СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Б01: 10.15838/е8о/2015.2.38.4 УДК 330.322.1(470.12), ББК 65.9(2Рос-4Вол)-56
© Ускова Т.В., Разгулина Е.Д.
О роли инвестиций в социально-экономическом развитии территорий
Тамара Витальевна УСКОВА
доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, [email protected])
Екатерина Дмитриевна РАЗГУЛИНА
младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, ек^егта[email protected])
Аннотация. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недостаточностью бюджетных ресурсов на финансирование не только стратегических, но и текущих задач. Ситуация усугубляется введением против неё политических и экономических санкций, значительными колебаниями цен на нефть и обменного курса рубля, ростом недоверия со стороны бизнеса, сопровождаемым увеличением оттока капитала. Эти обстоятельства диктуют необходимость поиска путей комплексного решения социально-экономических проблем.
В исследованиях ведущих российских и зарубежных учёных доказано, что инвестиции играют главную роль в обеспечении устойчивого экономического роста и решения на этой основе задач развития территорий. Более того, усиливающееся в последние годы влияние крупных компаний на развитие страны и недостаток бюджетных средств обусловливают потребность в привлечении частных инвестиционных ресурсов для регионального развития.
В связи с этим нами проведён анализ инвестиционной деятельности в России, представлены рейтинги стран по состоянию инвестиционного климата, показан успешный опыт участия предпринимательских структур в общественно значимых региональных проектах.
Информационной базой исследования послужили периодические издания и Интернет-ресурсы. Для достижения поставленной цели использовались системный и комплексный подходы, общенаучные методы исследований (сравнительный анализ, обобщение, сопоставление), табличные и графические приемы обработки информации.
Результаты проведённого исследования позволили обосновать необходимость привлечения частных инвестиций в проблемные сферы, а также дать органам власти Вологодской области рекомендации, которые могут быть применены и в других регионах. В работе перечислены перспективные приоритетные проекты области, реализация которых будет способствовать восстановлению положительного роста инвестиций. Предложен ряд направлений изменения федерального законодательства с целью стимулирования инвестиционной деятельности компаний и, следовательно, повышения роли бизнеса в региональном развитии.
Ключевые слова: инвестиции, частные ресурсы, социально-экономическое развитие, экономический рост, предприятия, проекты, партнёрство власти и бизнеса.
В условиях замедления экономического роста поиск инструментов комплексного решения социально-экономических проблем является весьма актуальным. В исследованиях ведущих российских и зарубежных учёных (А.Г. Гранберг, М.А. Гусаков, В.А. Ильин, В.Н. Лаженцев, В.Н. Лексин, В.В. Окрепилов, О.П. Пчелинцев, В.Е. Рох-чин, В.С. Селин, А.И. Татаркин, А.Н. Швецов, Дж.С. Милль, Р. Харрод, Р. Солоу, Р. Кемпбелл и К. Макконнелл, Дж. Гел-брейт, Дж. Гобсон, В. Ойкен, М. Портер, О. Уильямсон, Ф. Хайек, О. Харт и др.) доказано, что главную роль в обеспечении устойчивого экономического роста играют инвестиции.
В частности, в работах П. Ромера, Р. Лукаса и С. Ребело представлены эндогенные модели долгосрочного устойчивого роста экономики в зависимости от источников экономического роста и объектов инвестирования. В моделях с накоплением физического капитала предполагается, что технологии и знания, воплощенные в физическом капитале, становятся общественными благами и под влиянием эффекта распространения новшеств оказывают влияние на рост производительности труда во всей экономике. Р. Лукас, исходя из предположения о возможности
непрерывного экономического роста за счет вложений в человеческий капитал, создал модель, согласно которой инвестиции в человеческий капитал порождают эффект, увеличивающий уровень развития технологий быстрее, чем инвестиции в физический капитал. Исследования происхождения технологического прогресса и структуры возникновения и реализации инноваций позволили сформировать модели, в которых представлены два основных сектора экономики, участвующих в формировании НТП: сектор производства и накопления знаний (идей), сектор производства товаров (вещей) — средств производства и конечного продукта. Идеи представляют собой инструмент производства товаров с большей добавленной стоимостью, а следовательно, выступают более значимым фактором экономического роста [18].
Наиболее полное определение экономического роста дал лауреат Нобелевской премии С. Кузнец: «Экономический рост — долгосрочное увеличение способности хозяйства обеспечивать все более разнообразные потребности населения с помощью все более эффективных технологий и соответствующих институциональных и идеологических изменений».
Изучение теоретико-методологических основ позволяет заключить, что экономический рост является главной движущей силой социально-экономического развития страны, отсюда его обеспечение должно лежать в основе федеральной политики в этой области. Кроме того, рост означает четко выраженный вектор именно роста в пределах определенных колебаний его темпов, имеющих положительные (плюсовые) значения. Развитие предполагает не только положительные значения роста, но и его отсутствие или даже спад, которые, однако, должны перекрываться положительными значениями роста [13, 19]. То есть понятие экономического роста гораздо более узкое, чем понятие экономического развития. Рост выражается в количественном увеличении объемов выпуска продукции и создании предпосылок для дальнейшего подъема, тогда как развитие охватывает социальную сферу (увеличение благосостояния населения).
В качестве основных источников социально-экономического развития территорий используются региональные и местные бюджеты, главной особенностью которых является несоответствие между доходами и расходами. Устойчивый опережающий рост экономики требует ежегодных вложений в основной капитал в размере 30% ВВП вместо нынешних 22—23% [12]. Как отметил министр финансов РФ А.Г. Силуанов на Петербургском международном экономическом форуме, «при низких темпах роста экономики мы находимся на пределе: производственные мощности почти полностью загружены, безработица на низком уровне, для ускорения темпов роста экономики необходимы частные инвестиции» [16].
Недостаточность бюджетных ресурсов для полноценного социально-экономического развития территорий усугубляется
передачей муниципальным образованиям объектов социальной инфраструктуры, которые ранее функционировали «под крылом» крупных хозяйственных структур. Вместе с тем крупный бизнес может выступать равноправным партнером социально-экономического развития территорий.
Российские корпорации, являясь градообразующими предприятиями территорий присутствия, играют важную роль в их социально-экономическом развитии — это, прежде всего, доля в доходах региональных бюджетов и в доходах населения, создание рабочих мест, воздействие на окружающую среду, развитие инфраструктурных объектов [14]. Итак, чтобы обеспечить устойчивый рост и развитие экономики, необходимо активное привлечение инвестиций в физический и человеческий капитал.
Отметим, что зарубежные предприятия уделяют достаточно большое внимание частным (этическим) инвестициям [21]. Частные инвестиции, представляющие один из видов вложений капитала, образуются из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. В России этот вид инвестиций развит слабо, о чем свидетельствуют результаты рейтинга стран по степени развитости этической экономики (табл. 1) [11].
При этом заключения из разных источников могут быть радикально противоположными. Так, например, согласно исследованию Doing business, ежегодно проводимому Всемирным банком, по инвестиционной привлекательности Россия в 2014 году занимала 92 место среди 189 стран, участвующих в исследовании (для сравнения: в 2013 году — 112-е, в 2012 — 120, в 2011 - 124, в 2007 - 96).
Таблица 1. Рейтинг стран по степени развитости этической экономики
Рейтинг Страны Уровень рейтинга
Очень высокий Австрия, Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Великобритания, Швеция 9-11
Высокий Франция, Испания, Португалия, Бразилия, Канада, Италия, Япония, Люксембург, Южная Корея 6-8
Средний Австралия, Бельгия, Чехия, Венгрия, Китай, Индия, Чили, Греция, Индонезия, Новая Зеландия, Словакия, Словения, Тайвань, США 3-5
Низкий Исландия, Ирландия, Мексика, Филиппины, Румыния, Россия, Сингапур, Колумбия, Малайзия, Перу, Таиланд, Турция, ОАЭ, Аргентина, Болгария, Коста-Рика, Гонконг, Израиль, Пакистан, Польша, Саудовская Аравия. 0-2
В то же время Торговое представительство США (USTR) оценило инвестиционный климат России как неблагоприятный. Американские эксперты считают, что меры, принимаемые российскими властями, — недостаточны. В представленном экспертами докладе утверждается, что иностранных предпринимателей отпугивает запутанное инвестиционное законодательство, высокий уровень коррупции, недоверие к российской судебной системе и слабая защита прав акционеров компании [10].
Тем не менее, в соответствии с отчётом «World Investment Report» 2014, опубликованным ЮНКТАД (конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию), Россия находится на 3-м месте в мире по объему поступивших иностранных инвестиций по итогам 2012 и 2013 гг. (79 и 51 млрд. долларов соответственно; рис. 1).
Несмотря на высокий рост притока в Россию прямых иностранных инвестиций в 2013 году, 2014 год был весьма неопределённым из-за ряда следующих факторов, отрицательно влиявших на экономику страны.
• Замедление потребительского спроса из-за больших долговых нагрузок населения (по данным Центрального банка, кредитная нагрузка на одного работника составляла около 3,7 среднемесячных заработных плат) [1].
• Значительные колебания цен на нефть в 2013 году, что создавало высокие риски для инвесторов.
• Сложность ведения бизнеса. Несмотря на то, что Россия по итогам 2013 года поднялась в рейтинге Doing Business со 112 на 92 место, практика работы существенно не изменилась. Более того, ухудшилась рейтинговая оценка, составляемая на основе обобщения данных по 10 позициям, в отношении трёх из них, таких как: защита инвесторов, разрешение неплатежеспособности, кредитование [22].
• Введение политических и экономических санкций против России.
В результате негативного влияния этих факторов инвестиционная привлекательность страны существенно снизилась, о чём свидетельствуют данные международных консалтинговых компаний. Так, по оценкам одной из них (A.T. Kearney или Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index), Россия в 2014 году не вошла в группу 25 самых привлекательных для инвесторов стран мира, хотя в 2013 году занимала 11 место.
Что касается ситуации внутри страны, то в 2013 году произошла смена позитивного тренда роста инвестиций, наблюдавшегося в 2010—2012 гг., на негативный. По итогам года было отмечено снижение инвестирования по сравнению с предыду-
Рисунок 1. Приток иностранных инвестиций в 2012-2013 гг., млрд. долларов
Источник: UNCTAD, World Investment Report 2014.
щим годом как в целом по стране, так и в Северо-Западном (на 22,9%), Уральском (1,8%), Сибирском (9,5) и Дальневосточном (19,5%) федеральных округах (табл. 2).
Снижение уровня инвестиций в разрезе субъектов СЗФО, наблюдавшееся в большинстве территорий, произошло в основном за счёт завершения строительства системы магистральных газопроводов Ухта—Торжок.
Наибольший спад зафиксирован в 2013 году в Вологодской области, где инвестиций в основной капитал на развитие экономики было направлено на 61,3% меньше (49,5 млрд. руб.), чем за предыдущий год (рис. 2). Снижение связано с вводом в промышленную эксплуатацию газотурбинной станции и нового современного комплекса по производству карбамида в ОАО «ФосАгро» (г. Череповец).
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. на душу населения (в сопоставимых ценах 2013 г.)*
Федеральный округ 0 5 8 0 2 3 2013 г. к 2012 г., %
0 0 0 О С^ 0 0 01 01 01 01 2000 г., % 2012 г., %
Российская Федерация 34,8 55,9 88,0 78,4 86,8 92,6 92,4 265,1 99,8
Центральный федеральный округ 34,8 53,3 79,8 66,8 71,6 80,8 84,8 243,8 105
Северо-Западный федеральный округ 31,1 71,7 105,2 98,7 108,6 113,0 87,1 279,9 77,1
Южный федеральный округ 29,3 37,7 69,7 79,6 87,8 94,3 102,5 349,9 108,7
Северо-Кавказский федеральный округ 21,4 37,3 34,1 37,4 38,6 43,3 44,6 208,3 102,9
Приволжский федеральный округ 28,0 43,0 67,1 59,4 65,4 71,6 74,9 267,3 104,6
Уральский федеральный округ 73,4 94,9 153,5 143,7 164,1 174,6 171,4 233,5 98,2
Сибирский федеральный округ 18,5 35,7 62,5 60,8 70,6 78,9 71,4 385,3 90,5
Дальневосточный федеральный округ 28,3 77,7 105,6 145,5 184,1 162,2 130,5 460,6 80,5
* Рассчитано авторами на основе источников: Инвестиции в основной капитал на душу населения [Эл. рес.]. - Реж. дост.: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/23-02.htm; Индекс физического объема инвестиций в основной капитал [Эл. рес.]. - Реж. дост.: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/23-03.htm
Рисунок 2. Инвестиции в основной капитал в СЗФО, тыс. руб. на душу населения
(в сопоставимых ценах 2013 г.)
300,0
200,0 -
100,0 -
0,0
283,6
57,4 47,2
Ш
185,5
192,<
145,6
115,3
127,9
80,5 67,6
49,5
134,0
97,8
79,5 77,5
84,3
72,2
72,0
51,6
41,3
Ü
/ > /о
¿г ^
с/
ч?
□ 2012 г. □ 2013 г.
Несомненно, данное обстоятельство повлияло и на распределение инвестиций в регионе. Если до 2012 года максимальный объём инвестиций направлялся в транспорт и связь, то в 2013 году ситуация заметно изменилась — 20,4% их объёма поступило в производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 18,6% — в металлургическое, 10,0% — в химическое производство и 3,9% — в сельское хозяйство (табл. 3).
Это обусловлено тем, что наиболее крупные инвестиционные проекты 2013 года были реализованы именно в данных отраслях (табл. 4).
Нельзя не заметить, что в регионе продолжается реализация и иных крупных инвестиционных проектов [2], что и определило положительную динамику роста доли собственных средств в структуре источников финансирования в 2013 году (рис. 3).
Опыт участия предпринимательских структур в решении социально-экономических проблем Вологодской области может быть применим и в других регионах, поскольку всё более актуальным становится развитие института партнёрства органов власти и бизнес-структур как эффективного механизма привлечения
Таблица 3. Распределение инвестиций по видам экономической деятельности в Вологодской области, % к итогу
Структура 2000 г. 2008 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Всего 100 100 100 100 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5,9 4,4 2,8 1,7 3,9
Обрабатывающие производства: 40,3 30,0 21,1 16,8 36,6
производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 1,3 0,6 0,7 1,2
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 18,5 16,6 3,6 18,6
производство машин и оборудования 1,7 0,5 0,3 0,2 0,6
химическое производство 4,0 6,5 8,8 6,6 10,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,9 7,1 9,4 6,7 20,4
Строительство 1,5 1,3 0,2 0,4 0,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств 1,6 1,2 0,5 0,8 2,4
Гостиницы и рестораны - 0,9 0,2 0,1 0,2
Транспорт и связь 30,1 39,9 60,3 68,0 22,9
Финансовая деятельность 0,7 0,6 0,5 0,4 1,1
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 0,3 9,3 2,3 2,4 6,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 0,7 0,9 0,2 0,3 0,4
Образование 2,1 1,0 0,4 0,3 1,4
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 3,3 1,5 0,5 1,2 2,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 3,5 1,9 1,6 0,7 1,2
Источники: Инвестиционные процессы в Вологодской области: стат. сб. / Госкомстат, 2003. - С. 40; Инвестиционные процессы в Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат, 2010. - С. 33-34; Там же. - 2014. - С. 37-39.
Таблица 4. Наиболее крупные и значимые инвестиционные проекты 2013 года в Вологодской области [3]
Проект Объём инвестиций, млрд. руб. Количество созданных рабочих мест, чел.
Строительство сети АЗС (29 заправок) «Газпромнефть» на территории области (2013-2017 гг.) 2,4 550
Модернизация 200 котельных на территории области с участием ОАО «Газпром» 5,0 н.д.
Модернизация Вологодской ТЭЦ (ГУ ОАО «ТГК-2») 6,0 46
Строительство объектов электросетевого комплекса ОАО «ФСК ЕЭС» 5,4 Н.д.
Реконструкция действующего бумажного производства в ООО «Сухонский ЦБК» (2011-2019 гг.) 4,1 300
Строительство двух комбинатов по переработке лесных ягод, овощей, фруктов и грибов (ООО «Вологодская ягода») 6,0 619 постоянных + 3000 сезонных
Строительство энергоэффективного производства аммиака мощностью 220 т/сутки (760 тыс. тонн в год) на производственной площадке ОАО «ФосАгро-Череповец» (2013-2017 гг.) 30,0 300
Рисунок 3. Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Вологодской области, %*
100,0 п
80,0 -
60,0 -
40,0 -
20,0 -
0,0
50,1
49,9
2000 г.
60,2
39,8
56,0
44,0
71,0
29,0
74,1
25,9
2005 г.
2008 г.
2011 г.
2012 г.
□ Собственные средства □ Привлеченные средства
36,6
63,4
2013 г.
* Составлено по: Инвестиционные процессы в Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат, 2008. - С. 32; Там же. - 2014. - С. 28.
частных инвестиционных ресурсов с целью воплощения общественно значимых региональных проектов [15].
В частности, Череповецкий металлургический комбинат ОАО «Северсталь» завершил реализацию инвестиционного
проекта по реконструкции коксовой батареи № 7, что приведёт к снижению нагрузки на окружающую среду за счёт строительства целого комплекса экологических объектов. В 2013 году запущена первая очередь лесопильного производства
в ООО «Харовсклеспром», сумма инвестиций в него составит более 1,2 млрд. руб. Отличительной чертой проекта является его социальная направленность и эколо-гичность, поскольку происходит полная переработка коры и опилок, что позволяет снабжать теплом один из микрорайонов г. Харовска [2, 3].
Постепенно инвестируется строительство новых химических производств и увеличивается выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью на азотном и фосфорном комплексах «ФосАгро». Реализация этих и других проектов совместно с использованием потенциала газотранспортной системы будет способствовать созданию газохимического комплекса, повышению эффективности использования природных ресурсов, снижению зависимости промышленности от импорта полимерных материалов.
Успешное осуществление инвестиционных проектов зависит от эффективности действий региональных органов власти и местных администраций. Они должны проявлять заинтересованность в привлечении частных инвестиций, поскольку в условиях конкуренции за ограниченный инвестиционный ресурс это инструмент создания новых рабочих мест, расширения доходной базы региональных и местных бюджетов и в конечном итоге — повышения качества жизни.
В Вологодской области сформированы следующие условия для поддержания благоприятного инвестиционного климата:
— созданы Инвестиционный совет при Губернаторе области и ОАО «Корпорация развития Вологодской области»;
— принят закон «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской
области и о внесении изменений в отдельные законы области» от 08.05.2013 года № 3046-ОЗ (ред. от 04.06.2014 г.);
— добавлен отдельный раздел «Стратегия инвестиционной политики» в «Стратегию социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года» (одобрена постановлением Правительства области от 28.06.2010 года № 739).
Однако перечисленных инструментов оказалось недостаточно для повышения в регионе эффективности мер в сфере поддержания благоприятного инвестиционного климата. Дело в том, что, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)» от 10.04.2014 № 570-р, целевые значения показателя «инвестиции в основной капитал» в 2014—2018 гг. устанавливаются для каждого субъекта РФ как целевое значение на предыдущий период, увеличенное на 0,5 п.п.
Известно, что в 2013 году в регионе зафиксировано снижение данного показателя. Аналогичная ситуация наблюдается и в целом по РФ: по итогам 2013 года инвестиции в основной капитал сократились на 0,2%. Так, в сценарных условиях социально-экономического развития РФ, представленных Министерством экономического развития, отмечено, что снижение объемов привлечения инвестиций связано как со структурными факторами (сокращение инвестиций Газпрома), так и с ростом недоверия со стороны бизнеса, сопровождаемым увеличением оттока капитала.
Усилившийся на фоне этого спад инвестиций в основной капитал достиг 4,8% в I квартале 2014 года [17]. Настроения инвесторов усугубляются неопределенностью в отношении дальнейшего развития событий и динамики обменного курса рубля. В результате изменения внешнеполитической обстановки резко ограничились возможности предприятий для привлечения средств с внешних рынков. Недостаток ресурсов для финансирования инвестиционных проектов и снижение спроса на инвестиции из-за роста неопределенности и ухудшения ожиданий являются одними из основных негативных факторов, которые определяли экономическую динамику в 2014 году.
Предполагалось, что с 2015 года будет восстановлен положительный рост инвестиций (в среднем на 2,4%) за счёт таких секторов, как транспортный комплекс, торговля, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом и другие [17]. Однако по мере нарастания общей экономической неопределенности достижение данных задач затруднительно.
Губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников в докладе «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Вологодской области на 2015 год» отметил, что в текущем году в регионе также прогнозируется рост инвестиций в среднем на 2% за счёт выведения на проектную мощность следующих крупнейших инвестиционных проектов.
1. Проект по созданию свинофермы ЗАО «Шувалово» (производительностью 25 тыс. голов) в Грязовецком районе. Общая сумма инвестиций — 500 млн. рублей, почти 400 млн. из которых являются заемными средствами. Планируется, что в 2015 году объём инвестиций увеличится на 7—8%, в 2016-м — приблизительно на 20%.
2. В модернизацию производства ОАО «Сокольский ДОК» в 2015 году планируется инвестировать 120 млн. руб., в 2016-м — 125 млн. руб.
3. Около 110 млн. руб. планируется направить на реконструкцию действующего бумажного производства ОАО «Сокольский ЦБК» и около 80 млн. руб. — на реконструкцию ООО «Харовсклеспром».
4. ОАО «ФосАгро» сообщило о начале реализации проекта по строительству нового энергоэффективного производства аммиака. Общий объем инвестиций «ФосАгро» в реализацию проекта (2014—2017 гг.) с учетом строительства объектов инфраструктуры превысит 25 млрд. руб. [2].
Развитию экономики будет способствовать реализация инвестиционных проектов, развитие новых неосвоенных площадок и территорий, формирование на базе крупных проектов территориальных производственных кластеров, а также максимальное вовлечение в реализацию проектов местных поставщиков и подрядчиков.
Одновременно необходимо продолжать работу по популяризации деятельности ОАО «Корпорация развития Вологодской области» в таких направлениях, как:
• организация и проведения конференций, форумов, круглых столов, деловых визитов, семинаров и других имиджевых мероприятий;
• представление региона на деловых мероприятиях в России и за рубежом;
• партнерство с международными, федеральными и региональными СМИ;
• наполнение информационного пространства актуальной информацией о социально-экономическом развитии региона и ключевых инвестиционных предложениях;
• информационное и организационное сопровождение различных мероприятий, проводимых в регионе и за его пределами;
• оказание консультационных услуг;
• подписание рамочных соглашений с консалтинговыми компаниями по привлечению инвестиций в регион.
В тех субъектах РФ, где еще не принято региональное законодательство об инвестиционной деятельности, целесообразно принять нормативно-правовой акт, устанавливающий:
— основные способы защиты прав инвесторов;
— гарантии неухудшения положения инвесторов в пределах компетенции субъекта РФ на период реализации инвестиционной стратегии;
— гарантии незлоупотребления правом со стороны исполнительных органов власти субъекта РФ;
— порядок обращения инвесторов за защитой и помощью;
— меры государственной поддержки и механизмы её получения.
Для осуществления инвестиционных проектов и реализации стратегии инвестиционной политики не только в Вологодской области, но и в других субъектах РФ актуальны будут такие мероприятия, как:
1) организация работы с федеральным центром по привлечению в регион федеральных средств для развития социальной инфраструктуры;
2) осуществление работы с государственными монополиями в целях развития инфраструктурного потенциала области;
3) развитие сотрудничества на принципах партнёрства власти и бизнеса;
4) создание канала прямой связи между инвесторами и руководством области для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов;
5) принятие системы мер по государственной поддержке организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты;
6) создание региональных институтов развития;
7) упрощение процедуры оплаты государственной пошлины и внедрение возможности записи на прием в ведомственные органы через Интернет;
8) проведение мероприятий по повышению налоговой грамотности налогоплательщиков;
9) разработка типового административного регламента прохождения процедуры по выдаче разрешения на строительство, упрощение данной процедуры для заявителя, её унификация в муниципальных образованиях;
10) создание Интернет-портала, на котором будет размещена интерактивная карта инвестиционных площадок.
Однако действий только региональных органов власти — недостаточно, необходимы меры на федеральном уровне. Президент России В.В. Путин 31 декабря 2014 года подписал дополнения к «Закону о промышленной политике», касающиеся налоговых льгот промышленникам.
Данный пакет включает в себя четыре вида льгот:
• зачет инвестиций в основные фонды (не менее 20 млн. рублей в год, 50 млн. за 3 года и 200 млн. за 5 лет) в уменьшение налога на прибыль;
• каникулы по налогам на прибыль и на имущество для новых предприятий;
• ускоренную амортизацию основных фондов;
• пониженную ставку страховых взносов для предприятий, занимающихся инжинирингом и промышленным дизайном.
По оценке разработчиков, результатом льготирования будет рост инвестиций в производство и, как следствие, налоговых поступлений в бюджет. Так, при затратах на реализацию этих мер 159 млрд. рублей конечный эффект составит 2,156 трлн. рублей дополнительного дохода.
Важно заметить, что те налоговые льготы, которые предлагает Минпромторг, сработают для весьма и весьма ограниченного круга компаний. Поскольку, во-первых, они устанавливают высокий барьер участия. Речь идет и о требовании, чтобы это было новое промышленное предприятие, и о сумме минимальных инвестиций 20 млн. рублей в год. В результате средний бизнес, который, по идее, быстрее других реагирует на открывающиеся возможности, остается в стороне.
Во-вторых, предлагаемые Минпром-торгом меры ограничиваются налогами на прибыль и на имущество. Но, как известно, налога на имущество для нового оборудования в РФ нет, а налог на недвижимость, которая имеется в составе имущества, понизить никто не согласится. Местные власти в 2015 году переходят к оценке недвижимого имущества по кадастровой стоимости, и в будущем именно этот налог станет одним из основных. Что касается льгот по налогу на прибыль, то у новых предприятий, которым в значительной мере адресованы льготы, прибыль и так нулевая, и налог с неё нулевой.
В-третьих, совершенно необъяснимой является мера снижения ставки страховых взносов для компаний, работающих в сфере инжиниринга и промышленного дизайна. Ведь речь шла о стимулировании всей промышленности, а не какой-то отдельной отрасли [9]. Социальные взносы, конечно, нужно снижать, и здесь нужен отдельный расчет по тем ставкам, которые бизнес в состоянии потянуть. А сейчас со-
циальные взносы — это фактически самый большой налог для бизнеса, налог на труд.
У общественной организации «Деловая Россия», объединяющей предпринимателей из 77 регионов, есть альтернативные предложения, которые заключаются в следующем:
1. Необходимо снизить ставку НДС с нынешних 18 до 12%. Потому что, во-первых, это такой же НДС, как в Казахстане, а все производства, которые смогли «уйти» в Казахстан (особенно из соседних российских регионов), уже перевели туда свою деятельность, т.к. там ниже и социальные взносы, и НДС, а также есть пакет налоговых льгот для новых предприятий. Во-вторых, большинство предприятий, которые сейчас экономят на уплате НДС, используют серые схемы. По разным оценкам, от 30 до 50% общего объема денежных средств выйдут в белую зону.
2. Льготировать реинвестируемую прибыль в производство. То есть прибыль, которую предприятие реинвестирует, облагать по ставке 10 или 5%.
3. Диверсифицировать страховые взносы в зависимости от возраста работника и производительности труда с целью поощрения создания новых высокопроизводительных рабочих мест. Если человек работает на высокопроизводительном рабочем месте, много вырабатывает и много получает, нужно облагать его налогом не по прогрессивной, а по регрессивной шкале. Что касается возраста, то необходимо стимулировать предприятия, чтобы они брали на работу молодёжь (например, до 30 лет уплачивать социальные взносы по пониженным ставкам). По мнению председателя комитета по налогам «Деловой России», следует также ввести ежемесячный социальный вычет, облагаемый взносами по ставке ноль, равный прожиточному минимуму на взрослого человека плюс
по одному прожиточному минимуму на каждого иждивенца, находящегося на попечении этого работника. Это позволит не облагать взносами самые малообеспеченные слои населения.
4. Принять меры Минпромторга, касающиеся ускоренной амортизации основных фондов, чтобы предприятие имело право регулировать прибыль первых лет списанием на амортизацию нового оборудования. Поскольку приобретение оборудования — это в первую очередь реальные затраты на обновление парка основных средств [9].
Вероятно, реализация перечисленных мероприятий и корректировок в федеральном законодательстве позволит обеспечить выполнение указов Президента Российской Федерации, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата, повышение темпов и обеспечение устойчивости социально-экономического развития.
Одной из важнейших задач по улучшению в стране инвестиционного климата и повышению её инвестиционной привлекательности является соответствие российских норм регулирования экономической деятельности мировым нормам. Необходимо продолжать работы по приведению российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами, что позволит потенциальным инвесторам более достоверно оценивать деятельность и балансовые показатели российских предприятий при сотрудничестве с ними.
Для стимулирования притока частных инвестиций требуется сформировать особые финансовые стимулы, включающие государственное софинансирование создания базовой инфраструктуры, обеспечение гарантий по кредитам, расширение территорий с особым экономическим режимом, субсидирование процентной ставки на их
развитие и приобретение оборудования, предоставление льгот по аренде земли и объектов государственной собственности. Помимо финансовых стимулов важным направлением государственной политики в области привлечения инвестиций в субъекты Российской Федерации будет являться улучшение процессов их взаимодействия с инвесторами и поддержка активного продвижения их продукции на российских и зарубежных рынках.
Элементами целостной системы улучшения инвестиционного климата в России должны также стать, во-первых, национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах; во-вторых, инструменты мотивации региональных органов власти и развитие этих инструментов; в-третьих, механизм обмена лучшими практиками, основанный на диалоге бизнеса и власти [8].
Таким образом, с учётом вышесказанного и мнений других исследователей, можно представить мероприятия по совершенствованию условий инвестиционной деятельности в регионах РФ в разрезе факторов и параметров (табл. 5).
Следует отметить, что в современных условиях, когда бюджетных средств недостаточно и необходимо привлекать дополнительные источники финансирования, частные инвестиции выступают одним из видов внебюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры, решение конкретных социально-экономических задач, расширение спектра и повышение качества услуг, формирование новых точек роста, способствующих увеличению уровня социально-экономического развития региона. Однако это невозможно без создания прозрачных, взаимовыгодных механизмов сотрудничества власти и бизнеса, пересмотра сложившихся стереотипов поведения бизнес-структур и способов их участия в
Таблица 5. Мероприятия по совершенствованию условий инвестиционной деятельности в регионах РФ*
Факторы инвестиционного климата Параметры Предложения по совершенствованию инвестиционного климата
Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности Уровень налогообложения. Налоговые льготы. Государственные гарантии. Инвестиционный налоговый кредит. Гарантии юридического равноправия всех инвесторов. Необходимо юридическое закрепление налоговых льгот по налогу на прибыль для предприятий и организаций, осуществляющих реальные инвестиции, в т.ч. принимающих участие в проектах ГЧП. Следует предусмотреть учет затрат по обслуживанию долга, в т.ч. погашению основного кредита для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Развитость рыночной инфраструктуры Доступность банковских услуг; страхование инвестиционных рисков; страхование строительно-монтажных рисков; лизинг; консалтинговые услуги. Необходимо разработать систему долгосрочного кредитования и страхования инвестиционных рисков. В рамках инвестиционно-промышленной политики регионов следует предусмотреть механизм компенсации инвестиционной составляющей процентных кредитных ставок по кредитам, направленных на реализацию реальных проектов, в т.ч. ГЧП.
Доступность недвижимости Прозрачность тендеров. Порядок оформления прав на земельные участки. Доступность и достаточность офисных площадей. Возможность получения прав на земельные участки. Необходимо сформировать единую информационную систему по имеющимся объектам недвижимости, максимально упростить и сделать прозрачной систему землеотведения под реализацию реальных проектов в сфере промышленности и инфраструктуры.
Развитость инженерной инфраструктуры Транспорт. Дороги. Электроэнергия. Водоснабжение и канализация. Связь. Доступность сооружения новых инфраструктурных объектов; проектирование, согласование, разрешение на эксплуатацию. Необходимо упростить процедуру согласования проектирования, сооружения и получения разрешения на эксплуатацию новых инфраструктурных объектов, в первую очередь в сфере энергоснабжения.
Обеспеченность квалифицированными кадрами Достаточность административных и экономических кадров, инженерных кадров, квалифицированной рабочей силы. Необходимо предусмотреть комплексную программу подготовки кадров для реализации реальных проектов на всех уровнях образовательной системы РФ: - на уровне общеобразовательной школы - развитие системы профориентации, активное развитие техникумов и технических лицеев, ориентированных на подготовку высококвалифицированного персонала рабочих и строительных специальностей, ввести обязательную сертификацию рабочих строительных специальностей. - на уровне среднего профессионального и высшего профессионально образования обеспечить взаимодействие с предприятиями и организациями реального сектора, увеличить количество и продолжительность обязательной производственной практики, открывать филиалы по организации практики студентов средних и высших профессиональных учреждений.
Информационная инфраструктура Доступность актуальной информации. Достоверность информации, значимой для инвесторов. Создать информационный портал, обеспечивающий достоверной, актуальной и адекватной информацией всех пользователей, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов, в т.ч. ГЧП; обеспечить широкий PR по новым законам и постановлениям, определяющим условия реализации инвестиционной деятельности.
Административный фактор Скорость получения разрешений и согласований. Уровень коррупции. Принять меры по уменьшению влияния коррупции на инвестиционную деятельность, максимально увеличить контроль за соблюдением сроков и порядка получения разрешительной документации.
* Составлено по: [20].
развитии территорий. Понятно, что здесь требуется политическая воля со стороны администраций и вместе с тем новый подход бизнеса к пониманию своей роли в социальном инвестировании, повышение интереса к развитию территории присутствия. Только в этом случае можно будет
говорить о новом этапе развития российской модели инвестирования, который создаст комфортные условия для функционирования бизнеса и позволит повысить эффективность использования бюджетов, выделяемых для обеспечения устойчивого развития регионов.
Литература
1. Быркова, Е. Как изменилась инвестиционная привлекательность России [Электронный ресурс] / Е. Быркова // Информационно-аналитическое издание ПРОВЭД. — Режим доступа: Ыф://провэд.рф/ analytics/research/19533-kak-izmenilasy-investitsionnaya-ppivlekatelynosty-possii.html
2. Доклад губернатора области «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Вологодской области на 2015 год» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
3. Доклад губернатора области «Об инвестиционном климате» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/gubernator/vystupleniya_intervyu/doklad_gubernatora_oblasti_ob_investitsionnom_ klimate/?sphrase_id=319434
4. Ильин, В.А. Национальная и региональная безопасность: взгляд из региона [Текст] / В.А. Ильин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 3 (27). — С. 9-20.
5. Инвестиционные процессы в Вологодской области: статистический сборник. — Госкомстат, 2003. — С. 40.
6. Инвестиционные процессы в Вологодской области: статистический сборник. — Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, 2010. — С. 33-34.
7. Инвестиционные процессы в Вологодской области: статистический сборник. — Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, 2014. — С. 37-39.
8. Итоги пилотного апробирования Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации / Агентство стратегических инициатив. — М., 2014. — 178 с.
9. Краснова, В. Лукавая политика [Электронный ресурс] / В. Краснова // Эксперт. — 2015. — № 7. — Режим доступа: http://expert.ru/expert/2015/07/lukavaya-politika/
10. Манташян, Г.Г. Деловой и инвестиционный климат в России / Г.Г. Манташян // Горизонты экономики. — 2013. - № 6 (11). - С. 47-50.
11. Милевская, М.А. Международное состояние этических инвестиций и ответственных предприятий / М.А. Милевская // Вестник экономической интеграции. — 2014. — № 3. — C. 57-65.
12. Миндич, Д. Границы государства [Электронный ресурс] / Д. Миндич // Эксперт. — 2014. — № 43. — Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/43/granitsyi-gosudarstva/
13. Проблемы экономического роста территории [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Е.В. Лукин, Т.В. Воронцова, Т.Г. Смирнова; под рук. Т.В. Усковой. — Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2013. — 170 с.
14. Разгулина, Е.Д. К вопросу об инвестировании компаниями регионального развития / Е.Д. Разгулина // Вестник ЧГУ. — 2013. — № 4 (51). — Т. 1. — С. 59-64.
15. Разгулина, Е.Д. Партнерство органов власти и бизнес-структур как необходимое условие привлечения частных инвестиционных ресурсов / Е.Д. Разгулина // Проблемы развития территории. — 2014. — № 5 (73). — С. 78-90.
16. Силуанов, А.Г. Условия роста [Электронный ресурс] / А.Г. Силуанов // Expert Online. — 2013. — Режим доступа: http://expert.ru/2013/06/21/usloviya-rosta/
17. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. — Май 2014. — 69 с. — Режим доступа: http://de.gov.yanao.ru/ doc/soc_eco/scen_usl/scen_y_2015-2017.pdf.
18. Ускова, Т.В. О роли инвестиций в обеспечении устойчивого экономического роста / Т.В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 6 (30). — С. 223-234.
19. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона [Текст]: монография / Т.В. Ускова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.
20. Хазуев, А.И. Теоретико-методологические аспекты управления инвестиционными процессами в депрессивных регионах (на материалах Чеченской Республики) / А.И. Хазуев // Тегга Economicus. — 2012. — Ч. 3. — № 3. — С. 127-131.
21. Beal, D.J. Why do we invest ethically? / D.J. Beal, M. Goyen, P. Phillips // Journal of investing. — 2005. — Vol. 14. — Nr. 3. — P. 66-77.
22. Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises (англ.) Всемирный банк [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2014.
Uskova T.V., Razgulina E.D.
On the role of investment in the socio-economic development
of territories
Tamara Vitalyevna Uskova — Doctor ofEconomics, Deputy Director for Science, Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation, [email protected]) Ekaterina Dmitrievna Razgulina — Junior Research Associate at the Department of the Issues of SocioEconomic Development and Management in Territorial Systems, Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation, [email protected])
Abstract. The modern stage of Russia's socio-economic development is characterized by the lack of budgetary resources to finance both strategic and current tasks. The situation is exacerbated by the introduction of political and economic sanctions, the significant fluctuations in oil prices and the ruble exchange rate, the growing mistrust on the part of business, followed by the increase in capital outflow. These circumstances predetermine the search for the ways to solve the socio-economic problems.
The studies ofleading Russian and foreign scientists prove that investment plays a major role in ensuring sustainable economic growth and solving the problems of territorial development. Moreover, the recently increasing impact oflarge companies on the country's development and the low budget lead to the necessity to attract private investment resources for regional development.
In this regard, the authors analyze the investment activity in Russia, present the countries' rankings by the state of investment climate and disclose the successful experience ofbusiness' participation in socially significant regional projects.
The periodicals and Internet resources comprise an information base of this study. To achieve this goal the authors use system and integrated approaches, general scientific research methods (comparative analysis, generalization and comparison), table and graphical methods of information processing.
The results of the research help prove the need to attract private investment in distressed areas and provide the Vologda Oblast authorities with the recommendations that can be applied in other regions. The work describes the promising priority projects of the region. Their implementation will contribute to the restoration of positive investment growth. The authors suggest the directions to amend the federal legislation in order to stimulate investment activity of enterprises and, therefore, enhance the role of business in regional development.
Key words: investment, private resources, socio-economic development, economic growth, enterprises, projects, public-private partnership.
References
1. Byrkova E. Kak izmenilas' investitsionnaya privlekatel'nost' Rossii [How the Investment Attractiveness of Russia Has Changed]. Informatsionno-analiticheskoe izdanie PROVED [PROVED Information-Analytical Edition]. Available at: http://proved.rf/analytics/research/19533-kak-izmenilasy-investitsionnaya-ppivlekatelynosty-possii.html
2. Doklad gubernatora oblasti "Investitsionnyi klimat i investitsionnaya politika Vologodskoi oblasti na 2015 god" [Report of the Governor of the Oblast "Investment Climate and Investment Policy of the Vologda Oblast for 2015"]. Available at: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
3. Doklad gubernatora oblasti "Ob investitsionnom climate" [Report of the Governor of the Oblast "On Investment Climate"]. Available at: http://vologda-oblast.ru/gubernator/vystupleniya_intervyu/doklad_gubernatora_ oblasti_ob_investitsionnom_klimate/?sphrase_id=319434
4. Ilyin V.A. Natsional'naya i regional'naya bezopasnost': vzglyad iz regiona [National and Regional Security: a View from the Region]. Ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2013, no. 3 (27), pp. 9-20.
5. Investitsionnye protsessy v Vologodskoi oblasti: statisticheskii sbornik [Investment Processes in the Vologda Oblast: Statistics Digest]. Goskomstat [Federal State Statistics Service]. 2003, p. 40.
6. Investitsionnye protsessy v Vologodskoi oblasti: statisticheskii sbornik [Investment Processes in the Vologda Oblast: Statistics Digest]. Territorial'nyi organ Federal'noisluzhby gosudarstvennoistatistikipo Vologodskoi oblasti [Territorial Body of Federal State Statistics Service of the Vologda Oblast]. 2010, pp. 33-34.
7. Investitsionnye protsessy v Vologodskoi oblasti: statisticheskii sbornik. [Investment Processes in the Vologda Oblast: Statistics Digest]. Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Vologodskoi oblasti [Territorial Body of Federal State Statistics Service of the Vologda Oblast]. 2014, pp. 37-39.
8. Itogi pilotnogo aprobirovaniya Natsional'nogo reitinga sostoyaniya investitsionnogo klimata v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii [Results of Pilot Testing of the National Rating of Investment Climate in the RF Subjects]. Agentstvo strategicheskikh initsiativ [Agency for Strategic Initiatives]. Moscow, 2014. 178 p.
9. Krasnova V. Lukavaya politika [Crafty Policy]. Ekspert [Expert], 2015, no. 7. Available at: http://expert.ru/ expert/2015/07/lukavaya-politika/
10. Mantashyan G.G. Delovoi i investitsionnyi klimat v Rossii [Business and Investment Climate in Russia]. Gorizonty ekonomiki [Horizons of Economics], 2013, no.6 (11), pp. 47-50.
11. Milevskaya M.A. Mezhdunarodnoe sostoyanie eticheskikh investitsii i otvetstvennykh predpriyatii [International State of Ethical Investment and Responsible Enterprises]. Vestnikekonomicheskoiintegratsii [Bulletin of Economic Integration], 2014, no. 3, pp. 57-65.
12. Mindich D. Granitsy gosudarstva [Boundaries of the State]. Ekspert [Expert], 2014, no. 43. Available at: http:// expert.ru/expert/2014/43/granitsyi-gosudarstva/
13. Uskova T.V., Lukin E.V., Vorontsova T.V., Smirnova T.G. Problemy ekonomicheskogo rosta territorii: monografiya [Issues of Economic Growth of the Territory: Monograph]. Under editorship of T.V. Uskova. Vologda: In-t sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorii RAN, 2013. 170 p.
14. Razgulina E.D. K voprosu ob investirovanii kompaniyami regional'nogo razvitiya [To the Issue about Investment of the Companies of Regional Development]. Vestnik ChGU [Bulletin of Cherepovets State University], 2013, no. 4 (51), vol. 1, pp. 59-64.
15. Razgulina E.D. Partnerstvo organov vlasti i biznes-struktur kak neobkhodimoe uslovie privlecheniya chastnykh investitsionnykh resursov [Public-Private Partnership as a Prerequisite for Attracting Private Investment Resources]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2014, no. 5 (73), pp. 78-90.
16. Siluanov A.G. Usloviya rosta [Growth Conditions]. Expert Online [Expert Online], 2013. Available at: http:// expert.ru/2013/06/21/usloviya-rosta/
17. Stsenarnye usloviya, osnovnye parametry prognoza sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii i predel'nye urovni tsen (tarifov) na uslugi kompanii infrastrukturnogo sektora na 2015 god i na planovyi period 2016 i 2017 godov [Scenario Conditions, Key Parameters of the Forecast of Socio-Economic Development of the Russian Federation and the Overall Price Levels (Tariffs) for Services of the Infrastructure Sector Enterprises for 2015 and the 2016—2017 Planning Period]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Mai 2014. 69 p. Available at: http://de.gov. yanao.ru/doc/soc_eco/scen_usl/scen_y_2015-2017.pdf.
18. Uskova T.V. O roll investitsii v obespechenii ustoichivogo ekonomicheskogo rosta [On the Role of Investments in Sustainable Economic Growth]. Ekonomicheskie isotsial'nyeperemeny:fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2013, no. 6 (30). pp. 223-234.
19. Uskova T.V. Upravlenie ustoichivym razvitiem regiona: monografiya [Management of Sustainable Development of the Region: Monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2009. 355 p.
20. Khazuev A.I. Teoretiko-metodologicheskie aspekty upravleniya investitsionnymi protsessami v depressivnykh regionakh (na materialakh Chechenskoi Respubliki) [Theoretical and Methodological Aspects of Management of Investment Processes in Depressed Regions (on the Materials of the Chechen Republic)]. Terra Economicus [Terra Economicus], 2012, part 3, no. 3, pp. 127-131.
21. Beal D.J., Goyen M., Phillips P. Why do We Invest Ethically? JournalofInvesting, 2005, vol. 14, no. 3, pp. 66-77.
22. Doing Business 2014. Doing Business 2014: Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Available at: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2014.