Научная статья на тему 'О правовых контурах и координатах евразийской интеграции'

О правовых контурах и координатах евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
380
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СНГ / ЕВРАЗЭС / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / EURASIAN ECONOMIC PERSPECTIVE / EURASIAN ECONOMIC INTEGRATION / CIS / CUSTOMS UNION / UNIFIED ECONOMIC SPACE / EURASIAN ECONOMIC UNION / LEGAL PRINCIPLES OF EURASIAN INTEGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабриева Талия Ярулловна

В статье рассматриваются условия и средства обеспечения устойчивости и динамизма правового каркаса евразийской экономической интеграции. К ним отнесены: кодификация нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза, выбор приоритета в международных обязательствах, систематизация соглашений после кодификации, имплементация основных документов евразийского экономического союза, создание парламента и суда Евразийского экономического союза, а также механизмы примирения, согласования интересов и принудительного исполнения решений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the legal outlines and coordinates of Eurasian integration (Russia, Moscow)

The article discusses conditional and tools enabling sustainability and dynamism of the legal framework of the Eurasian economic integration. Among those are: codification of the legal basis of the Eurasian Economic Union, establishing priorities of international commitments, systematization of agreements upon their codification, implementation of basic documents of the Eurasian Economic Union, as well as mechanisms of conflict resolution, coordination of interests and mandatory execution of decisions

Текст научной работы на тему «О правовых контурах и координатах евразийской интеграции»

О ПРАВОВЫХ КОНТУРАХ И КООРДИНАТАХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Т.Я. Хабриева,

Директор Института законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации,

академик РАН office@izak.ru

В статье рассматриваются условия и средства обеспечения устойчивости и динамизма правового каркаса евразийской экономической интеграции. К ним отнесены: кодификация нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза, выбор приоритета в международных обязательствах, систематизация соглашений после кодификации, имплементация основных документов евразийского экономического союза, создание парламента и суда Евразийского экономического союза, а также механизмы примирения, согласования интересов и принудительного исполнения решений.

Ключевые слова: «Евразийская экономическая перспектива», евразийская экономическая интеграция, СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, правовые основы евразийской интеграции

ББК У9(2)80,3

I. О траектории развития Евразийского экономического союза

Создание Евразийского экономического союза предполагает обеспечение, с одной стороны, устойчивости Союза, а с другой, — динамизма его развития, способности приспосабливаться к постоянно меняющимся экономическим, социальным и международным условиям.

Это, возможно, главный вывод, к которому пришел наш Институт законодательства и сравнительного правоведения, моделируя развитие интеграционных процессов при подготовке в 1990-1992 гг. проекта Союзного Договора1, а в последующие годы — документов Содружества Независимых Государств, других интеграционных объединений с участием Российской Федерации2. Работа в этом направлении продолжается и сейчас в рамках сотрудничества с Евразийской экономической комиссией.

Основываясь на нашем опыте изучения и моделирования интеграционных процессов, мы можем выделить три основные правовые задачи, соответствующие трем этапам траектории развития Евразийского экономического союза.

На первом этапе становления Союза на первый план выдвигается задача создания и кодификации его нормативной правовой базы.

На втором этапе ключевое значение приобретает задача создания действенных механизмов имплементации актов Евразийского экономического союза.

Суть третьего этапа определена решением задачи более широкого включения в правовое пространство Союза граждан, предприятий и организаций входящих в его состав государств.

II. О первом этапе развития и кодификации нормативной правовой базы Союза

Решению задачи создания и кодификации нормативной правовой базы Евразийского экономического союза препятствует рассогласованность, иногда запутанность и даже противоречивость правовой базы существующих интеграционных объединений.

Надо помнить, что Евразийский экономический союз создается на базе уже сформировавшихся Таможенного союза и Единого экономического пространства3.

В то же время все три государства — Россия, Беларусь и Казахстан — являются участниками других международных организаций, в том числе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и СНГ Кроме того, Российская Федерация является членом ВТО.

Как следствие, возникает проблема множественности правовых статусов в межгосударственных интеграционных объединениях, что еще более осложняет задачу создания и последующей кодификации нормативной правовой базы Евразийского экономического союза4.

Средством решения этой достаточно распространенной проблемы является взаимная корреляция и определение приоритетности наслаивающихся международных обязательств.

Так, например, Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. закрепляет два принципа:

— безусловного приоритета обязательств, вытекающих из участия в ВТО, а также

— действия более либеральных правил в случае возникновения коллизий между другими международными правовыми актами.

Подобный опыт может быть экстраполирован и в практику международной правовой регламентации Евразийского экономического союза.

Решение проблемы создания и кодификации нормативной правовой базы Союза невозможно без инвентаризации действующих документов и разработки на ее основе акта, систематизирующего регулирование ключевых направлений интеграционных экономических процессов.

В настоящее время идет интенсивная работа по подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе, который должен не только инкорпорировать уже действующие правовые решения более чем 20 базовых соглашений, но и сплести их в целостный, внутренне согласованный базовый документ единого экономического пространства5.

Образцами здесь могут служить Договор о функционировании Европейского Союза и Североамериканское соглашение о свободной торговле, закрепившие правовой фундамент единого экономического пространства интеграционных объединений Западной Европы и Северной Америки6.

Наш проект Договора разрабатывается во многом в том же формате комплексного регулирования единого экономического пространства. К настоящему времени он включает около 350 страниц. Не нужно опасаться такого объема нормативного материала, поскольку он определен потребностью решения очень многих концептуальных задач.

Главная и политическая, и правовая проблема — определение международной правосубъектности и объема компетенции Евразийского экономического союза.

2 1

Один из вариантов — придание Евразийскому экономическому союзу полной международной правосубъектности. Это означает, что новый Союз сможет участвовать в международных отношениях с другими странами и организациями от своего имени, заключать международные договоры с третьими государствами и международными организациями. Возможны и более ограниченные формы международной правосубъектности Союза, требующие согласования принимаемых решений с государствами, входящими в его состав.

Предстоит сделать выбор и между несколькими моделями закрепления компетенции Союза. При этом закрепление может быть исчерпывающим, когда компетенция ограничивается только теми вопросами, которые непосредственно отражены в тексте Договора. Возможна и другая модель, когда за Союзом признаются также подразумеваемая или имманентная компетенция7.

Есть еще один вопрос, который еще не рассматривался. При проведении такой масштабной кодификации необходимо решать задачи модернизации и адаптации тех соглашений, которые останутся в силе после принятия Договора

о Евразийском экономическом союзе (например, Соглашение государств — членов Таможенного союза об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государства-ми-участниками Содружества Независимых Государств, не являющихся государствами — членами Таможенного союза от 17 декабря 2012 г.).

Требует решения и такая проблема, как систематизация решений органов межгосударственных интеграционных объединений, участником которых являются Россия, Беларусь и Казахстан (в частности, решений Совета и Коллегии Евразийской экономической комиссии). Систематизацию могут осуществлять сами органы в формате постоянно обновляемых сборников актов, сгруппированных по определенным направлениям их деятельности. Такие сборники должны войти в обиход деловой практики наших органов, как это происходит во многих странах, в том числе в США8.

III. О втором этапе развития и имплементации актов Союза

Важно уже сейчас определить основные контуры таких кодифицирующих и систематизирующих документов. И не только в связи с перспективой подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, но и потому, что в будущем предстоит сложная работа по имплементации базовых документов Союза — по согласованию национального законодательства и корректировке правоприменительной практики входящих в его состав государств. Это вторая основная задача в траектории развития Евразийского экономического союза.

Решая эту задачу, необходимо обеспечить синхронизацию сроков выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров Евразийского экономического союза. С этой целью может быть разработан соответствующий протокол о синхронизации таких процедур. Позитивный опыт, правда, в форме рекомендательного акта, уже имеется в рамках ЕврАзЭС9.

Важным шагом может стать и разработка проекта международного договора о координации процессов внесения изменений в национальное законодательство, требуемых для выполнения международных обязательств государств — членов Евразийского экономического союза.

Реализация решений Союза должна обеспечиваться на международно-правовом и внутригосударственном уровнях. Так, в Договоре о Евразийском экономическом союзе целесообразно предусмотреть механизмы выполнения соответствующих решений органов ЕАЭС в рамках национальных правовых систем государств-участников. В част-

ности, речь идет о закреплении обязательств по внесению соответствующих корректив в национальное законодательство, включая разработку специальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы реализации актов Евразийского экономического союза. В целях повышения качества имплементации актов необходимо закрепление механизмов их инкорпорации в синхронно установленные сроки и с использованием скоординированных правореализующих средств10.

IV. О третьем этапе развития и включении в правовое пространство Союза участников экономических отношений

Третья и, возможно, самая сложная задача — вовлечение в правовую орбиту Евразийского экономического союза как можно большего числа граждан, организаций, предприятий входящих в его состав государств. Только при этом условии существование Союза станет полноценным11.

Решению этой задачи способствует то, что он объединяет страны с общим историческим опытом, едиными гуманитарными ценностями, сходными правовыми системами и структурами национального законодательства. Надо сохранить эти ценности, цементирующие фундамент Союза.

Вместе с тем необходимо преодоление негативных явлений, доставшихся в наследство от прежних эпох.

Построению Евразийского экономического союза препятствуют, в частности, устойчивые традиции правового нигилизма, проявляемые на всех уровнях — государственных органов, общественных объединений, предпринимательских структур, бытовых отношений12. Необходимо придание правовым актам Евразийского экономического союза силы реально действующих актов, исполняемых в точном соответствии с их содержанием.

Эту задачу невозможно решить без включения в институциональную систему Союза постоянно действующего межгосударственного судебного органа.

В настоящее время имеется довольно позитивная практика функционирования Суда ЕврАзЭС, которая может быть использована для проектирования правовой конструкции Суда Евразийского экономического союза13.

Прежде всего, речь идет о расширении системы нормо-контроля. Суд ЕврАзЭС имеет право толкования международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также актов, принимаемых органами этих интеграционных объединений. Такую же функцию следует придать и Суду Евразийского экономического союза, что позволит укрепить позиции не только Суда, но и Союза в целом. В этой связи отметим высокий потенциал передачи международным судам функции нормоконтроля, позволяющей совершить настоящий прорыв в развитии системы международной юстиции.

Анализируя компетенцию Суда ЕврАзЭС, следует заметить, что ему предоставлено право рассматривать споры между хозяйствующими субъектами государств — участников Таможенного союза. Таким образом, публично-правовая природа юрисдикции данного международного судебного органа дополняется частноправовым компонентом, что, несомненно, способствует углублению интеграционных процессов. Такой же совмещенной компетенцией, имеющей силу кумулятивного воздействия, должен обладать и Суд Евразийского экономического союза.

Проектируя правозащитную систему Союза, следует помнить, что она не должна ограничиваться только Судом, но должна включать и другие механизмы: согласования позиций, примирения, третейского разбирательства споров, принудительного исполнения судебных актов и т.д.

Необходимо создание и обеспечение полноценной деятельности парламента и других институтов Евразийского

экономического союза, а также объединение ресурсов Союза, в том числе финансовых14.

Только такой комплексный подход к решению правовых задач позволит сделать Евразийский экономический союз

не только жизнеспособным, но и действенным, ориентированным на решение не только экономических, но и социальных и гуманитарных задач во благо не только нынешних, но и грядущих поколений.

1 См., например: Крылов Б.С., Кузнецов И.Н., Михалева Н.А. Концепция Союзного договора // Советское государство и право. 1990. № 10; Волкова О.Н., Ковачев Д.А., Лафитский В.И., Пилипенко А.Н. Федерация в зарубежных странах (Общая характеристика и конституционное регулирование). М.: Секретариат Верховного Совета СССР. М., 1990; Лафитский В.И. Дорога, ведущая в тупик. О конфедеративной форме государственного устройства // Народный депутат. 1991. № 4.

2 См.: Правовое обеспечение межгосударственной интеграции / под ред. Ю.А. Тихомирова и В.И. Лафитского. М.: Олита, 2005; Егиа-заров В.А., Оксамытный В.В. Право СНГ и национальное законодательство государств — участников СНГ // Право и экономика. 1998. № 2; Королев Ю.А. Правовое обеспечение развития СНГ // Журнал российского права. 1997. № 5; Маковский А.Л. Создание модели Гражданского кодекса — важнейший шаг к сближению законодательства стран СНГ // Вестник Межпарламентской ассамблеи. 1994. № 2; Манов Б.Г. Механизмы разрешения споров, возникающих между государствами-участниками СНГ // Журнал российского права. 2000. № 2; Тихомиров Ю.А. Модельные законы: новое в теории и практике // Проблемы законотворчества в Российской Федерации. М., 1993; Федерация в зарубежных странах / под ред. Д.А. Ковачева. М.: Юридическая литература, 1993; Лафитский В.И. Основные черты и тенденции развития федерализма в зарубежных странах // Конституционный вестник. 1992. № 14 и др.

3 См.: Каширкина А.А., Морозов А.Н. Динамика интеграции государств-участников Евразийского экономического сообщества // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2010. — № 1.

4 См.: Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Кичигин Н.В. и др. Проблемы правового обеспечения Единого экономического пространства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2011. — № 4; Каширкина А.А., Морозов А.Н. Правовые аспекты интеграции на постсоветском пространстве в рамках ЕврАзЭС: проблемы и перспективы // Журнал российского права. — 2010. — № 2.

5 См.: Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. К новому парламентскому измерению евразийской интеграции // Журнал российского права. — 2012. — № 8.

6 Подробнее см.: Лафитский В.И. Опыт исследования процессов региональной интеграции» // Правовое обеспечение межгосударственной интеграции.

7 См.: Каширкина А.А., Морозов А.Н. Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного Союза: Сравнительный анализ. — М., 2012; Моисеев Е.Г. Таможенный Союз и формирование Единого экономического пространства: международно-правовые аспекты // Российское правосудие. — 2012. — № 1; Сутырин С.Ф., Харламова В.Н. Факторы и основные проблемы формирования экономического союза стран СНГ // Вестник Межпарламентской ассамблеи. — 1994. — № 4.

8 В США такие сборники нормативных правовых актов носят название «Правила и установления» (Rules and Regulations).

9 См.: Заявление глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. № 79.

10 Доронина Н.Г., Лукьянова В.Ю., Семилютина Н.Г., Тиунов О.И. Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием Единого экономического пространства. — М.: ИЗИСП, 2012.

11 Одно из средств решения этой проблемы — формирование единого евразийского финансового центра.

12 Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. — 1993. — № 8; Матузов Н.И. Правовой нигилизм как деструктивное явление российской действительности // Человек и право на рубеже веков. Альманах Института прокуратуры РФ Саратовской государственной академии права. № 1 (6) Кожевников В.В., Сенин И.Н. Правовой нигилизм как социальное явление. — Омск, 2005.

13 Нешатаева Т.Н. Евразийский суд: назад в будущее // Закон. — 2012. — № 9;

Бабкина Е.В., Л.Э. Каменкова. Экономический Суд СНГ и Суд ЕврАзЭС: сходство и различия // Российская юстиция. — 2012. — № 8.

14 Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. К новому парламентскому измерению евразийской интеграции // Журнал российского права. — 2012. — № 8; Доронина Н.Г., Хабриева Т.Я. Создание Международного финансового центра: системный подход к решению правовых проблем // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2010. — №5; Нешатаева Т.Н. Международный финансовый центр и ЕврАзЭС: возможности взаимодействия // Российское правосудие. — 2011. — № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.