УДК 622.0025:62-192(98)
Е.П. Апросимова
О ПРОБЛЕМЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРНЫХ МАШИН В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Сделан анализ характерных видов износа узлов и элементов техники при низких температурах.. Рекомендованы направления исследования безопасности эксплуатации горных машин в условиях Крайнего Севера для развития направлений усовершенствования. Ключевые слова: низкие температуры, горное оборудование в условиях Севера, надежность техники.
~П последние годы проблема безо--Л# пасной жизнедеятельности в экстремальных условиях Крайнего Севера переросла в самостоятельное научное направление, опирающееся на положения современных теорий, математической статистики, а так же методов планирования безопасности.
К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (районам Севера) полностью отнесены 16 и часть территорий 11 субъектов Российской Федерации, которые занимают 11 млн. квадратных километров или почти две трети территории России. В этих районах постоянно проживает 10,7 миллионов человек или 7,4 процента населения страны, в том числе представители около 30 коренных малочисленных народов [2].
Безусловно, низкие температуры существенно влияют на надежность техники, ухудшая физическое состояние узлов и элементов, усугубляя износ. Поток отказов в зимнее время и в период межсезонья, по сравнению с летним временем, увеличивается и может достигать десятикратной величины.
Ниже приведена зависимость числа отказов электрооборудования и тормозной системы от температуры автотранс-
портной массовой машины КамАЗ, которая эксплуатируется в условиях Севера более 30 лет. По данным авторов под контролем было не больше 127 машин, всего под наблюдением находилось 192 машины [1].
Известно, что на основании статистической обработки банка данных структурированы хронограммы отказов, хладноломкость деталей, установлены закономерности влияния низких температур на надежность техники. Очевидно - проблема безопасной эксплуатации горного оборудования в условиях Севера, при обработке статистических данных, в большей степени сообразовывается с надежностью и безотказностью техники.
Вместе с тем температурный фактор является одним из наиболее значимых параметров, влияющих не только на надежность и безотказность техники, но и на безопасность труда. Любопытен статистический анализ количества несчастных случаев происшедших в течение 2005 года, на шахте Денисовская (исследования А.И. Васильевой) и на Ай-хальском ГОКе, увязанный с температурой окружающей среды (исследования
Н.С.Заблоцкой).
Температура, С
Зависимость числа отказов (КамАЗ)
Сравнительная таблица количества несчастных случаев по месяцам за год
Месяц года ГОК Айхальский Шахта Денисовская
Средняя температура, °С Количество несчастных случаев Количество несчастных случаев
Июль 26 5 1
Август 23 7 0
Сентябрь 10 8 0
Октябрь -4 9 1
Ноябрь -23 10 1
Декабрь -37 13 1
Январь -35 13 0
Февраль -30 11 1
Март -11 11 0
Апрель 0 11 1
Май 12 9 1
Июнь 21 7 1
Из таблицы видно, что с понижением температуры воздуха случаи травматизма на отрытых горных работах (ОГР) учащаются, а на подземных горных работах (ПР), где температура в выработках единообразна, данный фактор сказывается неявно.
Вместе с тем коэффициент Кн, который показывает, на сколько количество несчастных случаев в рассматриваемый период (года) превышает условно допустимое значение, в среднем выше весной, чем осенью, как на ОГР, так и на ПР. Это объясняется тем, что после зимы, когда напряженность и энергоем-
кость труда и жизнедеятельности в условиях Севера максимальны, накапливается усталость, снижается внимание и, соответственно, увеличивается вероятность травматизма. В осенний период, после летнего отдыха, рабочие лучше переносят нагрузки, связанные с увеличением энергоемкости трудового процесса.
С другой стороны, нельзя не отметить, что в том и другом случае доля происшествий относящихся непосредственно к эксплуатации горных машин и оборудования, из общего
числа несчастных случаев, составляет ~35-50 %.
Научно-технический прогресс, связанный с внедрением нанотехнологий, разработкой наукоемкой универсальной и специализированной техники в большей степени качественно улучшил технические характеристики горношахтного оборудования и машин [3], но не комфортность труда в условиях Севера.
Очевидно, исследование влияния человеческого фактора на безопасность эксплуатации горных машин (оборудования) в условиях Крайнего Севера требует системного подхода в изучении проблемы, рассмотрения вопросов создания передовых технологий машиностроения, нормирования труда в увязке с созданием нормативной базы для их реализации в конкретных условиях горных предприятий.
Результаты предварительного анализа, показывают необходимость исследования безопасности эксплуатации гор-
1. Ишков А.М., Кузьминов М.А., Зудов Г.Ю. «Теория и практика надежности техники в условиях севера/ Отв. ре. В.П. Ларионов. -Якутск: ЯФ Гу «Изд-во СО РАН», 2004, 313 с.
2. «Основные направления государственной политики в отношении северных территорий России», материалы заседания президиума Го-
ных машин в условиях Крайнего Севера по следующим направлениям:
1. изучение отечественного и зарубежного опыта нормирования рабочих операций по профессиям с учетом климатической зоны расположения горного предприятия;
2. проведение инструментальных измерений эксплуатационных характеристик горных машин (оборудования) и параметров трудового процесса, зависящих от сезонных изменений климата в месте расположения горного предприятия;
3. исследование статистических данных надежности горных машин и несчастных случаев (травматизма), связанных с эксплуатацией и ремонтом в условиях Крайнего Севера;
4. изучение, для внесения поправок, законодательных актов, основных направлений государственной политики в отношении освоения северных территорий России.
-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
сударственного совета №36 от 28 апреля 2004 года
3. «Фундаментальные проблемы формирования техногенной геосреды», материалы НПК института горного дела СО РАН, Новосибирск, 7-11 июля 2008 года. \ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -------------------------------------------------------
Апросимова Е.П. - кандидат технических наук, преподаватель, Якутский государственный университет им. М.К. Амосова, aemining@mail.ru
А