Научная статья на тему 'О применении педагогического опыта традиционных восточных единоборств в психотехнологии современного образования'

О применении педагогического опыта традиционных восточных единоборств в психотехнологии современного образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
193
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / БОЕВОЕ И СПОРТИВНОЕ ЕДИНОБОРСТВО / УШУ / ЦИГУН

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абаев Николай Вячеславович

В статье рассматриваются различные методы психофизической тренировки и саморегуляции, выработанные в традиционной культуре народов Центральной и Северо-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Абаев Николай Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О применении педагогического опыта традиционных восточных единоборств в психотехнологии современного образования»

УДК 37

Абаев Николай Вячеславович

Доктор исторических наук, профессор ТувГУ, tgu@tuva.ru, Кызыл

О ПРИМЕНЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ТРАДИЦИОННЫХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В ПСИХОТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Abayev Nikolay Vyacheslavovich

Doctor of historical sciences, professor TuvSU, tgu@tuva.ru, Kyzyl

APPLICATION OF TEACHING EXPERIENCE OF TRADITIONAL MARTIAL ARTS IN PSYCHO TECHNOLOGY OF MODERN EDUCATION

Для Новой России жизненно важной геостратегической задачей ближайшего времени является восстановление утраченных позиций в центрально-азиатском регионе, где зародилась, сформировалась и в течение многих столетий развивалась так называемая «кочевая» цивилизация - весьма своеобразный этносоциальный и общественно-экономический феномен, культурно-исторические традиции которого в значительной степени сохранились в азиатской части Российской Федерации только в субрегионе Саяно-Алтая, главным образом в Туве и Горном Алтае. В других сопредельных Туве регионах, в частности в Бурятии и Хакасии эти этнокультурные традиции сохраняются лишь фрагментарно, в сильно модифицированном и даже нередко искаженном виде, что затрудняет их возрождение и адаптацию к современным условиям.

Наиболее ценным в культурно-историческом опыте саяно-алтайского кочевничества с точки зрения насущных задач современности является уникальное искусство выживания в самых экстремальных природно-климатических условиях Центральной и Северной Азии, заложившее основы своеобразной экологической культуры тюрко-монгольских народов, а также их культурно-психологических традиций, определивших в значительной мере особенности менталитета, стиля мышления и социального поведения. При этом важной особенностью этноэкологи-ческой культуры тюрко-монгольских народов в тех ареалах ее распространения, где влияние ислама отсутствовало или было незначительным, является стремление человека выживать в сложных и экстремальных условиях не за счет разрушения окружающей природной среды, а за счет мобилизации своих собственных внутренних ресурсов посредством психологической саморегуляции, повышающей адаптационные

возможности человеческого организма и этносоциальной общности в целом.

Другая яркая особенность экологической культуры в кочевой цивилизации заключались в том, что процесс саморегуляции должен носить максимально естественный характер, т. е. не нарушать универсальных законов микро- и макрокосмоса, а наоборот - приводить их в гармоническое равновесие, восстанавливая динамический баланс между миром внутренним и окружающей средой. Конечной целью (или сверхзадачей) методов саморегуляции и самоорганизации было, таким образом, не просто выживание человека как личности и субъекта деятельности, а также выживание всей этносоциальной общности, но и достижение гармоничного баланса как во внутреннем мире, в индивидуальной психологической жизни (микрокосмосе), так и во взаимоотношениях с окружающим миром, причем как с внешней социальной, так и природной средой. Понятно, что человек, живущий в мире и гармонии с самим собой, будет соблюдать те же принципы и во всей своей практической деятельности, в том числе в социальной практике.

Особую роль актуальность практическую значимость эти методы саморегуляции приобретают в виду того, что в современном мире происходит экстремализация не только отдельных видов профессиональной деятельности, которые сопряжены с нештатными ситуациями и протекают в сложных условиях, требующих быстрой реакции, адекватности восприятия, концентрации внимания и т. д., но и практически всей жизнедеятельности человека независимо от его профессиональной принадлежности, когда вся его жизнь превращается в борьбу за выживание. Помимо возрастания роли негативных психоэмоциональных факторов растет и общая динамика жизни в современных мегаполисах, увеличивается время, проводимое в транспорте, что само по себе является стрессогенным фактором. Иначе говоря, условия жизни современного человека по своей динамике все больше приближается к жизни традиционного «кочевника» - скотовода или охотника, ведущих полукочевой образ жизни, более динамичный, чем у земледельца или ремесленника.

В этом плане большой интерес представляют различные методы психофизической тренировки и саморегуляции, выработанные в традиционной культуре народов Центральной и Северо-Восточной Азии, в том числе Алтай-Байкалии и Транс-Саянии - разнообразные виды искусства боевого и спортивного единоборства, народные танцы и военно-спортивные игры, музыкальный фольклор, лечебная практика народных целителей, использование целебных трав и минералов, целебных Аржанов, массажа и самомассажа и т. д. Особый интерес вызывает использование в психотерапевтических и профилактических целях бубно-терапии, «горлового пения», различных музыкальных инструментов. Не меньший научно-практический интерес представляют и коллективные обряды, ритуалы и другие культовые действия, особенно те, которые осуществляются на биологически активных зонах и точках - на священных горах, источниках и других местах с повышенной энергетикой.

Но, пожалуй, наибольший интерес в плане практического применения в современных условиях сложной и экстремальной деятельности представляют методы и средства, выработанные под влиянием буддийских культурнопсихологических традиций, в частности тибетской и бурят-монгольской медицины, военно-прикладных искусств, называемых также «восточными единоборствами» (под ними зачастую подразумеваются только традиционно- китайские искусства цигун и ушу, хотя у номадов и охотников Алтай-Байкалии существовали свои собственные не менее эффективные традиции боевого и спортивного единоборства), индийской и китайской йоги и других методов психической саморегуляции и психофизической тренировки.

Вместе с тем, изучение историко-культурного наследия буддизма в странах Центральной Азии имеет и важное этнополитическое и геополитическое значение, особенно, если учесть огромную миротворческую роль буддизма и его мощный потенциал в смягчении этноконфессиональных и цивилизационных конфликтов, в конструктивном диалоге культур Востока и Запада, что особенно важно для Российско-евразийской цивилизации, изначально формировавшейся как межкультурный и суперэтнический феномен.

Как традиционное искусство боевого и спортивного единоборства ушу включает в себя умение в совершенстве владеть не только своим телом и каким-нибудь традиционным видом оружия, в том числе луком и стрелами, но также и искусство психической, биоэнергетической саморегуляции, называемая в Китае цигун. Хотя ушу и цигун считаются сугубо китайским изобретением, в «кочевой» цивилизации аналогичные психотехнические упражнения занимали еще более важное место, причем уже в глубокой древности произошло соединение чисто боевых приемов с искусством психической саморегуляции.

Так, например, спортивная тренировка стрелка из лука включает в себя техническую, тактическую и физическую подготовку. Современному спортсмену, достигшему определенных успехов в искусстве стрельбы из лука, прекрасно владеющему техникой и тактикой стрельбы, оснащенному хорошим луком и стрелами, можно еще больше улучшить психологическую, морально-волевую устойчивость, которая очень часто играет решающую роль как на соревнованиях высоко ранга, так и в подготовительном периоде, с помощью традиционных восточных методов морально-психического воспитания и аутогенной тренировки - буддийская, индуисткая и даосская йога, цигун, ушу, кун-фу (точнее, кит. «гунфу»), а также сугубо «кочевническая» йога тюрко-монгольских народов Даяан [1].

Многие традиционные системы психической саморегуляции народов Центральной и Северо-Восточной Азии базируются на философско-психологических, биоэнергетических, космофизических принципах, лежащих в основе тибетской медицины, которая берет начало в индийской Аюрведе, а также на философии и психологии Северного буддизма маха-яны; значительное влияние на культуру психической деятельности стран буддийской цивилизации оказала и китайская медицина, основанная на

философско-психологических и этических принципах традиционных китайских учений, в том числе даосизма [3; 4].

Аюрведа, как известно, включает в себя и йогическое искусство психической саморегуляции. Аюрведа и йога - это основные пути достижения очищения, оздоровления органов тела человека с помощью «трех движителей» (ваю, питта и капха). При этом активизируются умственные и физические способности. В тибетской традиции тело человека построено из пяти первоэлементов, т. е. к четырем - земля, вода, огонь, воздух (в Аюрведе), добавилось еще одно понятие - «эфир» (или пустота), которое дает нам пространство для развития тела. Естественно, человеческое тело, как живой организм может существовать только в виде взаимно уравновешенной системы из пяти элементов. Эфир (пустота) и воздух образуют «телесный ветер». Огонь и вода образуют «желчь», или «телесный огонь». Земля и вода при своем соединении образуют в организме жизненный принцип «слизи».

Несколько иной подход к биоэнергетическим процессам демонстрирует традиционная китайская медицина, раскрывающая представления о системах энергетических каналов и меридианов (цзин-ло), по которым движется энергия «ци». Такой подход можно назвать системно-кибернетическим. Китайская медицина рассматривает человеческий организм как сложную саморегулирующую систему, находящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой.

В самом человеке выделяются двенадцать основных систем (каналов) и восемь подсистем, которые взаимодействуют между собой по определенным законам (правилам). Разработаны системы диагностики этих основных систем и способы воздействия на них с учетом связей и саморегулирующейся способности организма.

Из этих представлений выводится своя классификация болезней, и разрабатываются методы, средства и принципы воздействия: иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, лекарственные травы, психофизические упражнения (ушу, цигун) и др. Хотя в тибетской и китайской медицине применяются разные методы, но выполняются общие задачи - приведение работы внутренних органов и систем в сбалансированное состояние с целью достижения гармонии духа и тела [1; 2].

Состояние глубокого расслабления и успокоения ума приводит к эффективной саморегуляции всех систем организма, энергия ци течет «правильно», закупорка меридианов исчезает, организм выздоравливает и укрепляется. При различных хронических и сложных болезнях выполняются определенные упражнения, воздействующие специальным образом на отдельные части тела и на организм в целом, при этом учитываются биоэнергетические основы, регулирующие жизнедеятельность человеческого организма.

Статические позы и динамические движения данных систем приводят к ощущению всеобщей гармонии, релаксации и покоя, уравновешенности. Во время выполнения упражнений раскрываются энергетические каналы, улучшается циркуляция ци, что помогает «промывать» все блокировки,

«массировать» внутренние органы, восстанавливать поврежденные и измененные ткани, предотвращая многие заболевания, а также избавляет от воздействия на организм человека стрессогенных факторов, в частности нервного напряжения, способствует развитию духовных способностей. Такие занятия укрепляют здоровье, играют активную роль в профилактике и излечении ряда заболеваний, повышают умственную и физическую работоспособность, способствуют развитию периферического зрения, предотвращают преждевременное наступление старости и продлевают жизнь.

Эти виды психотренинга явились практическими методами воздействия на различные сферы деятельности человека с целью повышения его приспособляемости к существующим условиям жизни с ее космическими и биологическими ритмами, геофизическими и метеорологическими влияниями чередующихся природных явлений.

В частности, для стрелков из лука ощущение состояния релаксации и покоя, которое испытывает практикующий методы ушу и цигун, помогает во время стрельбы почувствовать себя единым целым с оружием и реально ощутить полет стрелы, мысленно сопроводить ее до мишени и по звуку соприкосновения с ней определить точность попадания. Оценив и проанализировав свои ощущения, можно вновь и вновь производить качественные выстрелы в течение определенного отрезка времени в рамках одних соревнований и повторить в нужный момент стабильную стрельбу.

Только научив спортсмена определенным навыкам достижения различных состояний (физических, психических, эмоциональных) можно требовать их применения в морально-волевой подготовке, реализации в экстремальных соревновательных ситуациях и в тренировочном процессе, а также в целях их физической и психологической реабилитации.

Таким образом, необходимо использовать огромный культурноисторический опыт, в котором в течение многих столетий аккумулировались лучшие достижения в области традиционной китайской, индийской, тибетской и тюрко-монгольской медицины, биоэнергетики, психологии, философии, культуры психической деятельности и т. д. Для использования этого опыта в современных психотехнологиях здоровьесбережения и образования Лаборатория «кочевых» цивилизаций ТывГУ разработала инновационную культурно-просветительную и образовательно-педагогическую программу по дисциплине «Этнопедагогические основы культуры психической деятельности народов Центральной Азии».

Целями данной дисциплины является выработка устойчивых знаний об особенностях культуры психической деятельности тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Саяно-Алтая, об этнопедагогических основах формирования базисных (репрезентативных) типах личности в различных этнических культурах, их стиля мышления и социального поведения, а также о некоторых социально-психологических механизмах взаимодействия этнопедагогических традиций «кочевых» цивилизаций Внутренней Азии с экологической культурой тюрко-монгольских народов.

Одним из разделов этой программы является: «Философия и психология духовно-оздоровительных систем Востока». Целями освоения данного раздела являются углубленные знания о роли философско-психологических учений Северо-Восточной и Центральной Азии (буддизм, даосизм, тэн-грианство и др.) в формировании культуры психической деятельности и традиционно-восточных духовно-оздоровительных систем, содействующих повышению уровня психорегулятивности, морально-психологической устойчивости и креативности человека как личности и субъекта деятельности. Одной из главных задач данного раздела учебной программы является также выработка эффективных методов психотренинга и психической саморегуляции на основе восточных духовно-оздоровительных систем, которые могут использоваться как непосредственно в процессе подготовки спортсменов-единоборцев, так и в общепедагогической практике.

Библиографический список

1. Абаев, Н. В. Психофизические упражнения ушу [Текст] / Н. В. Абаев. -Улан-Удэ, 1989.

2. Абаев, Н. В. Предисловие к «Чжуд-ши» том 3. - «Тантра наставлений» / пер. и комм. Д. Б. Дашиева [Текст] / Н. В. Абаев. - Улан-Удэ, 1991.

3. Абаев, Н. В. Учение о психофизических типах людей в диагностике тибетской медицины [Текст] / Н. В. Абаев, Н. Ц. Жамбалдагбаев // Экологические традиции в культуре народов Азии. - Новосибирск, 1992.

4. Пупышев, В. Н. Тибетская медицина - язык, теория, практика [Текст] / В. Н. Пупышев. - Новосибирск, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.