Приоритеты России
о НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е. Г. ЕГОРОВ,
доктор экономических наук, профессор, директор Института региональной экономики Севера
В том, что в обновленной Российской Федерации нужна принципиально новая государственная региональная политика, давно убедились многие ученые и политики страны. В изучении этой сложной и важной проблемы принимает участие и наш институт. В частности, разработанные концептуальные положения отражены в монографии Е. Г. Егорова [1]. В данной статье приводятся только некоторые из них.
Ранее, в условиях унитарного государства и директивно-централизованного руководства народным хозяйством страны, осуществлялось в политике единомыслие, в экономике единообразие, а в жизни однообразие. Отсутствие научно обоснованной государственной региональной политики явилось одной из основных причин, приведших социалистическое общество к застою, затем к распаду и самоотрицанию.
Однако некоторые современные российские государственные деятели и политики, особенно депутаты Государственной Думы, односторонне увлеченные идеей об единстве Российской Федерации, как-то не хотят реализовать ее уникального многообразия, которое на самом деле является неисчерпаемым источником ее органической целостности. Именно этим можно объяснить недопустимо медленный процесс разработки и принятия проектов федеральных законов по региональной политике, в том числе «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации», «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», «О районировании Севера России». Не хотелось бы, чтобы анализируемый проект «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации» (далее — проект
Концепции) не оказался тоже долгообсуждаемым документом [4].
Проект Концепции состоит из 5 разделов:
• цели, задачи и основные проблемы реализации региональной политики в РФ;
• совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития регионов;
• совершенствование налогово-бюджетных инструментов региональной политики;
• развитие федеральных отношений и местного самоуправления;
• срок действия и порядок реализации Концепции.
На наш взгляд, все перечисленные вопросы совершенствования региональной политики изучены и изложены достаточно полно и правильно. Мы поддерживаем также положительную оценку проекта Концепции, которую дал один из современных известных исследователей региональной экономики и социологии В. Е. Селиверстов [3].
Однако в проекте Концепции рассмотрены не все важные направления и механизмы. К ним относятся: инвестиционная, техническая, экологическая, демографическая и социальная политики, тоже имеющие самостоятельное значение для устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития регионов и муниципальных образований страны.
Особенно необходимо показать принципы, пути и механизмы преодоления огромной территориальной дифференциации уровней качества и жизни населения и реальные возможности их выравнивания. В проекте Концепции правильно отмечается, что основным направлением территориального выравнивания уровней качества
и уровня жизни населения является создание и развитие федеральной социальной инфраструктуры по регионам страны. Но для этого не предлагаются конкретные меры и механизмы. В приложении 1 Концепции по Федеральным округам и субъектам Российской Федерации в основном показаны перспективные направления инновационного экономического и научно-технического роста промышленности, транспорта и энергетики, а как будет происходить опережающее и комплексное развитие социальной сферы, остается нераскрытым.
Бесспорно, что в стране нужна сильная региональная социальная политика, направленная на повсеместное улучшение демографической ситуации, привлечение и закрепление высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в трудодефицитных районах, заселение и благоустройство вновь осваиваемых территорий, регулирование межрегиональной миграции населения, первоочередное и опережающее создание социальной инфраструктуры регионов.
Как видно из проекта Концепции долгосрочного развития регионов России (приложение 1), центрами научно-инновационного роста, создания и внедрения нанотехнологий становятся Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Новосибирская, Красноярская, Иркутская, Хабаровская, Владивостокская и другие крупные городские агломерации. Следовательно, в условиях инновационного развития страны получают большие преимущества центральные и южные регионы, а периферийные районы как отставали, так и будут еще больше отставать в технико-технологическом отношении.
Для целенаправленного устранения этой несправедливости и, более того, для обеспечения опережающего роста технической и энергетической вооруженности отстающих регионов нужно разработать и проводить новую региональную техническую политику. Только она может явиться решающим фактором, повышающим эффективность производства, уровень и качество жизни населения в восточных и северных регионах, характеризующихся суровыми природно-климатическими условиями и хроническим недостатком трудовых ресурсов. Наукой и практикой давно доказаны неотложная необходимость и высокая эффективность максимальной замены живого труда овеществленным, трудосберегающей модели развития экономики в условиях восточных и северных регионов. При этом следует выполнить задачу четырехкратного повышения производительности труда, которую поставил В. В. Путин, будучи президентом страны.
Существенными региональными различиями характеризуется демографическое развитие страны. В больших городах оптимальная демоемкость значительно превышена, рождаемость низка и естественный прирост отсутствует или имеет отрицательное значение. В целом, европейская часть страны перенаселена, а заселенность Сибири и Дальнего Востока остается крайне недостаточной для их комплексного освоения и сбалансированного развития экономики.
Вместе с тем еще не преодолен отток населения с Востока на Запад, с Севера на Юг, что порождает крайне неблагоприятную демографическую ситуацию, вызывающую сокращение общей численности населения страны. Межрегиональные и расселенческие процессы являются во многом нерациональными. В результате продолжается нежелательная концентрация населения и трудовых ресурсов в городах, особенно крупных городских агломерациях, за счет небольших рабочих поселков и сельских муниципальных образований, расширяются незаселенные пространства по всей стране. Особенно тревожит процесс продолжающегося «обезлюживания» арктических районов, городов, рабочих поселков, сел в азиатской части страны.
Все это свидетельствует о том, что в Российской Федерации необходимо проводить активную региональную демографическую политику. Нужны меры по территориальному регулированию и стимулированию расширенного воспроизводства населения и трудовых ресурсов на основе разработки дополнительных нормативных и законодательных актов, экономических, организационных и социальных механизмов. Особенно в этом нуждается население, постоянно проживающее в районах Крайнего Севера (коренное и приезжее население с «северным» стажем более 15 лет).
В проекте Концепции недостаточное внимание уделено совершенствованию налоговой системы в качестве важнейшего инструмента региональной политики выравнивания уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. По нашему мнению, федеральная налоговая система должна иметь региональный аспект, заключающийся в применении дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот по регионам. Этот вопрос нами был рассмотрен и предложен своевременно, когда обсуждался проект Налогового кодекса Российской Федерации [2].
Для устойчивого и сбалансированного развития регионов Российской Федерации также важна региональная экологическая политика. Известно, что
экологическая ситуация неблагоприятна во многих крупных промышленных городах и даже в сельских населенных пунктах. Экологической безопасности угрожают частые техногенные аварии и природные стихийные бедствия, нередко происходящие во многих регионах страны. Требуется научно обоснованная региональная дифференциация экологических требований, природоохранных мероприятий, нормативов использования и воспроизводства земельных, водных, лесных, запасов полезных ископаемых и других природных ресурсов. Во многих регионах имеются особо охраняемые при-родно-географические ландшафты, уникальные объекты, территории и исторические памятники, которые находятся под государственной охраной. На природоохранную деятельность и проведение мероприятий по ликвидации последствий техногенных аварий и природных стихийных бедствий расходуются большие финансовые ресурсы из федерального, региональных и местных бюджетов, а также средства хозяйствующих субъектов. Рациональное использование всех этих финансовых и материальных ресурсов — одна из главных задач региональной экологической политики.
По нашему мнению, данный проект Концепции региональной политики в Российской Федерации содержит общие для всех регионов цели, задачи, принципы и механизмы ее осуществления. Однако в нашей огромной стране отдельные макро регионы, зоны и районы, характеризующиеся особо суровыми природно-климатическими условиями, специфическими экономическими и социальными факторами, могут и должны стать самостоятельными объектами государственной региональной политики. К таким макрорегионам, бесспорно, относится огромная зона Севера, которая составляет почти 2/3 части территории России. Она, в принципе, давно узаконена. Имеется несколько специальных федеральных законов по ее социально-экономическому развитию, в том числе «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и др. В течение последнего десятилетия разрабатывались проекты новых Федеральных законов «О районировании Севера России», «Об арктической зоне Российской Федерации», «Об основах государственной
политики на Севере Российской Федерации» и другие, которые, к сожалению, еще находятся в процессе обсуждения в Государственной Думе. Их принятие, а также внесение в действующие законы необходимых дополнений и поправок в новых условиях отвечали бы жизненно важным требованиям времени.
И, наконец, текст об экономическом развитии Республики Саха (Якутия) проекта Концепции предлагается изложить в следующей расширенной и уточненной редакции.
Республика Саха (Якутия) среди регионов Дальневосточного федерального округа как по обширности территории и уникальности природных ресурсов, особенно полезных ископаемых, так и по огромным перспективам экономического развития занимает особое место. Однако в настоящее время реализацию ее мощного экономического потенциала сдерживают суровые климатические условия, крайняя уязвимость природной среды к антропогенным нагрузкам, слабая заселенность, низкий уровень развития производственной и социальной инфраструктур. Экономика республики характеризуется преимущественной специализацией по добыче алмазов, золота и угля, т. е. сырьевой моноструктурой. В ней слабо развиты отрасли перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, а также транспорт, электроэнергетика и агропромышленный комплекс.
В Республике Саха (Якутия) начата крупномасштабная реализация Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта, энергетики до 2020 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 8 февраля 2007 г. Получат интенсивное и инновационное развитие существующие базовые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Будут построены: 4 рудника по подземной добыче алмазов; Нежданинский, Кючуский и Куранахский золоторудные предприятия, Эльгин-ский угольный карьер.
Более существенное наращивание экономического потенциала республики произойдет в результате обеспечения многоотраслевой структуры за счет создания новых отраслей: нефтегазодобывающих и перерабатывающих комплексов на базе Талаканского, Чаяндинского, Среднеботу-обинского, Отрадненского и других месторождений; медно-вольфрамовой, полиметаллической, урановой, железорудной и апатитовой, возможно, и металлургической отраслей промышленности, а также Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. Успешно ведется строительство через
территорию Якутии магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВС — ТО), будет построен по этому же маршруту магистральный газопровод.
Крупномасштабное и многоотраслевое развитие промышленности республики будет достигнуто путем разработки и реализации инвестиционных проектов на основе частно-государственного партнерства. Многие из них объединены по территориальному принципу в мегапроекты: «Комплексное развитие Южной Якутии», «Комплексное развитие Западной Якутии» и «Томпонский горнопромышленный район», которые можно рассматривать как межотраслевые территориальные кластеры.
Очень важным направлением и фактором комплексного развития производительных сил и повышения уровня социально-экономического развития республики явится завершение строительства железной дороги Беркакит—Том-мот-Якутск; опорной сети федеральных и республиканских автомобильных дорог «Колыма», «Вилюй», «Амга» и «Анабар»; Якутского транс-портно-логистического узла; Западной, Южной и Центральной объединенных энергосистем. В рамках национальных проектов должно быть обеспечено ускоренное и качественное развитие отраслей социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. В условиях Республики Саха (Якутия) жизненно важное значение имеет инновационное развитие агропромышленного комплекса при существенной поддержке не только самой республики, но и на федеральном уровне.
В результате реализации стратегической перспективы Республика Саха (Якутия) превратится в один из сильных регионов, в увеличении количества которых в стране заключается одна из основных задач государственной региональной политики. В заключение следует отметить, что Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации будет рассмотрена и принята Государственной Думой в этом году. Такую надежду порождает статья В. В. Усачева — председателя ее Комитета по делам Федерации и региональной политике [5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров Е. Г. Север России: экономика, политика, наука. - Якутск: «Сахаполиграфиздат». 2006. С. 405—433.
2. Егоров Е. Г. О региональном аспекте налоговой системы // Регион: экономика и социология. 1999. № 2. С. 100—106.
3. Проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации. — М.: Министерство регионального развития РФ. 2008. 62 с.
4. Селиверстов В. Е. Новая концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. // Регион: экономика и социология. 2008. № 4. С. 3—14.
5. Усачев В. В. О Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2008. № 12. С. 3—7.