Научная статья на тему 'О проблемах правового регулирования рынка ценных бумаг на современном этапе'

О проблемах правового регулирования рынка ценных бумаг на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1403
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах правового регулирования рынка ценных бумаг на современном этапе»

О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Елизарова Н., соискатель МАЭП

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В современной экономике России рынок ценных бумаг занимает особое и весьма важное место. Процесс его формирования и развития в настоящее время является одной из актуальнейших проблем.

Российскому государству, ставшему на путь преобразования экономических отношений, рынок ценных бумаг необходим, поскольку ценные бумаги являются необходимым атрибутом развития рыночного оборота. С их помощью могут осуществляться самые разнообразные кредитные и расчетные отношения, а также другие необходимые в рыночной экономике операции.

Опыт зарубежных стран показывает, что современный фондовый рынок с его высокоорганизованными финансовыми институтами является величайшим достижением человеческой цивилизации. Так к примеру инвестиции в важнейшие сферы экономики страны; обязательственные отношения между конкретными предпринимательскими структурами достаточно часто опосредуются применением новых методов хозяйствования с использованием рынка ценных бумаг. Хорошо известно, что рынок ценных бумаг во всем мире является именно той сферой, где формируются источники экономической стабильности функционирования хозяйствующих субъектов, формируются благоприятные условия для получения организациями и индивидуальными предпринимателями необходимых им для инвестирования средств.

Пятнадцатилетний срок формирования рынка ценных бумаг в России является незначительным по сравнению с другими национальными рынками, история которых насчитывает куда больший период времени, но уже сегодня можно говорить о некоторых успехах развития российского рынка ценных бумаг. В настоящее время биржевая структура России является крупнейшей среди биржевых структур стран СНГ и Восточной Европы и все больше обнаруживает ее связь с процессами, происходящими в мировой экономике, и заставляет относиться к ней как к части мирового финансового рынка. В связи с этим необходимо отметить, что рынок ценных бумаг, являясь мощным регулятором межотраслевых переливов капитала и аккумулятором частного капитала, предназначенного для

инвестиционных целей, нуждается в более эффективном государственном регулировании.

Следует отметить, что в настоящее время государством предлагаются определенные меры для осуществления масштабных преобразований российского рынка ценных бумаг.

Анализ действующего законодательства на современном этапе формирования рынка ценных бумаг, позволяет сделать вывод, что повышение роли государственного контроля на этапе формирования правового государства, прежде всего, обусловлен следующими факторами: необходимостью динамичного развития страны на базе совершенствования действующего законодательства; необходимостью эффективного контроля за рациональным и эффективным использованием государственных финансовых и материальных ресурсов.

В связи с этим приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития рынка ценных бумаг можно определить следующие:

■ осуществление государственных программ по созданию дополнительных элементов рыночной инфраструктуры и привлечению инвестиционных ресурсов в отдельные отрасли хозяйства (по примеру проведения государственной программы жилищного кредитования и созданию рынка ипотечных ценных бумаг);

■ предоставление налоговых преференций участникам рынка ценных бумаг;

■ прямое бюджетное финансирование отдельных сегментов инфраструктуры рынка ценных бумаг; - содействие развитию региональных рынков ценных бумаг путем оказания финансовой поддержки;

■ увеличение инвестиционного потенциала за счет целевых государственных программ, субсидирования отдельных отраслей или групп предприятий реального сектора, проводящих активную фондовую политику, направленную на мобилизацию и привлечение частных капиталов;

■ создание системы гарантий частных инвестиций; переход от эмиссии государственных ценных бумаг к госбумагам, выпущенным под конкретные инвестиционные проекты;

■ повышение эффективности управления пакетами ценных бумаг, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.1

Для реализации задач, определенных в качестве наиболее значимых, государство стремится оказывать непосредственное воздействие на рынок ценных бумаг, стимулируя активность его уча-

1См.: Фондовый рынок - перспективы устойчивого развития/Под ред. В.Ю. Наливайского. Ростов-на-Дону: РГЭУ.2000. С. 124 - 125.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

1’ 2007

стников с помощью различных способов правового регулирования, в том числе:

■ проведение щадящей налоговой политики за счет снижения ставок налогов на прибыль и на потребление, взимаемых с дохода от операций с ценными бумагами и дивидендов (процентов) по ним;

■ установление обязательных требований к размещению временно свободных денежных средств в фондовые ценности, включая государственные ценные бумаги;

■ прямое бюджетное финансирование отдельных сегментов инфраструктуры рынка ценных бумаг;

■ создание экономически привлекательных условий для операций населения с ценными бумагами и т.д.

Важным шагом в процессе совершенствования правового регулирования рынка ценных бумаг явилось принятие Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 год, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006г., N 793-р (далее - Стратегия)2. Среди первостепенных мер, направленных на совершенствование законодательства, можно выделить: реформирование системы регулирования на финансовом рынке; защиту интересов инвесторов; повышение конкурентоспособности институтов финансового рынка; расширение круга финансовых инструментов.

В связи с отсутствием централизованного депозитарного учета, клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами в Стратегии поставлена задача разрешения указанных проблем, направленная на совершенствование инфраструктуры отечественного фондового рынка.

Впервые материализовано законодательное нововведение установить четкие понятия в области использования инсайдерской информации путем введения жестких мер, установления процедур расследования злоупотреблений и применения соответствующих санкций.

В числе положительных моментов можно отметить и предложение о введение в законодательство Российской Федерации понятия «квалифицированный инвестор».

Необходимо также отметить нормотворческую инициативу государства в области усиления контроля за нарушения законодательства на рынке ценных бумаг.

20 сентября 2006годоа на заседании Государственной Думы принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ в части усиления уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг», касающийся текста статьи 185 Уголовного кодекса Российской Федерации. В новой редакции

статьи предусматривается ответственность не только за внесение в проспект эмиссии заведомо недостоверной информации, но и за утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг, содержащего ложную информацию. Одновременно ответственность будет предусмотрена за размещение ценных бумаг без регистрации их выпуска, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Крупным признается ущерб, превышающий 2 тыс. МРОТ (40 млн. рублей). Нарушителям будут грозить исправительные работы сроком до двух лет

Одновременно в Уголовный кодекс Российской Федерации будет внесена новая статья, устанавливающая уголовную ответственность за уклонение от раскрытия информации, либо предоставление инвестору недостоверной информации. Наказание грозит эмитенту, не предоставившему контролирующим органам информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности, выпущенных ценных бумагах, а также информацию о сделках, если они причинили ущерб. За все эти нарушения статья 185 УК, согласно законопроекту, будет предусматривать наложение штрафа от 500 до 700 МРОТ (10 тыс. и 14 тыс. рублей соответственно) или в размере заработной платы за период от 5 до 7 месяцев. За серьезные нарушения предусматриваются обязательные работы на срок от 180 до 240 часов либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет.

Следует также заметить, что Правительством РФ был одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах».

Предлагаемые поправки направлены на усиление административной ответственности за нарушения законодательства в области рынка ценных бумаг.

Как сообщается в пресс-релизе к заседанию Правительства РФ, предполагается увеличить максимальный размер штрафа за нарушения на рынке ценных бумаг, использование служебной информации, нарушение требований о раскрытии информации и недобросовестную эмиссию для физических лиц с 50 до 200 МРОТ (20 тысяч рублей) и для юридических лиц - с 500 до 10 тысяч МРОТ (1 миллион рублей).3

Законопроект уточняет состав правонарушений на финансовом рынке, устанавливает административную ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, за нарушение тре-

2 Собрание законодательства РФ.2006. N 24. Ст. 2620.

122

http://www.government.ru/government/dbed5f3a-5e48-4e1f-

8982-5f9eddd9162b.htm

бований законодательства о хранении документов, о порядке созыва общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов (ПИФов).

Кроме того, предполагается увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг до одного года вместо двух месяцев.

Можно утверждать, что в настоящее время просматривается тенденция к совершенствованию законодательного регулирования рынка ценных бумаг. Однако стоит признать, что рынок ценных бумаг, включающий в себя их эмиссию, размещение, модифицирование и другие операции, одновременно является и той сферой, где остается немало неразрешенных проблем и вопросов, несмотря на «парад» нормативных правовых актов в этой области.

Так, по-прежнему отсутствуют нормативные документы, направленные на регулирование отношений, связанных с использованием инсайдерской информации на финансовых рынках;4 секьюритизацией активов финансовых организаций;5 эмиссией коммерческих (краткосрочных) облигаций; выдачей и обращением ипотечных сертификатов участия и др.

Серьезной проблемой правового регулирования является вопрос о защите неискушенных инвесторов, что, несомненно, связано с качеством регулирования рынка ценных бумаг.

В настоящее время современное отечественное законодательство о рынке ценных бумаг отличается скудостью «инструментов» для инвестирования средств; для предоставления финансовых услуг; минимизации рисков.

Среди факторов, сдерживающих развитие данного сегмента финансового рынка, можно отметить и избыточность регулятивных функций федеральных органов государственной власти. Особенностью государственного регулирования в России является стремление исполнительных органов контролировать все и вся на рынке и при этом не отвечать за последствия своего вмешательства.

Реализация государственной финансовой политики в области рынка ценных бумаг должна опираться, прежде всего, на серьезную научную основу. Анализ отечественного и мирового опыта влияния государства на рынок ценных бумаг, оценка

4 Инсайдер - лицо, в силу своего положения имеющее доступ к важной (финансовой) информации, недоступной широкой публике. Фондовые сделки инсайдеров строго контролируются, регистрируются и публикуются.

5 Секьютеризация - замена нерыночных займов и/или потоков наличности на ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынках капиталов.

перспектив развития рынка ценных бумаг в условиях различной интенсивности государственного вмешательства, исследование взаимодействия объективных экономических законов развития рынка и правовых механизмов государственного регулирования способствуют не только созданию динамичного, устойчивого рынка ценных бумаг, но и общему росту российской экономики.

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.