Научная статья на тему 'О реформировании российской электроэнергетики (Федеральный и региональный аспекты)'

О реформировании российской электроэнергетики (Федеральный и региональный аспекты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахтеева Н. З., Садриева Г. Г.

В статье рассмотрены основные направления структурных преобразований в российской электроэнергетике, а также особенности реформирования крупнейшей независимой интегрированной энергокомпании страны холдинга «Татэнерго» (Республика Татарстан). Дается краткое описание основных субъектов целевой структуры отрасли и характеристика возможных последствий реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About reforming of the russian electric power industry

The article deals with characteristics of the basic directions of structural transformations in the Russian electric power industry and features of reforming the largest independent integrated power company of the country holding «Татэнерго» (Republic Tatarstan). It contents the short description of the basic subjects of target structure of branch and the characteristic of possible consequences of reforming.

Текст научной работы на тему «О реформировании российской электроэнергетики (Федеральный и региональный аспекты)»

УДК 620.9:338.012

О РЕФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ)

Н.З. БАХТЕЕВА *, Г.Г. САДРИЕВА **

* Казанский государственный энергетический университет ** Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан

В статье рассмотрены основные направления структурных преобразований в российской электроэнергетике, а также особенности реформирования крупнейшей независимой интегрированной энергокомпании страны - холдинга «Татэнерго» (Республика Татарстан). Дается краткое описание основных субъектов целевой структуры отрасли и характеристика возможных последствий реформирования.

Электроэнергетика официально признана одним из безусловных приоритетов ближайших лет. Это объясняется тем, что сегодня энергетическая отрасль находится в сложной ситуации. Если учесть, что рост энергопотребления вскоре может достигнуть своего исторического максимума, а износ основных производственных фондов в отрасли давно превысил 50 % (по отдельным видам энергооборудования достигает 80-90 %), то выход видится один: либо

электроэнергетика сумеет ответить на возрастающий спрос, создаст мощный импульс собственному развитию и развитию всей экономики, либо она не сумеет этого сделать и станет тормозом развития экономики.

Начиная уже с 1997 года Правительством РФ, менеджментом РАО «ЕЭС» предпринимались попытки реформирования электроэнергетики, направленные на преодоление нарастающих негативных тенденций в отрасли. Однако, несмотря на прогрессивный характер, ни одно из направлений реформирования не было реализовано. Неудачи предпринятых попыток реформирования

электроэнергетики заставили руководство страны пойти на более решительные меры для решения вопроса, от которого во многом зависело будущее отечественной экономики. Принятая в июле 2001 года единая государственная концепция реформирования отечественного энергетического комплекса положила начало проведению серьезных структурных и институциональных преобразований в отрасли. Базовая идея реформы - разделение конкурентного и естественно монопольного секторов. В энергетике конкурентными секторами являются генерация и сбыт, естественно, монопольными - диспетчеризация, магистральные и распределительные сети. Механизм функционирования этих двух секторов различен. Первый из них - рыночный, со свободными ценами, формируемыми на основе спроса и предложения, частной собственностью, частными инвестициями. Чем меньше в нем государства, тем лучше. Второй сектор - естественно монопольный. Здесь - государственная собственность, жесточайшее регулирование, контроль, устанавливаемые государством тарифы, отсутствие рынка [1].

Высокая динамика осуществляемых преобразований свидетельствует о том, что реформа входит в свою завершающую стадию: к 1 июля 2008 года крупнейшая компания отрасли - общероссийский электроэнергетический холдинг РАО «ЕЭС России» - прекратит свое существование. Это значит, что на смену естественному монополисту (РАО «ЕЭС России») на российском оптовом рынке электроэнергии и (мощности) и локальным монополистам (АО-энерго), действующим на розничных рынках субъектов РФ, приходят новые

© Н.З. Бахтеева, Г.Г. Садриева

Проблемы энергетики, 2008, № 9-10

энергокомпании, которым предстоит работать в новых условиях по правилам конкурентного (а не регулируемого) рынка.

На сегодняшний день созданы и функционируют организации, составляющие инфраструктуру рынка: некоммерческое партнерство

«Администратор торговой системы оптового рынка» (НП «АТС»), ОАО «Федеральная сетевая компания» (ФСК), ОАО «Системный оператор» (СО - ЦДУ

ЕЭС») [2].

Основное предназначение НП «АТС» - организация торговли и финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, а также защита интересов поставщиков и покупателей электроэнергии. Поэтому членами НП «АТС» являются и поставщики электроэнергии (генерирующие компании), включая холдинг «Татэнерго», и покупатели электроэнергии (энергосбытовые организации, крупные потребители, гарантирующие поставщики). После завершения структурных преобразований и упразднения холдинга РАО «ЕЭС России», на базе НП «АТС» предполагается создать саморегулируемую организацию - Совет рынка, именно здесь будут сосредоточены все рычаги управления рынком.

Практически окончательно оформился монопольный сектор отрасли. Выстроена единая диспетчерская вертикаль (ЦДУ-ОДУ-РДУ) под эгидой Системного оператора, отвечающего за технологическое управление (диспетчеризацию) конкурентным рынком электроэнергии и управление рынками системных услуг. С 1 июля 2008 года начнет работать холдинг МРСК. Он создается на базе сетевых активов, выделенных из АО-энерго и объединенных по принципу горизонтальной интеграции. ФСК и холдинг МРСК формируют электросетевой комплекс российской электроэнергетики. Поскольку от надежного функционирования и развития Системного оператора и сетевых компаний зависит обеспечение непрерывного и бесперебойного энергоснабжения потребителей, то по отношению к этим структурам будет усилено государственное регулирование. Так, согласно ФЗ «Об электроэнергетике», к моменту окончания процесса реструктуризации холдинга в собственность государства должны быть переданы не менее 75 % + одна акция этих компаний [1] . Однако уже сегодня в связи с высокой инфраструктурной значимостью и некоммерческим характером деятельности Системного оператора принято решение увеличить долю государства в его уставном капитале до 100 %, а долю в ФСК - довести до 80 %. Функции по выработке государственной политики в отношении этих структур будут закреплены за Федеральным агентством «Росэнерго».

Результатом вертикальной дезинтеграции электроэнергетического холдинга является появление новых хозяйствующих субъектов в формирующемся конкурентном секторе электроэнергетики. Первыми участниками стали шесть тепловых оптовых генерирующих компаний (ОГК) и ГидроОГК, сформированные на базе федеральных электростанций, принадлежащих головной компании и крупных электростанций АО-энерго. Учитывая особенности крупных ГЭС (способность ГЭС оперативно изменять нагрузку, дешевизна гидроэнергии), входящих в «ГидроОГК», государство ограничивает участие ОГК на базе ГЭС в формировании рыночной цены электроэнергии, тем самым «не мешая» другим участникам рынка. В гидрогенерации государство сохранит контроль (50 % плюс одна голосующая акция), тогда как тепловые ОГК, будучи независимыми друг от друга, становятся основными конкурентами на оптовом рынке электроэнергии [1].

На основе реструктуризации региональных АО-энерго и горизонтальной интеграции создаваемых структур сформированы 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК). Они уже начали конкурировать между собой. Именно свободная конкуренция между ОГК и ТГК, а также другими независимыми генерирующими компаниями будет в значительной мере определять рыночные цены. В качестве независимых выступают, прежде всего, генерирующие компании, входящие в концерн «Росэнергоатом», ОАО «Иркутскэнерго», Холдинг «Татэнерго», а также другие производители электроэнергии.

Жесткая конкуренция разворачивается в энергосбытовом секторе. В течение продолжительного времени роль энергосбытовой деятельности в электроэнергетике оценивалась как второстепенная. Подобно тому, как на железной дороге сектор пассажирских перевозок считался убыточным, окупаемым лишь за счет грузоперевозок, так и сбыт в электроэнергетике оправдывал себя исключительно как механизм по сбору денег, формирующий благополучие гарантирующего и сетевого секторов. Выделение ЭСК в качестве самостоятельных структур превратило эти компании в единственное связующее звено между потребителями, генерирующими и сетевыми компаниями. Уже сегодня на региональных сбытовых рынках конкурируют между собой выделяющиеся из АО-энерго энергосбытовые компании, традиционные оптовые перепродавцы электроэнергии в лице муниципальных распределительных сетей и новые игроки рынка. По мере дальнейшей либерализации энергосбытового рынка конкуренция будет ужесточаться, поэтому ЭСК должны предпринимать меры к эффективному функционированию в новых условиях.

Структурные преобразования, проводимые в электроэнергетике, затронули практически все вертикально интегрированные компании (за исключением изолированных зон), включая и независимую от РАО «ЕЭС России» крупнейшую интегрированную энергокомпанию России - холдинг «Татэнерго» (Республика Татарстан). □□□□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□□ □□□□□□ □□□□□□□□ □ □□□□□ □□□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□□□□□□ □□□□□□□ □□□□□□□□ □□□□□□□□□□□□□ □□□□□□ □□□□□□□□□□□□□□, □□□□□□□□ □□ □□□□□□□□□□□ □□□□□ □□□ □□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□□. □□□□□□□ «□□□□□□□□□», □□□□□□□ □□□□□ □□ □□□□□□□ □□□□□□□□□□□ □□ □□□ «□□□ □□□□□□» □□□□□□□□□□□□□□, □□□□□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□ □□□□□□□□□ □□□□□□□□. □□□ □□□□ □ □□□□□□ реформирования республиканского энергетического комплекса были положены те же самые принципы, согласно которым проводятся преобразования и в РАО «ЕЭС России»: разделение □□ □□□□□ □□□□□□□□□□□□ (□ □□□ □□□□□ □ □□□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□□ □□□□□ □□□□□□□ - ремонты, пассажирские и грузоперевозки, снабжение, оказание охранных услуг и т.д.), а иначе □□□□□□□□□□□□□ □□□□ □□ □□□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□□□□ □□□□□□ □□□□□□□□ □ □□□□□□□ □□□□□□□□□□ □□□□□□□. В то же время, в отличие от других реформируемых АО-энерго, данной компании удалось □□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□-□□□□□□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□□ □□□□□ □□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□, □□□□□□□□□ единым технологическим циклом производства, передачи, сбыта электрической и тепловой энергии, □ □□□□□□□. □ □□□□□□□□□, □ 1 апреля 2005 года начали свою самостоятельную полноценную деятельность дочерние компании: ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Сетевая компания», ЗАО «РДУ Татэнерго», с 1 октября 2005 - ОАО «Казанская теплосетевая компания». В октябре 2005 г начали операционную деятельность ООО «Уруссинские тепловые сети». Все компании взаимодействуют между собой на основе договоров купли-продажи, договоров на оказание услуг по утвержденным тарифам. ВШШ □□□□□□□□□□□□ □□□□□□□□ □□□□□ □□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□, □□□□□□□ □□□ «□□□□□□□□□» □□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□□ □□ □□□□□□□□□□□□, □ □□□ □□□□□□□□□□□□□, □□□□□□□□□□ □□□□□□ □□□□ □□□□□□□□□□□□□ □□□ □□□□□□□ □□□□□, □□□□□□□□ □□□ □□□□□□□□□□□□□ □ □□□□□.

Однако, согласно федеральному законодательству, с 1 июля текущего года, будет запрещено совмещать в рамках одной группы компаний производство и транспортировку электроэнергии. Поэтому все сетевые активы республики объединяются в составе ОАО «Сетевая компания» (СК), которая затем будет выведена из энергохолдинга. Первым шагом на пути к такому объединению стало начатое еще в 2003 году слияние в ГУП «Татэлектросеть» семнадцати предприятий городских электрических сетей, расположенных в городах Республики Татарстан. Позднее в состав энергохозяйства ГУП «Татэлектросеть» были переданы и другие сетевые хозяйства республики. В результате окончательного объединения двух сетевых распределительных компаний в рамках ОАО «Сетевая компания» в Республике Татарстан будет создана единая мощная структура, позволяющая снизить издержки и ликвидировать неэффективный слой перепродавцов энергетической продукции. При этом, согласно ФЗ «Об электроэнергетике», магистральные линии электропередачи, а также 16 подстанций напряжением 220 и 500 кВ энергосистемы республики отойдут в собственность Федеральной сетевой компании [1]. К 1 июля 2008 года должна закончиться и передача оперативно-диспетчерского управления энергетической системой Татарстана в ведение другой федеральной структуры -Системного оператора. Таким образом, в электроэнергетике республики влияние федерального центра будет усиливаться.

ОАО «Генерирующая компания» (ГК) получит статус субъекта оптового рынка. ОАО «Татэнерго» будет владеть 100 процентами ГК, ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания», ОАО Казанская теплосетевая компания», ООО «Уруссинские тепловые сети». В свою очередь, ОАО «Татэнерго» в его новом статусе будет подконтрольным государству. Следуя общей логике реформы электроэнергетики, генерирующие предприятии, входящие в настоящее время в состав ОАО «Генерирующая компания» (а в качестве соучредителей выступили такие крупные предприятия республики, как ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез»), в перспективе могут сменить собственников. В настоящее время в рамках реформирования энергетики республики ОАО «Генерирующая компания» (ГК) готовится к размещению дополнительной эмиссии акций и последующей продаже блокпакета компании стратегическому инвестору. Стратегическим инвестором может стать один из крупных потребителей электроэнергии из числа республиканских предприятий -например, нефтяная компания «Татнефть».

Первым шагом в либерализации генерирующих мощностей холдинга «Татэнерго» стало принятие решения о продаже старейшей станции энергосистемы республики «Уруссиннской ГРЭС», установленной мощностью 161 МВт, частному инвестору. В разработанной ранее программе технического перевооружения холдинга данная станция была отнесена к числу генерирующих мощностей с неприемлемо низкой надежностью и эффективностью: удельный расход топлива на каждый киловатт-час почти на 50 % превышает нормативные показатели. Для реконструкции Уруссинской ГРЭС с установкой генератора на 10 МВт предусматривалось 147 млн рублей со сроком окупаемости в 5-6 лет [3]. С целью привлечения стратегического инвестора указанного проекта 1 июля 2007 года была осуществлена продажа имущественного комплекса данной станции, в результате чего холдинг «Татэнерго» сократил свои инвестиционные обязательства, уступив их новому собственнику, который уже в ближайшие годы будет реализовывать инвестиционную программу развития ГРЭС общим объемом не менее 20 миллионов долларов США [4]. Смена собственника рассматривается © Проблемы энергетики, 2008, № 9-10

как один из способов сделать ее более эффективной и конкурентоспособной за счет привлечения частных инвестиций для технического перевооружения предприятия. К тому же конкуренция генерирующих мощностей позитивно должна отразиться на региональном рынке.

Именно привлечение инвестиций в отрасль и повышение эффективности функционирования энергокомпаний определены в качестве главных целей реформирования российской электроэнергетики. К 2020 □□□□ □□□□□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□ □□ □□□ □□□□□ □□□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□□□□□□ □ □□□□□□. □□□ □□□□□ □□□□□□□□□□□□ □ □□□□□□□□ □□□□□□□□□□ □□□□□ □□□□□□□□□□□□□□□□ □□ □□□□□ 12 □□□□□□□□□□ □□□□□□ [5]. Однако в ближайшее время, учитывая сложившуюся ситуацию, вряд ли удастся обеспечить необходимый рост генерирующих мощностей. Согласно мировому опыту, для появления рыночной конкуренции нужно порядка 30-40 тыс МВт избыточных мощностей, в то время как строительство одной только электростанции обходится от нескольких сотен миллионов до нескольких десятков миллиардов долларов. В этой связи представляется необходимым принятие более решительных мер по выходу государства из конкурентных секторов электроэнергетики и обеспечению условий для привлечения независимых частных инвесторов. В частности, уже с декабря 2005 года в Российской Федерации действует механизм гарантирования инвестиций. Суть механизма такова: инвестор, привлеченный в результате инвестиционного конкурса, строит в энергодефицитных регионах генерирующие объекты и получает прибыль на вложенный капитал после ввода энергообъекта в эксплуатацию. Если цена электроэнергии новой станции на рынке будет ниже цены, необходимой для окупаемости проекта, разница между ними будет компенсирована инвестору - необходимые для этого средства планируется заложить в тариф Системного оператора в виде дополнительной платы за услуги формирования технологического резерва. Таким образом, снимаются риски, связанные с вложением средств в новое строительство.

Российский рынок электроэнергетики является привлекательным для иностранных инвесторов, которые заинтересованы в том, чтобы вкладывать значительные деньги в модернизацию существующих активов, а также в создание новых генерирующих мощностей, ожидая, что эти вложения принесут им разумную прибыль и создадут в долгосрочной перспективе разумные возможности для роста. Безусловно, любое инвестирование предполагает определенный риск, и всегда существует возможность, что инвестор не выйдет на те показатели, которые он планирует для себя перед принятием инвестиционного решения. Политический риск и риск регулирования, наверное, это один из ключевых, с которым будут сталкиваться инвесторы, включая и зарубежные компании, и российских инвесторов, которые будут участвовать в приватизации генерирующих активов, других активов электроэнергетики. Однако предпринятые за последние полтора года шаги по реорганизации РАО «ЕЭС России» свидетельствуют о позитивных сдвигах, что уже само по себе будет способствовать улучшению кредитоспособности российской энергетики, и, как следствие, окупаемости инвестиций в энергетику, сделанных частными инвесторами.

Касаясь возможных последствий структурных преобразований в отрасли, следует полагать, что в связи с созданием большого числа новых энергетических компаний и структур, обслуживающих рынок, количество занятых в электроэнергетике может остаться на прежнем уровне. После реформирования станет безусловным формирование нормальной ценовой и тарифной политики в отрасли, благодаря которым электроэнергетика будет иметь возможность

покрывать собственные издержки, перестанет фактически дотировать потребителей вследствие заниженных тарифов. Должно произойти повышение рентабельности компаний. И самым главным результатом реформирования станет привлечение значительных инвестиций в энергокомплекс, которые станут началом нового технического обновления отрасли, что, в конечном итоге, должно привести к относительному снижению цен на электроэнергию как для промышленных предприятий так и для населения, поскольку, как свидетельствует мировой опыт, от реформирования электроэнергетики выигрывают все участники процесса: и потребители, и инвесторы, и работники отрасли, и государство.

Summary

The article deals with characteristics of the basic directions of structural transformations in the Russian electric power industry and features of reforming the largest independent integrated power company of the country - holding «Татэнерго» (Republic Tatarstan). It contents the short description of the basic subjects of target structure of branch and the characteristic ofpossible consequences of reforming.

Литература

1. Федеральный Закон РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ / Федеральные законы об энергетике. - М.: «Книга сервис», 2003. - 64 с. ISBN 5-94909-231-7.

2. Концепция Стратегии ОАО «РАО «ЕЭС России» на 2003-2008 гг. «5+5» //http://www.rao-ees.ru

3. Инвестиционная программа развития мощностей ОАО «Татэнерго» на 2006-2008 гг.

4. Инвестиционный меморандум между ОАО «Татэнерго» и ЗАО «ТГК Уруссинская ГРЭС»

5. Послание Президента Путина В.В. Федеральному собранию // Консультант Плюс.

Поступила 06.05.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.