Научная статья на тему 'О новом подходе в оценке психологической готовности к обучению в вузе (на примере студентов факультета медико-профилактического дела Тихоокеанского государственного медицинского университета)'

О новом подходе в оценке психологической готовности к обучению в вузе (на примере студентов факультета медико-профилактического дела Тихоокеанского государственного медицинского университета) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТРЕНИНГ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR LEARNING / PERSONAL CHARACTERISTICS / MOTIVATION FOR LEARNING / SOCIAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / TEAM BUILDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асриян Ольга Борисовна, Кадыров Руслан Васитович, Черненко Владимир Викторович

В статье рассматривается новый подход к оценке психологической готовности к обучению через исследование уровня развития социального и эмоционального интеллекта у студентов высшего учебного заведения. Дается описание личностных характеристик, мотивации, эмоционального и социального интеллекта студентов ТГМУ (138 человек). Обоснована необходимость привнесения инновационных форм обучения в образовательный процесс и ежегодного проведения тренинга командообразования для студентов первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Асриян Ольга Борисовна, Кадыров Руслан Васитович, Черненко Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW APPROACH TO THE ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR HIGHER EDUCATION (the example of Preventive Medicine Faculty students at Pacific State Medical University)

The article discusses a new approach to the assessment of psychological readiness for learning through the study of the level of higher education students’ social and emotional intelligence development. Personality features, motivation, emotional and social intelligence of Pacific State Medical University students (138 people) are analysed. The necessity of introducing innovative education forms in the education process and that of organizing annual team building activities for freshmen are proved.

Текст научной работы на тему «О новом подходе в оценке психологической готовности к обучению в вузе (на примере студентов факультета медико-профилактического дела Тихоокеанского государственного медицинского университета)»

УДК 159.9.072

О НОВОМ ПОДХОДЕ В ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ (на примере студентов факультета медико-профилактического дела Тихоокеанского государственного медицинского университета)

О. Б. Асриян, Р. В. Кадыров, В. В. Черненко

A NEW APPROACH TO THE ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR HIGHER

EDUCATION (the example of Preventive Medicine Faculty students at Pacific State Medical University)

О. B. Asriyan, R. V. Kadyrov, V. V. Chernenko

В статье рассматривается новый подход к оценке психологической готовности к обучению через исследование уровня развития социального и эмоционального интеллекта у студентов высшего учебного заведения. Дается описание личностных характеристик, мотивации, эмоционального и социального интеллекта студентов ТГМУ (13S человек). Обоснована необходимость привнесения инновационных форм обучения в образовательный процесс и ежегодного проведения тренинга командообразования для студентов первокурсников.

The article discusses a new approach to the assessment of psychological readiness for learning through the study of the level of higher education students’ social and emotional intelligence development. Personality features, motivation, emotional and social intelligence of Pacific State Medical University students (13S people) are analysed. The necessity of introducing innovative education forms in the education process and that of organizing annual team building activities for freshmen are proved.

Ключевые слова: психологическая готовность к обучению, личностные характеристики, мотивация к обучению, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, тренинг командообразования.

Keywords: psychological readiness for learning, personal characteristics, motivation for learning, social intelligence, emotional intelligence, team building.

Общие тенденции мирового развития, такие как ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, расширение масштабов межкультурного взаимодействия диктуют необходимость изменений в образовательном процессе на современном этапе. Образование

- это один из важнейших социальных институтов, способствующих не только передаче знаний, умений и навыков от поколения к поколению, но и развитию личности, ее становлению и самоактуализации [7]. При этом особую важность приобретает проведение комплекса мер, направленных на укрепление психологической готовности к обучению в высшей школе.

При большом количестве работ, посвященных готовности к обучению в школе и профориентации школьников, проблема готовности к профессиональному обучению в вузе недостаточно разработана. Нет целостной модели психологической готовности к вузовскому обучению, не создано однозначных методов ее диагностики, из-за чего в психологических службах вузов отсутствует информация о специфике готовности студентов. Появление такой модели позволило бы сотрудникам психологической службы разработать и провести комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию психологической адаптации студентов в вузе. В свою очередь, улучшение адаптации способствовало бы созданию такого социально-психологического климата, где каждый студент мог бы максимально эффективно раскрыть свой потенциал как в учебной, научной, так и в творческой деятельности.

Обучение в современном медицинском вузе, предполагает желание, возможность и способность обучаться в режиме, заданном традиционной университетской системой. Большое разнообразие информа-

ции, дисциплин и самостоятельной работы создает условия для развития у студентов информационного стресса, особенно в условиях несформированной мотивации. Современный успешный студент, как правило, не ограничивается усвоением учебной программы, а нацелен на творческую самореализацию в различных сферах, особенно это очевидно в таких прогрессивных учреждениях, как ТГМУ, где для этого создаются все условия. Такая специфика современного образования диктует понимание психологической готовности к обучению в вузе как многоуровневой системы социальных и индивидуально-психологических факторов, обеспечивающих успешную адаптацию и самоактуализацию личности студента. В качестве наиболее доступных критериев оценки психологической готовности выступает академиическая успеваемость и социальная активность в форме участия студентов в научно-исследовательской, спортивной и творческой жизни вуза.

На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности; организация учебного процесса в вузе; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов. Именно вышеперечисленные факторы объясняют, почему одни студенты много и охотно работают над овладением знаниями и профессиональным мастерством, а возникающие трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели, в то время как другие, все делают словно из-под палки, а появление сколько-нибудь значительных препятствий резко снижает их активность вплоть до разрушения

учебной деятельности. Такие различия можно наблюдать при одних и тех же внешних условиях учебной деятельности (социально-экономическое положение, организация и методическое обеспечение учебного процесса, квалификация преподавателя и т. п.) [8].

При объяснении этого феномена психологи и педагоги чаще всего апеллируют к такой индивидуально-психологической особенности обучающихся, как уровень интеллекта. Однако, в современных условиях, этот критерий не позволяет рассмотреть проблему психологической готовности всесторонне. Предположительно, успешное обучение в ТГМУ предполагает достаточно высокий уровень развития социального и эмоционального интеллекта, т. к. умение выстраивать продуктивные, удовлетворяющие студента отношения существенно влияет на процесс адаптации. Кроме того невозможно представить учебно-познавательную деятельность студента без сформированной мотивации к обучению, которая формируется под влиянием личностных характеристик.

Целью данного исследования явилось выявление основных качественных и количественных характеристик психологической готовности к обучению в вузе студентов факультета медико-профилактического дела ГБОУ ВПО «ТГМУ». На основании проведенного литературного поиска по проблеме была обоснованно подобрана батарея методик, адекватная цели исследования:

- методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорд, М. Салливена;

- методика исследования эмоционального интеллекта Д. Гоулмана;

- методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной;

- мультифакторный личностный опросник Кетте-ла (форма С);

- анализ академической успеваемости;

- анализ социальной активности (волонтерская деятельность, студенческая научная деятельность, творческая деятельность и т. п.).

Полученные результаты обрабатывались с использованием программы 8Р88, версия 19 для Windows [11]. Для оценки достоверности сравниваемых значений использовались: непараметрический критерий и-Манна-Уитни, критерий ранговых сумм Фридмана и критерий независимости Спирмэна [6], критерий множественных сравнений, основанный на ранговых суммах Фридмана [16].

В исследовании приняли участие 138 студентов медико-профилактического факультета, в возрасте от 17 до 22 лет. Из них 46 студентов первого курса, 53 студента второго курса и 39 студентов третьего курса. Исследование проводилось по запросу руководства медико-профилактического факультета в мае 2011 года в течение 36 учебных часов с целью построения и апробации модели диагностики психологической готовности к обучению в вузе, а также определения социально-психологических проблем в студенческих группах.

Успешность обучения и уровень адаптации к процессу обучения. На основании анализа современных тенденций в образовании можно предположить, что успешность обучения студентов зависит от уров-

ня их адаптации к процессу обучения в вузе, что должно отразиться в более высокой успеваемости студентов третьего курса по сравнению с успеваемостью второго и первого курса и второго курса по сравнению с первым (табл. 1).

Таблица 1

Успешности обучения на различных этапах обучения в вузе

№ п/п Сравни- ваемые выборки Объем выборок Уровень значимости отвержения ф0), р

51/57 0,008

51/51 0,016

57/51 0,47

Результаты, полученные по студентам 3-х курсов, показывают, что академическая успеваемость студентов третьего курса выше, чем на втором и первом курсе, что косвенно указывает на взаимосвязь успешности в обучении с адаптированностью студентов в вузе.

Личностные характеристики. Анализ работ, посвященных исследованиям в области психологической готовности к обучению, указывает на необходимость изучения личностных характеристик студентов ТГМУ на разных курсах обучения (табл. 2).

Полученный результат свидетельствует о том, что у студентов 1-го курса наиболее выражены такие факторы, как: общительность, доминантность, смелость, а наименее выражены такие факторы, как: самоконтроль, подозрительность и напряженность. Студенты-первокурсники достаточно легки в общении, добродушны, склонны к риску, авантюристичны, обладают выраженным стремлением к самостоятельности и самоутверждении. Кроме того первокурсники не дисциплинированы, расслаблены и склонны принимать информацию на веру. Такие особенности достаточно точно иллюстрируют возрастные характеристики подросткового возраста: стремление к эмансипации и к группированию.

Таблица 2

Степень выраженности факторов опросника Кеттелла (форма С) у студентов 1 курса

№ п/п Факторы Место в вариационном ряду Сумма полученных рангов

1. Самоконтроль (03) 1 298,5

2. Подозрительность (Ь) 2 328,0

3. Напряженность (04) 3 359,5

4. Зависимость (02) 4 369,0

5. Дипломатичность (М) 5 389,0

6. Экспрессивность (Б) 6 393,0

7. Развитое воображение (М) 7 428,0

8. Радикализм (01) 8 446,5

9. Эмоциональная устойчивость (С) 9 491,5

10. Тревожность (О) 10 506,0

11. Чувство долга (в) 11 514,0

12. Чувствительность (I) 12 523,5

13. Смелость (Н) 13 553,0

14. Доминантность (Е) 14 558,0

15. Общительность (А) 15 562,5

Результаты исследования личностных характеристик на втором курсе медико-профилактического факультета, показали, что достоверно наиболее выражены показатели по шкалам доминантность, чувство долга и смелость и наименее выражены показатели по шкалам зависимость, самоконтроль и экспрессивность (табл. 3).

Студенты второкурсники также общительны и смелы как первокурсники, но, в тоже время, для них

характерным является появление чувства долга, упорства в достижении целей и требований к себе. Кроме того второкурсники менее экспрессивны и более серьезны и осторожны. Возможно, это связано с тем, что ко второму курсу, как правило, студент больше вовлекается в учебный процесс и на смену ведущей потребности в установлении доверительных отношений приходит потребность в профессиональном становлении.

Таблица 3

Степень выраженности факторов опросника Кеттелла (форма С) у студентов 2 курса

№ п/п Факторы Место в вариационном ряду Сумма полученных рангов

1. Зависимость (02) 1 384,5000

2. Самоконтроль (03) 2 407,5000

3. Экспрессивность (Б) 3 413,0000

4. Подозрительность (Ь) 4 422,5000

5. Дипломатичность (М) 5 441,5000

6. Напряженность (04) 6 468,5000

7. Развитое воображение (М) 7 487,0000

8. Чувствительность (I) 8 553,5000

9. Тревожность (О) 9 565,5000

10. Радикализм (01) 10 566,5000

11. Эмоциональная устойчивость (С) 11 573,5000

12. Общительность (А) 12 617,5000

13. Смелость (Н) 13 658,0000

14. Чувство долга (в) 14 677,0000

15. Доминантность (Е) 15 684,0000

У студентов третьего курса медико-профилактического факультета достоверно наиболее выражены показатели по шкалам доминантность, смелость, чувство долга и наименее выражены показатели по шкалам самоконтроль, подозрительность и зависимость (табл. 4).

Студенты третьекурсники более уверены в своих силах, спонтанны и независимы. Они могут позволить себе руководствоваться собственными, уже сформированными правилами, при этом проявляя такие характеристики как обязательность, ответственность, добросовестность и настойчивость к достижению своих целей.

Таблица 4

Степень выраженности факторов опросника Кеттелла (форма С) у студентов 3 курса

№ п/п Факторы Место в вариационном ряду Сумма полученных рангов

1. Самоконтроль (03) 1 324,5000

2. Подозрительность (Ь) 2 326,0000

3. Зависимость (02) 3 339,0000

4. Экспрессивность (Б) 4 365,5000

5. Напряженность (04) 5 368,0000

6. Развитое воображение (М) 6 381,5000

7. Дипломатичность (М) 7 403,5000

8. Чувствительность (I) 8 425,5000

9. Эмоциональная устойчивость (С) 9 452,5000

10. Тревожность (0) 10 456,0000

11. Радикализм (01) 11 480,5000

12. Общительность (А) 12 528,0000

13. Чувство долга (в) 13 535,5000

14. Смелость (Н) 14 537,0000

15. Доминантность (Е) 15 557,0000

Представляется интересным сравнение выраженности факторов между курсами (табл. 5), которое показывает, что личностные характеристики на первом и третьем курсе однородны за исключением показателей по шкале чувствительность (фактор I). Т. е. на первом курсе выражены такие личностные черты как мечтательность, стремление к покровительству, зависимость от общественного мнения в большей степени, чем на третьем курсе. Первокурсники нуждаются в опеке куратора, декана и старших товарищей, т. к. новые условия обучения требуют мобилизации ресурсов студента для достижения адаптации. Между студентами второго и первого года обучения выявлены достоверные различия по шкале чувство долга, а значит, студенты второго курса обучения более требовательны к себе и дисциплинированны, чем первокурсники.

Полученные результаты достаточно точно иллюстрируют процесс адаптации студента ТГМУ в динамике. Первокурсники, поступая в вуз, сталкиваются с такими сложностями как изменение ситуации обучения, стремление проявить себя в учебной группе, при этом все ресурсы студента затрачиваются не на учебный процесс, а на разрешение конфликтных ситуаций в коллективе. Студенты второго курса больше ориентированы на получение знаний. Причем взаимоотношения второкурсников еще не позволяют им чувствовать себя расслабленно и комфортно в коллективе, в отличие от студентов третьего курса, которые достаточно хорошо адаптированы и целенаправленно занимаются усвоением учебных дисциплин.

Таблица 5

Степень выраженности факторов опросника Кеттелла (форма С) у студентов разных курсов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Сравниваемые выборки Объем выборок Факторы Уровень значимости отвержения ф0), р

1. Курс 3/курс 2 54/66 Шкала лжи (МБ) 0,03

54/66 Общительность (А) 0,43

54/66 Интеллект (В) 0,46

54/66 Эмоциональная устойчивость (С) 0,1

54/66 Доминантность (Е) 0,18

54/66 Экспрессивность (Б) 0,47

54/66 Чувство долга (в) 0,23

54/66 Смелость (Н) 0,14

54/66 Чувствительность (I) 0,11

54/66 Чувствительность(Ь) 0,19

54/66 Развитое воображение (М) 0,22

54/66 Дипломатичность (М) 0,24

54/66 Тревожность (0) 0,44

54/66 Радикализм (01) 0,42

54/66 Зависимость (02) 0,27

54/66 Самоконтроль (03) 0,36

54/66 Напряженность (04) 0,15

ПСИХОЛОГИЯ|

Продолжение таблицы 5.

2. Курс 3/курс 1 54/56 Шкала лжи (МБ) 0,045

54/56 Общительность (А) 0,32

54/56 Интеллект (В) -0,44

54/56 Эмоциональная устойчивость (С) -0,32

54/56 Доминантность (Е) 0,48

54/56 Экспрессивность (Б) -0,32

54/56 Чувство долга (в) 0,07

54/56 Смелость (Н) -0,49

54/56 Чувствительность (I) -0,016

54/56 Чувствительность(Ь) 0,29

54/56 Развитое воображение (М) -0,17

54/56 Дипломатичность (Ы) 0,19

54/56 Тревожность (0) -0,14

54/56 Радикализм (01) 0,12

54/56 Зависимость (02) -0,44

54/56 Самоконтроль (03) 0,08

54/56 Напряженность (04) -0,42

3. Курс 2/курс 1 66/56 Шкала лжи (МБ) -0,46

66/56 Общительность (А) -0,38

66/56 Интеллект (В) -0,49

66/56 Эмоциональная устойчивость (С) -0,22

66/56 Доминантность (Е) -0,17

66/56 Экспрессивность (Б) -0,27

66/56 Чувство долга (в) 0,016

66/56 Смелость (Н) 0,12

66/56 Чувствительность (I) -0,12

66/56 Чувствительность(Ь) 0,09

66/56 Развитое воображение (М) 0,39

66/56 Дипломатичность (Ы) 0,33

66/56 Тревожность (0) -0,22

66/56 Радикализм (01) 0,16

66/56 Зависимость (02) -0,24

66/56 Самоконтроль (03) 0,04

66/56 Напряженность (04) 0,09

Примечание: знак «-» означает отвержение но пользу большей выраженности фактора у группы, стоящей после косой черты.

Таблица 6

Успешность обучения и уровень учебной мотивации у студентов вуза

Виды учебной мотивации Объем выборки Значение коэффициента корреляции спирмэна, г Уровень значимости отвержения гипотезы о независимости

На диплом 128 -0,116 0,095

На знания 128 0,086 0,16

На профессию 128 -0,212 0,008

Внешняя мотивация 128 -0,135 0,065

Мотивация к обучению. Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В социально-психологическом аспекте студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации (табл. 6).

Полученные результаты показывают, что студенты, мотивированные на получение знаний в процессе обучения достигают наиболее высоких результатов, т. е. наиболее успешными являются студенты, заинте-

ресованные в получении самых разнообразных знаний, независимо от важности той или иной дисциплины для будущей профессии. На основании полученных данных становится понятно, что для эффективной адаптации студентов необходимо вовлекать их в самые разнообразные виды деятельности, которые помогут интегрировать полученные знания.

Представляется интересным определить направленность мотивации обучения в зависимости от курса обучения (табл. 7). Студенты первого курса, согласно полученным результатам не имеют определенной

преобладающей мотивации, что напрямую указывает на необходимость проведения дополнительной воспитательной работы на первом курсе, направленной на предотвращение формирования неблагоприятных видов мотивации, например мотивации на диплом, которая характеризуется формальным усвоением знаний и стремлением находить обходные пути при сдаче зачетов и экзаменов. Для второго курса характерно преобладание мотивации на знания, что характеризует студентов как заинтересованных в приобретении разнообразных знаний по изучаемым дисциплинам и

обеспечивает их успешность в процессе обучения. На третьем курсе, результаты свидетельствуют о том, что менее всего выражена у студентов факультета мотивация на профессию. Данный факт указывает на потерю интереса к профессии на данном возрастном этапе, что может быть связано с прохождением очередного кризисного периода в процессе обучения и заслуживает отдельного внимания со стороны специалистов службы психологической поддержки студентов, для своевременного оказания помощи всем заинтересованным.

Таблица 7

Успешность обучения и уровень учебной мотивации у студентов вуза на разных курсах обучения

№ п/п Курс Виды учебной мотивации Объем выборки Значение коэффициента корреляции Спирмэна, Я Уровень значимости отвержения гипотезы о независимости

1. Курс 1 На диплом 41 0,075 0,32

На знания 41 0,002 0,49

На профессию 41 -0,247 0,055

Внешняя мотивация 41 -0,243 0,061

2. Курс 2 На диплом 48 -0,242 0,048

На знания 48 0,230 0,055

На профессию 48 -0,103 0,24

Внешняя мотивация 48 0,064 0,333

3. Курс 3 На диплом 39 -0,170 0,15

На знания 39 0,115 0,24

На профессию 39 -0,320 0,023

Внешняя мотивация 39 -0,250 0,062

Социальный и эмоциональный интеллект. Развитие социального интеллекта обеспечивает студенту успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации. Кроме того чтобы активно интегрироваться в современное общество, нужен также определенный уровень развития эмоционального интеллекта.

Первоочередной задачей явилось сравнение степени выраженности социального и эмоционального интеллекта между студентами разных курсов (табл. 8). Для решения этой задачи были использованы методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорд, М. Салливена и эмоционального интеллекта Д. Гоулмана.

Анализ результатов, представленных в табл. 8, позволяет нам говорить о том, что студенты третьего курса обладают более развитым уровнем эмоционального интеллекта, чем студенты второго и первого курса. Они лучше владеют собой и большую часть времени находятся в ровном и позитивном расположении духа. В отношении с другими людьми содержательны, используют свои эмоции и интуицию для того, чтобы понять их окружающий мир. Успешность таких студентов в обучении напрямую связана с развитием у них всех подвидов эмоционального интеллекта, т. к. сегодняшнее образование подразумевает использование всех вышеперечисленных качеств. При этом следует отметить, что, как правило, развитие эмоционального интеллекта тесно связано с расшире-

нием познавательной деятельности, с развитием когнитивных функций психики. Студенты второго года обучения способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Возможно, именно заинтересованность студентов второкурсников в знаниях позволяет им развивать эти качества путем включения в различные виды коммуникации и активный обмен инфомацией, т. к. именно вербальная экспрессия может развиваться в юношеском возрасте под влиянием такой активной жизненной позиции. На первом курсе выражены способности к предвидению последствий поведения и способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям.

Таблица 8

Степень выраженности социального и эмоционального интеллекта у студентов разных курсов

№ п/п Сравниваемые выборки Исследуемые характеристики Объем выборок Уровень значимости отвержения (Н0), р

1. Курс 3/ курс 2 Социальный интеллект

Предвидение последствий 41/35 -0,005

Оценка невербальных проявлений 41/35 0,1

Оценка вербальной экспрессии 41/35 -0,21

Распознание структуры общения в динамике 41/35 0,29

Эмоциональный интеллект

Отношение к себе 40/53 0,0005

Отношение к другим 40/53 0,0

Отношение к жизни 40/53 0,0005

2. Курс 3/ курс 1 Социальный интеллект

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предвидение последствий 41/35 -0,005

Оценка невербальных проявлений 41/35 0,1

Оценка вербальной экспрессии 41/35 -0,21

Распознание структуры общения в динамике 41/35 0,29

Эмоциональный интеллект

Отношение к себе 40/53 0,0005

Отношение к другим 40/53 0,0

Отношение к жизни 40/53 0,0005

3. Курс 2/ курс 1 Социальный интеллект

Предвидение последствий 35/42 0,240

Оценка невербальных проявлений 35/42 -0,067

Оценка вербальной экспрессии 35/42 0,009

Распознание структуры общения в динамике 35/42 -0,975

Эмоциональный интеллект

Отношение к себе 53/41 -0,188

Отношение к другим 53/41 -0,818

Отношение к жизни 53/41 -0,125

Примечание: знак «-» означает отвержение но пользу большей выраженности фактора у группы, стоящей после косой черты.

Анализ результатов (табл. 9) позволяет нам сделать следующие выводы о том, что существует взаимосвязь между успешностью студентов в обучении и эмоциональным интеллектом т. е. высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, умением быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую

экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Студенты, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (т. е. проявляют ролевую пластичность).

Таблица 9

Степень выраженности эмоционального и социального интеллекта у хорошо и удовлетворительно учащихся студентов

Сравниваемые выборки Исследуемые характеристики Объем выборок Уровень значимости отвержения (Н0), р

Успешные студенты/ студенты, обучающиеся на «удовлетворительно» Социальный интеллект

Предвидение последствий 36/77 0,25

Оценка невербальных проявлений 36/77 0,16

Оценка вербальной экспрессии 36/77 0,12

Распознание структуры общения в динамике 36/77 0,08

Эмоциональный интеллект

Отношение к себе 35/91 0,041

Отношение к другим 35/91 0,32

Предвидение последствий 35/91 0,042

Высокий уровень развития эмоционального интеллекта совершенно необходим для обучения в современном медицинском вузе, так как любая врачебная деятельность и особенно, деятельность выпускника факультета медико-профилактического дела, предполагает формирование профессиональных компетенций, позволяющих разрешать различные ситуации в сфере человек-человек.

Исследование взаимосвязи успешности студентов и социального интеллекта показало, что детерминирующим фактором успешности обучения является чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений (оценка вербальной экспрессии, тест Гилфорда). Вероятно, это обосновано тем, что специфика образовательного процесса в современном медицинском вузе предполагает умение студента грамотно организовывать свое коммуникативное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом и прежде всего со своей учебной группой.

Выводы

- Успешность обучения взаимосвязана с такими личностными особенностями, как высокая нормативность, требовательность, обязательность, склонность к сомнениям и подозрительность, что указывает на необходимость привнесения в учебный процесс инновационных форм обучения, таких как дискуссия, блиц-опрос, видеоклуб и круглый стол.

- Среди успешных студентов выражена мотивация на овладение профессиональными знаниями и навыками, что косвенно указывает на осознанный выбор вуза такими студентами. Для оптимизации психологической готовности к обучению в высшей школе, необходим комплекс мероприятий, направленных на осознание себя в профессии.

- Психологическая готовность студентов к обучению сформирована у студентов с высоким уровнем эмоционального интеллекта и частично социального интеллекта, что обуславливает дальновидность в отношениях с окружающими и высокую успешность в сфере межличностных контактов. Особенно это проявляется в способности прогнозировать действия окружающих и определять динамику развития ситуации общения в процессе обучения.

- Формирование психологической готовности к обучению можно стимулировать посредством развития эмоционального интеллекта, что можно использовать при составлении программы тренинга для студентов и разработки учебных программ для кураторов учебных групп студентов вуза.

- Для оптимального достижения психологической адаптации и готовности к обучению необходимо проведение ежегодного тренинга командообразования на первом курсе обучения, что позволит учесть все вышеперечисленные особенности и сформировать учебные группы.

По результатам проведенного исследования специалистами службы социально-психологической поддержки и преподавателями кафедры общепсихологических дисциплин ГБОУ ВПО ТГМУ была составлена программа социально-психологического тренинга командообразования, направленного на повышение психологической готовности к обучению в вузе. Данная программа была реализована в сентябре 2011 года на первом курсе факультета медико-профилактического дела и в 2012 году на первых курсах уже трех факультетов.

Предварительные результаты проведенного тренинга, указывают на эффективность повышения психологической готовности к обучению в медицинском вузе, именно посредством комплекса мероприятий, направленных на повышение успешности студента в сфере межличностных контактов, учебной деятельности и творческой самореализации.

Литература

1. Абдулина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А. Абдулина // Высшее образование в России. - М., 1993. - № 3. - С. 25 - 31.

2. Авраамова, Е. М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания / Е. М. Авраамова, А. А. Шабунова, Д. М. Логинов // Социологические исследования. - М., 2005. - № 9. - С. 98 - 103.

3. Бабаева, Н. В. Влияние индивидуально-психологических особенностей учащихся раннего юношеского возраста на их адаптацию к обучению в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. В. Бабаева. - М., 2001.

4. Выборнова, В. В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В. В. Выборнова, Е. А. Дунаева // Социологические исследования. - М., 2006. - № 4. - С. 99 - 105.

5. Евдокимова, Я. Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Я. Г. Евдокимова. - М., 2001.

6. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев. - 2-е изд. испр.

- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.

7. Заливина, И. В. Гендерные аспекты образовательного процесса / И. В. Заливина // Организация учебного процесса в современных условиях. - Владивосток, 2008. - 37 с.

8. Кусакина, С. Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С. Н. Кусакина. - М., 2009.

9. Мещерякова, И. Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Н. Мещерякова. - М., 2011.

10. Москова, М. В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. В. Москова. - М., 2008.

11. Наследов, А. Д. 8Р88: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Насле-дов. - СПб.: Питер, 2005. - 416 с.

12. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебное пособие / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 335 с.

13. Печерская, С. А. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / С. А. Печерская. - Сочи, 2007.

14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.

15. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [пер. с англ.] / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

16. Холендер, М. Непараметрические методы статистики / М. Холендер, Д. Вульф; пер с англ. Д. С. Шмер-линга; под ред. Ю. П. Адлер и Ю. Н. Шмерлинга. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 518 с.

Информация об авторах:

Асриян Ольга Борисовна - преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета, 8 924 7344015, ponamareva_o@mail.ru.

Olga B. Asriyan - Lecturer at the Department of Psychological Disciplines, Pacific State Medical University.

Кадыров Руслан Васитович - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общепсихологических дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета, 8 9143438540,

rusl-kad@yandex. ru.

Ruslan V. Kadyrov - Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Psychological Disciplines, Pacific State Medical University.

Черненко Владимир Викторович - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры общепсихологических дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета, 8 9146510249,

navy-chern@yandex.ru.

Vladimir V. Chernenko - Candidate of Technical Science, Associate Professor, Assistant Professor the Department of Psychological Disciplines, Pacific State Medical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.