АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
2015 № 2
О ПРИМЕНЕНИИ СИСТЕМНОГО МЕТОДА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КОРРУПЦИИ
ГЛАЗКОВА Лилия Владимировна
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о необходимости применения системного подхода в противодействии преступности и коррупции, обосновывается невозможность борьбы с организованной преступностью и ее коррупционными проявлениями только уголовно-правовыми методами.
Ключевые слова: общество, правоохранительные органы, государство, преступность, предупреждение преступности, противодействие преступности, коррупция.
Обусловленная целым комплексом общественных отношений и противоречий, преступность относится к наиболее опасным социальным явлениям. История развития общества показывает, что изменение социально-экономических факторов способно воздействовать на преступность, которая причинно связана с общественными явлениями и процессами.
Противодействовать преступности можно лишь применяя всю систему социальных мер воздействия на ее сложный причинный комплекс. При этом и преступность, и причины ее возникновения, и связанные с ними общественные явления должны рассматриваться как моменты одного органического целого, где все взаимообусловлено1.
Системно-структурный характер преступности позволяет использовать при ее изучении системный метод, впервые предложенный профессором С.Е. Вициным, определявшим систему «как целостное единство структурно расчлененных, но взаимосвязанных элементов, реализующее определенные функции в условиях конкретной внешней среды»2.
Одно из требований системы - «наличие, по крайней мере, одной большой системы, объемлющей данную»3.
В такой системе как «общество - преступность» большой системой по отношению к преступности выступает общество. Установление того, как изменение преступности взаимосвязано с изменением более общего целого, в которое она входит как часть, т.е. общества, и составляет сущность системного подхода.
Являясь продуктом и частью общества, преступность в то же время представляет собой саморазвивающуюся и самоуправляемую систему, имеющую свойство организованности. Это
1 См.: Иванцов С.В. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении и предупреждении организованной преступности / под ред. С.Я. Лебедева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 17.
2 См.: Вицин С.Е. Системный подход и преступность : учеб. пособие. М. : Изд-во Академии МВД СССР, 1980. С. 5.
3 Управление, информация, интеллект / под ред. А.И. Берга. М. : Мысль, 1976. С. 101.
50
свойство преступности особенно отчетливо проявляется в групповых преступлениях, совершаемых различными объединениями лиц, самыми простыми из которых являются группы лиц без предварительного сговора (ч. 1 ст. 35 УК РФ), а самыми сложными - преступные сообщества (преступные организации) - ч. 4 ст. 35 УК РФ).
Наибольшую опасность представляют преступления, совершенные организованными группами и преступными сообществами, деятельность которых особенно активизировалась в России в 90-х годах ХХ века в период ломки общественных отношений и попытки установления в кратчайшие сроки рыночных капиталистических отношений.
Организованная преступность, помимо основного системного признака - организованности (структурированности), обладает и еще одним важным системным признаком -управляемостью входящих в нее организованных преступных формирований4.
Усложнение преступной деятельности, развитие ее организованных форм требует обеспечения координации между различными структурами преступных сообществ и организаций, совершенствования планирования преступной деятельности, налаживания контактов с правоохранительными и другими государственными органами. Эти функции берет на себя управленческое ядро преступных формирований (организаторы и руководители). В отличие от исполнителей конкретных преступлений лидеры преступного мира могут заниматься только организаторскими проблемами. Более того, усложнение преступных структур привело к тому, что рядовые участники сообществ могут и не знать, кто руководит их действиями.
Общепризнанно, что уголовно-правовых мер для организации противодействия преступности недостаточно, и они должны дополняться обще-
4 Христюк А.А. Противодействие организованной пре-
ступности на региональном уровне : учеб. пособие. М. : Юрли-
тинформ, 2011. С. 17.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
2015 № 2
социальными мерами, в числе которых на первое место в современных условиях следует поставить устранение условий для процветания коррупции в различных органах государственной власти и правоохранительной системы. По мнению многих ученых и практиков, именно коррупция породила мощный рост организованной преступности5.
Установление коррупционных связей помогает преступным сообществам и организациям уклоняться от многих рисков, связанных с государственным и общественным контролем за преступностью, помогает участникам и руководителям избегать уголовной ответственности, выигрывать тендеры на выгодные государственные заказы, заниматься легализацией преступных средств.
Должностные лица, пользуясь своим положением, создают и возглавляют различные экономические хозяйственные преступные сообщества и организации. По некоторым данным, каждое четвертое корыстно-хозяйственное преступное образование было сформировано должностными лицами властно-управленческих органов6.
Криминализация государственного аппарата стала одной из основных тенденций в развитии организованной преступности современной России. Системный подход, позволяющий изучать организованную преступность во всем многообразии ее связей с общественными явлениями, делает возможным выявление устойчивых тенденций и характеристик.
Так, С.Д. Белоцерковский обращает внимание на то, что криминализация госаппарата проявляет себя в двух аспектах: во-первых, в активном подкупе представителей государственных и общественных институтов и политических структур с целью принятия ими необходимых или выгодных для преступников решений. В этом случае чиновник начинает работать не на государство, а на организованную преступность. Во-вторых, криминализация государства организованной преступностью проявляет себя в проникновении ее представителей в государственные и общественные институты и политические структуры и занятии там необходимых социальных позиций - значимых должностей7.
5 См.: Клименко Е.А. Проблема криминализации государственного аппарата в современной России // Историческое обозрение. М., 2004. С. 119 ; Агапов П.В. Об основных тенденциях организованной преступности в современной России // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 3 (25). С. 44 ; Иванцов С.В. Основные тенденции российской организованной преступности XXI в. // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 2. С. 85.
6 См.: Иванцов С.В. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении и предупреждении организованной преступности. С. 121.
7 См.: Белоцерковский С.Д. Организованная преступность и криминализация государственных структур // Преступность, ее виды и проблемы борьбы. М., 2011. С. 225-227.
Затем эти должности используются для лоббирования интересов тех хозяйственных субъектов, которые приносят депутату высокий и стабильный доход, не сравнимый даже с зарплатой «думцев», установленной с 2014 года в 420 тыс. руб. в месяц. Кроме того, должность предоставляет неплохие возможности для извлечения прибыли путем составления депутатских «запросов», стоимость которых может доходить до 5 тыс. долл. и выше8.
Системный подход в изучении организованной преступности показывает и еще одну тревожную тенденцию ее развития - все усиливающуюся транснационализацию. Стремясь получить дополнительные доходы, преступные сообщества активно распространяют свое влияние за рамки национальных границ, укрепляя финансово-экономические позиции в зарубежных странах9.
Эксперты ООН также отмечают рост количества транснациональных преступлений и их связь с организованной преступностью и коррупцией, справиться с которыми можно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества10.
Таким образом, системный подход позволяет выделить устойчивые закономерные тенденции современной организованной преступности, которые характеризуют ее, как:
- организованную (структурированную);
- имеющую управленческое ядро;
- стремящуюся к криминализации общественных отношений, в том числе государственного аппарата;
- связанную с коррупцией;
- транснациональную.
В заключение хотелось бы подчеркнуть важность системного подхода в изучении и противодействии организованной преступности и коррупции, снижение размеров которых «возможно только в том случае, когда будут предприняты взаимосвязанные и скоординированные меры социального, правового, криминологического и организационного характера в их единстве и взаимосвязи»11.
8 См.: Барова Е. Ценные бумажки. Как депутаты нашли себе легкий приработок // Аргументы и факты. 2014. № 7.
9 Агапов П.В. Об основных тенденциях организованной преступности в современной России // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 3 (25). С. 44.
10 Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями: сб. документов. М., 2001. С. 89 ; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. Ст. 3882.
11 Иванцов С.В. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении и предупреждении организованной преступности. С. 302-303.