Научная статья на тему 'О необходимости учета в «Концепции-2020» национально-государственных интересов новой России'

О необходимости учета в «Концепции-2020» национально-государственных интересов новой России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ-2020 / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ЭКОНОМИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / RUSSIA''S ECONOMIC INTERESTS / CONCEPT 2020 / THE NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL SECURITY / STATE / REGIONAL CONFLICTS / ECONOMICAL / ECONOMISM / THE STATE INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович

Формирование национально-государственных интересов становится определяющим в системе базовых приоритетов развития экономики, социальных предпосылок и институциональных механизмов государственности. В связи с этим всесторонне рассмотрен вопрос главного целеполагания, понимание которого необходимо при подготовке концепции (и стратегии) социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Подчеркнуто, что четкое изложение основополагающих целей развития нашей страны, суть которых в современных условиях государственная независимость, защита территории, благосостояние народа, сохранение и развитие культурных и духовно-нравственных ценностей, позволит выявить приоритеты в политической, социальной, технологической и экономической сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of national interests is the determining factor in the system of basic priorities of economic development, social background and institutional mechanisms for statehood. In connection with this the author comprehensively considered the main goal-setting, the understanding of which is necessary in the preparation of the concept (and strategy) of the socio-economic development of Russia in the long term. It is emphasized that a clear statement of the fundamental objectives of the development of our country, the essence of which in modern terms the state independence, protection of territory, people's welfare, the preservation and development of cultural, spiritual and moral values that will identify priorities in the political, social, technological and economic spheres.

Текст научной работы на тему «О необходимости учета в «Концепции-2020» национально-государственных интересов новой России»

О необходимости учета в «Концепции-2020» национально-

государственных интересов новой России

В.М. Юрьев

Формирование национально-государственных интересов становится определяющим в системе базовых приоритетов развития экономики, социальных предпосылок и институциональных механизмов государственности. В связи с этим всесторонне рассмотрен вопрос главного целеполагания, понимание которого необходимо при подготовке концепции (и стратегии) социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Подчеркнуто, что четкое изложение основополагающих целей развития нашей страны, суть которых в современных условиях - государственная независимость, защита территории, благосостояние народа, сохранение и развитие культурных и духовно-нравственных ценностей, позволит выявить приоритеты в политической, социальной, технологической и экономической сферах.

Ключевые слова: концепция-2020, национальные интересы России, экономические интересы России, национально-государственные интересы, национальная безопасность, государственность, региональные конфликты, экономизация, экономизм, государственная независимость.

Необходимость учета в «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» национально-государственных интересов обусловлена тем, что именно они определяют основополагающие цели развития страны. Эти цели включают: государственную независимость, защиту территории, благосостояние народа, сохранение и развитие культурных и духовно-нравственных ценностей.

Национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.

Россия является:

• с точки зрения исторической - наследницей Древней Руси, Московского царства, Российской империи, Советского Союза (СССР);

• с точки зрения геополитической - территорией, занимающей уникальное географическое положение в Евразии, что в сочетании с продуманной политикой дает ей возможность играть важную стабилизирующую роль в глобальном балансе сил;

• с точки зрения экономической - страной, обладающей мощным ресурсным потенциалом, включая интеллектуальные и природные богатства, которые могут обеспечить поступательное развитие в качестве суверенного государства и необходимую хозяйственную автономию;

• с точки зрения национальной - многоэтнической общностью, объединяемой исторической судьбой русского и других народов, которые взаимодействуют в едином государстве на равноправной основе;

• с точки зрения мировоззрения - хранительницей многовековой духовной традиции.

Иерархия национальных интересов, их временные и пространственные параметры могут уточняться с изменениями внутренних и внешних условий.

Высшим национальным интересом новой России является обеспечение культурного и духовно-нравственного развития человека, устойчивого роста его благосостояния и благополучия на основе соблюдения прав и свобод, стимулирования его общественной ответственности.

Приоритетными внутренними условиями реализации интересов являются: развитие личности, укрепление конституционального строя, обеспечение территориальной целостности, реализация права на благоприятную окружающую среду и права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Приоритетными внешними условиями реализации интересов являются: налаживание и развитие эффективной системы международных связей на основе партнерства и сотрудничества; обеспечение способности к сдерживанию и отражению любой внешней агрессии; активное и полноправное участие в такой системе международных отношений, которая в наибольшей степени соответствует исторической, политической, экономической и интеллектуальной значимости России, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям страны.

Единство экономического пространства, масштабность и разнообразие внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в установлении для российских производителей таких экономических связей, которые обеспечивают реализацию интересов российских предприятий, способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту.

Отстаивание национальных интересов нуждается в укреплении хозяйствующих субъектов, их экономической и материальной базы, в устойчивости развития. На этой основе формируются экономические интересы, содержание и правовой статус которых включают оценки экономического успеха, возможных ущербов и потерь, вынужденных расходов соответствующих инвестиций, упущенной выгоды и риска предпринимательской активности. Формирование экономических интересов определяется множеством факторов жизнедеятельности, которые характеризуются как индивидуально-эгоистическими принципами (выживание, стабилизация, развитие), так и отношениями взаимодействия (преимущество, предпочтение, устойчивость, рациональность).

Чисто экономические процессы и методы приобрели важное значение наряду с политическими средствами отстаивания национально-государственных интересов. Они становятся весомым компонентом укрепления национальной безопасности, обязательным условием сохранения государственности и важной предпосылкой предотвращения региональных конфликтов.

Напомним, что «экономизация» международной жизни была отмечена довольно давно. Еще в 1912 г. известный русский философ С.Н. Булгаков отмечал, что одной из отечественных черт исторического самочувствия нашей эпохи является, бесспорно, экономизм. Необходимо экономизировать внешнюю политику так же, как это делается в других странах, ибо в этом заложен значительный резерв повышения эффективной российской дипломатии.

В мировом пространстве звенья хозяйственных систем действуют подчас согласованно в силу объективного совпадения интересов. Эти звенья составляют самовоспроизводящуюся целостность, формирующую правила игры, язык, технологии влияния, организационные структуры и коммуникации. Они создают условия для интеграции крупного международного капитала и формирования экономических систем различных государств и их межгосударственных союзов.

Экономическая модель каждой страны формируется в напряженной борьбе между представителями транснационального и национального капиталов, мировой олигархией и национальной элитой за контроль над институтами государственной власти. У них разные (часто противоположные) интересы и ценности, различные инструменты воздействия на экономику.

Широкий спектр упомянутых выше вопросов лишь частично отражает аспекты жизнедеятельности человека, общества и государств. Эти аспекты определяют мотивы поведения по обеспечению жизненных интересов и являются составными элементами защищенности - безопасности хозяйственного развития. Имея экономическую основу, они проявляются на всех уровнях: межгосударственном, национальном, региональном, местном, на уровне домохозяйства и отдельного индивида.

На уровне мирового сообщества важнейшей задачей интересов безопасности хозяйственных систем является обеспечение такого развития, которое сбалансированно решало бы все задачи современности: ликвидацию голода и нищеты, неразрушение среды, стабильного эффективного развития; ликвидацию терроризма, улучшение взаимоотношений между народами, расами, религиозными направлениями и др.

На уровне национальной экономики к таким задачам относят в первую очередь создание и поддержание эффективной экономики, способной обеспечить высокий уровень жизни - нахождение своей «ниши» в международном разделении труда, рациональное использование национальных преимуществ в международной торговле и т.д. Экономические интересы обусловливают такое состояние национальной экономики, занимающей свое место в международном разделении труда, когда население имеет достаточно высо-

кий уровень жизни для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для обеспечения здоровья населения и устойчивости среды обитания.

На региональном уровне проблемы интересов жизнедеятельности выражаются в нахождении и использовании местных преимуществ во внутригосударственном и внешнеторговом обмене, в использовании особенностей региона для повышения уровня жизни населения.

На местном уровне решаются проблемы по обеспечению условий благоприятной жизнедеятельности населения; регулирования деятельности предприятий и компаний, находящихся в данном районе; использованию местных возможностей для более полного обеспечения социальных гарантий, помощи малообеспеченным семьям.

На уровне домашнего хозяйства регулируются доходы семьи; осуществляется современная, прогрессивная налоговая политика; решаются экономические проблемы семейного бюджета, удовлетворения социальных потребностей и т.п. В отношении индивидуума, отдельной личности они конкретизируются должной оплатой труда, сохранением здоровья и условий интеллектуального обогащения, воспитанием ответственности за себя и семью.

В общем круге проблем национальных интересов экономическая компонента приобретает роль ведущей в силу основополагающего значения экономического потенциала в хозяйственной деятельности и в мировых отношениях. Во-первых, она является определяющей в развитии производства и рыночных отношений, обмена товарами и услугами. Во-вторых, формирующей обеспечение превентивных мер и защитно-охранительных мероприятий. В-третьих, она позволяет регулировать агрессивные или творческо-интеллектуальные намерения и поступки.

В литературе и хозяйственной практике сложились определенные понятия интересов с позиции обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта по отношению к тем или иным сферам деятельности: обеспеченность ресурсами потребителя (энергетическая, продовольственная), поддержание должного качества окружающей природной среды (экологическая), регулирование процессов передачи знаний (информационная, интеллектуальная) или общественной жизни (политическая, военная, криминальная), функционирование финансовой системы (банковская, денежно-кредитная).

Современное экономическое развитие в мире характеризуется сочетанием двух противоречивых тенденций: 1) подчинения экономики всех стран интересам международной финансовой олигархии и транснационального капитала и 2) конкуренции национальных экономик самостоятельных государств. Эти тенденции создают в каждой стране сложные комбинации интересов, действия внешних и внутренних факторов. Результаты и последствия различаются от полной колониальной зависимости с безраздельным доминированием транснационального капитала (страны Африканского континента) до экономической мощи США, Германии, Японии, где хозяйственная поли-

тика исходит в основном из интересов национального капитала и отечественных товаропроизводителей. Между этими полюсами расположились страны, пытающиеся сформировать определенные ниши для развития собственного капитала в условиях постоянного давления со стороны транснациональных корпораций, и страны, в той или иной мере сочетающие политику привлечения иностранного капитала при отказе или отстаивании национального суверенитета и интересов в стратегии развития.

Экономическая модель каждой страны формируется в напряженной борьбе за контроль над институтами государственной власти с использованием инструментов воздействия на экономику. Среди этих инструментов -методы и средства, опирающиеся на изучение и использование экономических, культурных и политических особенностей исторически обусловленного развития стран, на подчинение конкурентных преимуществ каждой из них своим интересам, формирование предпочтительной в этих целях информационной, правовой и силовой инфраструктур.

Контролируя более половины оборота мировой торговли и финансов, наиболее прибыльные производственные отрасли - нефтяную, электротехническую, автомобилестроение и иные виды индустрии, международная финансовая олигархия и крупный транснациональный капитал представляют внушительную экономическую силу. Однако абсолютизирование консолидирования ее поступков представляется некоторым преувеличением. Как любое сообщество заинтересованных лиц, самоорганизующееся в условиях рыночной экономики, они действуют под влиянием совпадения объективных интересов функционирующих финансовых образований по установлению и поддержанию приемлемых для них правил игры, а не в силу лишь субъективных мотивов к единству действий. Поэтому и существующая достаточно разнородная совокупность крупных банков и хозяйственных систем, обслуживающих их юридических и международных организаций, разнообразных формальных и неформальных институтов политического влияния и манипулирования общественным мнением в разное время и в разных странах действует неодинаково. Важнейшими инструментами воздействия при этом стали: поддержка иждивенческих настроений национальных элит, втягивание стран в долговую зависимость, подкуп и деморализация национальных элит, дезинформация и направленная обработка (РЯ-технологии) общественного мнения. Идеологическим обеспечением этой линии в течение многих десятилетий неизменно служат теории формальной демократии и радикального либерализма.

Итак, интересы (прежде всего, экономические) определяют направление развития хозяйственной деятельности, мотивы поведения и функционирование хозяйствующего субъекта, а также обострение или гармоничность отношений между участниками хозяйственного процесса.

Отстаивание интересов, обеспечение достижения их целей зависят от постановки и решения не абстрактных, а четко конкретизированных задач

безопасности жизнедеятельности хозяйственных систем. При этом ранее преобладавшие защитные (ограничительно-наказательные) функции по отношению к надеждам на безопасность трансформируются в наиболее технологичные процедуры воздействия непосредственно на процессы достижения поставленной цели или соответствующие ситуационной обстановке результаты. Различие интересов, целей и задач, способов и методов их удовлетворения обусловило расширение области и направлений безопасности функционирования хозяйствующих субъектов от масштаба личности до общечеловеческих.

Соблюдение интересов хозяйствующих субъектов исходит из анализа факторов-следствий улучшения жизни людей, способных влиять:

• прямо - через быт, обеспечение продовольствием и промышленными товарами;

• косвенно - через пользование природно-ресурсным потенциалом;

• на изменение условий жизнедеятельности: комфорт, занятость, права человека и свободы, качество среды обитания.

В России этому благоприятствуют все объективные условия: имеются квалифицированные кадры, разнообразные и достаточные природные ресурсы, мощный производственный и научно-технический потенциал.

Богатый ресурсный и интеллектуально-производственный потенциал -важнейшие преимущества, позволяющие России занять на мировом рынке приоритетное положение. В нашей стране сосредоточено около 1/4 мировых ценностей разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых. При рациональном подходе к природному богатству, к использованию и увеличению интеллектуального потенциала есть перспектива повышения конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности, обеспечивая тем самым высокую общую эффективность функционирования народного хозяйства, экономическую устойчивость развития хозяйственных систем.

В процессе хозяйственной деятельности складываются определенные формы взаимодействия между производителями, потребителями, посредниками или распорядителями жизненно необходимых благ и услуг. При этом формируются механизмы хозяйствования, способы и методы которых обеспечивают предложения и спрос, движение ресурсов и удовлетворение потребностей.

Угрозы экономическим интересам

Каждое звено этого механизма, будучи динамичным элементом системы, подвержено влиянию различного рода воздействий политических, психологических, экологических, технологических, информационных, силовых, способных приносить вред, создавать ситуацию опасности, угрозы экономическим интересам.

Противодействие их влиянию по видам деятельности различаются, поэтому задачи безопасности определяются системой взглядов на обеспечение устойчивости удовлетворения потребностей с использованием доступных (обоснованных) средств и методов защиты (охраны) от внутренних и внешних угроз (посягательств) как совокупности факторов и условий, создающих опасность нормальному (ведущую к нарушениям) функционированию хозяйствующих субъектов в достижении поставленных целей и задач, экономических интересов общества. Исходя из признания экономического вреда, можно говорить о трех состояниях хозяйственной системы:

• уязвимость - восприимчивость, реакция на воздействия извне и сопровождающие их нарушения;

• дестабилизация - нарушения процессов позитивного развития;

• живучесть - способность сохранять (восстанавливать утраченные) функции.

Угрозы экономическим интересам рассматриваются во взаимосвязи с последствиями, нежелательные из которых (источники опасности) оцениваются рядом факторов:

• потерями, ущербом, упущенной выгодой и деловыми обязательствами;

• соперничеством (конкурентная продукция, нововведение);

• зависимостью в той или иной сфере хозяйственной деятельности.

Можно говорить о преодолении или предупреждении этих последствий

как об обеспечении хозяйственной устойчивости с позиций природы противостояний, противоречий в современном мире.

Распространенной является точка зрения, согласно которой лишь немногие угрозы экономическим интересам заслуживают того, чтобы связывать их с негативными последствиями для экономики. Сторонники этой позиции считают, что часть угроз относится к обычной, повседневной экономической деятельности и составляет ее издержки, например - слабое руководство и ошибки в принимаемых решениях. То, что в краткосрочном плане выглядит угрозой, в частности - эмбарго на поставки нефти, в долгосрочной перспективе может обернуться стимулом для более рациональной энергетической политики и ускорения технологического развития. Ущерб же может выражаться в потере части дохода или же в уничтожении целых отраслей промышленности и все же не выходить за рамки нормальной и, в своем роде, цивилизованной конкурентной борьбы.

Теоретически данная позиция выглядит убедительной. Однако, принимая во внимание практическую сторону дела, в нее необходимо внести известные коррективы. В процессе принятия решений достаточно сложно прогнозировать, какие именно внешние воздействия следует рассматривать в качестве сигналов для пересмотра, скажем, технологической ориентации, а какие - в качестве однозначно неблагоприятных влияний, требующих не приспособления, а противодействия. Для политика имеет смысл включать

в число угроз экономическим интересам такие неблагоприятные внешние воздействия, которые могут в данный момент не только привести к критическому состоянию экономического положения хозяйственной системы, но и послужить препятствием для ее экономического роста.

При классификации и ранжировании угроз по характеру и степени опасности, которую они представляют, могут использоваться различные признаки, в том числе:

• по месту расположения источника угрозы (внутренняя - источник на территории страны, внешняя - источник расположен за границей);

• по сфере человеческой деятельности (политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, межнациональные отношения, экологическая, демографическая, научно-техническая, технологическая, интеллектуальная, информационная, сырьевая);

• по отношению к человеческой деятельности (объективная, формируемая независимо от поставленных целей, и субъективная, сознательно реализуемая, например, разведка и шпионаж, организованная преступность);

• по вероятности реализации (с учетом складывающихся определенных условий - кризиса, перестройки, реформирования, противоборства, партнерства);

• по последствиям (общие - отражаются на территории всей страны; локальные - на части территории; частные - на отдельных физических или юридических лицах).

Характеристики угроз экономическим интересам как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных сфер интересов личности, общества и государства, можно сгруппировать по таким признакам, как:

• объект посягательства - структура управления, информация, финансы, персонал;

• природа возникновения - факторы, обусловленные проводимой политикой, конкуренцией, криминальными или контрагентскими мотивами;

• величина наносимого вреда - катастрофический, значительный с необходимостью компенсации расходов, вызывающий трудности;

• вид воздействия (явные, латентные) и способы защищенности хозяйствующего субъекта.

Объективно существующие обстоятельства и ситуации позволяют назвать наиболее существенные угрозы, характерные для современного состояния экономических отношений в стране. К числу внутренних угроз экономическим интересам относятся:

• превращение экономики в объект противоборствующих политических групп, партий и движений;

• ослабление управляемости хозяйственными связями;

• структурная деформация в хозяйственной деятельности;

• замедление темпов обновления технической и технологической базы хозяйственной деятельности;

• резкое снижение занятости в основных сферах народного хозяйства; усиление дифференциации в доходах различных групп населения;

• криминализация экономики и рост организованной преступности;

• возрастание коррумпированности в органах управления.

Неадекватность законодательства, несовершенство механизма формирования экономической политики (высокая степень воздействия регионального и отраслевого лоббизма в процедурах принятия решений; слабая согласованность и подчас непоследовательность действий экономических ведомств) чреваты нарушением финансовой сбалансированности и финансовой дисциплины, угрозами социальных конфликтов, ослаблением конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Из-за неразвитости законодательной основы природопользования и природоохранных мероприятий, отсутствия (либо ограниченного использования) природосберегающих технологий, низкой экологической культуры создается угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране.

Несомненной угрозой является формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья, импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления. Эти проявления сопровождаются увеличением вывоза стратегически важных видов сырья при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли, увеличением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники.

Снижение научно-технического потенциала страны ведет к утрате достигнутых в мире позиций и качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости и подрыву оборонного потенциала государства.

Как следствие кризисного состояния экономики угрозой безопасности рассматривается рост удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на богатых и массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности.

В настоящее время важным индикатором уровня жизни населения является стоимость прожиточного минимума. Прожиточный минимум определяется путем обеспечения минимального уровня потребления продуктов питания из расчета 3 тысячи килокалорий в сутки, медикаментов, предметов санитарии и гигиены, оплаты жилья и коммунальных услуг. Темпы роста стоимости прожиточного минимума сопоставляются с индексом потребительских цен.

Серьезные проблемы как следствие нарушения социальной справедливости связаны с негативными общественными явлениями - правонарушениями в использовании имеющихся финансовых и материально-технических ресурсов; инициированием криминализации экономических отношений и коррупции, которая затронула даже деятельность правоохранительных структур, органов исполнительной и законодательной власти. Во многих случаях коррупция парализует действие принимаемых законов, серьезно снижает эффективность правовой системы; коррупционеры пытаются приобрести политическое влияние.

Неизбежное совпадение и переплетение интересов и устремлений криминально ориентированных социальных групп способствовали образованию и укреплению действующих в сфере экономики организованных преступных сообществ, которые распространили свое влияние на финансово-кредитную и биржевую системы, внешнеэкономические отношения, на такие сферы, как обращение валютных ценностей, приватизация, частный бизнес, ключевые отрасли промышленного производства.

Внутренние угрозы экономическим интересам и безопасности функционирования хозяйствующих субъектов и системности экономических явлений и процессов обусловливают взаимную конвертизацию с внешними угрозами. Эта проблема становится особенно актуальной в связи с либерализацией внешнеэкономических отношений и отстаиванием положения страны на мировом рынке. Среди угроз экономическим интересам извне (внешние угрозы) следует отметить:

• возможную потерю рынков сбыта, в том числе традиционных товаров экспорта;

• чрезмерную открытость экономики, снижающую защищенность отечественного производителя и нормальное функционирование финансово-денежной системы;

• увеличение уровня зависимости от международных экономических организаций и импорта;

• дискриминационные меры зарубежных организаций и сообществ государств во внешнеэкономических отношениях;

• недостаточный контроль за инвестиционными проектами и слабость механизмов предотвращения утечек денежно-валютных ресурсов за рубеж;

• недооценку отечественных собственников интеллектуального продукта и связанное с этим попустительство и даже пособничество «утечке мозгов».

Среди внешних факторов, усугубляющих угрозы в экономической области, можно выделить наиболее весомые: ограничения присутствию на ряде зарубежных рынков; стимулирование иностранными партнерами утечки интеллектуальной собственности и квалифицированных кадров за рубеж; вывоз валютных запасов, стратегически важных видов сырья и товаров, культиви-

рование структурно-деформированного товарооборота, подрыв базы отечественного машиностроения; неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки российского экспорта и рационализации структуры импорта.

Ущерб может наноситься преднамеренно: путем нарушения нормального состояния международной торговли, исключая случаи соглашения на международном уровне; нарушения валютного режима, манипуляциями, направленными на занижение курса национальной денежной единицы, замораживанием ее авуаров в иностранных банках; создания ограничений и препон на пути международного трансферта технологий и научно-технического обмена но политическим мотивам; нарушения сложившегося режима международной миграции капитала в форме прямых частных инвестиций в результате организованной утечки капиталов из страны, незаконной реквизиции или национализации собственности иностранных инвесторов; нанесения извне экологического ущерба, влекущего за собой экономические потери, например, в результате размещения вредных отходов на российской территории.

Отечественный опыт и примеры деятельности зарубежных хозяйственных систем в перестроечный период позволяют оценить потенциальный и фактический урон, нанесенный стране. Методики оценок ущербов и потерь в денежной форме дают определенное представление о степени опасности угроз экономическим интересам. К числу приоритетных мер в отражении перечисленных угроз можно отнести:

• активизацию инвестиционного процесса в стране в целом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• консолидацию общества на базе повышения уровня жизни всего населения;

• сохранение науки и перевод ее на приоритетное финансирование;

• стимулирование частных инвестиций в наиболее эффективные экономические проекты;

• снижение инфляции;

• жесткую налоговую политику;

• меры по укреплению национальной денежной единицы.

Многочисленные перечни угроз экономическим интересам в различных сферах государственной и общественной деятельности не являются стабильными во времени, тем не менее они требуют ранжирования по степени приоритетности разработки мер обеспечения безопасности. Видимо, с уточнением перечня наиболее опасных из них основной акцент целесообразно перенести на создание эффективного механизма, обеспечивающего своевременное распознавание угроз и адекватное реагирование на их возникновение.

В будущем наиболее значимыми угрозами, на локализацию которых должны быть направлены усилия исполнительных органов власти, являются:

• высокий уровень имущественной дифференциации населения и повышенный уровень бедности, чреватые нарушением социального спокойствия и общественного согласия;

• возрастание неравномерности социально-экономического состояния регионов и усиления на этой основе опасности региональных конфликтов;

• криминализация общества и сфер хозяйственной деятельности, существенную опасность при которой представляют предполагаемый рост безработицы, ажиотаж вокруг приватизации и передела собственности, сращивание криминальных структур с чиновниками и работниками «белого» бизнеса;

• усиление экономической зависимости от зарубежных государств и международных союзов, подчинение процессов воспроизводства и потребления возможностям импорта оборудования и потребительских товаров.

Поскольку общественно-политическая обстановка в стране в значительной мере зависит от перечисленных выше наиболее значимых угроз, постольку действия исполнительных органов власти должны отличаться особо высокой эффективностью в сфере предупреждения опасности.

Сейчас либерализация экономической деятельности, допуск в экономику теневого капитала не сопровождаются созданием адекватного механизма (действия) и субъектов (физические и юридические лица, их права и юридические обязанности). Закрепленные в законах и директивных документах конкретные ситуации предполагают юридическую ответственность. Формой выражения такой ответственности могут быть правонарушения и противоправные деяния, квалифицируемые как преступления.

Правонарушением признается незаконное действие или бездействие, когда предписывается действовать; неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, повлекших нарушение гражданских прав других лиц. Преступление - общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания.

Экономические преступления - уголовно наказуемые действия, совершаемые в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг, в том числе [1]:

• связанные с незаконным использованием служебного статуса;

• хищения, совершаемые путем присвоения, растраты и злоупотребления служебным положением;

• обман потребителей и нарушение правил торговли;

• уклонение от уплаты налогов;

• выпуск или продажа товаров, не отвечающих требованиям безопасности, и другие.

Среди мотивов экономических правонарушений и преступлений можно назвать: удовлетворение материальных интересов, стремление к обогащению, месть и ненависть к конкретному лицу, стремление к лидерству и власти, повышение имиджа, подлость, клептомания.

Экономические правонарушения и преступления могут быть некорыстными (уничтожение имущества по незнанию меры ответственности или по

халатности) и корыстными, в составе которых различают: вымогательство, кражу, мошенничество, грабеж и разбой.

Типичными экономическими преступлениями считаются:

• рэкет и вымогательство;

• принуждение к совершению сделки;

• заведомо ложная реклама и незаконное использование товарного знака; коммерческий подкуп;

• получение и разглашение составляющих коммерческую тайну сведений;

• лжепредпринимательство.

Со временем преступность становится все более опасной, она приобретает иное качество, так как в ней начинает преобладать корыстная направленность. При этом часть преступлений приобретает агрессивно-насильственный характер, становится циничной и жестокой. Масштабы преступных действий расширяются, а сферы влияния распространяются на жизненно важные области деятельности, где сосредоточивается крупный капитал, направляемый на дальнейшее воспроизводство преступности.

В последнее время корыстные преступления все чаще становятся групповыми и организованными. Естественно, крупные преступления редко совершаются «одиночками». Преступления в экономической сфере в основном хорошо организованы на всех стадиях, включая репатриацию незаконно полученных средств. Статистические данные подтверждают, что экономическая преступность все больше и больше ориентируется на международные криминальные связи, расширяется и укрепляется.

Выявление мотивов и противодействие экономическим правонарушениям определили интерес к исследованиям в области «экономики преступлений» (The Economics of Crime). Начало разработки данного направления связано с именем Г. Беккера, лауреата Нобелевской премии по экономике (1992), который обосновал связь между преступлением и наказанием как экономическими явлениями [2]. Постановкой задачи предполагалось теоретически обосновать проблему минимизации социальных потерь, вытекающих из экономического преступления. Он определяет общие социальные потери: прямые потери от нарушения закона или ущерб, нанесенный обществу, за минусом прибыли, получаемой нарушителем; социальная стоимость наказания правонарушителя для общества; социальная стоимость создания обстановки высокой вероятности обнаружения правонарушения и наказания за него. Эти принципиальные положения реализованы в формуле ожидаемой полезности от совершения правонарушения:

EU = (l-p) х U (Y) f p х (Y-t) = U (Y-p x f),

где: EU - (expected utility) ожидаемая полезность от преступления;

р - вероятность осуждения правонарушителя;

Y - доход от преступления;

U - (utility) функция полезности преступника;

f - наказание за преступление.

Интерпретация формулы: правонарушитель должен соотнести доходы от преступной деятельности и доходы от легального бизнеса. Таким образом, модель Г. Беккера описывает альтернативу, стоящую перед правонарушителем. При ожидаемой полезности от преступления ЕЦ>0 он может выбрать преступную карьеру; при Еи<0 ожидаемая полезность правонарушения отрицательна, что предопределяет законопослушное поведение.

Однако общий вывод теории экономической преступности состоит в том, что при длительной карьере средний ожидаемый доход преступника всегда отрицателен и, следовательно, экономические правонарушения убыточны.

Теория экономики преступности рассматривает экономические преступления с позиций принципа: затраты - результаты. Основатели этого направления считают, что разработанная ими модель имеет универсальный характер, а не относится только к чистому криминалу, поскольку она может использоваться для расчета доходности любой деятельности, имеющей корыстную направленность, в том числе той, которую отечественные ученые относят к теневой - уклонение от налогов.

Противоправные действия через явное и скрытое взаимодействие коммерческих структур, администрации предприятий, государственных служащих сопровождаются опасностью сращивания законной и криминальной экономической деятельности. Элементы типичной схемы этого явления включают: изыскание начальных средств, приумножение их и спекуляцию, «отмывание» и ориентацию в предпринимательской деятельности, приумножение средств в законном бизнесе. Регулирующие обстоятельства: доступность информации и отчетности, получение лицензий, пользование льготами.

По оценкам экспертов, преступные группировки в России контролируют около половины коммерческих банков, не менее 60% государственных и 40% коммерческих предприятий. До 80% голосующих акций перешло в руки криминального капитала посредством взимания дани с коммерческих структур в виде акций. В целом ущерб от преступлений составляет 10-15% ВВП.

По экспертным же оценкам, в структуре нанесенного ущерба 70% приходится именно на государственную и муниципальную собственность, 15% -на частную и 8,5% - на смешанную. В процессе приватизации произошло массированное присвоение государственной и муниципальной собственности, которые в настоящее время являются основным объектом посягательства со стороны лиц, втянутых в орбиту экономической преступности. В сфере устремлений этих кругов оказалась кредитно-финансовая система: хищение денежных средств и использование подложных финансовых документов, незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов, неконтролируемый перелив капитала в теневую экономику и зарубежные банки.

К угрозе коррупции и организованной преступности примыкает угроза нарастающих нарушений законодательства в области экономики, отражающего деловую активность определенных слоев общества - теневой сектор экономики, который проявился во всех сферах жизнедеятельности.

Теневой сектор экономики, или теневая экономика, представляет собой весьма трудный для изучения феномен человеческих отношений, который сравнительно легко определить, но практически невозможно точно измерить. Одна из причин в том, что необходимая для исследования информация -строго конфиденциальна и разрознена по источникам. Но она представляет интерес из-за влияния на экономические процессы и явления хозяйственной деятельности - формирование и распределение доходов, производство и торговые операции, инвестирование капитала и экономический рост.

Практика позволила выявить основные группы неформального сектора экономики:

• высший уровень - сугубо криминальные элементы (торговцы оружием, наркотиками и т.д.), к ним причисляются также крупные взяточники в государственной власти и управлении;

• средний уровень - «теневики» (предприниматели, коммерсанты, бизнесмены);

• низший уровень - наемные работники «теневиков».

В этой сфере деятельности, по оценкам экспертов, занято около 30 млн экономически активных граждан России. Ее основные признаки могут быть сформулированы следующим образом:

• неофициальная экономика - легальные виды деятельности, но не фиксируемые официальной статистикой производства товаров или оказания услуг;

• подпольная экономика - все запрещенные законом виды экономической деятельности;

• фиктивная экономика - скрываемые или преуменьшаемые результаты деятельности на основе приписок, мошенничества, спекулятивных сговоров и другие действия с целью уклонения от уплаты налогов.

Этот неформальный, «теневой» сектор экономики проявляется как на национальном, так и на мировом уровне. Новая версия системы национальных счетов предлагает учитывать теневую экономику в составе производственной деятельности.

В издании статистического комитета ООН «Голубая книга» предлагается три понятия экономической деятельности: «скрытая» (или «теневая»), «неформальная» (или «неофициальная») и «нелегальная». Тем самым появляется возможность вводить соответствующие поправки при определении ВВП через измеряемые показатели.

В качестве основы расчета скрываемых объемов выпуска продукции промышленных предприятий может быть использована информация об уплате налога на добавленную стоимость из отчетов о результатах контрольных проверок Госналогслужбы РФ и данных Федеральной службы налоговой полиции.

По экспертным данным, удельный вес теневой экономики в российском валовом внутреннем продукте колеблется, что связано с различным толкованием явления и оценок наносимого вреда, но продолжает быстро воз-

растать. Если в целом (по оценкам Госкомстата РФ) продукция теневого сектора экономики оценивалась примерно в 27% ВВП, то в сферах преобладающей экономической активности ВВП (торговля, коммерческое посредничество, обслуживание и др.) доля «теневого» оборота оценивается до 50% и выше. Оценки по странам мира полагают его оптимальное значение -5-10% ВВП.

Теневая экономика не является специфическим феноменом сферы малого предпринимательства, хотя именно малый бизнес в его нынешнем состоянии и «нише» в российской экономике способен наиболее адаптироваться в расширяющейся сфере теневой деятельности.

Причинами перехода малого бизнеса в сферу теневой экономики можно назвать избыточность и усложненность налогообложения, необходимость урегулирования отношений с криминальными и бюрократическими структурами, неопределенность общеэкономической ситуации, диктующей необходимость скрывать резервы. Недостаточность собственных средств для самозащиты делает малое предпринимательство легкой добычей криминальных структур. Чтобы глубже проникнуть в суть этого явления, необходимо провести аналитическое исследование, выявить неконтролируемые операции (в частности, «черный нал») и на основе данных такого анализа выработать комплекс мер оперативного выявления и перекрытия каналов (безналогового) движения финансовых средств.

Конец XX века ознаменовался всплеском угроз экономическим интересам хозяйствующих субъектов с немыслимыми прежде масштабами изготовления поддельных товаров и незаконного их сбыта. По данным международных организаций, от 5 до 8% всех товаров и услуг в мире - пиратские или поддельные. В этой массе все более заметное место занимают изделия, подпадающие под категорию интеллектуальной собственности: фильмы, музыка, песни, литературные произведения, программы для компьютеров. Ущерб наносится как авторам, исполнителям и законным производителям продукции, так и государственной казне, лишаемой причитающихся ей налоговых поступлений.

По самым скромным подсчетам, общие потери России от пиратов достигают сегодня 1 млрд долл. США в год. Доля подделок на российских рынках аудио- и видеопродукции, программ ЭВМ и баз данных достигает 80% общего объема продаж. В США, где названных товаров распространяется неизмеримо больше, пиратская продукция достигает 20% объема торгового оборота.

Негативным явлением в жизни мирового сообщества конца XX в. с нанесением экономическою ущерба и вреда цивилизации стал терроризм - устрашение путем уничтожения не обязательно людей, но и промышленных и гражданских объектов, культурных ценностей и религиозных святынь, т.е. всего того, что может создать социальную напряженность, менять ситуацию в свою пользу. Мощные взрывы на улицах городов США, Колумбии, Алжира, Израиля, России свидетельствуют о масштабе этого бедствия.

Существует множество видов террористической деятельности, в том числе и социально поддерживаемой - партизанской, являющейся частью реального военного конфликта. Терроризм наблюдался во многих странах, которые подвергались оккупации, и выражал народное возмущение.

Совокупность реальных и потенциальных угроз экономическим интересам позволяет судить об опасностях для тех или иных сфер хозяйственной деятельности и приоритетности мер по их отражению. Многочисленные перечни угроз экономическим интересам в различных сферах государственной и общественной деятельности, не являющиеся окончательными, нуждаются в ранжировании по приоритетности угроз при достаточной для экономического анализа степени их детализации. Видимо, целесообразно корректировать эти перечни, упоминая лишь наиболее опасные и приоритетные с точки зрения состояния и перспектив социально-экономического развития, перенести основную смысловую нагрузку на необходимость создания эффективного механизма, обеспечивающего своевременное распознание угроз и адекватное реагирование на их возникновение.

Для страны внешние и внутренние угрозы могут быть сгруппированы по направленности влияния на производственные факторы развития хозяйствующих субъектов, организацию межгосударственного обмена товарами, услугами и капиталом, удовлетворение потребностей социальной сферы с созданием должного уровня защищенности жизнедеятельности человека и поддержания ресурсно-интеллектуального потенциала: преодоление любого вида экономических правонарушений, борьба с криминальной деятельностью в экономике и терроризмом. В межгосударственных отношениях приоритеты связаны с укреплением экономической независимости и положения на мировом рынке. Состояние экономической зависимости страны от зарубежных государств и их союзов, подчинение процессов воспроизводства и потребления возможностям импорта оборудования и потребительских товаров обусловливаются рядом обстоятельств:

• усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

• отставание прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их извлечения из недр;

• сокращение производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности и прежде всего в машиностроении;

• снижение масштаба результативности научных исследований, технологического единства результатов научных исследований и новых разработок.

Реальность существования в связи с этим опасности для экономики можно продемонстрировать при помощи количественных показателей, характеризующих динамику доли импорта и экспорта в валовом внутреннем продукте, национальном доходе, сопоставимых с показателями стран такого же масштаба и уровня развития, а также на основе такой качественной харак-

теристики, как существование зависимости большинства крупных городов от импорта продовольствия.

Неоднозначность влияния угроз экономическим интересам и опасности тех или иных факторов их проявления необходимо учитывать при принятии управленческих решений и оценках приоритетности мер по их отражению. Трудовые традиции, социально-психологический климат и экономические интересы способствуют этим оценкам и уточнению целей хозяйственного развития в совокупности задач государства и его политических институтов.

Результативность и плодотворность достижения целей зависят от структуры общества, способности его слоев реагировать и воспринимать ценности с позиции реального и виртуального осязания.

Общество и общественные группы нуждаются в обобщении идей в удовлетворении потребностей и в пользовании общечеловеческими ценностями, преодолевая обострения противоречий и необоснованных претензий. На их основе формируется комплекс мотивов действий, поступков и отношений, которые можно обобщить понятием интересов как совокупности представлений об удовлетворении потребностей и стремлений приобщиться к достижениям цивилизации (общечеловеческим ценностям материального и духовного характера) и обеспечению благополучия.

В числе интересов приоритеты обычно отдают свободе развития потребностей, акценты делают на правах (высказывать мнения, объединять единомышленников, развивать собственные взгляды, требовать ограничения иных влияний), в меньшей степени - на обязанностях (уважения к партнеру, согласованности действий, учета нужд и желаний противоположного направления).

На отстаивании интересов концентрируются усилия разума и поступков, обосновываются перспективы социально-экономического благополучия, что особенно важно в новой экономике.

Совокупность интересов можно определить как круг жизненно важных обстоятельств на определенной территории для этнических и социальных групп, которые в цивилизованно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации, в политическом отношении - исторически самоорганизуются как государство.

Обстановка в мире позволяет рассматривать реальность новых парадигм отношений:

• от концепции баланса сил - к концепции баланса интересов;

• от идеологии и структуры взглядов конфронтального типа - к моделям партнерства, делового сотрудничества;

• дополнение принципа независимости и целостности территории принципом необходимости обеспечения благополучия личности.

Между тем в мире еще сохраняется тенденция жить по законам баланса сил, а не интересов. Не исчезли настроения зависти, обмана, пиратства, агрессивного иждивенчества. При этом приоритеты политического выбора

обосновываются интересами социально-экономического благополучия. В связи с этим подчеркнем важность выбора принципов поведения на основе новых парадигм, отношений, сочетающихся с задачами развития каждого государства.

Процессы общественного развития по регионам планеты имеют особенности, что существенно отражается на жизни народа, понимании и определении целей удовлетворения потребностей общества, определении перспектив и путей формирования, отстаивания и защиты его интересов. Соответственно выявляются приоритеты в политической, социальной, технологической, экономической сферах.

Долгосрочные интересы России, как и любой страны, сводятся к трем содержательным целям: процветанию народа, защите и обустройству территории его жизнедеятельности, сохранению и развитию национальной культуры. По своему содержанию они являются интегрированным выражением жизненно важных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, физической безопасности, повышении качества и уровня жизни, физического, духовного и интеллектуального развития. С этой точки зрения чрезвычайно важной является трудовая деятельность как условие реализации людьми своих творческих возможностей, духовных запросов и материальных потребностей.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное развитие всех социальных и этнических групп.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, установлении политической, экономической и социальной стабильности, безусловном исполнении законов, поддержании правопорядка и развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Реализация индивидуальных интересов способствует реализации общих лишь тогда, когда их носители объединяются воедино и ни один из них не может эффективно функционировать автономно. Эти интересы выражают обобщенные стремления всех членов данного общества - граждан государства - к обеспечению его независимости, благосостояния и высокого качества жизни народа, сохранения его культуры и духовных ценностей.

В пространственно-географическом плане с развитием международного общения интересы приобретают форму национально-государственных. Широко используется и ее синоним - термин «национальный интерес», который относится не к нации-этносу, а к нации-государству, т.е. всех лиц, народов, населения, живущих по законам данного государства и равных перед этими законами.

Национальные интересы диктуют приоритеты сотрудничества и использования собственного экономического потенциала, обусловленные суммой жизненных потребностей. К их числу относят: достойное место в мировом сообществе, здоровье и благополучие, территориальную целостность, поддержание традиций, материальных и духовных ценностей. Развивающиеся в различных регионах мира процессы самым непосредственным и существенным образом могут влиять на состояние и перспективы развития народов, подчас - на понимание и определенно национальных целей. Соответственно национально-государственные интересы выполняют функции активности воздействия на другие государства через силовые, экономические и психологические методы. При этом формируются интересы лидерства, сдерживания агрессии, надежности жизнедеятельности, духовно-культурной независимости и материального процветания.

На каждом этапе исторического развития национально-государственные интересы создают свои приоритеты в политической, экономической, военной и технологической сферах, но главными неизменно остаются национальные особенности: сохранение духовности, национального здоровья, достоинства и благополучия.

Формирование национально-государственных интересов становится определяющим в системе базовых приоритетов развития экономики, социальных предпосылок и институциональных механизмов государственности.

Для многих стран мира национально-государственные интересы выражаются конкретными формулировками - это устойчивость собственной экономики, принципы интеграционных союзов, корпоративные устремления транснациональных компаний или надежд на благотворительность и различные виды помощи.

Для того чтобы умело и последовательно защищать национально-государственные, национальные интересы, их надо понимать. Лидеры государств, как правило, предельно рациональны и жестки в отстаивании своих национальных интересов в соответствии с тем, как они их понимают или как их воспринимает массовое сознание в государстве. Фраза о том, что у Британии нет постоянных друзей и вечных врагов, а постоянны лишь ее интересы, характерна и верна сегодня, как почти 150 лет назад.

Литература

1. Безопасность России: Словарь терминов и определений. - М.: Знамя, 1998. - С. 224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Журнал «РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция». -2000. - № 5-6.

3. Юрьев В.М. Имя свое: Россия в глобализирующемся мире. - Тамбов, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.