Научная статья на тему 'О педагогической направленности личности будущего учителя математики и информатики'

О педагогической направленности личности будущего учителя математики и информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL ORIENTATION / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурзалова Т. В.

В статье рассматривается процесс непрерывного развития профессиональной направленности личности будущего учителя математики и информатики. Приведены результаты эксперимента, который показал, что действительно высокий уровень мотивации учения и профессионального самосознания обеспечивает высокий уровень профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the pedagogical orientation of future teacher of mathematics and computer science

The article discusses the process of continuous development of future teachers' of mathematics and computer science professional orientation. The experiment showed that the high level of motivation and professional identity provides a high level of professional orientation.

Текст научной работы на тему «О педагогической направленности личности будущего учителя математики и информатики»

УДК 378.016 Т.В. Бурзалова

О педагогической направленности личности будущего учителя математики и информатики

В статье рассматривается процесс непрерывного развития профессиональной направленности личности будущего учителя математики и информатики. Приведены результаты эксперимента, который показал, что действительно высокий уровень мотивации учения и профессионального самосознания обеспечивает высокий уровень профессиональной направленности.

Ключевые слова: педагогическая направленность, профессионально важные качества, педагогическая компетентность.

T. V Burzalova

About the pedagogical orientation of future teacher of mathematics and computer science

The article discusses the process of continuous development of future teachers’ of mathematics and computer science professional orientation. The experiment showed that the high level of motivation and professional identity provides a high level of professional orientation.

Key words: pedagogical orientation, professionally important qualities, pedagogical competence.

Педагогическая направленность личности учителя состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося и характеризуется определенным уровнем профессионального самосознания. Мы рассматриваем период профессионального становления учителя, охватывающий стадию оптации, результатом которой является выбор профессии, и стадию профессиональной подготовки, результатом которой является личность, способная на определенном уровне выполнять педагогическую деятельность. Наша цель состоит в том, чтобы обеспечить педагогические условия осознанного и адекватного выбора профессии учителя математики и информатики учащимися профильных физико-математических классов и непрерывного динамического развития профессиональной направленности личности будущего учителя математики и информатики на стадии оптации (школа) и профессиональной подготовки (университет). В 2003 - 2005 гг. мы провели этап экспериментального обучения в 10 - 11 классах физико-математического профиля учащихся, выбравших педагогическую специализацию после предпрофильной подготовки в школах № 2, 19, 9, 59 г.Улан-Удэ, а в 2005 - 2010 гг. — этап экспериментального обучения в Бурятском государственном университете 23 выпускников профильных классов, выбравших профессию учителя математики и информатики.

Мы выбрали в качестве предмета экспериментального исследования педагогическую направленность, являющуюся такой интегральной характеристикой личности педагога, которая обусловливает эффективность труда учителя и преподавателя и их профессиональное развитие.

В структуре педагогической направленности личности учителя можно выделить направленность на:

1) учащегося, связанную с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

2) себя, связанную с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в педагогической деятельности;

3) предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Направленность на учащегося, на его полноценное развитие и самоактуализацию, на признание

его уникальности и самоценности характеризует гуманистическую направленность личности учителя. Направленность на себя мы не понимаем как эгоизм, как стремление к удовлетворению только собственных, эгоистических потребностей, а расцениваем как мотивированность на самосовершенствование для достижения развития личности учащихся. Направленность на предмет связана с формальной стороной деятельности учителя. Содержание учебного предмета является лишь средством достижения главной цели обучения - развития личности в социальном, профессиональном смысле.

Результаты анкетирования 154 учителей и 279 учеников г. Москвы позволили Л.М. Митиной выявить три типа учителей, отличающихся разными профилями эмоционального плана деятельности [1, с. 194]: положительный, отрицательный и нейтральный. Положительному профилю (I тип учителей) соответствует положительное отношение школьников к учению, а отрицательному и нейтральному (II и Ш типы учителей) - отрицательное отношение школьников к учению.

Учителя I типа составляют лишь 18 % общего числа учителей, они ориентированы на общение с учениками, положительный эмоциональный климат в классе, личностное развитие ученика и собственное профессиональное развитие. Учителя II и III типов уделяют внимание прежде всего предметной стороне своей работы, трансляции знаний. Это знаниецентрическая направленность обучения. Так что абсолютное большинство учителей (80%) ориентированы в основном на предмет, на формальную успеваемость, причем очень часто они не обладают сами специальной компетентностью на должном уровне.

Результаты корреляционного анализа данных по эмоциональным состояниям учащихся на уроке, элементам структуры педагогической направленности и позиции учителя при разрешении нестандартных ситуаций, по данным Д.Ю. Чернова [3], свидетельствуют о том, что ориентация учителя на интересы учащихся положительно коррелирует с позитивными эмоциями и отрицательно с негативными эмоциями. Интерес учащихся на уроке больше связан с направленностью на общение, чем с предметными составляющими структуры педагогической направленности. Этот факт мы связываем с мастерством учителя излагать материал. Правда, мастерство включает элемент общения, который не обязан быть вербальным. Однако вывод о том, что разные типы педагогической направленности обусловливают разные способы разрешения учителем нестандартных ситуаций в классе, нашел подтверждение и в нашем опыте: учителя гуманистического типа педагогической направленности чаще выбирают конструктивные способы разрешения нестандартных ситуаций, чем учителя других типов.

Благодаря непрерывному мотивационному обеспечению учебной деятельности студентов экспериментальной группы нам удалось добиться динамического развития положительной мотивации учения, ориентированного на развитие их профессиональной направленности. 12

студентов (52% общего числа студентов) в начале пятого курса имели четвертый (высокий) уровень мотивации, 10 студентов (43,5%) - третий (хороший) уровень мотивации, лишь один студент (4,5%) -средний уровень. В контрольной группе эти показатели выглядели так: четвертый уровень - 3 студента (13%); третий уровень - 9 студентов (39%); второй уровень (средний) - 8 студентов (35%); первый уровень (низкий) - 3 студента (13%).

Оценка профессиональной направленности личности студентов ЭГ и КГ показала, что действительно высокий уровень мотивации учения и профессионального самосознания обеспечил высокий уровень профессиональной направленности. Опросник состоял из 50 пунктов, в них были перечислены свойства, которые могли быть присущи испытуемым в большей или меньшей степени. Каждый пункт предполагал два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Для обработки результатов опроса использовался ключ, который сравнивался с ответом испытуемого, каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

- ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

- ответ, не совпадающий с ключом, оценивается в 0 баллов;

Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов.

Каждый вид (общительность, организованность, направленность на предмет,

интеллигентность, мотивация одобрения) профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено меньше трех баллов, и ярко выраженным, если количество баллов больше семи, зона нормы находится в пределах 3-7 баллов.

Результаты опроса приведены в таблице.

Таблица

Показатели профессиональной направленности личности студентов-выпускников

Свойства Недостататочно. Развито Нормально развито Ярко выражено

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Общительность - 2 10 14 13 (56,5%) 7(30,5%)

Организованность - 3 5 11 18(78%) 9(39%)

Направленность на предмет - 4 10 13 13(56,5%) 4(17,4%)

Интеллигентность - 5 10 9 1356,5%) 9(39%)

Мотивация одобрения 2 3 8 12 13(56,5%) 8(34,8%)

Отметим, что в ЭГ свойство общительности ярко выражено у 13 студентов, или 56,5% общего числа, свойство организованности - у 18 студентов - 78%, свойство направленности на предмет - у 13 студентов - 56,5%, свойство интеллигентности - у 13 студентов - 56,5%, свойство мотивации одобрения - у 13 студентов - 56,5%.

У 13 студентов ЭГ ярко выражены все пять свойств, что говорит об их полинаправленности.

Отметим, что проблема оценки степени включенности учителя в профессию затруднена из-за большого количества критериев и оснований типизации педагогов. В данной методике реализована идея оценки и сравнения между собой различных типов личности педагога. Общительность и интеллигентность могут характеризовать направленность на ученика, а организованность и мотивация одобрения - направленность на себя. Такое толкование указанных свойств является относительным, поскольку трудно определить, к какой шкале отнести интеллигентность, организованность и мотивацию одобрения: к направленности на себя, к направленности на ребенка или к направленности на дело. Поэтому мы сочли необходимым провести диагностику общей направленности личности. Для этого мы использовали анкету Б. Бааса [2, с.30].

Анкета состоит из 27 пунктов - суждений, по каждому из которых возможны 3 варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшиеся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. С помощью анкеты выявляются следующие виды направленности.

Направленность на взаимодействие (ВД) проявляется в стремлении человека поддержать хорошие отношения с другими, в повышенном интересе к совместной деятельности, хотя одного этого недостаточно для успешного выполнения дела.

Деловая направленность или направленность на задачу (НЗ) проявляется в увлеченности самим процессом работы, выполнении задания. Человек в этом случае ориентируется на сотрудничество с коллективом, добивается наибольшей результативности в труде.

Личностная направленность или направленность на себя (НС) проявляется в преобладании мотивов собственного благополучия: стремление к личному первенству и престижу, такой человек чаще бывает занят самим собой, мало реагирует на потребности окружающих, безразличен к коллегам.

Интерпретация направленности на себя не соответствует той, которая приведена в начале статьи в редакции Л.М. Митиной. Но малоформализованные диагностики (наблюдение, опрос, интервью, анализ продуктов учебной деятельности) дают нам право интерпретировать направленность на себя по Л.М. Митиной; а именно направленность на себя связывать с потребностью в самосовершенствовании и самоактуализации. Мы также будем интерпретировать направленность на взаимодействие как направленность на ребенка, а направленность на задачу как направленность на предметную сторону профессии учителя.

В соответствии с ключом к опроснику производится подсчет суммы баллов по трем позициям : НС, ВД и НЗ. Затем по всем трем позициям считается разность между количеством букв, занесенных в столбец «наиболее», и количеством нулей в столбце «наименее». К полученным результатам прибавляется 27. Эти данные и будут показателями направленности: НС, ВД и НЗ.

Итоговые результаты показали, что в ЭГ у 15 студентов доминирует направленность на взаимодействие, у 4 человек - направленность на предмет, у 4 - направленность на себя. Эти

показатели в некоторой степени уточняют результаты тестирования профессиональной направленности.

Тем не менее мы считаем необходимым найти более «живые» подтверждения развития педагогической направленности. Педагогическая направленность как интегральное качество личности учителя, развитие которого обеспечено благодаря развитию таких сильных факторов, как развитие мотивации учения и развитие педагогического самосознания, является фактором развития таких характеристик личности и труда учителя, как компетентность и гибкость.

Существует большое количество различных определений педагогической компетентности, близких по своему содержанию. Мы будем придерживаться определения Л.М. Митиной [1, с.75]. Под педагогической компетентностью она понимает гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

В структуре педагогической компетентности в такой ее трактовке можно выделить три подструктуры:

- деятельностную (знания, умения, навыки индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности);

- коммуникативную (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления педагогического общения);

- личностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки самосовершенствования).

Если мы вспомним, что в структуре педагогической направленности выделяются три компонента - направленность на ребенка, направленность на себя и направленность на предмет, то мы увидим, что они соответствуют трем компонентам педагогической компетентности: направленность на ребенка - коммуникативной подструктуре, направленность на себя - личностной подструктуре, направленность на предмет - деятельностной подструктуре педагогической компетентности.

- Направленность на учащегося, связанная с содействием развитию его личности и самоактуализации, невозможна без педагогического общения.

- Направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в педагогическом труде, детерминирует потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.

- Направленность на предметную сторону профессии учителя побуждает деятельностную подструктуру педагогической компетентности.

В определенной степени педагогическая компетентность обусловлена педагогической направленностью и может служить подтверждением уровня педагогической направленности. Успеваемость студентов, показывающая уровень знаний, является элементом педагогической компетентности. Нами проведена контрольная работа по школьному курсу математики у пятикурсников.

Итоги контрольной работы приведены в таблице

Таблица

_____________________________Итоги контрольной работы на пятом курсе _______________________

Оценки 5 4 3 2

ЭГ 9 11 2 -

КГ 2 8 11 2

Напрашивается гипотеза о том, что корреляция между уровнем мотивации учения и оценками знаний студентов статистически значимо отличается от нуля. Подсчет коэффициента корреляции Спирмена г 8 для экспериментальной группы дает результат 0,79.

Поскольку критические значения этого коэффициента _|0.42(р < 0.05)

кр Л , ,

[0.53(р < 0.01)

то имеем Г5 мп>ГЖр.

Т.В. Бурзалова. Профессиональное самосознание личности учителя как условие развития профессиональной направленности

Значит, корреляция между уровнем мотивации и оценками знаний студентов ЭГ на пятом курсе является положительной. Также положительной является корреляция между указанными признаками и в контрольной группе.

Исходя из непосредственного измерения профессиональной направленности по признакам общительности, организованности, направленности на предмет, интеллигентности, мотивации одобрения и корреляционного анализа уровня мотивации и уровня успеваемости мы приходим к выводу о том, что педагогическая направленность студентов ЭГ является более выраженной, чем в КГ.

Литература

1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

2. Психологические тесты: в 2 т./ под ред. А. А. Карелина: - М.: ВЛАДОС, 2000.- Т.1.- 312 с.

3. Чернов Д.Ю. Влияние педагогической направленности учителя на разрешение нестандартных ситуаций в системе

«ученик-ученик»: автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 2001.

Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математичетсих наук, доцент, Бурятский государственный университет. Burzalova Tatyana Vasilievna, candidate of phisical and mathematical sciences, Buryat State University.

670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757,e-mail: Burzalova@mail. ru

УДК 378.016 Т.В. Бурзалова

Профессиональное самосознание личности учителя как условие развития профессиональной направленности

В статье рассмотрено педагогическое самосознание как психологическое условие развития профессиональной направленности личности учителя. Педагогическое самосознание личности абитуриента -студента - учителя - решающее условие роста и развития их профессиональной компетентности и эмоционально-нравственного комфорта.

Ключевые слова: педагогическая направленность, доминирующие мотивы, педагогическое

самосознание.

T. V Burza/ova

Professional consciousness of teacher’s personality as a condition of development

of professional orientation

The article deals with the pedagogical consciousness as a psychological condition of development of professional orientation of teacher’s personality. Pedagogical consciousness of personality of entrant - student - teacher - is a decisive condition of growth and development of their professional competence and emotional-moral comfort.

Key words: pedagogical orientation, dominating motives, pedagogical consciousness.

Педагогическую направленность (ПН) можно определить как внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных значений и педагогических ценностей. Такие ценности, как любовь к детям, уважение их самоценности, признание их уникальности, право ребенка на полноценное развитие, на счастье, обретение смысла жизни, право на образование и другие, имеют для педагога личностную значимость, составляют систему его ценностей, его ценностных ориентаций, определяющих мотивы и смысл его педагогической деятельности. Л.М. Митина определяет в узком смысле ПН «как профессионально значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие, а в широком смысле как «систему ценностных ориентаций, задающую иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении [3, с.67].

Оптимальная («желательная») иерархическая структура педагогической направленности (доминирующих мотивов личности) учителя может быть представлена в соответствии с концепцией профессионального развития учителя (Митина Л.М., 1995, 1998) следующим образом:

направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.