Научная статья на тему 'О реализации программы социально-экономическом развитии Арктики'

О реализации программы социально-экономическом развитии Арктики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / РЕСУРСЫ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуляева В.Б.

В статье показано значение Арктики и интереса мирового сообщества к ее ресурсам. Рассматривается деятельность государства по реализации программы развития арктической зоны России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реализации программы социально-экономическом развитии Арктики»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

19. Григорьев М.Н. Концептуальные и экономические особенности динамического способа формирования рекламно-информационного пространства большого города//Современное экономическое и социальное развитие стран СНГ на рубеже XXI века. Проблемы и перспективы. Сборник статей - СПб.: ВЭО, 2001, С.161 - 164.

© Григорьев М.Н.,.Уваров С.А., 2015

УДК 332.1

В.Б.Гуляева

Аспирантка Институт экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АРКТИКИ

Аннотация

В статье показано значение Арктики и интереса мирового сообщества к ее ресурсам. Рассматривается деятельность государства по реализации программы развития арктической зоны России.

Ключевые слова Арктика, ресурсы, программа развития, реализация

В последнее время во всем мире резко повысился интерес к Арктике. Причем о своих интересах заявляют не только приарктические страны, но и еще порядка 40 неарктических государств: Австрия, Великобритания, Германия, Китай, Япония, Польша и даже некоторые Латиноамериканские страны. Это связано с рядом причин: ресурсным потенциалом и транспортным значением Севера и Арктики; отсутствием признанной и нормативно оформленной демаркации международных северных морских пространств и арктического шельфа; таянием Арктики, что делает ее ресурсы в скором времени более доступными для добычи, а территорию для судоходства [1,2].

Расстановка сил в мировой Арктике достаточно противоречива. Арктику сейчас часто называют -Арктикой раздора. Даже у таких партнеров, как США и Канада большие разногласия по Арктике. Страны усиливают исследования, наращивают свое военное присутствие в арктической зоне.

Для того, чтобы успешно осваивать ресурсы Арктики, территории Севера и континентальной Арктики должны быть освоены и заселены, а социально-экономический потенциал стабильно развиваться. Вместе с тем сравнение российского Севера с зарубежным не в нашу пользу. В целом, в российской части за годы реформ население уменьшилось более, чем на 30%, а в зарубежных оно почти на столько же выросло [4,с. 12].

К этому нужно добавить, что ледокольный, транспортный и аварийно-спасательный флоты, порты, навигационно-гидрографические и гидрометеорологические службы находятся в сложном, кризисном состоянии, уменьшилась военная защита российских арктических пространств.

В таких условиях общество осознало необходимость восстановления и укрепления российского присутствия в арктической зоне. Государством был взят курс на развитие Арктики. В 2014 году утверждена Госпрограмма "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", которая явилась реализаций Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации.

Можно выделить несколько основных приоритетных направлений развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности согласно принятым документам:

- комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;

- развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

- развитие Северного морского пути;

- сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности.

Развитие Арктики может быть осуществлено при соблюдении стратегических интересов основных субъектов региональной экономики арктических регионов [1]. В связи с этим в Программе подчеркивается, что устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации осуществляется на основе системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов, участия государства в устранении инфраструктурных ограничений экономического развития, решении социальных проблем.

На решение поставленных задач государством выделяются значительные финансовые и технические средства: общий объем финансирования составляет 222 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета -160 млрд. руб. Поэтому, как представляется, государство, учитывая негативные практику реализации столь масштабных проектов, должно разработать действенный экономико-правовой механизм противодействия коррупции при выделении средств на реализацию Программы развития Арктики [3].

Успешная реализация Стратегии и Программы позволит Арктике открыть новую страницу истории, которую можно назвать эпохой индустриального прорыва. Идёт интенсивная разработка новых месторождений газа, нефти, строятся крупные транспортные, энергетические объекты, возрождается Северный морской путь.

Список использованной литературы:

1. Ларченко Л.В Стратегические интересы субъектов региональной экономики регионов Севера: анализ и согласование противоречий//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Т. 10. № 64. С. 107-114.

2. Север и Арктика в пространственном развитии России: научно-аналитический доклад. Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2010. С.12.

3. Ларченко Л.В., Гуляева В.Б. Экономико-правовые механизмы противодействия коррупции в сфере госзаказа//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 42. С. 2-10.

4. Ларченко Л.В. Разграничение прав собственности на природные ресурсы в контексте перехода России к устойчивому развитию//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 140. С. 78-84.

© В.Б. Гуляева, 2015

УДК 338.534

А.С. Гусарова,

к.э.н., Институт экономики и менеджмента Московский государственный университет дизайна и технологии

г.Москва, Российская Федерация

ГИБКАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ РИСКА НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОДУКЦИИ

Аннотация

В статье представлен анализ влияния цены на способность продукции к реализации. При

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.