Научная статья на тему 'О необходимости регулирования порядка реализации права несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на получение бесплатной юридической помощи'

О необходимости регулирования порядка реализации права несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на получение бесплатной юридической помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ / LEGAL AID / ESTABLISHMENT OF SYSTEM OF PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY / CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS / BODIES OF GUARDIANSHIP / APPEAL OF DECISIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чумакова Ольга Владимировна

Автор анализирует положения Федеральных законов от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Автором рассмотрены положения Конституции Российской Федерации. Проведен анализ прав несовершеннолетних граждан, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need for regulation of the exercise of the right of minors in institutions of prevention of child neglect and juvenile delinquency to receive free legal aid

The author analyzes the provisions of the Federal laws of June 24, 1999 N 120-FZ "About bases of system of prevention of neglect and offences of minors" and of November 21, 2011 N 324-FZ "On free legal aid in the Russian Federation". Minors in the institutions of prevention of child neglect and juvenile delinquency shall exercise all constitutional rights of citizens. Such minors must be provided with free legal aid with the participation of lawyers or other persons entitled to legal aid under Part 1 of Article 2 of the Federal law of May 31, 2002 N 63-FZ "About lawyer activity and legal profession in the Russian Federation". The Ministry of Justice of the Russian Federation has records of individuals eligible to receive free legal aid in the Russian Federation. According to Article 7 of the Federal law of November, 21, 2011 N 324-FZ "On free legal aid in the Russian Federation", free legal aid is carried out by individuals and legal entities that are members of state and non-state systems of free legal aid. Free legal assistance is provided in the form of a legal consultation in oral and written forms, drafting applications, complaints, petitions and other legal documents, representation of interests of citizens in courts, state and municipal agencies, organizations and others allowed by the legislation of the Russian Federation. According to Article 60 of the Constitution of the Russian Federation a citizen can exercise their rights and responsibilities in full only in 18; yet the exercise of the right of minors to free legal aid is not detailed in the federal regulations. Therefore, the exercise should be clearly defined at least in the internal regulations of specialized institutions for minors. Indeed, Article 20 of the Federal law of November 21, 2011 N 324-FZ "On free legal aid in the Russian Federation" guarantees the right of minors in institutions of prevention of child neglect and juvenile delinquency and minors serving sentences in places of deprivation of liberty, as well as their legal and other representatives, if they apply for legal aid on issues related to the provision and protection of rights and legitimate interests of minors (with the exception of issues related to legal aid in criminal proceedings).

Текст научной работы на тему «О необходимости регулирования порядка реализации права несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на получение бесплатной юридической помощи»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 167-168. DOI: 10.17223/15617793/398/28

УДК 342.951

О. В. Чумакова

О НЕОБХОДИМОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Автор анализирует положения Федеральных законов от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Автором рассмотрены положения Конституции Российской Федерации. Проведен анализ прав несовершеннолетних граждан, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь; учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; конституционные права граждан; органы опеки и попечительства; обжалование решений.

На несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, распространяют свое действие все конституционные права граждан. В частности, они имеют право на уведомление своих родителей (иных законных представителей) о том, что были помещены в определенное учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, несовершеннолетние, находящиеся в этих учреждениях, имеют право на получение информации о целях своего пребывания там, об их правах и обязанностях, об основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении. В том числе несовершеннолетние имеют право на обжалование решений, которые принимаются работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как в вышестоящие органы указанной системы, так и в органы прокуратуры или в суд.

Естественно, несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обязаны быть обеспечены бесплатной юридической помощью с участием адвокатов или иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с

ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [1].

Министерство юстиции Российской Федерации ведет учет граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в субъектах Российской Федерации. Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 июля 2014 г. число несовершеннолетних граждан, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, разное в субъектах Российской Федерации: от отсутствия таких лиц во Владимирской, Костромской, Ленинградской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областях, в Санкт-Петербурге, Чеченской Республике, Ханты-Мансийской автономном округе-Югра, Республике Алтай, Хабаровском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе до 4 107 человек в Московской и 5 764 в Кемеровской областях. В Чувашской области - 2 208 человек, в Брянской - всего

26, а в Ивановской - 15. В Калужской области - 381, Воронежской - 477, Курской - 289, Липецкой - 90, Тверской - 2 949. В Ненецком автономном округе - 8. Всего: по Центральному федеральному округу -9 438 человек, Северо-Западному федеральному округу-1 773, Приволжскому федеральному округу -4 031, Северо-Кавказскому федеральному округу -561, Южному федеральному округу - 1 349, Уральскому федеральному округу - 447, Сибирскому федеральному округу - 12 142, Дальневосточному федеральному округу - 236 человек. Оказание бесплатной юридической помощи значительному числу лиц является важной задачей государства.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» оказание бесплатной юридической помощи осуществляется физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в соответствии с указанным Законом [2], а также иными лицами, которые имеют право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

«При этом бесплатная юридическая помощь оказывается в виде правового консультирования в устной и письменной формах, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях и в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах» [Там же].

Данное положение регулируется нормами, закрепленными в ст. 26 указанного выше Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ, согласно которой адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно. При этом оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

К примеру, Постановление правительства Ульяновской области от 23.11.2012 № 551-П определяет размер оплаты труда адвокатов, оказывающих бес-

167

платную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ульяновской области [3]. Также на территории Ульяновской области утверждены Порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такого рода помощи.

Оплата труда и компенсация расходов адвокатов осуществляются на основании соглашения, заключенного между правительством Ульяновской области и Адвокатской палатой Ульяновской области об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Оплата труда и компенсация расходов адвокатов не осуществляются:

- если бесплатная юридическая помощь оказана адвокатом, не включенным в список адвокатов, участвующих в государственной системе оказания бесплатной юридической помощи в Ульяновской области, формируемый Адвокатской палатой Ульяновской области;

- если не представлены или представлены не в полном объеме документы, подтверждающие оказание бесплатной юридической помощи и расходы на оказание бесплатной юридической помощи, предусмотренные вышеуказанным Порядком.

Учитывая, что согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полной мере лишь с 18 лет, а при этом порядок реализации права несовершеннолетнего на бесплатную юридическую помощь в федеральных нормативных правовых актах не детализирован, необходимо четко прописать его хотя бы в правилах внутреннего распорядка специализированного учреждения для несовершеннолетних. Ведь ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» гарантирует право несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также их законных представителей и других представителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве) [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Парламентская газета. 5 июня. № 104.

2. Российская газета. 23 нояб. № 263.

3. Ульяновская правда. 28 нояб. № 131(23.256).

4. Парламентская газета. 24 нояб. - 1 дек. № 50.

Статья представлена научной редакцией «Право» 8 июня 2015 г.

THE NEED FOR REGULATION OF THE EXERCISE OF THE RIGHT OF MINORS IN INSTITUTIONS OF PREVENTION OF CHILD NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY TO RECEIVE FREE LEGAL AID

Tomsk State University Journal, 2015, 398, 167-168. DOI: 10.17223/15617793/398/28

Chumakova Olga V. The Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). E-mail: chumakova-ov@yandex.ru

Keywords: legal aid; establishment of system of prevention of neglect and juvenile delinquency; constitutional rights of citizens; bodies of guardianship; appeal of decisions.

The author analyzes the provisions of the Federal laws of June 24, 1999 N 120-FZ "About bases of system of prevention of neglect and offences of minors" and of November 21, 2011 N 324-FZ "On free legal aid in the Russian Federation". Minors in the institutions of prevention of child neglect and juvenile delinquency shall exercise all constitutional rights of citizens. Such minors must be provided with free legal aid with the participation of lawyers or other persons entitled to legal aid under Part 1 of Article 2 of the Federal law of May 31, 2002 N 63-FZ "About lawyer activity and legal profession in the Russian Federation". The Ministry of Justice of the Russian Federation has records of individuals eligible to receive free legal aid in the Russian Federation. According to Article 7 of the Federal law of November, 21, 2011 N 324-FZ "On free legal aid in the Russian Federation", free legal aid is carried out by individuals and legal entities that are members of state and non-state systems of free legal aid. Free legal assistance is provided in the form of a legal consultation in oral and written forms, drafting applications, complaints, petitions and other legal documents, representation of interests of citizens in courts, state and municipal agencies, organizations and others allowed by the legislation of the Russian Federation. According to Article 60 of the Constitution of the Russian Federation a citizen can exercise their rights and responsibilities in full only in 18; yet the exercise of the right of minors to free legal aid is not detailed in the federal regulations. Therefore, the exercise should be clearly defined at least in the internal regulations of specialized institutions for minors. Indeed, Article 20 of the Federal law of November 21, 2011 N 324-FZ "On free legal aid in the Russian Federation" guarantees the right of minors in institutions of prevention of child neglect and juvenile delinquency and minors serving sentences in places of deprivation of liberty, as well as their legal and other representatives, if they apply for legal aid on issues related to the provision and protection of rights and legitimate interests of minors (with the exception of issues related to legal aid in criminal proceedings).

REFERENCES

1. Parlamentskaya gazeta. 5 June. 104.

2. Rossiyskaya gazeta. 23 November. 263.

3. Ul'yanovskayapravda. 28 November. 131(23.256).

4. Parlamentskaya gazeta. 24 November - 1 December. 50.

Received: 08 June 2015

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.