Научная статья на тему 'О правосознании и его деформации'

О правосознании и его деформации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10699
1607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CULTURE / DEFORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL NIHILISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стругова Елена Владимировна

Статья посвящена проблемам современного отечественного правосознания. Автор анализирует основные вехи его формирования, определяет некоторые существенные характеристики правосознания, рассматривает воздействие на него ряда современных факторов. Исследуя формы деформации правосознания, особое внимание автор уделяет правовому нигилизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of modern national legal consciousness. The author analyzes the main milestones of its formation, defines some significant characteristics of the legal consciousness, and considers the influence of some modern factors on it. Examining the shapes of deformation of legal consciousness, the author pays special attention to legal nihilism.

Текст научной работы на тему «О правосознании и его деформации»

О ПРАВОСОЗНАНИИ И ЕГО ДЕФОРМАЦИИ СТРУГОВА Елена Владимировна

Аннотация. Статья посвящена проблемам современного отечественного правосознания. Автор анализирует основные вехи его формирования, определяет некоторые существенные характеристики правосознания, рассматривает воздействие на него ряда современных факторов. Исследуя формы деформации правосознания, особое внимание автор уделяет правовому нигилизму.

Annotation. The article is devoted to the problems of modern national legal consciousness. The author analyzes the main milestones of its formation, defines some significant characteristics of the legal consciousness, and considers the influence of some modern factors on it. Examining the shapes of deformation of legal consciousness, the author pays special attention to legal nihilism.

Ключевые слова: правосознание, правовая культура, деформация правосознания, правовой нигилизм.

Keywords: legal consciousness, legal culture, deformation of legal consciousness, legal nihilism.

С принятием Основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан1 официально признано, что именно государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан. Все ветви власти должны подробно и бесплатно информировать граждан о способах защиты их прав, а также предоставлять им свободный доступ к квалифицированной юридической помощи, постоянно разъяснять жителям Российской Федерации их обязанности, правила общежития и уважения законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств2.

Потребность в изучении особенностей отечественного правосознания представляется весьма значимой и злободневной, поскольку лишь в реальном, а не надуманном содержательном контексте знания и понимания работающего либо желаемого права вероятно сколько-нибудь эффективное осуществление правотворческой и правоприменительной деятельности. Правосознание, являясь неотъемлемой составной частью правовой культуры, не может не реагировать на положительные, в равной

мере как и на иные, желания законодателя, а также на бесперебойное функционирование, равно как и на сбои, в деятельности по государственно-властной реализации правовых предписаний3.

Формирование юридической категории «правосознание» происходило в ходе исторического развития государства. Исследуя формы права, большинство ученых рассматривали их в идеальном смысле, понимая под этим формирование правосознания конкретного общества, утверждая, что правосознание живет и «до», и «после», и «параллельно» с правом и является одновременно его источником, который отражает объективные потребности развития общества, одним из важнейших механизмов воплощения в жизнь, средством оценивания: соответствует ли поведение человека право-

4

вым предписаниям .

Хочется отметить, что понимание правосознания менялось с развитием юридической науки, оно не оставалось постоянным и устойчивым. Следует констатировать, что представление о правовом сознании неизменно расширяется, до сих пор нет единого мнения о сущности, свойствах, структуре и природе данного явления.

1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168) // СПС «КонсультантПлюс».

2 Васильев А.А. Правовая культура России в свете отече-

ственного консерватизма // Культура: управление, экономика,

право. 2012. № 3. С. 33-35.

3 Сергевнин С.Л. Российское национальное правосознание: некоторые конституционно-правовые проблемы // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 5. С. 16-23.

4 Зырянов М.Ю. К вопросу о сущности правосознания в связи с теорией права (некоторые аспекты) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2008. № 2. С. 37-43.

Теоретико-методологические вопросы правосознания всегда были в фокусе российской юридической науки. Классическими работами по данной проблематике являются исследования И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяков-ского и других выдающихся ученых-юристов России, ибо их идеи не утратили своей теоретической и практической значимости.

Ученые не едины во мнении при оценке изысканий в сфере правосознания в период после революции. Одни считают, что в советский период национальное правосознание не только не развивалось, а, наоборот, всячески подавлялось (за исключением очень короткого времени 1941-1953 гг.)5. Другие убеждены, что тема правосознания была крайне злободневна в данный период и широко освещалась в известных работах П.И. Стучки, М.А. Рейснера, Д.И. Курского, Г.М. Португалова, Е.Б. Пашу-каниса, Н.В. Крыленко.

Социалистическое правосознание, как утверждали ученые, коренным образом отличается от всех предшествующих ему исторических типов по осмыслению целей, задач правовой действительности, методов и средств осуществления права и определяли его как правосознание нового, высшего исторического типа6.

В работах авторов тех лет признавался классовый характер права и его обусловленность политическими пристрастиями. Социально-экономические задачи по преобразованию государства диктовали необходимость концентрации внимания на прикладной деятельности, что находило отражение в трудах советских правоведов. Видимо, поэтому проблемы понимания и оценки права и правосознания до середины 1930-х гг. носили спорный характер. Основное внимание советских правоведов того времени было сосредоточено на выработке признаваемого всеми определения права, что и произошло после решения задач первого этапа социально-экономических преобразований и установления в обществе стабильных отношений7.

5 Сафронов В.В. Правосознание гражданина. Красноярск, 2004. С. 77.

6 Сырцев В. А. Социалистическое правосознание в СССР. М., 1958. С. 11.

7 Мигущенко О.Н. Основные направления формирования

теории правосознания в начале XX века // История государства

и права. 2013. № 16. С. 18-22.

Прекращенные на несколько десятилетий социологические исследования продолжились с середины 1950-х гг. Опыт, который был накоплен российской юриспруденцией в предыдущие годы, снова оказался востребованным и даже необходимым. При этом юридические изыскания, приспосабливаясь к жесткому социалистическому варианту легистского позитивистского понимания права, имели в правоведении советского государства весьма ограниченную сферу приложения. Соответствующие исследования были направлены главным образом на изучение действия уже принятого законодательства и социального контекста его реализации, так как право и законодательство отождествлялись. Исследовались вопросы эффективности законодательства и правореали-зационной деятельности, правосознания, социального, юридического и психологического механизмов действия законодательства и т. п.).

Следует отметить, что на современном этапе развития юридической науки определения правосознания, равно как и правовой культуры, многообразны. Так, в частности, Д. Чуйков считает, что правосознание - форма общественного сознания, которая содержит субъективное отношение индивида к правовой действительности и проявляет себя в форме социально значимых действий и поступков человека8.

Нам близка позиция В.Н. Корнева, который утверждает, что правосознание - это теоретическое и эмоционально-ценностное понимание идей о существующем или желаемом государстве, о праве и правосудии, которые господствуют в конкретном обществе, выраженное в совокупности чувств, переживаний, знаний, определяемых политическими ценно-

9

стями и интересами .

Не пытаясь представить различные точки зрения ученых на содержательную сторону правосознания как юридической категории, не исследуя особенности структуры и видов правосознания, остановимся на позиции И.Ю. Ли-маренко, которая, обобщая мнения отдельных теоретиков, выделила следующие существенные признаки правосознания: во-первых, это сфера общественного сознания; во-вторых, она

8 Чуйков Д. Понятие правосознания // История государства и права. 2007. № 21. С. 39-40.

9 Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права. 2009. № 20. С. 38-41.

отражает правовую действительность; в-третьих, правовое сознание включает совокупность теорий, знаний, идей, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, оценок, чувств, привычек, эмоций, переживаний; в-четвертых, оно устанавливает отношение субъекта к праву действующему; в-пятых, в юридически значимых ситуациях оно регулирует поведение людей; наконец, в-шестых, оно формирует представления и убеждения по поводу права желаемого и находит в дальнейшем конкретное выражение в правовых предписаниях10.

Проблемы правосознания в современной России приобрели особую актуальность. Это обусловлено тем, что предшествующее официальное социалистическое правосознание было упразднено, а то, что предоставлено взамен, оказалось непросто воспринимаемым и, в конечном итоге, отвергаемым общественным сознанием. Вместо ожидаемой гармонии воцарились хаос и смятение умов, что продолжается до сих пор.

К сожалению, происходящие в Российской Федерации изменения в различных областях общественной жизни, в том числе падение нравственности, духовной культуры, негативно сказываются на формировании правосознания, вызывая его деформацию11.

Термин «деформация» буквально означает «изменение формы, искажение чего-либо»12. Как справедливо отмечал в свое время В.Н. Кудрявцев, любая деформация в правовой сфере действия индивида (поведения, правосознания, правовой культуры и т. д.), вызванная различными объективными и субъективными факторами, с его стороны часто приводит к противоправному поступку13.

Впервые идея негативного отношения к правовым нормам и ценностям сознания в юридической науке была предложена в советский период И.И. Карпецом и А.Р. Ратино-вым. По их мнению, одной из непосредственных причин, которые порождают преступление и отличающих его от иных антиобщественных

10 Лимаренко И.Ю. Существенные признаки правосознания // Общество и право. 2009. № 4. С. 55-57.

11 Панченко А.М., Канина И.А. Социально-психологические факторы, влияющие на деформацию правового сознания сотрудников правоохранительных органов // Юридическая психология. 2014. № 4. С. 10-13.

12 Дворецкий И.Х. Латино-русский словарь. М., 1976. С. 298.

13 Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология.

М., 1982. С. 191.

поступков, является разрушение или отсутствие правовых ценностей в юридическом сознании индивида. Оно выражается либо в правовом инфантилизме, т. е. несформированно-сти правового сознания, либо в правовом негативизме - активной правовой тенденции лич-ности14. Эта идея положила начало новой линии в юриспруденции - изучению правосознания законопослушных граждан и преступников - и получила определенное эмпирическое подтверждение. В частности, были выявлены существенные различия правосознания названных категорий лиц на оценочном и регулятивном уровнях его формирования.

Анализируя вышеизложенные тезисы, С. А. Ковалев предлагает следующее определение деформации правосознания: это негативное социальное явление, для которого свойственны такие изменения его состояния, которые искаженно отражают реальную общественную и личную правовую действительность и выражают негативное отношение к действующей системе права, законности и правопорядку в целом15.

Деформация правосознания в переживаемый Россией переходный период развития общества возникает вследствие рассогласования потребностей и интересов, ценностных ориен-таций и установок, норм и традиций, сознательных и правовых образов субъектов правовых отношений.

Кризис, затянувшийся и сопровождающийся в стране непрерывным падением производства, социальным расслоением общества, обнищанием десятков тысяч людей, разгулом преступности, разрушением традиционных ценностей жизни, неопределенностью государственного устройства, коррупцией и бюрократизацией чиновничества, региональным сепаратизмом, размывает правовую систему общества, искажает массовое сознание, преобладающими особенностями которого стали тревога, растерянность, разочарование в реформах, правовой нигилизм, ощущение большинством населения страны своей социальной отверженности. В массовом сознании людей формируется убежденность в возможности со-

14 Карпец И.И., Ратинов А.Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. 1968. № 12. С. 47-54.

15 Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13. С. 35-37.

вершить преступление и при этом не быть наказанным, так как преступность начинает действовать чуть ли не легально, захватывая все новые сферы влияния, в том числе в самых высших эшелонах власти. Весь этот беспорядок, неразбериха в законодательстве дает простор для злоупотребления и самоуправства должностных лиц и властных структур всех уровней16, поэтому мы видим повсеместное массовое неисполнение и несоблюдение правовых предписаний. Такое непослушание -результат низкого и деформированного правосознания и отсутствия правовой культуры. При этом целые пласты общественных отношений правом не регламентируются, создается большая область правового вакуума.

Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, способность права обеспечить порядок. Переставая уважать право, даже законопослушные граждане начинают допускать мысли о необязательности и отсутствии необходимости соблюдения правовых норм. Серьезной причиной и в то же время следствием деформирования правосознания и правовой культуры

17

являются нарушения прав человека .

С.А. Ковалев справедливо отмечает, что большая ответственность за рост деформации правосознания населения России лежит непосредственно и на государстве. Как представляется, уважение к праву нельзя воспитать в условиях ослабления государственности и невозможности экономически обеспечить достойную жизнь людей. Видение современного сильного государства предполагает, что все его структурные элементы опираются на право, обеспечивают права и свободы граждан и интересы общества в целом как необходимое условие решения социальных и экономических проблем, а человек, вынужденный заботиться об элементарном выживании, далек от восприятия правовых ценностей, он утрачивает к ним

интерес, заодно теряя все нравственные ориен-

18

тиры .

16 Мамазакиров Р.У. Факторы, влияющие на формирование правосознания граждан в переходный период развития кыргызского общества // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. 2015. № 6. С. 137.

17 Хачатуров Р. И. Формирование правовой культуры в условиях становления гражданского общества в России: политико-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2005. С. 34.

18 Ковалев С. А. Деформация правосознания как фактор

противоправного поведения личности. С. 35-37.

В научной и учебной литературе существуют различные классификации форм деформации правосознания. При этом основными среди них считаются правовой инфантилизм, правовой идеализм (фетишизм), правовой нигилизм и феномен перерождения правосознания, хотя существуют и иные, например, правовой радикализм, правовой популизм, правовой конформизм. Ограничимся лишь их краткой характеристикой.

Правовой нигилизм - наиболее распространенная форма деформации правосознания. Он понимается как неуважительное отношение к праву, законности и правопорядку и выражается в осознанном игнорировании правовых требований и отрицании ценности правового регулирования.

Негативно-правовой радикализм, или перерожденное правосознание, основан на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности. Наиболее распространенными формами перерождения являются совершение должностных преступлений и превращение места работы исключительно в средство подпольного заработка19. Это крайняя степень искажения правосознания, при которой поведение человека становится полностью аномальным.

Спекулятивно-правовой популизм проявляется в ярко выраженном настрое индивида на подчеркивание незаурядной значимости своего отношения к работе и ее результатам, стремление тем самым упрочить свое служебное и социальное положение. Его проявлением является исключительно показная работа должностного лица, выражающаяся в заигрывании с народом, спекулировании на его нуждах с целью приобретения авторитета и, в конечном счете, личных благ.

Правовой инфантилизм заключается в недостаточности или отсутствии правовых знаний, которых оказывается недостаточно для успешной профессиональной юридической деятельности. Его проявлением является правовая неграмотность и непрофессионализм.

Нравственно-правовой конформизм характеризуется формальностью выполнения должностных обязанностей, пассивностью и безыни-

19 Погребная Ю. К. Правосознание современного российского общества: вопросы теории и методологии исследования : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 74.

циативностью. Он выражается в пассивном восприятии правовой действительности, отличается стремлением всячески угодить начальству и коллегам, отсутствием критического отношения к результатам своего труда и работе коллег.

Правовой фетишизм, или правовой идеализм, проявляется в гипертрофированном понимании роли права, правовых институтов и юридических средств в осуществлении политических, социально-экономических и иных задач без учета их реальных потенциалов. Это безоглядная вера в силу правовых норм, которая находит олицетворение в идее о том, что достаточно те или иные отношения урегулировать с помощью закона, как обязательно соответствующие проблемы будут решены20.

В рамках данной статьи хотелось бы особое внимание уделить именно правовому нигилизму как наиболее распространенной форме деформации правосознания, ибо в истории мировой общественной мысли существует не так много терминов, которые имели бы такое широкое употребление и относились к столь различным явлениям, как термин «нигилизм».

Термин «нигилизм» встречается в европейской теологической литературе уже во времена Средневековья. В Х11 в. одна из церковных ересей, выступавших с позиций отрицания догмата о богочеловеческой природе Христа, получила название ереси «нигилизма»21.

В западной философии термин «нигилизм» появился во второй половине Х1Х в. и получил широкое распространение благодаря концептуальным построениям А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера и ряда других мыслителей и философов.

В России термин «нигилизм» вошел в свободное употребление задолго до того, как стал популярен на Западе. В частности, М. Катков употребил его для характеристики взглядов Писарева. После выхода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в 1862 г. его герой сразу превратился в обобщенный образ русского ниги-

20 Иванченков Ю.В. Деформация правосознания адвоката в условиях современной России как фактор оказания некачественной юридической помощи // Адвокатская практика. 2011. № 4. С. 2-7.

21 Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред.

В.С. Стёпина. М. : Мысль, 2001. С. 364.

листа, а автора записали в изобретателя самого термина «нигилизм» в России и на Западе22.

Правовой нигилизм есть разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его заключается в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному режиму, а с точки зрения причин - в юридической необразованности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Показанная крайность - следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима. Речь идет о невостребованности права обществом.

Следует отметить, что дефицит права и правосознания в нашем государстве имеет далекие корни, уходящие в историю Российского государства. Формирование национального сознания в России отмечено наличием правового нигилизма у широких слоев населения. По мнению М.А. Месилова, это непосредственное следствие управленческой практики русского самодержавия, многовекового крепостнического бесправия, которое лишило значительное количество людей правосубъектности, разгула во все эпохи репрессивного законодательства, несовершенства правосудия, которые были обусловлены специфическим укладом жизни общества, экономическими, политическими и другими факторами. Сыграло свою негативную роль и отсутствие существенного внимания к праву со стороны православной церкви (в отличие от католической, роль которой в рецепции римского права весьма значительна).

За первые десятилетия существования советского общества правовой нигилизм, доставшийся от прошлого, не только не был преодолен, но к нему добавился еще и благопристойный «социалистический» правовой ниги-

23

лизм .

Однако, по мнению Е.К. Матевосовой, неоднозначное отношение российского народа к своему прошлому, а особенно советскому, является причиной неоправданных упреков в адрес коммунистического учения в официальной «идеологизации» правового нигилизма.

22 Философия : энцикл. слов. / под ред. А.А. Ивина. М. : Гардарики, 2004. С. 243.

23 Месилов М. А. Развитие правовой мысли о сущности правового нигилизма // История государства и права. 2007. № 3. С. 34-35.

Утверждение о принижении роли права в жизни социалистического общества как следствии провозглашенного курса на постепенное «отмирание» государства и права несостоятельно с точки зрения не только юридической науки, но и фактического материала, отражающего действительную картину состояния и всестороннего реформирования Советского государства. Более того, следует признать, что именно на данном этапе была сформирована и достаточно успешно функционировала система правового воспитания, прообраз которой и планируется восстановить в сегодняшней России24.

Тем не менее, термин «нигилизм», по мнению большинства ученых, - это довольно мягкое отражение всех происходящих событий в современной России. Так, Р.Н. Донченко считает, что правовой нигилизм имеет в нашей стране благоприятнейшую почву. Он соглашается с мнением В.А. Туманова, который утверждает, что как только страна отказалась от тоталитарных методов управления и попыталась встать на путь правового государства, как только люди получили подлинную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дала о себе знать низкая степень правовой культуры населения, десятилетия царившее в нем пренебрежение к праву, его не-дооценка25.

А. С. Пиголкин, рассматривая правовой нигилизм как правовую категорию, утверждает, что он является продуктом социальных отношений и обусловлен массой причин. Он может подпитываться такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий, эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпе-26

тентность чиновников .

Формы правового нигилизма могут быть самыми различными: от прямых преднамеренных нарушений действующих нормативных правовых актов, повсеместного массового несоблюдения и неисполнения юридических предписаний до подмены законности полити-

24 Матевосова Е.К. Доктрина правового нигилизма // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6. С. 1037-1043.

25 Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. № 6. С. 34-35.

26 Теория государства и права / под ред. А. С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М. : Юрайт, 2011. С. 687-688.

ческой, идеологической или прагматической целесообразностью, конфронтации представительных и исполнительных органов власти на

27

всех уровнях .

Оценивая современное состояние российской действительности, В.В. Кулагин утверждает, что юридический нигилизм населения и определяемое им правовое поведение традиционно являются одной из сущностных характеристик отечественной правовой культуры. Бесчисленные правовые реформы последних десятилетий на фоне заявленной цели - построения в России правового государства -парадоксальным образом не только не решили проблему правового нигилизма, но привели

28 тг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к прямо противоположному результату . По выражению Н.И. Матузова, к двум известным бедам России сегодня смело можно прибавить третью - тотальный правовой нигилизм. Он является весьма опасным и разрушительным

29

по своим последствиям .

Согласимся с мнением большинства ученых о том, что преодоление правового нигилизма - процесс весьма сложный и длительный, предполагающий глобальное изменение объективных условий жизни общества и направленный на создание обновленной социально-правовой среды. В системе мер преодоления правового нигилизма приоритетное значение приобретает юридическая политика государства, которая должна быть направлена на решение такой задачи, как утверждение в общественной жизни качественного правового закона, отражающего ценности личности, интересы и потребности различных социальных групп, соответствующего международно-правовым стандартам, учитывающего национальные традиции и, в конечном итоге, эффективно регулирующего общественные от-

30

ношения .

Одним из основных средств формирования и повышения уровня правосознания и пра-

27 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. : Юрайт, 2012. С. 399.

28 Кулагин В.В. Правовой нигилизм и коррупционная психология: грех от закона // Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 19 апреля 2013 г., г. Хабаровск / под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова ; Хабаровс. краев. суд ; Дальневосточ. филиал Рос. акад. правосудия. Хабаровск : Юрист, 2013. С. 86-87.

29 Матузов Н.И. Правовой нигилизм как образ жизни // Правовая культура. 2012. № 1. С. 8.

30 Месилов М.А. Развитие правовой мысли о сущности правового нигилизма. С. 34-35.

вовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства должно стать правовое воспитание, проблема которого особенно актуальна сегодня в России. От того, как она будет решаться, во многом зависит, станет ли Российская Федерация действительно правовым государством, сможет ли обеспечить повсеместное соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, гарантировать реальную государственную и судебную защиту.

Содержанием правового воспитания должно быть формирование уважительного отношения к Конституции РФ, другим нормативным правовым актам, к суду и всей системе правоохранительных органов, к формам и институтам демократии. Основами формирования здорового правового и нравственного воспитания граждан России должны стать активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека, социальный мир, гражданское согласие31.

Библиографический список

1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168) // СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Васильев, А.А. Правовая культура России в свете отечественного консерватизма // Культура: управление, экономика, право. - 2012. - № 3.

3. Дворецкий, И.Х. Латино-русский словарь. - М., 1976.

4. Донченко, Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. -2005. - № 6.

5. Зырянов, М.Ю. К вопросу о сущности правосознания в связи с теорией права (некоторые аспекты) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2008. - № 2.

6. Иванченков, Ю.В. Деформация правосознания адвоката в условиях современной России как фактор оказания некачественной юридической помощи // Адвокатская практика. - 2011. - № 4.

7. Карпец, И.И. Правосознание и причины преступности / И.И. Карпец, А.Р. Ратинов // Советское государство и право. - 1968. - № 12.

8. Ковалев, С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. - 2009. - № 13.

9. Корнев, В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права. - 2009. - № 20.

10. Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: норма и патология. - М., 1982.

11. Кулагин, В.В. Правовой нигилизм и коррупционная психология: грех от закона // Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 19 апреля 2013 г., г. Хабаровск / под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова ; Хабаровс. краев. суд ; Дальневосточ. филиал Рос. акад. правосудия. - Хабаровск : Юрист, 2013.

12. Лазарев, В.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М. : Юрайт, 2012.

13. Лимаренко, И.Ю. Существенные признаки правосознания // Общество и право. - 2009. -№ 4.

14. Мамазакиров, Р.У. Факторы, влияющие на формирование правосознания граждан в переходный период развития кыргызского общества // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. - 2015. - № 6.

15. Матевосова, Е. К. Доктрина правового нигилизма // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 6.

16. Матузов, Н.И. Правовой нигилизм как образ жизни // Правовая культура. - 2012. - № 1.

31 Мельников В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве // Культура: управление, экономика, право. 2012. № 3. С. 11-17.

17. Мельников, В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве // Культура: управление, экономика, право. - 2012. - № 3.

18. Месилов, М.А. Развитие правовой мысли о сущности правового нигилизма // История государства и права. - 2007. - № 3.

19. Мигущенко, О.Н. Основные направления формирования теории правосознания в начале XX века // История государства и права. - 2013. - № 16.

20. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В. С. Стёпина. - М. : Мысль, 2001.

21. Панченко, А.М. Социально-психологические факторы, влияющие на деформацию правового сознания сотрудников правоохранительных органов / А.М. Панченко, И.А. Канина // Юридическая психология. - 2014. - № 4.

22. Погребная, Ю.К. Правосознание современного российского общества: вопросы теории и методологии исследования : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.

23. Сафронов, В.В. Правосознание гражданина. - Красноярск, 2004.

24. Сергевнин, С.Л. Российское национальное правосознание: некоторые конституционно-правовые проблемы // Журнал конституционного правосудия. - 2014. - № 5.

25. Сырцев, В.А. Социалистическое правосознание в СССР. - М., 1958.

26. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - М. : Юрайт, 2011.

27. Философия : энцикл. слов. / под ред. А.А. Ивина. - М. : Гардарики, 2004.

28. Хачатуров, Р.И. Формирование правовой культуры в условиях становления гражданского общества в России: политико-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2005.

29. Чуйков, Д. Понятие правосознания // История государства и права. - 2007. - № 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.