О ПРОГРАММЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В МОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» (Г. ЯКУТСК)
© Порядина Л.Н.*
Якутский институт водного транспорта (филиал) Новосибирской академии водного транспорта, г. Якутск Центр образования, г. Якутск
В статье приведены этапы программы по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании, реализуемой в учреждении вечерне-посменного) образования. Данная программа способствует воспитанию у подростков ответственного отношения к своему здоровью, осознанной позиции здорового образа жизни, помогает учащимся отказаться от вредных привычек.
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня в СМИ зачастую можно видеть табачную и алкогольную рекламу. Социальная же реклама, формирующая отрицательное отношение подрастающего поколения и общества в целом к вредным привычкам, ограничена. Автор статьи кандидат биологических наук является доцентом ЯИВТ (филиал) ФГОУ ВПО НГАВТ, совмещающим преподавательскую деятельность в МОУ «Центр образования» (г. Якутск) в качестве учителя химии и биологии.
МОУ «Центр образования» является общеобразовательным учреждением, нацеленным на базовый уровень знаний. В МОУ «ЦО» учащиеся поступают со всех школ города в силу разных причин: хроническая неуспеваемость по нескольким предметам, конфликты в среде школьников и с администрацией школ, непосещение занятий, трудные жизненные ситуации. В каждом классе находятся курящие ребята, некоторые даже со стажем; употребляющие алкоголь. Поэтому в данной ситуации необходимы и важны разъяснительные, образовательные мероприятия. Со стороны учителей и классных руководителей необходимо проявление не назидательно-запретительной позиции, а позиции «педагога-партнера», формирование доверительных отношений с учащимися. Особое внимание заслуживает личный пример педагога в соблюдении здорового образа жизни, не только как отказ от вредных привычек, но и занятия спортом, позитивные увлечения, отношение к профессии и труду.
В МОУ «Центр образования» разработана и реализуется программа по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, которая имеет следующие этапы.
* Доцент кафедры Естественных и общеобразовательных дисциплин, кандидат биологических наук, учитель химии и биологии.
1 этап программы - информационный, включает в себя тематические классные часы, интегрированные уроки по химии, биологии, психологии.
В фойе школы организована постоянная (сентябрь-май) стендовая сессия «Курение - медленная смерть». На занятиях по химии, биологии уделяется особое внимание формированию здорового образа жизни, разъяснению пагубного влияния табакокурения и употребления алкоголя на организм подростка, возрастных последствиях вредных привычек.
Классные руководители в течение учебного года проводят беседы о вредных привычках и формированию отрицательного отношения к ним, классных часов на тему здорового образа жизни: «Скажи наркотикам - нет», «Алкоголь и его воздействие на человека», «Никотин - яд», «Формула здоровья».
2 этап программы - мотивационный. На занятиях по психологии уделяется особое внимание формированию у учащихся осознания ценности собственного здоровья, уверенности в себе.
3 этап программы - альтернативный. В начале учебного года классные руководители проводят работу по записи учащихся в различные городские спортивные секции и кружки. В фойе школы установлен стенд «Здоровый образ жизни», материалы которого обновляются раз в две недели. В течение учебного года также проводятся совместные фотовыставки учителей и учащихся «Мои увлечения».
4 этап программы - действенный, включает проведение мероприятий по отказу от вредных привычек в игровой форме.
Общешкольные мероприятия, посвященные отрицательному воздействию на организм табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, проводятся ежегодно, как в активной форме (акция, игра-викторина, КВН), так и в форме демонстрационной стендовой сессии (готовится учителями совместно с учащимися), материалы которой используются и при проведении викторин.
Акция «Курить - здоровью вредить» приурочена к Международному дню отказа от курения и проводится 20 ноября. Во многих семьях учащихся курят оба родителя или же один из них. В такой ситуации ребенок имеет негативную модель своего будущего поведения. Многие и родители, и тем более дети даже не задумываются о проблеме курения (хотя многие знают, что «курение - это вредно»). Но насколько вредно табакокурение, какие могут быть последствия для конкретного курящего, мало кто задумывается. Цель мероприятия - выработать у учащихся установку на отрицательное отношение к курению. Задачи: 1) объяснить механизм вредного воздействия компонентов табачного дыма на организм человека; 2) показать последствия курения на организм курящего, последующих поколений, роль «пассивного» курения; 3) показать материальные затраты курящего; 4) побудить задуматься курильщиков о своем будущем; 5) поощрение некурящих учащихся. Мероприятие проводится с учащимися первой (7-10 классы) и второй (10-12 классы) смен, имеет четыре этапа:
302
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
- I этап. Стендовая галерея. Плакаты вывешиваются за две недели до начала мероприятия: 1) «Химический состав сигарет»; 2) «Вредные последствия курения табака для юношей и девушек»; 3) «Дав-ным'-давно МИНЗДРАВ твердит»; 4) «Полоний - радиоактивный элемент»; 5) «Заболевания от сигареты»; 6) «Я курю - мои друзья ...»; 7) «Я не курю - мои друзья ...»; 8) «Никотин - яд»;
- II этап. Вводная часть: 1) раздача талонов «Я не курю» для некурящих, которые обмениваются во время перемены на канцтовары и конфеты; 2) беседа учителей химии и биологии о вреде и последствиях курения;
- III этап. Акция «Курить - здоровью вредить» проводится во время перемен между уроками (участвуют все желающие учащиеся, а также учителя с талонами «Я не курю»). В фойе школы выставляются два стола, организуется «ярмарка», ведущие - учащиеся: 1) для курящих происходит обмен одной сигареты на один канц-товар и конфеты (сигареты ломаются и складываются в прозрачную емкость с крышкой), также разыгрывается несколько суперпризов за уничтоженную пачку сигарет; 2) для некурящих талоны «Я не курю» обмениваются на канцтовары и конфеты; 3) каждый участник акции получает памятку с информацией о вреде курения (курящие - фиолетового цвета с лозунгом «Ты куришь? - Задумайся о своем здоровье!», некурящие - зеленого цвета с лозунгом «Ты не куришь? - Поздравляем! Ты выиграл главный приз - здоровье!»);
- IV этап. Демонстрация в актовом зале презентации (Power Point), включающей следующие разделы: история табакокурения, вредные химические вещества, последствия курения для юношей и девушек, причины рекламы табачных изделий, расчетные задачи, грустные факты, выводы.
Интегрированный урок-конференция «Правда о пивном алкоголизме» посвящен Дню здоровья и проводится 7 апреля. Цель: способствовать формированию у учащихся отрицательного отношения к употреблению слабых ал -когольных напитков, и алкоголя в целом. Задачи: 1) расширить кругозор; 2) сформировать знания о пивном алкоголизме; 3) способствовать формированию осознанной позиции трезвого образа жизни. Мероприятие проводится с учащимися первой и второй смен, имеет три этапа. Каждый участник мероприятия получает мини-книжку «Пиво и мужчина», «Пиво и женщина»:
- I этап. Стендовая сессия, включает плакаты: «Заболевания, вызванные злоупотреблением алкоголя», «Пивной алкоголизм», «Хочешь ли ты оказаться на свалке жизни?»;
- II этап. Проведение викторины в актовом зале школы. Этапы: 1) выступления ведущих (учитель биологии, химии, школьный психолог, учащиеся); 2) КВН (соревнование двух команд: задание 1 -
дать определения терминам, задание 2 - ответить на вопрос, задание 3 - назовите явление, задание 4 - вставьте пропущенные слова, задание 5 - решите задачу; 3) работа с аудиторией (викторина) во время выполнения заданий командами; 4) оценка команд жюри, присвоение мест и раздача призов;
- III этап. Просмотр презентации в Power Point.
Стендовая сессия «Нет наркотикам» проводится в фойе школы. Учащиеся каждого класса готовят плакат-антирекламу, посвященный проблеме наркомании. Анализируя данное мероприятие следует отметить, что учащиеся творчески подходят к этой теме, на плакатах отражены практически все возможные проблемы наркоманов, лозунги и призывы актуальны и осознанны.
5 этап программы - консультационный, связан с работой психолога по оказанию индивидуальных консультаций, групповых семинаров для желающих отказаться от вредных привычек.
6 этап программы - рефлексия. Работа с учащимися, отказавшимися от вредных привычек в плане их активного вовлечения в подготовке профилактических мероприятий по данной программе, их участии в различных общегородских мероприятиях (спортивных, «За здоровый образ жизни» и т.д.).
Программа по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, реализуемая в МОУ «Центр образования» способствует воспитанию у подростков ответственного отношения к своему здоровью, осознанной позиции здорового образа жизни, помогает учащимся отказаться от вредных привычек.