Научная статья на тему 'О порядке формирования государственного задания (комментарий к постановлению Правительства РФ от 02. 09. 2010 № 671)'

О порядке формирования государственного задания (комментарий к постановлению Правительства РФ от 02. 09. 2010 № 671) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ (МУНИЦИПАЛЬНАЯ) УСЛУГА / КАЧЕСТВО УСЛУГ / ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федина Г. M.

В статье рассказано о порядке и проблемах формирования государственного задания в соответствии с постановлением Правительства РФ 02.09.2010 № 671.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О порядке формирования государственного задания (комментарий к постановлению Правительства РФ от 02. 09. 2010 № 671)»

22 (262) - 2010

Всё для бухгалтера

О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ (комментарий к постановлению Правительства РФ от 02.09.2010 № 671)

Г. М. ФЕДИНЛ,

заведующая отделом методического обеспечения Управления бюджетного учета и отчетности Министерства финансов Московской области

В ходе реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-Ф3) правовой статус действующих бюджетных учреждений изменится путем их преобразования в казенные, бюджетные или автономные.

Принятие Закона № 83-Ф3 — один из этапов бюджетной реформы, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение потребностей граждан в государственных (муниципальных) услугах в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах, повышение качества этих услуг, обеспечение их доступности.

Среди направлений бюджетной реформы выделяются следующие:

— создание казенных учреждений как нового типа государственных (муниципальных) учреждений. Их правовой статус аналогичен правовому статусу действующих ныне бюджетных учреждений с той лишь разницей, что они будут лишены права распоряжаться доходами, полученными от приносящей доход деятельности;

— изменение правового статуса существующих бюджетных учреждений, расширение их прав с целью создания условий и стимулов для повышения эффективности их деятельности и способности

самостоятельно функционировать в условиях рыночной экономики.

Указанные перемены повлекут за собой необходимость изменения механизмов финансового обеспечения казенных и бюджетных учреждений. В этой связи планируется осуществить перевод казенных учреждений на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения, а в части бюджетных учреждений — перевод со сметного финансирования на субсидии, выделяемые в рамках выполнения государственного (муниципального) задания.

Положения о составе государственного (муниципального) задания, его формировании, использовании и финансовом обеспечении содержатся в ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Согласно поправкам, внесенным Законом № 83-Ф3 в п. 1 данной статьи, государственное (муниципальное) задание должно содержать:

— показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемыхработ);

— порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

— требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

При оказании государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам

государственное (муниципальное) задание также должно содержать:

— определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

— порядок оказания соответствующих услуг;

— предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.

Таким образом, бюджетное законодательство предусматривает связь между финансовым обеспечением учреждений, качеством и результатом их работы, что должно повысить мотивацию учреждений к эффективному использованию бюджетных средств и качество оказываемых учреждениями государственных (муниципальных) услуг.

Согласно новой редакции п. 2ст. 69.2 БК РФ показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), при составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъектов РФ, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) — п.З ст. 69.2 БК РФ.

В рамках реализации Закона № 83-Ф3 на федеральном уровне принято постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Постановление № 671). Это постановление предусматривает, что с 01.01.2011 начнет действовать новый порядок формирования государственных заданий в отношении федеральных государственных учреждений.

Утвержденное Постановлением № 671 «Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» конкретизирует соответствующие нормы федеральных законов от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в редакции Закона № 83-Ф3. В частности, определено, что государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество, объем (содержание) государственной услуги или работы, а также порядок ее оказания (выполнения).

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального бюджетного или федерального казенного учреждения.

Государственное задание формируется при формировании федерального бюджета в отношении федеральных казенных учреждений — главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся эти учреждения, а в отношении федеральных бюджетных учреждений — федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений. Задание формируется на основе ведомственного перечня государственных услуг и работ, оказываемых подведомственными учреждениями.

Кроме того, Положением № 671 установлен порядок определения нормативных затрат, а в отношении бюджетных учреждений (их содержание и размеры), учитываемых при составлении сметы казенного учреждения и размера субсидии бюджетному учреждению в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания, утверждены формы государственного задания и ведомственного перечня государственных услуг (работ).

Постановлением № 671 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 182, регулирующее вопросы формирования задания учредителя автономным учреждениям, созданным на базе федерального имущества, а также даны отдельные поручения федеральным органам исполнительной власти. Так, Минфину России Минэкономразвития России поручено утвердить:

— методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений;

— методические рекомендации по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением;

— примерную форму соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Федеральным органам исполнительной власти (государственным органам), осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений или автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также главным распорядителям средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, предложено в трехмесячный срок со дня официального опубликования Постановления № 671 утвердить (внести изменения в ранее утвержденные) ведомственные перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, по форме, утвержденной данным постановлением, и разместить их на официальных сайтах в сети Интернет.

Необходимо также учесть, что с 01.01.2011 утратит силу постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными госу-

дарственными учреждениями», действующее в настоящее время.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями: постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065.

3. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3.

5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

6. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

7. Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания: постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.