124
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
ные ссылки можно оставлять на сайте в разделе «Родителям на заметку» или отправлять родителям по электронной почте.
Из этого следует, что использование информационных технологий делает коррекционную совместную работу более продуктивной, динамичной, а самое главное интересной.
Список литературы:
1. Бачина О.В, Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.: Издательство «Сфера», 2009.
2. Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. - СПб: «Детство-пресс», 2012.
3. Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи // Логопед. - 2010. - № 5.
4. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос» - 2006. - 1 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0901-5.htm.
5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы / О.И.Кукушкина // Дефектология. - 1994. - № 5.
6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2005.
О РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
© Никифорова А.Г.*
Омский государственный педагогический университет, г. Омск
В статье рассматривается вопрос развития познавательной активности учащихся в процессе обучения математике. Представлены различные подходы к определению понятия познавательной активности, а также рассмотрена возможность применения информационно-коммуникационных технологий в качестве средства развития познавательной активности учащихся на уроках математики.
В настоящее время актуальной является проблема развития познавательной активности учащихся. Усвоенные знания должны становиться основой для развития познавательной активности учащегося с целью самостоятельного получения новой информации, и ее творческой переработке.
Существуют различные подходы к определению понятия познавательной активности.
* Магистрант.
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 125
Одни рассматривают ее как деятельность (Е.В. Коротаева [1], Р.С. Черкасов [2]), а другие как качество, личностное образование (Г.И. Щукина [3], Л.С. Кулыгина [4]).
Например, Г.И. Щукина [3] определяет понятие «познавательная активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности познавательная активность становится при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Существует еще один подход к определению сущности познавательной активности. Шамова Т.И. [5] считает, что эти два подхода нельзя отрывать друг от друга, познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.
Шамова Т.И. [5] дает наиболее общее определение: познавательная активность - это повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности, а также ряд последовательных и взаимосвязанных умственных действий учащихся (или самостоятельных, или вслед за действиями учителя), направленных на достижение определенного познавательного результата.
Важной проблемой преподавания математики является формирование мотивационной сферы учения школьников, т.е. создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития. Важная роль в решении этой проблемы отводится информационно-коммуникационным технологиям.
По определению И.В. Роберт [6], информационно-коммуникационные технологии - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальных).
Использование информационно-коммуникационных технологий даёт возможность индивидуализации и дифференциации процесса обучения школьников за счёт выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам.
Ученик свободен выбирать предметы познания, формы и способы осуществления познавательной деятельности, что придает ему больше уверенности в себе и самостоятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий создаёт атмосферу творческого поиска, которая помогает школьнику как можно более полно раскрыть свои способности,
126
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
существенно повышает уровень знаний, творческую и познавательную активность учащихся.
Учебный материал и приемы учебной работы на уроках математики должны быть разнообразны. Добиться разнообразия приемов учебной работы позволяют информационно-коммуникационные технологии. Разнообразие обеспечивается тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности представления информации и являются стимулом для учащихся в ее поиске.
Информационные технологии способствуют:
- формированию умений работать с информацией, развитию коммуникативных способностей;
- подготовке личности «информационного общества»;
- дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить;
- формированию исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения [7].
И как следствие, информационные технологии способствуют развитию познавательной активности учащихся.
Таким образом, для развития познавательной активности на уроках математики необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся, а также способствующих формированию мотивационной сферы учения школьников. Одним из таких средств является использование информационных технологий в обучении математике.
Список литературы:
1. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М.: Сентябрь, 2003. - 176 с.
2. Черкасов Р.С., Столяр А.А. Методика преподавания математики в средней школе. - М.: Просвещение, 1985. - 336 с.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
4. Кулыгина Л.С. Активизация учения: Сущность и содержание // Педагогика. - 1994. - № 1.
5. Шамова Т.И. Проблемность - стимул познавательной активности // Народное образование. - 1966. - № 3. - С. 32-37.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберте. -М.: Школа-Пресс, 1994. - 321 с.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.