Научная статья на тему 'О новой Концепции региональной политики в Российской Федерации'

О новой Концепции региональной политики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
549
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPTION / РЕГИОН / ПОЛИТИКА / POLICY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / REGIO

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Егоров Е.Г.

Статья подготовлена в связи с обращением Главного федерального инспектора по Республике Саха (Якутия) Аппарата Представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе В.И. Илюхина от 4 декабря 2008 г. принять участие в обсуждении проекта «Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации», составленного Министерством регионального развития РФ. Автор высказал свое видение проблемы, вносит конкретные предложения по улучшению Концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article had prepared with the material of Chief federal inspector in the Republic of Sakha (Yakutia) of the President of RF Representatives in Far East federal region Ilyukhin V.I. to participate in discussing of project The Conception of the regional policy of Russian Federation, of the Ministry of the regional development of Russian Federation 4 December 2008.

Текст научной работы на тему «О новой Концепции региональной политики в Российской Федерации»

Приоритеты России

о НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. Г. ЕГОРОВ,

доктор экономических наук, профессор, директор Института региональной экономики Севера

В том, что в обновленной Российской Федерации нужна принципиально новая государственная региональная политика, давно убедились многие ученые и политики страны. В изучении этой сложной и важной проблемы принимает участие и наш институт. В частности, разработанные концептуальные положения отражены в монографии Е. Г. Егорова [1]. В данной статье приводятся только некоторые из них.

Ранее, в условиях унитарного государства и директивно-централизованного руководства народным хозяйством страны, осуществлялось в политике единомыслие, в экономике единообразие, а в жизни однообразие. Отсутствие научно обоснованной государственной региональной политики явилось одной из основных причин, приведших социалистическое общество к застою, затем к распаду и самоотрицанию.

Однако некоторые современные российские государственные деятели и политики, особенно депутаты Государственной Думы, односторонне увлеченные идеей об единстве Российской Федерации, как-то не хотят реализовать ее уникального многообразия, которое на самом деле является неисчерпаемым источником ее органической целостности. Именно этим можно объяснить недопустимо медленный процесс разработки и принятия проектов федеральных законов по региональной политике, в том числе «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации», «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», «О районировании Севера России». Не хотелось бы, чтобы анализируемый проект «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации» (далее — проект

Концепции) не оказался тоже долгообсуждаемым документом [4].

Проект Концепции состоит из 5 разделов:

• цели, задачи и основные проблемы реализации региональной политики в РФ;

• совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития регионов;

• совершенствование налогово-бюджетных инструментов региональной политики;

• развитие федеральных отношений и местного самоуправления;

• срок действия и порядок реализации Концепции.

На наш взгляд, все перечисленные вопросы совершенствования региональной политики изучены и изложены достаточно полно и правильно. Мы поддерживаем также положительную оценку проекта Концепции, которую дал один из современных известных исследователей региональной экономики и социологии В. Е. Селиверстов [3].

Однако в проекте Концепции рассмотрены не все важные направления и механизмы. К ним относятся: инвестиционная, техническая, экологическая, демографическая и социальная политики, тоже имеющие самостоятельное значение для устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития регионов и муниципальных образований страны.

Особенно необходимо показать принципы, пути и механизмы преодоления огромной территориальной дифференциации уровней качества и жизни населения и реальные возможности их выравнивания. В проекте Концепции правильно отмечается, что основным направлением территориального выравнивания уровней качества

и уровня жизни населения является создание и развитие федеральной социальной инфраструктуры по регионам страны. Но для этого не предлагаются конкретные меры и механизмы. В приложении 1 Концепции по Федеральным округам и субъектам Российской Федерации в основном показаны перспективные направления инновационного экономического и научно-технического роста промышленности, транспорта и энергетики, а как будет происходить опережающее и комплексное развитие социальной сферы, остается нераскрытым.

Бесспорно, что в стране нужна сильная региональная социальная политика, направленная на повсеместное улучшение демографической ситуации, привлечение и закрепление высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в трудодефицитных районах, заселение и благоустройство вновь осваиваемых территорий, регулирование межрегиональной миграции населения, первоочередное и опережающее создание социальной инфраструктуры регионов.

Как видно из проекта Концепции долгосрочного развития регионов России (приложение 1), центрами научно-инновационного роста, создания и внедрения нанотехнологий становятся Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Новосибирская, Красноярская, Иркутская, Хабаровская, Владивостокская и другие крупные городские агломерации. Следовательно, в условиях инновационного развития страны получают большие преимущества центральные и южные регионы, а периферийные районы как отставали, так и будут еще больше отставать в технико-технологическом отношении.

Для целенаправленного устранения этой несправедливости и, более того, для обеспечения опережающего роста технической и энергетической вооруженности отстающих регионов нужно разработать и проводить новую региональную техническую политику. Только она может явиться решающим фактором, повышающим эффективность производства, уровень и качество жизни населения в восточных и северных регионах, характеризующихся суровыми природно-климатическими условиями и хроническим недостатком трудовых ресурсов. Наукой и практикой давно доказаны неотложная необходимость и высокая эффективность максимальной замены живого труда овеществленным, трудосберегающей модели развития экономики в условиях восточных и северных регионов. При этом следует выполнить задачу четырехкратного повышения производительности труда, которую поставил В. В. Путин, будучи президентом страны.

Существенными региональными различиями характеризуется демографическое развитие страны. В больших городах оптимальная демоемкость значительно превышена, рождаемость низка и естественный прирост отсутствует или имеет отрицательное значение. В целом, европейская часть страны перенаселена, а заселенность Сибири и Дальнего Востока остается крайне недостаточной для их комплексного освоения и сбалансированного развития экономики.

Вместе с тем еще не преодолен отток населения с Востока на Запад, с Севера на Юг, что порождает крайне неблагоприятную демографическую ситуацию, вызывающую сокращение общей численности населения страны. Межрегиональные и расселенческие процессы являются во многом нерациональными. В результате продолжается нежелательная концентрация населения и трудовых ресурсов в городах, особенно крупных городских агломерациях, за счет небольших рабочих поселков и сельских муниципальных образований, расширяются незаселенные пространства по всей стране. Особенно тревожит процесс продолжающегося «обезлюживания» арктических районов, городов, рабочих поселков, сел в азиатской части страны.

Все это свидетельствует о том, что в Российской Федерации необходимо проводить активную региональную демографическую политику. Нужны меры по территориальному регулированию и стимулированию расширенного воспроизводства населения и трудовых ресурсов на основе разработки дополнительных нормативных и законодательных актов, экономических, организационных и социальных механизмов. Особенно в этом нуждается население, постоянно проживающее в районах Крайнего Севера (коренное и приезжее население с «северным» стажем более 15 лет).

В проекте Концепции недостаточное внимание уделено совершенствованию налоговой системы в качестве важнейшего инструмента региональной политики выравнивания уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. По нашему мнению, федеральная налоговая система должна иметь региональный аспект, заключающийся в применении дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот по регионам. Этот вопрос нами был рассмотрен и предложен своевременно, когда обсуждался проект Налогового кодекса Российской Федерации [2].

Для устойчивого и сбалансированного развития регионов Российской Федерации также важна региональная экологическая политика. Известно, что

экологическая ситуация неблагоприятна во многих крупных промышленных городах и даже в сельских населенных пунктах. Экологической безопасности угрожают частые техногенные аварии и природные стихийные бедствия, нередко происходящие во многих регионах страны. Требуется научно обоснованная региональная дифференциация экологических требований, природоохранных мероприятий, нормативов использования и воспроизводства земельных, водных, лесных, запасов полезных ископаемых и других природных ресурсов. Во многих регионах имеются особо охраняемые при-родно-географические ландшафты, уникальные объекты, территории и исторические памятники, которые находятся под государственной охраной. На природоохранную деятельность и проведение мероприятий по ликвидации последствий техногенных аварий и природных стихийных бедствий расходуются большие финансовые ресурсы из федерального, региональных и местных бюджетов, а также средства хозяйствующих субъектов. Рациональное использование всех этих финансовых и материальных ресурсов — одна из главных задач региональной экологической политики.

По нашему мнению, данный проект Концепции региональной политики в Российской Федерации содержит общие для всех регионов цели, задачи, принципы и механизмы ее осуществления. Однако в нашей огромной стране отдельные макро регионы, зоны и районы, характеризующиеся особо суровыми природно-климатическими условиями, специфическими экономическими и социальными факторами, могут и должны стать самостоятельными объектами государственной региональной политики. К таким макрорегионам, бесспорно, относится огромная зона Севера, которая составляет почти 2/3 части территории России. Она, в принципе, давно узаконена. Имеется несколько специальных федеральных законов по ее социально-экономическому развитию, в том числе «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и др. В течение последнего десятилетия разрабатывались проекты новых Федеральных законов «О районировании Севера России», «Об арктической зоне Российской Федерации», «Об основах государственной

политики на Севере Российской Федерации» и другие, которые, к сожалению, еще находятся в процессе обсуждения в Государственной Думе. Их принятие, а также внесение в действующие законы необходимых дополнений и поправок в новых условиях отвечали бы жизненно важным требованиям времени.

И, наконец, текст об экономическом развитии Республики Саха (Якутия) проекта Концепции предлагается изложить в следующей расширенной и уточненной редакции.

Республика Саха (Якутия) среди регионов Дальневосточного федерального округа как по обширности территории и уникальности природных ресурсов, особенно полезных ископаемых, так и по огромным перспективам экономического развития занимает особое место. Однако в настоящее время реализацию ее мощного экономического потенциала сдерживают суровые климатические условия, крайняя уязвимость природной среды к антропогенным нагрузкам, слабая заселенность, низкий уровень развития производственной и социальной инфраструктур. Экономика республики характеризуется преимущественной специализацией по добыче алмазов, золота и угля, т. е. сырьевой моноструктурой. В ней слабо развиты отрасли перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, а также транспорт, электроэнергетика и агропромышленный комплекс.

В Республике Саха (Якутия) начата крупномасштабная реализация Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта, энергетики до 2020 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 8 февраля 2007 г. Получат интенсивное и инновационное развитие существующие базовые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Будут построены: 4 рудника по подземной добыче алмазов; Нежданинский, Кючуский и Куранахский золоторудные предприятия, Эльгин-ский угольный карьер.

Более существенное наращивание экономического потенциала республики произойдет в результате обеспечения многоотраслевой структуры за счет создания новых отраслей: нефтегазодобывающих и перерабатывающих комплексов на базе Талаканского, Чаяндинского, Среднеботу-обинского, Отрадненского и других месторождений; медно-вольфрамовой, полиметаллической, урановой, железорудной и апатитовой, возможно, и металлургической отраслей промышленности, а также Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. Успешно ведется строительство через

территорию Якутии магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВС — ТО), будет построен по этому же маршруту магистральный газопровод.

Крупномасштабное и многоотраслевое развитие промышленности республики будет достигнуто путем разработки и реализации инвестиционных проектов на основе частно-государственного партнерства. Многие из них объединены по территориальному принципу в мегапроекты: «Комплексное развитие Южной Якутии», «Комплексное развитие Западной Якутии» и «Томпонский горнопромышленный район», которые можно рассматривать как межотраслевые территориальные кластеры.

Очень важным направлением и фактором комплексного развития производительных сил и повышения уровня социально-экономического развития республики явится завершение строительства железной дороги Беркакит—Том-мот-Якутск; опорной сети федеральных и республиканских автомобильных дорог «Колыма», «Вилюй», «Амга» и «Анабар»; Якутского транс-портно-логистического узла; Западной, Южной и Центральной объединенных энергосистем. В рамках национальных проектов должно быть обеспечено ускоренное и качественное развитие отраслей социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. В условиях Республики Саха (Якутия) жизненно важное значение имеет инновационное развитие агропромышленного комплекса при существенной поддержке не только самой республики, но и на федеральном уровне.

В результате реализации стратегической перспективы Республика Саха (Якутия) превратится в один из сильных регионов, в увеличении количества которых в стране заключается одна из основных задач государственной региональной политики. В заключение следует отметить, что Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации будет рассмотрена и принята Государственной Думой в этом году. Такую надежду порождает статья В. В. Усачева — председателя ее Комитета по делам Федерации и региональной политике [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егоров Е. Г. Север России: экономика, политика, наука. - Якутск: «Сахаполиграфиздат». 2006. С. 405—433.

2. Егоров Е. Г. О региональном аспекте налоговой системы // Регион: экономика и социология. 1999. № 2. С. 100—106.

3. Проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации. — М.: Министерство регионального развития РФ. 2008. 62 с.

4. Селиверстов В. Е. Новая концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. // Регион: экономика и социология. 2008. № 4. С. 3—14.

5. Усачев В. В. О Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2008. № 12. С. 3—7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.