УДК 332.146:330.322
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО АТЛАСА РЕГИОНА КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
М. О. Панферова
Рассматривается понятие инвестиционного атласа, инвестиционной стратегии региона, выявляются основные составные элементы инвестиционного атласа региона. Проведен анализ распределения регионов Центрального федерального округа в соответствии с изменением объема инвестиций в основной капитал в абсолютном выражении и на душу населения за последние годы.
Ключевые слова: инвестиционный атлас, инвестиционная стратегия, региональное планирование, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционныйриск, инвестиционный климат, регион-квазикомпания.
По итогам 2011 года Тульская область занимала лишь 51 место среди субъектов Российской Федерации по объему инвестиций в основной капитал, рассчитанному на душу населения. Всего три года назад наша область была в середине этого перечня регионов, находясь по данному показателю на 41 месте в 2009 и 44 месте в 2010 году (табл. 1). Выявленный факт свидетельствует о тенденции замедления роста инвестиционной активности в Тульском регионе, хотя за последние годы региональными властями произведены существенные изменения в инвестиционной жизни нашей области.
Таблица 1
Место Тульской области среди субъектов Российской Федерации по объему инвестиций в основной капитал на душу
населения
Год 2008 2009 2010 2011
Место среди субъектов РФ 66 41 44 51
Кроме того, прирост объема инвестиций в основной капитал как в абсолютном выражении, так и на душу населения в Тульской области составил в 2011 году по сравнению с 2010 годом менее 3%, в то время как основная масса субъектов Центрального федерального округа имеет увеличение инвестиций от 10 до 40% (табл. 2).
Таблица 2
Распределение субъектов ЦФО в соответствии с изменением объема инвестиций в основной капитал в абсолютном выражении и на душу населения в 2011 году относительно 2010 года
Интервал изменения, % Величина изменения объема инвестиций в основной капитал, % Величина измене -ния объема инвестиций в основной капитал на душу населения, % Название субъекта ЦФО
>40% 69,15 70,42 Орловская область
20-40% 37,35 37,16 Белгородская область
26,36 27,12 Курская область
30,67 31,42 Рязанская область
24,02 24,81 Смоленская область
22,22 23,18 Тамбовская область
10-20% 15,79 16,79 Брянская область
15,77 16,48 Владимирская область
15,07 15,16 Воронежская область
15,94 16,49 Липецкая область
15,06 13,92 г.Москва
0-5% 3,50 4,17 Ивановская область
0,7 1,51 Костромская область
2,25 3,13 Тверская область
1,5 2,13 Тульская область
0,3 - Московская область
<0% -7,14 -6,83 Калужская область
-3,3 -2,97 Ярославская область
- -0,9 Московская область
Исследование, проведенное рейтинговым агентством «Эксперт РА», зафиксировало начало третьей волны роста инвестиционной привлекательности регионов. В число таких регионов вошли Тульская, Воронежская, Брянская, Ивановская области, Республики Карелия, Чувашия и другие. Как считает руководитель отдела региональных исследований «Эксперт РА» Владимир Горчаков, данные «регионы обладают тремя общими признаками: близость к экономическим центрам, относительная дешевизна рабочей силы и отсутствие знаковых инвестиционных проектов в предыдущие годы. Рост инвестиционной привлекательности этих регионов возможен только в отсутствие неблагоприятных внешних факторов вроде нового витка кризиса» [3].
По итогам 2012 года среди Российских регионов Тульская область занимает 35-е место по инвестиционному потенциалу, по сравнению с показателями 2010 года, потенциал уменьшился на три пункта. Инвестиционный рейтинг региона - 3В1, что означает пониженный потенциал и умеренный риск. Зато по инвестиционному риску наша область поднялась с 22-го на 13-е место среди всех субъектов Федерации. Наименьшим инвестиционным риском так и остался криминальный риск, а вот наибольшим вместо экономического риска стал управленческий (рис. 1).
Рис. 1 Распределение частных видов инвестиционных рисков в Тульской области в сравнении со средним по стране в 2012 году [4]
Механизмы и рычаги привлечения инвестиций в регион могут существенно отличаться в зависимости от сложившейся экономической ситуации в субъекте федерации, в зависимости от рынка инвестиционных проектов, инвестиционной политики, проводимой местными органами власти и даже в зависимости от географического положения, занимаемого данным территориальным образованием. Вышеперечисленные условия
представляют собой часть документа, собирающего в себя все неотъемлемые черты процесса инвестирования в регионе, который носит название «инвестиционная стратегия».
Инвестиционная стратегия региона представляет собой документ (план), в котором определяются вложения финансовых и экономических ресурсов в развитие данной территории, долгосрочные цели инвестиционной деятельности, задаваемые общими задачами ее развития, а также выбор наиболее эффективных способов их достижения [5].
Показатели инвестиционной деятельности Калужской и Ярославской областей по итогам двух прошлых лет являются одними из самых худших в ЦФО. В 2012 году в Ярославской области появился проект закона об инвестиционной стратегии региона до 2020 года, в настоящее время ведется его активное обсуждение. В Калужской области в продолжение стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года «Человек центр инвестиций» в 2012 году была разработана и принята к исполнению «Инвестиционная стратегия Калужской области на период до 2020 года». Как отмечают разработчики, создание стратегии в качестве отдельного документа «обусловлено необходимостью формирование для бизнеса удобного и прозрачного инструмента, дающего представление об экономических и отраслевых приоритетах развития региона, а также об используемых инструментах поддержки инвестиционной деятельности» [2].
Необходимость создания такого рода документа для Тульской области очевидна. При большом количестве поступающих на рассмотрение проектов не все проекты стоит брать для реализации, а только те, которые отвечают всем предъявляемым как в экономическом, так и в экологическом, социальном, инфраструктурном разрезе. Для этого, по мнению автора, целесообразно было бы создать атлас инвестиционных проектов Тульского региона, который являлся бы частью общей инвестиционной стратегии.
Определения «инвестиционный атлас» в научной литературе практически не встречается. Данное понятие начало появляться в конце 1990-х
- начале 2000-х годов с развитием инвестиционной деятельности в нашей стране и с возникновением необходимости структуризации большого количества инвестиционных проектов.
На сегодняшний день постоянно формируется мировой инвестиционный атлас, представляющий собой ежегодный отчет, отслеживающий объемы инвестиций в коммерческую недвижимость в 56 странах. Кроме того, посольство Италии в России совместно с департаментом содействия инвестициям Торгово-промышленной палаты России начали составлять атлас российских регионов, привлекательных для итальянских инвестиций.
Проведенный анализ инвестиционных документов российских регионов показал наличие только одного оформленного в качестве документа атласа - Атласа регионов Юга России. Этот атлас был создан в 2011 году, вмещает в себя каталог инвестиционных проектов социально-
экономического развития Южного федерального округа, а также социально-экономическую информацию, характеризующую инвестиционный климат и привлекательность каждого из шести субъектов Федерации [1]. Во всех остальных субъектах Федерации атлас либо вообще отсутствует, либо отражает основное содержание, но носит различные названия: «инвестиционный меморандум», «инвестиционный паспорт», «инвестиционная декларация», «справочник инвестора».
Работа по составлению инвестиционных атласов ведется сейчас в Иркутской, Рязанской, Ульяновской областях. В атласы войдет информация об основных характеристиках территорий, конкурентных преимуществах, сведения о ресурсах и инвестиционных проектах, а также о формах государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Для Тульской области формирование инвестиционного атласа позволило бы систематизировать проекты по отраслям, по формам воспроизводства основных производственных фондов, по наличию/отсутствию возможности создания инфраструктуры и т.д. Данный перечень можно расширять в зависимости от целей и задач научных исследований проектов. Кроме того, все проекты можно разделить на три группы: реализуемые, предполагаемые к реализации и не прошедшие процедуру отбора. Тем не менее атлас должен быть только составной частью инвестиционной стратегии региона, а не быть обособленным документом.
Считаю целесообразным, что помимо проектов, инвестиционный атлас также должен содержать в себе следующие параметры: инвестиционную привлекательность региона, инвестиционный рейтинг, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал и инвестиционные риски (рис.2).
Рис. 2 Основные составляющие инвестиционного атласарегиона
При использовании модели «регион-квазикомпания», когда регион
- это крупный субъект экономической деятельности с большим количеством внутренних и внешних связей, обладающий определенным набором ресурсов, являющийся собственником определенного круга объектов, имеющий определенный потенциал, а также сравнительные и абсолютные конкурентные преимущества, еще одним из аргументов, определяющих актуальность разработки инвестиционной стратегии, является этапность его жизненного цикла.
Каждой из стадий жизненного цикла региона-квазикомпании присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов и т.д. Разрабатываемая инвестиционная стратегия позволяет заблаговременно адаптировать инвестиционную деятельность региона к предстоящим кардинальным изменениям возможностей ее экономического развития.
Разработка инвестиционной стратегии позволит региону сохранять стабильный рост инвестиционной деятельности, несмотря на меняющиеся условия внутренней и внешней среды, и оставаться в числе наиболее надежных в инвестиционном плане субъектов Федерации.
Список литературы
1. Инвестиционный атлас регионов Юга России [Электронный
ресурс] // Ассоциация Юг: [сайт] URL:
http://askregion.ru/files/atlas/atlas 1 .pdf (дата обращения: 27.02.2013)
2. Инвестиционная стратегия Калужской области [Электронный
ресурс] // АИРКО: [сайт]. [2011]. URL:
http://www.airko.org/assets/files/Strategy KO 2030.pdf (дата обращения:
27.02.2013)
3. Пресс-релиз 2012 года инвестиционного рейтинга Российских регионов [Электронный ресурс] // Эксперт РА - рейтинговое агентство: [сайт]. [1997-2013]. URL: http://raexpert.ru/releases/2012/Dec13c/ (дата обращения: 27.02.2013)
4. Распределение частных видов рисков в Тульской области в
сравнении со средним по стране [Электронный ресурс] // Эксперт РА -рейтинговое агентство: [сайт]. [1997-2013]. URL:
http://raexpert.ru/database/regions/tula (дата обращения: 27.02.2013)
5. Сычева И.В., Панферова М.О. Разработка инвестиционной стратегии региона с использованием сценарного подхода / И.В. Сычева, М.О. Панферова / Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып.3 Часть I. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 124-130.
Панферова Марина Олеговна, аспирант, milymarina@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ON THE NEED FOR INVESTMENT ATLAS OF THE REGION AS AN INTEGRAL PART OF INVESTMENT STRATEGY
M.O. Panferova
Discusses the concept of investment satin investment strategy in the region, identifies the main constituent elements of the investment atlas region. The analysis of the distribution of the Central Federal District, in accordance with the change in the volume of capital investments in absolute terms and per capita over the last years.
Keywords: investment atlas, investment strategy, regional planning, investment attraction, investment potential, investment risk, the investment climate, the region- quasicompany
Panferova Marina Olegovna, graduate, milymarina@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 657.47
СИСТЕМЫ УЧЕТА НЕПОЛНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ -«ДИРЕКТ-КОСТИНГ». ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
И.П. Борискина
Рассмотрены особенности учета и анализа ограниченной себестоимости в условиях применения системы "директ-костинг", представлены основные составляющие системы учета неполной себестоимости, позволяющие определить степень риска, связанную с резким изменением спроса на выпускаемую продукцию, определить конкурентоспособную цену выпускаемых изделий, с учетом потенциальных и социальных выгод
Ключевые слова: себестоимость, переменные затраты, постоянные расходы, общепроизводственные издержки, прямые затраты.
В зарубежной теории и практике учета в настоящее время самой точной считается калькуляция, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, а не калькуляция, которая после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия.
Поэтому в целях совершенствования методики принятия управленческих решений был разработан учет переменных затрат (директ-костинг).
Система учета переменных затрат «direct-costing» возникла в США в период Великой депрессии и получила широкое распространение в пятиде-