Научная статья на тему 'О разработке образовательных стандартов нового поколения'

О разработке образовательных стандартов нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуранов Алим Борисович

Разработка образовательных стандартов третьего поколения в соответствии с принципами Болонской декларации. Обзор нормативной документации по разработке стандартов нового поколения, раскрытие основных подходов к формированию, примерного перечня направлений подготовки высшего профессионального образования, перечня специальностей, которые предполагается реализовать по многоуровневой системе. Описание основных принципов формирования направлений подготовки, перспектив развития стандартов высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хуранов Алим Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О разработке образовательных стандартов нового поколения»

УДК 378 ББК 74.584 Х-98

А.Б. Хуранов

О разработке образовательных стандартов нового поколения

(Рецензирована)

Аннотация:

Разработка образовательных стандартов третьего поколения в соответствии с принципами Болонской декларации. Обзор нормативной документации по разработке стандартов нового поколения, раскрытие основных подходов к формированию, примерного перечня направлений подготовки высшего профессионального образования, перечня специальностей, которые предполагается реализовать по многоуровневой системе. Описание основных принципов формирования направлений подготовки, перспектив развития стандартов высшего профессионального образования.

Ключевые слова:

Стандарты третьего поколения, Болонский процесс, компетентностный подход, принципы формирования направлений подготовки.

Сохраняющаяся приверженность к излишней регламентации образования в странах, вставших на путь рыночных преобразований, несомненно, является одним из пережитков, унаследованных от плановой экономики. В этом смысле путь модернизации российского образования есть движение от модели образовательной системы административного типа к либеральной модели.

Большинству европейских стран единство качества и гарантии студенческой мобильности видятся важнейшими условиями обеспечения доступа к качественным образовательным услугам. Необходимость сопоставимости учебных планов, предметных программ и учебных материалов в современном третичном секторе образования ведет к формам, выходящим за рамки простого согласования.

В ходе Болонского процесса вырабатывается понимание стандартизации как процесса постоянного сближения критериев и требований: к результату процесса обучения, т. е. к компетенциям выпускника; к системам качества и контроля качества ВПО.

ФГОС третьего поколения предполагает не стандартизацию дидактики обучения, а, прежде всего, его результатов-компетенций и согласование их с общеевропейскими подходами, разработанными в ходе реализации проекта «TUNING» направленного на взаимную «настройку» Европейских систем высшего образования, к которым в последние годы присоединилась Россия. В ФГОС предусматривается также переход расчета учебной нагрузки студентов и преподавателей в зачетных единицах по типу ECTS, введение ФГОС предлагает изменение приложения к диплому о высшем образовании по типу Diploma Supplement.

При формировании образовательных стандартов профессионального образования лидирующую роль должен играть профессиональный стандарт, т.е. требования, которые предъявляет к работнику конкретная область трудовой деятельности. Именно на основе этих требований к умениям строится как требования к выпускнику, так и требования к содержанию подготовки.

По мнению Министерства и Российского союза промышленников и предпринимателей и других объединений работодателей, профессиональные стандарты должны представлять собой качественный запрос работодателей на подготовку кадров

и содействовать в обеспечении их специалистами - выпускниками профессиональных образовательных учреждений, которые должны иметь необходимые компетенции для выполнения ими профессиональной деятельности. Они включили разработку профессиональных стандартов в приоритетные направления своей деятельности.

Однако необходимо констатировать, что к настоящему времени в стране отсутствуют профессиональные стандарты.

Министерство образования и науки Российской Федерации выполняет необходимую организационную работу по разработке профессиональных стандартов в подведомственной ему области: осуществляется разработка профессиональных

стандартов на основе отраслевых требований к основным должностям педагогических работников.

В целях обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями промышленности и социальной сферы, развития социального партнерства, совместного решения вопросов развития уровневой структуры высшего профессионального образования, Министерством сделаны следующие шаги:

- внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда);

- разработаны и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 36 Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования, предусматривающие участие в их разработке работодателей;

- приказом Минобрнауки России от 30 декабря 2004 г. № 152 создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей;

- издано письмо Минобрнауки России от 12 ноября 2004 г. № АС-827/03, предусматривающее механизм внесения изменений в действующие государственные образовательные стандарты профессионального образования с учетом требований работодателей;

- в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители работодателей;

- развивается сотрудничество государственно-общественных организаций в системе профессионального образования с объединениями работодателей.

Подходы к проектированию ФГОС ВПО, примерного перечня направлений подготовки высшего профессионального образования, перечня специальностей, которые предполагается реализовать по многоуровневой системе, разрабатывались в 2005-2006 годах в рамках проектов Федеральной целевой программы развития образования и Аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы».

В реализации проектов приняли активное участие творческие коллективы многих ведущих вузов Российской Федерации, причем не только тех, на базе которых функционируют Учебно-методические объединения высших учебных заведений Российской Федерации, в обязанности которых входит участие в решении указанных задач, но и вузы новаторы, имевшие достаточно интересные наработки в реализации действующих ГОС ВПО. Среди них: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный университет имени Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский

государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, ряд классических университетов - Башкирский, Воронежский, Уральский, Дальневосточный, КабардиноБалкарский, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и еще боле 30 вузов.

В 25 проектах реализованных в рамках аналитической программы на общую сумму 25 млн. руб. разрабатывались проблемы определения специфики разработки образовательных стандартов в разрезе конкретных образовательных областей, например, естественных наук, искусства и культуры, техники и технологии, образования, сельского хозяйства и т.д., а в проектах ФЦПРО (общий объем финансирования более 60 млн. руб.) решались комплексные проблемы создания стандарта, примерного перечня направлений подготовки высшего профессионального образования, методик формирования компетенций и на их основе - образовательных программ вузов.

В целях обобщения полученных результатов и разработки проектов нормативных и методических документов, обеспечивающих формирование ГОС ВПО третьего поколения Департаментом государственной политики и нормативноправового регулирования в сфере образования была создана рабочая группа, в работе которой принимали участие специалисты среднего профессионального образования, ведущие эксперты в системе образования, представляющие: Минобрнауки России (эксперты по разным уровням образования для обеспечении преемственности методологических подходов), Рособрнадзора, ведущие университеты, Федеральный институт развития образования, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технического университета), Институт содержания образования Государственного университета - Высшей школы экономики, представители УМО. Работа велась в открытом режиме, в заседании могли принять участие эксперты, мнение которых внимательно заслушивалось.

На основе опыта разработки и реализации ГОС ВПО первого и второго поколения и с учетом документов Болонского процесса ФГОС ВПО предусматривает:

- формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ различного уровня и профилизации, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;

- формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров (магистров, специалистов) в виде компетенций, как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной;

- разработку стандартов без деления их на федеральный, национальнорегиональный и вузовский компоненты;

- расширение академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП);

- гармонизацию структуры квалификаций со структурой для квалификаций европейского пространства высшего образования.

- установление требований к освоению циклов программ вместо требований к их обязательному минимуму содержания;

- введение научно-исследовательской работы как обязательного компонента основной образовательной программы;

- установление трудоемкости основных образовательных программ в зачетных единицах.

ФГОС ВПО задает перечень дисциплин только для создания учебников и учебных пособий. Единство образовательного пространства будет обеспечиваться

единством требований к уровню подготовки, как выпускника вуза, так и единством требований к освоению цикла программы студентом.

Требования к выпускникам должны будут формироваться на основе профессиональных стандартов (при их наличии), либо разработчиками образовательных стандартов совместно с объединениями работодателей. Такая же процедура должна будет сопровождать разработку основной образовательной программы вузом.

Формирование ФГОС ВПО на компетентностной основе ставит новые сложные задачи для обеспечения и контроля качества, как в самом вузе, так и при внешних оценках. Это переход к другой парадигме высшего образования, требующий новой педагогической культуры. Данную задачу европейское сообщество решает на протяжении более 20 лет, и высшей школе России она потребует значительных финансовых, методических и методологических усилий и перестройки сознания профессорско-преподавательского состава, руководителей всех уровней.

ФГОС ВПО органически связан с перечнем направлений подготовки (специальностей), задает количество и разнообразие стандартов, которых в настоящее время, как уже упоминалось, в системе высшего профессионального образования более 500. Такое количество стандартов и их зачастую несогласованность или, напротив, дублируемость задает экономическую неэффективность научно-методического и организационного сопровождения образовательного процесса.

Проекты перечней направлений подготовки и специальностей для ФГОС ВПО третьего поколения разрабатывался с учетом опыта формирования Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) в 2002-2004 годах, который используется Минобрнауки России для новой систематизации образовательных программ (приказ Минобрнауки России от 12 января 2005 г. № 4).

Федеральным институтом развития образования разработаны предложения, предусматривающие разработку взамен трех существующих общероссийских классификаторов (ОКСО, ОКНПО и ОКСВНК) единого для всей системы образования нового Общероссийского классификатора образовательных программ (ОКОП), сопряженного с Международной стандартной классификацией образования 1997.

При разработке нового перечня учитывались научные разработки Федерального института развития образования и ставились следующие цели:

- учет международной практики классификации образовательных программ, требований международной и национальной образовательной статистики;

- обеспечение рационального объема нормативных правовых документов федерального уровня, регламентирующих образовательную деятельность с целью повышения экономической и организационной эффективности образовательного процесса в вузах.

Основные принципы формирования направлений подготовки:

- объединение направлений с общей фундаментальной подготовкой;

- объединение направлений с общей прикладной (отраслевой) ориентацией подготовки;

- определение новых классификационных признаков, позволяющих формировать новые направления;

- учет классификационных принципов формирования научных специальностей

ВАК.

В результате модернизации общее количество направлений подготовки составило 139 (в действующем перечне - 194 направления 530 специальностей, обеспеченные соответствующими стандартами).

В связи с тем, что законопроект о введении уровневой подготовки предусматривает возможность сохранения непрерывной подготовки по перечню специальностей, определяемом Правительством Российской Федерации, получение которых по сокращенным ускоренным программа не допускается, разработаны принципы его формирования исходя из учета:

- уникальных требований к подготовке специалиста в некоторых видах деятельности, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и государства;

- имеющейся практики реализации ступенчатой системы подготовки специалистов с 1993 по 2006 год;

В результате большой научно-методической и организационной работы, проделанной академической общественностью, научными учреждениями сформирован ФГОС ВПО, проекты перечней направлений подготовки и специальностей. Однако впереди стоят сложнейшие задачи по:

- формированию ФГОС совместно с работодателями;

- созданию методологии механизма экспертизы перед утверждением, которая ранее не проводилась;

- совершенствованию системы контроля качества в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений;

- разработке единой системы классификации образовательных программ;

- разработке Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.