Научная статья на тему 'О природе возникновения морали (источники формирования нравственности)'

О природе возникновения морали (источники формирования нравственности) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5314
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мораль / ТРУД / нравственность / Религия / Эволюция / личность / morality / work / religion / evolution / Personality

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пасешниченко Ирина Сергеевна

Рассматриваются и обосновываются пять основных направлений в изучении истоков морали в человеческом обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study and justified the five main areas in the study of the origins of morality in human society

Текст научной работы на тему «О природе возникновения морали (источники формирования нравственности)»

УДК 74

О ПРИРОДЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРАЛИ (ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ)

© 2010 г. И. С. Пасешниченко

Педагогический институт Южного федерального университета, ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082, г.чры@р1. фйи. ги

Pedagogical Institute of Southern Federal University, B. Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don, 344082, rspu@pi. sfedu. ru

Рассматриваются и обосновываются пять основных направлений в изучении истоков морали в человеческом обществе. Ключевые слова: мораль, труд, нравственность, религия, эволюция, личность. A study and justified the five main areas in the study of the origins of morality in human society.

Keywords: morality, work, religion, evolution, personality.

Мораль (лат. moralis - нравственный), нравственность - это один из основных способов нормативной регуляции действий человека по отношению друг к другу и обществу, особая форма человеческого сознания и вид общественных отношений [1, с. 52].

Проблема нравственности теснейшим образом связана с выживанием человечества как вида. От того, насколько развита система нравственных ценностей, зависит не только судьба отдельного индивида, но и всего мира.

Какова же природа нравственности и в чем сущность нравственных исканий человека?

Основные понятия морали - это представления о добре и зле, о долге и справедливости, о совести и чести и т. п. Человек пытается найти ответы на эти вопросы и ищет их в этике.

Почему же в наше время вновь актуализировались эти проблемы ?

В начале XXI в. произошли события, которые потрясли весь мир. Это террористический акт 11 сентября 2001 г. в США, захват театра «Норд-Ост» в Москве, военные действия США против Ирака, Грузии против Южной Осетии, захват школы в Беслане и многое другое.

Видимо, основополагающие принципы взаимоотношений между людьми и в обществе сегодня девальвировались и необходимо вновь вернуться к истокам их формирования.

Существует множество точек зрения на причины появления и развития морали. По нашему мнению, можно условно выделить следующие основные подходы, определяющие ее природу: 1) религиозный; 2) эволюционный, или натуралистический; 3) трудовой; 4) связанный с появлением экзогамии; 5) личностный (период разложения первобытно-общинного строя и формирования классового общества).

1. Религиозный. Выделяют два главных направления понимания религии: принадлежащее верующим, богословам; атеистам.

Согласно первому, все нравственные ценности, а именно норма, принципы, понятия о добре и зле предписаны человеку Богом. В этом случае предполагается существование некой могущественной, сверхприродной силы, от которой человек находится в зависимости. Здесь религия - это установление каких-то взаимоотношений между человеком и той силой.

Атеистическое понимание исходит из непризнания чего-либо надприродного, сверхъестественного. Оба эти представления содержат в себе все же нечто общее. Оно сводится к тому, что религии есть совокупность идей о некой потусторонней силе, которая стоит над человеком. Богословы считают, что эта сила существует, а атеисты ее отрицают.

С точки зрения верующих людей, религия - это источник морали. Несомненно, религия представляет собой явление мировой культуры. Она несет людям ценностный, ориентирующий смысл, т. е. отвечает на вопросы: Во имя чего? В чем смысл? Она объединяет людей, выполняет интегрирующую функцию, предлагает людям определенные ориентиры поведения. Через религиозную мораль жизнь человека обретает цельность, внутреннюю осмысленность. Самое главное, она содержит в себе моральные ценности, способна регулировать поведение людей в обществе. Но в праве ли она претендовать на первенство в формировании нравственных отношений между людьми? Проблема соотношения морали и религии имеет немаловажное значение в этике, так как она напрямую связана с вопросом о критерии нравственности.

По мнению гуманистов, мораль и религия - это явления одного порядка. Например, М. Ганди говорил: «Я отстаивал свое мнение, что религия и мораль

синонимичны» [2, с. 166]. Другие уверены в обратном, говоря, что она не может взаимодействовать с религией, что мораль прекращает свое существование там, где возникает религия.

Богословы утверждают, что религия является основой морали, причем, по их мнению, мораль может быть только религиозной, атеистического нравственного сознания не существует. «Безрелигиозное нравственное сознание не может породить никаких идеалов, поставить перед людьми достойную цель» [3, с. 110].

Основа этического содержания религии заключается в учении о спасении, избавлении. В религиозном сознании мораль пронизывает все стороны, все содержание религии. Сторонники религиозной морали убеждены, что человечество обязано религии всем позитивным в собственном нравственном сознании и поведении. Столкнувшись с безнравственным поведением некоторых неверующих, они утверждают, что это происходит от неверия.

2. Эволюционный, или натуралистический подход. Он предлагает объяснение нравственности: из природы вообще; и из природы человека, как ее частицы. Вообще, «натурализм - методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во многих старых и некоторых современных этических теориях» [4, с. 207].

В Древней Греции (Эпикур, Платон, Аристотель, Сократ) пытались дать естественное объяснение того, что является нравственным в человеке и что может быть желательно для любого общества: откуда в человеке нравственные правила, не совместимые с его страстями? Откуда, по какой причине у человека возникает чувство нравственного? Только ли чувство нравственности можно считать плодом воспитания или же оно - плод самой природы? Чтобы определить добродетельное и порочное, появилось «понятие мудреца, способного жить по природе вследствие опосредующего воздействия разума, определяющего меру этого соответствия и его ценность» [5, с. 152]. Причем человек должен был жить в согласии с природой.

В новое время источник добродетельной жизни проявляется также в согласии с природой, но по-разному. Для одних естественное состояние человека было отождествлено со злом. Другие же, напротив, утверждали, что человек от природы добр и что именно сама жизнь в обществе меняет, портит человека. И только во второй половине XIX в. натуралистическая этика получила крепкий естественнонаучный фундамент после создания Дарвином теории эволюции. Инстинктивно существующее как у высших животных, так и у человека, чувство общительности является основой происхождения нравственного чувства. Благодаря общественным инстинктам (симпатии, выполнение каких-либо услуг), животное обнаруживает удовольствие в обществе ему подобных.

Согласно Дарвину, любое животное, в сущности, может приобрести нравственное чувство, но только при наличии двух условий: во-первых, если оно достигнет таких же умственных способностей, как и человек, и, во-вторых, если оно, это животное, само бу-

дет носителем определенных общественных инстинктов. Дарвин полагал, что человек, являясь общительным существом, сохранил изначальную инстинктивную любовь и сочувствие к своим сородичам. Общественные инстинкты, приобретенные им в период первобытного становления, и в наше время являются основой тех или иных поступков. По словам П.А. Кропоткина: «Дарвин пришел, таким образом, к заключению, что общественный инстинкт представляет общий источник, из которого развились все нравственные начала» [6, с. 49].

Особое внимание Дарвин уделял нравственному сознанию человека, его чувству долга и угрызениям совести. Он полагал, что не всегда в жизни человека общественные инстинкты доминируют над личными.

Например, человек не будет спасать жизнь другого, когда ему просто нечего есть. Он пойдет и украдет что-нибудь, не задумываясь ни о какой нравственности, повинуясь только инстинкту, чувству самосохранения и голода. Но позднее человек начинает размышлять, почему он поступил в тот момент так, а не иначе, т.е. совесть заставляет его оглядываться назад и анализировать свои поступки. Она может проявиться и в качестве стыда, сожаления, раскаяния.

Человек, полагал Дарвин, учился у природы нравственности. Зачастую у высших животных забота о сородичах, чувство соболезнования берут верх над личной безопасностью. Человек перенял у животных подобные качества. Так появились забота, совместное проживание, верность, помощь сородичам, чувство долга.

Натуралистическая этика опирается на эмпиризм и делает тем самым человеческую мораль бессмысленной, поскольку здесь нравственные ценности определены природой. Если эти ценности не зависят от самого сознания человека, то мы вправе считать, что натуралистическая этика не является носителем определенного смысла, т.е. природные начала не способствуют возникновению морали. Она возвышается над природностью, предполагая способность человека к самостоятельному выбору какого-либо поступка.

3. Трудовая концепция. Среди множеств определений труда мы придерживаемся традиционного, марксистского, это «прежде всего, процесс, совершающейся между человеком и природой, процесс в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» [7, с. 421].

Благодаря труду у человека возникает речь, мышление, сознание, человек окончательно выделяется из животного мира. Его особенностью является совокупная, коллективная деятельность, связывая людей воедино системой общественного разделения труда. Труд способствовал появлению новой формы накопления и передачи опыта, т.е. в процессе трудовой деятельности человек становился более ловким, умелым, пытался понять окружающий его мир. Его знания, умения, навыки, переносились на создаваемые им орудия труда, продукты. По этому поводу С.А. Ку-чинский заметил: «Жизнь человека в первобытном обществе представляла собой по существу цепь необ-

ходимых действий, которые осознавались как следование традиции, обычаю, авторитет которых был непререкаем и которые в целом не могли быть осмысленны» [8, с. 42].

Труд, можно сказать, по сути и создал человека. Благодаря трудовой деятельности, рука стала гибкой и свободной, более интенсивно развивался мозг, люди начали объединяться, возникла потребность в речи, передачи друг другу какой-то информации. Труд сплотил людей, развил речь и мышление.

4. Подход, определяющий появление морали в период, связанный с появлением экзогамии. Есть исследователи, которые считают, что в первобытном обществе система общественных норм представляла собой запрет, табу. Здесь не было «Я хочу», а - «Я должен». Сюда, например, можно отнести запрет на каннибализм, эндогамию (половые отношения внутри рода), запрет на убийство сородичей. Некоторые ученые рассматривают каннибализм как один из зачатков нравственности. Жизнь индивида была менее ценна, чем, например, собаки, которая приносит пользу, может ловить выдр. «Каннибальство рассматривалось моралью первобытных людей как добро, ибо служило укреплению данного коллектива, спасению его от голодной смерти» [9, с. 13].

Нормы поведения были закреплены в табу, которые никаким образом не могли быть изменены. Если человек их нарушит, то он обязательно понесет самое тяжелое наказание - смерть. Отметим, что сам по себе запрет развивался путем постепенных ограничений, которые выявляли подсознательное становление представлений о ценности человека как сородича.

Первобытный человек противопоставлял «полезное» - «вредное», «мы» - «они». Ценится и поощряется то, что полезно для существования рода. Это сила, мужество, бесстрашие, искусность в охоте, верность, забота об общих делах. Под понятием «хорошего», «доброго» подразумевается имущество, орудия труда, огонь, солнце, вода, воздух, звери, птицы. Наиболее ценным считается возможность жить, выполняя обычаи и традиции предков, поддерживать и соблюдать их, рискуя при этом даже своей жизнью. Нарушение рассматривалось как зло. Осознание совместного существования и пользы тех или иных форм поведения для коллектива, постепенно формировало представления о ценности «своих» и «чужих». Враждебность к «чужим» усиливала ценность «своего». «Свой» в отличие от «чужого», может прийти на помощь, он достоин сочувствия.

С переходом к оседлому образу жизни и ведения хозяйства отношение к людоедству изменилось, «создалось общественное мнение, что убить человека или съесть его - тяжелое зло, безнравственное дело» [9, с. 14].

Как только стало увеличиваться население Земли, люди стали искать контакты друг с другом. Случайные связи между ними постепенно превращались в привычные формы заключения брака между разными родами. В результате этого возникла дуально-родовая

организация, т.е. конституировался институт племени, состоящий из двух родов, браки между которыми из случайных стали закономерными.

Заметим, что те племена, в которых сначала ограничивалось половое общение между поколениями, а затем и между братьями и сестрами, и утвердились экзогамия и запрет инцеста, развивались наиболее интенсивно. Налицо факт перехода от стадной организации к кровнородственной.

Так, запрет на убийство и на каннибализм, экзогамия и запрет на инцест представляют собой основу человеческого развития. После осознания человеком коллективной деятельности, взаимозависимости, ценности жизни человека, с которым он живет, по праву можно считать отношения между людьми на самом деле человеческими.

5. Личностный (период разложения первобытного строя и зарождения классового общества).

Большинство ученых, к которым присоединяемся и мы, склонны относить возникновение морали к этому периоду.

Разложение общины привело к обособлению людей. Поиски единения между людьми, человеческой общности становятся началом морального сознания. Складывается мир ценностных представлений, ориентирующих жизнь согласно идеалу единения и человеческого братства, т.е. зарождается мораль. Этот подход именуют еще как личностный, так как он формируется на основе различия интересов. За счет таких простейших средств регуляции, как обычай и традиции, трансформируясь, возникает и находит свое продолжение мораль.

Порвав все отношения с кровнородственным объединением, отделившаяся личность обретает социально-нравственную реальность, действующую в условиях возрастающей неопределенности общественного бытия. Индивид уже не может контролировать свои поступки и поэтому результат его не может быть критерием оценки нравственного сознания. А общество должно быть уверено, что поведение личности в будущем будет более надежным. Позднее человек уже сам начинает вырабатывать нравственные требования, имеющие значение должного и отличающейся от сущего и от массового поведения: «Поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». С переходом к классовому обществу человек стал свободным, не зависимым от коллектива, приобрел индивидуальное социальное бытие и возможность становления личностного сознания. Он стал обладателем таких качеств как самоанализ, самооценка, выбор. Статус человеческой жизни значительно возрос.

Таким образом, мы полагаем, что мораль появилась в первобытном обществе задолго до возникновения религии. Некоторые зачатки ее появления можно проследить в труде, поскольку он способствовал сплочению людей в некий коллектив. Сам же коллективный труд, естественно, требует согласованных действий ради общей цели. «Там, где есть общий интерес, возникает потребность согласования

индивидуальных интересов, т. е. то, что образует сущность нравственного сознания и поведения» [3, с. 117]. Безусловно, существующие межличностные отношения на тот период никак нельзя охарактеризовать как нравственные, требовалось еще долгое время для их развития. Оформилась же мораль, на наш взгляд, в период становления классового общества. Но и по сей день человеку требуется постоянный труд по соблюдению, поддерживанию и совершенствованию нравственных норм и представлений. В связи с этим особую роль приобретает личное воспитание, т.е. формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, руководствуясь при этом чувством долга, совести, личного достоинства и чести.

Поступила в редакцию

Литература

1. Энциклопедический словарь / под ред. Б.А. Введенского. М., 1964.

2. Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1959.

3. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика Христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). М., 1970.

4. Словарь по этике / под ред. А.А Гусейнова и И.С. Кона. М., 1989.

5. Кондратов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д, 1998.

6. Кропоткин П.А. Этика: избранные труды. М., 1991.

7. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. М., 1972.

8. Кучинский С.А. Человек моральный. М., 1987.

9 Прокофьев В.И. Мораль и догмат религии. М., 1979.

5 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.