3.5. О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Батищев Егор Александрович, аспирант сектора предпринимательского права. Место учебы: Институт государства и права РАН. E-mail: lages_86@mail.ru
Аннотация: Правовое положение российских туроператоров и турагентов в связи с противоречивостью отечественного законодательства. Понятие и роль упомянутых субъектов и их отличительные признаки в соответствии с законодательством о туризме. ««Квази»-субъекты и их назначение.
Ключевые слова: туристская деятельность, туроператоры, турагенты, положение, «квази»-субъекты.
ABOUT LEGAL STATUS OF THE SUBJECTS OF TOURIST ACTIVITY
Batishchev Egor Aleksandrovich, postgraduate student at entrepreneurs’ law. Place of study: Institute of State and Law of Russian Academy of Science. E-mail: lages_86@mail.ru
Annotation: Legal status of Russian tour operators and travel agents in compliance with domestic controversial legislation. The definitions and the role of the mentioned above subjects and their distinguishing features under tourist legislation. Quasi-subjects and their assignment. Keywords: tourist activity, tour operators, travel agents, status, assignment.
Путешествия за пределы территории государства в настоящее время перестали быть просто удовольствием, развлечением или роскошью, а превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека, связанную с удовлетворением духовных, интеллектуальных, деловых и иных потребностей, восстановлением и развитием физических сил человека, поддержанием необходимого уровня его жизнедеятельности. Огромное число выездов связано и с таким современным и неотъемлемым явлением мирового сообщества как глобализация. «Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности стра-ны».[1 ] Туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
Туристская [2] деятельность является самостоятельным видом предпринимательской деятельности в любой стране. Правовое регулирование туризма строится на совокупности норм, относящихся к предпринимательскому, гражданскому, финансовому, административному, и иным отраслям российского права.
Туристическая деятельность в России фактически существует уже давно. С принятием нового гражданского законодательства в 90-х г. субъекты туристической деятельности остро нуждались в особом нормативно-правовом акте, который исключил бы стихийное нормотворчество и наряду с нормами предпринимательского и гражданского права непосредственно урегулировал бы туристскую деятельность, отвечающую современным потребностям общества.
Именно достижению указанной цели способствовало принятие Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о туристской деятельности/ Закон). [3]
Туристская деятельность на основании ст. 1 упомянутого Закона - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Данное определение не раскрывает понятие «туристической деятельности», а лишь ограничивается перечислением ее составляющих: туроператорской, турагентской и иной деятельности по организации путешествий. Также отсутствует законодательное определение «иной деятельности». Под ней принято понимать экскурсионную, гостиничную и т.п. деятельность.
Необходимо отметить, что субъекты туристской деятельности не могут полноценно осуществлять свою деятельность без особых субъектов, названных в Законе. Законодатель, раскрывая понятие туристской деятельности, не ограничивает ее содержание только деятельностью туроператора и турагента, оставляя открытый перечень. Из этого следует вывод, что данным видом деятельности вправе заниматься и другие лица. Возможно, именно под словосочетанием «иная деятельность по организации путешествий», законодатель имел в виду деятельность субъектов, на которых распространяется законодательство о туристской деятельности, в частности, Закон о туристской деятельности, но которые, не являясь субъектами туристской деятельности, содействуют ее осуществлению туроператорами и турагентами. К таковым можно отнести организации, занимающиеся оказанием страховых услуг (в части медицинского страхования туристов и страхования деятельности туроператора), банковских услуг (также связанных со страхованием туроператора), услуг по перевозке, по обеспечению безопасности. Но относить их к субъектам туристской деятельности вряд ли целесообразно, поскольку они не отвечают целям и задачам их создания, их деятельность регулируется соответствующими специальными законами и проч.
Отличное от законодательного определение туристской деятельности предлагает Е.В. Ахтямова. По ее мнению, туристская деятельность - это деятельность туроператоров по формированию и продвижению туристского продукта, а также правоотношения между туроператорами и турагентами по поводу его совместного продвижения и реализации туристу в виде комплексной туристской услуги (тура).[4]
О.Н. Викулова в комментарии к Закону о туристской деятельности отмечает важность различия туристкой деятельности от деятельности по оказанию туристских услуг. Туристская деятельность, по мнению автора, -это «профессиональная деятельность физических лиц (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц по организации путешествий, в которой туристическая фирма выступает организатором путешествия, но никак не исполнителем услуг, входящих в такое пу-тешествие».[5]
Мнение названного автора представляется верным, поскольку субъект туристской деятельности в ходе своей работы с потребителем оказываемых им услуг (заказчиком по договору о реализации туристского продукта) занимается лишь организацией путешествия, а именно: бронированием необходимого места проживания, билетов у перевозчика, выписывает страховой полис страховой компании и т.д. То есть туроператор и турагент выстраивают цепочку договорных отношений между субъектами предпринимательской деятельности, оказывающих соответствующий вид услуг, и впоследствии продает «обобщенные» услуги туристу в виде туристского продукта.
Существенной новеллой Закона о туристской деятельности является отсутствие в нем положений о необходимости лицензирования данной деятельности.[6] В России с 1993 по 2001 год существовало лицензирование международной туристической деятельности, а с 2002 по 2007 - лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Следует заметить, что лицензирование туристской деятельности однозначно воспринималось на государственном уровне как избыточный механизм регулирования. Сходной позиции придерживались многие общественные организации. В процессе разработки законопроекта обсуждались различные модели взаимоотношений туроператоров и ту-рагентов, в том числе те, которые позволили бы предотвратить возникающие сейчас проблемы. Лицензирование не решало главный вопрос: обеспечение сохранности денежных средств туристов. Случалось множество ситуаций, когда даже при наличии судебных решений и исполнительных листов туристы не могли вернуть свои деньги за несостоявшиеся по вине туроператоров путешествия. У так называемых «туроператоров» не было ни денежных средств, ни имущества, на которое можно было бы обратить взыскание. Поэтому на смену лицензированию пришел механизм финансовой ответственности, хорошо зарекомендовавший себя за рубежом, особенно в Европейском Союзе. Теперь банки или страховые компании на основании гл. XII Закона о туристской деятельности отвечают перед туристами за реальный ущерб, причиненный туристам в результате существенного нарушения обязательств туроператорами на основании Закона. При условии строгого соблюдения туроператорами и турагентами существующих норм гражданского законодательства, Закона о туристской деятельности (в особенности статей 9, 10, 10.1), Закона о защите прав потребителей [7], а также при наличии действенного контроля за этим, риски неплатежеспособности субъектов туристской деятельности можно свести к минимуму.
В российском законодательстве отсутствует нормативное определение субъекта туристской деятельности, но по своей сути оно тождественно нормативным критериям субъекта предпринимательского права, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).[8]
Субъекты туристской деятельности - субъекты предпринимательской деятельности в лице индивидуальные предпринимателей и коммерческих юридических лиц. Как справедливо замечает Д.И. Дедов, «субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом».[9] Исходя из нормативно-правовых актов, на сегодняшний день можно с уверенностью сделать вывод, что основным субъектом туристской деятельности является коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.
Это означает, что отличительными признаками туристской деятельности как предпринимательской являются:
- наличие определенного Законом субъекта (туристической фирмы (турагента или туроператора) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке (для этого необходимо представить все требуемые на основании ст. 12 Федерального Закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей [10]» документы, тем самым выполнить общий порядок регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- извлечение дохода от этой деятельности (продвижение и реализация туристского продукта, оказание услуг в этой сфере);
- систематичность деятельности (в части извлечения прибыли); турфирмы создаются и действуют на постоянной основе (естественно, здесь не имеются в виду турфирмы-«одновневки», создаваемые вопреки закону и деятельность которых содержит состав административного, а подчас и уголовного правонарушения);
- для борьбы с такими турфирмами, которые зачастую не выполняют своих обязательств, президент Российского Союза Туриндустрии [11] С. Шпилько в свое время предложил повысить минимальный размер уставного капитала для субъектов туристской деятельности, а также ввести запрет на осуществление деятельности в туризме для тех, «кто уже прокололся и остался должен туристам [12];
- осуществление деятельности на свой риск и ответственность всем своим имуществом (в связи с тем, что большинство туристских организаций относятся к коммерческим организациям, они отвечают всем своим имуществом в соответствии с ч.1 ст. 48 ГК РФ).
В специальной литературе вопросам деятельности отдельных видов субъектов туристской деятельности уделяется значительное внимание. При этом степень разработанности общих категорий (понятие туристских организаций, туристские услуги, их классификация) недостаточна.
Не менее существенным изменением Закона о туристской деятельности является намеренное ограничение законодателем круга субъектов туристской деятельности, имеющих право на осуществление туроператорской деятельности. Теперь ею вправе заниматься лишь юридические лица, хотя прежде эта возможность предоставлялась и индивидуальным предпринимателям. Данная позиция государства вполне объяснима: оно пытается защитить туристов как более слабую сторону в отношениях по договору с туристской организацией, сосредоточив функцию формирования туристского продукта в руках лишь коллективных образований - юридических лиц. Вместе с тем, устанавливая данные ограничения, законодатель автоматически исключает из этих отношений основных субъектов малого предпринимательства, оставляя на рынке туроператорских услуг только представителей среднего и крупного бизнеса, что не может способствовать созданию нормальной конкурентной среды.[13] Создать ООО для турагентской по формальному признаку совсем несложно, а вот выйти на рынок и занять на нем прочное место - вот основная трудность.
Справедливости ради, стоит отметить, что на сегодняшний день крупнейшими туристическими фирмами являются не общества с ограниченностью ответственностью, и даже не закрытые акционерные общества, а так называемые «группы компаний», законодательного определения которых мы не сможем найти.[14]
Несмотря на достаточно конкретные формулировки закона, позволяющие разграничить туроператорскую и турагентскую деятельность, на практике с этим иногда возникают трудности. Специалисты связывают это с тем, что зачастую турагентства при реализации готового турпродукта добавляют к нему некоторые услуги
(страхование, продажа билетов, бронирование мест). Наиболее ярким примером является приобретение турпродукта у туроператора, расположенном в другом регионе. При этом для прибытия туристов в место начала тура турагент должен обеспечить их перевозку. Представляется, что турагент в данном случае не будет приобретать статус туроператора, поскольку добавление к уже сформированному туристскому продукту услуг, к примеру, по перевозке, не будет считаться туристским продуктом, а просто является отдельной услугой.
Хотя в то же время буквальное толкование норм Закона не позволяет дать конкретную характеристику статуса турагента, обеспечивающего услуги по перевозке. Связано это с тем, что, с одной стороны, данные услуги составляют важную часть предмета договора о реализации туристского продукта и нарушение условий договора, связанных с перевозкой туриста, влечет выплату финансового обеспечения; с другой стороны, деятельность такой турфирмы не отвечает всем остальным признакам туроператорской деятельности (например, признаку наличия договоров непосредственно с поставщиками туристских услуг, составляющими туристский продукт).
Турагент, являясь посредником, осуществляет оказание услуг, связанных с заключением и исполнением договоров о реализации туристского продукта между туроператорами и туристами. Чаще всего турагенты выступают в роли «розничных продавцов» туристских продуктов различных туроператоров. Турагент действует в чужих интересах, осуществляя свою деятельность от имени и по поручению туроператора, либо по поручению туроператора, но от собственного имени. Если лицо представительствует от имени туриста, то такое лицо именуется в Законе не турагентом, а заказчиком туристского продукта. Как видно, в настоящее время главным действующим лицом на российском рынке, как и в других развитых правопорядках (Германия, Нидерланды и т.д.) является такой субъект туристской деятельности, как туроператор - «производитель» туристского продукта. Именно туроператор отвечает перед туристами за качество и безопасность туристского продукта, за надлежащее оказание входящих в туристский продукт услуг перевозчиков, гостиниц и т.д., поэтому законодатель решил не возлагать излишние административные формальности на турагентов, в том числе отменил лицензирование ту-рагентской деятельности. Приобретение какого-либо разрешения, свидетельства и т.п. документа являлось бы неким препятствием в осуществлении туристской деятельности со стороны государства.
Исследование правового положения туроператора и турагента позволило сформулировать следующие понятия субъектов туристской деятельности: туроператор — это юридическое лицо, имеющее финансовое обеспечение, формирующее комплекс туристских услуг для последующего его продвижения и реализации турагентам, а также формирующее комплекс туристских услуг по запросу турагента в интересах туриста и (или) иного заинтересованного лица; турагент — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, действующие от имени и в интересах туроператора либо от своего имени, но в интересах туроператора и осуществляющие продвижение комплекса туристских услуг, а также его предоставление туристам и /или иным заказчикам по договору реализации туристского продукта.
Так как основное отличие туроператора от турагента заключается в различном объеме туристской деятельности, которую они осуществляют, некоторые из приведенных выше характеристик присущи и турагенту. Например, он также предлагает продукт за общую цену, особым образом интегрируя чужих и собственных услуг, но выступает как розничный продавец, осуществляет свою деятельность на основе договорных отношений, в том числе с клиентом-туристом.
В мировой практике также существует разделение туристских организаций на туроператорские и тура-гентские. В ряде стран мира туроператор осуществляет реализацию туристского продукта только турагентам, которые далее распределяют туристский продукт по регионам и реализуют через местные туристские агентства.[15] Сами же туроператоры туристский продукт потребителям реализовывать не могут. Аналогичные критерии разделения туристкой деятельности и в странах Европейского сообщества. В директиве Совета ЕС №90/314/ЕЕС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» вместо туроператора и турагента употребляются термины «организатор» и «продавец».
Организатор - лицо, которое регулярно организует «услуги, включающие все» и продает их или предлагает для продажи непосредственно сам или через посредство продавца. Продавец - лицо, которое продает или предлагает для продажи «включающие все», предложенные организатором.[16] Подобные определения содержатся в Международной конвенции по контракту на путешествие.[17]
Несмотря на то, что турагент и туроператор осуществляет свою профессиональную деятельность в тесном взаимодействии, и каждый из указанных субъектов заинтересован в успешной работе другого, нередко между ними возникают конфликты, обусловленные некачественным и/или недобросовестным исполнением взятых на себя обязательств.
Примеры из судебной практики свидетельствуют об этом. Обратимся к одному из последних дел, связанных с туристской деятельностью.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривал дело, связанное с претензиями турагента к туроператору, который за два дня до начала поездки изменил программу пребывания туристов в Чехию во время рождественских каникул, что существенным образом отразилось на условиях путешествия. Пострадавшие туристы обратились в суд с исками о взыскании причиненных убытков с турагента. Их требования были удовлетворены, что привело, в свою очередь, к возникновению убытков у турагента, которые он и требовал взыскать с туроператора.
Суд первой инстанции требования истца удовлетворил. Но затем решение было отменено судами апелляционной и кассационной инстанций, которые основывались на преюдициальности судебных актов суда общей юрисдикции и мирового судьи, указавших, что обязанность по предоставлению туристам своевременной и достоверной информации об услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора, ту-рагентом не исполнена.
Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что суды апелляционной и кассационной инстанций, основываясь на фактах, установленных в решениях суда общей юрисдикции и мирового судьи, не учли, что обязанность по предоставлению туристам своевременной и достоверной информации о программе пребывания и маршруте путешествия, т.е. о
существенных условиях договора, не выполнена тура-гентом по вине туроператора. В связи с этим решения судов апелляционной и кассационной инстанций были отменены, а решение суда первой инстанции оставлено в силе.[18]
Итак, анализ действующего законодательства о туризме показывает, что «основными» субъектами туристической деятельности, являются туроператоры и ту-рагенты. Предлагается выделить вторую, менее многочисленную по количеству, но не по значению группу «косвенных» или «квазисубъектов» - субъектов, без которых невозможно осуществлять оказание услуг, а в Законе о туристской деятельности обозначить их деятельность как «иная деятельность, непосредственно связанная с туристской». К ним предлагается отнести организации, занимающиеся оказанием услуг:
- по перевозке (железнодорожным, водным, воздушным транспортом);
- по страхованию (по договору страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия в соответствии со ст. 17 Закона о туристской деятельности);
Также стоит отметить тех субъектов, которые, безусловно, не связаны с туристской деятельностью напрямую, но которые на основании ст. 15 Закона о туристской деятельности обеспечивают безопасность туристов, занимаются оказанием им необходимой помощи.[19] К ним можно отнести МВД, МЧС.
В большинстве своем субъекты туристской деятельности создаются в такой организационно-правовой форме, как общество с ограниченностью ответственностью, реже - закрытых акционерных обществ. Наличие достаточно большого числа туристических компаний объясняется, во-первых, довольно высоким спросом на туристские услуги, поскольку путешествия в 21 веке перестали быть роскошью, а наоборот, стали потребностью, в частности, предпринимателей; во-вторых, число хозяйствующих субъектов в туризме связано с относительно невысоким порогом начального капитала для создания такого субъекта и его деятельности.
Законодатель предоставляет относительную свободу и упрощенный порядок ведения данного вида предпринимательской деятельности. Наблюдаются изменения, дополнения, вносимые в основной Закон в этой сфере, что отражает постоянную работу по улучшению ситуации в регулировании отношений прежде всего туристских организаций и туристом (заказчиком) и отношений между самими субъектами туристской деятельности. При этом до сих пор наблюдаются противоречия между специальным законодательством и гражданским, т.е. туроператор и турагент не могут полностью руководствоваться одним из конкретных нормативно-правовых актов, т.к. ни один из них не регулирует полностью деятельность этих субъектов. С одной стороны, есть основной кодифицированный нормативно-правовой акт, которым является ГК РФ с гл. 39 «Возмездное оказание услуг», где прописаны лишь общие положения, касающиеся деятельности в туризме; с другой - Закон о туристской деятельности, где закреплены понятия субъектов туристской деятельности (хотя совсем не раскрывающее смысл понятий «туроператор» и «турагент»), особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта, принципы государственного регулирования туристской деятельности, но который относится к центральному в этой области предпринимательской деятельности. К тому же применяются субсидиарно поло-
жения Закона о защите прав потребителей, где прописаны порой также противоречивые нормы, но который является центральным в области правового регулирования сферы услуг.
Список литературы:
1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. N 1663-р).
2. См.: Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой М., 2000 г. С. 235
3. СЗ РФ 02.12.96, №49, ст. 5491
4. См.: Ахтямова Е.В. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельность в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007 г. С.7
5. См.: Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». М., 2008. С.13
6. Федеральный Закон «О внесении изменений в статью 18 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 27.07.2006 г. №156-ФЗ. В соответствии с этим законом с 1 января 2007 г. отпала необходимость в получении разрешения (лицензии) на занятие туристической деятельностью.
7. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. №»2300-1 «О защите прав потребителей».
8. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ г. Часть 1
9. Субъектам предпринимательской деятельности в частности посвящены пар. 2,3 подраздела 2. ЛИЦА раздела 1 ГК РФ
10. Предпринимательское право Российской Федерации, отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно М., 2010
11. Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. (в ред. от 19.05.2010 г.)
12. URL: http://www.rostourunion.ru/
13. Горячая линия туризм №09/122/10 с. 14
14. Какие последствия может вызвать укрупнение хозяйствующих субъектов на туристском рынке. См.:URL: http:/www.regnum.ru/news/757001.html
15. European Travel Law. Chichster, John & Wiley Ltd. P.266, 501; Монтанер Монтехано. Структура туристического рынка. Учебное пособие. Перевод с испанского. Смоленск, 1997. С. 87
16. Директива Европейского Экономического сообщества от 13.06.1990 г. № 90/314/ЕЕС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все»// Туркон-сультант. Выпуск 2 (Информационно-тематический сборник по нормативно-правовой базе туризма в РФ).
- М. Московский центр Академии туризма. Российская ассоциация социального туризма. 1998. С. 84
17. Международная конвенция по контракту на путешествие// Турфирмы.1995. №8. C. 84
18. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2008 г. №2797/08/СПС «Консультант-Плюс».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 г. №83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов».
Literature list:
The basic lines of activity of the Government of the Russian Federation for the period till year 2012 (the order of the Russian Government 2008 November, 17th N 1663-
r).
the new explanatory-word-formative dictionary of Russian language under the editorship of T.F.Efremovoj M, 2000
Collection of legislation of Russian Federation 02.12.96, №49, item 5491 Akhtyamova E.V. Civil law regulation of tourist activity in Russian Federation: dissertation abstract of ...candidate of law science. Krasnodar, 2007 Vikulov O. N. The commentary to the Federal law «About basics of tourist activity in Russian Federation». M, 2008.
The federal Law «About alteration of the article 18 of the Federal Law «About licensing of several kinds of activity» from 7/27/2006 №156-FZ. According to this law since January, 1st, 2007 there is no more necessity for obtaining of the permission (license) to exercise tourist activity.
The law of Russian Federation from 2/7/1992 № "23001" «About protection of the consumers' rights».
The Civil Code of Russian Federation from 11/30/1994 №51-FZ Part 1 In particular Paragraphs 2,3 of subsection 2. PERSONS of Part 1 of Civil Code of Russian Federation are dedicated to subjects of enterprise activity.
The enterprise right of the Russian Federation, executive editor E.P.Gubin, P.G.Lakhno M, 2010 The federal Law «About the state registration of legal entities and individual entrepreneurs» from 8/8/2001 (in edition from 5/19/2010)
URL: http://www.rostourunion.ru/
“Hot line of tourism” magazine №09/122/10 URL: http:/www.regnum.ru/news/757001.html European Travel Law. Chichster, John & Wiley Ltd. P.266, 501; Montaner Montexano. The structure of tourist market. Study guide. Transl. from Spanish. Smolensk, 1997.
The instruction of the European Economic Community from 13.06.1990 № 90/314/EEC «About travel, holidays and the trips including all»//the Tourist's adviser. Release 2 (The informative-thematic collection on the legal base of tourism in the Russian Federation). - M. the Moscow center of tourist Academy. The Russian association of social tourism. 1998.
The international convention under the contract on travel//Turfirmy.1995. №8.
The decision of Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation from May, 27th, 2008 №2797/08/CnC "Adviser-plus".
The governmental order of the Russian Federation from 1/24/1998 №83 «About specialized services on safety of tourists».
Рецензия
На статью Батищева Е.А. «О правовом положении субъектов туристской деятельности»
Следует согласиться с автором, когда он рассматривает туризм как существенную составляющую инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодную и экологически безопасную отрасль национальной экономики.
И поскольку туристская деятельность признается в работе самостоятельным видом предпринимательства, а правовое регулирование туризма все еще далеко от совершенства, можно констатировать, что статья написана в русле предпринимательского права и тема ее актуальна.
В работе дан анализ законодательства, определяющего правовой статус субъектов туристской деятельности, на этой основе сформулировано понятие таких субъектов. Особое внимание уделено рассмотрению правового положения туроператоров и турагентов как ключевых участников рынка туристических услуг.
Использован ряд литературных источников и судебная практика. Сформулированы предложения по совершенствованию действующего нормативного материала в сфере туризма.
Все это дает основания оценить статью позитивно и рекомендовать ее к печати.
Зав. сектором предпринимательского права ИГП РАН, доктор юридических наук,
профессор С.С. Занковский