Научная статья на тему 'О принципах ориентации студента - будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования'

О принципах ориентации студента - будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ОРИЕНТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИДЕЯ / ПРИНЦИП / FUTURE TEACHER / ORIENTATION / INDIVIDUALLY ORIENTED EDUCATION / IDEA / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепкова Анжелика Николаевна

В данной статье обосновывается необходимость ориентации студента педагогического вуза на реализацию идей личностно ориентированного образования, определяются принципы такой ориентации, раскрывается сущность принципов перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого» и морально-этической направленности процесса обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PRINCIPLES OF ORIENTATION OF A STUDENT - A FUTURE TEACHER TOWARDS REALIZATION OF IDEAS OF INDIVIDUALLY ORIENTED EDUCATION

This article explains the necessity of pedagogical high school students' orientation towards realization of ideas of individually oriented education; it defines the principles of such orientation; and reveals the essence of principles of the transition of values «for himself» into values «for the other» and moral and ethical orientation of the learning process.

Текст научной работы на тему «О принципах ориентации студента - будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования»

УДК 378:17.023

О ПРИНЦИПАХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2015 А.Н.Цепкова

Самарский институт - высшая школа приватизации и предпринимательства

Статья поступила в редакцию 08.09.2015

В данной статье обосновывается необходимость ориентации студента педагогического вуза на реализацию идей личностно ориентированного образования, определяются принципы такой ориентации, раскрывается сущность принципов перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого» и морально-этической направленности процесса обучения студентов.

Ключевые слова: будущий учитель, ориентация, личностно ориентированное образование, идея, принцип.

В контексте смены вектора развития общества одной из задач образования, играющего заметную роль как в формировании ценностных ори-ентаций школьников, в развитии у них моральной мотивации, так и в преодолении ими бездуховности, безответственности, необразованности, является задача формирования личности школьника, способного к духовно-практическому освоению мира в морали. Одним из возможных способов решения данной задачи является реализация учителем личностно ориентированной модели образования, создающей условия как для полноценного развития личностного опыта и личностных функций субъектов образовательного процесса, так и для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали. Однако существует противоречие между стремлением учителя организовывать духовно-практическое освоение школьниками мира в морали и недостаточным осознанием им того, что по такому компоненту образования, как способ освоения школьником мира в морали, знаниевая образовательная модель соответствует положениям регулятивной концепции морали, а лично-стно ориентированная образовательная модель -положениям концепции духовно-практического освоения мира в морали. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является реализация учителем идей личностно ориентированного образования, в рамках которого осуществляется преимущественно духовно-практическое освоение мира в морали, а школьник, производящий моральные требования и исполняющий их, является субъектом активности в

Цепкова Анжелика Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. E-mail: zepkovaan@mail. ru

освоении ценностей и норм морали. Тем самым становится актуальной проблема ориентации студента - будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования.

Решение данной проблемы предполагает определение принципов ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования.

Прежде чем определить такие принципы, становящиеся принципами педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза, сделаем некоторые пояснения относительно понимания содержания категории «принцип».

Принцип, как подчеркивает В.В.Краевский, есть принцип действия, под которым подразумевается, например, этическая норма. Именно второй смысл по традиции и по существу следует считать наиболее адекватным содержанию и задачам педагогической науки. Педагогические принципы - это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание, которое педагогика получает, реализуя конструктивно-техническую функцию1, суть которой заключается в отражении педагогической действительности такой, какой она должна быть. Другими словами принцип раскрывает должное. Таким должным в педагогической деятельности является норма.

Понимание В.В.Краевским принципа в качестве нормы, как показывает анализ научной литературы, вписывается в положения этической науки. Так, А.Ф.Шишкин отмечает, что моральные принципы есть не что иное, как наиболее общие моральные нормы2. Развивая идею

1 Краевский, В.В. Методология педагогического исследования / В.В.Краевский. — Самара: СГПИ, 1994. — 165 с. — С. 52 - 53.

2 Цит. по: Харчев, А.Г. Этика и мораль / А.Г.Харчев //

Предмет и система этики. — М.: Институт философии

A.Ф.Шишкина о том, что моральные принципы есть не что иное, как наиболее общие моральные нормы, А.Г.Харчев предлагает классифицировать рациональные моменты морали по степени их обобщенности. Первый вид обобщенности отражает всеобщность нравственной ситуации. Второй вид означает определенную степень абстрагирования от конкретного содержания ситуации3.

Интересную точку зрения относительно понимания категории «принцип» мы находим у

B.А.Конева, отмечающего, что на ветви данной культурной категории развивается теоретическое мышление, представленное сначала в философии, а затем и в науке. Принципы существенны не только и не столько для культурного функционирования, сколько для любой сферы культуры. Осмысление принципов в любой деятельности требует работы ума, рефлексивной работы разума4.

Так, задачей теоретического педагогического мышления, как подчеркивает Ю.Н.Кулюткин, является «поиск общих закономерностей и, следовательно, отвлечение от всего частного и еди-ничного»5.

Сравнение идей А.Г.Харчева о видах обобщенности с идеями Ю.Н.Кулюткина о том, что задачей теоретического педагогического мышления является поиск общих закономерностей, выявляет общее во взглядах ученых относительно понимания ими сути теоретического мышления. Таким общим является то, что обобщенность означает определенную степень абстрагирования от конкретного содержания ситуации, по А.Г.Харчеву, и отвлечение от всего частного и единичного, по Ю.Н.Кулюткину.

С этих позиций становится понятным, почему моральные принципы, согласно А.Ф.Шишкину, есть наиболее общие моральные нормы. Общее, или всеобщее, будучи закономерностью, отражается в форме понятий, категорий, одной из которых и является категория принципа.

В процессе педагогической деятельности учитель, организуя восхождение школьников к культуре по ее ступеням, сохраняя культурные формы, передает учащимся накопленный опыт деятельности, необходимый для воспроизводства самой деятельности. Воспроизведение уча-

АН СССР; София: Институт философии БАН, 1973. - С. 69 - 91. - С. 76.

3 Харчев, А.Г. Этика и мораль ... — С. 76 - 77.

4 Конев, В. А. Курс «Философия образования» (культу-рантропологический аспект) / В.А.Конев. — Самара: СИПКРО, 1996. - Вып. 6. — 92 с. — С. 58.

5 Кулюткин, Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя / Ю.Н.Кулюткин // Мышление учителя. — М.: Педагогика, 1990. — С. 7 - 26. — С. 17.

щимся опыта деятельности - это есть собственно культурная деятельность, поскольку он под руководством учителя познает «мир воплощенного знания», наделяет смыслом это мир.

Раскрыв содержание категории «принцип», определим принципы ориентации студента -будущего учителя на реализацию идей личност-но ориентированного образования. Такими принципами, с нашей точки зрения, являются принцип единства оценочного и ценностного, принцип ценностной ориентации, принцип перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого», принцип морально-этической направленности процесса обучения студентов, принцип единства теории педагогической морали и нравственной практики.

Охарактеризуем данные принципы. При этом мы не описываем их в полном объеме потому, что они получили широкое распространение в исследованиях ученых-педагогов и были достаточно аргументированно раскрыты в рамках предметов их исследований.

Так, сущность принципа единства оценочного и ценностного раскрывается В.П.Бездуховым, Р.Н.Гуртовской, исследующими проблему формирования способности студентов к моральному выбору6, Л.В.Вершининой, исследующей проблему формирования ценностного сознания будущего учителя7, О.Ю.Дорониной, исследующей проблему формирования нравственной направленности студента - будущего инженера8, А.В.Милеевым9, исследующим проблему формирования ценностной направленности будущего учителя и др. Сущность принципа ценностной ориентации раскрывается Л.В.Вершининой10, А.В.Милеевым11 и др. Сущность принципа перехода ценностей для «себя» в ценности «для другого» раскрывается Л.В.Вершининой12. Сущность

6 Бездухов, В.П. Моральный выбор студента: теория и практика / В.П.Бездухов, Р.Н.Гуртовская. — М.: МПСИ, 2007. — 198 с. — С. 132 - 133.

7 Вершинина, Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя / Л.В.Вершинина. — М.: МПСИ, 2009. — 258 с. — С. 127.

8 Доронина, О.Ю. Содержание и методы формирования нравственной направленности студента - будущего инженера: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ольга Юрьевна Доронина. — Самара, 2008. — 26 с. — С. 10.

9 Милеев, А.В. Формирование ценностной направленности студента - будущего учителя. - Самара: СГПУ, 2009. — 113 с. — С. 63 - 64.

10 Вершинина, Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания .— С. 133 - 134.

11 Милеев, А.В. Формирование ценностной направленности ... — С. 58 - 60.

12 Вершинина, Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания . — С. 133 - 134.

именно принципа морально-этической направленности процесса обучения, а не просто принципа рефлексивной направленности процесса обучения раскрывается В.П.Бездуховым, Р.Н.Гур-товской13. Сущность принципа единства теории педагогической морали и нравственной практики раскрывается В.П.Бездуховым, О.К.Поздняковой14

Не привнося ничего нового в понимание учеными принципов единства оценочного и ценностного, ценностной ориентации, единства теории педагогической морали и нравственной практики, мы дополняем, конкретизируем ряд идей ученых относительно таких принципов, как принцип перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого», принцип морально-этической направленности процесса обучения студентов.

Л.В.Вершинина, опираясь на идею В.П.Без-духова о необходимости различения ценностей «для себя» и ценностей «для другого», обосновывает принцип перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого», ориентирует преподавателя на организацию «движения» ценностей в аксиологическом педагогическом пространстве от преподавателя к студенту и от студента к преподавателю. Способом организации такого «движения» ценностей является ценностно-ориентационная деятельность, а механизмом перехода является рефлексия. Главное, по мнению ученого, состоит в том, что в рамках перехода ценностей от одного к другому и наоборот осуществляется взаимопереход ценностей, благодаря которому становится возможным взаимопринятие каждым другого. Благодаря возникающим во взаимопринятии эффектам соучастия, со-чувствия, со-действия происходит «встречное движение» ценностей, осмысление и принятие которых обогащает содержание ценностного сознания и преподавателя, и студента15.

Соглашаясь с Л.В.Вершининой в том, что в рамках перехода ценностей от одного к другому и наоборот осуществляется взаимопереход ценностей, заметим: ученый четко не указывает на то, чтобы такой переход осуществился необходимо, чтобы у школьников и, естественно, у учителя были сформированы нравственные пред-

13 Бездухов, В.П. Моральный выбор студента ... — С. 121 - 123.

14 Бездухов, В.П. Принципы формирования нравственного сознания студента - будущего учителя / В.П.Бездухов, О.К.Позднякова // Известия Российской академии образования. — 2012. — № 4(24). — С. 32 -44. — С. 36 - 39.

15 Вершинина, Л.В. Теоретические основы формирова-

ния ценностного сознания ... — С. 129 - 130.

ставления о понятиях морали. Необходимость наличия у учителя и у школьников таких представлений о понятиях морали обусловлена тем, что они мыслят понятиями, категориями, а не ценностями. Именно категории и понятия определяют, как подчеркивает Ю.Н.Кулюткин, категориальные структуры мышления, которые позволяют человеку организовывать и осмысливать поступающую к нему информацию. Категории функционируют в сознании человека и как наиболее общие понятия, и как исходные схемы мышления, которые направляют мысль на поиск наиболее фундаментальных характеристик объекта16.

Именно понятия о добре, милосердии, справедливости, долге и ответственности, чести и достоинстве и другие понятия морали направляют мысль школьника, учителя на другого человека, на его принятие. Принятие же человеком другого человека как принятие ценностей другого человека не означает, естественно, исповедование человеком ценностей другого. Понятия морали принимают значение ценностей, которые и начинают «двигаться» в пространстве отношений между учителем и школьником, между людьми.

Новое, что мы привносим в понимание принципа перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого», заключается в том, что условием такого перехода является наличие у школьника, учителя нравственных представлений о понятиях морали, которые, с одной стороны, направляют мысль школьника, учителя на другого человека, на его принятие, на признание его достоинства, его права на свободу, самостоятельность, на уважение к его неповторимости и уникальности. С другой стороны, понятия морали, будучи наделенными смыслом, принимают значение ценностей, которые и «движутся» в пространстве отношений между учителем и учеником. В таком «движении» ценностей становится возможным не только переход ценностей «для себя» в ценности «для другого», но и «встречное движение» ценностных миров.

Итак, сущность принципа перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого» заключается в том, что он ориентирует преподавателя педагогического вуза на формирование у студента понятий морали, которые, направляя мысль будущего учителя на школьника, на его принятие, на признание его достоинства, его права на свободу, самостоятельность, на уваже-

16 Кулюткин, Ю.Н. От идеи к решению / Ю.Н.Кулюткин // Мышление учителя. - М.: Педагогика, 1990. — С. 40 - 54. — С. 41 - 42.

ние к его неповторимости и уникальности, и будучи наделенными смыслом (понятия морали), принимают значение ценностей, «двигающихся» в пространстве отношений между учителем и учеником от учителя к школьнику, от школьника к учителю. В таком «движении» ценностей осуществляется как переход ценностей «для себя» в ценности «для другого», так и «встречное движение» ценностных миров учителя и учащегося.

Вслед за В.П.Бездуховым и Р.Н.Гуртовской мы конкретизируем идеи Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухоб-ской и других ученых, раскрывших сущность принципа рефлексивной направленности процесса обучения. Суть конкретизации заключается не столько в вычленении морально-этической составляющей в принципе рефлексивной направленности процесса обучения студентов, как это делают В.П.Бездухов и Р.Н.Гуртовская, сколько в уточнении назначения такой составляющей.

При этом мы опираемся на идеи О.К.Поздняковой, которая раскрыла содержание нравственно-педагогического, морально-педагогического и этико-педагогического уровней рефлек-

сии17.

Соглашаясь с В.П.Бездуховым и Р.Н.Гуртовской в том, что сущность морально-этической составляющей в принципе рефлексивной направленности процесса обучения студентов заключается в том, что в процессе мысленного спора с самим собой и с другим человеком студент воспроизводит отношения между собой и другим по основанию золотого правила нравственности и категорического императива, который повелевает следовать этому правилу «здесь и сейчас», «там и тогда», заметим, что ученые не указывают на то, что мысленный спор студента с самим собой и с другим человеком происходит в сознании с помощью категорий этики и понятий морали, отражающих наиболее существенные связи между моральными явлениями, принципами морали, ее структурой, функциями и т.д. и направляющих мышление учителя, ученика на поиск объединяющих их ценностей при достижении поставленных целей. Это, во-первых. Во-вторых, освоенные будущим учителем категории этики и понятия морали образуют «категориальные рамки» мышления, сквозь призму которых он осуществляет категоризацию педагогической ситуации, возникающей во взаимодействии с учащимися, воспринимает и интерпретирует ситуацию, осуществ-

17 Позднякова, О.К. Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: дис. . доктора пед. наук : 13.00.01 / Оксана Константиновна Позднякова. — Оренбург, 2006. — 492 с. — С. 192 - 194.

ляет снятие проблематичности педагогической ситуации. Заметим, что, по утверждению В.С.Позднякова и О.К.Поздняковой, снятие проблематичности педагогической, этической ситуации предполагает как момент «дления» знания, «дления» действия, так и момент «остановки» знания и действия. Осознание проблематичности - это момент «остановки», а снятие проблематичности - это момент «дления» действий, осуществляемых на основе знания, «остановка» которого показывает субъекту нравственной деятельности на его неполноту, которая восполняется в процессе «дления» знания, умственных действий18.

Соглашаясь с О.К.Поздняковой в том, что этико-педагогический уровень рефлексии является критериальным для нравственно-педагогического и морально-педагогического ее уровней, заметим, что ученый четко не указывает на тот факт, что содержание этико-педагогического уровня целостной этико-педагогической рефлексии образуют категории этики и понятия морали. Мы полагаем, что категории этики и понятия морали являются критериями для осуществления студентом, учителем рефлексии на нравственно-педагогическом и морально-педагогическом ее уровнях. Поскольку рефлексия есть работа со знанием, которое есть в сознании студента, учителя, постольку он осмысливает педагогическую ситуацию на основе знания, как знания о категориях этики и понятиях морали.

Итак, сущность принципа морально-этической направленности процесса обучения студентов заключается в том, что данный принцип ориентирует преподавателя педагогического вуза на организацию деятельности студента по освоению им категорий этики и понятий морали а) образующих «категориальные рамки» его мышления, сквозь призму которых он осуществляет категоризацию возникшей во взаимодействии с учащимися педагогической ситуации, воспринимает и интерпретирует ситуацию; б) отражающих наиболее существенные связи между моральными явлениями; в) направляющих мышление будущего учителя на поиск объединяющих его и ученика ценностей при достижении поставленных целей; г) являющихся критериями для осуществления учителем рефлексии педагогической ситуации в составе знания, как знания о категориях этики и понятиях морали.

18 Поздняков, В.С. Золотое правило нравственности в моральном выборе учителя / В.С.Поздняков, О.К.Позднякова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2013. —Т. 15. — №2(4). — С. 907 - 913. — С. 910.

Итак, мы определили принципы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования и раскрыли сущность принципа перехода ценностей «для

себя» в ценности «для другого» и принципа морально-этической направленности процесса обучения студентов.

ON THE PRINCIPLES OF ORIENTATION OF A STUDENT -A FUTURE TEACHER TOWARDS REALIZATION OF IDEAS OF INDIVIDUALLY

ORIENTED EDUCATION

© 2015 A.N.Tsepkova° Samara Institute - Higher School of Privatization and Entrepreneurship

This article explains the necessity of pedagogical high school students' orientation towards realization of ideas of individually oriented education; it defines the principles of such orientation; and reveals the essence of principles of the transition of values «for himself» into values «for the other» and moral and ethical orientation of the learning process.

Keywords: future teacher, orientation, individually oriented education, idea, principle.

Anzhelika Nikolaevna Tsepkova, Candidate of pedagogy, Associate professor of Department of social humanities and sciences. E-mail: zepkovaan@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.