Научная статья на тему 'О построении системы показателей эффективности структурных подразделений ОАО «РЖД»'

О построении системы показателей эффективности структурных подразделений ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5165
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / система показателей эффективности / мотивационные ресурсы / трансфертные цены / РЖД / "Russian Railways" / effectiveness / system of effectiveness indices / motivational resources / Transfer prices

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новосельская С. А.

Статья посвящена анализу существующих и перспективных методов оценки эффективности деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД». Автором предложена альтернативная система показателей эффективности деятельности структурных подразделений и расчета трансфертных цен в рамках управленческого учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the existing and the perspective methods related to the evaluation of effectiveness of structural subdivision within OAO Russian Railways. The author offers an alternative system of effectiveness indices and calculation of transfer prices within the framework of managerial accounting.

Текст научной работы на тему «О построении системы показателей эффективности структурных подразделений ОАО «РЖД»»

миться провести жесткую, раз и навсегда устоявшуюся грань, а особенностей транснационального производства. Создание

попытаться выявить наиболее характерные, с точки зрения тео- российских ТНК в ближнем и дальнем зарубежье представ-

рии и практики, черты форм интеграции корпораций. ляется не только экономически, но и политически важной за-

Результат деятельности российских корпораций зависит от дачей промышленной политики РФ в целом. Стимулирование

их наступательной тактики освоения рынков других государств. процесса формирования российских ТНК также требуется не

Российские предприятия должны шаг за шагом осваивать ми- в упрощенном смысле — лишь как стимулирование экспорта

ровое экономическое пространство, используя весь накоплен- или привлечение валюты в казну. Российские корпорации при

ный опыт инвестиционной активности крупнейших корпораций политической поддержке государства должны получить равные

мира с учетом региональных, отраслевых и стратегических возможности присутствовать на зарубежных рынках.

Литература

1. Бабушкин В.Е. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. — Казань: Казанский гос. финансово-экономический ин-т, 2007.

2. Веретенников Н.П., Леонтьев Р.Г Корпорации: организационные формы, принципы и функции управления. — М.: ВИНИТИ РАН, 2003. — 624 с.

3. Голикова Ю.А. Формирование корпоративных образований в промышленности на Дальнем Востоке РФ в условиях экономической интеграции в СВА: дис. канд. экон. наук. — Хабаровск: ДВГУПС, 2005. — 180 с.

4. Долгопятова Т.Г. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности // Предприятия России. Корпоративное управление и рыночные сделки. — М.: ГУ ВЭШ, 2002. — С. 129 — 167.

5. Долгопятова Т.Г Реструктуризация собственности и контроля в промышленности // Предпринимательство в России. — 1995. — № 3-4. — С. 18-25.

6. Клепач А., Кузнецов П., Крючкова П. Корпоративное управление в России в 1995-1996 годы // Вопросы экономики. — 1996. — № 12. — С. 73 -87.

7. Коваленко Б.Б., Пономарёв А.С., Смешко О.Г. Построение корпоративной структуры управления предпринимательской организации холдингового типа / Под ред. Е.С. Ивлевой. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. — 136 с.

8. Леонтьев Р.Г., Веретенников Н.П. Континуум императивов государства, корпораций и регионального бизнеса. — Владивос-ток-Хабаровск: ДВО РАН., 2006. — 419 с.

9. Московский общественный научный фонд. АНО «Проекты для будущего: научные и образовательные технологии». Интеграционные процессы, корпоративное управление и менеджмент в российских компаниях. — [Электрон. ресурс]. — март 2011. Режим доступа: http://www.mpsf.org/

10. Полухин П.Ю. Оценка эффективности корпоративной интеграции в промышленно-производственной сфере: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. — М.: Госуд. ун-т управления, 2007.

11. Шакиров Н.Ш, Шакиров И.Н Корпоративные системы интеграции производства в рыночной экономике // Вестник ТИСБИ. — 2005. — №4.

О ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОАО «РЖД»

С.А. Новосельская,

соискатель Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения

svetik210581@mail.ru

Статья посвящена анализу существующих и перспективных методов оценки эффективности деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД». Автором предложена альтернативная система показателей эффективности деятельности структурных подразделений и расчета трансфертных цен в рамках управленческого учета.

Ключевые слова: эффективность, система показателей эффективности, мотивационные ресурсы, трансфертные цены, РЖД

УДК 658.155.012.7

Переход железнодорожной отрасли на новую модель управления финансовыми, организационными, материальными, кадровыми и прочими ресурсами на основе бюджетной-сметной системы и расчетно-платежного механизма в ходе проведения структурной реформы стал важным шагом на пути продвижения вновь созданной железнодорожной компании на внутренние и внешние рынки транспортных услуг. Практическое внедрение новых методов управления и дальнейшие исследования в этой области выявили ряд проблем, связанных со спецификой деятельности железнодорожного транспорта. Так, в связи с тем,

что выявление конечного финансового результата (прибыли или убытка) ОАО «РЖД» происходит на уровне юридического лица, встала задача оценки эффективности деятельности его структурных подразделений.

В настоящее время системой бюджетного управления ОАО «РЖД» для территориальных (железных дорог) и функциональных филиалов предусмотрено выполнение 10 показателей сводных бюджетов, в том числе: сводный бюджет продаж, производства, затрат, капитальных вложений, запасов и закупок, доходов и расходов, кредитов и займов, движения дебиторской

и кредиторской задолженности, движения денежных средств, сводный прогнозный баланс. Все бюджеты связаны между собой. Показатели, входящие в расчет нескольких бюджетов, вводятся только один раз — в тот бюджет, где они формируются. Изменение показателя в одном бюджете отражается во всех бюджетах, на которые он влияет. Данный механизм аналогичен принципу двойной записи, используемому в бухгалтерском учете. Для обобщения ключевых показателей деятельности и представления их в компактном виде для рассмотрения высшим руководством компании предназначен мастер-бюджет.

Ключевыми показателями, определяющими эффективность работы территориального филиала, являются: погрузка, грузооборот, пассажирооборот, выручка от перевозок, качественные показатели использования подвижного состава, производительность труда, расходы по перевозкам, себестоимость. Для других уровней управления (функциональные филиалы, ДЗО, структурные подразделения, ОАО «РЖД» в целом) также предусмотрено выполнение определенных показателей.

В случае выполнения ключевых показателей, при условии обеспечения установленной степени безопасности движения поездов (отсутствие аварий, крушений, сходов пассажирских поездов), подразделение имеет право на использование фонда мотивации и развития: первый является социальным проектом компании и используется в целях мотивации персонала за хорошую работу, а второй — производственным проектом и направлен на мотивацию отдельных предприятий к зарабатыванию денег на свое развитие.

Мотивационный ресурс филиалов и структурных подразделений формируется с целью повышения эффективности предупредительных мер по обеспечению безопасности движения поездов и улучшение финансово-экономических результатов деятельности, включая:

• реализацию предупредительных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности перевозок, снижение техногенных рисков и рисков, связанных с человеческим фактором;

• повышение доходов от перевозок и предоставления услуг инфраструктуры;

• рост прибыли от прочих рентабельных видов деятельности;

• снижение производственных издержек по перевозкам при обеспечении качества и надежности эксплуатационной работы.

В Положении о мотивационном бюджете (МБ) ОАО «РЖД», принятом Советом директоров ОАО «РЖД» 02.06.2004 г., зафиксированы условия его формирования (формула 1).

МБ = (Д - Р ) 0,5 + (ДПВП - РПВП) 0,3 (1)

'“перевозки перевозки '“ПВД ПВД' ’ ' ‘

где Д — сверхплановые доходы по перевозкам;

перевозки

Р — сверхплановые расходы по перевозкам;

перевозки

ДПВД — сверхплановые доходы по подсобно-вспомогательной деятельности;

РПВД — сверхплановые расходы по подсобно-вспомогательной деятельности.

Филиалам ОАО «РЖД» в МБ начисляются средства в размере 50% полученных сверх плана доходов (за вычетом права на расходы по дополнительному объему работ) и 30% сверхплановой прибыли от подсобно-вспомогательной деятельности.

Советом директоров утверждено также положение о бюджете развития (БР) железных дорог — филиалов ОАО «РЖД»: он формируется из расчета 50% от суммы экономии эксплуатационных расходов и 70% от сверхплановой прибыли по подсобновспомогательной деятельности (формула 2).

БР = (Е — Еф ) 0,5 + (ДПВП — РПВП) 0,7 (2)

' план факт ’ 'МПВД ПВД' ’ ' '

где Еплан — плановые расходы по перевозкам;

Ефакт — фактические расходы по перевозкам.

Необходимо отметить, что на практике реализация системы бюджетного управления не распространяется на уровень структурных единиц. Учитывая огромное разнообразие видов деятельности на железнодорожном транспорте, необходимо разработать действенную систему оценки работы каждого структурного подразделения с определением его вклада в общий финансовый результат компании.

Отметим также отсутствие принципов формирования средств бюджетов мотивации и развития по структурным единицам. Приведенные выше расчеты действительны только для уровня филиала ОАО «РЖД» и не могут быть использованы на более низких уровнях. В результате складывается ситуация,

когда подразделения компании, непосредственно отвечающие за выполнение определенных функций, не имеют соответствующих уровню своей ответственности прав. Нарушение рационального соотношения прав и обязанностей субъектов управления приводит к насаждению административных методов управления там, где должны работать рыночные механизмы, что не позволяет принимать эффективные и своевременные решения на местах.

Новый платежно-расчетный механизм ОАО «РЖД» предусматривает функционирование разных типов расчетных счетов, включая расчетные счета:

— ОАО «РЖД» по месту нахождения в г. Москве.

— ОАО «РЖД» с ограниченным режимом функционирования (для доходных поступлений по основной деятельности) — «доходные счета» для приема провозных платежей по месту расположения железных дорог.

— ОАО «РЖД» с ограниченным режимом функционирования (для доходных поступлений по прочим видам деятельности) — «доходные счета» для приема выручки от прочих видов деятельности по месту расположения железных дорог и функциональных филиалов.

— филиалов ОАО «РЖД» — «расходные счета» для осуществления операционной деятельности по месту нахождения функциональных филиалов и железных дорог.

— филиалов с ограниченным режимом функционирования — «текущие счета» для финансирования заработной платы и оперативных нужд по месту нахождения структурных единиц железных дорог.

Анализируя приведенный состав и структуру расчетных счетов ОАО «РЖД», становится очевидным высокая степень централизации денежных потоков в отрасли и практически полное отсутствие самостоятельности структурных единиц в принятии управленческих и финансовых решений. Поступление выручки за перевозки на доходные счета ОАО «РЖД», открытые на железных дорогах (филиалах ОАО «РЖД»), с последующей её передачей на расчетный счет ОАО «РЖД» (за минусом той части, которая направляется на расчетный счет филиала в соответствии с утвержденным бюджетом) вполне объяснимо спецификой перевозочного процесса. Однако аналогичная ситуация с выручкой от подсобно-вспомогательной деятельности (ПВД), на наш взгляд, представляется спорной. Конечно, в системе платежно-расчетного механизма предусмотрено использование филиалами полученной на расчетные счета выручки в соответствии с утвержденными бюджетами, а также расчет так называемого «права» на дополнительное финансирование в рамках бюджета мотивации и развития. Однако на практике это приводит к тому, что:

во-первых, отсутствие доходного расчетного счета по ПВД у структурной единицы не дает возможности получать заработанные ею деньги и распоряжаться ими по своему усмотрению;

во-вторых, заложенных в бюджете средств, как правило, не хватает на реальные нужды предприятия;

в-третьих, система мотивации в данном случае работает не в полной мере, а сами принципы формирования бюджета мотивации и развития не адекватны рыночной среде;

в-четвертых, существующая нормативная база в отрасли не позволяет эффективно планировать расходы с учетом реальной финансово-экономической ситуации;

в-пятых, предприятие таким образом лишь компенсирует понесенные расходы и не получает средств для дополнительного развития и стимула работать эффективнее.

Ввиду того, что существующие методы оценки эффективности деятельности территориальных и функциональных филиалов ОАО «РЖД» на основе ключевых показателей, установленных действующей системой управления, не распространяются на уровень структурных единиц, последние утрачивают стимулы производительного труда и развития.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что устанавливаемая для структурных подразделений система показателей имеет ряд существенных недостатков, ибо рядовому сотруднику компании, да и менеджменту в целом нередко трудно проводить сбор, обработку, группировку, сравнение и анализ данных, а потому на практике она работает не в полной мере, либо не работает вообще.

На материалах Рельсосварочного поезда № 1 (РСП-1) Октябрьской дирекции по ремонту пути «Путьрем» — структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути — фи-

Таблица 1

Ключевые показатели эффективности деятельности рельсосварочного предприятия

Финансовая составляющая Внутренние хозяйственные процессы Инновации, человеческий капитал

1. Коэффициент выполнения плана по себестоимости: 2. Коэффициент выполнения плана по объему работ: 4. Коэффициент выполнения плана по производительности труда

1.1. сварки рельсовых плетей бесстыкового пути 2.1. по сварке рельсовых плетей бесстыкового пути 5. Коэффициент выполнения плана по фондовооруженности труда

1.2. сварки рельсовых стыков в пути пере-движ-ными рельсосварочными машинами (ПРСМ) 2.2. по сварке рельсовых стыков в пути машинами ПРСМ 6. Индекс инноваций

1.3. изготовления клееболтовых стыков 2.3. по изготовлению клееболтовых стыков

1.4. изготовления сварных рельсов переходного профиля 2.4. по изготовлению сварных рельсов переходного профиля

3. Непроизводительные расходы:

3.1. Количество (%) брака на выходе

3.2. Количество отказов пути (частичных и полных) по вине РСП

3.3. Число нарушений внутренних стандартов

3.4. Время простоя по внутренним причинам

лиала ОАО «РЖД» построим систему показателей эффективности его деятельности.

Определим задачи рельсосварочного предприятия:

— оптимизация затрат при безусловном обеспечении качества выполняемых работ (услуг) и безопасности перевозок;

— выполнение заданного объема работ в установленные сроки;

— оптимизация управления персоналом на основе сближения интересов работников и компании, а также повышение эффективности труда;

— расширение подсобно-вспомогательной деятельности в целях получения дополнительных доходов при условии первоочередного полного удовлетворения внутренних нужд компании в услугах рельсосварочного предприятия.

Выполнение указанных задач предлагаем оценивать с помощью системы показателей, представленных в табл. 1.

Расчет интегрального показателя эффективности деятельности рельсосварочного предприятия производится в несколько этапов.

На первом этапе определяются частные коэффициенты выполнения плана по себестоимости в разрезе осуществляемых видов деятельности (поскольку все выполняемые виды деятельности приводятся к единому измерителю, коэффициент выполнения плана по объему работ рассчитывается на весь объем выполненных работ).

ка = Сп, / Cфi (3)

где кс, — коэффициент выполнения плана по себестоимости ¡-го вида деятельности;

Сп, — плановая себестоимость ¡-го вида деятельности;

Сф, — фактическая себестоимость ¡-го вида деятельности.

На втором этапе рассчитывается обобщающий коэффициент выполнения плана по себестоимости с использованием средней взвешенной арифметической (в качестве долей выступают удельные веса каждого вида деятельности в общем объеме выполненных за период работ), а также коэффициенты выпол-

нения плана по объему работ, по производительности труда, по фондовооруженности труда, индексу инноваций (4, 5, 6, 7, 9).

кС = ^с, • кс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(4)

где кС — обобщающий коэффициент выполнения плана по себестоимости;

wс¡ — удельный вес каждого вида деятельности в общем объеме выполненных за период работ; п — количество видов деятельности.

кО = ОФ / ОП

(5)

где кО — коэффициент выполнения плана по объему работ;

ОФ — фактический объем работ;

ОП — плановый объем работ.

кПт = ПтФ/ Птп (6)

где кПт — коэффициент выполнения плана по производительности труда;

ПтФ — фактическая производительность труда;

ПтП — плановая производительность труда.

кФв = Фвф / Фвп

(7)

где кФв — коэффициент выполнения плана по фондовооруженности труда;

ФвФ — фактическая фондовооруженность труда;

ФвП — плановая фондовооруженность труда.

Фондовооруженность характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами и определяется следующим образом:

Фв = ОС / Ч (8)

где ОС — стоимость основных средств предприятия;

Ч — средняя годовая списочная численность работников.

Исторически на железнодорожном транспорте использовалось понятие «рационализаторское предложение». Несомненно, что на современном этапе развития научно-технического

Таблица 2

Результаты расчетов взвешенных коэффициентов

Частные показатели эффективности деятельности предприятия Обозна- чение Весовые коэффициенты ^.) Расчетные значения (к.) Взвешенные значения (^-к.)

1. Обобщающий коэффициент выполнения плана по себестоимости кС

2. Коэффициент выполнения плана по объему работ кО

3. Коэффициент выполнения плана по производительности труда кПт

4. Коэффициент выполнения плана по фондовооруженности труда кФв

5. Индекс инноваций кРП

1,00

прогресса более адекватным является термин «инновации». Индекс инновации характеризует способность генерировать новые знания и идеи и определяется по количеству патентов на изобретения и научных марок. Однако, как нам кажется, расчет данного индекса необходимо осуществлять по итогам работы научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений ОАО «РЖД», для которых данный вид деятельности является основным, а для всех остальных структурных подразделений ОАО «РЖД» предлагаем использовать применяемое ранее понятие «рационализаторское предложение», которое в данном случае подходит больше. Однако, это отнюдь не исключает возможности получения патентов на изобретения сотрудниками любой структурной единицы компании.

Расчет индекса инноваций по количеству внедренных рационализаторских предложений в текущем периоде по сравнению с планом осуществляется по формуле 9:

кРП = РпФ / Рпп (9)

где кРП — индекс инноваций;

РпФ — фактическое количество внедренных рационализаторских предложений;

РпП — план по внедрению рационализаторских предложений.

На третьем этапе проводится оценка весовых коэффициентов частных показателей (которые были рассчитаны на предыдущем этапе) экспертным методом. Результаты расчетов представлены в табл. 2.

На четвертом этапе осуществляется расчет интегрального показателя эффективности деятельности предприятия по формуле 10:

к = IX к (10)

¡=1

где к, — ключевые показатели эффективности деятельности структурного подразделения;

w¡ — вес ¡-го коэффициента (0 < w¡ < 1);

п — количество коэффициентов.

Данный интегральный показатель используется в целях разработки действенной системы оценки эффективности работы подразделений ОАО «РЖД» и соответственно справедливой мотивации руководителей и работников. Далее на основе полученного интегрального показателя эффективности проводится расчет трансфертных цен в рамках управленческого учета.

Существуют различные определения понятия трансфертные цены, однако в общем случае трансфертными называют цены при сделках между филиалами, подразделениями, подконтрольными фирмами одной компании. В нашем случае имеется ввиду установление «условных цен», не подразумевающих реального движения денежных средств и выставления счетов внутри компании. Такое использование трансфертных цен в рамках системы управленческого учета позволит решить следующие задачи:

• сформировать механизм для повышения эффективности работы подразделений и роста прибыли компании в целом;

• усовершенствовать инструмент мотивации руководителей подразделений;

• рассчитать эффективность работы каждого подразделения или вида бизнеса для принятия решения о его дальнейшем развитии, реструктуризации или выделении;

• регулировать спрос и предложение на услуги подразделений и, следовательно, регулировать количество ресурсов, необходимых для предоставления этих услуг.

Как видим решение указанных задач удовлетворяет стратегии развития железнодорожного транспорта, а, следовательно, трансфертное ценообразование в целях управления вполне может быть применено в рамках ОАО «РЖД» (рис. 1).

По видам деятельности, не имеющим аналогов на рынке и осуществляемым только для собственных нужд, расчет трансфертной цены основывается на затратном подходе методом маржинальных затрат. В качестве маржи выступает рентабельность деятельности конкретного подразделения, определение которой представляет наибольший интерес. Необходимо, чтобы, с одной стороны система трансфертных цен стимулировала структурные подразделения выполнять свои функции на высшем уровнем с наименьшими затратами, а с другой — ОАО «РЖД» могло оказывать влияние на предельно допустимые колебания рентабельности отдельных подразделений в интересах компании в целом. В связи с этим мы предлагаем следующую методику установления уровня рентабельности: в зависимости от достигнутой за отчетный период рентабельности деятельности компании устанавливается нижняя граница рентабельности (Ин) для всех структурных подразделений на предстоящий отчетный период; верхний предел (Ив) может быть установлен в соответствии с прогнозом на предстоящий период. Нижняя граница является исходной величиной для расчета фактического уровня рентабельности (Иф) по структурному подразделению на основе формулы 11:

Иф = Ин • к (11)

где Ин — нижняя граница рентабельности;

к — интегральный показатель эффективности деятельности предприятия.

При 100%-ом выполнении плана по всем показателям интегральный показатель к будет равен 1. Т.е. предприятие получит уровень рентабельности Ин (Иф = Ин). Перевыполнение плана по какому-либо показателю автоматически приведет к увеличению фактического уровня рентабельности (но не выше Ив), а невыполнение, соответственно, — к снижению.

Далее выполняется расчет трансфертной цены услуг предприятия по нижеприведенной формуле (12):

ТЦ = С(1 + Иф) - _ = С(1+ Инк ) - _ = С(1+ Ин!>, к) - _ (12)

¡=1

где С — себестоимость произведенной продукции (работ, услуг);

_ — непроизводительные расходы (в табл. 1 блок «Непроизводительные расходы» представлен в разделе «Внутренние хозяйственные процессы»).

Величина _ определяется стоимостной оценкой причиненного ОАО «РЖД» ущерба от нарушений внутренних стандартов и допущенного брака, расходами на устранение отказов пути по вине рельсосварочного предприятия, упущенными выгодами в связи с простоем оборудования.

Следует также обратить внимание и на расчет самой себестоимости услуг (продукции). Согласно применяемой в ОАО «РЖД» методике распределения затрат по видам деятельности часть общепроизводственных и общехозяйственных затрат относится непосредственно на статьи специфических расходов структурных подразделений, формируя таким образом себестоимость услуг (продукции), которую лишь условно можно назвать полной, поскольку в ее составе отражены не все постоянные затраты. Другая часть затрат по счетам 25 («Общепроизводственные расходы») и 26 («Общехозяйственные расходы») относится непосредственно на виды деятельности и передается по внутрихозяйственному расчету в вышестоящее подразделение с последующим отнесением их на уровне филиала ОАО «РЖД» (или ОАО «РЖД» в целом) на виды деятельности. Таким образом, на уровне структурного подразделения себестоимость формируется только по тем расходам, которые находятся в зоне ответственности конкретного руководителя.

По видам деятельности, имеющим аналоги на рынке и осу-

Рис. 1. Порядок расчета трансфертных цен в ОАО «РЖД»

ществляемым как для собственных нужд, так и для сторонних ресурсов все более актуальными становятся вопросы оценки

потребителей расчет трансфертных цен основан на рыночных эффективности деятельности структурных подразделений.

ценах, уменьшенных на величину расходов, связанных с про- Построение системы показателей эффективности деятель-

дажей аналогичного товара на рынке. Выручку по ПВД следует ности структурных подразделений ОАО «РЖД» и расчет на их

перечислять на расчетные счета структурных подразделений, основе интегрального показателя позволит не только объек-

открытые по месту их нахождения, для финансирования их те- тивно оценить результаты работы каждого подразделения, но

кущей и инвестиционной деятельности. и их вклад в достижение общего результата, а, следовательно,

В условиях реформирования железнодорожной отрасли усовершенствовать инструменты мотивации руководителей и

и её перехода на новую модель управления всеми видами работников подразделений.

Литература

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. — М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2002. — 528 с.

2. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvath & Partners; Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 269 с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).

3. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. В.Б. Боброва. — М.: Изд-во «Прогресс», 1991. — 790 с.

4. Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс. — СИРИН, 1998. — 302 с.

5. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. — 274 с.

6. Федоров Е.А. Управленческий учет на предприятиях железнодорожного транспорта: Учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. — 230 с.

7. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Пер. с англ.; Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 417 с.

8. Чипига Н.П., Дудкевич О.А. Финансы предприятий железнодорожного транспорта: Учеб. особие. — Хабаровск: Изд-во ДВ-ГУПС, 2008. — 76 с.

9. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. Транспорта / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, М.Д. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидус, М.Ф. Трихункова. — М.: УМЦ ЖДТ, 2006. — 801 с.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

С.Н. Михайлов,

профессор кафедры инновационного менеджмента Нижегородского института менеджмента и бизнеса, кандидат технических наук

Е.В. Чаплыгина,

аспирант Нижегородского института менеджмента и бизнеса

ural75@yandex.ru

В статье рассмотрены вопросы инвестиционной конкурентоспособности предприятий строительной отрасли. Сформулировано понятие «инвестиционной конкурентоспособности», предложена математическая модель индекса инвестиционной конкурентоспособности.

Ключевые слова: инвестиционная конкурентоспособность, строительный комплекс, инвестиционный потенциал

УДК 338.24.01 ББК 65.31

Инвестиционная конкурентоспособность означает способность предприятия в рамках своей инвестиционной деятельности повысить свою ценность, которая определяется не только рыночной стоимостью своего капитала (инвестиционного потенциала), но положением предприятия относительно своих конкурентов (конкурентоспособность).

Оценку показателя уровня инвестиционной конкурентоспособности предлагается проводить в следующей последовательности:

Этап 1. Анализ и оценка инвестиционного потенциала предприятия.

Инвестиционный потенциал — объективно имеющаяся возможность реализации инвестиционных целей.

Оценка инвестиционного потенциала предприятия представляет собой анализ факторов, влияющий на уровень его развития с целью сравнения его сегодняшнего уровня с иде-

альными преставлениями об уровне развития инвестиционного потенциала промышленного предприятия [4; 12].

Исходя из специфики деятельности организации, устанавливается система показателей, характеризующих результативность потенциалов функциональной деятельности организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методически составные части, характеризующие уровень инвестиционного потенциала предприятия, могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Подсистема «Экономика и финансы»

1.1. Балансовая прибыль

1.2. Чистая прибыль

1.3. Коэффициент эффективности инвестиций

1.4. Коэффициент текущей ликвидности

1.5. Коэффициент финансовой устойчивости

1.6. Финансовый потенциал предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.