Научная статья на тему 'О необходимости учёта уровня базовых знаний иностранных слушателей отделения предвузовской подготовки в процессе обучения математике и физике на русском языке'

О необходимости учёта уровня базовых знаний иностранных слушателей отделения предвузовской подготовки в процессе обучения математике и физике на русском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СЛУШАТЕЛИ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / УРОВЕНЬ ШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Н. Е., Долгоносова А. Ю.

Настоящая статья отображает опыт работы с иностранными слушателями Центра предвузовской подготовки иностранных граждан (ЦППОИГ) при Нижегородском государственном Архитектурно-строительном университете (ННГАСУ). Рассмотрены особенности проблемы, состоящей в различии уровней школьной подготовки слушателей ЦППОИГ, зависящей, прежде всего, от системы образования родной страны, предлагаются пути решения этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Н. Е., Долгоносова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости учёта уровня базовых знаний иностранных слушателей отделения предвузовской подготовки в процессе обучения математике и физике на русском языке»

конце экскурсии. Такое воспитывающее воздействие особенно актуально и полезно, поскольку дополняет школьное, дети воспринимают подобные идеи мировоззренческого плана в условиях большего психологического комфорта, будучи раскрепощёнными.

Список литературы:

1. Авчухова А.П. Программа «От науки до школы через музей» - замысел, становление, развитие // Сборник научных трудов по музейной педагогики Государственного биологического музея. - М.: Издательство ИКАР, 2008. - С. 6-12.

2. Гвоздева О.А. Экологические праздники в Государственном Дарвиновском музее. Методическое пособие. / Сост. О.А. Гвоздева; под общ. ред. А.И. Клюкиной; Гос. Дарв. Музей. - М.: «Альфа-Принт», 2003. - 288 с.

О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЁТА УРОВНЯ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ

ОТДЕЛЕНИЯ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

© Демидова Н.Е.*, Долгоносова А.Ю.*

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Нижний Новгород

Настоящая статья отображает опыт работы с иностранными слушателями Центра предвузовской подготовки иностранных граждан (ЦППОИГ) при Нижегородском государственном Архитектурно-строительном университете (ННГАСУ). Рассмотрены особенности проблемы, состоящей в различии уровней школьной подготовки слушателей ЦППОИГ, зависящей, прежде всего, от системы образования родной страны, предлагаются пути решения этой проблемы.

Ключевые слова система образования, иностранные слушатели, подготовительное отделение, уровень школьной подготовки.

Опыт работы с иностранными слушателями Центра предвузовской подготовки иностранных граждан (ЦППОИГ) при Нижегородском государственном Архитектурно-строительном университете (ННГАСУ) показывает, что различие уровней школьной подготовки слушателей ЦППОИГ, связан-

* Доцент кафедры Общенаучных дисциплин, кандидат физико-математических наук.

* Преподаватель кафедры Общенаучных дисциплин.

ное с особенностями системы образования родной страны, приводит к ряду трудностей. Поиск путей решения этих проблем входит в нашу задачу.

Результаты многолетней работы показывают, что неплохим уровнем подготовки, полученным на родине, обладают представители таких стран, как, например, Марокко, Вьетнам, Монголия, Сирия. В Марокко обязательное образование длится девять лет, основная программа состоит из пяти классов начальной школы и четырёх - младшей средней школы. В начальной школе изучают грамматику, чтение, арифметику, обществознание и иностранные языки. Успешно сдавшим национальный экзамен в конце пятого класса выдаётся сертификат, позволяющий продолжать образование в средней школе. Среднее образование делится на два цикла. Только после успешного окончания четвёртого класса первого цикла среднего образования у школьников есть возможность продолжить обучение в профессионально-технических школах и лицеях. Второй цикл обучения в средней школе предполагает выбор направления обучения: гуманитарное, естественные или социальные науки, экономика или математика и др. Двенадцатилетнее образование завершается получением степени бакалавра или степени бакалавра профессионально-технического направления [1, 2]. Этапы обучения в Марокко представлены в табл.1. Видно, что после каждого этапа существует диагностика знаний в форме экзамена.

Двенадцатилетнее среднее образование в Монголии - универсальное, бесплатное и является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства. Процент грамотности населения этой страны, по разным оценкам, находится в интервале между 80 % и 90 % [3]. В основу системы образования Монгольской Народной Республики (МНР) были положены принципы советской образовательной системы: всеобщий характер образования, доступность и бесплатность получения образования. Важную роль в развитии образования Монголии сыграла замена в 1941 году сложного старомонгольского алфавита русским на основе кириллицы [4]. Система среднего образования МНР представлена в табл. 1, составленной на основании [5]. Представители Монголии легко осваивают программу подготовительного отделения для иностранных граждан ННГАСУ для них не составляет большого труда поступить в университет и продолжить там своё образование.

Вьетнам обладает обширной системой школ, колледжей и университетов, контролируемых государством. Вьетнамцы относятся к самым грамотным нациям в мире, грамотность населения более 95 %. Посещаемость школ здесь одна из самых высоких. За последние годы в этой стране значительно выросло число колледжей и университетов. Начальное образование получают дети в возрасте от шести лет, оно продолжается пять лет и является обязательным (см. табл. 1). С шестого по девятый классы школьники проходят неполное среднее образование и сдают выпускной экзамен в соответствии с требованиями Департамента образования и профессиональной подготовки Вьетнама. Эта ступень образования не является обязательной. Сред-

нее образование длится три года с десятого по двенадцатый классы. Чем выше оценки выпускника девятого класса, тем престижнее он может выбрать школу. В рамках получения среднего образования школьники должны пройти следующие дисциплины: литература, математика, физика, химия, биология, история, география, право и этика, иностранный язык, технология, информационные технологии, физическое воспитание. Помимо этого, школьник имеет право дополнительно получить образование в сфере естественных наук, либо в сфере социальных наук. В некоторых школах ученики, демонстрирующие выдающиеся знания, могут проходить более усложнённую учебную программу. В конце двенадцатого класса сдаются национальные выпускные экзамены для получения диплома. Экзамены проводятся по следующим предметам: математика, вьетнамская литература, иностранный язык и трём предметам, определяемым Министерством образования и профессиональной подготовки Вьетнама. В школах используется десятибалльная оценочная шкала, самая высокая оценка это десять баллов. Обычно пять баллов являются низшим проходным баллом [6-8]. За последнее десятилетие почти все вьетнамские студенты успешно закончили подготовительное отделение и поступили в ННГАСУ

Таблица 1

Система среднего образования в Марокко, Монголии, Вьетнаме, Замбии, Свазиленде и Намибии

МАРОККО 12 лет

обязательное образование необязательное образование

начальное, 5 лет, национальный экзамен лицей, 3 года, экзамен, степень бакалавра

среднее, 4 года, экзамен

МОНГОЛИЯ 12 лет

обязательное образование необязательное образование

начальное, 6 лет, документ об образовании старшее среднее, 2 года, документ об образовании

младшее среднее, 4 года, документ об образовании

ВЬЕТНАМ 12 лет

обязательное образование необязательное образование

начальное, 5 лет неполное среднее, 4 года, выпускной экзамен

среднее, 3 года, национальный выпускной экзамен

ЗАМБИЯ 12 лет

бесплатное образование платное образование

первичное базовое, 7 лет неполное среднее базовое, 2 года

полное среднее, 3 года

СВАЗИЛЕНД 12 лет

обязательное образование необязательное образование

- начальное, 7 лет

среднее, 5 лет

НАМИБИЯ 12 лет

обязательное образование необязательное образование

начальное, 7 лет старшее среднее, 2 года, экзамен

младшее среднее, 3 года

Из года в год мы сталкиваемся с проблемой слабой школьной подготовки на Родине по математике и физике слушателей приехавших из Центральной и Южной Африки. Например, в Замбии школьное образование подразделяется на три уровня (см. табл. 1). Так называемое базовое образование включает в себя первые девять классов и считается достойным образованием для большинства детей. Однако, в силу того, что образование бесплатно лишь до седьмого класса, то нередки случаи, когда дети бросают школу именно после этого класса. В Замбии, как правило, треть государственного бюджета расходуется на нужды образования. Однако, из-за нехватки помещений и недостатка средств, треть детей, живущих в сельской местности, преимущественно девочки, не могут получать образование. Около 60% взрослого населения страны неграмотны [9].

Система образования Свазиленда развита недостаточно, образование не является обязательным (см. табл. 1). Начальные школы, где срок обучения составляет семь лет, дети посещают с шестилетнего возраста. Среднее образование (5 лет) начинается с тринадцатилетнего возраста и проходит в два этапа: два и три года [10].

В Намибии официально обязательно десятилетнее образование (см. табл. 1). Начальным образованием охвачено около 90 % детей соответствующего возраста. Но в стране не хватает учителей, школьного инвентаря, учебников, занятия часто проходят под открытым небом. Расходы на образование африканского населения в Намибии постоянно снижаются. Значительную часть этих расходов оплачивают родители африканских учащихся -для них образование платное и необязательное. В итоге 99 % африканских детей не заканчивают даже начальную школу [11, 12].

За один учебный год подготовительного отделения при поступлении иностранного студента в вуз на технические специальности реально повторить материал школьного курса математики или физики, но не обучить этим предметам вновь. Кроме того, это повторение идёт на не родном для слушателей языке и, следовательно, материал усваивается медленнее. Таким образом, для того, чтобы иностранцу достойно пройти вступительные испытания при поступлении в вуз, его знания математики и физики на родном языке в преддверии подготовительного факультета должны быть не ниже уровня знаний этих предметов, чем у российских школьников. Сравнивая системы образования выше перечисленных стран ясно, почему так легко адаптируются в нашей стране потенциальные студенты из Марокко, Вьетнама, Монголии и почему так тяжело приходится представителям Намибии, Замбии или Свазиленда. Вероятно, было бы логично увеличить время предвузовской подготовки менее подготовленных слушателей хотя бы до двух лет. Разработать для них дифференцированную программу обучения для того, чтобы за этот более длительный срок систематизировать и дополнить их знания до необходимого и достаточного для поступления в университет уровня. Кроме того, время

обучения на подготовительном отделении ННГАСУ оказывается меньше 10 месяцев, предусмотренных Учебной программой ЦППОИГ, вследствие поздних заездов иностранных граждан. И это ещё один фактор, мешающий качественному усвоению учебного материала, и который необходимо учитывать при планировании занятий. Как показала практика проведения уроков в нашем центре, выходом из сложившейся ситуации, связанной с нехваткой учебных часов и языковым барьером слушателей, является обучение иностранных граждан с применением компьютерных технологий. Главные преимущества такой формы обучения - это доступность и логичность. В настоящее время в ЦППОИГ ННГАСУ к публикуемой учебной литературе создаётся учебный курс, по соответствующей дисциплине в электронном виде.

Список литературы:

1. Главэкспертцентр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gla-vex.ru.

2. Система образования - Марроканский клуб [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.marocco-clab.ru/sistemaobrazovaniya.

3. Монголия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studi-mir/com/438.

4. Legend tour [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.le-gendtour.ru.

5. Министерство образования и науки Российской федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russia.edu.ru/information/met/edu-sys/1179/.

6. Go-Vietnam.com.ua [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. go -vietnam. com.ua/countryinfo/E9377DCD -EF1C-4EF7 -8515-1CDA9F47C97E/.

7. Система образования во Вьетнаме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.avialine.com/country/58/articles/440/1114/0/0/4339.html.

8. Журнал kua1102 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kua1102.livejournal.com/171269.html.

9. Журнал kua1102 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kua1102.livejournal.com/167919.html.

10. Свазиленд. Энциклопедия кругосвет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/SVAZI-LEND.html?page=0,3.

11. Министерство образования и науки Российской федерации. Намибия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russia.edu.ru/information/met/ edusys/1176/.

12. Эхо России. Общественно-политический журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ehorussia.com/new/node/653.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.