Научная статья на тему 'О правах человека в законах Республики Казахстан, принятых в 2008 году'

О правах человека в законах Республики Казахстан, принятых в 2008 году Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сман А.С.

Мақалада адам және азаматтың құқығы мен бостандығына қатынас мемлекеттік және қоғамдық өмірдің әр түрлі салаларындағы заңдардың талдауы жасалған.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О правах человека в законах Республики Казахстан, принятых в 2008 году»

А.С. СМАН,

ведущий научный сотрудник Института законодательства,

доктор юридических наук, доцент

О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В ЗАКОНАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН,

ПРИНЯТЫХ В 2008 ГОДУ

Конституция Республики Казахстан, утверждая себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, определяет приоритетность прав и свобод человека и гражданина и высшую ценность их для государства.

Законы Республики Казахстан в первую очередь направлены на реализацию и воплощение данной конституционной нормы.

Раздел 2 Конституции, состоящий из 29 статей, посвящен правовому положению человека и гражданина в Республике Казахстан.

В Конституции предусмотрены все основные конституционные права, свободы личности. Они классифицированы как личные, политические, социально-экономические права и свободы.

Отмечая это, можно указать, что раздел 2 Конституции соответствует международным правовым документам, принятым в области защиты прав человека и гражданина, а именно Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международным пактам 1966 года, а также отдельным международным документам, разграниченным по видам прав и свобод, субъектам.

Согласно пункту 2 статьи 12 Конституции, права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, права и свободы человека Республике Казахстан признаются и гарантируются в соответствии с Конституцией, а законодательство должно определять их реализацию, исполнение с целью обеспечения, защиты, охраны прав и свобод личности.

Согласно пункту 2 статьи 40 Конституции Республики Казахстан, Президент Республики, как высшее должностное лицо государства, является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Конституцией, Парламент, как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции, вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, уста-

навливающие основополагающие принципы и нормы, касающиеся:

1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;

2) режима собственности и иных вещных прав;

3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;

4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;

5) республиканского бюджета;

6) вопросов судоустройства и судопроизводства;

7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;

8) приватизации предприятий и их имущества;

9) охраны окружающей среды;

10) административно-территориального устройства Республики;

11) обеспечения обороны и безопасности государства.

Подпункт 3) статьи 66 Конституции устанавливает, что Правительство Республики Казахстан обеспечивает исполнение законов.

Пункт 1 статьи 76 Конституции указывает, что судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Таким образом, именно Конституция наделяет органы государственной власти основной функцией, связанной с функциональным назначением «все для человека», а центральные органы государственной власти для реализации данной функции определяют государственную политику защиты, охраны, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В 2008 году государством было принято 22 закона Республики Казахстан. Они регулируют

П32-!

различные общественные отношения, возникающие в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Основное назначение принимаемых законов заключается в реализации механизма исполнения с целью обеспечения прав и свобод личности, а в отдельных случаях их защиты.

В связи с этим нами проведен анализ этих законов, затрагивающих различные сферы государственной и общественной жизни и имеющих как прямое, так и косвенное отношение к правам и свободам человека и гражданина.

1. Закон Республики Казахстан от 17 ноября 2008 года «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» определяет статус и организацию работы Высшего Судебного Совета Республики Казахстан. Согласно подпункту 20) статьи 44 Конституции, Президент Республики Казахстан образует Высший Судебный Совет. В соответствии со статьей 2 данного закона, Совет обеспечивает гарантии независимости и неприкосновенности судей; на конкурсной основе осуществляет отбор кандидата на вакантную должность судьи местного и другого суда; по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата для назначения на вакантную должность судьи местного и другого суда и т.д. Таким образом, закон развивает конституционную норму, предусмотренную в пункте 2 статьи 13 Конституции о том, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Только Верховный Суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом, могут осуществлять правосудие.

В пункте 4 статьи 33 Конституции предусмотрено основное политическое право гражданина о том, что граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе. Судебная система Республики является одной из разновидностей государственной службы и она устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Согласно пункту 3 статьи 79 судьями могут быть граждане Республики, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и сдавшие квалификационный экзамен. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Республики.

2. Закон Республики Казахстан от 23 октября 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы» совершенствует механизм превентив-

ного выявления рисков в финансовой системе, расширяет компетенцию уполномоченного органа в случае неисполнения акционерами финансовых организаций требований по улучшению финансового состояния, закрепления статуса функций и полномочий представителей уполномоченного органа в банках второго уровня, а также повышает требования к финансовым организациям по исполнению принятых обязательств.

Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в 10 законодательных актов, в том числе в УК РК в части ответственности крупных участников финансовых организаций за приведение их (организаций) к принудительной ликвидации. И в 9 законодательных актов РК, определяющих порядок принятия уполномоченным органом мер раннего реагирования и ужесточения требований к крупным участникам и руководящим работникам финансовых организаций, создания единой базы учета и подтверждения прав на ценные бумаги.

Пункт 2 статьи 1 Конституции Республики устанавливает, что одним из основополагающих принципов деятельности Республики является экономическое развитие на благо всего народа.

В этих условиях государство принимает все меры для устойчивого развития экономики страны, одним из основных составляющих которой является финансовая деятельность, от стабильности которой зависит общее благополучное состояние экономических и финансовых институтов страны.

Статья 26 Конституции предусматривает два основных вида экономических прав и свобод личности: право частной собственности, предусмотренной в пункте 1 о том, что граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество; и право на занятие деятельностью, в том числе предпринимательской деятельностью, указанное в пункте 4 - каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.

Для реализации данных прав принимаются законы, регулирующие общественные отношения, возникающие в экономической сфере общества и только Парламент вправе принять данные законы в соответствии подпунктами 1), 2) пункта 3 статьи 61 Конституции.

3. Закон Республики Казахстан от 20 октября 2008 года «Об Ассамблее народа Казахстана».

Данный закон определяет статус, порядок формирования и организацию работы Ассамблеи народа Казахстана, направленных на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

Закон был принят в целях реализации конституционного положения о том, что одним из основополагающих принципов деятельности Республики являются общественное согласие и политическая стабильность, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, предусмотренными в статье 1 Конституции. С целью реализации этой конституционной нормы и во исполнение статьи 44 Конституции об образовании Президентом Республики Казахстан консультативно-совещательных органов была законодательно учреждена Ассамблея народов Казахстана.

Одним из определяющих факторов, влияющих на принятие данного закона, явилась конституционная норма о приоритетности прав и свобод человека, их абсолютности и неотчуждаемости, так как право на достойную жизнь является одним из основных личных прав человека и государство, утверждающее себя демократическим, каким является Республика Казахстан, создает все условия для признания идеологического и политического многообразия (пункт 1 статья 5 Конституции) и создания условий для признания неконституционными любых действий, способных нарушить межнациональное согласие (пункт 2 статья 39 Конституции).

4. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О трансфертном ценообразовании». Данный закон регулирует общественные отношения, возникающие при трансфертном ценообразовании, в целях предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями.

Согласно статье 8 Конституции, Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы.

Статья 6 Конституции устанавливает, что в

Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу.

Таким образом, принимая данный закон, государство реализует политику международного сотрудничества в экономической сфере, в частности при трансфертном ценообразовании и тем самым защищает все формы собственности, особенно частную собственность, которая согласно пункту 2 статьи 26 Конституции гарантируется законом.

5. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам концессии».

Законом предусматривается внесение изменений и дополнений по трем блокам вопросов.

Первый касается государственной поддержки концессионных проектов, посредством государственного софинансирования концессионного проекта на этапе строительства объекта посредством осуществления бюджетных инвестиций, а также предоставления компенсации затрат концессионера из государственного бюджета.

Второй блок поправок направлен на совершенствование процедуры проведения открытых концессионных конкурсов и основан на практическом опыте ряда отраслевых министерств. Так, в частности, Министерство энергетики и минеральных ресурсов столкнулось с проблемой проведения повторного конкурса на определение потенциального концессионера по энергетическим объектам.

Третий блок поправок, основан на международной практике и рекомендациях Всемирного Банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития, который предполагает создание специализированной организации по вопросам концессии в организационно-правовой форме акционерного общества. Основными задачами данной организации предполагается определить участие и организацию проведения экспертизы инвестиционных предложений, предполагаемых к реализации в рамках концессионных проектов, консультаций по вопросам пригодности концессионного проекта, разработку структуры финансирования и рисков по проектам, подготовку конкурсной документации, составление технического задания для консультантов по вопросам хозяйственной деятельности.

Согласно подпунктам 1), 4) статьи 66 Кон-

ституции, именно Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, организует управление государственной собственностью. В этих целях был принят закон, детально регламентирующий общественные отношения, возникающие по вопросам концессии.

Предусмотренная в статье 12 конституционная норма о том, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией, а также то, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, позволяет осуществлять всем лицам, кто законно находится на территории Республики Казахстан, любую деятельность, не противоречащую законодательству нашей страны. Поэтому одной из приоритетных задач государства является создание благоприятных условий для достойной жизни, предусмотренных в как пункте 1 статьи 31, так и в пункте 4 статьи 26 Конституции.

Совершенствование механизма концессии, в том числе с участием международных финансовых институтов окажет плодотворное влияние на развитие экономических институтов, задействованных государством во благо человека.

6. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения мер пресечения в виде ареста, домашнего ареста».

Целью закона является приведение действующего законодательства в соответствие со статьей 16 Конституции.

Поправки вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и закон «О прокуратуре».

В частности, в УПК закрепляется непосредственная передача районному, городскому суду полномочий по санкционированию ареста.

Согласно предусмотренной законопроектом процедуре, при необходимости избрания в качестве меры пресечения ареста орган дознания, следователь вносят постановление о возбуждении перед судом ходатайства о санкционировании ареста, которое вместе с материалами дела представляется прокурору.

Прокурор своим решением поддерживает или не поддерживает данное ходатайство, о чем выносит соответствующее постановление. При этом отказ прокурора в даче согласия на избрание меры

пресечения в виде ареста может быть обжалован органом дознания, следователем вышестоящему прокурору или в суд.

Согласно статье 1 Конституции, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. В правовом государстве основным принципом деятельности государственных органов, должностных лиц, юридических и физических лиц является подчинение закону. Поэтому принятие закона, законодательно устанавливающего, развивающего конституционную норму и детализирующую процедуру видов ареста, является необходимым условием функционирования правоохранительных и судебных органов с целью избежания злоупотреблений должностными лицами при аресте лиц, совершивших противоправные деяния.

Отмечаем, что одним из личных прав человека и гражданина является право на свободу. Данное право предусмотрено в пункте 1 статьи 16 Конституции. Никто не вправе принуждать человека к каким-либо действиям, человек вправе распоряжаться своей судьбой. Право на личную свободу может быть ограничено лишь в случаях, предусмотренных законом. Одним из мер ограничения свободы личности являются арест и содержание под стражей.

В пункте 2 статьи 16 установлено, что эти меры допускаются только в предусмотренных законом случаях. Принятый закон устанавливает эти случаи, и они предусматриваются лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.

7. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних».

В Астане и Алматы, в соответствии с указом Президента Республики Казахстан, образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. В этой связи в целях определения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, подсудных специализированному межрайонному суду по делам несовершеннолетних, вносятся изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РК, Гражданский процессуальный кодекс и в Кодекс РК об административных правонарушениях.

Также внесены дополнения, уточняющие компетенцию специализированных межрайонных

судов по делам несовершеннолетних и специализированных районных административных судов.

Согласно статьи 75 Конституции Республики Казахстан, правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судами Республики являются Верховный Суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом.

Принятый закон, развивая конституционные нормы, предусмотренные в пункте 3 статьи 75 и положения Указа Президента Республики Казахстан, определяет правовой статус, компетенцию специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних. Согласно пункту 1 статьи 27 Конституции, детство находится под защитой государства. Поэтому создание в этих условиях специализированных ювенальных судов, с целью защиты прав и свобод несовершеннолетних лиц, является правомерной реакцией государства. Именно две категории граждан, дети и нетрудоспособные лица, должны находиться на особом контроле государства.

Статья 13 Конституции предусматривает, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Только суд в соответствии с конституционно-правовым назначением может обеспечить соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего лица. Гарантия на справедливый суд является неотъемлемой частью личного права человека.

8. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан».

Целью данного закона является обеспечение развития в научных организациях органов внутренних дел фундаментальных и прикладных исследований в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, решения вопросов приема и увольнения сотрудников органов внутренних дел, привлечения их к дисциплинарной ответственности, в том числе за совершение коррупционных проступков, наделения сотрудников, получивших увечья при исполнении служебных обязанностей, правом на санаторно-курортное лечение за счет бюджетных средств.

В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Казахстан, Республика Казахстан утверждает себя правовым государством. В этих целях для реализации конституционно-правовых норм созданы органы внутренних дел, одной из основных задач которой является борьба с преступностью. Статья 15 Конституции предусматривает, что каждый имеет право на жизнь,

означающее, что одной из функций государства является борьба с преступностью с целью обеспечения всем лицам, находящимся на ее территории, безопасного проживания. В этих целях принимаются основные законы, посвященные правоохранительным органам.

Сотрудники внутренних дел являются государственными служащими. В соответствии пунктом 4 статьи 33 Конституции требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом. Поэтому этот закон устанавливает отдельные нормы, связанные с пребыванием лиц в органах внутренних дел. Статья 28 Конституции устанавливает, что гражданину Республики Казахстан гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. Закон предусматривает случаи получения социального пособия сотрудниками, получившими увечья при исполнении служебных обязанностей.

9. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «Об аккредитации в области оценки соответствия».

Законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Казахстана о проведении работы по признанию отечественных сертификатов за рубежом с целью исключения двойной сертификации. Таким образом, данный законопроект устанавливает новую систему аккредитации, отвечающую международным стандартам.

Целями принятия законопроекта являются:

защита интересов потребителей в вопросах безопасности и качества продукции, процессов, услуг;

повышение конкурентоспособности отечественной продукции;

повышение качества и достоверности оценки соответствия;

устранение технических барьеров в торговле;

создание условий выхода отечественной продукции на внешний рынок и признания результатов работ субъектов аккредитации Республики Казахстан международными организациями и зарубежными странами.

Также внесены поправки в Законы РК «О племенном животноводстве», «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании», «О частном предпринимательстве», приводящие данные законы в соответствие с законопроектом «Об аккредитации в области оценки

ПЯЛ

соответствия».

Согласно пункту 2 статьи 61 Конституции, Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также в целях реализации конституционной нормы о том, что основополагающим принципом деятельности Республики является экономическое развитие на благо всего народа, был принят данный закон.

Только в условиях добрососедских отношений между государствами (статья 8 Конституции) и для воплощения конституционной нормы о демократическом передовом государстве был принят закон, по новому определяющий систему аккредитации в области оценки соответствия. Это позволит физическим и юридическим лицам не только избежать двойной сертификации, но и внедриться в международное экономическое пространство. Тем самым государство создает условия для благоприятного ведения предпринимательской деятельности, предусмотренной в Конституции как основное экономическое право человека (пункт 4 статья 26).

10. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года N 60-ГУ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства».

Законопроектом предусматриваются механизмы финансово-экономического оздоровления неплатежеспособных организаций путем вовлечения их в процедуры реабилитации, определение единого уполномоченного органа в сфере банкротства, установление административной ответственности конкурсных, реабилитационных управляющих, администраторов внешнего наблюдения, а также совершенствование действующего закона «О банкротстве».

Для создания необходимых условий по вовлечению неплатежеспособных организаций в реабилитационные процедуры проектом закона предусмотрен ряд стимулов как для кредиторов, так и для должника. В частности, таких стимулов как увеличение срока реабилитации для предприятий, имеющих стратегическое значение, упрощение порядка предоставления документов на применение реабилитации.

Законопроектом предусматривается усиление ответственности руководителей, собственников имущества организаций-банкротов и индивидуальных предпринимателей за преднамеренное и ложное банкротство. Также закрепляется административная и уголовная ответственность конкурсных, реабилитационных управляющих, которые осуществляют управление имуществом и делами банкротов, а также

администраторов внешнего наблюдения за нарушение законодательства о банкротстве.

По нашему мнению, одним мер, предпринимаемых государством, для поддержки экономической сферы, является проведение мероприятий по ее оздоровлению. Так называемое явление «банкротство» имеет различные формы своего проявления. Особенно решительные меры должны приниматься в отношении преднамеренного и ложного банкротства. Именно эти явления подрывают экономические устои государства и создают условия для проведения ложного предпринимательства. Государство в целях оздоровления экономики должно вести решительную борьбу с такими явлениями. Поэтому принятие такого закона целесообразно, а введение различных видов ответственности позволяет разработать механизм привлечения лиц виновных в лже-банкротстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конституция предусматривает, что Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливающие основополагающие принципы и нормы, касающиеся:

1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;

2) режима собственности и иных вещных прав (статья 61).

Принятие закона будет способствовать осуществлению здоровой предпринимательской деятельности, предусмотренной в пункте 4 статьи 26 Конституции.

11. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности».

Законопроект направлен на дальнейшее развитие и совершенствование туризма как одного из приоритетных направлений экономики.

Кроме того, вносятся изменения в пять законодательных актов: Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), законы «О туристской деятельности», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента», «О частном предпринимательстве», «О лицензировании».

В частности, в КоАП вводится статья, предусматривающая административную ответственность за нарушение законодательства РК о туристской деятельности.

Поправками в закон о туристской деятельности разграничиваются полномочия между правитель-

ством, уполномоченным органом и местными исполнительными органами. Кроме того, предусматривается ведение уполномоченным органом государственного реестра лиц, осуществляющих туристскую деятельность.

12. В закон «О лицензировании» вносятся изменения в порядок выдачи лицензий для занятия туристской деятельностью в сфере международного и внутреннего туризма.

Принятие данного законопроекта позволит решить такие задачи как дальнейшее развитие туристического кластера в регионах, реализация прорывных проектов, формирование привлекательного туристского имиджа, обеспечение новых подходов в туризме, реализация государственных программ по развитию туристической отрасли.

Принятие данного закона является важным и своевременным, так как реализует конституционную норму, предусмотренную в статье 2 Конституции, о том, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления и ее суверенитет распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. Только в таких условиях возможно принятие нормативных правовых актов, развивающих туризм - как одну из составляющих экономики суверенного государства и выполнения цели узнаваемости и информированности о стране, как Республика Казахстан.

Закон также реализует конституционную норму о праве свободного передвижения, которое установлено в пункте 1 статьи 21, что каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом.

13. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешения корпоративных споров».

Целью законопроекта является совершенствование законодательства в сфере борьбы с незаконным приобретением имущества, а также недопущение маскировки корпоративных споров под другие споры путем определения понятия «корпоративный спор», установление подсудности гражданских дел по этим спорам.

В частности, проектом предусмотрено внесение поправок в Гражданский процессуальный кодекс РК, согласно которым установлена ис-

ключительная подведомственность корпоративных споров специализированным межрайонным экономическим судам.

Также проектом предусмотрены изменения и дополнения в законы о хозяйственных товариществах, о производственных кооперативах, о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью, об акционерных обществах.

Принятие данного закона указывает, что именно для реализации конституционной нормы, предусмотренной в пункте 1 статьи 4 Конституции о том, что действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики, принимаются законы, соответствующие Основному закону страны. Именно Конституция регулирует важнейшие общественные отношения, в частности, отношения, возникающие в экономической сфере. Одним из условий созидания государственности является уменьшение количества разногласий во всех сферах общества, особенно в экономической сфере. Поэтому принимаемые государством законы, касающиеся экономических отношений, могут быть реализованы, если имеется надлежаще установленный механизм разрешения экономических споров.

Согласно Конституции, только судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики (пункт 1 статья 76) и она осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства (пункт 2 статьи 75).

14. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах».

Поправки направлены на приведение закона «О нормативных правовых актах» в соответствие с изменениями, внесенными в Конституцию РК 21 мая текущего года. Законом предусматриваются основные процедуры реализации права законодательной инициативы Президента РК.

В частности, уточняются субъекты права законодательной инициативы, определяются разработчики проектов законодательных актов,

ПЯЛ

вносимых в Мажилис в порядке законодательной инициативы Президента, которыми могут являться администрация Президента, Правительство и иные государственные и негосударственные организации, граждане по поручению Президента РК или руководителя администрации Президента.

Согласно пункту 1 статьи 4 Конституции, действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного Суда Республики.

Пункт 2 этой статьи устанавливает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

Поэтому приведение норм Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», детализирующего механизм принятия нормативных правовых актов, с конституционными нормами является первоочередной правовой необходимостью.

Согласно статье 61 Конституции, право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента Республики Казахстан, Правительству Республики и реализуется исключительно в Мажилисе. Таким образом, народ через формы опосредованной демократии, наделяет этих лиц правом законодательной инициативы, Главу государства правом определять приоритетность рассмотрения законов, и устанавливает предпосылки для реализации конституционной нормы о верховенстве Конституции и делегировании осуществления власти государственным органам (пункт 2 статья 3).

15. Конституционный закон Республики Казахстан от 4 июля 2008 года «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан».

Закон разработан в целях приведения закона «О государственных символах» в соответствие с поправками, внесенными в Конституцию 21 мая прошлого года, в части замены в тексте на государственном языке отдельных терминов.

Одним из главных составляющих суверенитет страны является наличие государственных символов. Согласно статье 9 Конституции, Республика Казахстан имеет государственные символы - флаг, герб и гимн.

Согласно пункту 2 статьи 4, Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Действующее

законодательство должно соответствовать нормам Конституции. В связи с чем, законодатель внес изменения и дополнения в действующий конституционный закон. Также принятие уточняющих и дополняющих норм способствует реализации конституционно-правой нормы, предусмотренной в пункте 2 статьи 34 Конституции об обязанности каждого уважать государственные символы Республики.

16. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».

В целом Закон направлен на дальнейшее совершенствование государственного управления в области безопасности дорожного движения, принятие эффективных мер по снижению уровня аварийности на транспорте, устранение условий для совершения коррупции.

В частности, в Кодекс об административных правонарушениях вводится статья, предусматривающая «наложение административного взыскания, как в отношении водителей, так и владельцев транспортных средств».

Также увеличиваются сроки лишения специального права в области обеспечения безопасности дорожного движения, ужесточается ответственность за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии, предусматривается направление правонарушителей на проверку знаний правил дорожного движения в случае совершения повторных административных правонарушений в течение года.

Конституционная норма о праве человека на жизнь (статья 15) предусматривает создание государством необходимых мер по обеспечению безопасных условий проживания, одной из мер из которых является профилактика дорожно-транспортных правонарушений. В настоящее время 300 000 человек погибает в результате дорожных происшествий. Поэтому усиление правовой ответственности со стороны государства в отношении участников дорожных происшествий необходимая и вынужденная мера. Конституционная норма о приоритетности прав и свобод человека и принадлежности их от рождения, признание их абсолютными и неотчуждаемыми, определяет содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Право на жизнь является основным и первичным личным правом человека и гражданина, от которого исходят все остальные конституционные права и

свободы. Вторым определяющим фактором при принятии данного закона явилась конституционная норма, предусматривающая обязанность каждого соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, в том числе Правила дорожного движения и права и свободы участников дорожного движения (статья 34 Конституции).

17.Закон Республики Казахстан от 4 июля 2008 года N 54-ГУ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».

Целью закона является создание условий для развития частного предпринимательства в республике путем упрощения процедуры регистрации субъектов среднего и крупного предпринимательства.

Законом вносятся изменения в части установления минимального срока регистрации субъектов среднего и крупного предпринимательства, принявших решение осуществлять свою деятельность на основании Типового устава. В настоящее время минимальный срок государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц, составляющий не более трех рабочих дней со дня подачи заявления, предусмотрен только для субъектов малого предпринимательства.

Данное изменение, внесенное в текущее законодательство страны, позволяет государству обеспечить, а юридическим лицам реализовать конституционную норму о свободе предпринимательской деятельности, указанной в пункте 4 статьи 26 Конституции. В развитых демократических государствах, предприниматели являются основой общества и государства и служат инициаторами создания качественно новой жизни.

18. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2008 года N 53-ГУ «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу ношения (использования) форменной и специальной одежды физическими и юридическими лицами».

Поправки вносятся в Кодекс РК об административных правонарушениях, в Закон «Об охранной деятельности».

В частности, документом устанавливается ответственность за незаконное использование форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных и контролирующих органов.

Также вводится единый образец спецодежды для частных охранников, работников частных охранных организаций, охранных подразделений индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих охранную деятельность.

Разрешенная государством охранная деятельность, является разновидностью предпринимательской деятельности, требующей установления со стороны государством дополнительных требований, в частности установление форменной одежды. Введение этого правила позволит систематизировать деятельность субъектов этого рынка услуг.

Вместе с этим данный закон способствует совершенствованию конституционно-правовой нормы, указанной в статье 34 о необходимости соблюдать законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

19. Закон Республики Казахстан от 27 июня 2008 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам усиления ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков».

Поправками ужесточается уголовная ответственность за совершение наркопреступлений вплоть до пожизненного лишения свободы в таких случаях, как сбыт наркотиков в учебных заведениях и несовершеннолетним, реализация наркотиков в особо крупных размерах организованными преступными группировками, контрабанда наркотиков в особо крупных размерах, склонение к потреблению наркотиков, повлекшее смерть человека.

Кроме того, поправками в административный кодекс вводится понятие «развлекательные организации», а санкциями предусматривается «приостановление или запрещение деятельности такого заведения в случае непринятия мер по пресечению потребления в них наркотиков».

Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство с целью усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с наркотиками, является ответной мерой государства на массовое распространение и употребление наркотических средств. Это подрывает устои государства, общества. В целях реализации конституционных норм, предусмотренных в пункте 1 статьи 15 о праве личности на жизнь и пункте 1 статьи 27 о том, что брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защи-

той государства, были внесены данные изменения. Этот круг регулируемых общественных отношений может быть узаконен с участием государства. Только лишь государство может принять меры по усилению борьбы с наркопреступлениями. Одновременно конституционная норма предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. Таким образом, свобода в осуществлении прав и свобод личности, следование правовому принципу «разрешено все, что не запрещено законом» не должно посягать на нравственность, законы, государственные устои и права и свободы других лиц.

20. Закон Республики Казахстан от 25 июня 2008 года «О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан».

Поправка в закон разработана в целях установления нового государственного праздника «День столицы» - 6 июля, который будет иметь историко-культурное значение для граждан Казахстана.

Одним из составляющих понятия «государственность» являются государственные праздники. Они формируются исходя из особенностей культуры, традиций, опыта государственного строительства. Поэтому признание 6 июля государственным праздником, по истечении 10 лет строительства государственности нашей страны, является значимым событием, как в общественной жизни страны, так и правовом значении. Одновременно отмечаем, что принятие такого закона способствует совершенствованию конституционно-правовой нормы, предусмотренной в пункте 4 статьи 24 о том, что каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

21. Закон Республики Казахстан от 24 июня 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охраны исправительных учреждений»

В целом поправки в законодательство направлены на разграничение полномочий между министерствами юстиции и внутренних дел Республики Казахстан.

В частности, поправками на внутренние войска Министерства внутренних дел возлагается охрана исправительных учреждений, предназначенных для содержания лиц мужского пола. На комитет

уголовно-исполнительной системы возлагается охрана исправительных учреждений, предназначенных для содержания женщин, воспитательных колоний, следственных изоляторов и тюрем.

Данный закон позволяет на уровне законодательного акта разграничить полномочия между внутренними войсками и комитетом уголовно-исполнительной системы. Этот круг социальных общественных отношений, регулируемых данным законом, позволит обеспечить положения статьи 16 Конституции о том, что каждый имеет право на личную свободу. Она может быть ограничена лишь в случаях предусмотренных законом. Поэтому государство обязано совершенствовать систему отбывания наказания этой категории лиц, права и свободы которых ограничены лишь в одном случае: содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда не имеют право избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме (пункт 3 статья 33 Конституции).

22. Закон Республики Казахстан от 26 мая 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Основной целью законопроекта является совершенствование законов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, гражданской обороны, промышленной безопасности и других.

В частности, в законе «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» предлагается уточнить компетенцию соответствующего уполномоченного органа в части государственного контроля в этой области.

В законе «О пожарной безопасности» предусматривается конкретизация компетенции государственных органов в области пожарной безопасности, детализация статуса, правового положения и порядка прохождения службы в органах государственной противопожарной службы.

Также внесены изменения и дополнения в ряд других законов, связанных с деятельностью уполномоченного органа в области противопожарной, а также промышленной безопасности.

Согласно статье 61 Конституции, Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливающие основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и

юридических лиц.

В связи с чем данным законом определена правосубъектность государственного органа, деятельность которого напрямую связана с осуществлением мер в период чрезвычайных ситуаций. По нашему мнению, именно в этой сфере общественных отношений, должно быть детально разработанное законодательство, с регламентированием компетенции, полномочиями. Это позволит избежать случайностей, некомпетентности, в ситуациях, связанных с чрезвычайными происшествиями как природного, так и техногенного характера. Поэтому данный закон способствует механизму совершенствования и координации деятельности государственных органов, осущест-

вляющих деятельность в этой сфере.

Пункт 1 статьи 15 Конституции предусматривает, что каждый имеет право на жизнь. С целью избежания человеческих потерь в таких ситуациях, государство обязано принимать меры по совершенствованию механизма устойчивого развития системы предотвращения различных катастроф, так как именно государство, согласно статьи 31 Конституции ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, а сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Мацалада адам жэне азаматтьщ ц±цыгы мен бостандыгына цатынас мемлекетпк жэне цогамдыц eмiрдщ эр тYрлi салаларындагы зандардыц талдауы жасалган.

В статье проведен анализ законов, затрагивающих различные сферы государственной и общественной жизни и имеющих как прямое, так и косвенное отношение к правам и свободам человека и гражданина.

Институт законодательства Республики Казахстан представляет:

Правовые проблемы реформирования государственной службы суверенного Казахстана: Монография / Коллектив авторов. - Астана: Институт законодательства Республики Казахстан, 2003 г. - 476 с.

Коллектив авторов: Сапаргалиев Г., Шиллер С., Сакиева Р., Жанузакова Л., Ишмухамедова А., Онлашева Ж., Сулейменова Г., Сейдалина Ж., Жалбуров Е., Мухамеджанов Э., Айдарбаев С., Са-лимгерей А., Крепак П.

Издание подготовлено Институтом законодательства Республики Казахстан под научным руководством члена-корреспондента НАН, доктора юридических наук, профессора Сапаргалиева Г.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.