Научная статья на тему 'О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы'

О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1153
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ОСНОВАННОЕ НА ЗНАНИИ / МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ОБНОВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ШИРИНОЮ В ЖИЗНЬ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ / LIFELONG LEARNING / KNOWLEDGE-BASED SOCIETY / LIFEWIDE LEARNING / SOCIAL INCLUSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сжёнов Евгений Станиславович

Данная статья освещает некоторые особенности непрерывного образования его текущее состояние, основные направления и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of lifelong learning in modern Russia

The concept of continuous education, the modern world tendencies in development of various forms of continuous education are considered. The current state, the topical problems, the basic directions of lifelong education development in Russia are analyzed

Текст научной работы на тему «О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы»

ч.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

Е.С. СЖЁНОВ, доцент Российский университет дружбы народов

О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы

Данная статья освещает некоторые особенности непрерывного образования - его текущее состояние, основные направления и перспективы.

Ключевые слова: непрерывное образование, общество, основанное на знании, много-уровневость образовательных программ, обновление инфраструктуры образования, образование шириною в жизнь, информальное образование, социальная включенность.

К идеологическим и методологическим предпосылкам концепции непрерывного образования в нашей литературе, как правило, относят исследования Ф. Кумбса о мировом кризисе формального образования [1], выводы доклада Международной комиссии ЮНЕСКО подруководством Ж. Делора об изменении парадигмы современного образования [2] и идеи Меморандума непрерывного образования ЕС, принятого на Саммите в Лиссабоне в 2000 г. [3]. Сформулированные в этих работах аргументы в пользу так называемой современной модели образования [4] с завидным постоянством мигрируют из одного документа в другой, из статьи в статью уже более 30 лет [5]. Литература предмета, действительно, впечатляет. В целом же отношение экспертного сообщества к идее непрерывного образования можно выразить следующими тезисами.

1. Непрерывное образование - приоритетная тема современности, вызванная к жизни текущим этапом научно-технического прогресса и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят во всем мире. Тема сегодня находится в стадии междисциплинарного осмысления философами, социологами, педагогами, экономистами и представителями других наук.

2. Сложились две идеологически альтернативные позиции в оценке непрерывного образования: с одной стороны, полное неприятие идеи и объявления ее очередной

утопией и, с другой - трактовка непрерывного образования как главной продуктивной педагогической концепции мирового развития.

3. При акцентировании тех или иных характеристик и показателей просматриваются три подхода:

а) традиционный, когда непрерывное образование описывается в терминах профессионального образования взрослых, потребность в котором вызвана необходимостью компенсации знаний и умений, недополученных в ходе учебы (как своеобразный ответ на технологический прогресс, как инструмент преодоления функциональной неграмотности). В этом смысле непрерывное образование - это, по сути, компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т.е. «образования на всю жизнь »);

б) сторонники второго подхода трактуют феномен непрерывного образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь»), при этом отдавая предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, заочное и вечернее обучение и т.п.);

в) третий подход «пропускает» идею непрерывного образования через потребности личности, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее терминальной ценностью («образование через всю жизнь »). Целью непрерывного образования в этом случае выступает саморазвитие человека, его

биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном счете - его «окультуривание ».

Термин «образование длиною в жизнь » выделяет временной фактор непрерывного образования; термин «образование шириною в жизнь » (lifewide learning) акцентирует разнообразие его форм: формальное, неформальное и информальное. Они напоминают нам о том, что обучение может быть одновременно приятным и полезным и происходить как в образовательном учреждении, так и в семье, в компании друзей, на рабочем месте или в клубе по интересам. Континуум непрерывного образования делает неформальное и информальное образование равноправными элементами процесса обучения.

В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни - LifeLong Learning) Страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо добиться устойчивой положительной динамики в этой сфере. Доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, следующая: в Австрии - 89,2%, в Дании -79,7%, Финляндии - 77,3%, Швеции -71%, Швейцарии - 68%, Франции - 51%, Германии - 41,9%, Великобритании -37,6%. Доля экономически активного населения Российской Федерации, участвующего в непрерывном образовании в настоящее время, - 22,4% [6].

При этом в России еще не создана целостная и гибкая система непрерывного образования, которая бы оперативно реагировала на изменения потребностей населения в образовании и эффективно решала задачи социально-экономического, политического, нравственно-воспитательного характера в интересах личности, государства и общества.

В современных условиях непрерывное образование приобретает особую значи-

мость по целому ряду причин. Среди них -задачи экономического развития и демографическое старение населения, необходимость переобучения и повышения квалификации действующих работников, приобретения ими дополнительных квалификаций, а также возвращения на рынок труда граждан, выбывших из активной трудовой жизни, прежде всего безработных. Помимо этого, в России население традиционно стремится реализовывать собственные задачи личностного развития.

По формам непрерывное образование работающих граждан осуществляется либо в соответствующих структурах дополнительного образования, либо на предприятии и на рабочем месте, либо в учебных заведениях профессионального образования.

В настоящее время учебные заведения профессионального образования начинают уделять все большее внимание обучению различныхкатегорий взрослого населения, поскольку это является, с одной стороны, возможностью привлечения дополнительных внебюджетных средств, а с другой -стратегией выживания и развития в ситуации, когда ожидается сокращение притока в вузы молодежи - традиционного контингента системы профессионального образования.

Несмотря на то, что развитие непрерывного образования было декларировано еще в 2004 г. как один из пяти приоритетов развития образования в рамках одобренных Правительством Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, прогресс в этой области нельзя считать удовлетворительным, отвечающим современным требованиям.

Стратегические ориентиры социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу определены в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей миро-

вой державы XXI в., отличающейся привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности - наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала.

Важнейшей составляющей инновационной экономики является формирование эффективно функционирующего рынка труда. Развитие рынка труда в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период 2009-2020 гг. более чем на 10%. В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения на рынке труда будут выступать: повышение трудовой мобильности населения; рост уровня производительности труда; привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

Все это предъявляет новые требования к системе непрерывного образования Российской Федерации. Формирование базовых основ современной системы непрерывного образования предполагает создание условий, в том числе законодательных, для решения следующих взаимосвязанных задач:

• развитие конкурентной образовательной среды и ее насыщение разнообразными образовательными услугами;

• создание инфраструктуры непрерывного образования;

• внедрение в непрерывном образовании современных технологий обучения;

• внедрение в непрерывном образовании новыхфинансовых механизмов.

Увеличение спроса экономики на высококвалифицированные кадры предъявляет повышенные требования к организациям, реализующим программы непрерывного образования. С целью обеспечения требуемого инновационной экономикой уровня квалификации работников должна быть реализована программа государственной поддержки организаций (в том числе вузов), реализующих сетевые программы непрерывного образования.

Должна получить развитие практика реализации пилотных проектов, направленных на развитие региональных сегментов непрерывного образования. Эти проекты будут предусматривать формирование регионального потенциала непрерывного образования: центров квалификаций на базе существующих учреждений начального профессионального образования, корпоративных центров подготовки, специализированных сайтов и порталов, сертификационных центров, профессиональных стандартов и т.д.

Необходимо создание системы образовательного консультирования в области непрерывного образования как на базе государственных служб занятости, так и в коммерческом секторе. Одним из основных видов деятельности служб занятости должно стать содействие профессиональному совершенствованию граждан. При этом программы непрерывного образования будут значительно активнее предлагаться учреждениями базового профессионального образования, которым в условиях временного демографического спада предстоит расширить спектр предоставляемых образовательных услуг в

соответствии с запросами граждан и рынка труда.

Решение проблемы дефицита кадров в экономике Российской Федерации предполагает построение механизмов квалификационной адаптации трудовых мигрантов. Исходя из этого должна быть создана система профессионального обучения мигрантов трудоспособного возраста на контрактной основе по востребованным специальностям с последующим их трудоустройством в организациях и на российских предприятиях.

Также будет необходимо шире использовать практику целевой подготовки кадров для бюджетной сферы и приоритетных отраслей экономики на базе программ непрерывного образования, реализуемых отобранными на конкурсной основе вузами и другими учреждениями профессионального образования.

Официальное признание квалификаций, полученныхв ходе неформального образования и спонтанного обучения, станет одним из эффективных механизмов развития конкуренции в сфере предоставления услуг непрерывного образования, повысит результативность и практическую ориентацию учебных программ. С этой целью будет необходимо создать систему региональных и отраслевых процедур сертификации профессиональных квалификаций (в том числе для работников с высшим образованием и выпускников вузов). В ряде экспортно-ориентированных отраслей сертификационные центры должны иметь международный характер. Система сертификации должна быть доступной как для граждан Российской Федерации, так и для трудовых мигрантов. Сертификация должна проводиться в соответствии с перспективными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), сформированными с участием работодателей.

Для систематизации обобщенных характеристик требований к работникам всех квалификационных уровней, установленных в Российской Федерации, должна быть вне-

дрена и периодически обновляться Национальная рамка квалификаций - обобщенное описание квалификационных уровнейс учетом профессиональных стандартов, признаваемых на общефедеральном уровне. Она позволит соотносить актуальные требования к знаниям, навыкам, компетенциям работников с образовательными результатами программ непрерывного образования, а также послужит инструментом осуществления реальной связи профессиональных и образовательных стандартов.

Государство должно содействовать построению системы эффективного взаимодействия общественно-профессиональных организаций и ассоциаций работодателей с организациями, предоставляющими услуги непрерывного образования. Это предполагает внедрение системы общественно-профессиональной аккредитации и формирования рейтингов программ непрерывного образования.

Укоренившиеся в системе дополнительного профессионального образования методы преподавания не обеспечивают формирования у слушателей способностей к практическим действиям в динамично изменяющихся экономических условиях. По большей части дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации до сих пор базируется на традици-онныхлекционныхметодахобучения. Поэтому должна быть решена проблема перехода непрерывного профессионального образования на новые технологии обучения. С этой целью должен быть создан открытый национальный депозитарий образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов. Активные методы обучения (дистанционное обучение на базе ИКТ, кейсы, компьютерные симуляторы, тренажерные комплексы, деловые игры, проектные методы обучения, стажировки) повысят эффективность образования. Это обеспечит формирование у слушателей программ непрерывного образования не только устойчивых знаний, но и способности применять эти знания на практике.

В основе программ непрерывного образования должны лежать такие принципы, как системность, модульная структура программ, компетентностный подход, оптимизация аудиторных занятий, применение современных образовательных и информационных технологий,накопительная система результатов обучения.

Среди задач, решение которых необходимо для развития системы непрерывного образования, следует выделить следующие:

• переходкмодульномупринципу построения образовательных программ, что позволит обеспечить гибкость и вариативность образования, его личностную направленность, большее соответствие запросам рынка;

• широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы учащихся;

• стимулирование с учетом мирового опыта соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования, развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств, создание условий для инвестиционной привлекательности системы профессионального образования;

• обновление материально-технической базы и инфраструктуры образования, более интенсивная его информатизация;

• разработка и апробация различных моделей регионального управления профессиональным образованием в связи с возрастанием роли регионов в его развитии; нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития региональных систем образования;

• обеспечение инновационного характера профессионального образования за

счет интеграции сферы образования, науки и производства; разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; создания учебно-научно-производственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнес-инкубаторов при каждом успешном вузе с их государственной поддержкой;

• создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования как составной части общей системы непрерывного образования, включающей все уровни профессионального образования - от начального до послевузовского.

Формируя политику в области непрерывного образования, страны все более обращают внимание не только на его экономическую необходимость, вызванную особенностями меняющегося рынка труда, но и на его социально-культурную значимость. В настоящее время пересматриваются традиционные представления о разделе полномочий между общественностью и органами власти. Стратегии непрерывного образования должны базироваться на сотрудничестве властей, высших учебных заведений и общественных организаций, так называемых «социальных партнеров », поскольку именно они ближе всего связаны с интересами и потребностями отдельных граждан и сообществ. Программы в области образования и молодежной политики должны быть направлены на развитие социального партнерства как на местном, так и на транснациональном уровне. Помимо этого, следует упрочить связь между учреждениями формального и неформального образования. В процессе создания непрерывной системы образовательных услуг, ориентированной на потребности личности, все организации культурно-просветительского характера постепенно сольются в единую образовательную сеть.

Литература

1. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в совре-

менном мире / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. 293 с.

2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокро-

вище // Университетская книга. 1997. №4.

3. Меморандум непрерывного образования

Европейского Союза. URL: http: znanie.org/ does/ memorandum.html

4. Реморенко И.М. Образование и развитие

инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 20092012 гг.: Выступление на коллегии Мин-обрнауки. 2 сентября 2008 г. URL: http// mon.gov.ru/ ruk/ dir/ remorenko/ dok/4897

5. См.: Владиславлев А.П. Непрерывное обра-

зование: проблемы и перспективы. М.: Молодая Гвардия, 1979. 175 с.; Филиппов Ф.Р. Социальные аспекты непрерывного образования // Советская педагогика. 1982. № 6. С. 34-41; Вербицкий A.A., Нечаев Н.Н, Юрисов В.В. Концептуальные основы перехода к непрерывному образованию. М.: Изд-во НИИ ВШ, 1989. 40 с.; Концепция непрерывного образования

// Народное образование. 1989. № 10. С. 312; Концепция профессионального непрерывного образования // Профессиональное образование. 1990. №4. С. 65-78; Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершун-ского. М.: Педагогика, 1990. 221 с.; Байден-ко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 296 с.; Ильин Г.Л. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование в России. 2000. №1. С. 64-69; Гребнев Л.С. Образование: услуга или жизнь? М.: Изд-во МАДИ, 2005. 90 с.; Шленов Ю.В, Моси-чева И.А, Шестак В.П. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. 2005. №3. С. 3-10; Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008.

6. Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 455-460.

SZHENOVE. THE CONCEPT OF LIFELONG LEARNING IN MODERN RUSSIA The concept of continuous education, the modern world tendencies in development of various forms of continuous education are considered. The current state, the topical problems, the basic directions of lifelong education development in Russia are analyzed.

Keywords: lifelong learning, knowledge-based society, lifewide learning, social inclusion.

л. ф. красинская, доцент Учимся учить по-новому,

Самарский государственный или о неиспользованных

университет путей сообщения возможностях лекции

В статье рассматривается технология проведения инновационной лекции, позволяющей формировать познавательные компетенции студентов, дается характеристика педагогических приемов, развивающих мышление.

Ключевые слова: лекция, технология, компетенции студентов, приемы развития мышления

В новых ФГОС ВПО прописаны требо- преподаватели должны широко использования как к результатам подготовки сту- вать активные и интерактивные формы про-дентов в виде компетенций, так и требова- ведения занятий (компьютерные симуля-ния к профессорско-преподавательскому ции, деловые и ролевые игры, разбор кон-составу высшей школы. Реализуя компе- кретных ситуаций, психологические и иные тентностный подход кобучению студентов, тренинги), которые в сочетании с внеауди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.