Научная статья на тему 'О принципах социальной эстетики в философской психологии Дж. М. Болдуина (к 150летию со дня рождения мыслителя)'

О принципах социальной эстетики в философской психологии Дж. М. Болдуина (к 150летию со дня рождения мыслителя) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
596
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ДЖ. М. БОЛДУИН / J. M. BALDWIN / ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ / CHILDHOOD / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PRACTICE PSYCHOLOGY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ЭТИКА / ETHICS / ЭСТЕТИКА / AESTHETICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Александров Леонид Геннадьевич

Статья посвящена эстетическим и этическим компонентам в концепции социализации личности одного из основателей американской социальной психологии Дж. М. Болдуина. В его структуре социальной философии значимыми признаются те стадиальные особенности формирования личности в детском возрасте, следуя которым, человек как дуальное (биосоциальное) существо преобразует свои природно-генетические задатки в моральные принципы и общественные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On principles of social aesthetics in the philosophical psychology of J.M. Baldwin (to the 150th anniversary of thinker's birthday)

The article is devoted to the aesthetics and ethics aspects in the socialization conception of J. M. Baldwin, one of the founders of American social psychology. In his social-philosophy structure the child as a dualistic (biosocial) creature was the central figure of philosophical study. The thinker searched the mechanisms of gradual development of person, which transformed the genetic nature of people to the moral principles and social functions.

Текст научной работы на тему «О принципах социальной эстетики в философской психологии Дж. М. Болдуина (к 150летию со дня рождения мыслителя)»

О ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ В ФИЛОСОФСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЖ. М.БОЛДУИНА

(К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЯ)

УДК 316.6

Американский психолог Джеймс Марк Болдуин (1861-1934) прошел путь искреннего и любознательного исследователя и добился широкой известности в научной среде. Выпускник Принстонского университета, он преподавал иностранные языки, защитил докторскую диссертацию по философии, после непродолжительной работы в Лейпциге у В. Вундта организовал лабораторию экспериментальной психологии в университете Торонто. Кругозор его интересов был чрезвычайно широк. Он исследовал воздействие на испытуемых во время гипнотических сеансов во Франции, изучал проблемы наследственности на примере династий известных деятелей искусства. В 1892 г. Дж. М. Болдуин, уже имевший европейскую известность, был избран вице-президентом Международного конгресса психологов в Лондоне. В дальнейшем он принимал активное участие в налаживании научной коммуникации в среде социологов и психологов, организовал журнал «Психологическое обозрение», где был одним из ведущих авторов и переводчиков, а в 1897 г. был избран президентом Американской психологической ассоциации. Изданный под его редакцией словарь философии и психологии переиздавался на многих языках.

Болдуин постоянно развивал мысль о необходимости диалектического (социально-психологического) подхода к исследованию проблемы психического развития. С одной стороны, он считал, что изучение развития личности ребенка невозможно без учета социальных условий, с другой -настаивал, что изучение общества в целом должно быть основано на исследовании жизни каждого представителя социума. Душа человека оказывается в двойной зависимости от физических (антропологических) параметров и общественных стандартов, и очень важно, чтобы в становлении человека как личности была заложена - на этическом и эстетическом уровне - способность «принять общественное наследство»

Л.Г. АЛЕКСАНДРОВ

[6]. Человек приобретает все богатство отношений, предоставляемых ему жизнью, благодаря имеющейся у него потребности к подражанию. Болдуин предполагал, что даже самая высшая из сфер человеческой деятельности не имеет смысла, если не отвечает потребностям общества, если «в ней нет никакой нити, идущей из века в век и связывающей человечество, гения и незаметного труженика, в одно общее и осмысленное развитие» [1, с. 8].

Концепция психического развития ребенка, которой исследователь уделял повышенное внимание, основывалась на принципе постепенного, поэтапного освоения ребенком мира людей и окружающих его вещей. Он очень тщательно исследует структуру этого процесса, поскольку считает, что эти этапы являются кардинальными для дальнейшего развития человеческого существа, для переведения его из естественно-инстинктивного «статуса» в социально-нравственный. Это может быть достигнуто при условии налаженной, контролируемой системы воспитания, принятой в обществе, а искажение духовного мира незрелой личности на любом этапе социализации чревато серьезными последствиями во взрослой жизни. В своих основах «наивная философия» Болдуина декларировала, что «все мы родом из детства», и что именно через подражание действиям взрослого ребенку может открыться мир других людей. С каждым этапом личность все больше начинает осознавать действия и поступки окружающих «изнутри», через приобретенные структуры собственного сознания, и уже не проективно, а субъективно, следуя законам «взрослого поведения».

Болдуин придерживается основных методов экспериментальной психологии с ее принципами накопления, обогащения содержания внутреннего мира личности. Он поддерживает в своих работах тезисы о том, что человек не может быть только эгоистом или альтруистом, он многолик в

своих личностных проявлениях, и по большей части эти особенности зависят от влияния окружающих его людей. Мыслитель отдавал приоритет среди общественных институтов семье как первичной воспитывающей единице. Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Дж. С. Милль в полемике с О. Контом утверждал, что все социальные законы сводятся к законам индивидуальной человеческой природы: «Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами <...>. В общественной жизни люди обладают лишь свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены <...>. Следовательно, социология как наука о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь, имеет своей основой психологию» [5, с. 794-798].

Институционализация экспериментальной психологии как самостоятельной дисциплины, независимой от философии и физиологии, подняли ее научный престиж и способствовали экспансии элементов психологизма в другие отрасли знания. Именно в это время неудовлетворенность примитивными органическими аналогиями возбуждала у социологов интерес к проблемам мотивации, психологическим механизмам социального поведения, понимаемым порой довольно широко и аморфно. Социальные явления часто интерпретировались в таких терминах, как «инстинкт», «импульс», «неосознанное стремление» и т. п. Они с одинаковым успехом употреблялись как в житейской трактовке биологических потребностей организма, наследственных программ поведения, так и в социально-теоретических построениях (относительно установок, привычек, потребностей, аффектов или иных психических процессов).

В работах Болдуина большое внимание уделяется описаниям процессов межличностного, «интерактивного» взаимодействия - убеждения, внушения и особенно - подражания. Первые исследования такого плана (А. Вигуру, П. Жукелье) не отличались методологической и концептуальной строгостью, так, например, Г. Ле-бон видел в подражании частный случай заражения одних людей идеями других. Однако в большинстве социально-психологических теорий предметом исследования считались групповые процессы,

которым приписывался (порой на вульгарно-психологическом уровне) специфический «онтологический статус». [2, с. 91]. Впрочем, социальные философы уже в XIX в. замечали, что нельзя обозначать одним словом и процесс, благодаря которому у определенной группы людей вырабатывается коллективное чувство, и источник привычки или связи с общими и традиционными правилами поведения: «Совершенно разное дело чувствовать сообща, преклоняться перед авторитетом мнения и - автоматически повторять то, что делают другие» [11, с. 142].

Нередко подражание или механическое усвоение нового образца начинается с внешних, поверхностных черт, а сознание лишь впоследствии подстраивается под уже сложившуюся экспрессивную форму, эстетическую или этическую. «Закон подражания», с точки зрения современной социологии, не универсален, ибо базируется на идее незыблемости системы общественных групп и слоев. Впрочем, для первых социальных психологов было важно, что теория подражания выводит исследователя за рамки внутренних психических процессов, делая единицей социологического исследования не отдельно взятого индивида, а процесс межличностного взаимодействия. Не случайно, что именно в работах американских социальных психологов, не слишком зависимых от классических общественных доктрин, зарождается течение интеракционизма, явившееся попыткой соединения психологических и органических понятий в единой системе ориентиров и ценностей. Личность в этих доктринах понимается при этом не как абстрактный индивид, а как социальное, групповое существо, выполняющее определенные роли. Грубое противопоставление индивида и общества уступает место более гибкой идее их взаимопроникновения.

При всей методологической наивности включение в структуру самосознания личности социальных моментов и компонентов было весьма плодотворно для научной мысли начала XX в. Болдуин как бы переводит социально-психологические идеи Г. Тарда в противоположное направление, диалектически рассуждая не от групповых процессов к личности, а наоборот. Болдуин полагал, что социальная организация тождественна разумным критериям самосознания и самопознания, вырабатываемым человеческим индивидуумом. Социальная психология подняла на щит позицию, по которой внутреннее устройство душевного мира человека непротиворечиво по отно-

шению к общественному порядку. Соответственно, внутренний разлад личности, его моральные колебания обозначались как аналоги нарушения традиционного общественного уклада. Впрочем, дальнейшее развитие показало, что такая идеализированная позиция, плодотворная в рамках исследования межличностных отношений, оказывается недостаточной для описания и объяснения макросоциальных процессов, национальных и классовых отношений, природы политической власти и т. д. [3, с. 12]. Заметим, что именно к этому времени относят начало теоретического, а затем и эмпирического исследования общественного мнения и сферы массовых коммуникаций, явившихся неотъемлемой составной частью американской демократии.

Изучение процессов группового взаимодействия отнюдь не исчерпывает всей социальной сферы и не оправдывает сведения социологии к социальной психологии, что очень типично для этого течения общественной мысли. Дж. М. Болдуин, У. Мак-Дугалл, Ч. Кули, Ч. Э. Эллвуд, Э. О. Росс попеременно называют свой подход то социально-психологическим, то социологическим. Выявляя динамические основы социальной психологии, Болдуин, взяв за основу т. н. биогенетический закон Дарвина-Мюллера-Геккеля, сопоставляет онтогенез (индивидуальное развитие) ребенка с филогенезом - достижениями ряда его предков. Он пытается найти общие принципы двух рядов в проявлении различных функций - внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций и желаний - и связывает эту общность с процессом сознательного подражания ребенка взрослому. Болдуин в данном случае является «изобретателем» теории генетической эпистемологии (возрастной психологии, в современном понимании). С 1903 по 1909 г. в его экспериментальной лаборатории велись «измерения» процессов воспроизводства визуальных иллюзий, публиковались обзоры новейших методик эмпирической психологии. Однако постепенно интерес Болдуина к практическим исследованиям угасает. Он вынужден поддержать точку зрения У. Джеймса, который был убежден в неспособности бесчисленных психологических лабораторий решать серьезные социальные проблемы. В результате Болдуин отдает приоритет обобщающе-философскому и теоретико-социологическому подходу, для чего выводит эмпирическую психологию на уровень фундаментальной науки, включая ее в общую типологию знания.

В этом виде концепция Болдуина и обретает известную популярность. О важности

изучения процессов приспособления и подражания, о влиянии окружающей среды на развитие личности рассуждают коллеги, ученики и последователи Болдуина - А. Гезелл, Дж. Селли, Н. Миллер, Дж. Доллард, Б. Скиннер, А. Бандура, К. Бюлер и др. Теорию «социального научения» Болдуина успешно развивали Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Р. Сирс, Дж. Роттер, Дж. Уайтинг и др. [см. 7; 9]. Достижения американской школы имели известный отклик и в России. Еще в 1913 г. в Москве была издана работа Болдуина «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения», а в 1924 г. его концепция в сокращенном, переработанном и адаптированном виде появилась в виде брошюры «Психология в ее применении к воспитанию». Впрочем, в советской педагогике возобладали иные установки и методы, довольно скоро оттеснившие на второй план «гармонические» приемы социальной психологии.

Определенным препятствием для развития социально-психологического направления в науке были и многочисленные социальные институты, определявшие в XX в. структуру человеческого сознания и своими идеологическими надстройками (во многом бюрократического свойства) значительно сдерживавшие и подчинявшие развитие личности. Концепция Болдуина, ориентировавшаяся на «тепличные», семейные условия воспитания, как будто переставала «работать» или требовала модификации в случае передачи функции воспитания ребенка в иную среду - будь то приют, монастырь, школа или пансион. В иных условиях воспроизводились свои стандарты и каноны воспитания юного гражданина общества [см.: 4; 10]. Мыслитель является продуктом своей культурной традиции, молодой и космополитической, которой был мало интересен глубокий исторический анализ, зато были востребованы экспериментальные общественные программы. Стоит также заметить, что взгляды Болдуина сложились и созрели в период, предшествующий эпохе мировых войн и глобальных социальных катаклизмов, поэтому не случайно многие новейшие понятия просто не укладывались в его общественную концепцию, восходящую к идее «универсального человека», культивировавшейся с эпохи Возрождения. Стремление найти «параметры» личности творчески одаренной, широко эрудированной, идеально воспитанной уже в середине XX в., многими воспринималось как архаистическая задача, рудимент средневекового мировоззрения.

Тем не менее, многие идеи Болдуина могут быть и сегодня адаптированы к различным течениям общественной мысли. Это касается, например, введенного мыслителем понятия «круговой реакции», предполагающего, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывного, последовательного и ритмичного взаимовлияния. Не впустую потрачены усилия социальных психологов, восстававших против формализованного, схематического подхода к общественному устройству. Болдуин не раз категорически утверждал, что индивидуум - это «социальный результат, а не социальная единица». Эпистемология Болдуина как способ освоения «наследства социума» обозначала мышление как избирательный процесс, протекающий на основе социально определенных форм знания, диалектически коррелирующих с духовными возможностями его носителя. В его работах многократно отмечалось, что и социальная среда, и наследственность равно определяют уровень достижений человека в данном обществе.

Практические исследования процессов социализации ребенка привели исследователя к трудно опровергаемым «простым истинам». Социальное моделирование системы образования, в которой дети обучаются одинаковым вещам, нормам поведения и т.п., но, тем не менее, проявляют различия в скорости усвоения знаний, в адаптации к общественным нормам, сегодня является составной частью многих программ формирования самооценки, профессиональной пригодности. С учетом общественных норм и ценностей мыслитель рассматривал и такие понятия, как одаренность и гениаль-

ность. Для него в исследовании проблемы важно было не только изучить интеллектуальные различия между нормальными и одаренными детьми, но и проанализировать, насколько врожденная талантливость человека принимается обществом и является общественной ценностью. Исходя из такого понимания, Болдуин, опережая концепцию Й. Хейзинги, одним из первых настаивал на необходимости введения в практику общественного воспитания многообразных форм игры. Он отметил ее социальную функцию не только как формы «предварительного упражнения», но и как значимого инструмента социализации.

Дж. М. Болдуин считается классическим представителем дуалистической концепции воспитания, подразумевающей сопоставление генетических и негенетических методик, различия между которыми «смягчаются» благодаря пронизывающему весь процесс обучения эстетическому и этическому моменту. Современные детские психологи развивают целые комплексы обучения и системы наблюдения, которые учитывают, что созревание ребенка как биологический процесс сопровождается его духовным ростом, реактивными и интерактивными мыслительными и речевыми акциями, во многом напоминающими поиск ответов на классические философские вопросы о человеке, природе и обществе. Несмотря на наивность философии детства, обоснование которой также часто ведут от Болдуина, в ней можно усмотреть большие возможности для изучения возрастной психологии, без которой процессы воспитания и - более широко - социализации не могут быть объяснены в полной мере.

1. Болдуин, Дж. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода [Текст] / Дж. М. Болдуин. - М., 2011.

2. Вундт, В. Проблемы психологии народа [Текст] / В. Вундт. - М., 1912.

3. Ионин, Л. Г. Понимающая социология : историко-критический анализ [Текст] / Л. Г. Ионин. - М., 1979.

4. Кон, И. С. Социология личности [Текст] / И. С. Кон. - М., 1967.

5. Милль, Дж. С. Система логики силлогистической и индуктивной [Текст] / Дж. С. Милль. - М.,

1914.

6. Минькова, Е. С. Джеймс Марк Болдуин и его концепция поэтапного формирования самосознания у ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. С. Минькова // Психея + Клио : электронный журнал по истории психологии. - psyhistory.ru > index.php?VSN=36 : дата обращения 30.01.2011.

7. Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности [Текст] / В. С. Мухина. - М., 1985.

8. Мэттьюз, Г. Б. Взгляд философа на детство [Текст] / Г. Б. Мэттьюз // Философская культура мышления : сб. научно-исследовательских статей. - Вып. 2. - Челябинск, 2004.

9. Осипов, Г. История социологии в Западной Европе и США [Электронный ресурс] / Г. Осипов // Библ. Гумер. - дитег.Ыо > bibliotek_Buks/Sociolog/Osipov : дата обращения 30.01.2011.

10. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории [Текст] / Б. Д. Парыгин. - М., 1971.

11. Плеханов, Г. В. Письма без адреса [Текст] / Г. В. Плеханов // Плеханов, Г.В. Избр. философские произведения. - Т. 5. - М., 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.