Научная статья на тему 'О подготовке специалистов с высшим образованием в контексте Болонского процесса'

О подготовке специалистов с высшим образованием в контексте Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF PREPARATION OF EXPERTS / BOLOGNA PROCESS / SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурков Леонид Петрович

Рассматриваются вопросы модернизации российской системы высшего образования в связи с подписанием Россией Болонской конвенции. Отмечается необходимость подготовки специалистов с полным циклом обучения через систему дополнительного профессионального образования в университетских комплексах железнодорожной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About training of specialists with higher education in context of Bologna process

Questions of modernization of the Russian system of higher education in connection with signing by Russia Bologna of the convention are considered. Necessity of preparation of experts with a full cycle of training through system of additional vocational training in university complexes of railway branch is marked.

Текст научной работы на тему «О подготовке специалистов с высшим образованием в контексте Болонского процесса»

УДК 378(47) ББК 74.58

Л.П. СУРКОВ

зав. кафедрой экономики и управления на железнодорожном транспорте Иркутского государственного университета

путей сообщения, кандидат экономических наук,профессор e-mail: belsu@irgups.ru

О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Рассматриваются вопросы модернизации российской системы высшего образования в связи с подписанием Россией Болонской конвенции. Отмечается необходимость подготовки специалистов с полным циклом обучения через систему дополнительного профессионального образования в университетских комплексах железнодорожной отрасли.

Ключевые слова: качество подготовки специалистов, Болонский процесс, система дополнительного профессионального образования.

Проблема качества подготовки специалистов в высшей школе рассматривается сегодня на разных уровнях — от уровня, предполагающего оценку личной квалификации преподавателя, качества работы факультета и кафедры, до уровня федеральных органов, осуществляющих аттестацию и аккредитацию высших учебных заведений. Качество образования, инструменты его измерения и механизмы обеспечения широко обсуждаются в нашей научной литературе и зависят от нашего исторического прошлого, культуры, сложившихся в системе образования ценностей.

Современное общество обоснованно предъявляет претензии к качеству подготовки специалистов, особенно по «новомодным» рыночным специальностям. Мнение, что качество высшего образования в России заметно снизилось за последние 15 лет, распространено и в профессиональной среде. Одним из признаков такого снижения является «облегченность» высшего образования в преобладающей части коммерческого сегмента высшей школы, где требования к знаниям студентов значительно отличаются от требований, предъявляемых к ним в государственных вузах.

Дореформенная высшая школа России находилась под полным контролем государства, и качество образования в ней под-

держивалось административными методами. Но последовавшая в 1990-е гг. либерализация системы высшего образования привела к предоставлению государственным вузам широких полномочий в выборе содержания учебных программ и формулировании требований к студентам. Начали бездумно, лавинообразно внедрять коммерческую систему обучения, в которой государственный контроль ограничивается лишь лицензированием и сертификацией. Сегодня в России функционирует 3 200 высших учебных заведений, из которых 2 600 — это коммерческие вузы, обучающие только менеджменту, экономике, иностранным языкам и юриспруденции (в СССР было 940 государственных вузов).

Преподаватели практически единодушны в мнении о том, что некоторые образовательные программы подверглись значительному упрощению, так что диплом можно получить теперь, не затрачивая особых усилий. Вследствие существования системы платной подготовки статус обладателя диплома о высшем образовании воспринимается как данность. Этому способствует и система заочного образования, где учебная программа упрощена по сравнению с программой дневного обучения. Стало нормой также совмещение работы и учебы, особенно на старших курсах.

На низкое качество образования указывает и низкий уровень оплаты труда в

высшей школе. Официальная оплата труда профессора ниже стартовой зарплаты выпускника вуза — вчерашнего студента. Это заставляет преподавателя искать заработок на стороне, отвлекаясь от основной работы с очевидным ущербом для ее качества. В результате система высшего образования стала адаптироваться к этим явлениям, что неизбежно отражается на качестве обучения. Для получения диплома достаточно учиться вполсилы.

С другой стороны, снижение привлекательности педагогической карьеры ведет к снижению требований к аспирантам и к уровню диссертационных исследований. Возникает ощущение, что для той примитивной экономики, которая есть в России (основанной на принципе «купи-продай»), для политического устройства общества такая система образования вполне приемлема.

Цель предполагаемой модернизации системы образования состоит в повышении качества образования, его доступности и росте эффективности образовательной деятельности.

Одной из основных причин переосмысления проблем качества образования и использования механизмов его регулирования являются процессы глобализации в сфере экономики и образования, их влияние на выработку национальной политики. К подобному переосмыслению нас обязывает как подписание Болонской конвенции, так и предстоящее вступление России в ВТО. Вокруг этой проблемы группируются многие ключевые вопросы высшего образования, его развития в настоящем и будущем: определение стратегии повышения конкурентоспособности системы образования и направлений работы с иностранными конкурентами на основе обеспечения международного качества обучения; расширение регионального и межрегионального сотрудничества; использование предпринимательских подходов; внедрение в образовательный процесс современных информационных и коммуникационных технологий.

Имеется несколько аспектов, связывающих глобализацию с обеспечением качества образования. Прежде всего, высшее образование все в большей мере испытывает на себе влияние процесса глобализации в

области экономики. Международная мобильность рабочей силы и потребность в гарантиях того, что выпускники национальных вузов смогут успешно работать в других странах, вызывают необходимость создания международной системы лицензирования, сертификации и аккредитации, призванной обеспечить качество профессиональной подготовки с учетом межстрановых перемещений специалистов. В этой связи возникает потребность в развитии соглашений с другими странами о взаимном признании документов об образовании. Данный аспект проблемы становится все более важным, если учесть, что российские вузы привлекают значительное количество иностранных студентов, обучающихся на платной основе.

Увеличение потока студентов в зарубежные вузы вызывает рост конкуренции на рынке образовательных услуг, и удержаться на этом рынке можно только на основе внедрения эффективных механизмов обеспечения качества образования.

Важным показателем расширения образовательных возможностей становится усиливающаяся интернационализация высшего образования и растущая академическая мобильность. Обмен знаниями и технологиями, интернационализация образования приобретают все более разнообразные формы и становятся все более значимыми факторами в деятельности современных университетов.

Сегодня помимо применения продвинутых форм приема иностранных студентов на обучение происходит активный обмен преподавателями и исследователями, используются зарубежные программы, учебники, литература и телекоммуникационные источники информации, разнообразные формы межвузовского сотрудничества. При этом следовало бы обратить внимание на опыт других стран. Причем тех, которые раньше не были великими державами, но добились успехов благодаря использованию передовых технологий, научных идей, например таких, как Китай, Южная Корея, Турция, Сингапур.

Стимулом для дальнейшей интернационализации образования в европейских государствах стал Болонский процесс, направленный на достижение сопоставимости систем высшего образования в странах — участницах этого процесса. Основной целью Болонской

конвенции, подписанной в 1990 г. министрами образования 29 европейских стран, является формирование единого общеевропейского пространства в сфере высшего образования и обеспечение расширения экспорта образовательных услуг европейских вузов. Этот процесс подразумевает готовность стран-участниц содействовать доступу иностранных граждан в национальные учебные заведения и признавать их дипломы, а также предполагает переход на уровневую систему высшего образования (бакалавр-магистр), при этом обе ступени должны быть признаны на рынке труда, и внедрение общей кредитной системы зачетных единиц.

Европа идет к измерению содержания образования, а не времени, затрачиваемого на его получение. В настоящее время уже 45 стран являются участницами Болонского процесса. Среди них и Россия, которая подписала Болонскую конвенцию в 2005 г.

На сегодняшний день представителями российской образовательной общественности высказываются разные мнения по поводу подписания нашей страной Болонской конвенции. Одни считают, что нам необходимо полностью вписаться в эту европейскую систему, использовать «болонский вариант» для радикальной реорганизации модели среднего специального и высшего образования. Другие — нам нет необходимости что-либо кардинально менять в принятых российских стандартах.

Должны ли мы полностью приспосабливать нашу образовательную систему к европейской? Мы либо яростно защищаем свою старую систему, либо от нее отмежевываемся. Сегодня ни то, ни другое неприемлемо. Многие авторитетные деятели высшей школы и науки не без оснований предостерегают от механического заимствования зарубежного опыта при пренебрежительном отношении к оправдавшим себя отечественным традициям. Очевидно, что необходимо опираться на те разработки, которые имеются в нашем образовании, и достраивать с помощью других образовательных систем то, чего в нем нет. Наиболее рациональной, по нашему мнению, является точка зрения, что цель подписания Россией Болонской конвенции заключается не только в том, чтобы адаптировать отечественную образовательную

систему к «болонской модели», но и в том, чтобы данную модель адаптировать к российской действительности. Только взаимное обогащение научных школ, сложившихся национальных образовательных систем приведет к интернационализации образования.

Вовлеченность высших учебных заведений различных стран в глобальное взаимодействие не означает подмену специфических задач национальных систем образования задачами глобальными и общими. Например, системы высшего образования Германии и Нидерландов весьма далеки от «болонской модели»; они сохранили преемственность между средним и высшим образованием, диплом специалиста не вытеснен дипломом бакалавра. Остались традиционные для этих стран формы высшего образования. Интернационализация же выражается в развитии альтернативных сегментов рынка образовательных услуг.

В России давно существует пятилетняя программа подготовки специалистов, которая удовлетворяет потребности народного хозяйства в специалистах различного профиля. Выпускник российской высшей школы выигрывает за счет фундаментальной общенаучной подготовки, чего не дает западная высшая школа с ее узким прагматизмом. Наши учебные планы, в отличие от учебных планов в других европейских странах, где преобладают «короткие учебные курсы», вооружающие студента в основном практическими знаниями, основаны на «длинных курсах».

В современных условиях предстоит создать такую систему обучения, которая будет востребована мировым сообществом, в том числе и российским. Необходимо определить, какую модель мы выбираем: предпринимательскую или сугубо академическую. Это в значительной степени зависит от намерений государства. Какую экономику и какое общество мы будем строить — такой круг специалистов и должен быть сформирован, этим и определяется содержание образования.

В России не позднее 2010 г. должно быть введено двухуровневое высшее образование: бакалавр-магистр. Одновременно по ряду специальностей сохранится пятилетний цикл подготовки специалистов. Предполага-

ется, что в магистратуру поступят лица, которые планируют заняться научной работой. А бакалавр? Это специалист или выпускник, имеющий высшее образование и не способный ни к какой практической деятельности? Если это специалист, готовый занимать инженерные должности, то как его подготовить за четыре года? Без решения данного вопроса нельзя установить необходимый уровень знаний, выработать государственные стандарты образования и определить направления использования бакалавров.

Выяснение представлений работодателей о том, каким должен быть выпускник вуза, будь то бакалавр или, тем более, магистр, еще длительное время не даст сколько-нибудь надежных результатов. Одни работодатели полагают, что более важно получить не конкретного специалиста, а человека, которого можно легко научить работать на конкретном месте и выполнять конкретные функции. У других сложилось негативное отношение к выпускникам вузов с академической степенью «бакалавр», поскольку они не подготовлены к конкретной деятельности в сфере труда, например в транспортной отрасли.

В современных условиях в мире в сфере образования преобладает тенденция ко всеобщему высшему образованию (Япония, США). В этом случае, если бакалавра не рассматривать в качестве специалиста, имеющего определенную профессиональную подготовку, целесообразно высшее образование разделить на два уровня: общее для всех высшее образование (бакалавры), которое должно быть массовым, и профессиональное, которое должно отвечать требованиям рынка.

Во многих европейских странах в последнее время наблюдается повышение статуса специалистов с высшим образованием, для которых приоритетным становится не глубокое освоение фундаментальных научных дисциплин, а приобретение умения оперативно усваивать и применять новые знания на практике.

В российских вузах в современных условиях не представляется возможным сочетать фундаментальное обучение с практической подготовкой. В то же время увеличивается спрос на специалистов с практическими на-

выками, подготовка которых осуществляется в более короткие сроки. Сегодня важно не только поступить в учебное заведение, но и получить возможность наиболее быстро, эффективно и успешно применить свои знания в работе. Сочетание фундаментального образования и навыков практической деятельности повысит востребованность полученного образования на рынке труда.

Поиск золотой середины между фундаментальностью высшего образования и его прикладной направленностью становится важной задачей в сфере высшего образования. Крупный бизнес, например, во многом решает эту проблему путем инвестиций в образование с целью создания корпоративных университетов, а также организации внутрикорпоративных курсов подготовки и повышения квалификации.

При двухуровневой системе подготовки ведущие зарубежные компании практикуют прохождение бакалаврами, как вновь принятыми выпускниками вузов, стажировок в различных подразделениях: производственных, административно-управленческих, для их адаптации к новым условиям, а также для выявления предпочтительных для них областей приложения профессиональных знаний. Во время стажировки бакалавр, работая в производственном коллективе, приобретает необходимые практические знания и навыки, проходит обучение по программе дополнительного образования с присвоением дополнительной квалификации.

Созданные в настоящее время университетские комплексы в железнодорожной отрасли в составе «университет-колледж-лицей» призваны:

- обеспечить непрерывный характер обучения на этапах довузовского, вузовского и послевузовского образования;

- включить в профессиональную подготовку практическое обучение по системе «университет-колледж», что позволит придать прикладной характер образованию;

- обеспечить бакалаврам возможность обучения по программе дополнительного профессионального образования с присвоением дополнительной квалификации.

При переходе к двухуровневой системе получения высшего образования важная роль отводится именно институту дополни-

тельного профессионального образования (ДПО) университетского комплекса с правом присвоения дополнительной квалификации. Дополнительную квалификацию бакалаврам позволит получить узкоспециализированное образование в объеме 500-1 000 ч в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями работодателей. Профессиональное обучение бакалавров в системе ДПО становится необходимым условием для подготовки специалиста к работе на конкретных должностях в конкретной сфере деятельности. Еще одним преимуществом такого обучения является то, что оно может осуществляться параллельно с освоением выпускником основной образовательной программы в университете.

В связи с введением в российском высшем образовании бакалавриата дополнительное профессиональное образование становится главным связующим звеном между вузом и предприятием. Система ДПО университетского комплекса железнодорожной отрасли готова взять на себя роль завершающего звена в профессиональной подготовке специалиста в период модернизации системы российского образования, связанной с подписанием Россией Болонской конвенции. Для обеспечения ДПО возможности выполнять данную роль необходимо повысить статус диплома о профессиональной переподготовке в системе ДПО, так как в настоящее время он не подтверждает повышение уровня образования или присвоение новой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.