Научная статья на тему 'О проблеме преемственности в обучении академическому рисунку'

О проблеме преемственности в обучении академическому рисунку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ РИСУНОК / АКАДЕМИЗМ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Светлана Олеговна

В статье раскрываются возможности и значимость преемственности академической школы обучения рисунку на современном этапе модернизации художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM OF CONTINUITY IN TRAINING TO THE ACADEMIC DRAWING

The opportunities and importance of continuity of the academic school of drawing at the present stage of the art education modernization are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «О проблеме преемственности в обучении академическому рисунку»

УДК 3737

АЛЕКСЕЕВА Светлана Олеговна, ассистент кафедры изобразительного искусства Липецкого государственного педагогического университета, соискатель кафедры рисунка Московского педагогического государственногоуниверситета. Автор 8 научных публикаций

О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ

В статье раскрываются возможности и значимость преемственности академической школы обучения рисунку на современном этапе модернизации художественного образования.

Учебный рисунок, академизм, преемственность

Становление академического рисунка произошло вместе с развитием в XVII веке новой педагогической академической системы. Б.А. Соловьева1 истоки учебного академического рисунка определяет в эпохе Возрождения. Решающее значение для его появления и быстрого расцвета имели изменения, происходившие в самом искусстве этой эпохи, обусловленные ее характером и достижениями. Наиболее важными среди этих изменений являются: гуманизм, изучение памятников античности, познание природы и развитие наук, общий светский характер искусства. Все это привело к стремлению создавать произведения на научной основе и сложению новой системы художественного видения, когда изображение стало строиться как реальная картина визуально воспринимаемой действительности.

В эпоху Возрождения рисунок рассматривался как основа всякого изображения, именно поэтому ему уделялось особое внимание в формировании профессиональной подготовки художника. Микеланджело в своих трактатах писал: «...рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры и архитектуры; рису-

нок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки»2.

П.П. Чистяков говорил своим ученикам: «Рисунок - основа всего, фундамент, кто не понимает его или не признает, тот без почвы... Рисовать - значит соображать»3.

В наше время рисунок должен рассматриваться как процесс познания, активного изучения натуры, а также как процесс отражения действительности.

Понятие «академический» указывает на конкретное направление в искусстве - академизм с четкими установками, абсолютизирующими античные каноны пропорций и другие стороны трактовки формы в изображении. Вместе с тем, в логическом словаре-справочнике Кондакова Н.И. определяет понятие «академично» как «в высшей степени научно, на основе последних достижений науки»4, поэтому изучение основ академического рисунка есть сложный познавательный процесс, развивающийся вместе с научными достижениями. Он требует определенного, четкого понимания листа, последовательности операций, перенесения визуального образа натуры или воображения на лист, закрепления на листе изображения не в его имп-

рессионистическом моментальном восприятии, а в строгой последовательной закономерности. Каждая стадия имеет свою собственную позицию. Происходит выстраивание сложного образа, прикрепленного к определенной реальности. Каждая стадия не является простой сменой последовательности производимых операций, ценности рисунка можно достичь на любой его стадии. Ведение академического рисунка предполагает постепенную, точно рассчитанную методологию построения предмета, выстраивание света-тени, объема, пространства, фактуры и среды. Обучение академическому рисунку невозможно грамотно выстроить, не затронув проблему преемственности в обучении.

В толковом словаре русского языка понятие «преемственность» определяется как отвлеченное существительное к «преемственный». В свою очередь термин «преемственный» толкуется как идущий последовательно от одного к другому»5.

В философском словаре Б.Г. Юдин термин «преемственность» обозначает как «соотношение предшествующей и последующей стадии в процессе изменения того или иного объекта, в основе которого - сохранение тех или иных частей, свойств, характеристик объекта»6 и указывает, что «именно наличие преемственности позволяет судить о самотождественности, о сохранении объекта, претерпевающего изменения»7.

Преемственность - связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность есть одно из проявлений закона диалектики отрицания отрицания и перехода количественных изменений в качественные. Преемственность носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании.

Преемственность находит свое естественнонаучное обоснование в учении И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. «Каждая вновь образуемая временная связь, или условный рефлекс, неизбежно включается в сложившуюся ранее систему временных связей. Изменение условий жизни и воспитание постоянно усложняет и перестраивает эту систему посредством образования новых временных связей»8.

Преемственность в обучении в педагогическом словаре определяется как «последователь-

ность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы. Преемственность осуществляется при переходе от одного урока к следующему (т.е. в системе уроков), от одного года обучения к другому. Характеризуется осмысливанием пройденного на новом, более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Они делаются более сознательными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения расширяется. Таким образом, преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания или взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта. По мере усиления умственной и физической подготовки детей увеличивается возможность опереться в обучении и воспитании на имеющийся опыт и обогащать его в возрастающих масштабах»9.

В истории становления и развития академической художественной системы образования преемственность всегда являлась важным фактором успешной подготовки специалистов.

Много великих художников и педагогов обучались в русской академической школе. Успехов в учебе и в личном творчестве они достигли благодаря свободному владению академическим рисунком, что предполагает длительный учебный процесс подготовки от общеобразовательной школы до профессионального становления художника-педагога.

Так, на современном этапе художественного образования, придерживаясь преемственности в обучении, принимая учащихся в среднее звено школы, учитель изобразительного искусства должен ориентироваться на опыт, приобретенный детьми в процессе начального обучения рисунку. В то же время, работа в каждом нижнем звене должна строиться с определенной перспективной направленностью, с ориентировкой на те требования, которые будут предъявлены детям в последующем периоде их жизни и деятельности.

Для установления таких взаимосвязей последующих и предшествующих звеньев необходимо: 1) единство целей и задач учебно-воспитательной работы, которые определяют направление, содержание и методы работы преподавателя с учащимися на всех ступенях их

Алексеева С.О. О проблеме преемственности в обучении академическому рисунку

развития; 2) общность понимания разными преподавателями показателя всестороннего развития учащихся. Если учитель, работая с младшими детьми, считает основным показателем развития расширение их кругозора, пренебрегая приобретению навыков, а на следующей ступени педагог таким показателем считает только совершенство и богатство навыков -преемственность нарушается. Необходимым условием осуществления преемственности является и общность понимания педагогами всех ступеней обучения психофизиологических возрастных особенностей и потенциальных возможностей детей разных возрастных групп.

Как было сказано выше, в системе обучения академическому рисунку приемным условием является установление преемственной связи между отдельными разделами учебного предмета и установления связи на разных ступенях его изучения. Преемственность должна предусматриваться как в содержании и расположении учебного материала, так и в выборе способов деятельности учащихся в овладении этим содержанием.

Сегодня для современной художественной школы очень важно учитывать тот факт, что

Примечания

1 Соловьева Б.А. Искусство рисунка. Л., 1989.

2 Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. Вып. IV. М., 1965. С. 213.

3Тамже. С. 215.

4Кондаков НИ Логический словарь-справочник. М., 1975. С. 18.

5 Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. проф. Д. Ушакова. Т. 3. М., 1996. С. 712.

6 Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 457.

7 Там же.

8Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных/ ред., поел, и прим. чл.-кор. АНСССРЭ.А. Асратяна. 10-е изд. М., 1973. С. 472.

9Педагогический словарь: в 2 т. Т. 2 / под ред. И. А. Каирова. М., I960. С. 168.

Alekseeva Svetlana

ABOUT THE PROBLEM OF CONTINUITY IN TRAINING TO THE ACADEMIC DRAWING

The opportunities and importance of continuity of the academic school of drawing at the present stage of the art education modernization are revealed in the article.

Контактная информация: e-mail\ bashkatov_ivan@mail.ru

Рецензент -Ковалев A.A., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства Московского педагогического государственного университета

преемственность способствует эффективности в приобретении специальности. Такая передача знаний, основанная на единых правилах на каждой ступени обучения, позволяет ученику активнее усваивать особенности академического рисунка. Достижение преемственности обеспечивается: методически и психологически обоснованным построением программ; соблюдением последовательности движения от простого к более сложному в преподавании и организации самостоятельной работы учащихся; системой методических средств. Очень важно соблюдение некоторых организационных требований, главным образом установления контакта между педагогами, изучения ими контингентов учащихся, с которыми им предстоит работать в будущем учебном году и т.д.

Совокупность этих требований и методических рекомендаций, основанных на преемственности обучения академическому рисунку в системе непрерывного художественного образования от общеобразовательной художественной школы до вуза, непременно позволит повысить качество изобразительной грамоты, необходимое для становления специалиста художественного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.