Научная статья на тему 'О проектировании учебного процесса на основе новой технологии'

О проектировании учебного процесса на основе новой технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ И ПОНЯТИЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуркасымова Сауле Нуркасымовна

Новая технология обучения это, прежде всего подход к формированию учебно-методического обеспечения реального учебного процесса, когда изначально предполагается существенное обогащение методического инструментария преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проектировании учебного процесса на основе новой технологии»

О ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ...

УДК 372.853.(075.8)

Нуркасымова Сауле Нуркасымовна

Кандидат педагогических наук, доцент, директор послевузовского образования, Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, Boshan55@mail.ru, Семей, Казахстан

О ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Nurkasimova Saule Nurkasimovna

Director posse vusovskogo obrasovania Kasakskogo gumanitarno-juridicheskogo innovachionnogo universities, Boshan55@mail.ru, Semi, Kazakhstan

PROEKTIROVANI UCHEBNOGO PROSESSA OSMOSES NEVOID TECHNOLOGY

Новая технология обучения - это, прежде всего подход к формированию учебно-методического обеспечения реального учебного процесса, когда изначально предполагается существенное обогащение методического инструментария преподавателя. Именно процедура и характер обогащения методического инструментария преподавателя становится содержанием профессиональной деятельности методических объединений преподавателей -предметников. Здесь формируется иной подход к методической службе.

Этой профессиональной деятельности преподавателей методистов, руководителей методобъединений, учебных станет новая методически целенаправленно «выращенная» система обучения - новая технология обучения. Практический первым результатом будет учебник для преподавателя, в дальнейшем после специальных научно-методических исследований - учебники колледже и вузе нового поколения с реальными функциями в реальном учебном процессе.

Что понимается под технологией?

Во-первых - технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Во-вторых - технология - это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека.

В современном обществе в полной мере осознается роль качества образования в решении экономических, социальных, политических и нравственных проблем, в развитии человечества. Поток информации постоянно увеличивается и сегодня невозможно получить образование в школе и даже вузе на всю жизнь. Принцип существования и развития современной системы образования в ее непрерывности. Задача школы научить человека учиться всю жизнь. А для этого необходима разработка и внедрение новых подходов к организации педагогического процесса.

Если процесс обучения организован на основе технологического подхода, то:

- учебный процесс является личностно ориентированным, превращает ребенка в субъекта, строящего осознанно и самостоятельно собственную траекторию обучения;

- учебный процесс значительно интенсифицируется;

- гарантируется усвоение учебного материала, предусмотренного государственными общеобязательными стандартами образования (ГОСО), каждым учеником;

- обеспечивается объективная и однозначная оценка уровня усвоения учебного материала;

- организуется самостоятельная познавательная деятельность студентов;

- решаются проблемы вариативности образования;

- повышается качество образования в учебном учреждении.

Модель технологического проекта учебного процесса по физике.

Данный проект состоит из карты-проекта, атласа технологических

карт по физике. Предлагаемый проект представляет собой подробное описание учебного процесса по физике. Это позволит студенту лучше подготовиться к самостоятельным работам. Диагностика носит системный характер, что обусловливает готовность студента к каждому уроку. Предусмотренные три уровня сложности домашнего задания и контрольных срезов дают возможность студенту самому определить траекторию своего обучения и развития. Прописанная логическая структура учебного процесса поможет в нем ориентироваться. Изучив конкретную технологическую карту, студент заранее будет знать, что и когда спросит преподаватель, какой ответ оценит на «отлично», а какой - на «удовлетворительно». Технологическая карта (ТК) - это формальное выражение проекта. ТК составляется для каждой темы. Она универсальна для любого предмета и состоит из 5 параметров (рисунок).

Логическая структура

Микроцели В1 В2 ... Диагностика Д1 ДО- Коррекция

Домашнее задание

Удовлетворительно Хорошо Отлично

Д3 1 Д3 2...

Технологическая карга

Логическая структура (ЛС) - это описание деятельности на каждом уроке, определение траектории движения от микроцели к микроцели, дви-

жение в зоне ближайшего развития. ЛС учебного процесса-это последовательность уроков, совмещенная с ЛС учебного содержания.

В данном проекте в ТК предлагается две строки для проектирования логической структуры. Первая ЛС составлена для инновационного режима (четыре цикла, составные уроки). Каждый модуль обозначается кружком. Над кружками указывается вид деятельности. Например, В1 означает, что на этом уроке будет изучаться учебный материал по микроцели 1; Д2 означает, что будет проводиться диагностика по микроцели 2 и т. д.

Поскольку по данному проекту работают учреждения образования с традиционной формой организации учебного процесса, мы предлагаем раздел для определения второй ЛС самим учителем. ЛС может проектироваться на первом уроке по теме вместе с учащимися.

В графе «Целеполагание» прописаны основные учебные задачи по конкретной теме. Таких задач обычно определяется 2-5 на каждую тему. Цель в проекте представляем как заранее осознанный и планируемый результат. Так как по каждой теме прогнозируется несколько этапов количественных изменений в учебно-познавательных возможностях ученика, то можно говорить о микрорезультатах, микроцелях. Задачи формулируются так, чтобы их можно было диагностировать. Поскольку по каждой теме диагностируется 2-5 микроцели, то каждая диагностика - это мониторинг не полноты и правильности знаний, а уровней общеучебных умений, активности, мотивации и качества знаний. При составлении заданий учитель исходит из определенных критериев. По каждой диагностике задания должны иметь уровневую градацию:

- первый уровень (обязательный) - уровень «стандарта» предполагает умение учащихся применять усвоенную информацию для решения простейших задач;

- второй уровень предполагает умение применять усвоенную информацию для решения более трудных задач (с большим количеством действий, с применением комбинированных знаний и т. д.);

- третий уровень - овладение информацией и способность решать любые задачи путем трансформации знаний.

Кроме того, устанавливаются правила выставления оценки:

- выполнение первых заданий (не менее двух) - оценка «удовлетворительно»;

- выполнение заданий (не менее двух) - оценка «удовлетворительно»;

- выполнение заданий первого и второго уровня (алгоритмический: знания-умения) - оценка «хорошо»; выполнение заданий первого, второго и третьего - эвристический уровень: знания-трансформации - оценка «отлично». Первые два задания выявляют правильность знаний, репродуктивные умения в стандартной ситуации, воспроизводящую активность, индифферентную мотивацию. Оба первых задания по сложности должны быть одинаковыми и соответствовать ученическому уровню. Третье задание адекватно алгоритмическому уровню усвоения учебного материала.

Око определяет правильность, полноту и действенность знаний, репродуктивные умения в измененной ситуации, интерпретирующую активность, ситуационный интерес к предмету и учебной деятельности. Задание № 4 характеризует частично поисковые или даже творческие умения учащихся. Выполнение этого задания учеником свидетельствует о правильности, полноте, действенности, осознанности, прочности, системности знаний. У учащихся способных к выполнению заданий такого уровня устойчивый интерес к предмету и учебной деятельности. Обязательным условием при составлении всех заданий диагностики является их направленность на установление факта достижения микроцели.

Поскольку уровни усвоения учебного материала студентом диагностируются по каждой микроцели, то можно говорить об отлаженной системе мониторинга качества образования, так как создана цепочка, «совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию». Кроме того, очевидна и объективность оценки деятельности преподавателя, что является немаловажным в определении качества образования. «Самым значительным положительным прогнозом в повышении ответственности педколлектива за состояние преподавания учебных предметов является отказ от показушной успеваемости студентов.

Содержание диагностики определено в ТК, но объем карты не позволяет его детализировать, уточнить варианты. Вместе с тем, студенты зачастую не могут достаточно хорошо подготовиться к диагностике из-за того, что не знают ее содержания. Диагностируя, преподаватель ставит задачу организовать учебную деятельность студента на уроке и во внеурочное время, чтобы он мог осознанно выбрать уровень сложности заданий, в полном объеме подготовиться к их выполнению, то есть усвоить содержание микроцели. Необходимо помнить о психическом и соматическом здоровье студента, стремится к предупреждению перегрузок и созданию комфортных условий. Практический опыт работы в таком режиме подтверждает эффективность открытости всего проекта учебного процесса, на всех его этапах, что позволяет сделать учебный процесс комфортным.

Вопросы диагностики используются не только при контроле, но при закреплении изученного материала, а иногда и в ходе операциональнопознавательной деятельности. Это мотивирует учебную деятельность, активизирует студента, уничтожает неопределенности, становится эффективной профилактикой страха непонимания. При такой организации студент не скажет, что ничего не понимает, а сумеет вычленить понятные и непонятные элементы знания. Так же мотивирует студентов пересдать неудачную или выполнить пропущенную диагностику рейтинговая система оценки уровней усвоения учебного материала.

Карта-проект

Учебный цикл Тема Микроцели

I цикл 1 часов Тема № 1 Первоначальное сведение о строении вещества В1 - понимать физические термины и производить простейшие измерения физических величин. В2 - объяснять физические явления на основе знаний о молекулярном строении вещества.

II цикл 2 часа Тема № 2 Механическое движение ВЗ - уметь вычислять значения физических величин при механическом движении тел. В4 - уметь вычислять значения физических величин, понимая физический смысл массы тела В5 - уметь вычислять значения физических величин, понимая физический смысл силы.

III цикл 2 часа Тема № 3 Работа и мощность. Энергия В11 - понимать физический смысл и вычислять значения работы и мощности. В12 - понимать физическую суть простых механизмов и вычислять значения физических величин. В13 - понимая физический смысл КПД механизмов, проводить простейшие расчеты. В14 - понимать физический смысл энергии и вычислять значения физических величин.

Для понимания того, какого преподавателя ТК- дисциплин мы должны готовить и как его готовить нам нужно в более наглядной и функциональной форме представлять компоненты профессиональной компетентности, т. е. добиться максимальной степени формализации и детализации профессиональной компетентности преподавателя физики.

Профессиональная компетентность допускает структуризацию с возможностью последующего количественного анализа и оценки уровня сформированное™ и качества профессиональной подготовки.

Таким образом, готовность преподавателя к профессиональной деятельности определяется сформированностью системы профессиональных базовых компетенций.

Библиографический список

1. Монахов, В. М. Педагогическая технология [Текст] / В. М. Монахов -М.: Москва - 2007.

2. Арнаутов, В. В. Оптимизация учебного процесса [Текст] / В. В. Арнаутов, В. М. Монахов - Москва - Михайловка, 1997.

3. Монахова, Г. А. Основы проектирования учебного процесса по физике: Генезис, Концепция, технология [Текст] / Г. А. Монахова - М.: Редакционно-издательский центр «Альфа» - 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.