Научная статья на тему 'О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации «Национальной безопасности» как базовой категории теории национальной безопасности'

О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации «Национальной безопасности» как базовой категории теории национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1451
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации «Национальной безопасности» как базовой категории теории национальной безопасности»

О ПРОБЛЕМЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» КАК БАЗОВОЙ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С.Н. Кокорин, преподаватель Курганского пограничного института

ФСБ России

Появление категории «национальная безопасность» обычно связывают с именем президента США Теодора Рузвельта. «Именно он в своем послании конгрессу Соединенных Штатов в 1904 г. оправдывал военную акцию по захвату зоны тогда еще планируемого к постройке Панамского канала интересами «национальной безопасности» США»1. Впоследствии эта категория стала применяться достаточно широко во многих странах мирового сообщества.

В СССР термин «национальная безопасность» не получил широкого распространения. Это может быть объяснено тем, что на этом историческом этапе нашей страны «в понятие «национальное» вкладывалось совсем иное содержание, в соответствии с которым прежде всего подчеркивались особенности и индивидуальность каждой нации (этноса), проживающей на его территории»2. Очевидно, что использование термина «национальная безопасность», понимаемого как безопасность отдельно взятой нации, было неприемлемо в СССР как многонациональном государстве. Если и вспоминали о национальной безопасности, то лишь «исключительно с целью критики американского гегемонизма...»3. В советскую эпоху для характеристики безопасности страны использовался термин «государственная безопасность», под которой понималась «совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также противников существующего строя внутри страны»4.

На современном этапе российского государства термин «национальная безопасность» стал фактически общеупотребительным. Он широко используется в политических документах, нормативных правовых актах и доктринальных источниках. Вместе с тем следует отметить, что в Основном Законе нашей стра-

ны термин «национальная безопасность» не употребляется. В отличие от Конституции РФ в Конституции СССР 1936 г. и Конституции СССР 1977 г. термин «государственная безопасность» был законодательно закреплен.

Мониторинг действующего российского законодательства показывает, что по состоянию на февраль 2007 г. термин «национальная безопасность» употребляется более чем в 700 нормативных правовых актах5, однако определение термина «национальная безопасность» в них отсутствует.

Впервые в российском законодательстве термин «национальная безопасность» был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»6 1995 г., а его определение было дано первый раз в Послании Президента РФ Федеральному Собранию «О национальной безопасности» в 1996 г., в котором «национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства»7. Впоследствии дефиниция «национальной безопасности» была закреплена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, впервые утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 и в последующем измененной на основании Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24, под которой понимается «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации»8.

Важно отметить, что Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная в целях консолидации усилий субъектов обеспечения национальной безопасности, не является нормативным правовым актом, и, следовательно, не может регулировать общественные отношения в сфере национальной безопасности. Являясь системой взглядов на обес-печение в Российской Федерации безопасно-

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

сти личности, общества и государства, она может выступать лишь «основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности»9.

Анализ научных публикаций по проблемам национальной безопасности показывает глубокий интерес отечественных ученых к данному явлению общественной жизни. Учитывая существующее многообразие подходов к определению термина «национальная безопасность», представляется возможным условно разделить их на ряд групп.

Ряд авторов10 «связывают» «национальную безопасность» с состоянием защищенности, обусловленным способностями своевременно обнаруживать возникающие угрозы и противостоять им.

Другие авторы11 определяют «национальную безопасность» как состояние, достигаемое вследствие эффективной деятельности всех социально-политических институтов для обеспечения существования и прогрессивного развития личности, общества и государства.

Некоторые исследователи12 предлагают характеризовать «национальную безопасность» через состояние угроз национальной безопасности.

В отечественной научной литературе представлены и другие дефиниции термина «национальная безопасность», раскрывающие различные аспекты этого социального явления. Вместе с тем среди исследователей проблем безопасности страны нет единства в определении термина «национальная безопасность».

По мнению некоторых авторов, термин «безопасность», закрепленный в Конституции РФ, следует понимать как «национальную безопасность»13, а содержание, которое вкладывалось в понятие безопасности, закрепленное в Законе РФ «О безопасности», в полной мере соответствует нынешнему пониманию национальной безопасности14.

«Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». «Совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах»15 понимается на современном этапе как национальные интересы России. Следовательно, «безопасность», де-

финиция которой закреплена в Законе РФ «О безопасности», может быть определена как состояние защищенности национальных интересов России. Учитывая то, что термин «национальная безопасность» фактически широко стал употребляться в нашей стране лишь после утверждения Концепции национальной безопасности РФ в 1997 г., а также то, что безопасность в соответствии с п. «м» ст. 71 Конституции РФ относится к ведению Российской Федерации, представляется возможным трактовать «безопасность», употребляемую в Конституции РФ, законодательная дефиниция которой содержится в Законе РФ «О безопасности», как «национальную безопасность».

В таком случае необходимо отметить, что используемый в дефиниции безопасности термин «жизненно важные интересы», определенный как «совокупность потребностей», требует некоторых уточнений. Следует согласиться с выводами авторов16 о не вполне корректном использовании данного термина в совокупности с «безопасностью». «Здесь следует заметить, что скорее всего, отождествление безопасности с защитой интересов произошло из-за некорректного использования положений западных, прежде всего американских, политологов. Действительно, в западной политологии отмечается тесная связь национальной безопасности и национальных интересов. Но речь чаще всего идет либо об интересах национальной безопасности, либо об интересах сохранения фундаментальных западных ценностей»17. Представляется научно обоснованной позиция, согласно которой использование словосочетания «защищенность жизненно важных интересов» возможно, но в понимании как «защищенность жизненных благ и ценностей, т.е. материальных и духовных явлений, их свойств и качеств, обладающих определенной значимостью для субъекта»18.

На современном этапе развития России термин «национальная безопасность» «прошел» испытание временем и стал объективной реальностью. Определение указанного термина должно быть законодательно закреплено, что позволит в полной мере использовать его в механизме правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности. Отсутствие такого закрепления создает предпосылки для различного толкования этого важного термина. «На практике это приводит к неаде-

94

Вестник ЮУрГУ, № 28, 2007

Кокорин С.Н.

О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации...

кватности понимания содержания тех или иных положений, выводов и рекомендаций, касающихся сферы национальной безопасности России и имеющих прикладное значение»19. От того, какое содержание будет вложено в «национальную безопасность», зависит в конечном итоге решение многих государственно-важных задач в сфере национальной безопасности Российской Федерации.

Следует согласиться с мнениями многих исследователей20 категории «национальная безопасность» о необходимости разработки и принятия Федерального закона «О национальной безопасности Российской Федерации», который, как представляется, должен соединить воедино нормы Закона РФ «О безопасности» и положения Концепции национальной безопасности РФ с учетом современных реалий как внутри страны, так и в рамках мирового сообщества.

1 Проскурин С.А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. - М., 1991. -С. 4.

2 Чеканов В.Е. Некоторые проблемы законодательного

обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: научно-

практический комментарий / под ред. В.Н. Ушакова, И.Д. Трунова. - М., 2006. - С. 212.

3 Проскурин С.А. Указ соч. - С. 6.

4 Большая советская энциклопедия. - Т. 7. - М., 1972. -С. 151.

5 Данные представлены на основании анализа справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

6 СЗ РФ. - 1995. - № 8. - Ст. 609.

7 О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию -М., 1996.-С. 3-4.

8 СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 170.

9 Вишняков В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. - 2005. - № 9. -С. 29.

10 Чеканов В.Е. Указ соч. - С. 213; Кардашова И.Б. О категориально-понятийном аппарате теории национальной безопасности // Российский следователь. - 2005. -№ 5. - С. 53; Золотарев В.А. Национальная безопасность страны. - М., 1998. - С. 28.

11 Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность: инф. сб.: Фонд нац. и междунар. безопасности. - 1994. -№3.-С. 91.

12 Харичкин И.К. Национальная безопасность: природа, содержание // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: научно-практический комментарий / под ред. В.Н. Ушакова, И.Д. Трунова. - М., 2006. - С. 201.

13 Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. - 2003. - № 6. - С. 29-30; Кардашова И.Б. Указ. соч. - С. 54.

14 Опалев А.В. О некоторых базовых категориях закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности Российской Федерации // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации -С. 205.

15 Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 170.

16 Чеканов В.Е. Указ соч. - С. 213; Опалев А.В. Указ соч.

- С. 204.

17 Опалев А.В. Указ соч. - С. 204.

18 Там же.-С. 204-205.

19 Там же.-С. 203.

20 Рыжак Н.И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. - М., 2000. - С. 22; Чеканов В.Е. Указ соч. - С. 218; Опалев А.В. Указ. соч.

- С. 205; Ухов В.Ю. О некоторых проблемах совершенствования Концепции национальной безопасности Российской Федерации // Российский следователь. - 2006.

- № 2. - С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.