Научная статья на тему 'О необходимости создания региональных стандартов физического развития детей раннего возраста'

О необходимости создания региональных стандартов физического развития детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОМЕТРИЯ / МОРФОТИП / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ANTHROPOMETRY / MORPHOLOGIC / PHYSICAL DEVELOPMENT / EARLY AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зрячкин Николай Иванович, Елизарова Татьяна Викторовна

Представлены результаты исследования уровня физического развития детей раннего возраста, проживающих на территории Энгельсского муниципального района Саратовской области, проведено антропометрическое обследование детей в возрасте до 3 лет. Приведены региональные особенности физического развития здоровых детей. Полученные результаты подтверждают необходимость разработки региональных центильных таблиц для оценки физического развития детей раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the necessity of for regional standards of physical development of young children in the early age

The results of the study the level of physical development of young children living in the Engel's Community Education Saratov region are given. The anthropometric survey of children aged under three years of living in the municipality of Engels was made. The regional characteristics of the physical development of healthy children was done. The results support the need to develop regional tsentil tables for the physical development of children in the early age.

Текст научной работы на тему «О необходимости создания региональных стандартов физического развития детей раннего возраста»

Магдиев Джамалутдин Алилович, доктор медицинских наук, профессор кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, Россия, 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1, тел.: (495) 536-96-20, е-таП: rsmu@rsmu.ru.

Аттаева Лейла Жамаловна, кандидат медицинских наук, магистрант Международного института управления, ФГОБУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Россия, 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76, тел.: 926-354-44-97, е-таП: leyla0505@rambler.ru.

УДК 616-007.7-053.3/.4:006.03(470.44)(045)

© Н.И. Зрячкин, Т.В. Елизарова, 2013

Н.И. Зрячкин, Т.В. Елизарова

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского»

Минздрава России

Представлены результаты исследования уровня физического развития детей раннего возраста, проживающих на территории Энгельсского муниципального района Саратовской области, проведено антропометрическое обследование детей в возрасте до 3 лет. Приведены региональные особенности физического развития здоровых детей. Полученные результаты подтверждают необходимость разработки региональных центильных таблиц для оценки физического развития детей раннего возраста.

Ключевые слова: антропометрия, морфотип, физическое развитие детей, ранний возраст.

N.I. Zryachkin, T.V. Elizarova ABOUT THE NECESSITY OF FOR REGIONAL STANDARDS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN IN THE EARLY AGE

The results of the study the level of physical development of young children living in the Engel's Community Education Saratov region are given. The anthropometric survey of children aged under three years of living in the municipality of Engels was made. The regional characteristics of the physical development of healthy children was done. The results support the need to develop regional tsentil tables for the physical development of children in the early age.

Key words: anthropometry, morphologic, physical development, early age.

Введение. Показатели физического развития детей входят в число наиболее информативных критериев, характеризующих состояние их роста и развития [2, 3] и являются главными индикаторами состояния их здоровья [8]. Исследование физического развития - единственный самый полезный инструмент для того, чтобы определить здоровье и пищевой статус у детей в обоих случаях и для индивида, и для популяции.

Учитывая огромные пространства нашей страны, разнообразие природно-климатических условий, этнического состава населения, необходимо изучение физического развития детей в разных регионах России [1, 10]. Интенсивность изменений показателей физического развития зависит от возраста и тем значительнее, чем младше ребенок [8]. Большинство исследований проводится в старших возрастных группах [5] или посвящается новорожденным и детям первого года жизни. Сведения в литературе, посвященные физическому развитию детей и охватывающие период до 3 лет, встречаются крайне редко [9]. Именно в данный возрастной период особенности становления адаптационных процессов влияют на последующее развитие детей, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Цель: оценить уровень физического развития детей раннего возраста, проживающих в Эн-гельсском муниципальном образовании Саратовской области, и определить необходимость разработки региональных стандартов.

Материалы и методы исследования. Было обследовано 2 136 детей в возрасте от 1 месяца до

3 лет, состоящие только в I и II группах здоровья. В ходе исследования измеряли такие антропометрические показатели, как длина тела, масса тела и окружность груди. Обследование проводили в первой половине дня на обнаженном ребенке, тщательно выверенным инструментарием, с соблюдением антропометрических точек, в комфортных условиях.

Для оценки и анализа результатов полученных измерений все показатели был разбиты на 2 группы: 1) дети в возрасте от 1 месяца до 1 года, 2) дети от 1 до 3 лет. Критериями групп были определены: декретированный возраст, пол и антропометрические показатели (вес, рост и окружность груди). Учитывая изменчивость антропометрических показателей у детей с возрастом, для сравнения и оценки показатели приведены к единой шкале центильных коридоров (центильные таблицы

А.В. Мазурина, И.М. Воронцова [4]). Для проверки нормальности распределения использовали W-критерий Шапиро-Уилка.

Учитывая, что одномерные антропометрические показатели не дают полного представления о вариантах телосложения детей, проживающих в регионе, обследованные дети на основании полученных антропометрических измерений были распределены по вариантам телосложения. С этой целью использовали классификацию морфологических типов [6, 7], которая включает в себя все разнообразие вариантов телосложения и различает 9 морфотипов.

Для каждого ребенка определяли гармоничность физического развития. Определение гармоничности проводили на основании тех же результатов центильных оценок. Если разность номеров областей между двумя показателями не превышала 1, ребенка относили к группе детей с гармоничным развитием; если эта разность составляла 2 - развитие считали дисгармоничным, а если разность равнялась 3 и более, развитие считали резко дисгармоничным.

Для определения необходимости разработки региональных стандартов физического развития проводили сравнение медиан антропометрических показателей, полученных в процесс обследования детей, с медианами табличных значений центильных шкал А.В. Мазурина и И.М. Воронцова [4], использованных для оценки измерений.

Группировка данных и автоматизированные табличные расчеты проводили при помощи программы Microsoft Office Excel и надстройки для статистических расчетов. Для статистической обработки данных использовали программу SPSS 13.0 for Windows. Достоверность различия признаков оценивали вычислением критерия Стьюдента (t).

Результаты исследования и их обсуждение. Центильное распределение детей по массе тела в зависимости от возраста и пола представлено в таблице 1.

Таблица 1

Центильное распределение детей по массе тела в зависимости от возраста и пола (%)

Центильный коридор От 1 месяца до 1 года От 1 года до 3 лет Всего

М Д Всего М Д Всего М Д Всего

1 (< 3 %) 1,6 3,1 2,3 4,3 3,4 3,9 2,8 3,2 3,0

2 (3-10 %) 1,3 5,2 3,1 3,5 4,8 4,2 2,3 5,0 3,6

3(10-25 %) 5,5 9,4 7,3 8,1 12,9 10,5 6,6 11,1 8,8

Итого < 25 % 8,4 17,7 12,6 15,9 21,1 18,5 11,7 19,3 15,4

4 (25-75 %) 48,6 41,3 45,3 53,5 40,0 46,6 50,8 40,6 45,9

5 (75-90 %) 11,1 17,3 19,4 12,0 17,1 14,6 17,1 17,2 17,2

6 (90-97 %) 11,1 10,7 11,0 6,4 9,8 8,1 9,1 10,3 9,7

7 (> 97 %) 10,7 13,1 11,8 12,2 12,0 12,1 11,3 12,6 11,9

Итого > 75% 43,0 41,1 42,1 30,6 39,0 34,8 37,5 40,0 38,7

Примечание: М- мальчики; Д - девочки (здесь и далее)

Из таблицы 1 видно, что у большего количества детей данные измерения показателя веса соответствовали четвертому центильному коридору, но их количество не превышало и половины от общего числа обследованных.

Для обследованных детей, проживающих в регионе, характерен высокий показатель избыточного веса, сравнимый с количеством детей с «нормальным» весом.

Количество мальчиков с «нормальным» и избыточным весом было на 7,7 % больше, чем девочек с такими же показателями. Низкая масса тела у девочек встречалась в 1,7 раз чаще, чем у мальчиков, это преобладание сохранялось в обеих возрастных группах.

Показатель веса в зависимости от возраста у девочек был стабильнее, чем у мальчиков. Однако положительная динамика изменения веса была выявлена у мальчиков, так как количество детей с «нормальным» весом среди мальчиков с возрастом на 5 % увеличивалось, а доля девочек уменьшалась.

Показатели, характеризующие распределение детей по длине тела в зависимости от возраста и пола, представлены в таблице 2.

Таблица 2

__________Центильное распределение детей по длине тела в зависимости от возраста и пола (%)_______

Центильный коридор От 1 месяца до 1 года От 1 года до 3 лет Всего

М Д Всего М Д Всего М Д Всего

1 (< 3 %) 1,6 1,9 1,8 2,3 3,8 3,1 1,9 2,8 2,4

2 (3-10 %) 1,8 2,5 2,1 4,5 2,4 3,5 3,0 2,5 2,7

3(10-25 %) 2,7 8,7 5,4 5,6 7,4 6,5 4,0 8,1 5,9

Итого < 25 % 6,1 13,1 9,3 12,4 13,7 13,0 8,9 13,4 11,0

4 (25-75 %) 28,3 37,1 32,3 41,3 36,5 38,9 34,0 36,8 35,4

5 (75-90 %) 25,2 23,8 24,6 18,8 28,5 23,7 22,4 26,1 24,2

6 (90-97 %) 21,5 14,8 18,4 22,5 12,4 17,4 21,9 13,7 18,0

7 (> 97 %) 18,9 11,2 15,4 5,0 8,8 6,9 12,8 10,0 11,5

Итого > 75% 65,6 49,8 58,4 46,3 49,8 48,1 57,1 49,8 53,6

Данные наглядно демонстрируют, что уровень детей с «нормальной» длинной тела в 1,5 раза ниже, чем суммарное количество детей с опережением роста.

Доля высокорослых мальчиков в «младшей» группе была в 2,3 раза больше, чем мальчиков с нормальными показателями роста. В возрастной группе от 1 до 3 лет доля мальчиков с нормальным показателем роста увеличилась в 1,5 раза, разница с группой высокорослых мальчиков не превышала 5 %.

Показатель роста у девочек, так же как и показатель веса, был стабилен и практически не менялся в зависимости от возраста, однако определялось незначительное уменьшение девочек с «нормальным» ростом в группе от 1 до 3 лет.

Третий антропометрический показатель, характеризующий уровень физического развития, -окружность грудной клетки. Значимость данного показателя не такая большая, как предыдущих антропометрических измерений, однако он необходим для корректной оценки гармоничности физического развития ребенка.

По результатам анализа данных, полученных при обследовании детей региона, представленных в таблице 3, количество обследованных детей со «средней» окружностью грудной клетки не превышало половины выборки.

Таблица 3

Центильное распределение детей по окружности груди в зависимости от возраста и пола (%)

Центильный коридор От 1 месяца до 1 года От 1 года до 3 лет Всего

М Д Всего М Д Всего М Д Всего

1 (< 3 %) 7,6 13,0 10,0 13,2 16,6 14,9 9,1 14,0 11,4

2 (3-10 %) 8,2 10,8 9,4 12,6 8,9 10,8 9,2 10,4 9,8

3(10-25 %) 11,8 14,6 13,0 11,9 13,4 12,7 11,7 14,2 12,8

Итого < 25 % 27,6 38,4 32,4 37,7 38,9 38,3 30,0 38,6 34,0

4 (25-75 %) 46,4 37,8 42,6 46,5 44,6 45,6 46,8 39,9 43,6

5 (75-90 %) 15,6 11,6 13,8 11,3 5,7 8,5 14,3 9,9 12,2

6 (90-97 %) 5,1 6,2 5,6 3,1 7,6 5,4 4,7 6,5 5,6

7 (> 97 %) 5,3 5,9 5,6 1,3 3,2 2,2 4,2 5,0 4,6

Итого > 75 % 26,0 23,8 25,0 15,7 16,6 16,1 23,2 21,5 22,4

Для 1/3 детей региона была характерна узкая грудная клетка, данный показатель с возрастом увеличивался в 1,2 раза. Однако количество мальчиков с «нормальной» окружностью грудной клетки больше, чем девочек в среднем на 7 % в обеих возрастных группах (табл. 3).

Учитывая высокий процент детей с высоким ростом и узкой грудной клеткой, можно предположить, что для региона характерно преобладание детей с астеническим типом телосложения.

В соответствии с классификацией морфологических типов [6, 7], обследованные дети региона были распределены по морфотипам. Среди обследованных пациентов чаще всего встречались дети с «гиперсомией» (31 %). Остальные морфотипы составили: «нормосомия» и «макросомия» по 20,9 %, «лептосомия» - 7,4 %, «пахисомия» - 7 %, «микролептосомия» - 6,2 %, «микросомия» - 4,1 %, «мак-ролептосомия» - 1,7 % и «микропахисомия» - 0,8 %. Обращает на себя внимание тот факт, что для основной массы обследованных детей характерны «крупные» типы телосложения, их доля составила

более половины всех обследованных (51,9 %).

По данным оценки гармоничности развития обследованных детей, проживающих в регионе, доля гармонично развитых детей составила 71,6 %, дети с дисгармоничным развитием - 20,4 %, с резко дисгармоничным развитием - 8 %. Структура показателя гармоничности с возрастом изменялась незначительно. Количество гармонично развитых детей в обеих возрастных группах значительно преобладала и над долей детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием.

Проведя оценку ранжированных измерений при помощи предложенных центильных шкал, выявили некоторые особенности физического развития обследованных детей. Обращает на себя внимание смещение показателей роста и веса в сторону «высоких» центильных коридоров и окружности груди в сторону «низких» центильных показателей, особенно в «старшей» возрастной группе.

На основании последовательного анализа отдельных антропометрических измерений, морфо-типа, гармоничности развития и соматотипа обследованных детей можно предположить несоответствие использованных центильных шкал А.В. Мазурина и И.М. Воронцова [4] для оценки физического развития детей, проживающих на территории изучаемого региона.

Рассчитав медиану антропометрических показателей, полученных в процесс обследования детей, провели сравнение с медианой табличных значений центильных шкал, использованных для оценки измерений. Данные расчетов показали, что медиана показателя веса обследованных мальчиков в среднем выше медианы табличных значений на 0,43 кг (р < 0,01). Показатели медианы роста обследованных мальчиков в среднем выше медианы табличных значений на 2,28 см (р < 0,01). Показатели медианы веса обследованных девочек в среднем выше медианы табличных значений на 0,3 кг (р < 0,01). Показатели медианы роста обследованных девочек в среднем выше медианы табличных значений на 1,9 см (р < 0,01).

Однако при отклонении от средних показателей процент гармонично развитых детей оставался на достаточно высоком уровне (71,6 %).

Заключение. Полученные результаты позволили выявить региональные особенности физического развития здоровых детей, проживающих в городе Энгельсе и Энгельсском районе Саратовской области. Для региона характерно преобладание детей с «высокими» показателями физического развития, астенического типа телосложения.

Таким образом, центильные таблицы, составленные А.В. Мазуриным и И.М. Воронцовым [4], не вполне подходят для оценки физического развития детей, проживающих в исследуемом регионе, следовательно, необходима разработка региональных центильных таблиц.

Список литературы

1. Баранов, А. А. Особенности физического развития подростков / А. А. Баранов, Ю. А. Ямпольская // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - С. 159-169.

2. Вельтищев, Ю. Е. Рост ребенка : закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция : лекция для врачей / Ю. Е. Вельтищев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение. - 2000. - С. 97.

3. Литвинова, Л. П. К вопросу об оценке физического развития детей 5 лет / Л. П. Литвинова // Валеология. - 2000. - № 2. - С. 64.

4. Мазурин, А. В. Пропедевтика детских болезней. - 2-е изд., доп., расш. и перераб. /

A. В. Мазурин, И. М. Воронцов. - СПб. : ФОЛИАНТ, 2001. - 928 с.

5. Поляков, В. К. Состояние здоровья школьников : соматические показатели, особенности питания и коррекция нарушений нутритивного статуса : автореф. дис. ... д-ра мед. наук /

B. К. Поляков. - Саратов, 2010. - 41 с.

6. Сабирова, А. В. Комплексная оценка состояния здоровья. Диспансеризация больных детей : учеб.-метод. пос. / А. В. Сабирова; под ред. профессора Н. Н. Русановой. - Челябинск : Изд-во Челябинской гос. мед. акад., 2008. - 153 с.

7. Соловьева, И. Е. Психологический портрет девочек-подростков различных морфотипов / И. Е. Соловьева, Л. П. Гребова // Молодое поколение XXI века : актуальные проблемы социальнопсихологического здоровья : мат-лы II Международного конгресса (г. Минск, 6-9 сентября 2003 г.) / под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. - Минск : РИТМ социальный проект, 2003. - С. 96-97.

8. Трушкин, А. Г. Комплексная оценка физического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону / А. Г. Трушкин // Валеология. - 2000. - № 1. - С. 61-72.

9. Чернышов, В. Н. Физическое развитие здоровых детей первых шести лет жизни /

В. Н. Чернышов, Н. В. Вощинская // Валеология. - 2002. - № 1. - С. 16-22.

10. Ямпольская, Ю. А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков / Ю. А. Ямпольская // Педиатрия. - 2005. - № 6. - С. 73-76.

Зрячкин Николай Иванович, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой педиатрии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112, тел.: (8452) 51-67-59, e-mail: nizryach@yandex.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Елизарова Татьяна Викторовна, аспирант кафедры педиатрии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112, тел.: (8452) 51-67-59, e-mail: anta-eliz@yandex.ru.

УДК 616:613.67

© О.Ю. Космачева, Н.Н. Курьянова, 2013

О.Ю. Космачева, Н.Н. Курьянова ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ

ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России

Проанализированы особенности организации работы военно-врачебной комиссии, обследующей претендентов, поступающих на службу в образовательные учреждения или на работу в военную организацию. Приведены данные о структуре патологии лиц, прошедших военно-врачебную экспертизу.

Ключевые слова: военно-врачебная комиссия, военно-врачебная экспертиза, особенности организации работы, структура патологии.

O.Yu. Kosmacheva, N.N. Kuryanova

THE ANALYZIS OF WORK ORGANIZATION IN THE MILITARY-MEDICAL COMMISSION

The features of work organization in the military-medical commission, inspecting applicants acting on service, in educational establishments or on work in military organization were analyzed. The pathologies of persons passing military-medical examination concerning the structure are given

Key words: military-medical commission, military-medical examination, peculiarities of work organization, pathological structure.

Введение. Государственная статистика, многочисленные научные исследования свидетельствуют о возрастании численности больных и социально дезадаптированных граждан, об увеличении доли лиц, имеющих по состоянию здоровья ограничения к получению военного профессионального образования или трудоустройства. В современных условиях модернизации Вооруженных сил РФ существенно возрастает роль человеческого фактора. В свою очередь, военно-врачебная экспертиза (ВВЭ) рассматривается как самостоятельный раздел теории и практики военного здравоохранения, представляющий собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, осуществляемых в целях комплектования и медицинского обеспечения Вооруженных сил [1, 2, 3, 4, 5].

Цель: провести анализ результатов работы военно-врачебной комиссии (ВВК) при обследовании претендентов, поступающих в военные образовательные учреждения или на службу в военную организацию.

Материалы и методы исследования. Материалом для исследования явились данные Военномедицинской службы, в частности, результаты проведения ВВК 2012 года. Объем исследования со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.