Научная статья на тему 'О первоклассниках: по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе'

О первоклассниках: по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6547
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ / ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ / УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕРВОКЛАССНИКА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ГРУППЫ РИСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Г. С., Даниленко О. В., Ермакова И. В., Нурминская Н. В., Гапонова Н. В.

Авторы обращают внимание на то, что нужно знать учителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые придут в школу в сентябре, основываются на результатах исследований готовности первоклассников к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Г. С., Даниленко О. В., Ермакова И. В., Нурминская Н. В., Гапонова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О первоклассниках: по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе»

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Ковалева Г. С. Даниленко О. В. Ермакова И. В. Нурминская Н. В. Гапонова Н. В. Давыдова Е. И.

J ^

о ПЕРВОКЛАССНИКАХ:

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОТОВНОСТИ

первоклассников к обучению в школе

S_____________________________________________________________г

Аннотация. Авторы обращают внимание на то, что нужно знать учителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые придут в школу в сентябре, основываются на результатах исследований готовности первоклассников к обучению в школе.

Ключевые слова: развитие первоклассников, готовность первоклассников к обучению, успешная адаптация первоклассников, познавательная сфера, общее развитие первоклассника, индивидуально-личностные особенности первоклассников группы риска.

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, который вводится во всех школах России с 2011 года, поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех поступающих в школу. Это означает, что деятельность школы в соответствии с требованиями стандарта должна быть направлена на обеспечение «условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Что нужно знать учителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые придут в школу в сентябре? Что нужно учитывать при создании образовательной среды в школе и дома? От чего зависит успешная адаптация первоклассников к новой деятельности в школе?

На эти и другие вопросы можно найти ответы в результатах исследований готовности первоклассников к обучению в школе, которые проводятся в Российской академии образования1. Эксперимент по изучению го-

1 С результатами исследований готовности первоклассников к обучению в школе можно детально познакомиться на сайте отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО http://www.centeroko.ru/. При подготовке статьи использовались материалы, разработанные в ходе реализации проекта в 2007-2010 годы. В написании материалов принимали участие: В. Ю. Баранова, А. Л. Венгер, д.псих.н., Н. В. Гапонова, Е. И. Давыдова, О. В. Даниленко, к.псих.н., И. В. Ермакова, к.псих.н., Г. С. Ковалева, к.п.н. (руководитель), К. А. Краснянская, к.п.н., М. И. Кузнецова, к.п.н., Н. В. Нурминская, М. В. Серков, О. А. Рыдзе, к.п.н., А. О. Татур, к.физ.- мат.н. и представители 15 регионов страны.

товности первоклассников к обучению в школе начался в 2007 году в 8 регионах России с общим охватом 10916 учащихся из 647 школ. В 2010 году в обследовании приняли участие 47604 первоклассника из 978 школ 5 регионов. Только в Москве было обследовано 22910 первоклассников. Калининградская и Тамбовская области участвуют в проекте с 2007 года. В этих двух регионах стартовая диагностика проводится во всех школах ежегодно. Всего с 2007 года в исследовании приняли участие 102748 первоклассников из 15 регионов страны (Республика Саха, Республика Татарстан, Республика Чувашия, Красноярский край, Ставропольский край, Иркутская область, Калининградская область, Московская область, Мурманская область, Новосибирская область, Ростовская область, Тамбовская область, Тверская область, г. Москва, Чукотский автономный округ).

Для определения готовности к обучению в школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

В исследовании не ставилась задача обеспечения полноты охвата различных показателей или отдельных элементов готовности к обучению в начальной школе. Основной задачей являлось определение оптимального набора показателей, позволяющего осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.

Комплексный анализ различных сторон готовности первоклассника к обучению в школе с использо-

30

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ванием многомерных методов статистики, позволяющих учесть при анализе вклад каждой составляющей из всего множества характеристик учащегося, дает возможность применять в практике более точные и разнообразные модели показателей готовности к обучению в школе. На основании полученных показателей можно прогнозировать образовательные успехи и поведение ребенка, а также выделять типичные «профили» адаптации/дезадаптации первоклассников к обучению в школе.

Для описания готовности первоклассников к обучению в школе использовались два блока показателей: показатели готовности первоклассников к обучению в школе и контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся.

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают три группы.

Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка, определению пси-хофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Дополнительно использовались показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.

В исследовании участвовали не только сами первоклассники, но и их родители, а также учителя первоклассников, психологи и медицинские работники.

В результате такого комплексного обследования был получен профиль готовности каждого первоклассника к обучению в школе. В профиле отражены результаты, полученные первоклассником при выполнении диагностических методик, его индивидуально-личностные особенности, информация о семье, показатели здоровья и некоторые другие данные по сравнению с классом и всеми обследованными учащимися.

Наряду с профилем первоклассника и профилем класса была получена контекстная информация о различных аспектах готовности к обучению, а также об особенностях организации учебного процесса в начальной школе.

Главным результатам, полученным в ходе проекта 2007-2010 годов, является обобщенный портрет первоклассников, отражающий некоторые характеристики детей, которые должны учитываться уже на первых этапах обучения в школе.

Портрет первоклассников

Первоклассники, которые поступают в школу в последние годы - в основном дети двух возрастных групп. Половину из них составляют дети в возрасте от 6 до 7 лет, другую половину - дети от 7 до 8 лет. Из них 10% детей от 6 до 6,5 лет.

Большинство первоклассников (86%) ходили в детский сад. Подготовку к школе дети проходили в различных местах, иногда посещая занятия и в детском саду, и в школе. По ответам родителей, половина детей проходила подготовку к школе в детском саду, половина посещала подготовительные занятия в школе (в которую пошел ребенок - 43%, в другой школе - 12%). Занятия с логопедом посещали 19% детей, самостоятельно занимались со своими детьми 30% родителей.

По результатам опроса родителей, при поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители отметили, что с охотой идут в школу около 75% детей, чуть больше пятой части детей идут в школу без особого желания, но спокойно. Небольшое число детей (от 1% до 2% по отдельным регионам) демонстрировали различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу.

В целом, по результатам опроса учителей, более 80% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении могут испытывать от 15% до 20% детей. По чтению хорошо готовы около 60% первоклассников, по письму - почти половина, по счету -более 70%.

По результатам опроса родителей, 85% первоклассников хорошо и очень хорошо умеют общаться с взрослыми, около 90% успешно общаются с учителем и со сверстниками. Однако 10%-15% детей, поступивших в школу, испытывают большие трудности в общении. Более 60% первоклассников могут успешно осваиваться в новой ситуации. Чуть больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением. При организации учебной деятельности дома 40% детей необходима помощь.

В среднем среди всех первоклассников только у 20% детей здоровье соответствует критериям первой группы здоровья. Большинство первоклассников (68%) относятся ко второй группе здоровья, то есть имеют некоторые функциональные нарушения, дефицит или избыток массы тела или перенесли недавно какие-либо заболевания. 8% детей отнесено к третьей группе здоровья. Число детей, отнесенных к 4 группе здоровья, составило 0,4%. К таким группам относятся дети с хроническими заболеваниями, с физическими недостатками и последствиями травм или операций.

Около 60% детей имеют в медицинских картах диагнозы заболеваний, поставленных различными врачами, 7,5% -диагнозы невропатолога. Более чем пятой части первоклассников необходима помощь логопедов: у 23% детей имеются нарушения произношения или заикание. По оценкам родителей, около 20% детей имеют проблемы с мелкой моторикой рук.

Большинство (85%) обследуемых первоклассников имеют основную физкультурную группу, более 10% - вспомогательную и около 1% освобождены от физкультуры.

Основная часть первоклассников имеет благоприятные условия дома для обучения (88% первоклассников имеет «уголок школьника» - свою комнату или часть комнаты, обустроенную для занятий). В большинстве семей первоклассников имеется детская библиотека: около 40% семей имеют детскую библиотеку, включающую более 30 детских книг, чуть более 40% - небольшую библиотеку (от 10 до 30 детских книг). Почти в 90% семей соблюдается режим дня первоклассника.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

31

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Общая характеристика познавательной сферы первоклассников

Для оценки развития познавательной сферы первоклассников использовались известные диагностические методики: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква», адаптированные к фронтальному проведению в классе.

Общее развитие первоклассника - это один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Оно оценивалось с помощью методики «Рисунок человека» на основе анализа рисунка абстрактного человека, который был сделан ребенком. Чем детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребенка. В зависимости от детальности рисунка были сформированы 3 основные группы учащихся - с высоким, средним и низким уровнями данного показателя.

Учащиеся с высоким уровнем общего развития составили более 30% детей. Чуть меньше половины из них продемонстрировали самые высокие результаты. В рисунках таких детей проявляется попытка передать реальную форму тела человека, прорисованы детали лица, пальцы на руках, одежда, обувь. Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости таких детей проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребенка. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.

Средний уровень общего развития продемонстрировало чуть более половины обследованных первоклассников (53%). К низкому уровню были отнесены 16% первоклассников, треть детей этой группы продемонстрировали очень низкие результаты. Рисунки детей последней группы отличались наличием очень малого числа элементов человека, как правило, туловища и головы с четырьмя палочками, отражающими руки и ноги. Низкие показатели по методике «Рисунок человека» говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) детей. У них может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям. Попытки жесткими мерами включить таких детей в систему школьной жизни могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы. С такими детьми полезно проводить дополнительные развивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).

Особый интерес для учителей представляют методики «Графический диктант» и «Образец и правило», выявляющие сформированность предпосылок учебной деятельности (принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль). В основе успешного или неуспешного выполнения заданий детьми лежат следующие умения:

• понимать задание и использовать это понимание в процессе самостоятельного продолжения выполнения задания;

• точно следовать предложенной инструкции;

• учитывать все указания (правила) работы;

• привлекать к выполнению задания имеющийся опыт (ведение порядкового и количественного счета, ориентировка на плоскости и в пространстве; способность обратиться за помощью);

• способность контролировать отдельные шаги в процессе выполнения задания.

Методика «Графический диктант» позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

По результатам выполнения заданий методики «Графический диктант» детей также можно условно разделить на три группы. Высокий уровень выполнения данной методики продемонстрировали почти 70% обследованных первоклассников. Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу и допускают небольшое количество ошибок в самостоятельной деятельности. Не сделали ни одной ошибки ни в диктанте, ни в самостоятельном продолжении рисунка почти половина из этой группы или треть всех обследованных первоклассников.

Средний уровень выполнения методики продемонстрировали 20% учащихся. Они правильно выполнили половину заданий диктанта. Чуть более 10% первоклассников выполнили менее половины заданий. Половина из них практически не справилась ни с самими диктантами (составлением узоров по описанию), ни с их самостоятельным продолжением.

Успешность выполнения методики «Графический диктант» очень сильно зависит от того, имел ли ребенок раньше опыт фронтального обучения. У шестилетних детей, имеющих такой опыт, вполне возможны высшие оценки. В то же время ребенок, не посещавший детский сад, вполне может получить за «Графический диктант» нулевой балл.

Причинами, обусловившими проблемы, возникающие при выполнении заданий методики «Графический диктант», являются:

1. Неготовность следовать за указанием взрослого, проявившаяся в ошибках при выполнении тренировочного узора.

2. Проблемы в соблюдении понимаемого правила. Большое число первоклассников, справившихся с диктантом, не справились с продолжением узора. На это указывает большая разница между детьми, получившими максимальный балл за выполнение первой (диктант) и второй (продолжение узора) части задания. В целом оказалось, что, по меньшей мере, каждый пятый первоклассник, успешно справившийся с диктантом, не смог справиться с самостоятельной частью работы. Это говорит о том, что в предшкольной подготовке педагоги делают акцент на пошаговые инструкции и воспроизводящие действия ученика.

3. Трудности предметного характера, не позволившие ученикам успешно справиться с продолжением узора.

32

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В предложенной ситуации основная трудность состояла в необходимости повторять счет от одного до нужного числа и учитывать направление линии. Очевидно, что и во время выполнения диктанта дети допускали ошибки, связанные со счетом. Исследование показало, что при продолжении узора количество первоклассников, допустивших хотя бы одну ошибку, значительно увеличилось.

Учителям начальной школы и методистам стоит обращать внимание на детей с низким уровнем выполнения методики «Графический диктант». Такой результат указывает на то, что дети слабо ориентируются в учебной ситуации, нуждаются в постоянной помощи и контроле каждого шага, не могут работать самостоятельно. Эти трудности школьника, приступившего к обучению, имеют тенденцию к усугублению в процессе обучения. Для развития произвольного внимания можно порекомендовать педагогам, работающим в первых-вторых классах, сместить акцент с одношаговых инструкций к инструкциям и правилам, содержащим два и более шага или условия.

Дети, не справляющиеся с методикой «Графический диктант», могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Поэтому, давая классу какие-либо указания, нужно специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их такой ученик. Возможно, придется повторить для него эти указания индивидуально, обращаясь лично к нему. С такими детьми полезно проводить групповые игры, специально направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия.

Методика «Образец и правило» проверяет умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила. Она предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т. е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения.

Высокий уровень овладения умением самостоятельно работать по предложенному образцу, учитывая правило, показали более 40% первоклассников. Из них чуть меньше половины правильно справились со всеми предложенными задачами.

Средний уровень выполнения методики продемонстрировали около 40% первоклассников и низкий уровень - около пятой части детей. К очень низкому уровню были отнесены первоклассники (6,3%), которые из 6 задач либо вообще не выполнили ни одной, либо частично или полностью справились только с одной из них.

Основными причинами недостаточно высоких результатов выполнения методики «Образец и правило» можно считать следующие:

• «потеря» сразу двух условий задания. Дети не смогли выполнить всю работу, удерживая в памяти хотя бы одно условие;

• отказ от выполнения задания. Педагогам начальной школы, методистам начального и дошкольного образования необходимо обратить внимание на тенденцию к увеличению числа детей, отказывающихся от выполнения задания. Это проявляется в том, что ученик «не принимает» учебную задачу;

• несформированность самоконтроля. Про первоклассников, успешно справившихся с заданиями, можно уверенно сказать, что они умеют контролировать себя: они либо периодически напоминали себе правило, либо проверяли его выполнение после изображения фигуры. Также эти дети умеют устанавливать соответствие между образцом и получившимся многоугольником;

• слабый навык счета в пределах десяти, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) могли стать дополнительными причинами трудностей первоклассников в выполнении задания, осуществления ими самоконтроля.

Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Надо проследить за тем, понимает ли такой ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению. Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т. п.).

Для проверки фонематического слуха и правильного восприятия первоклассниками речи учителя была использована методика «Первая буква». Она выявляет готовность к овладению грамотой. С заданиями по этой методике успешно справились 70% первоклассников, которые продемонстрировали умение выделить первый звук в произносимом слове. К низкому уровню были отнесены первоклассники (12,6%), которые либо вообще не справились с заданием, либо только в одном случае смогли правильно отметить картинку, начинающуюся с заданной буквы. Особо низкие результаты по этой методике указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха. Рекомендуется проведение дополнительной диагностики с применением другого метода. При повторном выявлении проблемной зоны необходимо направить родителей на консультацию к невропатологу и логопеду. Комплексный подход позволит наиболее эффективно провести коррекцию и предупредить серьезные затруднения в обучении.

Таким образом, в целом по результатам проведенных обследований более ста тысяч первоклассников

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

33

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

и анализа полученных результатов можно констатировать, что в среднем 80%-85% детей, в основном, готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении могут испытывать порядка 15%-20% первоклассников в основном в связи с недостаточной сфор-мированностью предпосылок учебной деятельности.

Представляет интерес сравнение результатов обследования первоклассников с результатами опроса учителей и родителей первоклассников. По результатам опроса учителей и родителей (данные в скобках) из всех обследованных первоклассников в 2010 году высокий общий уровень готовности к обучению имели 18% (18%) первоклассников, средний уровень -58% (74%) и низкий уровень - 18% (6%).

Сравнение полученных данных по разным характеристикам позволяет выявить достаточно высокий уровень совпадения результатов диагностического обследования и результатов опроса учителей. В оценках учителей и родителей обследуемых первоклассников существуют расхождения: родители слабо подготовленных детей, как правило, оценивают своих детей выше, чем учителя. Очевидно, что при ответе на вопрос о готовности к школе и учителя, и родители использовали разные критерии для оценки того, что должен знать и уметь первоклассник, придя в школу. Полученные данные ставят проблему уточнения критериев готовности к школе и разработки инструментария, который могли бы при необходимости использовать с одинаковой степенью надежности и учителя, и родители.

Информация о степени готовности к обучению по основным предметам была получена и от учителей, и от родителей (данные в скобках):

• 57% первоклассников хорошо готовы по чтению (87% хорошо и очень хорошо узнавали большинство букв алфавита, 66% хорошо и очень хорошо читали отдельные слова, 49% хорошо и очень хорошо читали предложения);

• 47% первоклассников хорошо готовы по письму (62% хорошо и очень хорошо писали буквы алфавита, 46% хорошо и очень хорошо писали отдельные слова);

• 73% первоклассников хорошо готовы по счету (93% хорошо и очень хорошо узнавали большинство цифр от 1 до 9, 91% хорошо и очень хорошо считали от 1 до 10 и обратно, 69% хорошо и очень хорошо складывали и вычитали числа до 10).

Полученные данные говорят о неоднородности как общей, так и предметной подготовки первоклассников к школе. Это необходимо учитывать при планировании конкретной деятельности учителей начальной школы.

Особое внимание необходимо уделить детям с низким уровнем готовности к обучению. У этих детей, как правило, не сформированы предпосылки учебной деятельности и учителю необходимо очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счета и письма), а развитию у детей произвольности внимания, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т. п.

Родители при подготовке ребенка к школе уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета, ориентируются только на учебный процесс и считают игру, рисование, конструирование чем-то второстепенным, отказываются от деятельности, в которой и происходит формирование базовых учебных умений: произвольность внимания, мотивация к выполнению задания до получения результата, умение планировать деятельность, способность к групповому взаимодействию и т.д. Многие родители занимаются формальным развитием школьных навыков, забывая о необходимости включать в жизнь ребенка творческую деятельность, тем самым, развивая общую готовность к школе. С поступлением в школу эта тенденция только усиливается. Поэтому учителя должны учитывать сложившуюся ситуацию.

Второй группой риска являются дети, демонстрирующие высокий уровень познавательных способностей и учебных навыков. Начиная обучение в разноуровневом классе, в котором учителю необходимо «подтягивать» других, эти дети могут потерять интерес к учебе. В этом случае и ребенок, и родители могут излишне расслабиться, привыкнув к тому, что все знакомо и дается легко, и пропустить момент, когда закончится «запас прочности». Часто взрослые считают, что ребенок, хорошо знающий тему урока, может пока просто посидеть-послушать. Однако такой подход может привести к формированию привычной позиции «стороннего наблюдателя», которую достаточно трудно изменить. У ребенка может не сформироваться навык систематической, «рутинной» учебной работы. Навыки (например, письма) могут быть сформированы не оптимально, и потребуется переучивание. Учителю необходимо чаще привлекать такого ребенка к участию в занятии, например, чтобы дополнительно продемонстрировать способ выполнения какого-либо задания классу, дать задание, связанное с наблюдением за работой других.

В последнее время в связи с увеличением миграции населения появилась проблема понимания языка, на котором осуществляется обучение. Как показывает анализ данных, полученных в 2010 году, только 28% классов (из 2267 обследованных), по мнению учителей, не имеют детей, испытывающих трудности в понимании русской речи. В некоторых регионах такие классы почти отсутствуют. Почти в каждом классе 1-2 первоклассника испытывает трудности в понимании русского языка, а в 10% классов таких детей более трех. В многонациональном государстве проблема понимания языка, на котором осуществляется обучение, должна быть под постоянным контролем. Исследования показывают, что образовательные достижения детей, обучение которых осуществляется не на родном языке, обычно ниже. И это в основном не связано с их когнитивными возможностями.

Для обеспечения индивидуального развития всех детей в школах должна быть организованы ранняя своевременная диагностика образовательных достижений и оказание конкретной целевой помощи детям.

34

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Индивидуально-личностные особенности первоклассников

Школьная готовность - понятие более широкое, чем развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности. Психологическая готовность к школе предполагает развитие многих личностных качеств ребенка, позволяющих ему адаптироваться к функционированию в роли ученика. В этом показателе нашли отражение такие особенности ребенка, которые принято относить к личностной зрелости (например, наличие школьной мотивации и желание занять позицию ученика), социальной зрелости (например, особенности поведения, коммуникативность) и эмоциональной зрелости (умение управлять своими эмоциональными реакциями), а также те, которые способствуют или препятствуют адаптации (например, активный или пассивный тип реагирования на ситуацию и др.) и эмоциональное состояние ребенка (восприятие им значимости ситуаций школьной жизни (хорошо это или плохо).

Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие положительной мотивации - один из важнейших факторов будущей школьной успешности. Педагогам начальной школы стоит приложить максимальные усилия для сохранения имеющейся положительной мотивации. Не менее важной задачей является повышение мотивации у тех детей, которые пошли в школу без особого желания. Проведенное исследование показало, что в конце первого месяца обучения в 1 классе таких детей оказывается около 20%.

Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению. В основе сниженной мотивации могут лежать различные причины: сниженная потребность познавательных мотивов; мотивация избегания неудач, неуспеха («я не буду делать, у меня не получится, я не умею»), завышенные ожидания семьи к успехам ребенка, недифференцированная похвала (при попытке повысить мотивацию и уверенность ребенка). Потеря мотивации, уход от активности, также происходит, когда ребенок не понимает, что именно он делает не так. В таком случае у ребенка может сформироваться ощущение, что он просто не нравится учителю, что он неудачник. Поэтому оценивание деятельности ребенка должно быть очень конкретным, не задевающим его лично, но содержащим понятные для ребенка советы, как улучшить результат. В любом случае низкая мотивация проявится в сниженной активности на уроке и в целом в учебной деятельности.

Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения «школьного поведения» - ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.

По данным исследования плохо управляют своим поведением более 40% первоклассников. Даже при хорошей мотивации ребенок с такими проблемами в ситуации новизны, большого количества действующих раздражителей может перевозбуждаться и испытывать трудности с управлением своим поведением. В этом случае замечания, раздражение взрослых способны лишь усиливать негативные проявления. Это относится к гиперактивным детям, для которых характерно импульсивное поведение. При попытке резкого торможения такого ребенка у него усиливается стрессовое состояние, и усиливаются индивидуальные особенности реагирования на стресс, а это выражается в усилении импульсивности и «плохого поведения». Ребенок не делает это «назло», такое поведение связано с состоянием его нервной системы.

Если ребенок встречает понимание взрослых, поддержку в школе и дома, то постепенно адаптируется к школе, возбуждение в школе постепенно уменьшается, поведение упорядочивается. Если помощи нет, то проблемы с поведением могут только увеличиваться.

Первоклассникам необходима помощь в формировании «школьного» поведения. Правил должно быть не много, но их необходимо четко сформулировать. Учителю следует поощрять (отмечать, хвалить) правильное поведение. Часто и в школе, и дома взрослые только отмечают нежелательное поведение, невольно закрепляя его своим вниманием, формируют у ребенка самосознание, восприятие себя как нарушителя дисциплины. Это также способствует закреплению негативного поведения. Важно показать ученику, что он может вести себя в соответствии с требованиями. Можно попросить ребенка проговорить вслух, как он будет вести себя в следующий раз и за правильную схему похвалить. А самое главное, необходимо вести профилактику неправильного поведения школьников. Предупреждать переутомление, скуку на уроке, давая задания разного уровня сложности, вовлекая в совместную деятельность, давая соответствующие рекомендации родителям.

Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью. По данным исследования 2010 года 36% родителей отметили, что их дети часто тревожатся, 44% - боятся сделать ошибку. Около 10% детей, по результатам опроса учителей, часто плачут в школе. Повышение тревожности - нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако, избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми. Высокая тревожность может выражать страх быть неуспешным.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

35

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Но и полное отсутствие тревоги должно привлекать внимание и дополнительно анализироваться. Если ребенок вовсе не тревожится, это может свидетельствовать о низкой эмоциональной дифференцированности ребенка и непонимании важности учебы.

Учителю важно владеть приемами, позволяющими снижать эмоциональное напряжение детей. Например, в начале школьного обучения полезно проговаривать с детьми, как будет протекать завтрашний школьный день, что они будут делать, и какие интересные дела их ждут.

В некоторых случаях необходима работа с семьей, формирование у родителей понимания своей роли в формировании стиля эмоционального реагирования детей. Тревожное внимание родителей к школьным успехам ребенка вызывает неоправданно высокую тревожность ребенка в отношении всех школьных дел. Высокая тревожность может выражать страх быть неуспешным, эти дети особенно сильно расстраиваются, если задание не выходит, так как ребенок считает, что родители его любят за достижения.

Начало школьного обучения у всех детей связано с адаптационным синдромом - целостной реакцией, возникающей в ответ на резкие изменения жизненных стереотипов, протекающей на уровне всех систем: как на организменно-физиологическом уровне, так и на социально-психологическом, личностном уровнях. Меняется социальная роль ребенка, он становится учеником, к нему предъявляются другие требования, полностью меняется окружающая обстановка и характер взаимодействия с людьми. К этим изменениям в его жизни ему необходимо адаптироваться, что требует больших психологических и физиологических затрат У каждого ребенка есть свои сильные стороны и свои «зоны уязвимости», поэтому у каждого есть как ресурсы приспособления, адаптации,так и риски возникновения проблем при соприкосновении с конкретной ситуацией.

Проведенное обследование позволило оценить особенности процесса адаптации к школьному обучению с трех сторон:

• через анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;

• через восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);

• через восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

Почти у трети детей практически не фиксируются изменения в поведении при поступлении в школу. У половины детей отмечаются некоторые проявления адаптационного синдрома, например, изменился аппетит, нуждается в длительном отдыхе после школы, перевозбужден и с трудом засыпает. Около 15% очень существенно реагируют на начало обучения в школе. Очень важно обратить особое внимание на последнюю группу детей, так как для них школьная жизнь может быть очень «затратна» и возможны негативные последствия, например, в виде нарушения здоровья. Эта группа детей должна быть под постоянным наблю-

дением учителей и родителей для оказания своевременной и соответствующей потребностям ребенка и ситуации помощи ребенку.

Перед педагогами и родителями стоит сложная задача - при вхождении в школьную жизнь сохранить имеющийся запас здоровья детей. Большинство обследуемых первоклассников находится в состоянии функционального равновесия, в то же время особого запаса здоровья у них нет, и значительная часть детей уже имеют достаточно выраженные проблемы со здоровьем. Результаты проведенного исследования показали, что большинство первоклассников (около 70%) относятся ко второй группе здоровья и более 10% первоклассников имеют вспомогательную физкультурную группу.

Семья как ресурс адаптации первоклассника к обучению в школе

Не вызывает сомнения, что уровень готовности ребенка к школе во многом определяется семьей и ее вкладом в подготовку к школе.

При поступлении ребенка в школу перед родителями стоит задача выбрать образовательное учреждение. Родители могут отдать своего ребенка в ближайшую школу по месту жительства, либо специально искать школу, которая, по их мнению, была бы оптимальной для ребенка. Больше половины выбирают школу ближе к дому. Можно предположить, что это обусловлено отсутствием возможности выбора школы (в селах, маленьких городах и т.п.) или отсутствием желания искать школу для ребенка. Тем не менее, почти 40% родителей специально занимались поиском образовательного учреждения для своего ребенка.

Помощь родителей на первом этапе школьной жизни, а также сотрудничество с учителем будут способствовать успешному обучению детей в школе. Для первоклассника родители являются авторитетом, но и первый учитель становится также авторитетной фигурой в жизни ребенка. Поэтому в начале обучения в школе важны согласованные действия учителя и семьи.

Для организации эффективного взаимодействия с семьями первоклассников по оказанию поддержки детям учителя начальной школы должны владеть информацией о семьях своих учащихся и об организации учебной деятельности дома. При необходимости школа должна оказать семье соответствующую помощь.

При поступлении в школу в семье должны быть созданы условия, способствующие успешному вхождению ребенка в школьную жизнь, например, соблюдение режима дня, создание условий для занятий (места для занятий, домашней библиотеки и др.).

Основной задачей взрослых является помощь в регуляции поведения, поддержка системы регуляторных функций ребенка, а затем бережное расширение возможностей его приспособления. Основное средство, позволяющее добиться этого - режим дня. Для детей с любыми нарушениями в функционировании нервной системы правильно подобранный режим является основным средством реабилитации.

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Что касается условий для занятий дома, то, по данным проведенного исследования, около 10% первоклассников не имеют дома места для занятий. Такие дети должны быть выявлены с самого начала обучения, и по возможности нужно помочь семье в создании условий для занятий. Если этого сделать нельзя, то для таких детей должны быть организованы специальные условия обучения в школе, компенсирующие отсутствие образовательной среды дома.

При поступлении в школу доминирующей становится учебная деятельность ребенка. На обучение детей организовать учебную деятельность дома должно быть направлено внимание как учителей, так и родителей. Данные опроса родителей показывают, что почти 40% детей не умеют организовать свою учебную деятельность дома, а следовательно, могут испытывать трудности при выполнении домашних заданий. Безусловно, большинство родителей готовы оказать своим детям необходимую помощь. По результатам проведенного опроса 90% матерей первоклассников и более 30% отцов планируют помогать своим детям при подготовке уроков. Но есть семьи, к счастью, их только 5%, которые считают, что детям должна помогать школа.

Выстраивая работу с семьей, учителю, к сожалению, нужно учитывать низкий уровень доверия некоторых родителей к школе. Поэтому очень важно с первых дней обучения уделять специальное внимание формированию доверия родителей. Для этого учителю важно продемонстрировать родителям заинтересованность в успехах их ребенка, внимание к его достижениям и позитивным изменениям.

Для учителей важной может быть информация о приоритетных установках родителей в связи с обучением в школе. Их анализ позволяет понять, как родителями воспринимается обучение в школе. Выделяется две полярные позиции: или ребенок заранее настраивается только на отличную учебу, и любые неудачи излишне драматизируются; вся жизнь не только ребенка, но и всей семьи концентрируется на школьных успехах, или учеба воспринимается как нечто, не имеющее большой ценности. Возможны негативные последствия обеих позиций.

По данным проведенного исследования, около половины родителей настраивают своих детей на получение отличных отметок, 20% - на обучение без троек. «Отметки не главное. Главное - знания» считают около трети родителей, а «Отметки не главное. Главное - быть здоровым» - 5% родителей. К этому добавляется еще одна широко распространенная установка. В среднем около половины родителей говорят своим детям о том, что у них на игрушки не будет времени. Такие жесткие установки некоторых родителей вносят свой вклад в усиление тревожных ожиданий ребенка в отношении школы (школа может восприниматься ребенком отчасти как фактор, резко и изменяющий, и ухудшающий качество его жизни, ожидание учебы как конца беззаботного детства, то есть ожидание потери и лишения радости).

Для многих родителей, особенно молодых, важна консультационная помощь учителя. Хорошо зареко-

мендовала себя форма работы с родителями в виде «Школы для родителей». Эта форма может быть организована как групповая консультация. При этом выбирается тема, актуальная в настоящий момент для многих родителей.

По результатам проведенного исследования можно выделить наиболее актуальные вопросы для обсуждения с родителями первоклассников:

1. Адаптация к школе и ее цена: поможем стать успешным учеником.

2. Как формируется самооценка первоклассника.

3. Как помочь ребенку найти друзей.

4. Режим дня - для детей и родителей.

5. Тревожный ребенок - как ему помочь.

6. Как помочь адаптироваться в школе подвижному ребенку.

7. Что делать, если ребенок не успевает в одном темпе с другими.

8. Питание и успешная адаптация в школе.

9. Школьные уроки «без слез», как подготовить ребенка к самостоятельной работе дома.

10. Свободное время - как найти и эффективно использовать.

Для тех родителей, которые по какой-либо причине недостаточно доверяют учителю, чтобы лично задать вопросы, можно порекомендовать форму общения «почтовый ящик». Если в классе есть ящичек или карман для анонимных записок, то можно собирать волнующие вопросы и давать обратную связь в виде информации на стенде или, подготовить материал для родительского собрания, если этот вопрос волнует многих родителей или учитель считает данную информацию важной для всех. Можно активизировать эту работу, создав ей своеобразную рекламу перед родителями, можно задавать вопросы также врачу, администрации, юристу.

Мы в основном затронули проблемы готовности первоклассников к обучению в школе. Однако в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения, важно понять, а готова ли школа принять современных первоклассников, созданы ли в ней все необходимые условия для эффективного обучения. А может быть этот вопрос переформулировать шире: а готовы ли муниципалитеты, органы управления образованием и страна в целом для реализации новых задач в образовании подрастающего поколения.

Литература

1. Каманина С. В. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в рамках экспериментальной модели «шестилетняя начальная школа» // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010.- № 1.

2. Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий. // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.-№ 1.

3. Сиденко Е. А., Хачатрян Н. Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 1.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.