Научная статья на тему 'О поликультурном образовании в сфере высшего профессионального образования республики Татарстан: состояние и перспективы'

О поликультурном образовании в сфере высшего профессионального образования республики Татарстан: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДВУЯЗЫЧИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLYCULTURAL EDUCATION / BILINGUAL / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Замалетдинов Радиф Рифкатович, Замалетдинова Гульнара Фандасовна

В данной статье на примере системы высшего образования Республики Татарстан представлен краткий анализ состояния и перспектив поликультурного образования в сфере профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Замалетдинов Радиф Рифкатович, Замалетдинова Гульнара Фандасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polycultural Education in the Sphere of Higher Professional Education in Tatartstan Republic: Current State and Prospective

In this article a brief analysis of the contemporary state and prospective of multicultural education in higher professional education sphere is given.

Текст научной работы на тему «О поликультурном образовании в сфере высшего профессионального образования республики Татарстан: состояние и перспективы»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №1(27)

УДК 378

О ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Р.Р.Замалетдинов, Г.Ф.Замалетдинова

В данной статье на примере системы высшего образования Республики Татарстан представлен краткий анализ состояния и перспектив поликультурного образования в сфере профессионального образования.

Ключевые слова: поликультурное образование, двуязычие, высшее профессиональное образование.

Как известно, с конца 80-х годов ХХ века Россия, как и все республики бывшего СССР, переживает период смены общественных отношений. Кардинальные изменения в политической, экономической и социальной жизни нашей страны обусловили реформы, направленные на восстановление в сфере духовной жизни человека национально-ценностных ориентаций, связанных с языком как значимым явлением национальной культуры.

Сегодня мы можем выделить следующие 3 периода в области языкового возрождения на современном этапе развития нашего общества:

1-ый период охватывает деятельность с конца 80-х гг. по конец 90-х гг. прошлого столетия;

2-й период - с конца 90-х гг. ХХ века по

2010 г.;

3-й период - с конца 2010 г. по настоящее время.

1-й период (т.е. 90-е годы ХХ века) характеризуется самой активной деятельностью и наибольшей результативностью в данной области.

Именно в эти годы в Республике Татарстан провозглашена и начата настоящая реализация двустороннего татарско-русского и русско-татарского двуязычия. В качестве нормативно -правовой основы организации деятельности в данном направлении стали Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан, Конституция Республики Татарстан, Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», Закон Республики Татарстан «Об образовании», принятые с опорой на одноименные документы Российской Федерации, соответствующие положения федеральных законов и зарубежный опыт. Согласно федеральному законодательству о языковом суверенитете народа, праве на сохранение и развитие родного языка, закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» провозгласил русский и татарский государственными языками

республики, гарантируя также защиту интересов в этой области представителей всех национальностей, проживающих на ее территории.

Таким образом, двуязычие в Республике Татарстан на современном этапе получило юридический статус. При этом следует помнить, что его истоки уходят в далекое прошлое. Только полное исследование этого опыта, его анализ воссоздают картину целостного исторического процесса зарождения и развития у нас билингвизма, раскрывают роль и значение лингвистической и методической науки в формировании двустороннего национально-русского и русско-национального двуязычия.

В 1994 году парламентом республики была утверждена «Государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан», направленная на реализацию законодательства о языках. Так началась совместная работа ученых, политиков, работников и руководителей государственных и муниципальных служб по организации выполнения мероприятий данной программы и дальнейшему поиску оптимальных путей реализации языковой политики.

Десятилетняя деятельность по реализации законодательства о языках в Республике Татарстан дала свои результаты: во всех учреждениях республики все больше и больше в качестве государственных стали употребляться русский и татарский языки; везде была обновлена наглядноинформативная атрибутика: она стала двуязычной; введено в норму использование на всей продукции и товарах, изготавливаемых на данной территории, ценников на двух государственных языках и др. В качестве особой отрасли, где достигнуты значительные успехи, следует отметить систему образования. Именно здесь, благодаря созданию целостного, системного подхода к решению поставленных задач, энтузиазму и умелой работе педагогических работников, руково-

Р.Р.ЗАМАЛЕТДИНОВ, Г.Ф.ЗАМАЛЕТДИНОВА

дителей учреждений образования и профильного министерства, были достигнуты наибольшие результаты. В частности, были разработаны программы, учебники, учебно-методические пособия, словари и т.п. для всех категорий, изучающих русский и татарский языки; во всех типах общеобразовательных и профессиональных учреждений образования стали преподаваться русский и татарский языки, а в ряде из них организовали обучение и воспитание на родном (татарском) языке.

2-й период (первые 10 лет начала ХХ1 в.) характеризуется некой дезактивизацией в части реализации законодательства о языках на всей территории Российской Федерации в целом и в Татарстане, в частности. Принятие решений, направленных на приведение в соответствие региональной нормативно-правовой базы с федеральной, привело к некому ослаблению внимания к этой проблеме и утере уже достигнутых позиций.

Отрадно отметить, что такой период в истории нашей страны длился недолго. В последние годы и на федеральном, и на республиканском уровне снова стали актуальными вопросы, связанные с дальнейшим развитием билингвизма, полилингвизма и этнокультурного образования. Ярким подтверждением этому являются выступления и поручения руководства Российской Федерации, решения Президента и Премьер-министра Республики Татарстан, направленные на активизацию работы в данном аспекте. Среди них в нашей республике следует отметить задачи, направленные на возобновление деятельности Комитета по языкам в формате Совета по реализации законодательства о языках при Кабинете Министров Республики Татарстан, которые были поставлены Президентом Республики Татарстан в 2010 и 2011 гг. в Посланиях парламенту и его публичных выступлениях.

Да, к сожалению, за последнее десятилетие мы уже успели потерять очень много наработанного, ценного. Принятые в последние годы на федеральном уровне законы, ряд нормативно-правовых документов создают определенные сложности в реализации намеченных планов. Но сегодня бесспорна

и активизация работы на всех уровнях, и видны уже результаты этой деятельности.

Все вышеперечисленные тенденции в области языковой политики нашли отражение и в системе высшего профессионального образования Республики Татарстан. Если к концу 90-х годов ХХ столетия было достигнуто внедрение практически в каждом вузе республики паритетное изучение русского и татарского языков, были разработаны и изданы соответствующие программы и несколько десятков учебных пособий по преподаванию различных вузовских дисциплин на татарском языке, начата работа в области создания терминофонда, открыты специальные языковые кафедры, то в последнее десятилетие эти позиции были значительно ослаблены.

Глубоко осознавая важность и значимость деятельности в области изучения и сохранения государственных языков Республики Татарстан, с учетом современных требований к подготовке конкурентоспособных и компетентных специалистов Совет ректоров вузов республики под председательством ректора Казанского (Приволжского) федерального университета И.Р.Гафурова в 2011 г. и 2012 гг. рассмотрел данный вопрос на заседаниях своего совета (октябрь

2011 г., март 2012 г.). В целях координации деятельности вузов республики в организации изучения государственных языков, истории и культуры народов, проживающих в Республике Татарстан, было принято решение о создании при Совете ректоров Межвузовского координационного совета по развитию поликультурного образования (далее - Межвузовский совет). Центром ответственности за обеспечение деятельности Межвузовского совета определен Институт филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.

Одним из приоритетных направлений в деятельности Межвузовского совета является и создание терминофонда по татарскому языку в сфере высшего профессионального образования. На наш взгляд, эта проблема может быть успешно решена только при условии организации данной работы совместно с другими тюркоязычными республиками.

POLYCULTURAL EDUCATION IN THE SPHERE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN TATARTSTAN REPUBLIC: CURRENT STATE AND PROSPECTIVE

R.R.Zamaletdinov, G.F.Zamaletdinovа

In this article a brief analysis of the contemporary state and prospective of multicultural education in higher professional education sphere is given.

ЛИНГВИСТИКА

Key words: polycultural education, bilingual, higher professional education.

Замалетдинов Радиф Рифкатович - доктор филологических наук, профессор, директор Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: zamalet@rambler.ru

Замалетдинова Гульнара Фандасовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры общей лингвистики и лингвокультурологии Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: zamalet@rambler.ru

Поступила в редакцию 21.03.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.