УДК 371 ББК 74.21 К 59
А.С. Койчуева
О новых подходах к формированию социально-значимых ценностных ориентаций личности
Аннотация:
В статье освещен инновационный подход к проектированию педагогической технологии формирования социально-значимых ценностных ориентаций.
Ключевые слова:
Ценностные ориентации, модульно-блочная технология, структура модуля.
В качестве примера проектирования формирования социально-значимых ценностных ориентаций в средней общеобразовательной школе нами представлена структура модуля «Социально-значимые ценности как основа формирования личности». Постановка целей в нем определена, исходя из задач формирующего эксперимента, в учебно-воспитательном процессе средних
образовательных школ Северного Кавказа.
Первая цель - обучающая - отвечает требованиям и критериям оценки интеллектуально-познавательного компонента.
Вторая цель - воспитывающая - отвечает требованиям эмоционально-ценностного компонента.
Следующим этапом было выделение главной цели -дидактической. Она должна реализоваться на трех уровнях: I уровень - формирование у учащихся знаний философской и психолого-педагогической основы ценностей, ценностных ориентаций, их классификации, сущности социально-значимых ценностей как феномена цивилизованного общества; знаний о сущности национальных ценностей как феномена этнической культуры народов Северного Кавказа, их роли в формировании личности.
II уровень - развитие у учащихся ассоциативной
основы для целостного восприятия знаний о
национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях, этнической культуре, умений выделять главные и второстепенные в ее содержании, характерные признаки, присущие этносу, составляющие основу этнической идентификации.
Ш уровень - формирование эмоционально-ценностного отношения к духовному наследию народов Северного Кавказа и социально-значимым ценностям, как основы формирования ценностно-ориентированной личности, обладающей чертами субъекта этнического сообщества. Соподчиненные цели:
- формирование знаний о социально-значимых
ценностях, присущих этносам, населяющих Северный Кавказ в контексте их этнической культуры, в
различные периоды его развития, динамика их
изменения; причинно-следственных связях этих изменений;
- развитие у учащихся традиционных, социальнозначимых ценностей, умение вычленять их основные признаки, определять роль в формировании
национального самосознания и идентификации
личности;
- формирование национального самосознания учащихся
на основе национальных ценностей.
Первая конкретизированная цель - формирование знаний о сущности ценностей как философском и социально-педагогическом явлении, причинах возникновения данного феномена, взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей -разбивается на подцели и имеет 3 уровня.
1.1. Формирование знаний о ценностях.
1.1.1. Определение понятий ценности,
ценностные ориентации.
1.1.2. Определение национальных ценностей, их специфики, генезиса и развитие.
1.1.3. Определение роли национальных ценностей в развитии национальной культуры.
1.2. Формирование знаний о социально-значимых ценностях, их роли в развитии человеческого общества.
1.2.1. Формирование знаний о ценностях
природы.
1.2.2. Формирование знаний о культурно-
историческом наследии, об образе жизни предков, специфики развития способов хозяйствования, орудий труда.
1.2.3. Национальные ценности как средство
формирования идеала горца.
1.3. Формирование знаний учащихся о взаимосвязях этнических культур народов Северного Кавказа и их интеграции в общемировую.
1.3.1. Формирование знаний о взаимосвязи
духовной культуры народов Северного Кавказа, культурно-экономических связях.
1.3.2. Формирование знаний о возникновении и развитии духовно-нравственных ценностей у народов Северного Кавказа.
Вторая конкретизированная соподчиненная цель -развитие у учащихся способностей для целостного восприятия национальных ценностей родного народа и умений выделять ее основные особенности - разбивается на подцели:
2.1. Умение объективно оценивать основные особенности национальных ценностей.
2.1.1. Роль национальных ценностей в развитии науки, образовании, воспитании.
2.1.2. Роль национальных ценностей в развитии культуры, искусства.
2.1.3. Роль национальных ценностей в развитии воспитательной практики народа.
2.2. Умение распознавать религиозные обряды мусульман.
2.2.1. Умение распознавать мусульманина в поведении.
2.2.2. Умение распознавать мусульманина по одежде.
2.2.3. Умение распознавать культовые здания.
2.3. Умение распознавать национальные традиции как основу национальной культуры.
2.3.1. Традиции, связанные с рождением ребенка.
2.3.2. Традиции, связанные со свадьбами.
2.3.3. Традиции, связанные с трудовыми
праздниками, посвящение в касари,
взаимопомощь, коллективный труд, ритуалы-похороны, поминки.
Третья конкретизированная соподчиненная цель -формирование национального самосознания на основе знаниевого компонента (изучение культурноисторического наследия народов Северного Кавказа) и духовного
3.1.1. Произведения Р. Гамзатова, Ф. Алиевой, К. Кулиева, Х. Байрамуковой, А. Кешокова о патриотизме;
3.1.2. Природа и человек в творчестве писателей и поэтов Северного Кавказа.
3.1.3. Особенности социальной культуры горцев Северного Кавказа как основы поведения в произведениях писателей и поэтов
3.2. Формирование ценностного компонента национального самосознания.
3.2.1. Формирование нравственного идеала.
3.2.2. Формирование оценочных суждений о роли национальных ценностей.
3.2.3. Формирование личностного отношения к национальным ценностям.
3.3. Формирование поведенческого компонента национального самосознания.
3.3.1. Формирование поведения средствами этнокультуры горцев Северного Кавказа.
3.3.2. Формирование поведенческого компонента деятельности на основе содержательных элементов религиозных праздников, например, Курбан-Байрама, Уразы Байрама.
3.3.3. Формирование поведения под влиянием социальных институтов горцев Северного Кавказа.
Как пример, рассмотрим содержательное наполнение одного из модулей «Социально-значимые ценности как основа формирования личности».
Предметно-образный узел с содержательным материалом о ценностях (научных, общероссийских, общечеловеческих). Данный узел раскрывает целостное представление о ценностях в целом. Учащимся дают знания о генезисе ценностей, их роли в развитии общества, в становлении личности. Рассматривается эволюция ценностей от первобытного общества до современности. Особое значение имеет развитие системы ценностей в Древней Греции (Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор и др.). Роль религиозных ценностей (появление и развитие христианства, ислама, буддизма, их роль в духовном совершенствовании личности в развитии материальной и духовной культуры. Развитие философской мысли (И. Кант, В. Виндельбанд, Г. Риккерт - представители трансцендетализма); Р.Б. Берри, Г.Беккер, Р. Линтон, К. Клакхон, Т. Парсонс - представители натурализма). Развитие аксиологии в более поздний период (представители экзистенциализма - М. Хайдеггер, Т.П. Сартр); (представители эволюционного
глобалистичного направления - П. Тейяр де Шарден, Р. Штайнер); (представители гуманистической псиологии -А. Маслоу, Л. Комбс, К. Роджерс); (представители
отечественной аксиологической науки Дротницкий,
A.Г. Здравомыслов, С.Ф. Анисимов, В.Н. Сагатовский,
B. А. Ядов, М. С. Каган и др.).
Компоновка учебного материала в модуле
БЛОК 1.1. Сущность ценностей.
Основные представления о ценностях как о философском и социально-психолого-педагогическом явлении. Генезис ценностей. Ценности в первобытном обществе. Ценности в Древней Греции. Ценности в феодальном и капиталистическом обществе. Ценности демократического общества. Национальные ценности (познания, природы, духовно-нравственные ценности.
БЛОК 1.2. Генезис, условия возникновения, формирования социально-значимык ценностей.
Возникновение понятия «ценность», ценности первостепенные и второстепенные, витальные и высшие. Возникновение понятия о ценностных ориентациях.
Узел 1 (представленческий)
Учебно-
познавательная
коммуникатив
ная,
науковедческая
деятельность
Учебно-познавательная,
коммуникативная,
культурологическая
деятельность
Учебно-познавательная,
коммуникативная,
культурологическая
исследовательская
деятельность
Учебно-
познавательная,
коммуникативная,
науковедческая
деятельность