Научная статья на тему 'О проблеме взаимосвязи экологической культуры и экологического сознания человека (социально-философский аспект)'

О проблеме взаимосвязи экологической культуры и экологического сознания человека (социально-философский аспект) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1001
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЭКОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / MAN / ECOLOGY / CULTURE / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тимофеева С. В.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи экологической культуры и экологического сознания человека. Человек понимается как носитель культуры, духовно-разумный элемент целостного мира. Экологическая культура понимается как система отношений человека и социума, основа формирования экологического сознания человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ISSUE OF INTERRELATION BETWEEN ECOLOGICAL CULTURE AND ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF A MAN (SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT)

The issue of interrelation between ecological culture and ecological consciousness of a man is considered in the article. A man is understood as a transmitter of culture, spiritually-reasonable element of the holistic world. An ecological culture is understood as a system of relations between a man and a society, a basis for man ecological consciousness formation.

Текст научной работы на тему «О проблеме взаимосвязи экологической культуры и экологического сознания человека (социально-философский аспект)»

Можно отметить, что Ленин увидел в кооперации управленческую панацею для социализма в отношении многомиллионного крестьянства, живущего по стихийным экономическим законам. «...Строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма»29.

Ленин считал, что теперь коммунисты вправе сказать, что простой рост кооперативного дела тождественен росту социализма благодаря особенностям советского государственного строя, общественной земле и контролю власти, принадлежавшей рабочему классу. В.И. Ленин еще раз откровенно заявил в начале января 1923 года: «.И вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм. Эта коренная перемена состоит в том, что раньше мы центр тяжести клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т.д. Теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную «культурную» работу. Я готов сказать, что центр тяжести для нас переносится на культурничество.»30.

В.И. Ленин признал, что никакого социализма, а также нормального управленческого аппарата в Советской России, СССР быть не может, если не будет нормальной, человеческой, если хотите буржуазной культуры в элементарном смысле слова. На этой реформаторской основе смыкались социальные интересы большинства народа.

---------♦-----------

УДК 577.4 С.В. Тимофеева

О ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

В статье рассматривается проблема взаимосвязи экологической культуры и экологического сознания человека. Человек понимается как носитель культуры, духовно-разумный элемент целостного мира. Экологическая культура понимается как система отношений человека и социума, основа формирования экологического сознания человека.

Ключевые слова: человек, экология, культура, экологическая культура, экологическое сознание.

S.V. Timofeeva

ABOUT THE ISSUE OF INTERRELATION BETWEEN ECOLOGICAL CULTURE AND ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF A MAN (SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT)

The issue of interrelation between ecological culture and ecological consciousness of a man is considered in the article. A man is understood as a transmitter of culture, spiritually-reasonable element of the holistic world. An ecological culture is understood as a system of relations between a man and a society, a basis for man ecological consciousness formation.

Key words: man, ecology, culture, ecological culture, ecological consciousness.

В жизни человечества сегодня на первый план выходят проблемы экологического характера (от греч. - «эйкос» - дом, родина), носящие общекультурный контекст, связанные с уровнем культуры и сознания современного человека. Неправильное понимание человеком своего места и положения во Вселенной, неразумность отношения к богатейшим природным ресурсам грозят духовной деградацией и физическим вымиранием. «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» (Ламарк Ж.-Б., 1820). Именно на этапе постиндустриального развития общества обостряются экологические вопросы изучения явлений природы, ставятся неотложные задачи этической ответственности человека за природу и установления гармонии с ней [8; 14; 17-19]. Биологический инстинкт самосохранения человека вносит существенные позитивные коррективы в его отношение к природе, заставляя кардинально переосмыслить достижения мировой цивилизации. В

29 Там же. С. 373.

30 Там же. С. 376.

недрах биологии рождается «экология» (термин предложен Э. Геккелем, 1866) - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Общеизвестно, что человек живет в искусственной среде (так называемой «техносфере» - созданной руками человека), существующей за счет природы. В физическом пространстве техносфера пересекается с частью атмосферы, гидросферы и литосферы. Техносфера уничтожает естественную среду обитания всего живого, ставя на первое место удовлетворение недальновидных желаний и необоснованных потребностей людей. Любое же существо (созданное природой) живет непосредственно в самой природе, являясь ее незаменимой частью и гармонизируя Целое. Истребление людьми различных видов животных, разрушение гармонии в биосфере (создаваемой на протяжении тысячелетий) все чаще актуализируют вопросы состояния окружающей среды, сохранения экосистем, поддержания экологического баланса. Причиной бездумных действий оказывается сам человек - «царь природы», выстраивая и реализуя «технологизированную» картину мира, разрушая естественный (природный) и социальный мир за счет овладения искусственным, забирая из природного Целого несравнимо больше полезных веществ, чем отдавая.

«Будущее человека всегда большей частью создается им самим» - правомерно отмечал основоположник биогеохимии, выдающийся отечественный естествоиспытатель, мыслитель В.И. Вернадский (1863-1945), главное детище которого - учение о биосфере, преобразовании ее в ноосферу. Биосфера - область активной жизни («монолит жизни»), охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы («живое вещество») и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую структуру [17].

В.И. Вернадский утверждал, что биосфера - активная оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в т.ч. и человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения. Под влиянием научных достижений и различных видов человеческой деятельности биосфера постепенно переходит в новое качественное состояние - сферу мысли и разума человека (или ноосферу); воздействие ноосферы на биосферу, безусловное [3; 4]. Ученый таким образом расширил традиционные представления об экологии как узко биологическом учении о взаимном влиянии живых организмов и окружающей среды (Геккель Э., Гумбольд А., Зюсс Э., Ламарк Ж.-Б., Ратцель Ф., Реклю Э.) и ее предмете, выделив антропологическую составляющую экологии. Система взглядов ученого на биосферу является общепризнанной (особенно в отечественной науке).

Общеизвестным является также положение о присущем древним грекам, азиатским народам, духовным представлениям язычества, христианства, мусульманства чувстве духовного родства и органичной слитности с природой: «.При непредвзятом подходе древние тексты религиозно-философских учений христианства, индуизма, буддизма обнаруживают много деталей, совпадающих с современным экологическим состоянием общества. Все религии указывают, что преодоление духовно-экологического кризиса лежит на пути нравственного совершенствования людей» - пишет А.Д. Арманд [2, с. 39]. На протяжении же долгого времени человеком игнорировались естественные природные законы. Природа бумерангом возвращает человеку варварское к ней отношение. Следует подчеркнуть, что закон выступает необходимым, устойчивым, повторяющимся отношением между явлениями в природе и обществе; понятие закона родственно понятию сущности; природные законы носят объективный характер, существуя независимо от волеизъявления и сознания людей. Познание природных законов и их диалектики выступает базовой основой преобразования людьми природы и общества.

В шестидесятых годах двадцатого столетия человечество впервые оказалось перед фактом возникновения глобального духовно-экологического кризиса (как результата антропогенной деятельности), поразившего всю планету: перед человечеством остро встала проблема уничтожения всего живого из-за ускоренного темпа развития промышленной деятельности. Экология стала приобретать свое насущное значение только тогда, когда исследователи констатировали факты гибели рыбы и планктона в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик; когда осознали, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности человека истощаются почвы (Войткевич Г., Лаптев И.Д., Рузалин Г.И.). В силу того, что экология родилась в недрах биологии, некоторые ученые-биологи считают теоретическое решение экологической проблемы своей прерогативой. Однако в современных условиях становится все более очевидным, что биологический подход не может быть универсальным средством решения комплексных остросоциальных и социокультурных вопросов и проблем экологического характера, а благодаря выдающимся научным трудам В.И. Вернадского экология из чисто биологической науки превратилась в междисциплинарную область не только естественнонаучного, но и философского значения. Занимаясь изучением «человеческого фактора» в существовании мира, отечественный ученый одним из первых подошел к проблемам экологической культуры, поместив в центр ее человека [5].

«Экологическая культура» - комплексное понятие, междисциплинарный феномен, понимается как система выстраивания отношений человека (субъекта жизнедеятельности) с окружающим миром, система отношений с живой природой; основа формирования его экологического мировоззрения и экологического сознания. Экологическая культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых в процессе развития цивилизации, ориентированных не только на удовлетворение всесторонних потребностей человека, но и на сохранение, восстановление и улучшение качественных и количественных показателей его естественной среды обитания (Козин В.В., Петровский В.А.). Человек -носитель культуры, единственный самосознающий вид в биосфере, наделенный духовно-разумным началом, духовное ядро биосферы, потому и определяющий ее равновесное, гармоничное состояние, судьбу биосферы в исторически малом отрезке времени. Человек есть как объект космического существования (фрагмент эволюционирующего космоса) в логике вселенского масштаба, так и субъект индивидуального культурного развития (фактор эволюции); от уровня сформированности и развитости индивидуальной экологической культуры отдельного человека, его экологического сознания напрямую зависит экологическое состояние социума. Философы утверждают: каков человек, таков и мир, и каков мир, таков и человек, его создавший. Многие ученые (уже не скрывая) говорят и пишут о том, что планета Земля окружена плотным полем коричнево-темной негативной энергии, излучаемой человечеством; возникновение экологической проблемы обусловлено появлением именно человека как разумного существа, способного осмысленно влиять (позитивно-негативно) на окружающее социокультурное пространство. Масштабные экологические проблемы имеют в основе своей культуру человека, и в сегодняшней ситуации глобальных изменений в мире, культурные изменения самого человека выступают как наиболее значимые (Железнов Ю.Д., Хуторской А.В. и др.).

Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) весьма многозначен: является объектом и предметом изучения различных наук, используется в научном и практическом обиходе (Бахтин М.М., Бердяев Н.А., Видгоф В.М., Вико Д., Гуревич П.С., Каган М.С., Кондорсе М., Лукин Н.Н., Маркузе Г., Межуев В.И., Назаретян А.П., Ойзерман Т.И., Свасьян К.А., Сорокин П., Тайлор Э., Шубин В. и др.). Впервые термин «культура» вводит Цицерон, опираясь на общеупотребительное в то время агрономическое значение. Затем Цицерон расширяет значение термина, применяя его к воспитанию человеческого ума: так, в его «Тускуланских беседах» (45 год до н.э.) встречается выражение: «возделывание культуры ума (духа) и есть философия». Культура - способ жизнедеятельности человека во времени и пространстве, передается последующим поколениям; отражает уровень сознания человека; воплощена в предметных, материальных носителях, в создаваемых человеком материальных и духовных ценностях; рассматривается как совокупность образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.

Ученые отмечают взаимосвязь человека и культуры, их взаимное обогащение, поскольку человек сам создает культуру, называя ее «второй природой». Именно культура соединяет человека с природой; человек выступает частью мира, он есть образ мира, творец культуры («творящее существо»), одновременно и ее результат. Понятие «культура» характеризует мир именно человека. Культура есть явление общечеловеческое, оно имеет общие архетипические истоки, принадлежит всему человечеству, формируя условия для его поступательно-эволюционного развития. Освоение культуры, ее лучших образцов и идеалов позволяет человеку развиваться, обогащать внутренний мир, осознавать этический смысл своих действий, поступков, овладевать уровнем внутренней и внешней культуры.

Цель культуры: формировать в человеке просвещенность, культурность, образованность. Узкий смысл понятия «культура» обозначает сферу только духовной жизни человека, связан с освоением и реализацией ценностной морально-нравственной, этико-экологической компоненты в жизнедеятельности. Культура раскрывает внутреннее (духовное) содержание человека, механизмы и способы его культурной идентификации, дает возможность понять и успешно реализовать экологические ориентиры его деятельности, обозначить ценностные приоритеты и позиции. Внутренняя культура человека реализуется в этико-экологической линии поведения, осмысленных позитивных действиях в социокультурном пространстве. Культура есть способ внутренней саморегуляции человека, поскольку требует психологической способности рефлексировать, осмысливать, осознавать, оценивать. Именно культура с момента рождения человека и формирует его внутренний духовный мир, его чистоту - нравственноэкологический уровень. Научиться понимать мир, его целостность, себя в этом мире, бережно относиться к жизни, к окружающим - значит расширить свое ценностно-культурное отношение к миру, ведь «Внешний мир есть только отражение мира внутреннего» (Рерих Е.И.).

В контексте актуализации экологической проблемы, ориентирующей на формирование целостного миропонимания человека, расширения его естественно-научной мировоззренческой основы (Арманд А.Д., Гумилев Л.Н., Искаков Б.И., Казначеев В.П., Клизовский А.И., Мейен С.В., Пригожин И., де Шарден Т., Шредингер Э., Шрейдер Ю.А. и др.), экологизации его сознания (последовательного внедрения экологически

ориентированных теоретических положений, установок) необходимо вербализировать важнейшие методологические положения о взаимосвязях внутри развивающейся функциональной структуры «Человек - Природа - Общество - Универсум»; о постепенном развертывании более сложных и многомерных построений; глубоко изучать составляющие космоноосферного развития природных и общественных явлений, процессов, их закономерности [1; 2; 7; 12; 15; 16]. «Сегодня мы вновь на таком этапе, когда дальнейшее движение и сохранение человечества требует не только Нового Просвещения, но и коренного поворота - принятия новой нравственности, нравственного императива - то, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы. Новые моральные принципы должны войти в кровь и плоть Человека. Для этого необходимо иметь не только специальное, но и гуманитарное образование» - глубоко убежден H.H. Моисеев [10, с. 19; 39-40].

Не случайно некоторые ученые различных направлений науки со все большей настойчивостью пишут о назревшей необходимости разрабатывать проект Всеобщей Ноосферной Духовно-Экологической Конституции [6]. В естествознании (особенно в синергетике) актуализируется рефлексия принципов взаимосвязи человека и природы, осознание диалектики целостного видения мира, принципа коэволюции (сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри Целого), включенности человека в систему мироздания; «.именно соотношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества,.. лучшую и высшую прелесть естествознания» (Докучаев В.В.). В.П. Казначеев, академик РАМН в «Обращении к народам мира, главам государств, религиозно-культурным движениям» призывает признать, что «жизнь человечества (биосферы Земли) на планете есть часть общественной социально-космической системы». По мнению ученого, «планета Земля как космическое образование выходит все больше и больше на грань фазового перехода. Это не стратегия, а тактика глобальной эволюции» [9, с. 3-4].

Представители различных отраслей наук отмечают, что в окружающей нас земной среде, в жизни Солнечной системы и Вселенной происходят грандиозные изменения. Эти изменения отражаются не только в изменении климата и биосферы, наклоне земной оси, повышении активности солнца и других планет в их влиянии на Землю, увеличении общей энергонасыщенности планеты, в участившихся землетрясениях, наводнениях, пожарах [8; 11]. Эти изменения отражаются и в появлении новых видов болезней человека и животных; в рождении детей с феноменальными (по отношению к обычным) способностями и многом другом [13]. «Причины нынешнего состояния дел и надвигающейся экологической беды имеют не только известные внешние причины, но и глубоко внутренние причины в самом действующем и мыслящем человеке, - пишет Л.А. Микешина, - «который, однако, часто сводится к этим двум функциям вне их нравственного содержания. Мы не осознаем сегодня в полной мере значение практического разума, то есть нравственного сознания и самого «мира должного», того, что гуманистическая мораль - неотъемлемая бытийная характеристика человека и общества» [10, с. 38].

Быстрое развитие информационных технологий, средств аналитической обработки больших информационных ресурсов, разнообразная деятельность человека (как интеллектуальная, так и физическая) вносят глубокие изменения в окружающий мир. Ученые (Акимов А.Е., Московченко А.Д., Чешева Т.В., Шипунов Ф.Я. и др.) отмечают: на Земле с каждым годом растет число электромагнитных «матриц» с отрицательным знаком. Многие философы, культурологи, психологи серьезно обеспокоены и подчеркивают тот факт, что «биологизация» жизни (увеличение «товарности» бытия - рост материальных потребностей опережает рост духовных), неразумная компьютеризация весьма пагубно отражаются на гармоничном развитии человека, экологии его внутреннего духовного мира. «В настоящее время образовательный процесс характеризуется широкомасштабным внедрением информационных технологий. В современном «информационном» обществе человек не может обойтись без соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств и т.п. Почти все достижения науки в последнее время, так или иначе, связаны с использованием информационных технологий как экспериментальных средств, средств аналитической обработки больших информационных ресурсов, инструментария и объекта исследований. Можно утверждать, что на сегодня компьютер - это венец творения человека в технике» (Семеренко Р.Г.). Из-за некоего обожествления техники отмечается быстрое снижение уровня грамотности и культуры человека в важной экологической сфере. Немотивированная агрессия, негативные мысли, зомбированность, подверженность разрушению - есть результат активизации электромагнитных «матриц» с отрицательным знаком в человеке, результат невладения сущностью экологической грамотности.

Путь экологического преобразования и гармонизации среды обитания современного человека лежит на пути экологизации его сознания, на пути формирования экологического сознания, базовой основой которого выступает культура (экологическая культура), ее ценности. Экологическое сознание -индивидуальная способность понимания неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания

человека и использование этого понимания в практической деятельности (Козин В.В., Петровский В.А.); адекватная оценка человеком своего положения во Вселенной, ценностное отношение к миру, ко всему живому. «Основы безуспешно решаемой до сих пор экологической проблемы заложены в нашей нравственности» (Яницкий И.Н.).

Решая экологические проблемы, следует осознать единство экологии человека и экологии социума; взаимосвязь экологической культуры, развертки всех ее компонентов (экологическая грамотность, воспитанность, просвещенность, образованность.) с активной работой экологического сознания человека, направленного на осознание глубокой взаимосвязи человека, общества, биосферы, на осмысленную практическую реализациею им экологических ценностей в собственной жизнедеятельности, на претворение реальных этико-экологических действий в окружающем социуме.

Литература

1. Александров И.А. Начала космической философии: основы методологии познания единого и целостного мира. - М.: 1997. - 136 с.

2. Арманд А.Д. Проблемы естественнонаучного мировоззрения. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 39 с.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. - 261 с.

4. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 282-311.

5. Вернадский В.И. О науке. - Т. I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - Дубна: Феникс, 1997. - 576 с.

6. Гордина Л.С. Проект Всеобщей Ноосферной Духовно-Экологической Конституции // На пути к духовноэкологической цивилизации: мат-лы 2-й Рос. междисциплинар. науч. конф. 15-16 февр. 2002 г. - М., 2002.

7. Кабрин В.И. Ренессанс и перспектива образования «человека ноэтического» // Современная

педагогическая антропология в системе непрерывного образования: мат-лы VI Всерос. науч.-практ. семинара 25-26 марта 1998 г. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. - С. 10-17.

8. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного

изучения. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 304 с.

9. Казначеев В.П. Космогония планеты в современной научной картине мира // Знамя Мира. - 2003. -№ 1-3.

10. Материалы «круглого стола» по книге Н.Н. Моисеева «Быть или не быть. человечеству?». - М.: Изд-

во МНЭПУ, 2000. - С. 19; 39-40.

11. Моисеев Н.Н. Природный фактор и кризисы цивилизации // Общественные науки и современность. -1992. - № 5. - С. 85.

12. Моисеев Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. - 1993. - №2. - С. 65-66.

13. Парошина Р.А. Человек в контексте антропологических идей Учения Жизни // Вестн. КрасГАУ. - 2006. -№ 14. - С. 243-249.

14. Тимофеева С.В. Проблема ценностей и формирования ценностных ориентаций личности. -Красноярск, 2009. - 300 с.

15. Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений /

С.Э. Крапивенский, Н.В. Омельченко, А.Л. Стризое [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВГУ, 1998. - 240 с.

16. ЦиолковскийК.Э. Космическая философия. - М.: ИДЛи, 2004. - 496 с.

17. Чешева Т.В. Естествознание как всеединое знание о Мире, Природе и Человеке. - Томск: Знамя

Мира, 1995. - 100 с.

18. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Мысль, 1976. - С. 27.

19. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - 244 с.

---------♦------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.