Научная статья на тему 'О путях дальнейшего совершенствования деятельности кафедр академии управления мвд России'

О путях дальнейшего совершенствования деятельности кафедр академии управления мвд России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВД РОССИИ / КАФЕДРЫ АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / DEPARTMENTS OF THE ACADEMY OF MANAGEMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / WAYS TO IMPROVE PERFORMANCE BY A DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Княжев В.Б., Майдыков А.Ф.

В статье рассмотрены наиболее важные, на взгляд авторов, направления (пути) совершенствования деятельности основного структурного звена образовательной организации высшего образования МВД России кафедры, освещена одна из наиболее важных имеющихся в ее работе проблем, предложены пути ее решения. За основу взят опыт работы одной из ведущих кафедр академии кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Княжев В.Б., Майдыков А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Ways to Improve the Work of the Departments of the Academy of Management of the Ministryof Internal Affairs of Russia

Department, the author argues, is the main structural and functional unit of each and every educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Ways to address its problems and improve its work are proposed, based on experience amassed by the Academy’s Department of Management of Interior Ministry Bodies and Units in Special Conditions. This Department is seen by the author as a model to emulate.

Текст научной работы на тему «О путях дальнейшего совершенствования деятельности кафедр академии управления мвд России»

I_

психолого-педагогическое и кадровое

обеспечение деятельности правоохранительных органов

В.Б. КНЯЖЕВ,

начальник кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, кандидат военных наук

А.Ф. МАЙДЫКОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (Академия управления МВД России)

V.B. KNIAZHEV, Head of the Department of Management of Interior Ministry Bodies and Units in Special Conditions of Center for Command Games, Doctor of Law, Candidate of Military Disciplines

A.F. MAYDYKOV, Professor at the Department of Management of Interior Ministry Bodies and Units in Special Conditions of Center for Command Games,

Doctor of Law, Professor, Merited Researcher of the Russian Federation (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 378

о путях дальнейшего совершенствования деятельности кафедр Академии управления МВд россии

on ways to improve the work of the Departments of the academy of management of the ministry of internal affairs of russia

В статье рассмотрены наиболее важные, на взгляд авторов, направления (пути) совершенствования деятельности основного структурного звена образовательной организации высшего образования МВД России - кафедры,

Department, the author argues, is the main structural and functional unit of each and every educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Ways to address its problems and improve its work are proposed, based on experi-

освещена одна из наиболее важных имеющихся в ее работе проблем, предложены пути ее решения. За основу взят опыт работы одной из ведущих кафедр академии - кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях.

МВД России, кафедры Академии управления МВД России, направления совершенствования развития кафедры.

ence amassed by the Academy's Department of Management of Interior Ministry Bodies and Units in Special Conditions. This Department is seen by the author as a model to emulate.

Ministry of Internal Affairs of Russia, Departments of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, ways to improve performance by a Department.

Как известно, кафедра в высшем учебном заведении любого ведомства является основным рабочим звеном (структурным подразделением), практически обеспечивающим решение задач, для реализации которых, в конечном итоге, и создано то или иное учебное заведение, а именно для подготовки (обучения) специалистов определенного профиля. Академия управления МВД России в этом отношении не является исключением. В соответствии с уставом, лицензией и свидетельством об аккредитации вуза кафедры осуществляют подготовку по установленному государственному стандарту специалистов по направлениям «менеджмент» и «юриспруденция» (академическая степень — «магистр»).

В обучении указанных специалистов занято 13 кафедр, профессорско-преподавательский состав которых профилирован согласно учебным дисциплинам, обязательным для данного вуза.

Главной особенностью каждой из кафедр является стремление обеспечить передачу обучаемым знаний, умений и навыков по предмету и профилю преподаваемых учебных дисциплин, которые бы в полной мере соответствовали требованиям практической деятельности в той или иной сфере. Полагаем, что в основном это им удается. Однако представляется, что улучшение подготовки управленческих кадров для органов внутренних дел МВД России напрямую связано с необходимостью организации работы кафедр не только в связи с требованиями сегодняшнего дня, но и на перспективу. Добиться этого можно, по нашему мнению, лишь посредством разработки в коллективе (на кафедре) комплекса мер по дальнейшему совершенствованию деятельности кафедр на 5, 10 или 15 лет, включающего основные направления ее деятельности:

— совершенствование работы с кадрами;

— повышение уровня учебной работы;

— повышение результативности учебно-методической деятельности;

— активизация научно-исследовательской работы преподавателей и слушателей.

К достоинствам такого комплекса мер можно отнести то, что они должны содержать не только важные для коллектива кафедр проблемы, требующие разрешения, но и мероприятия, которые необходимо осуществить в процессе их реализации, а также список лиц, ответственных за их выполнение, и указание сроков исполнения запланированных мероприятий.

Представляется, что такая, рассчитанная на перспективу, организация работы кафедр поможет не только успешнее решать текущие задачи по подготовке управленческих кадров для органов внутренних дел, но и увидеть перспективу развития, подготовиться к возможным изменениям и осложнениям оперативной, социально-политической, экономической и криминогенной обстановки. Если же конкретизировать значение такого вида мер, то следует отметить, что они могут определить главные звенья (проблемы) в работе и выстроить иерархию решаемых задач, упорядочить работу, рассчитать ресурсы. Наконец, с их помощью можно определить и оценить собственные возможности.

Представляется, что, помимо обязательного планирования работы кафедры на год по установленным разделам (направлениям) деятельности: учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной, целесообразно также разрабатывать план социального развития кафедры, рассчитанный на более длительный срок (10—15 лет). План должен, на наш взгляд, состоять из двух блоков мероприятий: 1) ресурсного обеспечения, включая совершенствование системы управления; 2) улучшения качества преподавательской деятельности (совершенствование процесса работы профессорско-преподавательского состава, форм и методов их деятельности). Содержание разделов плана социального развития кафедры может быть следующим:

Раздел «Совершенствование работы с кадрами», являясь одним из основополагающих, должен включать, на наш взгляд, базовые положения, обеспечивающие в ближайшей перспективе решение кадровой проблемы по научной и профессиональной подготовке профессорско-

са О X

£ а О

X

X

л

<

ы н S

X

<

а

X О

о са

ьй <

Ä а S С

S Е-

и о X

Л

<

ы н

и , с И ' s S X

< s

8 c

ö u

S Ы

и ta

С о

77

СО

0

1

£

а

0

X

1

J3 <

ы н S

I

<

а

X О

о

са

<

а С

S

н и

0

1

J3 <

ы н

¡Зщ

и , с И

' S

Р I

< Ed

Sc:

Ö и s ы и ш с о

ы о са О а

3

78

преподавательского состава кафедры. Например, такие, как наличие к определенному сроку у всех преподавателей кафедры необходимых по требуемому положению о прохождении службы (оргштатному положению) ученых степеней и званий. В этих целях желательно предусматривать в планах работы кафедр еженедельные отчеты профессорско-преподавательского состава и адъюнктов о проделанной работе по осуществлению ими исследований и об оставшихся нерешенными проблемах, а также о вопросах, связанных с организацией защиты докторских и кандидатских диссертаций.

Большое значение в совершенствовании работы с профессорско-преподавательским составом в целях повышения профессионального мастерства, реализации научной составляющей имеет оказание консультативной помощи молодым преподавателям в выборе темы научного исследования и организации их исследовательской деятельности по теме диссертации.

Этим, безусловно, не исчерпывается работа с кадрами на кафедре. Не менее важными являются меры по развитию института наставничества, укреплению морально-психологического климата в коллективе, направлению преподавателей на стажировки в практические органы внутренних дел, своевременному проведению аттестации и ротации кадров и др. [4]. К сожалению, рамки статьи не позволяют детально рассмотреть каждую из этих мер.

В разделе «Повышение уровня учебной работы», по нашему мнению, должны найти место такие позиции (меры), как максимальное приближение обучения (его форм и методов) к практической деятельности органов внутренних дел посредством проведения учебных занятий непосредственно в территориальных органах МВД России или на учебных площадках, например, в Центре оперативного руководства деятельностью специальных подразделений МВД России либо на учебных полигонах ВИПК МВД России. Следует чаще привлекать к проведению учебных занятий руководителей практических органов, особенно представителей центрального аппарата МВД России.

Представляется, что учебно-методические материалы для слушателей федерального кадрового резерва и резерва Министра внутренних дел Российской Федерации должны существенно отличаться от материалов, предназначенных для слушателей 2 факультета, не только теоретико-прикладной направленностью и глубиной научной проработки, но и профилем служебной деятельности обучаемых, а также их должностным положением.

В разделе «Повышение результативности учебно-методической деятельности кафедры» целесообразно сконцентрировать материалы и

предложить меры, которые позволили бы при грамотной их реализации существенно повысить качество подготовки слушателей академии. К числу таких методов можно отнести:

— разработку и переработку учебников и учебно-методических пособий по учебным дисциплинам, преподаваемым кафедрой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— переработку учебно-методических материалов кафедры с учетом Посланий Президента РФ Федеральному Собранию, его выступлений перед руководящим составом МВД России на расширенном заседании коллегии при подведении итогов работы МВД России за прошедший год и постановке задач на следующий, а также с учетом директивы Министерства об основных направлениях деятельности служб и подразделений на год;

— подготовку в течение учебного года видеоматериалов по всем видам учебных занятий и учебных дисциплин о действиях органов внутренних дел в различных условиях оперативной обстановки;

— разработку материалов информационного и справочного характера по наиболее сложным темам учебных дисциплин.

Повышение результативности учебно-методической деятельности кафедр должно быть обеспечено не только посредством разработки и обновления (переработки) учебно-методических материалов учебных дисциплин, но и за счет применения новых педагогических технологий, проведения учебных занятий на специально оборудованных учебных полигонах с широким использованием электронной техники и слайдовым сопровождением.

Раздел плана «Активизация научно-исследовательской работы преподавателей и слушателей», как нам представляется, должен включать в себя разработку перечня приоритетных научных исследований по направлениям деятельности кафедры для подготовки докторских, кандидатских и магистерских диссертаций с учетом имеющихся на кафедре планов научно-исследовательской деятельности и научно-исследовательской работы слушателей.

Темы диссертаций должны соответствовать современным условиям общественно-политической, общественно-экономической и криминологической обстановки в мире, современным внешним и внутренним национальным угрозам и их влиянию на деятельность органов и подразделений МВД России [1, 3].

Важное место должны занимать исследования правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел в различных условиях оперативной обстановки, в том числе при ее резких осложнениях до уровня особых (чрезвычайных) условий (обстоятельств). Нельзя обойти в этом отношении исследование воп-

росов противодействия экстремизму и терроризму, а также организованной преступности, коррупции и нелегальной миграции [2].

В заключение следует отметить, что разработка и использование в работе кафедр Ака-

Список литературы:

1. Атаманчук Г.В. О состоянии, тенденциях и проблемах российского общества (аналитические размышления). Кисловодск, 2012.

2. Дёмин Г.И., Кибак Г.И. Актуальные проблемы противодействия экстремистской деятельности органами внутренних дел Российской Федерации в экстремальных условиях: лекция. М., 2012.

демии управления МВД России названных учебно-методических документов помогает определить не только дерево основных целей, но и пути их достижения, т. е. пути развития самих кафедр.

3. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Современная военная стратегия США: доктринальное и практическое измерения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 3.

4. Организация управления в органах внутренних дел: лекции по курсу. В 4 ч. М., 2001.

Тел.: 8 (499) 745-81-60

са О X

£ а О

X

X

л

<

ы н S

X

<

а

X О

о са

ьй <

Ä а S С

S

н и о X

Л

<

ы н

и , с И

' S

Р S

< 3

ö и S ы и ш с о

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.