Научная статья на тему 'О необходимости разработки компетентностной модели преподавателя высшей школы'

О необходимости разработки компетентностной модели преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ И ФУНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / COMPETENCE / COMPETENCE-ORIENTED APPROACH / PROFESSIONAL ROLES AND FUNCTIONS / PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ставринова Наталья Николаевна, Захожая Татьяна Михайловна

В статье обосновывается актуальность разработки компетентностной модели преподавателя высшей школы в контексте происходящих в обществе и системе образования изменений, аргументирован подход к определению комплекса компетенций преподавателя и его личностных качеств, уточнён начальный состав профессиональных ролей и компетенций преподавателя инновационного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ставринова Наталья Николаевна, Захожая Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE URGENCY OF ELABORATING A COMPETENCE-ORIENTED MODEL OF A TEACHER IN HIGHER EDUCATION

The urgency of devising a competence-oriented model of a teacher in higher education in the context of current changes in society and education is grounded in the article. The approach to defining the set of teacher's competencies and personal qualities is suggested. The basic set of professional roles and competencies of a teacher at an innovative higher educational institution is specified.

Текст научной работы на тему «О необходимости разработки компетентностной модели преподавателя высшей школы»

ББК 74р.30 YAK 78.071.4

Н.Н. СТАВРИНОВА, Т.М. ЗАХОЖАЯ

N.N. STAVRINOVA, T.M. ZAKHOZHAYA

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ

КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ON THE URGENCY OF ELABORATING A COMPETENCE-ORIENTED MODEL OF A TEACHER IN HIGHER EDUCATION

В статье обосновывается актуальность разработки компетентностной модели преподавателя высшей школы в контексте происходящих в обществе и системе образования изменений, аргументирован подход к определению комплекса компетенций преподавателя и его личностных качеств, уточнён начальный состав профессиональных ролей и компетенций преподавателя инновационного вуза.

The urgency of devising a competence-oriented model of a teacher in higher education in the context of current changes in society and education is grounded in the article. The approach to defining the set of teacher4 s competencies and personal qualities is suggested. The basic set of professional roles and competencies of a teacher at an innovative higher educational institution is specified.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, профессиональные роли и функции, профессиональные качества.

Key words: competence, competence-oriented approach, professional roles and functions, professional qualities.

Известно, что каждый век имеет свои приметы... И совершенно не случайно двадцать первый век признан веком образования, стратегические цели которого - повышение интеллектуального потенциала человека, развитие профессиональных компетенций специалиста любого профиля. Век образования ставит перед государством, обществом и системой высшего профессионального образования принципиально новую задачу - создание современной индустрии образования, формирование модели «перспективного эффективного образования». Сегодня уже общепризнано, что профессионал своего дела, компетентный специалист - это главное богатство страны, которое создается при непосредственном и активном участии преподавателей высшей и средней профессиональной школы. В свете этого резко обострилась необходимость решения задачи повышения качества деятельности преподавателя высшей школы, определения круга его актуальных компетенций, по сути, создания его современной компетентностной модели. Вполне очевидно, что технологические, экономические и социальные изменения, происходящие в последнее десятилетие, обусловили качественно новые требования к кадровому ресурсу нашей страны.

Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым системе профессионального образования совершенно не случайно отведена роль движущей силы изменений в решении задач перехода от антикризисных мер к комплексной модернизации всех сфер жизнедеятельности нашего общества. Вполне очевидно, что современное высшее образование должно соответствовать стратегическому курсу страны, ориентированному на инновационную модель развития, требованиям конкурентоспособности на образовательном рынке ведущих государств мира. Предъявление все более высоких требований к процессу и результатам деятельности преподавателя высшей школы вызвано и прогрессом техники, науки, изменением системы социальных отношений. Всё это влечёт за собой необходимость постоянно развивать и совершенствовать все направления деятельности преподавателя, ему самому развиваться и совершенствоваться в личностном плане. Изменение требований к целям и результатам подготовки

выпускников вузов к будущей профессиональной деятельности актуализирует значимость деятельности преподавателей высшей школы и всего этапа вузовского образования в контексте их профессионального становления. При проектировании образовательного процесса акценты смещаются в направлении формирования профессиональной компетентности на основе обновления подходов и педагогических технологий реализации задач профессиональной образовательной подготовки, в направлении создания условий для обеспечения качества образования, что опять же подтверждает необходимость конкретизации круга профессиональных компетенций преподавателей.

Сегодня в системе высшего образования происходят значительные изменения, среди которых: переход на многоуровневую систему профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов, новые условия приёма абитуриентов в вузы, реформирование организационно-экономического механизма функционирования высшей школы, широкое распространение негосударственного сектора высшего образования. Все это усиливает конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг.

На этом фоне в высшей школе наблюдаются негативные тенденции: уход наиболее квалифицированных преподавателей в другие области деятельности из-за недостаточной социальной и финансовой оценки их труда; замедление преемственности поколений в профессорско-преподавательских коллективах, постепенное их старение и неизбежное снижение общего уровня квалификации.

Модернизация системы образования обусловливает и принципиально иные требования к уровню научного и практического мышления преподавателя вуза, его профессиональной компетентности, готовности к внедрению инновационных образовательных технологий, педагогической позиции в целом.

Сегодня администрация, профессорско-преподавательский и студенческий коллективы многих учебных учреждений высшего профессионального образования всерьёз задумались о самом важном для достижения нового качества и иного уровня результативности своей деятельности: о том, как добиваться не просто высокого, а соответствующего лучшим мировым стандартам уровня подготовки выпускников, как построить действенную систему отбора кадров, стимулирования и мотивации труда преподавателей. Ведь именно трудом профессорско-преподавательского состава, конечно, в совместной деятельности с обучающимися: студентами, аспирантами и т.д., с помощью вспомогательного персонала, могут быть получены те весомые результаты, которые обеспечивают затем нашим выпускникам успех в их будущей работе и престиж вуза как центра качественной подготовки кадров.

Особенность деятельности преподавателя высшей школы состоит в том, что он призван готовить новое поколение к активной профессиональной деятельности в не столь отдалённом будущем, но в постоянно изменяющихся и усложняющихся условиях. Студенты, которые сегодня обучаются в вузах, должны быть подготовлены так, чтобы уметь самостоятельно и успешно решать целый комплекс имеющихся и вновь возникающих профессиональных задач в сфере осваиваемой ими деятельности. А готовить их к этому должны преподаватели, которые сами должны иметь высокий уровень компетентности в осваиваемой студентом сфере, уметь создавать благоприятные условия для развития личности будущего специалиста.

Актуальность разработки идеального образа преподавателя может быть подтверждена и результатами изучения мнения ряда руководителей вузов Тюменской области (ректоров, проректоров, деканов, заведующих кафедрами): до трети преподавателей высших учебных заведений по своим личностным, гражданским и профессиональным качествам не способны эффективно решать те задачи, которые перед ними ставятся для обеспечения качественной подготовки специалистов (особенно в инновационных вузах). Вполне закономерно, что просьба конкретизировать, обосновать претензии к работнику вызывает у руководителей всех уровней существенные затруднения. Компетентностная модель преподавателя позволит обеим сторонам говорить на одном языке и наглядно довести до сведения претендентов на должность и другого персонала вуза необходимые и желательные компетенции.

Компетентность преподавателя высшей школы приобретает все большее значение и в связи с усложнением, расширением социального опыта, возникновением все новых и весьма разнообразных форм предъявления и переработки информации, с ростом уровня тех запросов, которые предъявляют к нему государство, обучаемые и их родители. Постоянное расширение сферы образовательных услуг, ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов социального опыта требуют от преподавателя высокой мобильности, готовности к непрерывному самообразованию и саморазвитию, способности быть субъектом тех видов деятельности, в которые он включён в вузе и к которым готовит студента.

Интенсивное развитие международных контактов, процессы глобализации и интеграции в мировом сообществе также существенно влияют на все сферы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Однако основные изменения требований к его деятельности вызваны переменами, происходящими в отечественной высшей школе в свете решений Болонского соглашения (2003). Именно последнее ориентирует нас на подготовку компетентного специалиста, способного к решению широкого круга профессиональных задач, к активной творческой деятельности, к самореализации, отличающегося от своих предшественников уровнем самостоятельности, социальной и профессиональной ответственности, мобильности, инициативности и исполнительности. В контексте сказанного, а также с учётом результатов проведённого авторами анализа научных исследований и статистических данных следует констатировать, что на сегодняшний день спрос на квалифицированные кадры в России вступил в противоречие со сложившейся системой их подготовки, с традиционными способами деятельности преподавателей высшей школы, формами их взаимодействия со студентами.

В условиях перехода России к инновационному образованию профессиональная компетентность преподавателя высшей школы, результативность и качество его обучающей, воспитательной, инновационной и научной деятельности становятся важнейшими факторами в подготовке будущего специалиста, способного отвечать на вызовы времени. Нет сомнений в том, что успешное реформирование высшей школы связано, прежде всего, непосредственно с её главным человеческим ресурсом - профессорско-преподавательским составом. От его научной квалификации и профессионально-педагогической компетенции зависит формирование нового поколения специалистов для всех сфер деятельности: образованных, воспитанных, с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, с опытом решения всего комплекса профессиональных задач, наличием инновационного потенциала.

Интерпретируя отдельные положения проекта «Наша новая школа», можно с уверенностью утверждать, что сегодня нужны новые преподаватели новой высшей школы, которые открыты инновациям, понимают психологию современного студента, особенности его возрастного развития, хорошо знают свой предмет, применяют современные образовательные технологии, деятельностные способы взаимодействия со студентами. Новый преподаватель вуза должен уметь работать в команде (с коллегами и студентами), самостоятельно решать целый комплекс профессиональных задач, активно осуществлять инновационную и научную деятельность.

Сказанное выше предполагает создание некой универсальной модели преподавателя высшей школы, представленной в категориях актуального сегодня компетент-ностного подхода, основанной на его ключевых положениях. Совершенно очевидно, что создание компетентностной модели преподавателя высшей школы необходимо, так как в условиях России реализация компетентностного подхода становится фактором поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства, фактором и условием интеграции в мировое образовательное сообщество.

Необходимость разработки компетентностной модели преподавателя высшей школы обусловлена и остротой возникающих в мире социальных, культурных и экономических проблем. Современное профессиональное образование всё активнее осуществляет поиск оптимальных направлений и способов подготовки профессионально компетентных специалистов, с новым типом мышления, готовых к самостоятельному решению социальных и профессиональных задач. Обеспечить такую под-

готовку может только компетентный профессорско-преподавательский корпус, представителей которого должно отличать наличие обозначенных выше качеств и характеристик, но сформированных на порядок выше, чем у людей, которых они готовят к профессиональной деятельности. В свете сказанного, выбор сотрудниками лаборатории инновационных образовательных технологий Сургутского государственного педагогического университета направления исследования, связанного с разработкой компетентностной модели преподавателя высшей школы, не является случайным. Он стал ещё и результатом осмысления той работы, которая осуществляется в вузе на протяжении последних лет в процессе перехода от традиционного вуза к инновационному университету, в ходе разработки компетентностной модели выпускника вуза.

Приступая к разработке названной выше модели, мы, прежде всего, учитывали многогранность и многоаспектность деятельности современного, то есть отвечающего требованиям XXI века, преподавателя высшей школы. А многогранность и многоа-спектность означают многообразие выполняемых им ролей, широкого спектра функций.

На наш взгляд, сегодня может быть выделено несколько крупных, но тесно связанных между собой ролей преподавателя высшей школы. Это предопределено, во-первых, с тем, что преподаватель является не изолированным звеном, а членом единого университетского коллектива, то есть во всей его деятельности должно быть системное начало, а, во-вторых, с тем, что во всех выполняемых им ролях должно присутствовать инновационное начало. При этом следует уточнить, что мы, реализуя положения компетентностного подхода, предложенные В.С.Лазаревым, учеником В.В. Давыдова, его последовательным преемником, в первую очередь, рассматриваем преподавателя вуза как субъекта решения профессиональных задач, субъекта отношений в коллективе, субъекта саморазвития, субъекта инновационной и научной деятельности и субъекта рынка труда [4]. Именно таким, в соответствии с разработанными в вузе моделями, должен быть выпускник СурГПУ, а преподаватель, естественно, должен быть гораздо выше по уровню своего профессионального развития по всем обозначенным параметрам. Ключевой идеей нашего коллектива является тезис «... только личность может сформировать личность», только компетентный преподаватель может подготовить компетентного выпускника вуза.

Все роли преподавателя в вузе очень многоплановые, требуют выполнения целого ряда сложных управленческих функций: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, контроль, анализ, рефлексия, регулирование. Не секрет, что ещё вчера в качестве нормативного требования к своей деятельности преподаватель мог расценивать требование передать знания студентам по той дисциплине, которая закреплена за ним кафедрой. Но сегодня преподаватель должен воспринять в качестве нормативного требования необходимость совместно с коллегами и самим студентом сформировать у последнего целый комплекс профессиональных компетенций, помочь ему освоить разнообразные способы решения задач будущей профессиональной деятельности.

На данный момент нами выделено семь основных ролей преподавателя высшей школы, актуальных в современную эпоху. В этих ролях преподаватель выступает в качестве:

- субъекта процесса формирования профессиональных компетенций и субъекта организации этого процесса;

- субъекта научного поиска, достижения научно-методических результатов и организатора НИРС;

- субъекта процесса формирования социально-личностных компетенций, гражданского воспитания, подготовки выпускников к трудоустройству и будущей карьере;

- субъекта научно-производственного процесса, процесса организации практико-ориентированной, проектной деятельности студентов;

- субъекта исследовательской деятельности университета;

- субъекта системной, целенаправленной деятельности единого коллектива, субъекта коллективного взаимодействия, направленного на достижение единого результата;

- субъекта инновационного процесса, процесса всеобщего творчества.

Каждая из обозначенных ролей требует выполнения комплекса определённых функций. И фактически речь идёт о профессионально-квалификационных характеристиках. Понимание всего этого приводит нас к тому, что преподаватель высшей школы сам должен обладать сформированными компетенциями, соответствующими содержанию выполняемых им ролей и функций. Именно на такой основе и должна строиться сегодня вся работа с профессорско-преподавательским составом университета. Компетентностная модель преподавателя высшей школы, по нашему мнению, должна представлять собой по возможности полный ранжированный набор компетенций, описывающих ключевые качества, знания, умения и другие характеристики, необходимые для достижения стандартов качества и результативности его трудовой деятельности. Исследователи отмечают, что в целом можно выделить два полярных направления в создании моделей компетенций: индивидуализированный подход, сфокусированный на поведении индивида, и коллективный (организационный) подход, направленный на разработку модели компетенций для конкретной организации, увязывающей цели, миссии, ценности, организационную культуру с программами подготовки и развития персонала [1, 2, 6]. В свою очередь, в коллективном подходе рассматриваются две аналитические модели: практико-ориентированная модель, построенная на исследовании поведенческих индикаторов достижения высокой или низкой эффективности, и стратегически-ориентированная, направленная на достижение перспективных целей организации [3].

Определить ключевые компетенции преподавателя высшей школы можно только относительно конкретной образовательной системы, в которой он работает или будет работать. Любая система накладывает свои ограничения на осуществляемую в ней деятельность. Поэтому при разработке модели нами не рассматривались компетенции, которые необходимы преподавателю вуза для реализации его деятельности в традиционной образовательной системе, ориентированной на усвоение студентами предметных учебных знаний, подаваемых как основы наук. Это объясняется тем, что в инновационном вузе преподаватель организует учебное сотрудничество студентов, поддерживает дискуссии, выступает в качестве катализатора общения, партнёра в поиске верного способа решения конкретной профессиональной задачи. Он обеспечивает быструю обратную связь, учитывает разнообразие способностей и стилей обучения. При этом он уделяет внимание развитию не только интеллектуальных, но и моральных качеств (развитие характера, уважение к собственному взгляду на мир). Базовая компетентность преподавателя вуза, на наш взгляд, заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов студента, сформулированных как ключевые компетенции [2, 3, 6, 8]. Все остальные более частные компетенции вытекают из общей и являются её составными частями.

Рассматривая вопрос о необходимости разработки компетентностной модели преподавателя высшей профессиональной школы, мы акцентируем внимание и на его основных характеристиках, к которым следует отнести не столько профессионализм, мотивацию, рефлексию, сколько профессиональную ответственность за передачу и использование специализированной информации, обучение способам её добывания и их приумножения [3, 5, 7]. Мы не могли оставить вне поля зрения и значимые для современного преподавателя высшей школы профессиональные качества [2, 3, 4, 5, 7, 8], которые будут учтены при разработке его компетентностной модели. Среди них выделены:

- доброжелательное и заинтересованное отношение ко всем студентам;

- готовность принимать конструктивную критику от коллег и студентов, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;

- наличие гражданской позиции, собственного взгляда на социальную ситуацию и окружающий мир, способности поделиться своим видением со студентами и коллегами;

- способность воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания, «последней истины в инстанции»;

- умение понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;

- быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

- иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;

- быть увлечённым своим предметом и видами профессиональной деятельности и ряд других качеств.

Обобщая изложенное в статье, ещё раз подчеркнём, что сегодня, живя в эпоху активного реформирования отечественной системы образования, несколько затруднительно делать долгосрочные прогнозы, сложно принимать серьёзные и масштабные решения, создавать новые образовательные проекты... Поэтому считаем, что к определению в полной мере соответствующего «требованиям современности» нормативного набора компетенций преподавателя вуза, выделения среди них ключевых необходимо подойти максимально осмотрительно и основательно.

Необходимо также отметить, что полнота и корректность представленных параметров нашей будущей модели могут вызывать вполне закономерную дискуссию. Мы с благодарностью примем и рассмотрим все замечания, предложения и рекомендации (выделено авторами - Н.С и Т.З.). В статье сознательно обращается внимание не столько на степень оптимальности начальных параметров модели, сколько на подход к решению поставленной нами задачи, на обоснование необходимости создания реальной и действенной компетентностной модели преподавателя высшей школы.

Литература

1. Акулова, О.В. Российский вуз в европейском образовательном пространстве : методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / под ред. А.П. Тряпицыной [Текст] / О.В. Акулова, Н.А. Вершинина, О.Б. Дауто-ва. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 175 с.

2. Грачев, В.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / В.В. Грачев, О.А. Жукова, А.А. Орлов // Педагогика. - 2009. - № 2. -С. 107-112.

3. Компетентностный подход в МГИМО [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://inno.mgimo.ru/

4. Лазарев, В.С. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования [Текст] / В.С. Лазарев, Н.В. Коноплина // Педагогика. - 2000. -№ 3. - С. 27-34.

5. Матушанский, Г.У. Профессионально важные качества преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] / Г.У. Матушанский, М.Г. Рогов, Ю.В. Цвенгер // Психологическая наука и образование. - Режим доступа : www.psyedu.ru

6. Рыков, В.Т. и]^ - представление компетентностной модели специалиста [Текст] / В.Т. Рыков // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 6. - С. 59-61.

7. Компетенции академического и административного персонала университета и инновационная деятельность [Текст] / О.Б. Томилин [и др.] // Университетское управление. - 2007. - № 1. - С. 53-61.

8. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов [Текст] / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее образование сегодня. - 2004. -№ 8. - С. 34-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.