Научная статья на тему 'О понятии конституционной безопасности Российской Федерации'

О понятии конституционной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1189
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / NATIONAL SECURITY / CONSTITUTIONAL SECURITY / THREAT / SECURITY THREAT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репин М.Е., Серебровская Д.Д., Полушкин М.А.

В настоящей статье рассматриваются понятие и виды безопасности, исследуются возможные виды ее угроз, а также предпринята попытка сформулировать понятие конституционной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of constitutional security of the Russian Federation

This article examines the concept and types of security, explores possible types of it threats as well as attempts to formulate the concept of constitutional security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О понятии конституционной безопасности Российской Федерации»

Юридические науки

№ 4. - 2017

УДК 342

О ПОНЯТИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.Д. Серебровская, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Нижний Новгород, Россия), e-mail: krivonogova-dary@bk.ru М.Е. Репин, Управление МВД России по г. Н. Новгороду (Нижний Новгород, Россия), e-mail:

me_repin@mail.ru

М.А. Полушкин, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия), e-mail:

molodoy_ucheniy@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются понятие и виды безопасности, исследуются возможные виды ее угроз, а также предпринята попытка сформулировать понятие конституционной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, конституционная безопасность, угроза, угроза безопасности.

CONCEPT OF CONSTITUTIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. This article examines the concept and types of security, explores possible types of it threats as well as attempts to formulate the concept of constitutional security of the Russian Federation.

Keywords: security, national security, constitutional security, threat, security threat.

Феномен конституционной безопасности России имплицирован в систему национальной безопасности нашей страны. Поэтому чтобы сформулировать определение искомого понятия, мы должны определиться с пониманием более общего понятия «национальная безопасность» и родового понятия «безопасность».

С этимологической точки зрения «безопасность» понимается как «состояние, при котором не угрожает опасность» [8, с. 47]. Исходя из этого определения, некоторые ученые предполагают рассмотрение безопасности как отсутствие угроз [2, с. 88]. Мы полагаем, что это упрощенный подход. Дело в том, что в отношении любого объекта существует как сама опасность, так и реальная угроза ее наступления; поэтому безопасность не есть само отсутствие факторов наличия угроз, а состояние, при котором она, опасность, сводится к минимуму, и причинение ею реального вреда становится почти невозможным. Более того, исторически понимание безопасности отождествлялось с неким состоянием, при котором наличествует защищенность чего-либо [1, с. 482].

Легальное определение безопасности ранее содержалось в Законе «О безопасности». Так, согласно ему безопасность есть «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [4]. В связи с принятием в 2010 году

Федерального закона «О безопасности»[5], вышеуказанный нормативно-правовой акт был отменен и в российском праве в настоящее время отсутствует конкретное законодательное закрепление понятия «безопасность». Поэтому в науке можно встретить различные определения указанной категории.

Хотя отождествление безопасности с состоянием и может вызвать критику, связанную с тем, что такое понимание может послужить поводом к фактическому отрицанию динамичного характера системы, тем не менее, мы считаем, что безопасность есть, прежде всего, устойчивое состояние. Таким образом, безопасность рассматривается нами как устойчивое состояние защищенности чего-либо от всевозможных угроз. В зависимости от объекта обеспечения выделяются разные виды безопасности. Среди существующих разновидностей безопасности выделяется также национальная безопасность. В юридической науке нет единой позиции на определение данного понятия. Так, по мнению Н.В. Михалкина, «национальная безопасность - это система политико-общественных институтов, эффективное функционирование которых и создает возможность обеспечить состояние защищенности» [6, с. 7].

М.И. Дзлиев понимает под национальной безопасностью Российской Федерации «состояние защищенности ее национальных интересов во всех сферах жизни общества, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [3, с. 59-60].

На наш взгляд, концептуально верное понятие национальной безопасности России сформулировал законодатель: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально -экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности [7]. Примечательно, что законодатель определил объект национальной безопасности комплексно, включающим в себя безопасность личности, общества и государства. По нашему мнению, это только подчеркивает те положения Конституции РФ, в которых говорится об уникальной роли нации в системе поддержания безопасности и формирования институтов власти.

Национальная безопасность России - это сложноорганизованное системное явление правовой действительности. Как и любая система, национальная безопасность включает в себя несколько видов: экономическая, военная, информационная, экологическая, демографическая и др. В числе ее разновидностей следует различать и конституционную безопасность России.

Среди других разновидностей национальной безопасности России конституционную безопасность отличает целый ряд специфических признаков. Рассмотрим их более подробно.

Во-первых, специфический объект обеспечения конституционной безопасности. Объектом обеспечения выступают общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя России, т. е. фундаментальные базовые общественные отношения, представ-

ленные в основных институтах государства и общества и урегулированные нормами Конституции РФ.

Во-вторых, специфическая цель обеспечения. Целью обеспечения конституционной безопасности России является незыблемость конституционного строя страны.

В-третьих, специфические задачи. Обеспечение конституционной безопасности России преследует достижение следующих задач: обеспечение формирования правового и демократического государства; достижение состояния устойчивости базовых общественных отношений, составляющих конституционный строй страны; максимальная реализация положений основ конституционного строя, установленных Конституцией РФ.

В-четвертых, система обеспечения конституционной безопасности предполагает наличие специфических субъектов обеспечения - Президент РФ, Совет Безопасности РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Прокуратура РФ, Конституционный Суд РФ и некоторые другие. Особенность заключается в том, что перечень субъектов конституционной безопасности максимально приближен к перечню субъектов обеспечения национальной безопасности России.

В-пятых, специфические угрозы. Традиционно угрозы делят на внутренние и внешние. Данного подхода придерживаемся и мы. Исходя из него, выделим внешние угрозы конституционной безопасности России:

- «двойные стандарты» в международном общении, касающемся выработки политики в отношении территориальной целостности государства и права наций на самоопределение;

- поддержка рядом зарубежных государств сепаратистских тенденций в некоторых субъектах РФ;

- финансирование международными террористическими организациями незаконных вооруженных формирований на территории РФ [9, с. 49-50; 10, с. 107-110].

Ко внутренним угрозам конституционной безопасности России следует отнести:

- принятие субъектами РФ нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;

- несоблюдение на практике нормативно закрепленного принципа равноправия субъектов;

- создание общественных организаций и вооруженных формирований, целью которых является насильственное свержение конституционного строя России;

- отсутствие реальной конституционной ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ за антиконституционные действия (бездействия), связанные с осуществлением ими своих должностных (служебных) обязанностей;

- функционирование деструктивных религиозных организаций, организаций сепаратистской направленности и другие [11, с. 91].

На основе вышеперечисленных признаков можно сформулировать следующее определение искомого понятия. Под конституционной безопасностью России следует понимать устойчивое состояние защищенности конституционного строя страны от всевозможных угроз.

№ 4. - 2017

Литература:

1. Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3. 576 с.

2. Белов П.Г. Системные основы обеспечения национальной безопасности России // Безопасность: Информационный сборник. 1994. № 6. С. 88.

3. Дзлиев М.И. Романович А.Л., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. М.: Магистр, 2001. 264 с.

4. О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.04.2017).

5. О безопасности: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 // Российская газета. 2010. 29 декабря.

6. Михалкин К.В. Безопасность Российской Федерации. Вопросы теории и практики. М., 1993. С. 7.

7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 // Российская газета. 2015. 31 декабря.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991. 1692 с.

9. Репин М.Е. Организованная преступность как уголовно-правовое понятие // Общество и человек. 2015. № 1-2 (11). С. 49-50.

10. Репин М.Е. Организованная преступность как уголовно-правовое понятие // Проблемы изучения и противодействия организованной преступности. Сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола: 20 февраля 2015 года. СПб, 2015. С. 107-110.

11. Серебровская Д.Д., Репин М.Е. Некоторые особенности привлечения к административной ответственности за демонстрирование нацистской символики в виде татуировок // Глобальные риски - локальные решения: Сборник материалов ежегодной международной междисциплинарной научно-практической конференции (18 мая 2016 г.). СПб, 2016. С. 91.

References:

1. Antologija mirovoj filosofii: V 4 t. M.: Mysl', 1971. T. 3. 576 s.

2. Belov P.G. Sistemnye osnovy obespechenija nacional'noj bezopasnosti Rossii // Bezopasnost': Informacionnyj sbornik. 1994. № 6. S. 88.

3. Dzliev M.I. Romanovich A.L., Ursul A.D. Problemy bezopasnosti: teoretiko-metodologicheskie aspekty. M.:Magistr, 2001. 264 s.

4. O bezopasnosti: Zakon Rossijskoj Federacii ot 5 marta 1992 goda №2446-1 // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» (data obrashhenija: 07.04.2017).

5. O bezopasnosti: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 28 dekabrja 2010 goda № 390-FZ // Rossijskaja gazeta. 2010. 29 dekabrja.

6. Mihalkin K.V. Bezopasnost' Rossijskoj Federacii. Voprosy teorii i praktiki. M., 1993. S. 7.

7. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrja 2015 goda №683 // Rossijskaja gazeta. 2015. 31 dekabrja.

8. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka. M., 1991. 1692 s.

9. Repin M.E. Organizovannaja prestupnost' kak ugolovno-pravovoe ponjatie // Obshhestvo i chelovek. 2015. № 1-2 (11). S. 49-50.

10. Repin M.E. Organizovannaja prestupnost' kak ugolovno-pravovoe ponjatie // Pro-blemy izuchenija i protivodejstvija organizovannoj prestupnosti. Sbornik statej po materialam Vserossijskogo kruglogo stola: 20 fevralja 2015 goda. SPb, 2015. S. 107-110.

11. Serebrovskaja D.D., Repin M.E. Nekotorye osobennosti privlechenija k administ-rativnoj otvetstvennosti za demonstrirovanie nacistskoj simvoliki v vide tatuirovok // Global'nye riski -lokal'nye reshenija: Sbornik materialov ezhegodnoj mezhdunarodnoj mezhdisciplinarnoj nauchno-

prakticheskoj konferencii (18 maja 2016 g.). SPb, 2016. S. 91.

— • —

Сведения об авторах

Максим Евгеньевич Репин, Начальник смены дежурной части отдела полиции №5 Управление МВД России по г. Нижнему Новгороду (Нижний Новгород, Россия).

Дарья Дмитриевна Серебровская, студент юридического факультета, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Нижний Новгород, Россия).

Михаил Александрович Полушкин, преподаватель кафедры физической подготовки, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.