Научная статья на тему 'О правовом регулировании таможенной экспертизы в таможенном союзе'

О правовом регулировании таможенной экспертизы в таможенном союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2817
630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ЭКСПЕРТЫ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУДЫ / THE CUSTOMS LEGISLATION / CUSTOMS EXAMINATIONS / THE RESEARCHES / SPECIAL KNOWLEDGE / STANDARDIZATION / EXPERTS / LEGAL PRACTICE / SPECIALISED COURTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Елена Ислямовна, Metelkov Sergey Nikolaevich, Бегишева Ирина Валерьевна

В статье идет речь о необходимости создания единой методической экспертной базы государств-участников Таможенного союза и урегулировании правоотношений возникающих в таможенной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT LEGAL REGULATION OF CUSTOMS EXAMINATION IN THE CUSTOMS UNION

The article is about the necessity of creating of the central methodical expert data base of the member-states of the Customs union and about regulation of the legal practice in customs sphere.

Текст научной работы на тему «О правовом регулировании таможенной экспертизы в таможенном союзе»

3. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1. О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

Андреева Елена Ислямовна., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой товароведения и таможенной экспертизы Российская таможенная академия (г.Люберцы),

Контакты автора: ei_eiandreeva@mail.ru

Метельков Сергей Николаевич, заместитель начальника Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России(г.Москва), полковник таможенной службы

Контакты автора: smetelkov@rambler.ru

Бегишева Ирина Валерьевна., оперуполномоченный по особо важным делам отдел организации специальных мероприятий служба «Н» Главное управление по борьбе с контрабандой ФТС России (г.Москва), старший лейтенант таможенной службы

Контакты автора: ibegisheva@rambler.ru

Аннотация: В статье идет речь о необходимости создания единой методической экспертной базы го-сударств-участников Таможенного союза и урегулировании правоотношений возникающих в таможенной практике.

Ключевые слова: таможенное законодательство, таможенные экспертизы, исследования, специальные знания, стандартизация, эксперты, судебная практика, специализированные суды.

ABOUT LEGAL REGULATION OF CUSTOMS EXAMINATION IN THE CUSTOMS UNION

Andreeva Elena Islyamovna, faculty commodities knowlege and customs examination, Russian customs academy (Lyubertsy), PHD., the senior lecturer manager.

Contacts of the author: ei_eiandreeva@mail.ru

Metelkov Sergey Nikolaevich., the deputy chief of the Central criminalistical Department FCS of Russia (Moscow), the colonel of customs service

Contacts of the author: smetelkov@rambler.ru

Begisheva Irina Valerievna, officer Anti-drug service Central Entarsement Department, Federal Customs Service of the Russian Federation.

Contacts of the author: ibegisheva@rambler.ru

Annotation: The article is about the necessity of creating of the central methodical expert data base of the member-states of the Customs union and about regulation of the legal practice in customs sphere.

Key words: The customs legislation, customs examinations, the researches, special knowledge, standardization, experts, legal practice, specialised courts.

Анализ нормативно-правового регулирования судебно-экспертной деятельности в области таможенного дела свидетельствует о наличии проблем в данном вопросе у таможенных администраций стран-участниц Таможенного Союза.

При наличии большого количества экспертных организаций выполняющих экспертизы в таможенных целях нет правового документа, который регламентиро-

вал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях.

Несомненно, что создание единой методической экспертной базы государств-участников Таможенного союза сегодня - это объективная необходимость, предусматриваемая Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС).

В соответствии с ТК ТС и Договором о создании единой таможенной территории (2007г.) таможенные экспертизы на этой территории должны соответствовать стандартным требованиям (должны быть унифицированы, обладать взаимозаменяемостью и совместимостью). [1]. В свою очередь в соответствии с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) порядок назначения и проведения таможенных экспертиз должен соответствовать международным требованиям, в том числе международным методикам проведения экспертных исследований товаров.

Если требования к процедуре назначения и проведения таможенных экспертиз определены ТК ТС, то порядок отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы необходимо разрабатывать и утверждать в рамках Комиссии Таможенного союза.

Кроме процедуры назначения и проведения таможенных экспертиз необходимо выделить процедуру назначения и проведения исследования проб (образцов) товаров в таможенных целях при осуществлении таможенного контроля, т.к. данные исследования могут проводить не только должностные лица таможенных органов, но и декларанты.

Для исключения фактов получения противоречивых заключений экспертов в разных государствах-участ-никах при исследовании одного и того же образца (пробы) товара в Таможенном союзе должны быть урегулированы правовые отношения, юридические взаимодействия и формы юридических документов в сфере таможенной экспертизы.

Кроме того, необходимы нормы, по взаимному признанию, как заключений эксперта, так и методик проведения экспертиз и исследований, в том числе методик отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров, в государствах-участниках.

В таможенной экспертизе основной фигурой является таможенный эксперт - сведущее независимое физическое лицо, не заинтересованное в результате таможенного контроля. Само сведущее лицо должно обладать специальными знаниями (специальной проверяемой компетентностью). Термин «таможенный эксперт» не обозначает правовой статус сведущего лица, а представляет правовую (процессуальную) роль, на которую его назначает правомочное должностное лицо таможенного органа. На правовую роль таможенного эксперта назначается должностное лицо специализированного (экспертно-криминалистического) таможенного органа или иное лицо, в установленном порядке.

Кроме того, данное должностное лицо экспертнокриминалистического подразделения может получить правовой статус эксперта на право проведения определенного вида экспертиз, но не всех таможенных экспертиз.

Учитывая необходимость проведения исследования товаров, должна быть, введена правовая роль исследователя, на которую назначается должностное лицо

Андреева Е.И. Метельков С.Н. Бегишева И.В.

экспертно-криминалистического подразделения таможенного органа.

Следует отметить, что в таможенной практике России встречаются факты необоснованного (противоправного) назначения таможенной экспертизы специалисту, поэтому необходимо четко разграничить правовую роль эксперта и специалиста, так как в правовой доктрине существует разделение правовых ролей специалиста и эксперта.

Смыслом экспертизы является не дача заключения, а ответы на сформулированные вопросы после обязательного проведения исследования предоставленного эксперту объекта экспертизы. Смыслом таможенной экспертизы является проведение экспертного исследования пробы (образца) товара в таможенных целях.

При классификации экспертиз как таковых, выделяют экспертизы в таможенных целях. Обычно в таможенной практике используют отдельный особый класс экспертиз - таможенные экспертизы.

В качестве объекта таможенной экспертизы выступают товары, транспортные средства, средства идентификации, таможенные и иные документы, имеющие отношения к перемещаемому товару, сделке или субъектам и необходимые для совершения таможенных операций. Данный класс таможенных экспертиз отличается от классических товароведческих экспертиз, судебно-товароведческих экспертиз и так называемых товарных товароведных экспертиз. Особенностью таможенных экспертиз товаров является экспертное исследование товаров, а не продукции, которая исследуется в товароведении на соответствие требованиям национальных стандартов по объективному качеству (пригодности) и требованиям технических регламентов по безопасности продукции.

Комиссия Таможенного союза на основании положений Таможенного кодекса, регулирующих таможенную экспертизу, может принимать нормативно- правовые акты, регламентирующие таможенную экспертизу, исследования товаров в таможенных целях и применение специальных знаний сведущих лиц.

В этой связи Комиссии Таможенного Союза целесообразно создать рабочую группу из представителей экспертно-криминалистических подразделений таможенных органов государств-участников Таможенного союза по подготовке:

- проекта Порядка назначения и проведения экспертиз и исследований в таможенных целях для госу-дарств-участниц Таможенного союза;

- единой системы стандартизации в экспертнокриминалистических подразделениях таможенных органов Таможенного союза (в том числе экспертных методик исследования товаров);

- переподготовки должностных лиц экспертнокриминалистических подразделений таможенных органов Таможенного союза по единым учебным программам, а также взаимное признание результатов аттестации претендентов в эксперты на право самостоятельного проведения определенных видов экспертиз в таможенных целях.

- порядка взаимной апробации методик исследований и их сертификации в государствах-участниках.

Говоря о совершенствовании таможенных технологий важно также остановиться на судебных системах государств-участников Таможенного Союза. Законодательство, регламентирующее перемещение товаров

во внешнеэкономической деятельности, весьма сложно в простом его понимании.

Вопрос о необходимости создания в России специализированных судов для решения таможенных вопросов, не раз поднимался в научных кругах, но так и не получил своего развития.

Известно, что объективная реальность, связанная с решением таможенных вопросов опережает в своем развитии законодательный процесс. Она более подвижна и поэтому быстрее учитывает изменяющуюся правовую действительность. Судье при рассмотрении конкретных дел зачастую приходится разрешать возникающие в правовой действительности казусы, которые законодатель не всегда успевает урегулировать в связи с их специфичностью, узостью, изменчивостью и пр.

В связи с пробелом в праве у судьи зачастую не оказывается под рукой необходимого закона, а отказать в правосудии он не может и обязан разрешить спор. Рассматривая сложные таможенные вопросы, основываясь при этом на общих принципах права, судья зачастую не может принять правильное решение, и в этом случае знание определенных совокупностей отраслевых норм может принести свои положительные результаты.

Поэтому вопрос о подготовке судей и создании специализированных судов по таможенным вопросам на единой таможенной территории Таможенного Союза сегодня особенно актуален.

Разработка частных таможенных технологий остается реально востребованной. Обучение и переподготовку экспертов, а также кадров для специализированных судов также целесообразно организовать на базе Российской таможенной академии.

Следует отметить, что частным технологиям, как правило, присущ инновационный характер, связанный с постоянным поиском более совершенных, более эффективных и рациональных способов использования имеющихся ресурсов для обеспечения соблюдения законодательства в области таможенного дела.

По мнению некоторых исследователей необходим Федеральный закон, который охватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. Это, несомненно, повлечет за собой необходимость коорди-нальной переработки многих норм закона.

Однако понимание того, что любой закон намного эффективнее тысячи правовых и нормативных актов, оставляет надежду на организацию этой работы. Безусловно, нужна научная смелость, добрая воля и большой труд по решению всех обозначенных проблем, решение которых в конечном итоге, позволит на единой таможенной территории Таможенного союза:

- оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз в таможенных целях;

- снизить количество судебных решений не в пользу таможенных органов;

- поднять имидж таможенных правоохранительных служб государств-участниц Таможенного союза на должный уровень.

Важно также понимать, что изменения таможенного законодательства на территориях стран Таможенного союза, кроме планируемого в обозримом будущем повышения благосостояния населения государств, принесет и негативные последствия.

Авторами не исключается возможность появления новых видов административных правонарушений, использование изощренных способов их совершения и сокрытия с применением самых современных технических средств и технологий, приспособленных для достижения преступных целей. В этой ситуации важную роль в деле борьбы с административными правонарушениями в области таможенного дела играет экспертиза.

По действующему законодательству в таможенных целях экспертизы назначают в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [2] и следующими нормативно-правовыми документами Российской Федерации:

- при осуществлении таможенного контроля, в соответствии со статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами или специалистами иных уполномоченных организаций, назначенными таможенными органами.

Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза [3];

- при проведении экспертиз по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил) статьей 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы [4];

- при проведении экспертиз в ходе расследования уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов статьей 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление [5].

Тактика назначения экспертиз отражена в методических рекомендациях «Порядок назначения экспертиз и оценка заключения эксперта по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов» [7].

Анализ нормативно-правового регулирования судебно-экспертной деятельности в области таможенного дела свидетельствует о проблемном положении дел. Это связано с тем, что при наличии большого количества экспертных организаций выполняющих экспертизы в таможенных целях нет правового документа, который единообразно регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях независимо от того проводится она в рамках таможенного контроля или любого вида судопроизводства.

По мнению некоторых исследователей, необходим Федеральный закон «Об экспертизе», который бы охватывал как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. [8]

Единая законодательная регламентация экспертиз и исследований в таможенных целях способна стать источником позитивных изменений в деятельности федеральной таможенной службы Российской Федерации. [6]

Организационная структура института экспертиз и исследований в таможенных целях независимо от иерархического уровня может быть выстроена, исходя из разработанной базовой модели.

Для разработки любой базовой модели необходимо выработать полноценные критерии оценки эффективности деятельности. Поскольку они пока не определены, многие направления экспертной деятельности трудно поддаются формализации.

Видимо поэтому пока не предпринимаются попытки качественного, содержательного научного анализа эффективности экспертиз.

К сожалению недостаточно изученными остаются также и вопросы собственно судебно-экспертных технологий в плане разработки понятийного аппарата, определения места и роли их в деятельности судебноэкспертных учреждений. Это же можно сказать и о технологиях экспертиз в таможенных целях.

Иными словами назрела необходимость решения проблемы административно-правового регулирования современного института экспертизы товаров в таможенных целях. И очевидно для этого потребуется разработка оптимальной модели функционирования таможни, Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России, иных экспертных учреждений и арбитражных судов на основе действующего законодательства.

К изложенной проблеме потребуется системный подход, включающий в себя как разработку понятийного аппарата для осуществления экспертных технологий для таможенных целей, так и регламентирование порядка назначения и проведения таможенных экспертиз. Безусловно, здесь важно общее понимание важности данного вопроса экспертно-криминалистическими службами государств Таможенного союза.

Объективные трудности в систематизации теоретических вопросов экспертных технологий по таможенным вопросам закономерно приведут к необходимости формирования концепции общего характера, логично представляя ее в виде обобщенной модели, в которую входят научные основы экспертных технологий, составляющие ее базисные элементы, а также наиболее важные ее прикладные аспекты.

Рассмотрев основные теоретические вопросы можно прийти к выводу о том, что не может быть универсальной экспертной технологии для всех экспертных специальностей, и тем более для различных целей. Поэтому разработка частных ведомственных технологий остается реально востребованной.

Экспертизы и исследования в таможенных целях весьма специфичны, поскольку в отличие от экспертиз МВД России, Минюста России и др. действующие лица всегда одни и те же - таможня и участник ВЭД, а вопросы, решаемые экспертами, должны разрешить задачи стоящие перед таможенными органами, обеспечивающими соблюдение законодательства при перемещении товаров через таможенную границу.

При этом одними из главных задач являются контроль достоверности заявленных сведений для контроля кода товара в соответствии с ТН ВЭД, его таможенной стоимости, и страны происхождения.

Исходя из данного обстоятельства, можно предложить классификацию ведомственных экспертных тех-

Андреева Е.И. Метельков С.Н. Бегишева И.В.

нологий. А в рамках конкретной экспертной специальности каждая из них может приобретать допустимые модификации, обусловленные узкой экспертной специализацией.

Важно также определиться, если экспертизы в таможенных целях вправе проводить государственные и коммерческие экспертные организации и экспертные заключения и тех и других должны приниматься во внимание в судах, то должна быть и единая подготовка этих экспертов. Эксперты, выполняющие экспертизы в таможенных целях должны иметь представление о задачах таможенной экспертизы.

Представляется это весьма затруднительно, поскольку цели у государственных экспертных организаций - выполнение своих функциональных обязанностей, а у коммерческих - получение прибыли.

Сама категория «экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля» часто употребляемая в последнее время в специальной литературе, не получила надлежащей теоретической разработки, что стало главной причиной появления различий в ее толкований и некоторые из них отнюдь не способствуют прояснению сущности данного понятия.

В современных научных трудах, экспертиза как часть таможенного контроля, практически не встречается. Хотя очевидно, что специфичность экспертиз и исследований в таможенных целях требует разработки научно обоснованной базовой модели экспертных технологий и концепции экспертизы товаров для таможенных целей. Создание последних будет способствовать созданию единого экспертного пространства для выполнения экспертиз и исследований в таможенных целях как государственных, так и коммерческих экспертных организаций.

Это позволит систематизировать накопленный опыт, ощутить эффект при реализации фискальной функции таможенной службы, повысить имидж таможенной службы.

Структура концепции на единой таможенной территории должна включать в себя такие основные элементы как:

- единый таможенный орган, контролирующий и координирующий экспертно-криминалистическую деятельность при осуществлении таможенного контроля и реализации функции правоохранения;

- единая научно-методическая база для проведения экспертных исследований, единую систему подготовки и аттестации экспертов, выполняющих экспертизы и исследования в таможенных целях, а также единую систему учета результатов экспертиз.

Необходимость разработки концепции института экспертиз и исследований в таможенных целях продиктована сложившейся негативной судебной практикой, в результате которой, при оценке доказательств, одним из которых является экспертиза, предпочтение судебными инстанциями отдается экспертизе проведенной негосударственными коммерческими организациями.

Зачастую статус и значение государственной экспертизы, полученной в государственном судебно-экспертном органе ЦЭКТУ ФТС России, не только приравнивается с доказательством, полученным в частной организации основной деятельностью которой является получение прибыли (что для осуществления правосудия недопустимо), но и ставится под сомнение.

Следовательно, реализация государственной функции фактически ставится в зависимость от прибыли коммерческой организации. Принцип независимости эксперта, выполняющего экспертизы в таможенных целях не выполняется.

Важно исключить дублирование государственных полномочий внутри таможенной службы. Например, на сегодняшний день в положении об оперативной таможне присутствует функция проведения экспертиз, хотя нет четких разъяснений для каких целей и в каком виде они будут реализовываться.

Безусловно, здесь нужна научная смелость, добрая воля и большой труд по разработке и принятию необходимых нормативных, национальных и международных актов по обеспечению экспертно-криминалистической деятельности.

В частности, создание единых баз данных, развитие оперативной электронной связи по экспертнокриминалистическому направлению, определение порядка взаимодействия таможенных органов и экспертных служб, разработка единых стандартов для экспертов выполняющих экспертизы в таможенных целях является очень важным аспектом.

Так, большое количество судебных разбирательств связано с отсутствием утвержденных стандартов по отбору проб/образцов товаров для исследования их в таможенных целях.

Методы отбора проб и количество выборки, заключенные в национальных ГОСТах на продукцию, не могут использоваться в таможенных целях, поскольку они разработаны для целей определения соответствия качества в смысле безопасности. А для таможенного оформления отбор проб осуществляется чаще всего с целью определения характеристик, влияющих на код товара в соответствии с ТН ВЭД. Более того, на большое количество товаров перемещаемых через таможенную границу национальные стандарты вообще отсутствуют.

Следовательно, методики обора проб и количество выборки должны быть разработаны в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, имеющей международную основу.

Решение указанных и иных проблем, связанных с организацией и проведением экспертиз в таможенных целях, в конечном итоге, позволит с не значительной затратной составляющей оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз в таможенных целях. Это в свою очередь позволит снизить количество судебных решений не в пользу таможенных органов и поднять имидж таможенной правоохранительной службы ФТС России на должный уровень.

Необходимость разработки общих и частных экспертных технологий в таможенном деле обусловлена массовым производством экспертиз в таможенных целях, которое сравнимо с конвейерным способом производства продукции, предполагающим существование специально разработанной технологии. Где участники данного технологического процесса должны быть подготовлены должным образом.

Программа профессиональной подготовки экспертных кадров для таможенных целей, по нашему мнению должна предусматривать наличие классификации общих и частных экспертных технологий, отражать особенности, цели, структуру и сущность экспертных тех-

нологий для таможенных целей (признаки, определяющие код товара в соответствии с ТН ВЭД, принадлежность к товарам, подпадающим под запреты и ограничения при ввозе на территорию Российской Федерации и пр.), основные положения Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и практику классификации товаров в таможенных целях, прикладные аспекты экспертной технологии (нормативно-правовое регулирование судебноэкспертных технологий, автоматизация и компьютеризация судебно-экспертной деятельности и др.), элементы экспертных технологий (организационное научно-методическое материально-техническое, информационное обеспечение и пр.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги, следует отметить, что необходим постоянный поиск более совершенных, эффективных и рациональных способов использования имеющихся возможностей, в том числе и в таможенной сфере для проведения экспертиз и исследований товаров для правового регулирования единых норм и правил поведения экспертизы для таможенного оформления товаров в странах - участницах таможенного союза.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 N 17) (вступил в силу с 01.07.2010).

2. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-Ф3 (в ред. от 28.06.2009) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ

05.04.2001).

3. Таможенный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства РФ. 2003. № 22.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ

20.12.2001) (ред. от 19.05.2010).

5. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 05.05.2010, с изм. от 19.05.2010).

6. Приказ Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России «Об утверждении концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации» от 17.02.2010 № 81.

7. Письмо ФТС России от 16.01.2006 № 01-06/654 «Методические рекомендации по порядку назначения экспертиз и оценке заключения эксперта по уголовным делам, отнесенным к компетентности таможенных органов».

8. Нестеров А.В. Экспертное дело Ростов н/Д, 2003. - 352 с.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность вопросов правового регулирования таможенной экспертизы в таможенном союзе обусловлена необходимостью создания единой методической экспертной базы государств-участников Таможенного союза. Сегодня это объективная необходимость, предусматриваемая проектом Таможенного кодекса Таможенного союза.

Авторами отмечается, что для исключения фактов получения противоречивых заключений экспертов в разных государствах-участниках при исследовании одного и того же образца (пробы) товара в Таможенном кодексе таможенного союза не должно быть отсылок к национальному законодательству государств-участников, регулирующему правовые отношения, юридические взаимодействия, или формы юридических документов в сфере таможенной экспертизы.

Кроме этого в статье авторами обосновывается мнение, что таможенные экспертизы на этой территории должны быть унифицированы, обладать взаимозаменяемостью и совместимостью. Для этого должны быть и унифицированные методики взятия проб (образцов) товаров для таможенной экспертизы. Авторами научно обосновывается необходимость разработки и стандартизации таких методик на уровне ведомства - ФТС России.

В связи с вышеизложенным считаю, что рецензируемая статья «О правовом регулировании таможенной экспертизы в таможенном союзе» Е.И. Андреевой, С.Н. Метелькова, И.В. Бегишевой является актуальной, и может быть рекомендована для опубликования и широкого обсуждения в общественных и научных кругах.

Начальник ЦЭКТУ ФТС России полковник таможенной службы

д.б.н. Токарев П.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.