Научная статья на тему 'О проблемах превращения ШОС в региональный торговый блок'

О проблемах превращения ШОС в региональный торговый блок Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
189
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ / ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / FREE TRADE ZONE / TARIFF AND NON-TARIFF BARRIERS / TRADE TIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алиев Магомед Абдулхалимович

В мире существует большое количество региональных организаций и соглашений разного типа. Их число постоянно увеличивается, поскольку регионализация мировой экономики развивается параллельно с глобализацией. В процессы регионализации включено и постсоветское пространство. В ряду организаций регионального сотрудничества особое место занимает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Если первоначально приоритет в рамках ШОС отдавался борьбе с терроризмом, наркобизнесом и т. д., то в последующем стала усиливаться ориентация стран — членов ШОС на развитие экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE TRANSFORMATION OF THE SCO IN REGIONAL TRADING BLOCS

In the world there are many regional organizations and arrangements of various types. Their number is constantly increasing as the regionalization of the world economy develops in parallel with its globalization. In the processes of regionalization and inclusive post-Soviet space. In a series of regional cooperation occupies a special place the Shanghai Cooperation Organization (SCO). If the initial priority given to the SCO counter-terrorism, drug trafficking, etc., then later became an increasing orientation of SCO member countries to develop economic cooperation.

Текст научной работы на тему «О проблемах превращения ШОС в региональный торговый блок»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

АЛИЕВ М.А.

О ПРОБЛЕМАХ ПРЕВРАЩЕНИЯ ШОС В РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ БЛОК

В мире существует большое количество региональных организаций и соглашений разного типа. Их число постоянно увеличивается, поскольку регионализация мировой экономики развивается параллельно с глобализацией. В процессы регионализации включено и постсоветское пространство. В ряду организаций регионального сотрудничества особое место занимает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Если первоначально приоритет в рамках ШОС отдавался борьбе с терроризмом, наркобизнесом и т. д., то в последующем стала усиливаться ориентация стран — членов ШОС на развитие экономического сотрудничества.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, зона свободной торговли, тарифные и нетарифные барьеры, торговые связи.

ЛЫУБУ И.Л.

ON THE QUESTION OF THE TRANSFORMATION OF THE SCO IN REGIONAL TRADING BLOCS

In the world there are many regional organizations and arrangements of various types. Their number is constantly increasing as the regionalization of the world economy develops in parallel with its globalization. In the processes of regionalization and inclusive post-Soviet space. In a series of regional cooperation occupies a special place the Shanghai Cooperation Organization (SCO).

If the initial priority given to the SCO counter-terrorism , drug trafficking , etc. , then later became an increasing orientation of SCO member countries to develop economic cooperation.

Keywords: Shanghai Cooperation Organization, free trade zone, tariff and non-tariff barriers, trade ties.

Одним из направлений углубления сотрудничества в рамках ШОС может стать формирование многосторонней зоны свободной торговли. Эта идея была выдвинута в 2004 году китайским премьером Вэнь Цзябао и предполагала реализацию к 2020 году. Она была с настороженностью встречена большинством членов организации, поскольку уже сейчас на рынке товаров и услуг Центральной Азии многие китайские фирмы занимают лидирующие позиции, и их продукция способна вытеснить товары национальных производителей. Вызывает тревогу и увеличение легальной и нелегальной трудовой миграции в сопредельные государства, а также растущая китайская диаспора в странах ШОС за счет принятия гражданства.

Страны соглашаются с тем, что необходимо упростить и унифицировать условия торговли, устранить тарифные и нетарифные барьеры на торговых путях, унифицировать стандарты, учитывая экономические интересы каждого участника ШОС. Но при этом они исходят из того, что устранение внутрирегиональных барьеров повлечет за собой массовое появление более конкурентоспособного китайского товара во всех странах — членах ШОС и, соответственно, негативным образом скажется на внутреннем производстве, а как следствие, и на экономическом потенциале стран.

Безусловно, для Китая это наиболее перспективный вариант как с точки зрения создания благоприятных условий для развития своих западных территорий, так и с точки зрения укрепления своего политического влияния в Центральной Азии. Кроме того, Китай в последние годы активизировал политику регионального сотрудничества с соседними странами. В 2010 году была создана зона свободной торговли между КНР и странами АСЕАН. Обсуждается проект создания к 2015 году Регионального всеобъемлющего экономического партнерства между АСЕАН, Китаем, Японией, Индией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией.

Снятие торговых барьеров между странами ШОС может дать определенный положительный эффект для национальных экономик, но при этом риск окончательного превращения их в

Алиев М.А.

О ПРОБЛЕМАХ ПРЕВРАЩЕНИЯ ШОС В РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ БЛОК

топливно-сырьевой придаток Китая сильно возрастает.

В ШОС существует понимание преждевременности идеи зоны свободной торговли ввиду и большой разницы в уровнях экономического развития, и масштабов экономик стран-участниц. В результате государства ШОС сосредоточивают «основные усилия на постепенном обеспечении условий для свободного движения товаров, капиталов, услуг и технологий», что в определенной степени является компромиссным вариантом, и пока о классической зоне свободной торговли речь в ШОС не идет.

Контригра России сводится к более полному использованию возможностей постсоветского регионализма. Ее содержание подробно изложено в статье В. В. Путина в газете «Известия» от 4 октября 2011 года1. Главными элементами развития постсоветского регионализма является движение в направлении создания Евразийского экономического союза через стадии Таможенного союза и Единого экономического пространства и расширение партнерства с ЕС с перспективой создания «гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока». Интересно, что В. В. Путин, говоря о «диалоге» сложившихся региональных структур, не упомянул ШОС, сделав акцент на АТЭС, членами которого являются Китай и Россия, но не страны Центральной Азии.

В октябре 2011 года было подписано соглашение о создании многосторонней зоны свободной торговли, действующей по правилам ВТО. В начале 2013 года этот проект будет запущен. На первых этапах это будет зона с рядом изъятий, число которых со временем будет сокращаться.

Создание Таможенного союза в составе Белоруссии, Казахстана и России в рамках ЕврАзЭС и его преобразование в 2012 году в Единое экономическое пространство также ограничивает интерес к созданию зоны свободной торговли в рамках ШОС.

Тем не менее для России и стран Центральной Азии нынешний китайский экономический ресурс (инвестиционный, технологический и торговый) представляет несомненную ценность. Объективно в рамках ИТОГ_ складывается следующая модель товарообмена (см. рис. 1)

Для России удержание экономических позиций в Центральной Азии возможно только при наличии преференциального торгового режима с ними в рамках СНГ и ЕврАзЭС.

Однако Китай через дешевые связанные кредиты и развитие челночной торговли сравнительно легко укрепляет свои позиции на рынках стран-партнеров и без торговых преференций. Об этом свидетельствует высокая динамика развития торговых связей Китая со странами ЕврАзЭС. Например, за 2000-2011 годы объем торговли России с Киргизией вырос с 192 млн долл. до 1 459 млн долл., а Китая — с 177 млн долл. до почти 5 млрд долл.

Запуск Таможенного союза пока практически не сказался на динамике торговли Казахстана в пользу России. За 2010-2011 годы товарооборот

Казахстана и России возрос с 15,1 млрд долл. до 19,8 млрд долл., а Казахстана и Китая — с 20,4 млрд долл. до 25 млрд долл.

Темпы роста торговли с Россией были несколько выше, соответственно 31 % и 23 %, но в

1 Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия, № 183. 04.10.2011.

_Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_

абсолютном выражении прирост торговли за год был примерно одинаков.

Благодаря четко выстроенной стратегии государства и наличию определенных преимуществ (дешевая рабочая сила, высокий научно- технологический и инвестиционный потенциал) «китайские товары и инвестиции идут в обмен на энергоносители и сырье».

Интересы Китая в развитии сотрудничества в рамках ШОС объясняются внутренними потребностями КНР и охватывают сферы экономического сотрудничества и обеспечения безопасности в Центральной Азии и в западных районах КНР. Внешнеэкономическая стратегия Китая в регионе, прежде всего, направлена на обеспечение страны необходимыми энергоресурсами. По мнению китайских экспертов, главный интерес КНР в ШОС как раз и заключается в получении доступа к запасам центральноазиатских энергоресурсов2.

Цели и суть экономической стратегии Китая в центральноазиатском сегменте ШОС заключаются в следующем:

1. Путем интенсификации торгового обмена и участия в разработке стратегически значимых природных ресурсов региона (нефти, газа, руд черных и цветных металлов, гидроэнергоресурсов) не допустить передела сырьевых рынков в странах Центральной Азии без участия Китая; обеспечить открытость для КНР энергетических ресурсов региона; превратить страны Центральной Азии в надежный источник энергоносителей и в целом в постоянных экономических партнеров; всемерно наращивать зависимость стран Центральной Азии от китайского рынка с тем, чтобы лишить возможности другие государства укреплять свое присутствие в регионе.

2. Путем сотрудничества с государствами Центральной Азии повысить эффективность программ развития хозяйства северо-запада КНР. Базовой стратегией их развития является привлечение капиталовложений из восточных, более развитых районов Китая, а также иностранных инвестиций. Сооружение на их основе промышленных предприятий с экспортоориенти-рованным производством в основном в страны Центральной Азии.

3. Обеспечить бесперебойное продвижение на центральноазиатские, а также европейские рынки китайского товара, превратив страны Центральной Азии в надежного «транзитера» китайских товаропотоков, а в перспективе — перераспределить основные евразийские грузопотоки на Китай.

4. Принять самое активное участие как в строительстве новых трансконтинентальных транспортных коридоров, так и в управлении ими.

5. По возможности не допустить в рамках ШОС доминирования какой-либо другой крупной державы, в первую очередь России.

6. В перспективе достижение безусловного лидерства Китая в Центральной Азии.

Стоит учесть наличие благоприятных предпосылок для возможной реализации китайской стратегии сотрудничества с государствами Центральной Азии: во-первых, высокая взаимная заинтересованность и активность в развитии отношений со стороны частников; во-вторых, решение двусторонних вопросов путем переговоров; в-третьих, в большой степени взаимовыгодный характер экономического сотрудничества.

Необходимо отметить, что в среднесрочной перспективе Китай будет расширять свое экономическое присутствие в Центральной Азии, используя экономическую и финансовую мощь, а также инвестиции и внешнюю торговлю. Этому будет способствовать членство России, Киргизии, Таджикистана, а в скором времени и Казахстана в ВТО. По мнению вице- председателя Шанхайского центра международных исследований при Шанхайской академии социальных наук, директора Центра изучения ШОС в

Шанхае профессора Пань Гуана, в ближайшем будущем Китай будет еще активнее, главным образом в экономическом плане. Основными направлениями растущего интереса Китая к Центральной Азии являются «энергетика, транспорт, сельское хозяйство, а также водные ресурсы, охрана окружающей среды и туризм, включая туристический проект "Шелковый путь"»3.

Используя высокий уровень политических отношений в рамках ШОС, Китай активно проникает в экономику стран-партнеров, используя кредитные инструменты и расширяя на их основе торговые поставки. В условиях дефицита дешевых долгосрочных кредитов на мировом финансовом рынке это весьма эффективный путь укрепления своих экономических позиций в этих странах.

С точки зрения государств Центральной Азии приток финансовых ресурсов из Китая имеет двоякую природу. С одной стороны, они способствуют развитию инфраструктуры и базовых отраслей государств региона, содействуют их социально-экономическому благополучию. С другой — китайское «наступление» ставит перед республиками целый ряд вызовов. Среди

2 Исследование экономического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества (китайский проект). URL: http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/scor/info/Artide.jsp?a_no=608&col_no=52.

3 Директор Центра изучения ШОС заявил в Вашингтоне, что Китай будет расширять присутствие в Центральной Азии. // АКИргеss. Бишкек. 14 февраля 2012 г.

Алиев МА.

_О ПРОБЛЕМАХ ПРЕВРАЩЕНИЯ ШОС В РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ БЛОК_

них: перспектива превращения Центральной Азии в сырьевой придаток Китая, консервация существующей однобокой структуры экономики, снижение стимулов к модернизации и диверсификации промышленности, ослабление финансовой и макроэкономической устойчивости.

Подавляющая часть китайских инвестиций поступает в виде займов с конкретными сроками и условиями возврата, которые увеличивают внешнюю задолженность страны-получателя, что ведет к долговой зависимости. К тому же чрезмерное упование на антикризисную помощь КНР, особенно для выполнения социально-экономических обязательств, поддерживает обманчивое ощущение стабильности, откладывая решение системных проблем в долгий ящик; аналогичные вызовы связаны с инфраструктурной политикой Пекина в регионе. Масштабное подключение стран Центральной Азии к транспортной и энергетической системе Китая, при игнорировании или неадекватном развитии других векторов, может привести к ситуации, когда вместо «зависимости от СССР/России» возникнет «зависимость от КНР».

На лидирующие позиции в торговле и инвестициях вместо России вышел Китай. И эта тенденции будет только усиливаться, даже если экономический рост последнего в среднесрочной перспективе сократится.

Иран, будучи страной-наблюдателем, продолжит политику укрепления своих экономических связей с центральноазиатскими странами. Это необходимо для преодоления его международной изоляции. Изменить планы Тегерана может лишь возможная война.

У Турции, как у страны-партнера по диалогу, лимит на расширение сотрудничества с государствами региона также далеко не исчерпан. Продолжается реализация проекта консолидации тюркских государств вокруг Турции.

У России не так много возможностей вернуть себе прежнее экономическое влияние в Центральной Азии. Она пытается укрепить свои позиции, выстраивая Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, расширяя трехстороннее взаимодействие с помощью формирования единого экономического пространства, а в перспективе и Евразийского экономического союза. Рассматриваются возможности по принятию в Таможенный союз Киргизии и Таджикистана, а по возможности и других стран СНГ.

Однако этот процесс достаточно трудоемкий и длительный: должны быть учтены интересы всех стран-членов и стран-претендентов. Реально работающий экономический союз возможно построить, но для этого понадобится значительно больше времени, чем задекларировано (к 2015 году), даже если это будет трехсторонний формат.

Если Евразийский союз будет расширен, то понадобится значительно больше времени для встраивания новых членов в данное объединение. Центральноазиатские претенденты на вступление — Киргизия и Таджикистан — имеют более слабые экономики, чем страны-основатели. Для их участия потребуется не только обязательное выполнение всех условий членства, но и значительные дотации от стран-членов для укрепления и даже восстановления их экономик. Россия, как крупнейшая экономика, должна будет взять на себя большую часть этих расходов.

Интересы России в сфере расширения экономического сотрудничества со странами Центральной Азии фактически противоположны китайским. Для России страны региона также являются, в первую очередь, экспортерами энергоресурсов и сырья и импортерами отечественных товаров. Стоит отметить, что многие виды готовой продукции России и стран Центральной Азии неконкурентоспособны на мировых рынках и поэтому могут найти спрос только друг у друга. Однако в настоящее время очевидно преимущество Китая как в масштабах инвестиций в страны Центральной Азии, так и в конкурентоспособности поставляемых им товаров.

Однако Россия в силу исторических причин пока еще по инерции сохраняет экономическое и тем более политическое влияние в регионе, о чем уже говорилось в предыдущей главе, что обусловлено российским присутствием в энергетической сфере стран Центральной Азии.

Таким образом, расширение экономических взаимоотношений в рамках ТТЮС объективно вызывает определенные противоречия между Россией и Китаем по поводу контроля и влияния на страны Центральной Азии, что неизбежно будет воздействовать на возможные пути эволюции ШОС. Тем не менее отношение к зоне свободной торговли в рамках ШОС может измениться после создания Евразийского союза и вступления всех нынешних членов ЕврАзЭС в ВТО.

Литература

Официальные издания и документы

1. Декларация о создании ШОС от 15 июня 2001 г.

2. Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 г.

3. Хартия Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 г. Монографии, брошюры и справочные издания

_Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_

4. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004.

5. Анализ экономики /под ред. В. Е. Рыбалкина. — М.: Международные отношения, 2006.

Научные статьи в журналах и средствах массовой информации, выступления на конференциях по проблематике ШОС

6. Болятко Л. B., Клименко А. Ф. Проблемы совершенствования Шанхайской организации сотрудничества // Аналитическая записка по итогам круглого стола в Институте Дальнего Востока РАН, май 2005 г.

7. Булешова Н. Ю. Проблемы экономического взаимодействия в рамках ШОС // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы экономического и финансового сотрудничества в рамках ШОС». — Алма-Ата: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 31 мая 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.