Научная статья на тему 'О проблеме организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и полиции по розыску лиц, уклоняющихся от исполнения наказания'

О проблеме организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и полиции по розыску лиц, уклоняющихся от исполнения наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
479
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ПОЛИЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ЛИЦ / РОЗЫСК / OPERATIONS IN ESTABLISHING THE PLACE OF PERSONS' LOCATION / PENAL INSPECTIONS / POLICE / INTERACTION ORGANIZATION / SEARCH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокопов Василий Борисович

в статье рассматривается организация первоначальных мероприятий по установлению местонахождения лиц, скрывшихся от отбывания наказания, анализируются федеральные законы «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» в отношении оказания содействия органам уголовноисполнительной системы по розыску осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания, определяется проблема недостаточного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекци

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прокопов Василий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF THE INTERACTION BETWEEN PENAL INSPECTIONS AND POLICE IN SEARCH FOR PERSONS AVOIDING EXECUTION OF PUNISHMENT

the article deals with the initial organization of operations in establishing the place of persons location who are hiding from the execution of punishment, posting them on the wanted list. Federal laws «On Police» and «On Operative and Search Activity» are analyzed in relation to facilitate the authorities of the correctional system to search offenders who evade from punishment. The issue of insufficient interaction between penal inspections and police and the ways of improving this interaction are defined.

Текст научной работы на тему «О проблеме организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и полиции по розыску лиц, уклоняющихся от исполнения наказания»

УДК 343.985 V.B. PROKOPOV

ББК 67.410.212

П80 ISSUE OF THE INTERACTION BETWEEN PENAL INSPECTIONS AND POLICE IN SEARCH FOR PERSONS AVOIDING EXECUTION OF PUNISHMENT

Annotation: the article deals with the initial organization of operations in establishing the place of persons’ location who are hiding from the execution of punishment, posting them on the wanted list. Federal laws «On Police» and «On Operative and Search Activity» are analyzed in relation to facilitate the authorities of the correctional system to search offenders who evade from punishment. The issue of insufficient interaction between penal inspections and police and the ways of improving this interaction are defined.

Key words: penal inspections, police, interaction organization, operations in establishing the place of persons’ location, search.

ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ ПРОКОПОВ,

адъюнкт

(Псковский юридический институт ФСИН России) E-mail:wasek2007@inbox.ru

О ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ И ПОЛИЦИИ ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается организация первоначальных мероприятий по установлению местонахождения лиц, скрывшихся от отбывания наказания, анализируются федеральные законы «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» в отношении оказания содействия органам уголовноисполнительной системы по розыску осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания, определяется проблема недостаточного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и полиции, предлагаются пути повышения эффективности взаимодействия.

Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, полиция, организация взаимодействия, проведение мероприятий по установлению местонахождения лиц, розыск.

В России наказания, не связанные с изоля- уклоняться от исполнения наказания и осуще-

цией от общества, исполняют УИИ. В соответ- ствления контроля со стороны УИИ.

ствии с Уголовно-исполнительным кодексом В соответствии с разд. 9 Инструкции по орга-

Российской Федерации к таким видам уголов- низации исполнения наказаний и мер уголовно-

ных наказаний относятся: обязательные рабо- правового характера без изоляции от общества1

ты, лишение права занимать определенные долж- и разд. 7 Инструкции по организации исполне-

ности или заниматься определенной деятельно- ния наказания в виде ограничения свободы2

стью, исправительные работы, ограничение сво- первоначальные мероприятия по розыску осуж-

боды. Кроме того, УИИ осуществляют конт- денных, скрывшихся от отбывания наказания,

роль за поведением условно осужденных и проводит УИИ, на учете которой они состоят.

осужденных, которым отсрочено отбывание Первоначальные розыскные мероприятия

наказания. проводятся сотрудниками УИИ в случае не-

В процессе осуществления деятельности прибытия осужденного, которому отсрочено

сотрудники УИИ сталкиваются с рядом про- отбывание наказания, в двухнедельный срок со

блем. К одной из них можно отнести осуществ- дня его освобождения, а в случае недостиже-

ление контроля за поведением осужденных, в ния результатов разрешено объявить его в ротом числе условно, а также розыска лиц, злост- зыск. Кроме того, в случае уклонения условно

но уклоняющихся от отбывания наказаний. Так, осужденного от контроля за его поведением

из 491 263 человек, состоявших на учете в УИИ УИИ проводит первоначальные мероприятия

на конец 2010 г., в отношении 3227 (0,6 %) про- по установлению его местонахождения и приводились первоначальные розыскные меропри- чин уклонения.

ятия, 2243 (0,4 %) находились в розыске. Эти В соответствии с нормами УИК РФ сотруд-

цифры позволяют предположить, что указанные ники УИИ имеют возможность объявлять в

категории осужденных и в дальнейшем могут розыск лиц, злостно уклоняющихся от отбыва-

ния наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, местонахождение которых неизвестно.

Однако персонал УИИ не всегда имеет опыт проведения оперативно-розыскных мероприятий, поэтому нередко эти проверки проводятся формально и неквалифицированно, без участия сотрудников полиции. В результате оперативнорозыскные мероприятия по розыску осужденного начинают проводиться с опозданием, лишь после поступления в полицию документов на розыск. Упускается время, на длительный период осужденный остается без контроля, нередко совершает противоправные действия. В свою очередь, сотрудники полиции не торопятся разыскивать осужденных, так как, согласно существующей системе регистрации и учета раскрытых и расследованных преступлений, в случае задержания подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления уголовное дело будет считаться раскрытым, что влияет на процент расследованных преступлений в отчетном периоде, тогда как розыск осужденного на этот показатель не влияет3.

Об объявлении розыска УИИ выносит постановление, которое совместно с материалами первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного направляется в соответствующий ОВД4.

Важно отметить, что в законодательстве регламентирована лишь возможность объявления в розыск и осуществления первоначальных розыскных мероприятий, остаются законодательно недостаточно освещенными такие моменты, как механизм, формы и способы розыскных мероприятий, проводимых совместно с полицией.

Положения Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» устанавливают: в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 12, п. 13 ч. 1 ст. 13 и пп. 2, 4 ч. 2 ст. 14 органы полиции обязаны «оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок...», имеют право «установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от

исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.», а также осуществлять задержание «лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, -до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений.» и «лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений. »5.

Вместе с тем, как показало исследование, принятие 3акона «О полиции» никак не повлияет на повышение эффективности взаимодействия УИИ с ОВД (так считают 35,7 % сотрудников УИИ). Более того, по мнению 28,6 % респондентов, эффективность взаимодействия понизится в связи с изменениями нормативной базы, сокращением числа сотрудников ОВД. Лишь 14,3 % - утверждают, что эффективность повысится.

В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-Ф3 «Об оперативнорозыскной деятельности» основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий служат ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о лицах, уклоняющихся от уголовного наказания. Следовательно, в отношении лиц, уклоняющихся от отбывания наказаний, поводом и основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий будет информация, направленная начальником УИИ, об осужденном, скрывшемся с места жительства. Учитывая, что оперативные подразделения полиции тоже являются органом дознания (ст. 40 УПК РФ), постановление об объявлении этой категории осужденных в розыск также будет их компетенцией. Пока, к сожалению, начальники территориальных подразделений полиции при решении этого вопроса не проявляют ини-циативы6, что связано с различиями в системе оценки деятельности полиции и УИИ.

С целью определения актуальности затронутой проблемы нами было проведено анкетирование участников круглого стола на тему «Основные направления развития исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества и иных мер уголовно-правового характера» (Санкт-Петербургский институт повышения

квалификации работников ФСИН России 26 мая 2011 г.). Респондентами выступили руководители МРУИИ Северо-Западного, Центрального, Уральского и Южного федеральных округов, в том числе 57,1 % мужчин и у 42,9 % женщин. 78,5 % опрашиваемых имеют высшее юридическое образование, 42,8 % - стаж работы в правоохранительных органах составляет от 10 до 15 лет. Все опрошенные сотрудники работают в УИИ в среднем 5 лет 8 месяцев.

На вопрос, оказывается ли реальная помощь розыскными подразделениями территориального органа ФСИН России при проведении первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных к наказаниям без изоляции от общества, 57,1 % респондентов ответили, что помощь не оказывается вообще; 21,4 % опрошенных ответили, что помощь оказывается, но без проявления активности. Такая ситуация стала возможна в связи с тем, что оперативные подразделения ФСИН России в полном объеме проводят оперативно-розыскную работу лишь в отношении осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, не оказывая УИИ достаточной помощи.

78,5 % опрошенных пояснили, что все осужденные в обязательном порядке проходят через дактилоскопирование в УИИ; 14,2 % - указали, что осужденные дактилоскопируются в ОВД по направлению в УИИ. Это свидетельствует о том, что 1/5 часть от общего числа осужденных, направленных в УИИ, не проходят там дактилоскопирование. Их дактилокарты находятся в ОВД, и проведение розыскных мероприятий или противодействие совершению этими осужденными повторных преступлений невозможно без организации эффективного взаимодействия УИИ с ОВД.

71,4 % респондентов считают необходимым не реже одного раза в квартал осуществлять проверку осужденных по учетам ОВД, а 14,2 % -проводить аналогичные проверки не реже одного раза в месяц, что также невозможно без

взаимосвязанной и согласованной совместной работы полиции и УИИ.

Работу по взаимодействию УИИ с ОВД 57,1 % респондентов оценили как лишь оперативные контакты; 48,9 - находят такую работу постоянной и продуктивной, а 64,2 % опрошенных отметили, что именно ОВД оказывает содействие в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, что, конечно, позволяет утверждать о положительном опыте организации взаимодействия в этой сфере.

78,5 % опрошенных руководителей считают совместные рейды сотрудников УИИ и ОВД эффективными в плане оказания предупредительно-профилактического воздействия на подучет-ных лиц, так как, по их мнению, это оказывает профилактическое воздействие на осужденного и в результате совместного мероприятия происходит обмен информацией об осужденном между сотрудниками разных ведомств.

42,8 % опрошенных указали, что именно уклонение полиции от проведения розыскных мероприятий является основной проблемой, связанной с розыском осужденных.

Согласно данным опроса, УИИ при организации эффективного взаимодействия с ОВД (полицией) было бы проще решать следующие задачи:

- противодействие повторной преступности среди лиц, состоящих на учете (35,7 %);

- розыск лиц, уклоняющихся от отбывания наказания (64,3 %);

- осуществление контроля и надзора за осужденными, состоящими на учете (57,1 %).

Таким образом, в настоящее время эффективное исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, невозможно без взаимодействия УИИ с полицией. Сложившаяся обстановка требует усиленного внимания к совершенствованию вопросов организационно-методической деятельности УИИ и принятия мер по оптимизации этого взаимодействия, особенно в свете реформирования ОВД и создания органов полиции.

1 См.: Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: утв. приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 // URL: http://www.rg.ru.

2 См.: Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: утв. приказом Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 // URL: http://www.rg.ru.

3 См.: Бажанов С.А., ЕгороваЕ.В. К проблеме оперативного обеспечения деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Рос. следователь. 2007. № 10. С. 27.

4 См.: Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

5 О полиции: Федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 // URL: http://www.rg.ru.

6 См.: ЕлизаровА.Б., КнязевА.В. Проблемные вопросы осуществления контроля уголовно-исполнительными инспекциями // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. 2007. № 3. С . 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.