствовании, 35% участников видят в литературных гостиных возможность расширения и углубления предметных знаний по литературе, 32% - называют литературную гостиную «школой общения» с миром культуры, сверстниками и творческими людьми.
Мониторинговые исследования подтверждают результативность литературных гостиных в формировании компетентной личности.
Давно уже и в нижнетагильской гимназии № 18 осуществлён переход от так называемой «школы памяти» к «школе развития личности», когда в урочной и внеурочной деятельности главным становится мотивация ученика, формируется навык целеполагания, учебные занятия приобретают проблемный, поисковый, творческий характер, общение становится диалогическим и полиологическим.
Литература
1. Иванов Г Формула творчества, или как научиться изобретать. Москва, 2003, С. 25
2. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва, 1994, С. 412
Литературная гостиная
Встреча с поэтом и журналистом Евгенией Извариной (г. Екатеринбург)
Характеристика литературной гостиной.
По охвату аудитории: камерная гостиная (участвуют 30-40 заинтересованных учащихся 9-11 классов гимназии).
По содержанию: свободное (творчество поэта не ограничено одной темой).
По форме: диалоговое (преобладает свободное общение гостя с аудиторией над монологической речью поэта).
Подготовительный этап.
На прошлой литературной гостиной поэт Евгений Владимирович Туренко заинтересовал ребят-участ-ников творчеством екатеринбургского поэта Евгении Извариной. Было принято решение пригласить на следующую встречу Евгению Викторовну.
Подготовка началась с определения цели мероприятия - сформировать представления о современном состоянии екатеринбургской поэзии на примере творчества поэта и журналиста Извариной Е. В.
Для достижения данной цели творческой группой заинтересованных ребят были определены задачи:
• Для заочного знакомства с творчеством Евгении Извариной составить и прочитать подборку материалов-публикаций в журналах «Урал», «Уральская новь», «Несовременные записки», «Знамя» и т.д.
• Провести активной группой учащихся на уроках литературы «пятиминутки», представляющие книги поэта: «Сны о великом плавании» (1996 г.), «По земному кругу» (1998 г.), «Страны света» (2000 г.) и т. д.
• Определить круг вопросов и обсудить их коллективно.
• Сделать официальное приглашение поэту, обсудить с ним дату встречи.
• Продумать ход мероприятия.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
59
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
• Провести рекламную кампанию в стенах гимназии.
• Оформить аудиторию.
Оборудование: для проведения встречи «Пушкинская комната» гимназии преображается; рядом с портретом А. С. Пушкина на доске появляются слова «Литературная гостиная»; слева и справа от входной двери - бутафорские фонари, стилизованные под оформление набережной г. Екатеринбурга; парты расставлены полукругом, разомкнутым к доске; в центре стол, покрытый длиной скатертью, на нем - свечи и книги Евгении Извариной, цветы в вазе; телевизор и DVD для просмотра фильма о предыдущей встрече; на столах (для ребят и гостьи) чай, угощение.
Этап проведения мероприятия.
• Музыкальная заставка. Звучит музыка поэта и музыканта Александра Суханова, песня «Зеленая карета». В это время на экране «проплывают» кадры прошлых литературных гостиных. Ребята здороваются с гостьей, просматривают книги, представленные на выставке, занимают свои места, разливают чай.
• Вступление.
1 ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, постоянные (и новые) участники литературных встреч! Здравствуйте, дорогие наши гости! Вот и снова на «зеленой карете творчества» мы прибыли в мир поэзии.
2 ведущий: Но прежде чем мы начнем «новое знакомство», разрешите представить Вам фильм о прошлой встрече, снятый и смонтированный школьной телестудией, чтобы вспомнить наше последнее путешествие в мир поэзии с тагильским поэтом Е. В. Турен-ко.
• Демонстрация 5-минутного фильма.
• Представление поэта.
1 ведущий: (читает стихи Ольги Мехоношиной, тагильского поэта, выпускницы гимназии № 18).
Бывает же - здравствуй, родной человек! -И с первой улыбки врезаешься в память,
Пытливым теплом - кто ты есть, имярек? -Понять - как себя, как себе - не слукавить...
2 ведущий: Сегодня мы говорим «Здравствуй, родной человек!» (словами О. Мехоношиной) поэту и журналисту, автору пяти поэтических сборников, соавтору екатеринбургского журнала «Несовременные записки», преподавателю Уральского отделения Академии Наук - Извариной Евгении Викторовне.
1 ведущий: Мы достаточно хорошо знакомы заочно, а очная встреча - впервые. Поэтому слово предоставляется нашей гостье.
• Слово-презентация поэта.
• Конкурс вопросов.
2 ведущий: Мы видим, что уже появляются первые поднятые руки в зале, а значит - пришла пора нашего традиционного конкурса. Итак, «Конкурс на самые интересный вопрос»!
- Скажите, пожалуйста, легко ли писать стихи?
- Знакомы ли Вы с творчеством тагильских поэтов? Как Вы оцениваете их опыты?
- Есть ли, с Вашей точки зрения, параллели между тагильской поэтической школой и екатеринбургской? Чего больше: сходств или различий?
- Есть ли время у стиха?
- Как к Вам приходит вдохновение?
- Вот Вы сказали, что «от удивления рождается стихотворение», а чему чаще приходится удивляться?
- Мне кажется, что современного человека уже трудно чем-то удивить. Не отражается ли это на состоянии российской поэзии, не «стало ли ее от этого меньше»?
- В Ваших стихотворениях я заметил много слов-неологизмов «авторского производства». Почему они появляются? Вам «узко» в рамках языка?
- Понравился ли Вам, Евгения Викторовна, наш город? Чем?
- Козьма Прутков говорил: «Бросая в воду камушки, смотри на круги, ими оставляемые». Вы думали над тем, как ваше «слово отзовется»? И т.д.
Конкурс длится от пяти до десяти минут. Вопросов много, но автор, подводя итоги, выбирает самый, с его точки зрения, интересный. Победитель объявляется и награждается в конце встречи.
• Конкурс творческих интерпретаций.
1 ведущий: (читает наизусть отрывок стихотворения Е. В. Извариной)
Холодает, знаете,- бабочки тихи,
Сбившиеся в стаю.
- Вы, когда гуляете, пишите стихи?
- Нет, я их читаю.
2 ведущий: Для тех, кто еще «не пишет стихи», но с удовольствием читает их наизусть - словами Евгении Викторовны мы объявляем «Конкурс интерпретаций стихотворений поэта».
Ребята читают наизусть понравившиеся стихотворения приглашенного поэта. Автор выбирает лучшую, с его точки зрения, интерпретацию. Встречаются и необычные формы осмысления творчества поэта. Например, Екатерина Пылева и Ксенья Омельченко, десятиклассницы гимназии, на слова Е. Извариной написали и исполнили романс:
Я там, где обоюдно стыдно Свече и жгущему свечу,
Хочу увидеть, что не видно,
А вижу то, что не хочу.
Свою песню на стихи поэта исполнил и девятиклассник Богдан Нестеров. А Ведерникова Ольга представила иллюстрации к стихотворениям поэта, которые со слезами на глазах Евгения Изварина приняла и обещала использовать в следующем сборнике.
• Конкурс начинающих поэтов.
1 ведущий: А теперь самый волнующий конкурс -«Конкурс начинающих поэтов». Как оценит первые шаги в поэзии известный автор? Но «боятся не надо -к творчеству нет преграды»!
Свои стихотворения читают юные авторы: Бякова Елизавета, Панина Евгения, Панькова Таня, Суворов Иван и т.д. Среди «начинающих поэтов» и пишущие учителя:
Заводи - в заводи, растопи наледи,
Пей с горсти горести
Не своей повести.
Я не гладью вышита.
Что - не знаю - выше там?
Ноликом - крестиком.
Быть - не быть вместе нам.
Ахметова О. В.
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Зимняя широкая дорога,
По краям - леса и пустота,
Сани едут медленно и ровно,
На глазах извозчика слеза.
Он, наверно, думает о доме,
Где с ребенком ждет его жена.
Жаль: дорога длинная... Но вскоре Воплотится в жизнь его мечта.
Панина Е. С.
9. Этап подведения итогов и вручения призов.
Дети-победители из рук поэта получают книги с автографами.
• Заключительный этап.
2 ведущий: (читает стихотворение Извариной) Погасить свечу, но не тотчас Лампочку включить. Благодать -Без наития сосредоточась,
Без зазрения наблюдать,
Как,
В живую непредставимы,
На помине огня легки,
Разлетаются серафимы (доктору сказать - мотыльки).
1 ведущий: Мне кажется, я вижу, как разлетаются «серафимы творчества». Встреча наша подошла к завершению. Но она продолжится через месяц, ведь тот, кто однажды «встретился» с поэзией, уже не расстанется с ней никогда. А следующая «Литературная гостиная» будет особенная - посвященная юбилею гимназии № 18. Это будет «Костюмированный бал» в стиле 19 века, ведь именно в это время в России появились первые гимназии.
Приглашаем всех на этот бал!
Будет ждать вас светлый школьный зал!
2 ведущий: А теперь занимайте места в «зеленой карете» - и в путь. Звучит мелодия «Зеленой кареты» А. Суханова. Вручаются цветы и подарки поэту. Евгения Изварина раздает автографы.
Этап рефлексии.
Проводится обычно на классном часе на следующий день или в течение недели после встречи в форме анкет с примерными вопросами:
• Понравилась ли тебе встреча?
• Чему «учит» «Литературная гостиная»? И т.д.
По результатам анкетирования составляются диаграммы и ведется мониторинг формирования творческой активности старшеклассников.
Гусева Наталья Ивановна
заведующий
МБДОУ д/с комбинированного вида № 553 e-mail: [email protected] г.Екатеринбург
J ^
ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ КАК ОДНА ИЗ НОВЫХ
ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ МБДОУ
Л__________________________________________________________________с
Аннотация. В проекте рассмотрены основные пути инновационного развития современного ДОУ, в том числе на примере становления государственно-общественного характера управления дошкольным образовательным учреждением в форме Попечительского совета как одной из возможностей организации государственно - общественного самоуправления.
Ключевые слова: Инновационные процессы в ДОУ, попечительский совет, кооптация, комитеты, самоуправление.
Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах.
Как организовать работу в ДОУ на основе диалога между представителями учреждения и родительской общественности?
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей
системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о широкомасштабном разворачивании инновационных процессов в системе образования. Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях внедрения нововведений в образовательный процесс, что
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
61