Научная статья на тему 'О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань. Ч. 1: Пу-ча Дао-юань'

О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань. Ч. 1: Пу-ча Дао-юань Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
689
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ДАОСИЗМ / ШКОЛА ЦЕЛОСТНОСТИ И СОВЕРШЕНСТВА / ДАОССКИЕ МОНАХИНИ / УЧЕНИЕ ЦЮАНЬЧЖЭНЬ / НЮЙ ГУАНЬ / ПУ-ЧА ДАО-ЮАНЬ / CHINA / DAOISM / COMPLETE PERFECTION SCHOOL / DAOISTNUNS / QUANZHEN JIAO / Nü GUAN / PUCHA DAOYUAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белая Ирина Витальевна

Статья посвящена изучению становления женской монашеской традиции в даосской школе Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь) в эпохи Цзинь (1115-1234) и Юань (1271-1368). В основу исследования был положен текст стелы с эпитафией даосской монахине Пу-ча Дао-юань (1152-1204), которая внесла весомый вклад в развитие этого религиозного движения. На примере ее жизнеописания рассматриваются важные аспекты женского подвижничества, а также приводятся сведения об истории возникновения первых женских обителей даосской школы Цюаньчжэнь в Китае XII-XIII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the development of the female sisterhood at Daoist school Quanzhen during the Jin and Yuan dynasties. Part 1: Pucha Daoyuan

This article studies the formation of female monastic tradition at the Daoist School of the Complete Perfection (Quanzhen) during the Jin (1115-1234) and Yuan (1271-1368) dynasties. The research is based on stele inscription with the epitaph to the Daoist nun Pucha Daoyuan(1152-1204), who brought a weighty contribution to the development of that religious movement. on the material of her hagiography important aspects of the female self-sacrifice are discussed and an information on the origin of the first female convent of the Daoist School Quanzhenin China in the 12-13 centuries is presented.

Текст научной работы на тему «О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань. Ч. 1: Пу-ча Дао-юань»

И.В. Белая

О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань. Ч. 1: Пу-Ча Дао-Юань

Статья посвящена изучению становления женской монашеской традиции в даосской школе Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь) в эпохи Цзинь (1115-1234) и Юань (1271-1368). В основу исследования был положен текст стелы с эпитафией даосской монахине Пу-ча Дао-юань (1152-1204), которая внесла весомый вклад в развитие этого религиозного движения. На примере ее жизнеописания рассматриваются важные аспекты женского подвижничества, а также приводятся сведения об истории возникновения первых женских обителей даосской школы Цюаньчжэнь в Китае Х11-Х111 вв.

Ключевые слова: Китай, даосизм, школа Целостности и совершенства, даосские монахини, учение Цюаньчжэнь, нюй гуань, Пу-ча Дао-юань.

В эры Чжэн-лун (1156-1160) и Да-дин (1161-1189) эпохи Цзинь (1115-1234) на севере Китая возникает даосское учение - школа Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь ^Й), которая к эпохе Юань (1271-1368) становится одной из самых влиятельных «новых даосских школ». Ее последователям полагалось вести уединенный и аскетический образ жизни в стенах монастыря, следовать нравственным предписаниям и совершенствовать себя с помощью даосских методов «внутренней алхимии»1. Развитие этой школы связано с деятельностью не только ее первых патриархов, но и выдающихся подвижниц, таких как Сунь Бу-эр - основательницы субнаправления Чистоты

и покоя (Цин цзин пай ШШШ)2, Пу-ча Дао-юань Ш^ЖЖ Во-лэ Шоу-цзянь Ао-дунь Мяо-шань ^ШШШ и др. Столь

существенная роль женщин в школе Цюаньчжэнь и в даосизме

© Белая И.В., 2017

в целом делает актуальным исследование становления женского монашества.

С появлением первых монастырей даосы начали фиксировать на стелах сведения не только о выдающихся наставниках своей школы, но и о знаменитых женщинах-даосках, прославившихся своими добродетелями или внесшими существенный вклад в развитие учения3. Тексты стел или их фрагменты, которые сохранились до нашего времени, содержат информацию об именах, происхождении, духовном пути, методах самосовершенствования и религиозной деятельности даосок, управлявших этими обителями. Кроме того, в этих записях сохранились сведения о структуре, божественном пантеоне и местоположении монастырей школы Цюаньчжэнь и, соответственно, о локальном распространении женского монашества.

Одной из первых даосок, внесшей весомый вклад в развитие этой школы, посвящена стела «Жизнеописание достопочтенной наставницы Пу-ча, Совершенной, постигшей тонкости [Дао-Пути]» (Тун-вэй чжэнь-жэнь Пу-ча цзунь ши чжуань Ж^ЙЛШ^^ ЁЩ'®)4. Запись о ее деяниях оставил официальный историограф школы Цюаньчжэнь Ли Дао-цянь ^ШШ (1219-1296). Памятную стелу установил наставник Бао Дао-юань МШ^ по прозвищу Совершенный покой (Чжэнь-цзин Ж^) в год под циклическими знаками гэн-чэнь (1280 г.). Подвижничество Пу-ча Дао-юань происходило уже после смерти основателя школы Цюаньчжэнь Ван Чун-яна 1МШ (1113-1170), когда вторым патриархом стал его ближайший ученик Ма Дань-ян Щ^Ш (1123-1184)5, распространявший учение в провинции Шэньси.

Пу-ча Дао-юань Ш^Ш^ (1152-1204) носила даосское прозвище (дао хао) «Наставница, постигшая тонкости [Дао-Пути]» (Тун-вэй-цзы ШШ^). Она родилась в Шанцзине (пров. Хэй-лунцзян) в 4 г. эры Тянь-дэ (1149-1153) и была по происхождению чжурчжэнькой. Ее предки помогали основателям империи Цзинь, вследствие чего ее семья стала одной из влиятельнейших в Яньду (совр. Пекин). С самого рождения у Дао-юань наблюдались выдающиеся способности будущей даосской подвижницы. Еще в младенчестве, когда кормилица давала ей мясную пищу, она начинала плакать и выплевывала ее. С малых лет, увидев статуи даосских божеств, с благоговением взирала на них, почтительно приклонив колени, и долго не хотела уходить. Если видела, что мимо ворот проходил странствующий даос, непременно приглашала его зайти в дом и специально для него просила приготовить постную пищу (см. ДЦЦШЛ, с. 626).

Когда Дао-юань выросла, родители решили выдать ее замуж, но она сбежала в Лоян, сказав, что хочет узнать, как вознестись к чудесным небожителям, а мирские дела претят ее природе. Там она стала вести строгую отшельническую жизнь, поселившись в горах Наньшань ^Ш. Свое жилище она обустроила в одной из пещер, где подстилка из веток и листьев служила ей вместо кровати. Все свое время девушка посвящала самосовершенствованию, питаясь лишь листьями кипариса и ключевой водой. Несколько месяцев спустя ее увидел дровосек, и местные жители, прослышав о даосской отшельнице, стали приносить ей еду. Как гласит традиция, однажды, погрузившись в самосозерцание, она увидела трех небо-жителей-сяней необыкновенной красоты, которые плавно парили в воздухе, а затем спустились к ней в келью. Небожители сказали, что в одиночку невозможно постичь принципы Дао и наказали ей спуститься с горы и найти учителя. Послушавшись советов сяней, Пу-ча Дао-юань вернулась домой, еще больше утвердившись в желании изучать Дао-Путь (см. ДЦЦШЛ, с. 627).

Однажды она увидела на рынке даоса, продававшего снадобья и обманом зарабатывавшего деньги на простых людях. Какой-то человек в толпе сказал: «Это самозванец! Я слышал, что в Гуаньси [пров. Хэнань. - И. Б.] есть учитель Цю. Вот это настоящий чудесный небожитель»! Услышав его слова, Дао-юань пригласила этого человека в таверну, где угостила вином и подробно расспросила, как найти наставника Цю. Той же ночью ей приснился даос, на котором была накидка из оленьей шкуры и деревянные сандалии. Девушка бросилась вслед за ним, со слезами умоляя взять ее в ученицы. Даос ответил ей, что их встреча состоится после того, как ей исполнится 30 лет, но к этому времени она должна порвать все, что ее связывает с мирской жизнью. Проснувшись, Дао-юань еще больше преисполнилась решимости постичь Дао и постоянно уходила в горы.

Когда родители скончались, дядя увез ее из Яньду в Чанъань (пров. Шэньси), где снова поднял вопрос о замужестве. Для того чтобы навсегда покончить с мирской жизнью, Пу-ча Дао-юань изуродовала свою внешность. Ее раны сильно воспалились и загноились. Когда девушка была на грани смерти, ей явились во сне те же самые небожители. Они дали ей рецепт чудодейственного снадобья, и уже через 10 дней она поправилась. После этого Дао-юань отправилась к озеру Синцинчи ^^ЭД6, где повстречала ученицу Цю Чан-чуня7 - даосскую монахиню Лэй Цюн ШШ. Дао-юань стала расспрашивать даоску, как ей разыскать Цю Чан-чуня. «Мой учитель сейчас уединился в горах Луншань» [т. е. Лунмэньшань ШИШ. - И. Б.], - ответила Лэй Цюн. Вскоре наставник вернулся.

Когда Дао-юань пришла к нему, чтобы попроситься в ученицы, она увидела, что Цю Чан-чунь был одет в накидку из оленьей шкуры и деревянные сандалии, как тот самый даос, которого она видела во сне. В этот год, пришедшийся на циклические знаки синь-чоу эры Да-дин (1181 г.), ей как раз исполнилось 30 лет (ДЦЦШЛ, с. 627).

В год под циклическими знаками бин-у (1186 г.) Пу-ча Дао-юань вместе с учителем Цю Чан-чунем покинули горы Лунмэньшань и направились в Чжуннаньшань где рас-

полагалась родовая обитель школы Цюаньчжэнь Патриарший двор (Цзу-тин ШШ)8. Проходя через Цяньян (совр. уезд

Цяньянсянь ^^Ц, пров. Шэньси), Цю Чан-чунь восхитился красотой этого места и построил скит «Зал Целостности и совершенства» (Цюаньчжэньтан ^Й^). Он оставил там Дао-юань, а сам продолжил путь в Чжуннаньшань. Пу-ча Дао-юань беззаботно странствовала в окрестностях скита «среди покрытых лесом холмов, где Совершенное было ей приютом, а Бескрайнее - пищей» и обрела Дао-Путь (ДЦЦШЛ, с. 627). Этот скит стал одной из первых обителей школы Цюаньчжэнь, настоятельницей которой стала женщина. Название обители не только перекликается с названием самой школы, но и имеет свою историю. Изначально имя Цюаньчжэнь получил скит, который основатель учения Ван Чун-ян соорудил во владениях своего ученика Ма Дань-яна. Именно там даосский патриарх написал поэму «Зал целостности и совершенства» (Цюань чжэнь тан ^ЖЖ)9, название которой и было выбрано в качестве наименования обители в Цяньяне под управлением Пу-ча Дао-юань. «Зал целостности и совершенства», согласно строкам поэмы, это образ человеческого тела, преобразованного созерцательными методами «внутренней алхимии».

Эра Мин-чан (1190-1196) выдалась непростой для школы Цюаньчжэнь, становящейся все более популярной. В 1190 г. она была запрещена цзиньским императором Чжан-цзуном, который с подозрением относился к новым религиозным движениям. Согласно записи на стеле, в год под циклическими знаками синь-хай (1191 г.) Юй Дун-чжэнь ^^Ж10 из Нинхая и Цю Чан-чунь, скрываясь от цзиньского правительства, «объединились, чтобы стать не-мирскими друзьями» (цзе вэй фан вай ю т. е.

соратниками по вере. - И. Б.) и некоторое время проживали вместе с Дао-юань в ските Цюаньчжэньтан11 (см. ДЦЦШЛ, с. 627). Этот фрагмент подтверждает, что на ранних этапах развития этого религиозного движения соблюдался принцип равноправия между ее членами. Согласно заветам основателя Цюаньчжэнь, отраженным в сочинении «Пятнадцать суждений Чун-яна об установлении

учения» (Чун-ян ли цзяо ши у лунь ШШ'й.Ш.^^Ш), даосы этой школы «должны объединяться вместе как товарищи» на Дао-Пути, «чтобы поддерживать друг друга в беде и болезни». Такая «не-мирская дружба» должна быть свободна как от привязанности, так и от безразличия. В друзья же следовало выбирать людей, обладающих высокими нравственными качествами и стремлением к постижению учения12. Конечно, соблюдение правил Ван Чун-яна, которое было возможно в начале становления Цюаньчжэнь, стало невозможно с увеличением числа последователей и появлением монастырей, вместе с которыми появилась и духовная иерархия, и новые правила для послушников.

Вскоре слава о ските Целостности и совершенства и его мудрой настоятельнице разнеслась по всему Лунчжоу. В то время там проживало много знатных семей, принадлежавших к северным народностям, которые хорошо знали род Дао-юань и, восхищаясь ее высокими духовными качествами, часто приходили к ней с визитом. Даоска не отказывала ни знатным гостям, ни простолюдинам и охотно рассказывала им о даосском учении. В 6 г. эры Мин-чан, под циклическими знаками и-мао (1195 г.), цзиньское правительство продолжило запрещать даосские школы. Отшельники и ученые мужи подверглись гонениям, и, спасаясь от преследований, многие из них получили приют в Цюаньчжэньтан (см. ДЦЦШЛ, с. 627). Несмотря на это, усилиями первых патриархов Ван Юй-яна и Лю Чан-шэна влияние школы Цюаньчжэнь среди цзиньского двора возрастало, и спустя некоторое время годы гонений сменились годами милости13. Уже в 3 г. эры Чэн-ань (1196-1200), под циклическими знаками у-у (1198 г.) с позволения императора Чжан-цзу-на школа Цюаньчжэнь получила квоты на строительство пяти монастырей14 - Одухотворенной пустоты (Линсюйгуань ШШШ), Великого мельчайшего (Тайвэйгуань ^^Ш), Парящего дракона (Лунсянгуань М^Ш), Сонма небожителей (Цзисяньгуань и Таинственного совершенства (Мяочжэньгуань ^ЖШ)15. Жители уезда также помогли наставнице приобрести квоту на постройку монастыря, и впоследствии на месте скита Цюаньчжэньтан был возведен величественный монастырь Нефритовой чистоты (Юй-цингуань ЗЕМШ). Когда выдались неурожайные года, Дао-юань истратила все свое состояние, чтобы прокормить умирающих от голода крестьян, чем спасла множество жизней (см. ДЦЦШЛ, с. 627). Принцип «деятельного милосердия», под которым наставники Цюаньчжэнь подразумевали помощь бедным и обездоленным войной людям, стал одной из причин, почему эта школа пользовалась огромной популярностью у простого народа. Ван Чун-ян считал

помощь бедным неотъемлемой частью духовного роста адептов школы Цюаньчжэнь, которая состояла в приготовлении снадобий, использовании талисманов и прошения подаяний для раздачи бедным: «Практика помощи тем, кто замерзает и голодает, состоит лишь из трех дел и только! Высшее - просить милостыню (ци ми £М), среднее - применять формулы-амулеты (син фу ^т низшее - приготавливать снадобья (шэ яо ^Ш). <...> Люди, занимающиеся этими тремя делами, действительно взращивают Совершенство (сю чжэнь ШЖ)»16.

В год под циклическими знаками цзя-цзы (1204 г.) эры Тай-хэ (1201-1208) Пу-ча Дао-юань сообщила Юй Дун-чжэню, что собирается покинуть монастырь и отправиться к Цю Чан-чуню, но внезапно, не выказывая малейших признаков болезни, скончалась в возрасте 53 лет. Юй Дун-чжэнь установил в монастыре ее статую и описал ее деяния, однако вскоре северные провинции стали местом военных действий и в эру Чжэн-да (1224-1231) усыпальница Дао-юань была разграблена монголами, а монастырь сожжен. В год под циклическими знаками у-сюй (1238 г.) Юй Дун-чжэнь стал настоятелем монастыря Чунъянгун ШШ' и отправил своих учеников восстанавливать Юйцингуань. После восстановления монастыря прах Дао-юань был перезахоронен с почестями в его северной части, а Юй Дун-чжэнь сам запечатал ее гробницу. Согласно жизнеописанию, на поминальной службе присутствовало огромное количество людей, которые стали свидетелями чудесного события - стая журавлей кружилась над могилой Дао-юань, а затем, исполнив танец, взмыла в небо. В год под циклическими знаками синь-хай (1251 г.) патриарх школы Цюаньчжэнь Ли Чжэнь-чан по высочайшему повелению императора присвоил Пу-ча Дао-юань посмертное прозвище «Совершенная, постигшая тонкости [Дао-Пути], повсеместно [распространяющая] свою доброту и [заслужившая] всеобщее почтение» (Юань-мин пу-хуэй тун-вэй чжэнь-жэнь ИВД^ЖЖ^ЙА) (см. ДЦЦШЛ, с. 627). Все это свидетельствует о высоком месте, занимаемом этой даосской наставницей в школе Цюаньчжэнь.

Жизнь Пу-ча Дао-юань пришлась на начальный этап распространения Цюаньчжэнь, когда еще не только не уделялось внимания постройке монастырей, но и само учение еще не получило достаточной известности. Пу-ча Дао-юань управляла скитом, а в последствии небольшой религиозной общиной, на месте которой потом был возведен монастырь. Однако не указывается, был ли этот монастырь женским, как не говорится и о наличии проживавших в нем послушниц. Тем не менее то, что женщины принимали активное участие

в распространении учения Цюаньчжэнь, основывали новые обители и становились настоятельницами монастырей - это несомненный факт, и уже само по себе очень значимо для религиозной школы в традиционном обществе.

Примечания

Общая характеристика учения Цюаньчжэнь представлена в работах Е.А. Торчинова: (Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческо-го описания. СПб.: Лань, 1998. С. 361-384); Яо Тао-чуна (Yao Tao-chung. Quanzhen-Complete Perfection // Daoism Handbook / Ed. by L. Kohn. Leiden: Brill, 2000. P. 567-593); С. Эскилдсена. (Eskildsen S. The Teachings and Practices of the Early Quanzhen Taoist Masters. Albany: SUNY press, 2004. P. 1-18); Л. Комяты (KomjathyL. Cultivating Perfection: Mysticism and Self-transformation in Early Quanzhen Daoism. Leiden; Boston: Brill, 2007. P. 34-62); П. Марсона (Marsone P. Daoism under the Jurchen Jin Dynasty // Modern Chinese Religion: In 2 vols. Song-Liao-Jin-Yuan (960-1368 AD) / Ed. by J. Lagerwey, P. Marsone. Leiden; Boston: Brill, 2015. Vol. 2. P. 1111-1159). О причинах популярности и жизнеспособности учения Цюаньчжэнь см. исследование автора этих строк: (Белая И.В. Предпосылки распространения учения Совершенной истины в Китае XII-XIII вв // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». 2010. № 2 (73). Вып. 11. С. 5-12). С избранной библиографией по данному вопросу, а также с некоторыми особенностями истории и современного состояния школы Цюаньчжэнь заинтересованный читатель может познакомиться в работе С.В. Филонова: (Филонов С.В. Введение в дао-логию. Благовещенск: Изд. АмГУ, 2010).

Сунь Бу-эр (1119-1183), даосское прозвище (дао хао) «отшельница

Чистоты и покоя» (Цин-цзин сань-жэнь - жена второго патриар-

ха Цюаньчжэнь Ма Дань-яна ЖДШ. Вслед за своим мужем стала ученицей Ван Чун-яна. Подробно о жизни и духовном пути этой даосской подвижницы можно прочесть в нашей статье (Белая И.В. Жизнеописание наставницы Сунь Бу-эр в даосской традиции // Вопросы культурологи, 2010. № 1. С. 28-32), а также энциклопедическую справку (Белая И.В. «Сунь Бу-эр» // Духовная культура Китая: Энциклопедия: В 6 т. Т. 5 / Гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Вост. лит., 2009. С. 843-845).

В последние годы тема женского подвижничества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань широко обсуждается в работах китайских специалистов, см.: Чжан Чао-гуй Об известных даосских монахинях

и Совершенных в даосизме [в эпохи] Цзинь и Юань (Цзинь Юань даоцзяо чжун дэ нюй чжэнь мин даоши / Даосизм в Китае

(Чжунго даоцзяо ФИШЙ). 1996. № 2. С. 22, 28-29; Чжан Фан ЩЯ. Монахини

3

Цюаньчжэнь и элита юаньской династии (Цюаньчжэнь нюйгуань юй юаньдай шэхуэй ^Ж&Ш-^^^Й^) «Изучение религий» (Цзунцзяосюэ яньцзю ШШ^ ШЙ). 2011. № 1. С. 64-68; Лю Тун ЭДЖ О причинах приобщения к даосизму монахинь школы Цюаньчжэнь в Цзинь и Юань (Цзинь Юань Цюаньчжэнь цзяо нюйгуань дэ жу дао юаньинь / Журнал

Лэшаньского педагогического колледжа (Лэшань шифань сюэюань сюэбао & ШИй^К^Ш). 2013. № 7. С. 93-95; Лю Тун ЭДЖ Исследование монахинь [исповедующих] учение Цюаньчжэнь в периоды Цзинь и Юань (Цзинь Юань Цюаньчжэнь цзяо нюйгуань яньцзю Ш&ШШЙ). Бохайский уни-

верситет (Бохай дасюэ ШША^). 2014. (магистр. дис. Щ±); Пэн Фэнь Я^. Исследование даосских монахинь [школы] Цюаньчжэнь в периоды Цзинь и Юань (Цзинь Юань Цюаньчжэнь дао нюйгуань яньцзю

Юго-западный университет (Синань дасюэ ШША^), ф-т Религиоведения (Цзунцзяо сюэ ШШ^). 2015 (магистр. дис. Щ±).

Ли Дао-цянь ^ЖШ. «Жизнеописание достопочтенной наставницы Пу-ча, Совершенной, постигшей тонкости [Дао-Пути]» (Тун-вэй чжэнь-жэнь Пу-ча цзунь ши чжуань ЯШЖЛй^^ёШ'®) (1280 г.) // Даосские надписи на бронзовых сосудах и каменных стелах (Дао цзя цзинь ши люэ ЖШ^Ъ^- (далее в тексте в скобках - ДЦЦШЛ, с указанием страницы)) / Сост. Чэнь Юань Чэнь Чжи-чао Ш^Ш, Цзэн Цин-ин Вэньу чубаньшэ 1988.

С. 626-627.

Подробно о Ма Дань-яне можно прочесть в нашей статье: Белая И.В. «Десять увещеваний» Ма Дань-яна как источник по истории даосской школы Цюаньчжэнь. // Вестник РГГУ. 2012. № 20 (100). Серия «Востоковедение. Африканистика». С. 249-259.

Озеро Синцинчи располагалось в центре храмового комплекса мо-

настыря Синцингун ^^Й, который был построен при танском императоре Сюань-цзуне ^Ш (правл. 712-755) в г. Чанъань (пров. Шэньси). Скорее всего, Лэй Цюн была одной из монахинь этого монастыря.

Цю Чан-чунь (1148-1227) - пятый патриарх школы Цюаньчжэнь Цю

Чу-цзи &ШШ, по второму имени Тун-ми ЯЙ, носил прозвище Чан-чунь-цзы (Мудрец Вечной весны). Был родом из уезда Циюнь, окр. Дэнчжоу. Еще в юном возрасте приобщился к даосизму, после чего жил в уединении в горах Куньюйшань Я1ЙШ (пров. Шаньдун). В 7 г. эры Да-дин (1167 г.) встретил Ван Чун-яна и стал его учеником, поселившись в основанном Ван-Чун-яном ските Цюаньчжэньань в г. Нинхай. После окончания траура у могилы

наставника в Люцзяне шесть лет вел отшельническую жизнь в ущелье Паньси ЩМ. Затем он продолжил совершенствоваться в горах Лунмэньшань ШР^Ш (окр. Лунчжоу ИМ). Цю снискал славу не только у правителей Китая, но и проповедовал учение Цюаньчжэнь Чингисхану, за что тот назначил его управляющим над всеми буддийскими и даосскими общинами в Китае и освободил от налогов и податей. В конце жизни Цю Чан-чунь обосновался в Пекине в мо-

4

5

6

7

настыре Тяньчангуань ^Д;® (совр. монастырь Белого облака - Байюньгуань ЙЯ®) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан Ф^ЖШ (далее - ЧХДЦ)): В 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. 2004. Т. 47. С. 46-49; 64-66. Его авторству принадлежит «Собрание поэтических произведений из Паньси» (Паньси цзи ^Mft) [ЧХДЦ. Т. 26. С. 592-630]. Ему так же приписывают трактат по «внутренней алхимии» «Прямые указания о великой киновари» (Да дань чжи чжи À^ÎÎs) [ЧХДЦ. Т. 26. С. 631-644], пер. П. Беламиде: (Belamide P. Self-cultivation and Quanzhen Daoism, with Special Reference to the Legacy of Qiu Chuji. Ph.D. dissertation, University of Toronto, 2002). В официальных жизнеописаниях праведников Цюаньчжэнь Цю Чанчунь изображается не в оленьей шкуре, а в соломенном плаще. «Патриарший двор» (Цзу-тин ШЙ), так же называемый Хуэйсяньчжуан ■(ШЯ - первая обитель школы Цюаньчжэнь, установленная в 1172 г. вторым патриархом Ма Дань-яном в Люцзяне (пров. Шэньси) на месте сожженной хижины Ван Чун-яна, где тот с 1163 по 1167 г. совершенствовался на Дао-Пути. В 1197 г. на ее месте был возведен монастырь Одухотворенной пустоты (Линсюйгуань ШШ®). В 1238 г. монастырь был переименован в честь основателя школы в дворец Чун-яна (Чунъянгун ЖШЙ), а в 1244 г. получил название дворец Долголетия [совершенного] Двойного ян (Чун-ян ваньшоугун ЖШМШЙ), под которым известен по сей день. Во время описываемых событий Патриарший двор представлял собой обычную тростниковую хижину, в которой было несколько комнат, см.: Чун-ян ваньшоугун // Даосизм в Китае (Чжунго дао цзяо ФЯЖЙ) / Гл. ред. Цин Си-тай Т. 4, раздел IX «Обители небожителей, дворцы и даосские монастыри» (Сянь цзин гун гуань (Ш^ЙЩ). Изд-во Е-шу шикун E [Б. г.] 1 CD-ROM.

См.: «Собрание поэтических произведений [основателя учения] Целостности и совершенства [Ван] Чун-яна» (Чун-ян цюаньчжэнь цзи ЖШ^*^) [ЧХДЦ. Т. 26. С. 281].

Юй Дун-чжэнь - ученик Ма Дань-яна Юй Шан-цин ^ЙШ (1166-

1250), носивший даосское прозвище «Вмещающий Совершенное» (Дун-чжэнь впоследствии - настоятель монастыря Чунъянгун ЖШЙ пров. Шэньси. См.: «Внутреннее жизнеописание небожителей и совершенных Патриаршего двора в горах Чжуннаньшань» ( Чжуннаньшань цзу тин сянь чжэнь нэй чжуань ¡^ШШШШШЖЙЛ) [ЧХДЦ. Т. 47. С. 99-102].

Скорее всего, Цю Чан-чунь недолго пробыл в Цюаньчжэньтан, так как в том же 1191 г., несмотря на запрет даосам самовольно посвящать в монахи и устанавливать монастыри, он открыл монастырь Великой пустоты (Тайсюйгуань АШ®) в Цися ШШ (пров. Шаньдун), где в 1192 и 1194 гг. провел два торжественных ритуала. См.: Marsone P. Op. cit. P. 1125.

См.: «Пятнадцать суждений Чун-яна об установлении учения» (Чун-янли цзяо ши у лунь ЖШ£Й+Еш) [ЧХДЦ. Т. 26. С. 271].

8

9

10

11

На раннем этапе своего институционного оформления школа Цюаньчжэнь дважды запрещалась цзиньскими властями - в 1181 г. императором Ши-цзуном (правл. 1161-1189) и в 1190 г. Чжан-цзуном (правл. 1190-1208). Подробно о причинах этих событий и деятельности первых патриархов Цюаньчжэнь при цзиньском дворе можно прочесть в нашей статье (Белая И.В. «Десять увещеваний» Ма Дань-яна).

Такие преференции, оказанные школе Цюаньчжэнь, были связаны не только с успешной деятельностью ее первых наставников при дворе, но и с весьма меркантильными причинами. Участившиеся набеги монголов вынудили остро нуждавшегося в средствах для защиты северных рубежей Чжан-цзуна возобновить продажу даосам разрешений на строительство монастырей. См.: Marsone P. Op. cit. P. 1126.

См.: «Погодовые хроники Семи совершенных» (Ци чжэнь нянь пу ^Я^Ш) [ЧХДЦ. Т. 47. С. 74].

Чун-ян цюаньчжэнь цзи. Указ. соч. [ЧХДЦ. Т. 26. С. 277], ср.: Marsone P. Op. cit. P. 1137-1138.

Ли Чжэнь-чан ^Я^ - седьмой патриарх школы Цюаньчжэнь Ли Чжи-чан ^^^ (1193-1256), носивший даосское прозвище «Совершенное постоянство» (Чжэнь-чан ЯП). Один из учеников Цю Чан-чуня и автор «Записей о путешествии на Запад совершенного Чан-чуня» (Чан-чунь чжэнь-жэнь си ю цзи Д:#ЯЛШШВ) (1228 г.) [ЧХДЦ. Т. 47. С. 1-4]; перевод см.: Описание путешествия даосского монаха Чан-чуня на запад (Си-ю-цзи, или Описание путешествия на Запад) / Пер. Палладия [П.И. Кафарова] // Труды членов Российской духовной миссии в Пекине: В 4 т. Т. 4. СПб., 1866. С. 269-434. В этом источнике описывается визит Цю Чан-чуня в ставку Чингисхана в горах Гиндукуш. С жизнеописанием Ли Чжэнь-чана можно ознакомиться по: «Внутреннее жизнеописание небожителей и совершенных Патриаршего двора в горах Чжуннаньшань» (Чжуннаньшань цзу тин сянь чжэнь нэй чжуань ¡¡Ш ШШШШЯЙЛ) [ЧХДЦ. Т. 47. С. 97-99].

13

14

15

16

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.