О ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ В ФИЛОСОФСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЖ. М.БОЛДУИНА
(К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЯ)
УДК 316.6
Американский психолог Джеймс Марк Болдуин (1861-1934) прошел путь искреннего и любознательного исследователя и добился широкой известности в научной среде. Выпускник Принстонского университета, он преподавал иностранные языки, защитил докторскую диссертацию по философии, после непродолжительной работы в Лейпциге у В. Вундта организовал лабораторию экспериментальной психологии в университете Торонто. Кругозор его интересов был чрезвычайно широк. Он исследовал воздействие на испытуемых во время гипнотических сеансов во Франции, изучал проблемы наследственности на примере династий известных деятелей искусства. В 1892 г. Дж. М. Болдуин, уже имевший европейскую известность, был избран вице-президентом Международного конгресса психологов в Лондоне. В дальнейшем он принимал активное участие в налаживании научной коммуникации в среде социологов и психологов, организовал журнал «Психологическое обозрение», где был одним из ведущих авторов и переводчиков, а в 1897 г. был избран президентом Американской психологической ассоциации. Изданный под его редакцией словарь философии и психологии переиздавался на многих языках.
Болдуин постоянно развивал мысль о необходимости диалектического (социально-психологического) подхода к исследованию проблемы психического развития. С одной стороны, он считал, что изучение развития личности ребенка невозможно без учета социальных условий, с другой -настаивал, что изучение общества в целом должно быть основано на исследовании жизни каждого представителя социума. Душа человека оказывается в двойной зависимости от физических (антропологических) параметров и общественных стандартов, и очень важно, чтобы в становлении человека как личности была заложена - на этическом и эстетическом уровне - способность «принять общественное наследство»
Л.Г. АЛЕКСАНДРОВ
[6]. Человек приобретает все богатство отношений, предоставляемых ему жизнью, благодаря имеющейся у него потребности к подражанию. Болдуин предполагал, что даже самая высшая из сфер человеческой деятельности не имеет смысла, если не отвечает потребностям общества, если «в ней нет никакой нити, идущей из века в век и связывающей человечество, гения и незаметного труженика, в одно общее и осмысленное развитие» [1, с. 8].
Концепция психического развития ребенка, которой исследователь уделял повышенное внимание, основывалась на принципе постепенного, поэтапного освоения ребенком мира людей и окружающих его вещей. Он очень тщательно исследует структуру этого процесса, поскольку считает, что эти этапы являются кардинальными для дальнейшего развития человеческого существа, для переведения его из естественно-инстинктивного «статуса» в социально-нравственный. Это может быть достигнуто при условии налаженной, контролируемой системы воспитания, принятой в обществе, а искажение духовного мира незрелой личности на любом этапе социализации чревато серьезными последствиями во взрослой жизни. В своих основах «наивная философия» Болдуина декларировала, что «все мы родом из детства», и что именно через подражание действиям взрослого ребенку может открыться мир других людей. С каждым этапом личность все больше начинает осознавать действия и поступки окружающих «изнутри», через приобретенные структуры собственного сознания, и уже не проективно, а субъективно, следуя законам «взрослого поведения».
Болдуин придерживается основных методов экспериментальной психологии с ее принципами накопления, обогащения содержания внутреннего мира личности. Он поддерживает в своих работах тезисы о том, что человек не может быть только эгоистом или альтруистом, он многолик в
своих личностных проявлениях, и по большей части эти особенности зависят от влияния окружающих его людей. Мыслитель отдавал приоритет среди общественных институтов семье как первичной воспитывающей единице. Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Дж. С. Милль в полемике с О. Контом утверждал, что все социальные законы сводятся к законам индивидуальной человеческой природы: «Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами <...>. В общественной жизни люди обладают лишь свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены <...>. Следовательно, социология как наука о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь, имеет своей основой психологию» [5, с. 794-798].
Институционализация экспериментальной психологии как самостоятельной дисциплины, независимой от философии и физиологии, подняли ее научный престиж и способствовали экспансии элементов психологизма в другие отрасли знания. Именно в это время неудовлетворенность примитивными органическими аналогиями возбуждала у социологов интерес к проблемам мотивации, психологическим механизмам социального поведения, понимаемым порой довольно широко и аморфно. Социальные явления часто интерпретировались в таких терминах, как «инстинкт», «импульс», «неосознанное стремление» и т. п. Они с одинаковым успехом употреблялись как в житейской трактовке биологических потребностей организма, наследственных программ поведения, так и в социально-теоретических построениях (относительно установок, привычек, потребностей, аффектов или иных психических процессов).
В работах Болдуина большое внимание уделяется описаниям процессов межличностного, «интерактивного» взаимодействия - убеждения, внушения и особенно - подражания. Первые исследования такого плана (А. Вигуру, П. Жукелье) не отличались методологической и концептуальной строгостью, так, например, Г. Ле-бон видел в подражании частный случай заражения одних людей идеями других. Однако в большинстве социально-психологических теорий предметом исследования считались групповые процессы,
которым приписывался (порой на вульгарно-психологическом уровне) специфический «онтологический статус». [2, с. 91]. Впрочем, социальные философы уже в XIX в. замечали, что нельзя обозначать одним словом и процесс, благодаря которому у определенной группы людей вырабатывается коллективное чувство, и источник привычки или связи с общими и традиционными правилами поведения: «Совершенно разное дело чувствовать сообща, преклоняться перед авторитетом мнения и - автоматически повторять то, что делают другие» [11, с. 142].
Нередко подражание или механическое усвоение нового образца начинается с внешних, поверхностных черт, а сознание лишь впоследствии подстраивается под уже сложившуюся экспрессивную форму, эстетическую или этическую. «Закон подражания», с точки зрения современной социологии, не универсален, ибо базируется на идее незыблемости системы общественных групп и слоев. Впрочем, для первых социальных психологов было важно, что теория подражания выводит исследователя за рамки внутренних психических процессов, делая единицей социологического исследования не отдельно взятого индивида, а процесс межличностного взаимодействия. Не случайно, что именно в работах американских социальных психологов, не слишком зависимых от классических общественных доктрин, зарождается течение интеракционизма, явившееся попыткой соединения психологических и органических понятий в единой системе ориентиров и ценностей. Личность в этих доктринах понимается при этом не как абстрактный индивид, а как социальное, групповое существо, выполняющее определенные роли. Грубое противопоставление индивида и общества уступает место более гибкой идее их взаимопроникновения.
При всей методологической наивности включение в структуру самосознания личности социальных моментов и компонентов было весьма плодотворно для научной мысли начала XX в. Болдуин как бы переводит социально-психологические идеи Г. Тарда в противоположное направление, диалектически рассуждая не от групповых процессов к личности, а наоборот. Болдуин полагал, что социальная организация тождественна разумным критериям самосознания и самопознания, вырабатываемым человеческим индивидуумом. Социальная психология подняла на щит позицию, по которой внутреннее устройство душевного мира человека непротиворечиво по отно-
шению к общественному порядку. Соответственно, внутренний разлад личности, его моральные колебания обозначались как аналоги нарушения традиционного общественного уклада. Впрочем, дальнейшее развитие показало, что такая идеализированная позиция, плодотворная в рамках исследования межличностных отношений, оказывается недостаточной для описания и объяснения макросоциальных процессов, национальных и классовых отношений, природы политической власти и т. д. [3, с. 12]. Заметим, что именно к этому времени относят начало теоретического, а затем и эмпирического исследования общественного мнения и сферы массовых коммуникаций, явившихся неотъемлемой составной частью американской демократии.
Изучение процессов группового взаимодействия отнюдь не исчерпывает всей социальной сферы и не оправдывает сведения социологии к социальной психологии, что очень типично для этого течения общественной мысли. Дж. М. Болдуин, У. Мак-Дугалл, Ч. Кули, Ч. Э. Эллвуд, Э. О. Росс попеременно называют свой подход то социально-психологическим, то социологическим. Выявляя динамические основы социальной психологии, Болдуин, взяв за основу т. н. биогенетический закон Дарвина-Мюллера-Геккеля, сопоставляет онтогенез (индивидуальное развитие) ребенка с филогенезом - достижениями ряда его предков. Он пытается найти общие принципы двух рядов в проявлении различных функций - внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций и желаний - и связывает эту общность с процессом сознательного подражания ребенка взрослому. Болдуин в данном случае является «изобретателем» теории генетической эпистемологии (возрастной психологии, в современном понимании). С 1903 по 1909 г. в его экспериментальной лаборатории велись «измерения» процессов воспроизводства визуальных иллюзий, публиковались обзоры новейших методик эмпирической психологии. Однако постепенно интерес Болдуина к практическим исследованиям угасает. Он вынужден поддержать точку зрения У. Джеймса, который был убежден в неспособности бесчисленных психологических лабораторий решать серьезные социальные проблемы. В результате Болдуин отдает приоритет обобщающе-философскому и теоретико-социологическому подходу, для чего выводит эмпирическую психологию на уровень фундаментальной науки, включая ее в общую типологию знания.
В этом виде концепция Болдуина и обретает известную популярность. О важности
изучения процессов приспособления и подражания, о влиянии окружающей среды на развитие личности рассуждают коллеги, ученики и последователи Болдуина - А. Гезелл, Дж. Селли, Н. Миллер, Дж. Доллард, Б. Скиннер, А. Бандура, К. Бюлер и др. Теорию «социального научения» Болдуина успешно развивали Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Р. Сирс, Дж. Роттер, Дж. Уайтинг и др. [см. 7; 9]. Достижения американской школы имели известный отклик и в России. Еще в 1913 г. в Москве была издана работа Болдуина «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения», а в 1924 г. его концепция в сокращенном, переработанном и адаптированном виде появилась в виде брошюры «Психология в ее применении к воспитанию». Впрочем, в советской педагогике возобладали иные установки и методы, довольно скоро оттеснившие на второй план «гармонические» приемы социальной психологии.
Определенным препятствием для развития социально-психологического направления в науке были и многочисленные социальные институты, определявшие в XX в. структуру человеческого сознания и своими идеологическими надстройками (во многом бюрократического свойства) значительно сдерживавшие и подчинявшие развитие личности. Концепция Болдуина, ориентировавшаяся на «тепличные», семейные условия воспитания, как будто переставала «работать» или требовала модификации в случае передачи функции воспитания ребенка в иную среду - будь то приют, монастырь, школа или пансион. В иных условиях воспроизводились свои стандарты и каноны воспитания юного гражданина общества [см.: 4; 10]. Мыслитель является продуктом своей культурной традиции, молодой и космополитической, которой был мало интересен глубокий исторический анализ, зато были востребованы экспериментальные общественные программы. Стоит также заметить, что взгляды Болдуина сложились и созрели в период, предшествующий эпохе мировых войн и глобальных социальных катаклизмов, поэтому не случайно многие новейшие понятия просто не укладывались в его общественную концепцию, восходящую к идее «универсального человека», культивировавшейся с эпохи Возрождения. Стремление найти «параметры» личности творчески одаренной, широко эрудированной, идеально воспитанной уже в середине XX в., многими воспринималось как архаистическая задача, рудимент средневекового мировоззрения.
Тем не менее, многие идеи Болдуина могут быть и сегодня адаптированы к различным течениям общественной мысли. Это касается, например, введенного мыслителем понятия «круговой реакции», предполагающего, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывного, последовательного и ритмичного взаимовлияния. Не впустую потрачены усилия социальных психологов, восстававших против формализованного, схематического подхода к общественному устройству. Болдуин не раз категорически утверждал, что индивидуум - это «социальный результат, а не социальная единица». Эпистемология Болдуина как способ освоения «наследства социума» обозначала мышление как избирательный процесс, протекающий на основе социально определенных форм знания, диалектически коррелирующих с духовными возможностями его носителя. В его работах многократно отмечалось, что и социальная среда, и наследственность равно определяют уровень достижений человека в данном обществе.
Практические исследования процессов социализации ребенка привели исследователя к трудно опровергаемым «простым истинам». Социальное моделирование системы образования, в которой дети обучаются одинаковым вещам, нормам поведения и т.п., но, тем не менее, проявляют различия в скорости усвоения знаний, в адаптации к общественным нормам, сегодня является составной частью многих программ формирования самооценки, профессиональной пригодности. С учетом общественных норм и ценностей мыслитель рассматривал и такие понятия, как одаренность и гениаль-
ность. Для него в исследовании проблемы важно было не только изучить интеллектуальные различия между нормальными и одаренными детьми, но и проанализировать, насколько врожденная талантливость человека принимается обществом и является общественной ценностью. Исходя из такого понимания, Болдуин, опережая концепцию Й. Хейзинги, одним из первых настаивал на необходимости введения в практику общественного воспитания многообразных форм игры. Он отметил ее социальную функцию не только как формы «предварительного упражнения», но и как значимого инструмента социализации.
Дж. М. Болдуин считается классическим представителем дуалистической концепции воспитания, подразумевающей сопоставление генетических и негенетических методик, различия между которыми «смягчаются» благодаря пронизывающему весь процесс обучения эстетическому и этическому моменту. Современные детские психологи развивают целые комплексы обучения и системы наблюдения, которые учитывают, что созревание ребенка как биологический процесс сопровождается его духовным ростом, реактивными и интерактивными мыслительными и речевыми акциями, во многом напоминающими поиск ответов на классические философские вопросы о человеке, природе и обществе. Несмотря на наивность философии детства, обоснование которой также часто ведут от Болдуина, в ней можно усмотреть большие возможности для изучения возрастной психологии, без которой процессы воспитания и - более широко - социализации не могут быть объяснены в полной мере.
1. Болдуин, Дж. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода [Текст] / Дж. М. Болдуин. - М., 2011.
2. Вундт, В. Проблемы психологии народа [Текст] / В. Вундт. - М., 1912.
3. Ионин, Л. Г. Понимающая социология : историко-критический анализ [Текст] / Л. Г. Ионин. - М., 1979.
4. Кон, И. С. Социология личности [Текст] / И. С. Кон. - М., 1967.
5. Милль, Дж. С. Система логики силлогистической и индуктивной [Текст] / Дж. С. Милль. - М.,
1914.
6. Минькова, Е. С. Джеймс Марк Болдуин и его концепция поэтапного формирования самосознания у ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. С. Минькова // Психея + Клио : электронный журнал по истории психологии. - psyhistory.ru > index.php?VSN=36 : дата обращения 30.01.2011.
7. Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности [Текст] / В. С. Мухина. - М., 1985.
8. Мэттьюз, Г. Б. Взгляд философа на детство [Текст] / Г. Б. Мэттьюз // Философская культура мышления : сб. научно-исследовательских статей. - Вып. 2. - Челябинск, 2004.
9. Осипов, Г. История социологии в Западной Европе и США [Электронный ресурс] / Г. Осипов // Библ. Гумер. - дитег.Ыо > bibliotek_Buks/Sociolog/Osipov : дата обращения 30.01.2011.
10. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории [Текст] / Б. Д. Парыгин. - М., 1971.
11. Плеханов, Г. В. Письма без адреса [Текст] / Г. В. Плеханов // Плеханов, Г.В. Избр. философские произведения. - Т. 5. - М., 1958.