Научная статья на тему 'О пасхе 22 марта'

О пасхе 22 марта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
230
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О пасхе 22 марта»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Д.А. Лебедев

О пасхе 22 марта

Опубликовано:

Христианское чтение. 1915. № 9. С. 1135-1154.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

AI*

Л.

О мехѣ II марта.

ГЕОБЫЧАЙНО ранняя пасха текущаго 1915 года съ срѣтеніемъ 1 февраля, воанѳсеніѳмъ 30 апрѣля и пятидесятницею 10 мая, возбудила извѣстный интересъ къ вопросамъ пасхаліи, но въ нѣкоторыхъ мѣстахъ вызвала также и нѣкоторыя „сомнѣнія и недоумѣнія“.

Въ архангельской газетѣ „Архангельскъ“ появилось по этому вопросу такое письмо, перепечатанное подъ заглавіемъ „Обывательскія сомнѣнія и недоумѣніе“ и въ „Уфимскомъ Вѣстникѣ“ (четвергъ 19 марта 1915 г. № 63):

„Въ «Архангельскѣ», а также и въ другихъ газетахъ неоднократно упоминалось, что такая ^ранняя Пасха, какъ въ текущемъ году, бываетъ лишь ралъ въ 500 лѣтъ. Но въ дѣйствительности, Пасха 22 марта.’ въ 14 „великомъ индиктѣ“ [такъ], 532-лѣтнѳмъ періодѣ, была уже три раза: въ 1478 году, въ 1573 и въ 1686 [это—конечно—оииска или опечатка вмѣсто: 1668 г.]. Въ царствованіе же Бориса Годунова Пасха 22 марта не бывала. Теперь въ это чибло ова наступаетъ уже въ четвертый разъ, менѣе, чѣмъ въ 5Ѳ0 лѣтній срокъ, съ 1478 года.

Но особенность ранней Пасхи ’текущаго года та, что ова празднуется 22 марта вояреки постановленія перваго великаго [такъ] Никейскаго собора. Какъ извѣстно, на этомъ соборѣ, состоявшемся въ 325 гаду, о днѣ празднованія Пасхи было постановлено слѣдующее.

1) Св. Пасха празднуется въ первое воскресеніе послѣ мартовскаго полнолунія, если это полнолуніе случится 19 марта или позже. 2) Если же мартовское полнолуніе случится раньше 19 марта, то Пасха празднуется послѣ слѣдующаго апрѣльскаго полнолунія. 3) Если полнолуніе, мар-

товское или апрѣльское, случится въ пятницу, субботу или воскресенье, то Св. Пасха празднуется черезъ недѣлю, въ слѣдующее воскресенье.

А въ текущемъ году мартовское полнолуніе случилось 18 числа, т. е- раньше 19, почему Пасха должна бы быть послѣ апрѣльскаго полнолунія, которое будетъ 16 апрѣля, а не 22 марта.

Почему же Пасха настоящаго года сдѣлана такъ рано, съ явнымъ нарушеніемъ 1-го и 2-го постановленій Никейскаго собора? Вѣдь смыслъ этихъ постановленій ясенъ: если мартовское полнолуніе 19 числа, то Пасха' должна быть послѣ апрѣльскаго полнолунія. Сей годъ это полнолуніе раньше 18 числа [такъ], а Пасха не перенесена [такъ] на апрѣль, а празднуется въ мартѣ. Почему?

Я очень желалъ бы получить отвѣтъ на эти вопросы отъ авторитетныхъ въ церковныхъ вопросахъ лицъ, если письмо мое будетъ напечатано въ «Архангельскѣ», при чемъ отвѣтъ можетъ быть помѣщенъ тамъ же“.

Это письмо можетъ служить хорошимъ примѣромъ того вреднаго вліянія, какое оказываютъ на непосвященныхъ читателей существующія у насъ убогія руководства по пасхаліи, авторами которыхъ являются лица, иногда и математически образованныя, но обычно безъ всякихъ свѣдѣній въ исторіи церкви и технической хронологіи. При существованіи мало-мальски путныхъ книжекъ по пасхаліи всякій интересующійся этого рода вопросами „обыватель“, знакомый только съ элементами ариѳметики, безъ всякаго почти труда могъ бы высчитать, въ какіе именно годы приходилась до сихъ поръ и придется послѣ пасха 22 марта по принятой у насъ александрійской пасхаліи. 22-ѳ марта = 26-ѳ <pa^.evu>ö по александрійскому календарю есть terminus ante quem non пасхи по нашей пасхаліи, и пасха въ этотъ день возможна только въ 16-й годъ александрійскаго 19-лѣтняго цикла = 13 годъ нашего (сирійско - константинопольскаго) круга луны съ пасхальною 14-ою луною (пасхальною границею) 25 фамѳнотъ= 21 марта, или—другими словами—въ 19п-[-16 годы ‘) алек- *)

*) Въ переводъ на принятую у насъ теперь нелѣпую эру Діонисія Малаго, 1-й годъ которой соотвѣтствуетъ 2-му году александрійскаго 19-лѣтняго круга, эта формула, конечно, приметъ видъ 19п 15; для

александрійской эры äizb ’AJiu. эта формула имѣетъ тотъ же видъ, какъ и для эры Діоклитіана, для „константинопольской“ эры отъ сотворенія міра (хата fcop-aioo?) она приметъ видъ: 19п-(-13.

сандрійской эры отъ Діоклитіана или—какъ стали ее называть потомъ—„свв. мучениковъ“, эпоха которой есть 29-ѳ августа (1-ѳ тоутъ) 284 г. по Р. X.

А такъ какъ въ теченіе 532-лѣтняго періода данный годъ 19-лѣтняго луннаго круга (какъ и всякій другой годъ луны) приходится 28 разъ, и изъ этихъ 28 разъ, онъ только (28 :7 =) 4 раза совпадаетъ съ врудѣлѣтомъ (епактою солнца) у', при которомъ 21-е марта приходится въ субботу, а 22-ѳ марта въ воскресенье, то и пасха 22 марта бываетъ только 4 раза въ 532 года *).—Но чрезъ какіе промежутки времени?

Вопросъ этотъ можетъ быть рѣшенъ, конечно, чисто эмпи -рическимъ путемъ. Нужно взять (или и составить самому, кто можетъ) полную пасхальную таблицу на 532 года и просмотрѣть въ ней всѣ годы, соотвѣтствующіе 16-му году луны александрійскому = 13-му въ сирійско-константинопольскомъ кругѣ луны, записать №№ лѣтъ съ пасхою 22 марта и высчитать промежутки между ними.

Въ нашемъ, „константинопольскомъ“ [на дѣлѣ же антіохійскомъ] „великомъ индиктіонѣ“ пасха 22 марта (ключевая буква 3) приходится на 70. 165. 260 и 507 годы, въ александрійскомъ 532-лѣтнемъ періодѣ Анніана на 54. 149. 244 и 491 гг. Промежутки между этими 4-мя годами (принимая за начало счета послѣдній изъ нихъ, соотвѣтствующій и нынѣшнему 1915-му году) составятъ: [532 —[— 70 — 507=] 95, [165— 70=] 95, [260 — 165=] 95 и [507 — 260=] 247 лѣтъ.

Нетрудно также замѣтить, что нормальный, такъ сказать, промежутокъ въ 95 лѣтъ приходится послѣ простыхъ юліанскихъ лѣтъ (70. 165 и 507 „константинопольскихъ“ = 54. 149 и 491 александрійскихъ), а исключительно большой промежутокъ въ 247 лѣтъ послѣ високоснаго года (260 „константинопольскаго“ = 244 александрійскаго).

Но почему же именно пасха 22 марта повторяется черезъ такіе, а не иные промежутки времени?

Отвѣтить на этотъ вопросъ нетрудно, даже и не имѣя подъ

*) Но и изъ этихъ 4-хъ случаевъ только въ 3-хъ, когда пасха 22 марта приходится на простые юліанскіе годы, 2-е февраля приходится на чистый понедѣльникъ, и праздникъ срѣтенія по теперешнему уставу совершается въ воскресенье 1-го февраля.—Арх. Никаноръ въ Трудахъ Имп. Кіев. Дух. Ак. 1915 г. май, стр. 109, прим. 1, ошибочно увѣряетъ, что „въ продолженіе одного индикта (=532 года) такое совпаденіе бываетъ всего пять разъ“.

руками никакой настольной таблицы, путемъ весьма нехитрыхъ ариѳметическихъ вычисленій.

Конечно, всѣ знаютъ, что юліанскій простой годъ содержитъ 52 недѣли и 1 день, високосный—52 недѣли и 2 дня, и этимъ именно объясняется фактъ, что всѣ дни года повторяются непремѣнно въ тѣ же дни недѣли не черезъ 7, а только черезъ 4 X 7 = 28 лѣтъ, а пасха непремѣнно въ то же число черезъ 19X28 = 532 года.

Легко понять, что черезъ 19 лѣтъ пасха ни въ какомъ случаѣ не можетъ повториться въ то же число. На 19 лѣтъ приходится minimum 4—maximum 5 високосовъ; слѣдовательно, всего minimum (19 -(- 4 =) 23 — maximum (19-j-5=) 24 лишнихъ дня сверхъ 52-хъ недѣль каждаго года, т. е. или 3 недѣли 2 дня, или 3 недѣли 3 дня. Поэтому всѣ воскресенья текущаго года черезъ 19 лѣтъ придутся или (если данный годъ високосный) во вторникъ, или (если этотъ годъ простой)— въ среду. Напр. въ 1934 году 22-е марта будетъ въ среду, а пасха будетъ 26 марта.

На 38 лѣтъ приходятся или 9, или 10 високосовъ; слѣдовательно всего или 47, или 48 лишнихъ дней, т. е. или 6 недѣль и 5 дней (если данный годъ високосный или 1-й по високосѣ) или 6 дней (если годъ 2-й или 3-й по високосѣ). Поэтому воскресенья текущаго года черезъ 38 лѣтъ будутъ или въ пятницу или въ субботу. Напр. въ 1953 году 22-е марта будетъ въ субботу и пасха—23 марта.

На 3X19 = 57 лѣтъ приходятся или 14 или (если данный годъ есть 3-й по високосѣ) 15 високосовъ; слѣдовательно всего или 71 или 72 дня лишнихъ, т. е. или 10 недѣль 1 день, или 10 недѣль 2 дня. Воскресенья текущаго года черезъ 57 лѣтъ придутся поэтому или въ понедѣльникъ, или во вторникъ. Напр. въ (1915-j-57 =) 1972 году (такъ какъ 1915-й годъ есть 3-й по високосѣ) 22-марта будетъ во вторникъ и пасха будетъ 27 марта.

На 4X19=76 лѣтъ приходятся воегда 19 високосовъ, слѣдовательно всего 76 -j-19 = 95 лишнихъ дней, или 13 недѣль и 4 дня. Поэтому воскресенья текущаго года черезъ 76 лѣтъ придутся въ четвергъ. Напр., въ (1915 -|-76=) 1991 году 22-е марта будетъ въ четвергъ и пасха будетъ 25 марта.

Такимъ образомъ, ни черезъ 19, ни черезъ 38, ни черезъ .57, ни черезъ 76 лѣтъ совпаденіе пасхи съ тѣмъ же числомъ

невозможно. А такъ какъ пасха 22 марта возможна только въ одинъ 16-й годъ александрійскаго 19-лѣтняго цикла и ни въ какой другой, то уже ясно, что раньше, какъ черезъ 7619 = 95 лѣтъ повтореніе пасхи въ это число невозможно.

Но на (5 X 19 =) 95 лѣтъ приходятся или 23, или—чаще—24 високоса, слѣдовательно или (95+ 23=) 118 дней = 16 недѣль и 6 дней, или (95 + 24=) 119 дней = ровно 17 недѣль. Поэтому, если данный годъ високосный и—значитъ—95-й годъ послѣ него будетъ только 3-мъ по високосѣ, всѣ воскресенья даннаго года черезъ 95 лѣтъ прядутся въ субботу, и повтореніе пасхи въ то же число невозможно. Напр. въ будущемъ високосномъ 1916-мъ году пасха будетъ 10 апрѣля, а въ (1916 -|-95=) 2011-мъ 10-е апрѣля будетъ въ субботу, а пасха будетъ 11 апрѣля. Въ 1668-мъ году пасха была—въ послѣдній разъ предъ 1915-мъ годомъ—22 марта; но въ 1668 + 95= 1763-мъ году 22-ѳ марта было въ субботу, а пасха 23 марта. Но если данный годъ (какъ 1915-й) есть простой, то черезъ 95 лѣтъ всѣ воскресные дни будутъ въ тѣ же самыя числа, и такъ какъ и кругъ луны и пасхальная4 граница черезъ 95 лѣтъ всегда тѣ же самые, то и пасха будетъ непремѣнно въ то же самое число, какъ и въ данномъ году. Поэтому и въ (1915 + 95=) 2010-мъ, и въ (2010+95=) 2105-мъ и въ (2105+95=) 2200-мъ году пасха будетъ—по правиламъ нашей пасхаліи—22 марта; но въ (2200-f-95=) 2295-мъ—23 марта.

Нетрудно далѣе убѣдиться, что повтореніе пасхи въ то же число невозможно ни черезъ 114 лѣтъ, ни черезъ 133 года, ни черезъ 152 года, ни черезъ 171 годъ, ни черезъ 209, ни черезъ 228 лѣтъ. Убѣждаютъ въ этомъ слѣдующія нехитрыя вычисленія:

(114 : 4) = 28‘/*; 114 + 28 = 142 = (20 X 7) + 2; 114 + 29 =

= 143 = (20 X 7) +5.

(133 : 4) = 33+; 133 + 33 = 166 = (23 X 7)+ 5; 133 + 34 =

= 167 = (23 X 7) + 6.

(152 : 4) = 38; 152 + 38 = 190 = (27 X 7) +1.

(171: 4) = 423/4; 171 + 42 = 213 = (30 X 7)+5; 171 + 43 =

= 214 = (30 X 7)-\-4.

Изъ этихъ цифръ ясно, что воскресенья текущаго года черезъ 114 лѣтъ будутъ или во вторникъ или въ среду, че-

рѳзъ 133 года или въ пятницу или въ субботу, черезъ 152 года—въ понедѣльникъ, черезъ 171 годъ или въ среду, или въ четвергъ.

Черезъ (2x95=) 190 лѣтъ повтореніе пасхи въ то же число, разумѣется, возможно, но только въ 2-хъ случаяхъ изъ 4-хъ, если данный годъ есть 2-й или 3-й по високосѣ, такъ какъ 190 : 4 = 477^; а 190 + 47 = 237 = (33 X 7) + 6, и только 190-]-48 = 238 = (34 X 7). Поэтому, напр. въ (1915 -]— -]- 190 =) 2105 и (20104- 190 =) 2200 гг. пасха будетъ 22 марта, какъ и въ 1915 и 2010, а въ (2105 + 190 =) 2295 и (2200 + -(- 190 =) 2390, не 22 марта, какъ въ 2105 и 2200, ä 23 марта.

На [13 X 19=] 247 лѣтъ приходятся въ 3-хъ случаяхъ изъ 4-хъ 62 високоса, и въ одномъ случаѣ, если данный годъ високосный — 61 високосъ. 247 4-62 = 309 = (44 X 7)-]-7; а 247-]-61 = 308 дней = ровно 44 недѣли. Поэтому черезъ 247 лѣтъ воскресенья, а слѣдовательно и пасха придутся на тѣ же числа, какъ въ данномъ году, только въ томъ случаѣ, если данный годъ есть високосный.

Нетрудно далѣе высчитать, что повтореніе пасхи въ то же число невозможно ни черезъ 266 лѣтъ, ни черезъ 304, ни черезъ 323 года, ни черезъ 361 годъ, ни черезъ 380, ни черезъ 399, ни черезъ 418, ни черезъ 456, ни черезъ 485 пѣтъ, ни черезъ 503 года:

266: 4 = ббѴа; 266 + 66 = 832 = (47 X 7) +3; 266 + 67=333 = = (47X7)4-4.

304:4 = 76; 3044-76 = 380 = (54 X 7)4-2.

323: 4 = 80•/,; 323 4-80 = 403 = (57 X 7) + 4; 323 4- 81 = 404 = = (57X7) + 5.

361:4 = 90‘/4; 361 4-90 = 351 = (64 X 7) 4- 3; 361 + 91 = 452 = = (64 X 7) -j-4

380:4 =95; 380+95 = 475 = (67 X 7)-]-6.

399:4 = 993,V, 399 j-99 = 498= (71 X 7)-]-4; 399 + 100 =

= 499 = (71 X 7)4-2.

418: 4 = 1047z; 418-1-104 = 522 = (74X 7)-f 4; 418 4-105 = = 523 = (74 X 7)4-5.

456:4 = 114; 456-4 114 = 570 = (81 X 7)4-3.

485:4=12174; 485 +121 = 606 = (87 X 7)-4 4; 485 + 122 = = 607 = (87 X 7) + 5.

503 :4 = 1253/4; 503 +125 = 628 = (89 X7) + 5; 503 + 126 = = 629 = (89 X 7) + 6.

Черезъ (3 X 95 =) 285 лѣтъ, черезъ (247 -|- 95 =) 342 года п черезъ (247 -f- 95 95 -=) 437 лѣтъ повтореніе пасхи въ то

же число, разумѣется, возможно: черезъ 285 лѣтъ въ одномъ случаѣ изъ 4-хъ, если данный годъ (какъ 1915-й) есть 3-й по високосѣ; черезъ 342 года—въ 2 хъ случаяхъ изъ 4-хъ (если данный годъ високосный, или 1-й по високосѣ); черезъ 437 лѣтъ—въ 3-хъ случаяхъ изъ 4 хъ (если данный годъ не есть 3-й по високосѣ). Но черезъ такіе промежутки времени пасха повторяется не въ первый, а во второй или третій разъ.

Зная, черезъ какіе промежутки повторяется пасха 22 марта, очень легко высчитать, въ какіе именно годы приходилась и придется еще пасха на это число. Вотъ всѣ эти годы, начиная съ ІУ вѣка и кончая 30-мъ вѣкомъ: 319. 414. 509. 604. 851. 946. 1041. 1136. 1383. 1478. 1573. 1668. 1915. 2010.2105. 2200. 2447. 2542. 2637. 2732. 2969. и т. д. Такимъ образомъ, начиная съ ІУ вѣка и кончая настоящимъ, пасха по александрійской пасхаліи приходилась на 22-ѳ марта всего только 13 разъ. Раньше IV вѣка она приходилась бы на это число только въ 72 году. Но въ это время не только наша пасхалія не могла еще существовать (она изобрѣтена не раньше 285 года, 1 года Діоклитіана, отъ котораго считаются годы лежащаго въ ея основѣ александрійскаго 19-лѣтняго цикла), но и самая пасха совершалась еще вмѣстѣ съ іудеями, не всегда въ воскресенье, а въ разные дни недѣли *),

Но и относительно 319 года, по меньшей мѣрѣ не безспорно, что пасха въ этомъ году праздновалась 22 марта. По западному 84-лѣтнему циклу, во всѣхъ его извѣстныхъ намъ редакціяхъ (Augustalis, Supputatio Romana, цѳйтцская таблица 447 года, карѳагенскій компутистъ 455 года) пасха этого года приходится на 29-е марта (по Augustalis въ моей реконструкціи и по Supputatio Romana въ 21-й день луны, по цейтцской таблицѣ и по Augustalis въ реконструкціи Круша—въ 20-й, по карѳагенскому компутисту—въ 22-й день луны), и по хронографу 354 года (гдѣ—по изслѣдованіямъ ванъ-дѳръ Хагена и Круша—сохранилась таблица историческихъ римскихъ пасхъ на 313—342 годы) въ этотъ именно день, ІІІІ kl. арг., она и праздновалась въ 319, Constantino У et licinio consulibus, въ Римѣ2).

') Ср. В. В. Болотовъ. День и годъ мученической кончины св. евангелиста Марка, стр. 287—288 [=„Хр. Чт.“ 1893, II, 149—150].

*) Th. Mommsen, Über den Chronographen von Jahre 354. Aus dem ersten Bande der Abhandlungen der philologisch-historischen Classe der

Какъ поступили въ этомъ году въ Александріи, неизвѣстно. Сношенія по вопросу о пасхѣ Александріи съ Римомъ раньше 325 года возможны, но не особенно вѣроятны. Циклъ Анатолія Лаодикійскаго въ данномъ случаѣ не расходился съ александрійскимъ цикломъ. Однако пасху 319 года въ Александріи могли назначить (вопреки циклу) на 29-ѳ марта по астрономическимъ основаніямъ. Истинное новолуніе въ мартѣ 319 года приходилось по Oppolzer-Ginzel 8 марта въ 7 ч. 32 м. 9 вечера (по Schram въ 7 ч. 23 м. 6 в.) по среднему александрійскому времени, истинное полнолуніе—22 марта въ 5 ч. 24 м. 8 вечера (по Schram въ 5 ч. 55 м. 8 в.), послѣдняя четверть (по Schram) 30 марта въ 2 ч. 41 м. 4 вечера. Значитъ 22 марта 319 года былъ не 15-й, а только 14-й день луны, считая отъ истиннаго новолунія, и пасху по александрійскому пасхалистическому принципу (пасха въ 1б—21 дни луны) слѣдовало перенести на 29-ѳ марта, на 21-й день луны отъ истиннаго новолунія, тѣмъ болѣе, что послѣдняя четверть была только послѣ полудня 30 марта ').

Но съ другой стороны по древцѣйшимъ пасхальнымъ цикламъ пасха 22 марта приходилась чаще, чѣмъ по александрійскому 18-лѣтнѳму циклу, такъ какъ циклы эти допускали пасху и раньше 22 марта. Въ „112-лѣтнемъ“ (на дѣлѣ же 56-лѣтнемъ) пасхальномъ циклѣ св. Ипполита, допускавшемъ пасху даже 20 марта (Ішіа 16), пасха 22 марта приходится 1 разъ въ 56 лѣтъ, 2 раза въ 112 лѣтъ, въ 14-й и 70 года цикла, соотвѣтствующіе въ первомъ циклѣ 235 и 291 гг. Въ „112 лѣтнемъ“ же (на дѣлѣ тоже 56-лѣтнѳмъ Ріпах анонима 243 года, допускавшемъ пасху даже 19 марта, пасха 22 марта приходится тоже 2 раза въ 112 лѣтъ, 1 разъ въ 56 лѣтъ, въ 6-й и 62 й годы цикла, соотвѣтствующіе 246 и 302 гг. По основанной на 84-лѣтнѳмъ циклѣ таблицѣ Августала пасха приходилась на 22-е марта въ 23-й, 34-й и—по всей вѣроятности—и 45-й годы цикла, соотвѣтствующіе 235. 246 и 257 гг. яо Р. X. (въ послѣднемъ случаѣ возможна пасха и 19 апрѣля luna XVII; въ 246 г. возможность пасхи 19 апрѣля

Königlich Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften, Leipzig 1850, p. 624,- Cp. B. Krusch, Der 84-jährige Ostercyclus und seine Quellen. Leipzig 1880. S. 71. cp. SS. 17. 63. 122. 184.

0 То обстоятельство, что полнолуніе было вечеромъ 22 марта, не имѣетъ важнаго значенія, такъ какъ въ IV* вѣкѣ пасха не одинъ разъ совершалась до наступленія истиннаго полнолунія.

luna ХІІІТ представляется мнѣ мало вѣроятною). По Suppu-tatio Romana пасха 22 марта приходится на 33-й, 44-й и 55-й годы цикла (въ послѣднемъ случаѣ подлѣ пасхи 19 апрѣля), соотвѣтствующіе въ III вѣкѣ 346. 357 и 368 гг., въ ІѴ-мъ — 330. 341 и 352, въ Ѵ-мъ—414. 425 и 436 гг. По 19-лѣтнѳмѵ циклу Анатолія Лаодикійскаго пасха 22 марта приходится не 4. а 8 разъ въ 532 года, и именно въ первую половину IV вѣка она приходилась на этотъ день въ 330 году, вмѣсто 19 апрѣля. Однако xe<pd&«ia при пасхальныхъ посланіяхъ Аѳанасія в. и хронографъ 354 года доказываютъ, что и въ 330 и въ 341 году пасху и въ Александріи и въ Римѣ совершили 19 апрѣля. Въ то время римская церковь смотрѣла на 25-е марта, какъ на terminus ante quem non пасхи, и потому 22-е марта было нѳпріемлено, какъ день пасхи, и для самихъ западныхъ. Однако, пасхаліи св. Ипполита и анонима 243 года доказываютъ, что въ первой половинѣ III вѣка такой взглядъ еще не утвердился въ Римѣ, и потому болѣе, чѣмъ возможно, что и въ 235 и въ 246 и вѣроятно даже и въ - 257 гг. пасху въ Римѣ совершали 22 марта. Въ это время и сама александрійская церковь держалась еще 8-лѣтняго луннаго круга, а принятый около средины III вѣка въ Сиріи „лунный“ кругъ допускалъ пасху 22 марта 12, если не 16, разъ въ 532 года, и именно 235 и 246 годы, какъ 5-й и 16-й годы „луннаго“ круга были въ немъ не емволимическими, съ пасхальными границами 19 и 18 марта, и пасха по этому кругу должна была быть 22 марта.

Теперь о „тонкихъ каноническихъ соображеніяхъ“, которыя, по выраженію уфимской газеты, высказываетъ архангельскій „обыватель“ противъ пасхи Нынѣшняго 1915 года.

Истинное пасхальное полнолуніе въ настоящемъ году было дѣйствительно 18 марта въ 8 л. 8 м- утра, слѣдующее, апрѣльское полнолуніе 16 апрѣля въ 4 ч. 50 м. вечера. Однако не только мы, но и западные христіане совершили въ настоящемъ году пасху въ одинъ и тотъ же день 22 марта по юліанскому = 4 апрѣля по грегоріанскому календарю. Допущено ли было въ этомъ случаѣ какое-либо уклоненіе отъ постановленій никѳйскаго собора?

Архангельскому „обывателю“ „извѣстно“ то, что въ дѣйствительности никому неизвѣстно. Вопросъ о пасхѣ, о томъ нужно Ли совершать ее въ одно время съ іудеями, т. е. руководствуясь ихъ календаремъ (однако не въ одинъ день съ

ними, а всегда въ воскресеніе), или же независимо отъ іудеевъ, по особому христіанскому лунному кругу, и непремѣнно послѣ весенняго равноденствія, былъ несомнѣнно однимъ изъ главныхъ поводовъ къ созванію никейскаго вселенскаго собора 325 года. Но никакого постановленія никейскаго собора по вопросу о пасхѣ не дошло до насъ, и еще воиросъ, было ли это постановленіе дѣйствительно записано. Все, что мы имѣемъ по этому вопросу отъ собора, заключается въ слѣдующихъ словахъ посланія собора къ александрійской церкви >).

„Благовѣствуемъ же вамъ и о согласіи [относительно] святѣйшей нашей пасхи, что вашими молитвами исправлена и эта часть, такъ что всѣ восточные братья, раньше не дѣлавшіе этого [у Сократа: раньше совершавшіе вмѣстѣ съ іудеями] согласно съ римлянами и вами [у Сокр. невѣрно: съ нами] и всѣми изъ начала сохранявшими пасху, отнынѣ будутъ совершать [ее] съ вами“ [у Сокр.: „отнынѣ будутъ совершать ее согласно съ римлянами и нами (такъ) и в.сѣмп изъ древности, съ нами (такъ) совершавшими пасху“].

Подробнѣе говоритъ о пасхѣ императоръ Константинъ в. въ своемъ посланіи [къ восточнымъ], „церквамъ“ *). Но и изъ его сообщеній видно только, что соборъ высказался рѣшительно противъ обычая восточныхъ совершать пасху вмѣстѣ съ іудеями, иногда „дважды въ годъ“, т. е. раньше весенняго равноденствія, но не видно, состоялось ли объ этомъ письменное постановленіе. Слова отцовъ собора говорятъ скорѣе за то, что такого постановленія не было составлено, такъ какъ восточные сами согласились отнынѣ совершать пасху вмѣстѣ съ римлянами, александрійцами и другими.

Установка нашей пасхаліи вообще совершенно ошибочно приписывается никейскому собору. Наша пасхалія изобрѣтена въ Александріи и была—самое большее—только косвенно одобрена никейскимъ соборомъ.

Но если бы никѳйскій соборъ и сдѣлалъ какое-либо опредѣленное, не дошедшее до насъ, .постановленіе о пасхѣ, то безспорно во всякомъ случаѣ, что онъ не могъ сдѣлать такого постановленія, какое приписываетъ ему архангельскій „обыватель“. Списокъ историческихъ александрійскихъ пасхъ на 328—373 гг., на время епископства Аѳанасія в., сохранился въ „хз<5яХаіа“, и онъ доказываетъ, что въ это время алѳк-

сандрійская церковь лишь въ крайне рѣдкихъ случаяхъ (только въ 333, 346 и 349 гг.) и не безъ вліянія римской, церкви дѣлала отступленія отъ правилъ александрійской пасхаліи. Но даже и въ этихъ исключительныхъ случаяхъ она фактически, въ отношеніи къ истиннымъ астрономическимъ новолуніямъ, не нарушила принципа—совершать пасху въ 15—21 дни луны, считая отъ истиннаго новолунія. Въ основѣ этого принципа лежитъ Исх. 12, is: христіанская

пасха, день пасхальнаго воскресенія, замѣнившая ветхозавѣтный праздникъ опрѣсноковъ, должна совершаться въ воскресенье, соотвѣтствующее одному изъ тѣхъ 7-ми дней 1-го весенняго мѣсяца авива или нисана, въ которые евреи ѣли опрѣсноки. Ни въ 14-й, ни въ 22-й день луны пасха поэтому недопустима (вечеръ 14-го нисана относится, по еврейскому счету, уже къ 15-му числу). Но тогда какъ у древнихъ евреевъ за начало лунныхъ мѣсяцевъ принималось видимое новолуніе, за 1-ѳ число мѣсяца считались сутки начинающіеся съ того вечера, когда въ первый разъ увидяѣъ въ лучахъ вечерней зари серпикъ новой луны, что возможно спустя не ранѣе 18-ти часовъ послѣ новолунія, современный іудейскій календарь признаетъ въ принципѣ за 1-й день луны (т. ѳ. собственно 1-е тишри) самый день (средняго) новолунія астрономическаго, conjunctio, если новолуніе приходится до полудня (18 часовъ по іудейскому счету), и день слѣдующій за новолуніемъ, если новолуніе приходится послѣ полудня. Приблизительно въ такомъ же, какъ у современныхъ іудеевъ, отношеніи къ астрономическимъ новолуніямъ стояли въ IV вѣкѣ и циклическія александрійскія новолунія. Поэтому, если у древнихъ евреевъ 14-ѳ нисана было обыкновенно днемъ полнолунія, то для александрійцевъ въ IV вѣкѣ ихъ 14-й день перваго весенняго луннаго мѣсяца въ большинствѣ случаевъ не былъ фактическимъ днемъ полнолунія: полнолуніе обыкновенно приходилась тогда на 15-е и чаще на 16-е, чѣмъ на 14-е число циклическаго александрійскаго нисана. Поэтому даже приписываемое большинствомъ русскихъ и иностранныхъ пасхалистовъ никейскому собору постановленіе совершать пасху въ первое воскресенье послѣ перваго весенняго полнолунія—не приложимо къ IV вѣку: въ IV—V вв. христіанская пасха, высчитанная по правиламъ александрійской пасхаліи, не одинъ разъ совершена была въ самое полнолуніе, а иногда приходилось даже и раньше

полнолунія. А если бы никѳйскій соборъ сдѣлалъ такоѳ постановленіе, какое предписываетъ ему архангельскій обыватель, то за время правленія Аѳанасія в. пасха въ 20-ти случаяхъ (изъ 45-ти) пришлась бы на недѣлю позже, чѣмъ она дѣйствительно праздновалась въ Александріи по xetpotXata. Вотъ эти случаи:

Годъ Пасха по xecpaXaw luna Истинное полнолуніе по Oppolzer-Ginzel

330 19 апрѣля 15 19 апр. 3 ч. 36 м. вечера *)

331 11 г 18 9 п 8 1» 43 77 утра

333 15 * *) 15 1 * 3) 16 7? 9 п 43 77 вечера

334 7 п 17 6 2 77 4 77 утра

337 3 77 16 2 1 п 34 77 я

340 30 марта 15 30 мар. 8 24 77 77

341 19 апрѣля 16 18 апр. 8 77 13 77 77

343 27 марта 15 4) 27 мар. 9 » 36 77 вечера

344 15 апрѣля 19 5) 14 апр. 1 Н 41 77 77

[346 23 марта 6 *) 15 23 мар. И 77 59 77 я ]

347 12 апрѣля 15 ’) 11 апр. 11 77 1 77 77

350 8 я 19 8)h.2 9 77 7 79 5 77 утра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

351 31 18 29 мар. 3 77 16 7? вечера

354 27 марта 17 25 » 0 99 32 77 77

357 23 я 17 9) 22 п 3 77 25 77 77

358 12 77 17 10 апр. 4 77 9 97 77

361 8 апрѣля 17 7 п 4 77 28 77 утра

364 4 77 16 3 77 7 7? 36 77 77

367 1 » 16 1 г> 3 77 31 77 вечера

368 20 79 16 19 п 2 77 29 97 77

370 28 марта 15 28 мар. 11 77 42 77 77

371 17 апрѣля 16 16 апр. 3 77 56 77 77

1) Всѣ даты выражены въ среднемъ александрійскомъ времени Х= 1 h. 59 m- 6.

!) По александрійской паехаліи пасха въ этотъ годъ должна бы быть 22 апрѣля, въ 21-й день луны.

3) Такъ по xe;pctXat.öi и пасхальному посланію на этотъ годъ.

*) Такъ въ хесраХачх, согласно съ астрономическимъ возрастомъ луны (012 марта 11 ч. 22 4 вечера); циклическій александрійскій день

луны этой пасхи есть 16-й (luna ХІІІІ—25 марта).

5) Такъ въ xs^iXccu; дѣйствительный же и циклическій и астрономическій день луны этой пасхи есть 16-й.

*) Въ этотъ день должна бы быть пасха этого года но александрійской пасхаліи, но праздновали ее 30 марта.

) Такъ по -/.etpaXsuj, согласно съ астрономіей, по циклу: 16.

) Это 19, 1Ѳ, вѣроятно, искажено изъ подлиннаго ІЕ = 15.

8) Циклическій возрастъ луны 16.

Самоѳ раннее полнолуніе, которое въ IV вѣкѣ фактически признано было пасхальнымъ, было полнолуніе 21 марта нъ 7 л. 44 м. 5 утра 349 года. Но это былъ случай исключительный. ІТо александрійской пасхаліи пасха этого года— 8-го въ 19-лѣтнемъ циклѣ—приходилась на 23-е апрѣля въ 19-й день луны, и пасхальнымъ должно бы быть полнолуніе 19 апрѣля въ 4 ч. 23 м. 7 вечера. Но римляне отказались въ этотъ годъ праздновать пасху 23 апрѣли, ссылаясь на (мнимое) „преданіе отъ ап. Петра“—не праздновать пасхи послѣ 21 апрѣля, и, уступая Риму, Аѳанасій- в. назначилъ пасху этого года на 26-е марта. Но и въ 319 году и въ 338 и въ 357—въ 16-ѳ годы александрійскаго 19-лѣтняго круга съ самою раннею пасхальною 14-ою луною 21 марта, истинное полнолуніе приходилось только вечеромъ 22 марта (въ 319 г. въ 5 ч. 24 м. 8 вечера, въ 338-мъ—въ 2 ч. 49 м. 2 вѳч. въ 357—въ 3 л. 25 м. 4 вечера). Слѣдовательно александрійская пасхалія въ то время фактически не признавала пасхальными полнолунія не только 19-го и 20-го, но и 21-го марта, и даже утромъ 22 марта. Теоретически александрійцы вѣроятно, и въ это время (какъ несомнѣнно Ѳеофилъ александрійскій въ 80-хъ годахъ того же IV вѣка) принимали за день полнолунія 14-й день луны, пасхальную границу, и слѣдовательно признавали пасхальными полнолунія, случающіяся не раньше 21 марта и не позже 18 апрѣля.

Какъ же случилось, что въ настоящемъ году мы совершили пасху послѣ полнолунія, котсіроѳ приходилось на 18-марта, на 3 дня раньше самаго ранняго предѣла пасхальныхъ полнолуній по правиламъ александрійской пасхаліи?

Объясняется это ничѣмъ инымъ, какъ только неточностію лежащаго въ основѣ нашей пасхаліи „19-лѣтняго“, на дѣлѣ же 76-лѣтняго, луннаго цикла. Мы принимаемъ, вслѣдъ за Ка-липпомъ, что 19 среднихъ юліанскихъ лѣтъ, или (365Ѵ*Х 19—) 69393/* дней, въ точности равняются 235-ти луннымъ синодическимъ мѣсяцамъ, и мѣсяцъ равняется 29 Д- ваовиовзвз или 29 д- 12 ч. 44 м. 25 с. 5зі9і4». На самомъ же дѣлѣ синодическій мѣсяцъ въ IV вѣкѣ былъ равенъ около 29 Д* ьзо594— 29 Д- 12 л. 44 м- 3 с. з, а въ настоящее время онъ равенъ около 29 Д- 5805»8=29 Д- 12 ч. 44 м. 2 с. 8. 235 мѣсяцевъ въ IV вѣкѣ составляли 6939 Д- 68959, на О Д- ово4і = 1 л. 26 м. 59 с. 4»4 короче 19-и среднихъ юліанскихъ лѣтъ, въ настоящее время 235 мѣсяцевъ составляетъ 6939 Д. eseie, на 0 д. oem=

76

1 ч. 29 м. О с. 384 короче 19-и юліанскихъ лѣтъ. Въ среднемъ за время отъ начала ІУ в. до начала XX вѣка нашъ 19-лѣтній лунный кругъ давалъ ошибку въ 19 лѣтъ на О Д- 06Н1, а на цѣлыя сутки въ ЗЮ.аинзэ лѣтъ. За 84 19-лѣтія отъ 319 года до 1915-го (3 532-лѣт. періода = 1596 лѣтъ) наша пасхалія отстала отъ луны на 5 Д- іаз24 = 5 д. 3 ч. 11 м. 51 с. eg#. Поэтому, если бы въ ІѴ-мъ вѣкѣ александрійскія 14-я луны, иасхальныя границы, совпадали съ астрономическими полнолуніями, то теперь онѣ приходились бы спустя около 5 дней послѣ полнолуній и полнолунія соотвѣтствовали бы не 14-му, а около 9-му нисана. Если же вь дѣйствительности полнолунія въ ІУ вѣкѣ приходились на 15— 16 дни луны, рѣдко на вечеръ 14, то теперь полнолуніе на

3—4 дня предваряетъ пасхальныя границы, приходится наЮ—11 дни луннаго александрійскаго нисана. Напр. въ настоящемъ году истинное полнолуніе приходилось 11 нисана (—18 марта), а среднее (17 марта въ 9 ’• 5 м. # в.)—10 нисана; тоже повторится и въ будущемъ 1916-мъ году (14-е нисана 9 апрѣля): среднее полнолуніе будетъ 4 апрѣля въ 6 ч. 38 м. з вечера = 10 нисана, а истинное—5 апрѣля въ 7 ч. 42 м. « утра ~ 11 нисана і).

Послѣ сказанннаго становится уже отчасти яснымъ и происхожденіе тѣхъ приписываемыхъ никейскому собору „правилъ“, на которыхъ покоятся сомнѣнія архангельскаго обывателя. Въ этихъ мнимыхъ правилахъ имѣются въ виду не циклическія александрійскія полнолунія, а дѣйствительныя астрономическія полнолунія 18—20 вв. Не вполнѣ ясно только, почему изобрѣтатель этихъ правилъ не присоединилъ къ числу дней, въ случаѣ совпаденія которыхъ съ полнолуніемъ пасха переносится на втброе воскресенье по полнолуніи, и четвергъ: полнолунія вѣдь и въ 19 и даже 18 вѣкѣ приходились обычно не позже 11 числа александрійскаго нисана. Но если 11-е нисана приходится въ четвергъ, то пасха совершается не 14-го, а 21-го нисана, не въ первое, а во второе воскресенье послѣ этого четверга. Разумѣется, если бы въ „3-мъ“ мнимо-никѳйскомъ „правилѣ“ подлѣ пятницы, субботы и воскресенья стоялъ „четвергъ“, то и во „2-мъ правилѣ“ на мѣсто

’) Полная таблица всѣхъ и истинныхъ и среднихъ пасхальныхъ новолуній и полнолуній на 1903—1922 годы дана у меня въ концѣ моей статьи „Средники“ (=Журн. Мин. Нар. Просв. 1911 г., май).

„19 марта“ появилось бы „18-е", и для „тонкихъ каноническихъ соображеній“ архангельскаго „обывателя“ не было бы никакихъ основаній“.

Отсутствіе „четверга“ во 2-мъ правилѣ можно, конечно, объяснить и тѣмъ, что эти quasi-никѳйскія правила изобрѣтены не въ 19 и не въ 18 вв., а гораздо раньше, когда полнолунія приходились еще на 12-ѳ число александрійскаго нисана. Но, кажется, дѣло объясняется проще. Неточность нашей пасхаліи замѣчена была въ Византіи въ ХІУ вѣкѣ, и въ 1324 году извѣстный историкъ, „философъ“ Никифоръ Григора выступалъ съ проектомъ реформы пасхаліи (но не календаря), предлагалъ передвинуть всѣ пасхальныя границы на 2 дня назадъ. Этотъ проектъ реформы не былъ принятъ, но, повидимому, какъ слѣды его остались въ Византіи и перешли потомъ и къ намъ въ Россію наши теперешнія „основанія“, Derelict или 9sjj.el.ioi, замѣнившія древнѣйшія византійскія „основанія“, означавшія высчитанный ко дню дас-хальной границы (въ смыслѣ ,14-й луны) возрастъ луны

1 января. Наир. древне-византійское (антіохійское) 9ejiiXwv 1-го круга луны (= 4-го года луны александрійскаго) съ пасхальной границей 2 апрѣля, было 12. По этому „основанію“ для 2 апрѣля дѣйствительно можно получить (принимая предпасхальный мѣсяцъ въ 30 дней) 14-й день луны: если 1-е апрѣля есть 12-й день луны, то и 1-е марта тоже 12-й; 30—12 = 18; слѣдовательно (1 —18 =) 19-е марта есть 30-й, 20-е—1-й день луны; 20 апрѣля—14-й.

Но у насъ 1-му кругу луны соотвѣтствуетъ „основаніе“ 14, по которому уже для 31 марта получается 14-й, а для

2 апрѣля—16-й день луны. Основаніе 13-го круга луны=16 года александрійской ѳннеакэдекаѳтириды съ пасхальною границею 21 марта въ древности было 24 [у гсеѵтоигХобѵте? хаі ё£ак-Хо5ѵте<; собственно 26], и день пасхальной 14-ой луны по нему получался дѣйствительно (30 — 24=6; 1 марта -j- 6= 7 марта= 30-й день луны; 7 -f- 1 = 8 марта = 1 день луны, 8;4-13 = 21 марта = 14-й день луны) 21 марта. Но у насъ, какъ и у Никифора Григоры и у другихъ византійскихъ пасхалистовъ ХІУ вѣка, основаніе 13 круга луны есть 26, по которому 14-й день луны получается 19 марта (30—26 = 4; 1 марта + 4 = 6 марта=30 день луны; 5 -Ы4 = 19 марта). Съ „основаніями“ согласуется въ существенномъ и „Лунное теченіе“ нашихъ Типикона и Слѣдованной Псалтири.

76*

А такъ какъ „основанія“, принимаемыя обычно за возрастъ луны 1 марта (чтб невѣрно въ отношеніи къ истинному значенію „основаній“ у византійскихъ пасхалистовъ, но вѣрно фактически, такъ какъ возрастъ луны 1 марта обычно принимается равнымъ возрасту луны 1 января), полагаются обыкновенно нашими учебниками пасхаліи въ основу правилъ вычисленія пасхи, то происхожденіе мнимо-иикей-скихъ правилъ объясняется, такъ сказать, само собою. Если бы наши „основанія“ дѣйствительно и для настоящаго времени и для IY вѣка означали возрастъ луны 1 января и 1 марта, и 14-е дни луны, высчитанные по этимъ основаніямъ соотвѣтствовали бы полнолуніямъ, то пасха у насъ дѣйствительно совершалась бы не въ 15—21, а въ 17—23 дни луны, или — другими словами — переносилась бы дѣйствительно на 2-ѳ воскресенье послѣ полнолунія, если полнолуніе приходится въ пятницу, субботу и воскресенье, а самое раннее пасхальное полнолуніе приходилось бы на 19 е марта.

Какъ ни плохи, однако, всѣ наши учебники пасхаліи, какъ ни жалки познанія ихъ авторовъ въ исторіи церкви и даже врѳмясчисленія, далеко не всѣ учебники рѣшаются приписать такія постановленія никѳйскому собору. Въ концѣ 18 вѣка Макарьевскій на Унжѣ протоіерей Никифоръ Зыринъ !) смѣло вывелъ изъ „основаній“, что „16-й день Мартовской Луны, или день послѣ котораго по- Полнолуніи въ слѣдующее Воскресенье должны мы праздновать истинную Пасху [§ 89, гдѣ 2) сказано: „Іудеи Пасху свою закономъ (Исход.

XII. 18; и Числъ IX. 3) были обязаны праздновать, начавъ съ вечера 14 дня Луны Мартовской (т.-ѳ. съ послѣдняго дня до Полнолунія): мы же Христіане истинную свою Пасху должны праздновать, начавъ съ Воскреснаго дня, имѣемаго наступить послѣ Полнолунія, т.-е. послѣ 16 дни Луны Мартовской, дабы отдалиться отъ сопразднованія съ Жидами

') Неисходимый индиктіонъ иди пасхалія зрячая, изъ разныхъ авторовъ собранная, вновь съ дополненіемъ математическимъ порядкомъ города Костромы Троицкой церкви Священникомъ, нынѣ же города Макарьева, что на Унжѣ, Рожественскимъ протоіереемъ Никифоромъ Зыринымъ расположенная, а при томъ же показаніемъ Пасхаліи Зрячей для выкладки ручной въ чертежахъ обоихъ рукъ, и Історическимъ увѣдомленіемъ объ открытіи Пасхальнаго искусства, умноженная. Изданіе второе. Иждивеніемъ Симона Архіепископа Рязанскаго. Москва 1799. § 9І, стр. 38—39.

а) Стр. 36.

{% 1)]> называется Предѣломъ Пасхи или Предѣломъ Пасхальнымъ“.

Эти пасхальные предѣлы у него, однако, только въ апрѣлѣ совпадаютъ съ дѣйствительными пасхальными границами, а въ мартѣ приходятся на 1-день раньше ихъ. Поэтому относительно мартовскихъ предѣловъ прот. Зыринъ дѣлаетъ такую оговорку ‘):

„Кромѣ того, Мартовскій предѣлъ, а не Апрѣльскій, ежели случится быть и въ Субботу, то отъ сѳя Субботы надлежитъ не до того Воскресенья дочитаться, которой не посредственно послѣ ея слѣдуетъ, но послѣ ея до втораго, дабы отдалиться отъ сопразднованія съ Жидами“. Эта оговорка является предшественницею мнимо-никѳйскаго „3-го правила“, приводимаго архангельскимъ „обывателемъ“,

Изъ словъ о. Зырина не вполнѣ ясно, какой день луны онъ принимаетъ за день полнолунія, 15-й или 16-й, но то безспорно, во всякомъ случаѣ, что 14-й день луны онъ не считаетъ за полнолуніе, а только за послѣдній день до полнолунія и за день іудейской пасхи. Самая ранняя іудейская пасха приходится у него не на 19-ѳ, а на 18-ѳ марта, самая поздняя однако—на 16-е апрѣля 2), и вообще при переходѣ изъ апрѣля въ мартъ іудейскія пасхи, какъ и пасхальные предѣлы, приходятся на 12 (а не на 11) дней раньше прошлогоднихъ, при переходѣ изъ марта въ апрѣль на 20 (а не на 19) дней позже прошлогоднихъ. Объясняется это неправильностію пріемовъ вычисленія. Для 1 круга луны о. Зыринъ считаетъ 3)

„30 Дни Луннаго мѣсяца Марта.

14 Основаніе 1-го года Луны.

16 День Рожденія Луны Мартовской.

14 День отъ Рожденія Луны Мартовской.

30 Искомое число Марта Пасхи Іудейской“.

Это вычисленіе можно, конечно, признать правильнымъ, принимая предпасхальный мѣсяцъ въ 29 дней. Но для 3 круга луны о. Зыринъ считаетъ:

„30 Дни Луннаго Марта.

6' Основаніе 3-го года Луны.

і) Стр. 39 примѣчаніе 3, § 97. 2) § 91, стр. 37—38.

3) § 90, стр. 36—37.

24 День рожденія Луны Мартовской.

14 Прилагаемый.

38 Сіи числа превышаютъ Лунный Мартъ мѣсяцъ.

30 Вычитаемыя.

8 Апрѣля искомый день Іудейской Пасхи.

Въ дѣйствительности 38-е марта (не „Луннаго", а несомнѣнно солнечнаго) соотвѣтствуетъ, конечно, не 8-му, а 7-му апрѣля.

О неточности нашей пасхаліи прот. Зыринъ, повидимому, не имѣлъ никакого понятія.

Но современникъ его „учитель богословіи и смѣшенной математики“ Кіевской Академіи Іеромонахъ Ириней *) пишетъ; „ Понеже чрезъ каждые 312 лѣтъ Новолунія случаются однимъ днемъ ранѣе (§ 15. Примѣч.), а отъ времени перваго Никейскаго собора, то есть отъ 325 года до 1797, протекло 1472 года, то-есть, больше, нежели 4 жды 312, и потому нынѣшнія Новолунія и Полнолунія бываютъ 4 днями ранѣе тогдашнихъ, то сыскавъ въ данномъ году Мартовское новолуніе (§ 23) придай къ оному вмѣсто 14 дней 18, и получишь Срокъ Пасхальный, Но какъ при Златыхъ числахъ 8 и 19 случаются въ Мартѣ два Новолунія: то Срокъ Пасхальный должны сыскивать помощію второго Новолунія, которое находится, придавъ къ первому Новолунію 30 дней“.

Въ § 15 примѣч. (стр. 7) Іером. Ириней пишетъ: „Понеже каждый солнечный Іуліянскій годъ состоитъ изъ 365 дней и 6 часовъ, а лунный Синодическій мѣсяцъ изъ 29 дней, 12 часовъ, 44 минутъ и 3 секундъ (§ 5): то въ 19 Іуліян-скихъ годахъ будетъ 6939 дней и 18 часовъ, а въ 235 лунныхъ мѣсяцахъ 6939 дней 16 часовъ, 31 минута и 45 секундъ. Изъ чего явствуетъ, что по прошествіи 19 лѣтъ Новолунія и Полнолунія бываютъ ранѣе прежняго 1 часомъ 28 минутами и 15 секундами, а по прошествіи 312 лѣтъ или 16 съ половиною круговъ лунныхъ бываютъ оные ранѣе цѣлымъ днемъ. И по тому Кругъ луны для исправнаго показанія Новолуній и Полнолуній, служитъ въ самомъ дѣлѣ только на 312 лѣтъ“.

*) Сокращеніе церковной хронологіи, называемой просто наукою о пасхаліи, въ пользу обучающагося въ Кіевской Академіи духовнаго юношества, сочиненное Оной же Академіи Учителемъ Богословіи и Смѣшенной Математики Іеромонахомъ Иринеемъ. Москва 1797. Стр. 11. § 25. Задача 10.

Для вычисленія пасхи онъ предлагаетъ ') такое краткое и логичное правило:

„Сыщи въ данномъ году Вруцѣлѣто (§ 12), Срокъ Пасхальный (§ 25) и Вруцѣлѣтную букву сего срока (§ 13). По томъ изъ Вруцѣлѣтной буквы увеличенной, если надобно, седмью, вычти Вруцѣлѣто, и остатокъ придай къ Сроку Пасхальному, сумма покажетъ день Пасхи“.

О „пятницѣ“ или „субботѣ“ тутъ нѣтъ и помину!

Мнимое „постановленіе никѳйвкаго собора“, приводимое архангельскимъ „обывателемъ“, придумано очевидно уже въ XIX вѣкѣ. Изобрѣтателемъ этого „постановленія“ былъ, кажется, проф. А. Савичъ, интересовавшійся пасхаліей съ математической стороны и изобрѣтшій для вычисленія пасхи формулу столь „остроумную“, осложненную такими „условіями“ и „оговорками“, что по ней одинъ преподаватель математики высчиталъ — пасху въ среду, но обладавшій очевидно столь же ограниченными свѣдѣніями въ технической хронологіи и исторіи церкви, какъ и другіе пасхалисты 2).

Но и послѣ Савича далеко не всѣ русскіе пасхалисты рѣшаются повторять его выдумку. См. напр. руководство Ильяшева § 40, стр. 47 — 49, гдѣ придуманныя Савичѳмъ правила предлагаются въ такой модификаціи: „Принимая во вниманіе, что во время 1-го Been. Соб. весеннее равноденствіе было 21-го марта, Церковь постановила считать пасхальными тѣ полнолунія, которыя случаются 21 марта или послѣ этого числа. За тѣмъ, такъ какъ фазы луны черезъ каждые 310 лѣтъ бываютъ однимъ' днемъ раньше, то принятъ въ пасхаліи постоянный'Кругъ основаній, вычисленныхъ по новолуніямъ того времени, когда случались они тремя днями раньше новолуній времени никейскаго собора и, сообразно съ этимъ неизмѣннымъ кругомъ основаній, Церковь опредѣлила считать пасхальныііи тѣ полнолунія, которыя случаются тремя днями раньше полнолуній никейскаго собора. Такъ что церковное постановленіе относительно времени празднованія Пасхи мы можемъ формулировать такимъ образомъ: праздновать Пасху въ 1-й Воскресный день послѣ того полнолунія, отысканнаго по кругу пасхальныхъ основаній,

>) § 31, задача 31. Стр. 14.

5) Н. [Я.] Г. [лубоковскій] „Православная пасхалія и общедоступныя руководства по хронологіи“ въ „Хр. Чт. 1892, I, стр. 401. Ср. Ильяшевь. стр. 53.

къ числу котораго если прибавить 3 сутокъ, то оно будетъ соотвѣтствовать 21-му марта, или случится непосредственно послѣ этого числа, по не ранѣе 21 марта“. Слѣдовательно,' Ильяшовъ несомнѣнное несогласіе нашихъ „основаній“ и „луннаго теченія“ съ дѣйствительными основами нашей пасхаліи правильно объясняетъ ссылкою на совершенно безспорный фактъ неточности нашего 19-лѣтняго круга и выставляетъ гипотезу, что „основанія“ были изобрѣтены въ такое время, когда наша пасхалія отстала отъ луны уже на 3 дня.

Лалошъ >) думалъ, что во время никейскаго собора „основанія“ были меньше теперешнихъ на 3, а слѣдовательно показывали полнолунія совершенно согласно съ принципами нашей пасхаліи.

Лапшина *) 3 положенія Савича, приводимыя и въ Вре-мясчисленіи Пѳрѳвощикова, повергли въ недоумѣніе, котораго онъ не могъ разрѣшить.

Значитъ, даже русскія книжки по пасхаліи могли просвѣтить архангельскаго „обывателя“, что дѣло съ мнимыми „постановленіями никейскаго ообора“ стоитъ не совсѣмъ благополучно.

Совершивъ пасху настоящаго года 22 марта, православная церковь не сдѣлала никакого отступленія отъ каноновъ, т.-е. отъ принятыхъ съ IV вѣка церковію правилъ александрійской пасхаліи. Но мало того: въ нынѣшнемъ году мы праздновали пасху въ согласіи не только съ правилами пасхаліи, но и съ астрономіей. Истинное новолуніе въ нынѣшнемъ году было 2 марта въ 10 ч. 13 м. утра по среднему московскому времени; слѣдовательно, въ день пасхи былъ—правда не 15-й, какъ выходитъ по правиламъ александрійской пасхаліи, но все же—допускаемый всѣми пасхаліями—20-й день луны. И пасхальное полнолуніе, хотя и пришлось оно на 3 дня раньше 21 марта, положеннаго въ основу нашей пасхаліи „дня весенняго равноденствія“, однако при L Solis въ 9° 43487, въ 10-й день по равноденствіи, которое было

8 марта въ 7 ч. 22 м. вечера.

__________Свящ. Д. Лебедевъ.

18 мая 1915 года, г. Можайскъ, Московск. губ.

М Лалошъ, Сравнительный календарь древнихъ и новыхъ народовъ. Спб. 1869.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.