Научная статья на тему 'О пролёте куликов на острове Беринга (Командорские острова) в 2015 году'

О пролёте куликов на острове Беринга (Командорские острова) в 2015 году Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
126
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Пилипенко Дмитрий Владимирович, Мамаев Евгений Георгиевич

Второе издание. Первая публикация: Пилипенко Д.В., Мамаев Е.Г. 2016. О пролёте куликов на о. Беринга (Командорские острова) в 2015 г. // Вопросы экологии, миграции и охраны куликов Северной Евразии: Материалы 10-й юбилейной конференции Рабочей группы по куликам Северной Евразии. Иваново: 300-304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О пролёте куликов на острове Беринга (Командорские острова) в 2015 году»

Соколов А.С. 2012. Ходулочник // Красная книга Тамбовской области: Животные. Тамбов: 278.

Соколов А.Ю. (2013) 2015. Значение искусственных водоёмов в обогащении авифауны южной части Центрального Черноземья // Рус. орнитол. журн. 24 (1232): 4705-4709.

Соколов А.Ю., Киселёв О.Г., Ашуров Н.П. 2015. Орнитологические находки на водоёмах Белгородской и Воронежской областей в мае-июне 2015 года // Рус. орнитол. журн. 24 (1153): 2044-2052.

Спиридонов С.Н., Сарычев В.С., Околелов А.Ю., Исаков Г.Н., Сухарев Е.А. 2009. Техногенные водоёмы как резерваты по сохранению биологического разнообразия птиц в лесостепной зоне // Поволжский экол. журн. 4: 319-326.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1340: 3542-3547

О пролёте куликов на острове Беринга (Командорские острова) в 2015 году

Д.В.Пилипенко, Е.Г.Мамаев

Второе издание. Первая публикация в 2016*

Кулики — одна из наиболее многочисленных с точки зрения видового состава группа птиц Командорских островов. Здесь за всё время исследований зарегистрировано 40 видов этой группы, что составляет 17.5% всей орнитофауны Командор. Однако большинство видов куликов встречается только во время миграции, а гнездование установлено лишь для 7 видов. Следует заметить, однако, что массового пролёта как такового здесь не наблюдается, только несколько видов, таких как камнешарка, бурокрылая ржанка и, вероятно, сибирский пепельный улит, летят в большом числе и их количество исчисляется десятками и даже сотнями особей.

В целом, пролёт куликов на Командорских островах не изучали, лишь Г.Х.Иогансен (1934) обобщил в своей работе весь накопленный материал по орнитофауне островов, в том числе и по куликам. В последующей литературе можно найти довольно много данных о встречах куликов (Карташев 1961; Мараков 1962, 2002; Артюхин 1991, 1995, 2002; Буйволов 2001; Мамаев 2014), однако они, как правило, отрывочны и касаются преимущественно редких видов. Учитывая дефицит подобной информации, в настоящем сообщении мы решили обобщить наши наблюдения по пролёту куликов на острове Беринга в 2015 году, которыми был охвачен весь год. Всего за этот период зарегистрировано

* Пилипенко Д.В., Мамаев Е.Г. 2016. О пролёте куликов на о. Беринга (Командорские острова) в 2015 г. IIВопросы экологии, миграции и охраны куликов Северной Евразии: Материалы 10-й юбилейной конференции Рабочей группы по куликам Северной Евразии. Иваново: 300-304.

25 видов, из которых 1 оседлый, 6 гнездящиеся перелётные, а остальные 18 отмечались только во время миграций.

В силу труднодоступности большей части острова в период межсезонья, большая часть наблюдения в весеннее и осеннее время проводились в северной части острова Беринга, которая, впрочем, наиболее посещаема куликами. Именно здесь сосредоточены наиболее пригодные биотопы и, как показали наблюдения, основная доля куликов отмечается именно здесь. Сочетание речных мелководий, песчаных пляжей и дюн, заболоченных пойм создают хорошие кормовые условия, и птицы именно здесь останавливаются чаще, чем в других местах.

Ниже приведён список отмеченных нами видов согласно сводки Л.С.Степаняна (1990).

Тулес Pluvialis squatarola. Редкий вид на осеннем пролёте. Отмечалась, вероятно, одна и та же особь с 11 по 14 октября на участке песчаного пляжа и дюн между устьями рек Гаванская и Ладыгинская.

Бурокрылая ржанка Pluvialis fulva. Немногочисленна на весеннем пролёте и довольно обычна на осеннем. Весной первая птица отмечена 10 мая в устьевой части Гаванской и, судя по всему, её же мы встречали вплоть до 12 мая как в устье Гаванской, так и на песчаных пляжах вдоль села Никольское. Ещё одну группу из 11 птиц мы встретили 20 мая в заболоченной пойме возле Гаванского озера и, наконец, 9 июня отмечена одиночная ржанка, также в устьевой части реки Гаванской. Осенью бурокрылые ржанки начали отмечаться начиная с 20 августа и встречались вплоть до ноября. В этот период число встреч было значительно больше. В общей сложности мы отмечали это вид 38 раза. Чаще всего это были одиночные птицы (18 раз) или небольшие группы в 2-5 особей (15 раз), но иногда отмечались и стаи из 8 (дважды), 10, 12 и даже 37 особей.

Монгольский зуёк Charadrius mongolus. Гнездящийся перелётный вид. Первые птицы отмечены 10 мая и практически сразу они начали занимать гнездовые участки. Последние встречи этого вида пришлись на середину сентября.

Камнешарка Arenaria interpres. Один из наиболее массовых пролётных видов. На весеннем пролёте немногочисленный вид, который отмечался с 27 мая по 7 июня. В этот период в основном встречались одиночные птицы и небольшие группы из 5-8 особей, как исключение, встреча стаи из 23 птиц 28 мая у мыса Северо-Западного и двух стай из 20 и 40 особей 3 июня на острове Топорков. В период осенней миграции камнешарки начали отмечаться 15 июля (отмечена стая из 200 птиц), 25 и 29 числа были учтены несколько групп от 1 до 30 птиц, но позже, вплоть до 11 августа, встреч этого вида не было. Начиная с 11 августа камнешарку отмечали регулярно, вплоть до 11 октября. При этом пик пролёта, когда мы фиксировали группы по несколько сот осо-

бей, пришёлся на середину — вторую половину августа. Так, максимальная по величине стая отмечена 14 августа и составила 1 тыс. особей. Птицы держатся преимущественно морского побережья, но, как исключение, попадались на мелководьях устьев рек и даже в глубине острова. Одну транзитную группу мы встретили в тундре в нескольких километрах от побережья.

Фифи Tringa glareola. Гнездящийся перелётный вид. Прилёт птиц зафиксирован в начале третьей декады мая, но уже к началу июня они рассредоточились по гнездовым биотопам. Осенний отлёт, вероятно, происходит во второй половине августа, но ярко не выражен. Небольшие стайки отмечались во второй половине августа, а молодые птицы вплоть до сентября, последняя встреча 12 сентября.

Большой улит Tringa nebularia. Редкий на весеннем и осеннем пролётах вид. Весной первый раз отмечен 11 мая и наблюдался вплоть до первых чисел июня. Птиц регистрировали на мелководье в устьевой части реки Гаванской, чаще это были одиночные особи, а так же группы из 2 и 4 особей. Несколько раз большой улит был отмечен в устьевой части реки Ладыгинской. Осенью был встречен только один раз на острове Топорков, одиночная птица.

Сибирский пепельный улит Heteroscelus brevipes. Обычный в период весеннего пролёта и немногочисленный на осеннем пролёте. Весной первые птицы появились в третьей декаде мая и сразу в большом числе. Так, 27 мая в устье реки Гаванской, когда этот вид был отмечен первый раз, количество учтённых птиц превысило 30 особей, которые держались одной группой. На следующий день, 28 мая, стая из 16 особей встречена на острове Топорков и 18 птиц по-прежнему держалось в устье Гаванской. В дальнейшем таких крупных групп мы не отмечали, и сибирские пепельные улиты чаще всего держались поодиночке либо небольшими стайками. После 30 мая этот вид куликов нами не отмечался вплоть до 29 июля, периода осенних кочёвок. В это время птицы так же отмечались преимущественно поодиночке, но 15 августа на мысе Юшина встречена стая из 53 особей. Как правило, сибирский пепельный улит встречался на мелководьях в устьях рек и вдоль морского побережья, как на песчаных пляжах, так и на каменистых участках, но отдельные особи и группы встречались и внутри острова, например, по берегу озера Саранного.

Перевозчик Actitis hypoleucos. Немногочисленный вид как на весеннем, так и на осеннем пролётах. Весной отмечался только в третьей декаде мая, 22 мая - три встречи (два раза по одной птице и один раз 3 птицы), 24 мая три особи одной группой, 28 мая одиночная птица, 30 мая четыре одиночные птицы и 31 мая одиночная птица. Осенью отмечался три раза, 24 августа три особи и 14 и 15 сентября — одна и две птицы соответственно.

Мородунка Xenus cinereus. Редкий на весеннем пролёте вид. Отмечалась в третьей декаде мая. В общей сложности было 7 встреч. Один раз группа из 2 птиц, дважды из 3 птиц и один раз отмечена группа из 5 птиц, в остальных случаях отмечались одиночки. Все встречи произошли в устье реки Гаванской.

Плосконосый плавунчик Phalaropus fulicarius. Редкий во время осеннего пролёта вид. Отмечался во время летне-осенних кочёвок один раз. В третьей декаде июля в устье реки Буян на восточном побережье острова Беринга одиночная птица, судя по всему самка, держалась около недели.

Круглоносый плавунчик Phalaropus lobatus. Гнездящийся перелётный вид. В силу немногочисленности этих птиц, прилёта как такового не выражено. В местах концентрации куликов на весеннем пролёте круглоносый плавунчик не отмечен. Птицы были встречены уже в гнездовых биотопах во второй декаде июня. Осенний отлёт также не выражен. Начиная с конца июня одиночных птиц стали фиксировать в море. К середине июля численность встречающихся на плаву в море птиц выросла.

Турухтан Philomachus pugnax. Редкий на осеннем пролёте вид. Встречен один раз, 14 октября - одиночная птица на западном берегу озера Саранного.

Песочник-красношейка Calidris ruficollis. Немногочисленный на весеннем пролёте и, возможно, редкий на осеннем. Весной первые крас-ношейки отмечены 19 мая, птицы держались в устьевой части реки Гаванской на мелководье. Изначально это были одиночки, но уже к 24 мая количество птиц увеличилось и одновременно можно было учесть до 12 особей, а 28 мая учтено 16 птиц. Последняя встреча этого вида пришлась на 6 июня. На осеннем пролёте была встречена одна особь предположительно красношейки 27 августа.

Длиннопалый песочник Calidris subminuta. Гнездящийся перелётный вид. Как такового пролёта не выражено, первая встреча была 24 мая уже в гнездовом биотопе. Вероятно, в настоящее время этот вид редок на гнездовании и был обнаружен лишь в одном месте. На осенней миграции не отмечался.

Белохвостый песочник Calidris temminckii. Редкий на весеннем пролёте вид. Отмечался трижды: 29 мая — 1 особь, 30 мая — 3 и 6 июня — 1 особь.

Краснозобик Calidris ferruginea. Редкий на весеннем пролёте вид. Отмечался с 28 мая по 9 июня, как одиночные птицы, так и группы из 2-3 особей. Птицы встречались в долине реки Гаванской.

Чернозобик Calidris alpina. Гнездящийся перелётный вид. Первые птицы начали отмечаться с начала второй декады мая. Основное место, где сосредотачивались чернозобики, это устьевая часть реки Га-

ванской, и если вначале его численность была невысока (одиночные особи), то уже ко второй декаде этого месяца количество птиц заметно выросло, достигая в отдельные дни более ста особей за один учёт. Не размножающиеся птицы продолжали держаться здесь вплоть до конца июня. Так, 24 июня было учтено 166 птиц. Осеннего пролёта как такового не выражено, зафиксированы лишь две встречи одиночных особей в группах с камнешарками 27 августа и 16 сентября.

Берингийский песочник Calidris ptilocnemis. Гнездящийся оседлый вид. В зимнее время держатся вдоль морского побережья группами, иногда формируя скопления до нескольких тысяч птиц. В конце апреля птицы уже начали разбиваться на пары, и рассредоточиваться по устьям рек, постепенно занимая гнездовые участки. Первый выводок отмечен 26 июня. Во второй половине августа птицы начали формировать стаи, но все ещё находились в местах гнездования. В этот период можно было встретить группы до нескольких десятков особей возле больших луж на дорогах, идущих через тундру. Отдельные птицы продолжали здесь держаться вплоть до ноября, но большая часть берингийских песочников откочевала на морские побережья уже в третьей декаде августа. Хотя встреча птенца ещё с пухом на голове и шее зафиксирована 11 сентября.

Большой песочник Calidris tenuirostris. Редкий пролётный вид в период весенних миграций. Одиночная особь, вероятно одна и та же, отмечалась в устьевой части реки Гаванской с 7 по 24 июня.

Песчанка Calidris alba. Редкий на осеннем пролёте вид. Встречена дважды, 9 и 16 сентября. В первом случае это были 3 особи в устье реки Ладыгинской, а во втором — 3 и 1 особь, также в районе устья этой реки. Птицы кормились на песчаном пляже.

Бекас Gallinago gallinago. Гнездящийся перелётный вид. Прилёт отмечен в середине мая, но появление бекасов произошло раньше, о чём свидетельствовали данные корреспондентов. Осенью отмечался вплоть до конца октября.

Дальневосточный кроншнеп Numenius madagascariensis. Редкий во время весеннего пролёта вид. Отмечен 19 и 24 мая. 19 мая группа из 4 особей держалась в устье реки Гаванской на песчаном пляже. При вспугивании они переместились дальше по пляжу в сторону устья реки Ладыгинской, а 24 мая встречена одна особь в заболоченной долине реки Гаванской.

Средний кроншнеп Numenius phaeopus. Редкий на весеннем и обычный на осеннем пролёте. Весной встречен один раз, 19 апреля, на морском побережье в районе бухты Старая Гавань. Птица держалась во время отлива на плитах. Осенью средний кроншнеп отмечается чаще. Все встречи пришлись на две первые декады сентября. Как правило, птицы держались внутри острова, в тундре. Чаще всего это были

одиночки либо небольшие группы из 2-3 птиц, но иногда встречаются и более крупные стаи: так, 3 сентября встречена группа из 11 птиц.

Большой веретенник Limosa limosa. Немногочисленный на весеннем пролёте вид. Отмечался во второй половине мая и первой декаде июня. Птицы держались на мелководье в устьевой части реки Гаванской, чаще всего отмечались одиночные особи, но были встречены и группы из 2 и 5 птиц.

Малый веретенник Limosa lapponica. Немногочисленный на весеннем пролёте вид. Первая встреча произошла 10 мая. Отмечался вплоть до первой декады июня на мелководье в устьевой части реки Гаванской, в устье реки Ладыгинской, на морском берегу бухты Никольский рейд и на острове Топорков. Чаще всего малых веретенников регистрировали по 1-2, но на берегу бухты Никольский рейд 14 мая отмечена группа из 15 особей, а 3 июня на острове Топорков — из 8.

Таким образом, на острове Беринга в период весенней миграции в 2015 году, не учитывая гнездящихся, отмечено 14 видов куликов, а во время летне-осенних кочёвок — 11 видов. Основная масса куликов появилась в первой половине мая, а уже к концу первой декады июня пролёт завершился. Осенний отлёт, а точнее летне-осенние кочёвки начались в конце июля, но пик перемещений пришёлся на вторую половину августа и начало сентября, хотя отдельные виды продолжали встречаться вплоть до ноября.

Литер атур а

Артюхин Ю.Б. 1991. Гнездовая авифауна Командорских островов (современное состояние и динамика, охрана и перспективы использования). Дис. ... канд. биол. наук. М.: 1-163 (рукопись).

Артюхин Ю.Б. (1995) 2013. К авифауне Командорских островов // Рус. орнитол. журн. 22 (923): 2642-2649.

Артюхин А.Б. 2002. Дополнительные сведения о фауне птиц Командорских островов //

Биология и охрана птиц Камчатки 4: 34-36. Буйволов Ю.А. 2011. Галстучник Charadrius hiaticula — новый вид авифауны Командорских островов // Рус. орнитол. журн. 20 (667): 1254-1255. Иогансен Г.Х. 1934. Птицы Командорских островов // Тр. Томск. ун-та 86: 222-266. Карташев Н.Н. 1961. Птицы Командорских островов и некоторые предложения по рациональному их использованию // Зоол. журн. 10, 9: 1395-1409. Мамаев Е.Г. 2014. Перепончатопалый галстучник Charadrius semipalmatus — новый вид

орнитофауны Командорских островов // Рус. орнитол. журн. 23 (1057): 3140-3141. Мараков С.В. 1962. Редкие и новые птицы Командорских островов // Орнитология 5: 166-167.

Мараков С.В. 2002. Материалы по фауне птиц Командорских островов // Биология и

охрана птиц Камчатки 4: 31-33. Степанян Л.С. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-728.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.