Научная статья на тему 'О переоценке взглядов в исследованиях по туристской тематике'

О переоценке взглядов в исследованиях по туристской тематике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАРК / АТТРАКТИВНЫЕ ПЕЙЗАЖИ / УПРАВЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудрявцев Андрей Федорович

Рассматриваются некоторые аспекты исследований в туристике, в частности использование новых подходов, новых объектов изучения. Предлагаются вниманию потенциальные туристские объекты в Удмуртии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About reassessment of sights in researches on tourist subject

In study of the tourist sphere to activity alongside with system-structured approach are actively introduced behavioural, cultural, fenomenological and the other methods of the cognition. Occurs the offset an accent and comparatively object of the study. Attention is focused on tourist, its taste, presentations and perception. The Scientific interest moves from vague "tourist-resources of the potential of the territory" to concrete small terrain and object, capable to interest the potential tourist.

Текст научной работы на тему «О переоценке взглядов в исследованиях по туристской тематике»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 911.3 (470) (07)

А. Ф. Кудрявцев

О ПЕРЕОЦЕНКЕ ВЗГЛЯДОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ТУРИСТСКОЙ ТЕМАТИКЕ

Рассматриваются некоторые аспекты исследований в туристке, в частности использование новых подходов, новых объектов изучения. Предлагаются вниманию потенциальные туристские объекты в Удмуртии.

Ключевые слова: туризм, культурный ландшафт, музей-заповедник, военно-

исторический парк, аттрактивные пейзажи, управление восприятием.

Исследования туризма и шире - рекреации в отечественной географической науке являются в некотором роде новыми. «Новая» туристика есть отражение смены исследовательских парадигм в географии. Речь идет о включении в арсенал ученых, наряду с системно-структурным подходом, множества феноменологических, поведенческих, экзистенциальных, культурологических и иных парадигм, пока еще осторожно сигнализирующих о появлении «постмодерна» в науке.

Рекреация и туристика, надо заметить, весьма многоаспектный объект научных исследований. Это поле деятельности географов, экономистов, социологов, юристов, историков, экологов, медиков, психологов, культурологов и других специалистов. Причем исследования бывают как узкоотраслевые, так и комплексные, в том числе региональные. И те, и другие могут быть теоретическими и прикладными.

Меняются - и это важно - объекты и аспекты исследований. Наблюдаются сдвиги от изучения ТРС («территориальные рекреационные системы») к изучению поведения туриста, психологии «принимающей стороны» и геокультурной ситуации, характеристики природно-ресурсного и антропогенно-ресурсного потенциалов территории, к изучению семантики музеев-заповедников и парков. Наблюдается переход от простого перечня-реестра достоинств территории к серьезным маркетинговым исследованиям. Выявляются конкретные объекты и местности туристского назначения в нашем в общем-то нетуристском регионе. При этом продолжается некая терминологическая «перманентная революция», постоянная попытка упорядочения словоупотребления, уточнения смыслов.

Анализируя публикации, доклады на конференциях, можно сделать вывод о наступлении кризиса или, по крайней мере, пересмотра в отношении

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

объектов и аспектов исследований рекреации и туризма. Отчетливо чувствуется насыщение информационного пространства категориями типа «рекреационный потенциал территории и его оценка» и «туристские ресурсы региона». Навязчивой становится идея, что рекреация нам поможет выйти из экономического кризиса и тот или иной регион начнет стремительно развиваться благодаря третичному сектору экономики. Ученые, работающие в этой области знания не один год, убедились в неоднозначности, сложности всей совокупности понятий, взаимосвязей и проблем, поджидающих исследователя на этом пути. Проблема видится в том, что исследования грешат узким взглядом на туризм, в то время как это по своей сути комплексное явление. Турист едет на конкретную территорию, а не на море, отели, музеи и рестораны в отдельности. Массовый турист (именно массовый, тот самый, кто должен якобы наполнить региональный бюджет) не поедет туда, где девственная природа при полном отсутствии инфраструктуры, и наоборот, развитая инфраструктура индустриального, урбанистического района при полном отсутствии природы. Или ситуация, когда местное население, особенно сельское, бывает против массового туриста на «своей территории». То есть оно в принципе гостеприимно, но делать из этого работу, работу по обслуживанию туристов... Вряд ли. В отношении последнего сюжета можно сказать, что сейчас научный интерес смещается в сторону познания именно таких ситуаций. Как выяснилось, рекреационная ценность той или иной территории отчетливо осознается двумя группами местных жителей: теми, кто приехал сюда в последние год-два, и старожилами. А это самые малочисленные группы, и они не делают погоды в формировании положительного имиджа местности. Кстати, эти две группы часто будут как раз против ее освоения туристами, ибо они интуитивно хотели бы сохранить «все как есть». Основная же часть населения просто не осознает ценности места своего проживания как потенциального туристского объекта. Для коренного населения - это рутина, обыденность, быт, «кормящий ландшафт», а не аттрактивный пейзаж. Поэтому и эта часть населения будет холодно-равнодушна к возможности появления на своей территории «других». Вот и проблема, ждущая исследований, понимания, решения. А может, и не ждущая. Действительно, территория должна быть готова к смене функции, а этого в краткий срок не достичь. Формирование привлекательного в туристском смысле имиджа территории -это долговременная, тонкая задача, которая должна решаться комплексно.

Или еще сюжет. Часто туристы видят не то, что им предлагают, а то, что они хотят увидеть или уже видят, замечают. Принимающая сторона (хозяева) предполагала показать великолепный собор ХУНТ в., а туристы (гости) увидели группу бомжей на его ступенях. Хозяева хотели показать «дворянскую усадьбу в окружении великолепной липовой рощи», а гости запомнили дорогу с ухабами. Налицо несовпадение взглядов, точек и углов зрения на окружающее, некая избирательность восприятия «хозяев и гостей». Что это такое? Объективная реальность, принципиальная несовместимость взглядов, тупиковая ситуация? Думается, что и этот случай разре-

шим. Необходимо формировать процес восприятия туристами той или иной местности и управлять им. Но как это сделать? Какими методами? Эту лакуну знания в туристике тоже необходимо заполнять. Впрочем, все сказанное касается только организованных туристов. Неорганизованные же («дикари») формируют свой образ посещенной территории.

Довольно актуальными объектами показа в туристской деятельности являются музеи-заповедники. В России их в настоящее время 144, из них 80 -в сельской местности. Подавляющая их часть находится в Центральном районе России, в Черноземье, на Северо-Западе страны. В основном это дома-музеи, бывшие дворянские усадьбы, монастыри и т. п. В любом случае они позиционируются как культурные ландшафты. Потенциально очень ценные для туризма объекты, однако относительно их юридического статуса еще есть нерешенные вопросы. В данном случае надо заметить, что с усадьбами-монастырями в Удмуртии тяжело. Впрочем, и у нас есть что показать. В качестве потенциального объекта показа, в частности, в Ижевске можно представить своего рода архитектурный музей-заповедник «Ижевский завод» или «Арсенал». Некое музейное пространство с восстановленной, воспроизведенной из прошлого обстановкой и духом, с «мастеровыми»-статистами и «работающими» станками в цехах под заводской башней, с возможностью туристов самим все потрогать-покрутить. Это был бы принципиально иной подход, иной объект в познавательном туризме на территории Удмуртии. Надо отметить, что такие анимационные объекты туризма с «обратной связью» весьма популярны в других регионах страны и во всем мире. Именно через такие культурные ландшафты и возможно управление процессом восприятия их туристами. Но надо подготовить пространство такого архитектурного музея-заповедника к восприятию его туристами. Необходимо данный культурный ландшафт представить как текст, который легко бы «читался» туристами. Это не должен быть ни примитивный текст, ни «текст с ошибками», которые нужно найти. Вот такая, на наш взгляд, тонкая задача. При этом по объективным причинам, к сожалению, реализовать такой перспективный проект в настоящее время не представляется возможным.

Еще один объект туризма, отсутствующий пока в республике и требующий необходимых исследований, это военно-исторический парк (мемориально-исторический), связанный с событиями гражданской войны на территории Удмуртии в 1918-1919 гг., и в частности со сражениями вооруженных формирований ижевских и воткинских рабочих с частями Красной Армии осенью 1918г. Такой исторический парк, максимально деполитизирован-ный, необходим для сохранения памяти всех павших. Парк мог бы быть организован в какой-нибудь местности Завьяловского района Удмуртии, в окрестностях Ижевска. Очень важно провести дополнительные научные исследования, поработать над созданием «текста» военно-исторического парка и правильным «прочтением» его туристами. Турист должен все увидеть и услышать не с позиции противостояния «красные-белые», а с позиции траге-

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

дии, постигшей наше общество. Такой мемориально-исторический парк необходим, прежде всего, жителям самой Удмуртии.

Поступила в редакцию 04.08.06

A.F.Kudrjavtsev

About reassessment of sights in researches on tourist subject

In study of the tourist sphere to activity alongside with system-structured approach are actively introduced behavioural, cultural, fenomenological and the other methods of the cognition. Occurs the offset an accent and comparatively object of the study. Attention is focused on tourist, its taste, presentations and perception. The Scientific interest moves from vague "tourist-resources of the potential of the territory" to concrete small terrain and object, capable to interest the potential tourist.

Кудрявцев Андрей Федорович Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.