Научная статья на тему 'О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXII ежегодной богословской конференции ПСТГУ'

О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXII ежегодной богословской конференции ПСТГУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXII ежегодной богословской конференции ПСТГУ»

О РАБОТЕ СЕКЦИЙ «ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО»

и «Церковное пение» на XXII Ежегодной богословской конференции

ПСТГУ

Заседания секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» проходили 20 и 21 января 2012 г. Секция «Христианское искусство» работала в конференц-зале ПСТГУ на территории Николо-Кузнецкого храма, секция «Церковное пение» — в здании деканата факультета церковного пения, расположенного на территории Свято-Троицкого храма в Вишняковском переулке.

В работе обеих секций приняли участие преподаватели факультетов церковных художеств и церковного пения, соискатели кафедр этих факультетов, постоянные гости конференций ПСТГУ, а также новые участники.

24 доклада были предложены вниманию аудитории на заседаниях секции «Христианское искусство»: их сделали ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Сергиева Посада, Белостока (Польша), Таллинна (Эстония), Сегеда (Венгрия). Заседания проводили декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков и заместитель декана ФЦХ по научной работе А. А. Воронова.

Первый день заседаний секции был полностью посвящен актуальной проблематике соотношения христианского искусства Востока и Запада. В начале прозвучал блестящий доклад польского профессора Е. Устиновича из Белосток-ского университета — известного архитектора, ученого, автора множества научных публикаций и архитектурных проектов современных православных церквей (в том числе осуществленных), организатора и участника международных симпозиумов и конкурсов, члена ряда научных и творческих институций, лауреата премий Князя Острогорского и Св. Альберта. Доклад профессора содержал глубокий богословский и художественный анализ развития современной церковной архитектуры и иконописи в Польше (от их византийских и западных истоков), являющих неповторимый конгломерат свободного творчества в каноне. В зале была развернута выставка творческих работ профессора Е. Устиновича, на открытии которой присутствовали руководители и члены творческих союзов, многие московские архитекторы, работающие в области храмостроительства.

Непростую проблему существования православного искусства в западных регионах раскрыло сообщение профессора Я. Плаата из Эстонской художественной академии Таллинна, автора монументальной монографии об архитек-

туре и судьбе православных церквей на территории Эстонии. Со времен Российской империи петровской эпохи здесь сохранилось немалое художественное наследие, нередко становящееся настоящим открытием. Об этом рассказал художник-реставратор О. Кормашов, директор Института искусств Таллиннского университета, возрождающий уникальный иконостас петровской эпохи одной из церквей Ревеля (ныне Таллинн).

Первое заседание завершили работы по канонической тематике: выступление д-ра филол. н., профессора Сегедского университета в Венгрии В. В. Лепа-хина, посвященное кризисным явлениям в русской иконописи XVII в., и доклад заведующего кафедрой истории и теории христианского искусства ФЦХ, д-ра иск., профессора священника С. Ванеяна о пределах постижения литургического пространства.

На втором заседании секции состоялась презентация очередного шестого диска из серии «Азбука иконописца» под названием «Запад и Восток средневековой Европы: христианская архитектура и монументальное искусство». Авторы проекта — сотрудники научного отдела ПСТГУ «База данных памятников христианского искусства» Е. Д. Шеко, А. А. Воронова и А. Г. Хайдар, — представили собравшимся принципы работы компьютерного каталога памятников архитектуры средневековой Европы ^—ХШ вв. и их монументальной декорации, интерактивные карты с элементами мультимедийной анимации исторических процессов, а также пространственные 3D-модели памятников с возможностью интерактивного участия пользователя, разработанные авторским коллективом специально для этого проекта.

Тематику межкультурных связей продолжило сообщение члена-корреспондента Российской академии художеств, д-ра иск., профессора А. В. Рын-диной об исторических и художественных параллелях в искусстве средневековой Испании и России. Проблематика развитого периода византийского искусства была раскрыта в докладе научного сотрудника Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), д-ра иск. В. Н. Залесской о загадках так называемых сирийских крестов-энколпионов. Иконографическую тему раннего русского искусства затронула выпускница и преподаватель кафедры ИТХИ ФЦХ М. С. Медведева в своем докладе о фресках Кирилловской церкви в Киеве XII в. Другая выпускница кафедры ИТХИ, С. Н. Татарченко, рассказала о своем исследовании, посвященном стилю росписи церкви Св. Николая в Кинцвиси (Грузия) нач. XIII в.

Проблема атрибуции памятников церковного прикладного искусства была поставлена в сообщении С. Н. Заиграйкиной из ЦМИАР об изучении уникального литика XIII в. из коллекции музеев Московского Кремля с изображением св. Хрисогона. Тему исторической и художественной основы, на которых развивалось русское прикладное искусство, продолжило выступление выпускника кафедры ИТХИ А. Л. Гульманова о программе изображений на умбонах новгородских Васильевских врат 1336 г. и реконструкции первоначального вида этого памятника. Первый день работы секции завершил доклад сотрудника ПСТГУ Н. Е. Гайдукова о литургической планировке древнерусских храмов.

Второй день работы секции «Христианское искусство» был посвящен западному и русскому церковному искусству позднего Средневековья. Заседание

секции началось с выступления О. Ю. Беляковой (МГУ) о теме райского сада в немецком алтарном искусстве XV в., а продолжением этой темы стал доклад сотрудника Музеев Московского Кремля к. иск. Ю. Н. Звездиной под названием «Розовый венок на титульном листе сборника проповедей Антония Радивилов-ского «Венец Христов» (Киев, 1688)».

Прикладная тематика второго дня заседаний секции была представлена в ряде сообщений, в частности д. иск. В. В. Игошева (Государственный НИИ реставрации), который предложил вниманию слушателей свое исследование о русской церковной утвари XVII — нач. ХХ в. в монастыре Иоанна Богослова на острове Патмос. На семантику декора литургического церковного убранства обратила внимание слушателей к. иск. О. А. Туминская из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, рассказав о традиции изображений юродивых и блаженных в произведениях лицевого шитья. Проблематику терминологии и атрибуции памятников церковного прикладного искусства продолжил доклад научного сотрудника Ярославского музея-заповедника М. М. Федоровой о происхождении живописной традиции в ростовской финифти XVIII в.

Вторая половина дня работы секции в основном была посвящена проблематике русской архитектуры и иконописи Синодального периода. Протоиерей Георгий Крейдун, канд. богосл., канд. физ.-мат. наук (г. Барнаул), поделился опытом теоретического воссоздания облика миссионерских храмов Горного Алтая, а священник Александр Берташ (Санкт-Петербургский государственный университет) рассказал об источниках, касающихся православного церковного строительства сер. XIX в. — 1-й трети XX в. в пределах современной Эстонии, и об особенностях храмостроительства в регионе. Научный сотрудник НИИ РАХ Н. В. Бар-тельс сделала сообщение о росписи Воскресенского собора г. Арзамаса 1830-х гг. А. С. Трапезникова (Санкт-Петербургский государственный университет) поведала о проблемах восстановления убранства Никольского Морского собора в Кронштадте. Завершили работу секции доклады иконописцев: М. О. Глебовой (ПСТГУ) «Особенности построения композиции в русских житийных иконах» и преподавателя Иконописной школы при МДА Л. А. Армеевой о судьбе иконописца Ивана Матвеевича Малышева и лаврском иконописании 2-й пол. XIX в.

На трех заседаниях секции «Церковное пение», которые проводили декан факультета церковного пения ПСТГУ протоиерей Алексий Емельянов и заместитель декана ФЦП по научной работе канд. иск. О. Н. Соколова, были сделаны 15 докладов.

В этом году, так же как и прежде, в работе секции приняли участие преподаватели и аспиранты ПСТГУ, их коллеги из высших учебных заведений Москвы: Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Российской академии музыки им. Гнесиных, Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского, Государственного института искусствознания, — представители других научно-исследовательских учреждений, в частности Музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева.

Согласно сложившейся традиции, программа секции «Церковное пение» обычно включает в себя сообщения разнообразной тематики, которые связа-

ны с различными областями музыкознания. Но неизменно одним из основных аспектов докладов становятся проблемы музыкальной медиевистики. Именно этому было в основном посвящено первое заседание секции, в начале которого прозвучали выступления научных сотрудников НИЦ Церковной музыки имени прот. Д. Разумовского Московской государственной консерватории. Вопросы мелодического содержания и графического воплощения формул большого ро-спева в его поздних образцах были поставлены и раскрыты канд. иск. О. В. Тю-риной; особенности графического воплощения мелоса 17 кафизмы в древнерусских рукописях 1-й пол. XVI—XIX вв. составили предмет исследовательского интереса И. В. Стариковой.

Продолжением стало вызвавшее особый интерес слушателей сообщение д-ра иск., профессора ПСТГУ М. В. Богомоловой «Грани казанского и путного знамени», сделанное ею на основе глубокого проникновения в текст ряда древних источников (РНБ. Ф. 775. № 637; РГБ. Ф. 299. № 212). Результаты источниковедческой работы были также представлены в докладах доц. кафедры реген-тования, канд. иск. В. Ю. Григорьевой «Книга инока Иосифа Ловзунского, его знамени и пометы», а также сотрудника ПСТГУ Д. А. Григорьева «К вопросу о "переносе" и пении Херувимской песни по дораскольным и послераскольным источникам». Старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева Л. В. Кондрашкова рассказала о своем исследовании рукописных источников, сохранивших Троестрочную Рождественскую службу, а доц. кафедры старинной музыки Национальной академии музыки Украины, канд. иск. Е. Ю. Шевчук — о специфике композиционного строения церковного песнопения «Вечери Твоея тайнеи» (XVII в.).

Второй и третий разделы программы включили в себя иные вопросы. Так, темой доклада доц. кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского, канд. иск. Н. Ю. Плотниковой стали особенности формообразования в партесном стиле, а материалом исследования — «Аллилуйя» (после чтения Апостола) в «Службах Божиих» Василия Титова. Ярким и запоминающимся было выступление О. Л. Зосим, канд. иск., доцента кафедры теоретической и прикладной культурологии Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств Украины и кафедры старинной музыки Национальной музыкальной академии Украины. Содержанием доклада известной исследовательницы жанров восточнославянской духовной песни (ряд ее научных статей по данной проблематике опубликован на страницах серии V Вестника ПСТГУ в 2010—2011 гг.) явилась восточнославянская духовная песенность и церковная гимнография в их связях и текстовых параллелях.

О состоянии русской науки о церковном пении в 1-й пол. XIX в. поведала слушателям аспирантка Российской академии музыки им. Гнесиных О. Б. Шевцова, особо отметившая роль исследовательской деятельности и трудов князя В. Ф. Одоевского. Содержательными были сообщения соискательницы кафедры истории и теории музыки ФЦП А. В. Розовой об акафисте и некоторых традициях его совершения, а также преподавателя кафедры Церковного обихода Н. С. Лев-штановой о региональной церковно-певческой традиции, издавна сложившейся и существующей сегодня в селах Мордовского края. Теме колокольности и ее

претворению в музыке русских композиторов посвятили свои доклады преподаватель ПСТГУ канд. иск. П. А. Соловьева («О колокольных звонах в музыке М. П. Мусоргского») и доц. ПСТГУ и МГК им. П. И. Чайковского В. К. Любарский («Русские колокольные звоны и их отражение в духовно-хоровых сочинениях С. В. Рахманинова»). Ряд вопросов исполнительской трактовки романтических вокальных циклов был раскрыт в сообщении старшего преподавателя кафедры сольного пения ФЦП Ю. Н. Кузнецовой «Интерпретаторы Lieder об особенностях исполнения песен Ф. Шуберта». Органично вплелась в контекст программы секции и презентация опубликованного издательством «Живонос-ный источник» второго тома духовно-музыкальных сочинений диакона С. Тру-бачева, проведенная священником М. Асмусом.

В целом заседания секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» прошли весьма успешно: доклады исследователей вызывали неизменный интерес у слушателей, среди которых были не только преподаватели, студенты и аспиранты ФЦХ и ФЦП ПСТГУ, но и коллеги из других высших учебных заведений, музеев и научных учреждений. В частности, на заседаниях присутствовали профессор кафедры истории искусств исторического факультета МГУ, д-р иск. Э. С. Смирнова, канд. иск. А. С. Преображенский, О. А. Захарова, д. иск. М. П. Рахманова (ГИИ) и другие. В завершение еще раз подчеркнем свойственный докладам высокий профессиональный и научный уровень, что и подтвердила заинтересованность аудитории, а также живая дискуссия, как правило возникавшая в каждом отдельном случае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.